Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

! • ЛЕНИНЕЦ ________ . Обсуждаем проект перестройки политической иэкономинеской учебы 16 мая 1987 г. «КРУГЛЫЙ СТОЛ» «ЛЕНИНЦА» КАК СЛОВО ОТЗОВЕТСЯ? " На днях в Липецком Доме политического про­ свещения был проведен «круглый стол», участни­ ками которого стали организаторы политической и экономической учебы комсомольцев и молодежи. Целью встречи было обсуждение проекта основ­ ных направлений перестройки системы политиче­ ской и экономической учебы трудящихся. , Разговор СОСТОЯЛСЯ; откровенный, принципиаль­ ный, без замалчивания недостатков и упущений. Сегодня «Ленинец» предлагает своим читателям познакомиться с мнениями тех, кто участвовал в работе «круглого стола» и адгет откликов и реко­ мендаций по обсуждавшемуся вопросу. М. И. Космачена, коисуль- Таит Дома политического про-' свещеиия: Мы живем в такое время, когда- все сферы жизни подвергаются перестройке. Решение новых, усложненных задач, выдвинутых сегодняш­ ним днем, требует и новых форм, методов, подходов в работе с людьми, особенно с молодежью. В современных ус.товиях неизмеримо возрастает челове­ ческий фактор, так как имен- цо_от человека, от каждого из рас конкретно зависит реали­ зация намеченных планов. Очень многое в судьбе пере­ стройки напрямую связано с общеполитической культурой общества, знанием проб.тем, сознательностью трудящихся. Поэтому и стоят во главе уг­ ла. сегодня вопросы формиро­ вания сознания мо.тодого —че^ ловека, ,^го четкой мировоз­ зренческой направленности. Перед идеологическими ра- Ротвнками во весь рост стоит рраидйозяая проблема: при­ вести политическое образова- ЙИе молодежи, находящееся рока еще, надо признать, на йедопустимо низком уровне Й Еортветствие с темя тре:бо- вариями, которые предъявляет К вей' время перемен. Разговор о том, что конкрет­ но Нужно менять в работе, про­ пагандистов, необходим, ибо ОН- должен явиться реальным: толчком к конкретным шагам. Наверное, сиачала стоит пого­ ворить об организационной структуре политучебы — это тот фундамент, на котором строится вся система заня­ тий. А. Истомин, зам, зав, отде­ лом пропаганды и культурно- массовой работы ОК ВЛКСМ: Прежде всего следует изме­ нить сам подход к комплекто­ ванию школ. Сейчас их надо создавать, исходя из реально­ го положения де.т, но никак не из количественных данных, не гнаться за валом. Мы сейчас должны учиты-. вать не процент охвата, а видеть перед собой конкретную молодежь с ее интересами, за­ просами, проблемами, настрое­ ниями. Пусть упадет чис.то с.душателей. но главное сейчас ’— поднять качество политоб- разованйя. Л. А. Морева. пропагандист школы комсомольской полит­ учебы Задонского райпо: Алексей не совсем четко выра­ зил свою мысль. Думаю, пра­ вильна было бы сформулиро­ вать ее так: надо, чтобы в системе комсомольской учебы занимался каждый молодой человек, но в зависимости - от индивидуальных склонностей слушателя реалнзовыва.тась бы и определенная форма ведения занятий. Школа должна при этом формироваться не из разнород­ ного состава — это менее эф­ фективно, Желзте.тьно, чтобы формирование шло на базе одного коллектива и не зави­ село от количества людей в школе. Пусть их будет мало, но слушатели должны объе­ диняться общими интереса­ ми. При этом весьма жела­ тельно, чтобы и пропагандист был из их же . ко.ме«тива — ему больше доверия, он ближе к их проблемам. Человек со стороны — менее эффективвд. Он не всегда в состоянии увязать изучаемый материал с местными проб.те- 'мами. Приведу пример. Есть у меня «воспитанник» на пропагандистском поприще •Виталий Зуев. Пусть ой пока, теоретически слабее иных пропагандистов, но в вопросах прикладных,, в. знании , про­ блем; которые волнуют его слушателей, он , несравненно выше. Это ценно. Че.товеку ин­ тересны не абстрактные исти­ ны, а их конкретное, приложе­ ние. Сегодня:, к молодежи, с . ее . . современным уровнем запрР- ■сов и интересов, нельзя на­ правлять человека, чуждого всему этому. Он не знает мо-. лодежных лро.6.чем,- ориенти­ рован на некоего «среднего» слушателя, а потому ребята не воспринимают его. а значит и занятия —г вхолостую. Надо тщательно заранее пригляды­ ваться к людям, прежде, - чем допускать ,их к : мо.тодежной , аудитории.' Я сейчас работаю в хгетрди- ческом совете, наблюдаю; не­ которые с . интересом отно­ сятся ко всему новому,- что несет в себе труд пропаган­ диста, готовы к 'Постоянному. обмену опытом, совершеяство- вавшо; у других..— глаза сон- ; ные, взгляд 'дремучий,' ничего ие выражающий таких и к взрослым, слушателям под­ пускать нельзя, а уж тем более к комсомольцам. Подбор пропагандистских кадров — дело тонкое, ведь именно от .него в итоге будет' зависеть эффективность учебы, Л. В. Горлова, старший ин­ женер по труду ремонтно-тех­ нического предприятия «Ли­ пецкое», пропагандист: Но и принцип добровольно­ принудительный пока, видимо, останется в силе. Ведь и до сих пор многих приходилось «водить заручку», потом, гля­ дишь, Втягивались, начинали ннтересовчться, а та.м и актив­ ность. появляется. В. Куницын, II секретарь Октябрьского РК ВЛКСМ г. Липецка: В проекте есть пшюженне, оговаривающее принципы учебы по индивиду­ альному плану. Мне лично в такую форму обучения мо;то- дежн верится с трудом. Ко­ нечно, и совсем без нее не обойтись, но как здесь осуще- ств.тять контроль? A. Истомин: Почему нас пугает индивидуальная уче­ ба? Здесь при соблюдении двух требований — обеспеченности методической литературой и соответствующим образом на­ лаженном контроле есть свои перспективы. Индивидуальным обучением' должны занимать­ ся люди с высшим образова­ нием. Контроль — в порядке комсомольского поручения: от­ чет на собрании или выступле­ ние с рефератом. Считаю, что отказ от индй- видуального обучения сузит наши рамки. B. П, Родкина, зав. кабине­ том полвтпросвещення НЛМК: .Индивидуальным обучением должны заниматься люди не, по принципу высшего рбра'зо-’ вания, а определенные катего­ рии: комсомольские работнн- К11,- пропагандисты и так далее.; Думаю, также к этому во­ просу вплотную примыкает строка проекта, где идет речь о политических дискус­ сионных клубах. Это очень действенная форма обучения. Н. Д . Рощупкина, лектор Долгоруковского РК КПСС, председатель районного мето­ дического совета комсомоль­ ской политучебы: Мне ка­ жется, для комсомольской политучебы дискуссионный клу'б наиболее подходящая форма занятий. У молодежи уж е сложилось определенное мировоззрение, но в то же время она .любит поспорить, подискутировать, . надо то.лько уме.ло направить эту дискус­ сию в нужное русло. В нашем районе в совхозе имени Тимирязева существует такой к.туб, ,С его занятий ухо­ дишь .удовлетворенным имен­ но благодаря данной форме занятий. Конечно, быть пропаганди­ стом в дискуссионном клубе— де-ю чрезвычайно .сложное; нужно умение провести мно­ жество мнений к единому, е д 1 шственно верному знаме­ нателю, но эффект такой работы наверняка оправдает усилия. М. И. Космачева: Если со­ здавать и6литическ!ш . клуб, тут в первую очередь должна быть четко оговорена про­ грамма. С. Ф. Щупушкин, зав. ка­ бинетом полнтпроса Добрин- ского РК КПСС: Конечно, в едь . если пойти на поводу у слу­ шателей, может по.тучитьея разнобой, « тогда все ■уештня —-'вхолостую. B, В. Антонов, пропагандист: Дискуссионные длубы ..лучше сиачала попробовать организо­ вать в районах,' на предприя­ тиях, где много комсбмо.тьцев, чтобы в них собирались лю­ ди, объединенные опреде.тен- кой спецификой. Л. А. Морева: Но только не . по принципу профессиональ­ ной принадлежности. Дис- куссвоиный политический клуб — это'В первую очередь моло­ дежные проблемы. C. Белоусов, зам. секретаря комитета ВЛКСМ треста «Ли- пецкСтрой»: У нас во многих школах на занятиях' по 5—6 слушателей, что снижает эффективность учебы, если же ребят объединить ^ пользы будет больше, но совсем не обязательно по профессиям. Л. А. Морева: Необходимо подумать и о том, чтобы в системе занятий имелся обяза­ тельно резерв времени. Види­ мо, с.тедует учесть, что боль­ шая тематическая загружен­ ность уводит занятия от кон­ кретики, новых, проблем, ко­ торые рождаются ,на каждом шагу. При составлении пла­ нов занятий нужно ориенти­ роваться на то, что у про­ пагандиста должно оставаться время для анкетирования ауди­ тории, для того, чтобы отве­ тить на вопросы с.тушателёй. С. Белоусов: Говорим о необходимости гибкой систе­ мы, но как можно разработать план занятий на 1—2 года? Ведь жизнь меняется, возника­ ют новые проблемы, подчас неожиданные. А мы вынужде­ ны работать по планам, ко­ торые готовились 2 года на­ зад. В. П. Родкииа; Занятия, ко­ торые проводятся в форме дискуссии, и дискуссионные клубы — вещи разные. Надо решить, как ж е все-таки это будет выглядеть на практике? В дискуссионном к.чубе в первую очередь должен быть комсомольский актив, те лю-- ди, которые занимаются ин­ дивидуальным образованием„ Мы до.чжны учить их искус­ ству убеждения, аргумента­ ции. В. В. Антонов: Планы заня­ тий должны предварите.тьно обсуждаться и «снизу», и «сверху», а уж потом утверж-- даться. И причем, системой политучебы необходимо ох ­ ватить каждого, без скидки на образование и т. д. Партийным организациям нужно взять под контроль комсомольскую политучебу. л . А. Морева: Никогда ни в одном плане работы ' комсо­ мольской организации не виде­ ла с.чова «политучеба». Полу­ чается: то и другое сущест­ вуют сами ,по себе, никак не состыковываются. В итоге лю­ ди часто изучают одну и ту ж е тему параллельно; на комсомольском собрании и на занятия политшколы! По ирннцйпу: кашу маслом не ис­ портишь? Не проще ли в та­ ких случаях пропагандисту идти на собрание, и участво­ вать в обсуждейи, скажем, но-, вых ко.мсомольских докумен­ тов? B. Н. Дымова, председа­ тель методического совета Даяковского ГК ВЛКСМ: Хо­ чу вернуться к личности про­ пагандиста. Не сог.таеиа, что он должен быть обязательно «свой», из коллектива. На се.чё, скажем, до сих пор са­ мый подготовленный человек, т - учите.71ь, ему и правильнее быть пропагандистом, К тому ж е комсомольцы — его быв­ шие .ученики, легче освоятся с требованиями, а пропаган­ дист - учитель, ,в.чадея мето­ дикой ведения занятия, .уве­ реннее будет вести и индиви- дуа.чьйую работу, зная каждо­ го со школьной скамьи. Недавно мы прове.тн собесе­ дование с иропагаядистами района, чтобы выяснить, на­ сколько прочны их знания, как работают они с произведения­ ми В. И. Ленина. Итог иеуте- шите.пышй: выяснилось, что многие, из тех! кто ведет .ком- сомо.чьскне' политшколы, сам с.чабо «подкован». Где уж тут говорить об эффективности за ­ нятий! C. Ф. Щупушкин: Считаю, 1 Рто из проекта выпала полит­ учеба учащихся школ. У нас и районе введено правило — представители РК КПСС по­ сещают заседание комитетов комсомола школ. Выясняем: ребята не знают элементар­ ных вещей, плохо знако.мы даже с историей ВЛКСМ. М. И. Космачева: Система политучебы — для работаю­ щей мо.чо,дежи. С. Белоусов: Вводить в нее курс изучения истории ВЛКСМ — значит по.тностью не на-, деяться на шкоду^, из стен ко­ торой выходят безграмотные комсомольцы. Мы говорим о перестройке и тут же будем мириться с тем, что в школах она идет крайне вяло, заранее согласимся латать ее огре­ хи? С. Ф. Щупушкин; В первую очередь надо наладить кон­ троль за политучебой со сторо­ ны аппарата ОК ВЛКСМ. Ни обкомовские работники, ни РК 'ВЛКСМ никогда не инте­ ресуются этой проблемой. В. П. Родкина: Нужно пе­ рестать быть только проверяю­ щими. Контро.теров и так предостаточно. Но я не помню случая, чтобы кто-либо из ОК ВЛКСМ пришел на заня­ тие в политшколу и сам его провел. Н. Д . Рощупкина: Соглас­ на ■— проверяя, надо помогать, а . ре просто. констатирешахь недостатки. Побывали как- то на занятии одной из школ.,. Поняли; недоработка пропагандиста — это' прежде всего упрек’ тому, кто его готовил. Выходит, сами пу­ стили эту работу ра самотек. Прове.чи де.човую игру; за ­ нятие разложили, что назы­ вается, по по.чочкам, чтобы у пропагандистов ие остава­ лось темных п.чтен в методике. Ведь иначе им никак ■ ие «поднять» аудиторию. Не будем уходить в мир И. 1 .ЧЮЗИЙ: с.чушатели школ в своей основной массе очень ийертны, равнодушны. И не только их это вина — наша. Чтобы переломить их созна­ ние, чтобы .не слышать в да.чь- нейшем ленивое, а «а зачем мне это нужно?» в, адрес по­ литучебы, нужны активные, хорошо подготовленные про­ пагандисты. Л . А. Морева; Подчас про­ пагандисту негде узнать о том, что волнует ребят сего­ дня, чтобы ква.чифнцированно ответить, на их вопросы. Хо­ рошо бы создать при кабине­ тах . политпросвещения . что-то типа консультационных пунк­ тов. Причем им мог.чи бы и до.чжны пользоваться и .ком­ сомольские вожаки, уровень которых, чего скрывать, часто далек от желаемого. Сейчас, говоря о воспитании ннициа-’ тивной. думающей,. творче­ ской молодежи, нельзя забы­ вать о необходимости помо­ щи в росте этой самой моло­ дежи. Тут. и оказался бы очень кстати дискуссионный к.чуб. Причем он должен появиться только там, где есть энтузиаст; Искусственное рождение к.чу- ■ ба, пргшудиловка опять пове­ дут к формализму и выхо.ча- щиванию сути начинания. А. Наумов, секретарь ОК ВЛКСМ: Да, если смотреть правде в глаза, многие ком­ сомольские работники не всегда одерживают верх в ! споре с РЯДОВЫ.МИ комсомо.чь- цами, не владеют опытом дис­ куссии, нас этому не учи.чи, нам в свое время выдавали прописные истины и советова­ ли их придерживаться. Сейчас это мешает, надо избавляться. Считаю, что действенным здесь и оказалось бы создание дис­ куссионного клуба для комсо­ мольских активистов как 1-я ступень. А персональную ответст­ венность за состояние учебы должшо нести 1-е .лицо — 1-й секретарь. Комсомол —■ общественно - политическая организация, а значит наша главная задача — политиче­ ское воспитание мо.лодежи, вся остальная работа должна вестись в прелом-чении этого главного требования. Н. Д . Рощупкина: Да, сей­ час .любое занятие без полеми­ ки уже не проведешь. А в целом считаю, что, учи­ тывая с.пожность комсомоль­ ской учебы и всю знач'имость этого дела, необходим специ­ альный раздел в основных на­ правлениях, посвященный именно этому вопросу. В проекте о нем сказано очень скупо. А. Истомин: Уверен, не толь­ ко участники нашего сегод­ няшнего «круглого стола», но и молодежные пропагандисты всей страны внесут необходи­ мые дополнения и изменения в опубликованный проект, чтобы основные направления перестройки системы полити­ ческой и экономической учебы трудящихся действительно от. вечалй требованиям сегод­ няшнего дня. 1Иа!териалы «круглого стола» подготовила Т. ГОРЯЧЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz