Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
! • ЛЕНИНЕЦ ________ . Обсуждаем проект перестройки политической иэкономинеской учебы 16 мая 1987 г. «КРУГЛЫЙ СТОЛ» «ЛЕНИНЦА» КАК СЛОВО ОТЗОВЕТСЯ? " На днях в Липецком Доме политического про свещения был проведен «круглый стол», участни ками которого стали организаторы политической и экономической учебы комсомольцев и молодежи. Целью встречи было обсуждение проекта основ ных направлений перестройки системы политиче ской и экономической учебы трудящихся. , Разговор СОСТОЯЛСЯ; откровенный, принципиаль ный, без замалчивания недостатков и упущений. Сегодня «Ленинец» предлагает своим читателям познакомиться с мнениями тех, кто участвовал в работе «круглого стола» и адгет откликов и реко мендаций по обсуждавшемуся вопросу. М. И. Космачена, коисуль- Таит Дома политического про-' свещеиия: Мы живем в такое время, когда- все сферы жизни подвергаются перестройке. Решение новых, усложненных задач, выдвинутых сегодняш ним днем, требует и новых форм, методов, подходов в работе с людьми, особенно с молодежью. В современных ус.товиях неизмеримо возрастает челове ческий фактор, так как имен- цо_от человека, от каждого из рас конкретно зависит реали зация намеченных планов. Очень многое в судьбе пере стройки напрямую связано с общеполитической культурой общества, знанием проб.тем, сознательностью трудящихся. Поэтому и стоят во главе уг ла. сегодня вопросы формиро вания сознания мо.тодого —че^ ловека, ,^го четкой мировоз зренческой направленности. Перед идеологическими ра- Ротвнками во весь рост стоит рраидйозяая проблема: при вести политическое образова- ЙИе молодежи, находящееся рока еще, надо признать, на йедопустимо низком уровне Й Еортветствие с темя тре:бо- вариями, которые предъявляет К вей' время перемен. Разговор о том, что конкрет но Нужно менять в работе, про пагандистов, необходим, ибо ОН- должен явиться реальным: толчком к конкретным шагам. Наверное, сиачала стоит пого ворить об организационной структуре политучебы — это тот фундамент, на котором строится вся система заня тий. А. Истомин, зам, зав, отде лом пропаганды и культурно- массовой работы ОК ВЛКСМ: Прежде всего следует изме нить сам подход к комплекто ванию школ. Сейчас их надо создавать, исходя из реально го положения де.т, но никак не из количественных данных, не гнаться за валом. Мы сейчас должны учиты-. вать не процент охвата, а видеть перед собой конкретную молодежь с ее интересами, за просами, проблемами, настрое ниями. Пусть упадет чис.то с.душателей. но главное сейчас ’— поднять качество политоб- разованйя. Л. А. Морева. пропагандист школы комсомольской полит учебы Задонского райпо: Алексей не совсем четко выра зил свою мысль. Думаю, пра вильна было бы сформулиро вать ее так: надо, чтобы в системе комсомольской учебы занимался каждый молодой человек, но в зависимости - от индивидуальных склонностей слушателя реалнзовыва.тась бы и определенная форма ведения занятий. Школа должна при этом формироваться не из разнород ного состава — это менее эф фективно, Желзте.тьно, чтобы формирование шло на базе одного коллектива и не зави село от количества людей в школе. Пусть их будет мало, но слушатели должны объе диняться общими интереса ми. При этом весьма жела тельно, чтобы и пропагандист был из их же . ко.ме«тива — ему больше доверия, он ближе к их проблемам. Человек со стороны — менее эффективвд. Он не всегда в состоянии увязать изучаемый материал с местными проб.те- 'мами. Приведу пример. Есть у меня «воспитанник» на пропагандистском поприще •Виталий Зуев. Пусть ой пока, теоретически слабее иных пропагандистов, но в вопросах прикладных,, в. знании , про блем; которые волнуют его слушателей, он , несравненно выше. Это ценно. Че.товеку ин тересны не абстрактные исти ны, а их конкретное, приложе ние. Сегодня:, к молодежи, с . ее . . современным уровнем запрР- ■сов и интересов, нельзя на правлять человека, чуждого всему этому. Он не знает мо-. лодежных лро.6.чем,- ориенти рован на некоего «среднего» слушателя, а потому ребята не воспринимают его. а значит и занятия —г вхолостую. Надо тщательно заранее пригляды ваться к людям, прежде, - чем допускать ,их к : мо.тодежной , аудитории.' Я сейчас работаю в хгетрди- ческом совете, наблюдаю; не которые с . интересом отно сятся ко всему новому,- что несет в себе труд пропаган диста, готовы к 'Постоянному. обмену опытом, совершеяство- вавшо; у других..— глаза сон- ; ные, взгляд 'дремучий,' ничего ие выражающий таких и к взрослым, слушателям под пускать нельзя, а уж тем более к комсомольцам. Подбор пропагандистских кадров — дело тонкое, ведь именно от .него в итоге будет' зависеть эффективность учебы, Л. В. Горлова, старший ин женер по труду ремонтно-тех нического предприятия «Ли пецкое», пропагандист: Но и принцип добровольно принудительный пока, видимо, останется в силе. Ведь и до сих пор многих приходилось «водить заручку», потом, гля дишь, Втягивались, начинали ннтересовчться, а та.м и актив ность. появляется. В. Куницын, II секретарь Октябрьского РК ВЛКСМ г. Липецка: В проекте есть пшюженне, оговаривающее принципы учебы по индивиду альному плану. Мне лично в такую форму обучения мо;то- дежн верится с трудом. Ко нечно, и совсем без нее не обойтись, но как здесь осуще- ств.тять контроль? A. Истомин: Почему нас пугает индивидуальная уче ба? Здесь при соблюдении двух требований — обеспеченности методической литературой и соответствующим образом на лаженном контроле есть свои перспективы. Индивидуальным обучением' должны занимать ся люди с высшим образова нием. Контроль — в порядке комсомольского поручения: от чет на собрании или выступле ние с рефератом. Считаю, что отказ от индй- видуального обучения сузит наши рамки. B. П, Родкина, зав. кабине том полвтпросвещення НЛМК: .Индивидуальным обучением должны заниматься люди не, по принципу высшего рбра'зо-’ вания, а определенные катего рии: комсомольские работнн- К11,- пропагандисты и так далее.; Думаю, также к этому во просу вплотную примыкает строка проекта, где идет речь о политических дискус сионных клубах. Это очень действенная форма обучения. Н. Д . Рощупкина, лектор Долгоруковского РК КПСС, председатель районного мето дического совета комсомоль ской политучебы: Мне ка жется, для комсомольской политучебы дискуссионный клу'б наиболее подходящая форма занятий. У молодежи уж е сложилось определенное мировоззрение, но в то же время она .любит поспорить, подискутировать, . надо то.лько уме.ло направить эту дискус сию в нужное русло. В нашем районе в совхозе имени Тимирязева существует такой к.туб, ,С его занятий ухо дишь .удовлетворенным имен но благодаря данной форме занятий. Конечно, быть пропаганди стом в дискуссионном клубе— де-ю чрезвычайно .сложное; нужно умение провести мно жество мнений к единому, е д 1 шственно верному знаме нателю, но эффект такой работы наверняка оправдает усилия. М. И. Космачева: Если со здавать и6литическ!ш . клуб, тут в первую очередь должна быть четко оговорена про грамма. С. Ф. Щупушкин, зав. ка бинетом полнтпроса Добрин- ского РК КПСС: Конечно, в едь . если пойти на поводу у слу шателей, может по.тучитьея разнобой, « тогда все ■уештня —-'вхолостую. B, В. Антонов, пропагандист: Дискуссионные длубы ..лучше сиачала попробовать организо вать в районах,' на предприя тиях, где много комсбмо.тьцев, чтобы в них собирались лю ди, объединенные опреде.тен- кой спецификой. Л. А. Морева: Но только не . по принципу профессиональ ной принадлежности. Дис- куссвоиный политический клуб — это'В первую очередь моло дежные проблемы. C. Белоусов, зам. секретаря комитета ВЛКСМ треста «Ли- пецкСтрой»: У нас во многих школах на занятиях' по 5—6 слушателей, что снижает эффективность учебы, если же ребят объединить ^ пользы будет больше, но совсем не обязательно по профессиям. Л. А. Морева: Необходимо подумать и о том, чтобы в системе занятий имелся обяза тельно резерв времени. Види мо, с.тедует учесть, что боль шая тематическая загружен ность уводит занятия от кон кретики, новых, проблем, ко торые рождаются ,на каждом шагу. При составлении пла нов занятий нужно ориенти роваться на то, что у про пагандиста должно оставаться время для анкетирования ауди тории, для того, чтобы отве тить на вопросы с.тушателёй. С. Белоусов: Говорим о необходимости гибкой систе мы, но как можно разработать план занятий на 1—2 года? Ведь жизнь меняется, возника ют новые проблемы, подчас неожиданные. А мы вынужде ны работать по планам, ко торые готовились 2 года на зад. В. П. Родкииа; Занятия, ко торые проводятся в форме дискуссии, и дискуссионные клубы — вещи разные. Надо решить, как ж е все-таки это будет выглядеть на практике? В дискуссионном к.чубе в первую очередь должен быть комсомольский актив, те лю-- ди, которые занимаются ин дивидуальным образованием„ Мы до.чжны учить их искус ству убеждения, аргумента ции. В. В. Антонов: Планы заня тий должны предварите.тьно обсуждаться и «снизу», и «сверху», а уж потом утверж-- даться. И причем, системой политучебы необходимо ох ватить каждого, без скидки на образование и т. д. Партийным организациям нужно взять под контроль комсомольскую политучебу. л . А. Морева: Никогда ни в одном плане работы ' комсо мольской организации не виде ла с.чова «политучеба». Полу чается: то и другое сущест вуют сами ,по себе, никак не состыковываются. В итоге лю ди часто изучают одну и ту ж е тему параллельно; на комсомольском собрании и на занятия политшколы! По ирннцйпу: кашу маслом не ис портишь? Не проще ли в та ких случаях пропагандисту идти на собрание, и участво вать в обсуждейи, скажем, но-, вых ко.мсомольских докумен тов? B. Н. Дымова, председа тель методического совета Даяковского ГК ВЛКСМ: Хо чу вернуться к личности про пагандиста. Не сог.таеиа, что он должен быть обязательно «свой», из коллектива. На се.чё, скажем, до сих пор са мый подготовленный человек, т - учите.71ь, ему и правильнее быть пропагандистом, К тому ж е комсомольцы — его быв шие .ученики, легче освоятся с требованиями, а пропаган дист - учитель, ,в.чадея мето дикой ведения занятия, .уве реннее будет вести и индиви- дуа.чьйую работу, зная каждо го со школьной скамьи. Недавно мы прове.тн собесе дование с иропагаядистами района, чтобы выяснить, на сколько прочны их знания, как работают они с произведения ми В. И. Ленина. Итог иеуте- шите.пышй: выяснилось, что многие, из тех! кто ведет .ком- сомо.чьскне' политшколы, сам с.чабо «подкован». Где уж тут говорить об эффективности за нятий! C. Ф. Щупушкин: Считаю, 1 Рто из проекта выпала полит учеба учащихся школ. У нас и районе введено правило — представители РК КПСС по сещают заседание комитетов комсомола школ. Выясняем: ребята не знают элементар ных вещей, плохо знако.мы даже с историей ВЛКСМ. М. И. Космачева: Система политучебы — для работаю щей мо.чо,дежи. С. Белоусов: Вводить в нее курс изучения истории ВЛКСМ — значит по.тностью не на-, деяться на шкоду^, из стен ко торой выходят безграмотные комсомольцы. Мы говорим о перестройке и тут же будем мириться с тем, что в школах она идет крайне вяло, заранее согласимся латать ее огре хи? С. Ф. Щупушкин; В первую очередь надо наладить кон троль за политучебой со сторо ны аппарата ОК ВЛКСМ. Ни обкомовские работники, ни РК 'ВЛКСМ никогда не инте ресуются этой проблемой. В. П. Родкина: Нужно пе рестать быть только проверяю щими. Контро.теров и так предостаточно. Но я не помню случая, чтобы кто-либо из ОК ВЛКСМ пришел на заня тие в политшколу и сам его провел. Н. Д . Рощупкина: Соглас на ■— проверяя, надо помогать, а . ре просто. констатирешахь недостатки. Побывали как- то на занятии одной из школ.,. Поняли; недоработка пропагандиста — это' прежде всего упрек’ тому, кто его готовил. Выходит, сами пу стили эту работу ра самотек. Прове.чи де.човую игру; за нятие разложили, что назы вается, по по.чочкам, чтобы у пропагандистов ие остава лось темных п.чтен в методике. Ведь иначе им никак ■ ие «поднять» аудиторию. Не будем уходить в мир И. 1 .ЧЮЗИЙ: с.чушатели школ в своей основной массе очень ийертны, равнодушны. И не только их это вина — наша. Чтобы переломить их созна ние, чтобы .не слышать в да.чь- нейшем ленивое, а «а зачем мне это нужно?» в, адрес по литучебы, нужны активные, хорошо подготовленные про пагандисты. Л . А. Морева; Подчас про пагандисту негде узнать о том, что волнует ребят сего дня, чтобы ква.чифнцированно ответить, на их вопросы. Хо рошо бы создать при кабине тах . политпросвещения . что-то типа консультационных пунк тов. Причем им мог.чи бы и до.чжны пользоваться и .ком сомольские вожаки, уровень которых, чего скрывать, часто далек от желаемого. Сейчас, говоря о воспитании ннициа-’ тивной. думающей,. творче ской молодежи, нельзя забы вать о необходимости помо щи в росте этой самой моло дежи. Тут. и оказался бы очень кстати дискуссионный к.чуб. Причем он должен появиться только там, где есть энтузиаст; Искусственное рождение к.чу- ■ ба, пргшудиловка опять пове дут к формализму и выхо.ча- щиванию сути начинания. А. Наумов, секретарь ОК ВЛКСМ: Да, если смотреть правде в глаза, многие ком сомольские работники не всегда одерживают верх в ! споре с РЯДОВЫ.МИ комсомо.чь- цами, не владеют опытом дис куссии, нас этому не учи.чи, нам в свое время выдавали прописные истины и советова ли их придерживаться. Сейчас это мешает, надо избавляться. Считаю, что действенным здесь и оказалось бы создание дис куссионного клуба для комсо мольских активистов как 1-я ступень. А персональную ответст венность за состояние учебы должшо нести 1-е .лицо — 1-й секретарь. Комсомол —■ общественно - политическая организация, а значит наша главная задача — политиче ское воспитание мо.лодежи, вся остальная работа должна вестись в прелом-чении этого главного требования. Н. Д . Рощупкина: Да, сей час .любое занятие без полеми ки уже не проведешь. А в целом считаю, что, учи тывая с.пожность комсомоль ской учебы и всю знач'имость этого дела, необходим специ альный раздел в основных на правлениях, посвященный именно этому вопросу. В проекте о нем сказано очень скупо. А. Истомин: Уверен, не толь ко участники нашего сегод няшнего «круглого стола», но и молодежные пропагандисты всей страны внесут необходи мые дополнения и изменения в опубликованный проект, чтобы основные направления перестройки системы полити ческой и экономической учебы трудящихся действительно от. вечалй требованиям сегод няшнего дня. 1Иа!териалы «круглого стола» подготовила Т. ГОРЯЧЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz