Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
2 • ЛЕНИНЕЦ 14 м ая 1987 г. ЛЕНИНЕЦ КУРСОМ ПЕРЕСТРОЙКИ КТО твой ЛИДЕР? О т , как выбирали секретаря горкома ВЛКСМ Началось с того, что ^ в Грязинеком горкоме ВЛКСМ решили избрать секретаря по работе с учащейся моло дежью и пионерами по-ново му. Запустили в учебные за ведения 300 анке,т. дали объявление в районной га- - — На основании анкетиро- вання. — признался первый секретарь горкома Виталий Иванов, — мы думали вы вести коллектнвньнй портрет и в соответствии с ним по добрать кандидатуру. Но пришлось действовать . по- другому. ■ Дело в том, что в двух щколах не только заполнили анкеты с вопросами о необ ходимых качествах секрета ря, по и-выдвинули на комсомольских собраниях своих кандидатов. Сегодняшние формы и методы работы комсомола определяет одно слово — «перестройка». - Нелегко было ребятам из горкома от решиться от стереотипов мышления, действий. Пре тенденты на эту долн4иость соответствовали коллектив ному портрету, но не под ходили по собственным ан кетным данным. Вера Бирю кова беспартийная, а у Ни колая Комарова нет закопчен ного высшего образования. Тем не менее заголовок под фотографиями в районной газете был наступательным: «За кого будете голосовать?». «Вера Николаевна Бирю кова родилась 16 ноября 1962 года. Член ВЛКСМ с 1977 года. После окончания Липецкого пединститута ра ботает учителем истории в Правдинской средней шко- «Ншюлай Александрович Комаров родился 28 ноября 1964 года. Член ВЛКСМ с 1978 года. В восемьдесят втором, окончив среднюю школу, поступил в Липецкий пединститут- С 1983 по 1985 год служил в армии. Имеет боевые награды. Сей час работает преподавателем физического воспитания в средней школе № М . Уче бу в институте продолжает заочно». Еще год назад при «анкет ном подходе» к подбору кад ров на избрание секретаря ушли бы считанные минуты: встал бы с места заранее согласованный с вышестоя щими кандидат и все дру5к- но подняли бы РУКИ. Теперь единственный в повестке дня вопрос занял свыше двух часов. Пленум—без подготов.леп- иых речей, намеченных до кладчиков. Многие из аппа рата горкома волновались. Все находились в неведении. Нельзя было заранее сказать, кто победит. Ведь голосова ние тайное. Претенденты не заполняли на себя анкет, но писали биографии, не прохо дили собеседования, утвер ждения. За ними — только доверие их коллективов. Из комсомольской харак теристики Веры Б ирюковой : «Неизменно находится в гу- ше комсомольцев н пионеров. Моральный облик безупре чен. Постоянно работает над собой». Из комсомольской харак теристики Николая Комаро ва: «Находит подход к каж дому. готов понять, помочь. Требователен к себе и дру гим. Разбирается п музыке, поэзии, пишет стихи. Прин ципиален, настойчив». Виталию Иванову не слож но было рассказать с трибу ны о проведенном анкетиро вании. о составленном кол лективном портрете секрета ря. По, казалось, он будто отдаляет одну фразу, после которой в ■конце концов по висла в зале тишина: «А те перь перейдем к обсузкдению кандидатур». Участникам пленума предстояло сделать свобод ный выбор. Выбор своего лидера. С. К.ЛЮЕВ, секретарь ком сомольской организации рай онной типографии; — Я видел Николая в разных ситуациях, он быстро схватывает суть вопроса и принимает умное решение. Это неравнодушный человек, умеет убеждать. Много сде лал по военно - патриотиче скому и физическому вос питанию в своей шкоде. Создал клуб, воинской друж бы. а такой спортивной базы нет -больше ни в одной шко ле района. .Думаю, в долж ности секретаря горкома он сделает еще больше. Л. УСАТСКИХ. секретарь комсомольской организации Правдинской школы: — До прихода Веры Ни колаевны у нас будто ком сомольской организации в школе не было.- С первых дней потянулись к ней ребя та. Она нам товарищ, друг , учитель. Заншгает всех сво ей энергией. Ни одно меро приятие не проходит без ее участия. Комсомольцы про сили поблагодарить ее за то, что она внесла в нашу зкизнь. Н. СКАКОВ, секретарь комсомольской опгаиизацни школы-интерната № 1: — Я знаю Николая лич- но,-Он не раз бывал ,У нас Когда я собирался и'а пле иум, весь наш коллектив про сил меня голосовать за Ни колая. Мы ему верим. С. СОКРЮКИН. ВТОРОЙ секретарь горкома ВЛКСМ: — Я видел яркие, запо- мипаюишеся вечера, которые проводит Вера. На ее.уроках удивительный контакт учи теля с учениками. Своим оптимизмом., .эрудицией она зажигает ребят. Это достой ная кандидатура. С самого начала'было вид но, что обе кандидатуры бы ли достойные как учителя. Л вот как секретари? Ведь, по нятно, работа любого рай кома, горкома зависит от того — на высоте ли его • секретари? Насколько велико их зкелапие и умение орга низовать. повести за собой? Казалось, вот-вот слозкится ситуация, когда тот. кто знает Николая, будет вы двигать его, а тот, кто знает Веру. — «ее. На этом круг .замкнется. Но каждый, сидящий в зале понимал, что его голос решает, от его голоса может что-то измениться или ос таться по-старому. Имею «право» оргаиичио сочета лось с мНюлью; на меня воз ложена ответственность. По этому презкде. чем доверить руководить, предстояло ра зобраться лазке тем. кто хо- розпо 3 "^" кандидатов. В. ТЕРЕХИН, заведую щий районным отде.дом куль- ’ — Мне бы хотелось начать с притчи. Идет путник . В и дит . трое что - то делают. Спрашивает. Один ответил: «Камни ворочаю». Второй: «На хлеб зарабатываю». А третий сказал: «Строю лом». Так вот, и Николай., и Вера строят дом, строят нашу жизнь и хотят, чтобы этот дом был лучше. Я знаю Веру как замеча тельную ведущую. На ее' вечерах не бывает скуки, нет равнодушных. я ' видел восхищенные ре бячьи глаза на встречах, ко торые проводит Николай как бывший воин-интерна ционалист. ■ - . Но сфера!' деятельности Николая, мне кажется, ши ре. Например, решили мы посмотреть ' дискотеки, а он, оказывается, везде узке по- йивал. Не каждый, думаю, наберется смелости, чтобы . на городской, областной -кон ференциях с болью, ^ остро сказать из зала о проблемах военно-.патриотического вос питания. Редкий пленум, отличает- , ся такой активностью его участников. Раньше даже выступающих в прениях по бумажке готовили: чтобы время сэкономить, чтобы они па трибуне не растерялись, а главное — лишнего не ска зали. А чего они могли ска зать лишнего, кроме того, что их тревозкит, о чем ду мают, заботятся. На этот раз не было сценария, руки поднимались одна за другой и многое было непредезгазуе- — Я не 'знаю ни того, ни другого претендента. — езга- за.ча секретарь комсомоль ской организации совхоза «Песковатский» Л. ЩЕДРИ- НОВА. — Слушазо сейчас— и тот, и другой хорош. Но ведь и раньше нам ззредла- гались неплохие кандидату ры. Сезгретари приходят и УХОДЯТ, а проблемы остаются. Работники горкома редко бывают в первичных органи зациях. ззе зззают наших нужд, забот. Не получится , что и эти выборзя не дадут долзк- ного результата? - Ей тюзпаэил зам. сезгоетя- рв СМП-188 В. ГРИГОРЬ ЕВ: — Если оба отдают себя делу зза своих местах, я уве- резз, згазкдый тгс позцадит себя и в должности секретаря. Было видззо, что оба пре тендента не боятся трудно стей, неприятностей. Они хо тят что-то сделать, изменить в .этой жи.эни. Не боятся по ражений. Кого выбрать? Все зкдали выступления - самих кандидатов, чтобы постаззить точзсу над «>». И оззи высту- — Я тозке пе зззала ни то го. ни ДРУГОГО. — сказала секретарь комсомольской оогачизацзш «Сельэнерго» И. Мироззова. — Сначала ^думала голосовать за Нико- . '.пая. Но послушала Веру и считаю, что, с ее энергией, желаззием работать она сде лает в этой должности боль- Вера была открыта тля рткровениого разговора. Прн- зззалась, что, согласившись участвовать в конкурсе, не озкидала столько волнений. ‘ — Проработав два года. — ска.эала озза. ^ я вишу, как много в сельских школах проблем. Пассивность страш ная. Самоуправлетзия ист. Школа комсомольского ак тива бездействует. Очень остро стоят вопросы яосуга. Если, допустим, в Грязях есть два-три места, куда мо жет пойти молодежь. есть два-три человека, которые с ней занимаются, то в селе ничего этого нет. , Нужно помогать ребятам. Секрета рю горззома не говорильней .эаззиматься. а делать практи чески. -Рензеине проблем мне видится- сначала на базе одной какой-то школы. А затем этот опыт распростра нить по всезиу району. Из зала Вере бз.зл задан всего- один вопрос: ■- —^ Хватит ли у вас глзл организовать соревнования на приз клуба '«Кожаззый мяч» (поле подгбтрвить, су дей пригласить, явзсу обес печить)? ■ — Силы есть, думаю, хватит. . . Не ошибусь, если сказку, что в душе У каждого из казздидатов было желание попробовать себя в руковод стве. Иной хорошо справля ется, со . своими обязанностя ми и дело ему по душе. Но можно ли говорить, что это его «потолоз»? И вот пре доставилась возможность ис пытать себя, доказать — иа что тз>з способен — себе и другим. Нззколай был спокоен, рассудителен, В школе, ког да утверждали его характе ристику. многие ребята были настолько уверены, что ои станет секретарем, что уже прощались с ззим. некоторые не сдержали слез. После пленума Вера Би рюкова скажет: ■«Как только Коля стал говорить, я по чувствовала. что его воспри няли очеззь'серьезно, ему сразу поверззли. Спрашива ли. как бороться с бюрокра- тдамом в ззомсомоле. где достать спортивную форму, т. е. обращались уже каз: к секретарю з'оркома. А когда разговор зашел о досуге тз он пригласил всех зза сегодият- нзою дискотеку, а завтра пой ти с его учеззшзами в поход в Краеззую Дубраву, то тут уже сомиетзий в его победе у, меня не оставалось,- Я с Колей познакомилась вчера. Мы с ним три часа провели в ПТУ-14 и в сель- скохозяйствезтзюм, технику ме. Он моментально распо ложил своей пепосредствезз- ностью. искрешзостьзо. Лег ко входит в контакт с реб'я- По ре;зультатам тайного голосоззания 10 голосов ~ .эа В. Бирюкову. 37 — за Н. Комарова. От участни ков ззлеззума зюступило нред- .донсетчзе избрать Веру чле- тюм бюро горколза комсохзо- ла. За .это предложение го- лосовалзз единогласно. .. Что ж, ззервый блин Гпя- зииского горкома ВЛКСМ получился не комом. Но сами такие выборы, хоть и есть шаг вперед по пути ло мок оатии, еще ззе гарантия полозззихрльиых сдвигов. К ним иадо серьезно готовить ся. И тем. тзта пойдет по стопам грязззннев, надо учестт, их ттаосчеты. Вот что скР’ эп после пленума В. Иванов: — У нас была бррзба члезюв горкома за ту или иную кандидатуру, по зге бы ло борьбы , - меязду прететз- дентами. Слишком крат косрочной оказалась их ппедвзяборная кампапззя: Они побз> 1 вали только в о”- зюм ПТУ н' техтзикуме. В результате в своих выступ- леззиях не смогли дать ана лиза работы, выдвззнуть кон- кретнзне предложения по ее улучшезгню.' обозначззв при этом сроки. Но в целом, даже потому,' что в зале ззе было равно- дупзных, монззю говорить, что пленум удался. В его работе приняли счастие пер вый секретарь Гпязииского горкома партии Н,- М. Боб ровский и секретарь обкома комсомола И. Горчакова. ' в . ВЛАДИМИРОВ. КОМИТЕТ ВЛКСМ: СТИЛЬ РАБОТЫ По ВСС31 стране известно имя ззашего земляка И. А. Флеро ва, первого командира бата реи реактивных минометов, любовно названных народом «Катюша». Батарея, ззаводя панический ужас на врага, в течение трех месяцев, тяжелых месяцев войпы, держала в напряжении огромную территорию. Но в ноябре сорок первого форми рование попало в засаду. Можззо было вырваться, но без устаззовок. И Флеров, вер ный Родззне, присяге, лично взрывает головную машину с установкой и снарядами. Сле дом раздались другие взрывы. Погибли герои, по тайна ие досталась врагу. Учащиеся СПТУ-23 ведут поиск материалов о леген дарном. земляке, связались с иептральшлми архззвами. му- Памяти земляка 1 Пробеги на Традззционными Победы стали и . родину И. А. Ф;ерова село Двуречки. На митинге, 42-й годовщине перед учащимися выступил участиив^^Ьеликс й венной А. Ш. старт! Ш - лучшзз победителей во; ной игры «ОрленЬк», соззео- ревзюваиия, а та ;же предста вители ба.зового предприятия ОПТУ—ПО «ЛТЭ!. и подшеф ной школы№ 62 о правились в неблизкий путь. Темп не спадает — устав«пих бегунов сменяют отдохнувшие в ав тобусе сопровожд|:ния. Под держивают задан| 1 ый темп и директор учззлиИа, и секре- шно-снор'гив- тарь партбюро, и мастера производственного обучения, и преподаватели. В Двуречках у памятника воинам, погибшим в Великой, Отечественной войне, уже ждали учащиеся местной шко- Состоялся . митинг. А затем в музее И. А. Флерова участ ник войны, заслуженный учи тель школы РСФСР П. И, Колчев рассказал о жизнен ном п у т земляка-героя и преподнес портрет И. А. Флеро ва в дар созданному в учи- лизце , музею, легендарного командира батареи реактив ных минометов. Ю. ЯРИКОВ. Слово будет нерушимо Согласно прика.зу Гепера.чь- прокуратуры, 1посвятивших успешно расследовал более ного прокурора СССР моло- себя служению |социалист13че- 40 уголовных дел. многие из дые специалисты, пришедшие ской законности, I торжествен- которых — о хозяззствениых в органы прокуратуры, теперь зю клянусь: 1 ■ преступлениях и умышленных принимают «Обязательство быть бе.ззаветио предан- убийствах. С.ледователь .про- работника -советской прокура- ным советскому рароду, сопи- куратуры Липецкого района туры». ялистической РЬдине и делу В. Шмелев в прошлом году ,В торжествеипой обстанов- Коммун^кчсскоГ| п а м к С о - расс.чедовал около 30 уго не с участием членов коллегии ветскогЯРюза; I . ловных дел. и всех работников аппарата свято соблюдать Консти- С приветственным словом к областной прокуратуры недав- туцшо СССР и советские за- собравшимся обратились про- ио приняли такое обязатеяьст- коны, ие допускйя малейшего курбр области, почетный ра но 28 молодых специалистов, от них отступледия...». ботннк прокуратуры СССР, Все они после окончания выс- Ма верность Родине \дри- государственный советник юсти- ших учебных заведений про- сягали: Пеи4ов, прСгГурор цпн Ш класса В. ГТ. Потудин- шли стажировку в районных отдела ' областш)й прокурату- ский, почетный работник про прокуратурах и назначены па ры; 10. Дутов, | заместите.аь курзтупы СССР, прокурор го- должиости следователей и про- прокурора Гря.'|шской меж- рода Липецка'А.. И. Комраков, куроров. Каждый из них зачи- райпрокуратуры; 1Н.. Сииичеия, ветеран войны и труда, стар- тал вслух текст обязатель- старший помоппик прокуро- ший советник юстиции И. М. ства и скрепил его своей ра Октябрьекоп) района, и Столповский -ПОДПИСЬЮ. Торжественно зву- другие. чали слова; «Я — гражданин Обязате,льство принял и Союза Советских Социали- следователь Ус:)аиской оай- стичеекпх Республик, вступая онной прокуратуры А. Душ- в ряды работников советской кии, который в | течение года В. НАУМЕНКО, старший помощник прокурора области, старший советник юстиции. -О делегатах областного слета пионеров в нашем классе стоит аквариум. Оля Кузнецова всег да „следит, чтобы в нем уютно жилось рыбкам — их ома не' дает в обиду. Еще она мечтает купит надувную лодку и отправиться в Гю.тьшое п.тавание но лю бимому кувшинковому о:5сру, что поблизости от села ее дедушки. — Понаблюдаем за жвзш>ю цапель, диких уток, в общем, ■разных птиц. Папа очень лю бит природу и я тоже, —- сказала .Оля однажды. Вообще, Оля Кузнецова из нашего шестого «Г* мечтает путешествовать. Недавно иа занятиях в школьном круж ке она научилась ориентиро ваться по карте и солнцу, ста вить палатку... И как многие настоящие туристы Оля занимается лег кой атлетикой. Наш класс, кстати, спортивный, он по беждал и в районных, и в «Уважаем Олю» ■ь областных сорев Оля всегда очен старалась хорошо пробежать или прыг нуть ради побе;ы нашей команды и запш ала призовые Но - самое л збймое Олино дело — театр, мер, II дскорато!)', порой ПОМОЩНИК' режшсера театра шестое» «Г». И ше она трнса.ЧОля целы! месяц гото вилась к первоху жизни спектакля удачно сыграла Голубку. Зри телям — октябргтам подшеф ного класса — с понравился. Мы подготовим н по|<ажем им но- У нашей Оли а энергии и в[ ;меии еще и энтузиас поискового клуба нашего отряда. Мы разыскиваем ветеранов пи онерского движения, живущих в микрорайоне, помогаем им по-тимуровски, конечно, при глашаем на пионерские сбо ры. Недавно мы. узнали, на пример, что бабушка одного чашего одноклассника была вожатой сше до Великой Отечественной. После интерес ной встречи с ней многие за> хотели стать вожатыми. Оля часто выступает на пионерских сборах и ее слу шают всегда внимательно. По тому что нашу Олю очень ува жают все пионеры, ^ Э. ПОДМАРКОВ, председатель совета пионерского отряда 6 «Г» 30-й школы г. Л ипецка. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ -В РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО Надо думать! Первая иеожидашюсть; ■«моя» дверь оказалась за пертой. Мы так не догова ривались с первым секрета- — Она в хоэяйстве. — .ча- •крничный ответ инструкто- .-Валентина Климова еще не успевает резиновые са поги поменять на модные еа- поящи (в колхозе. .откуда только что вернулась, пет асфальта), к пей уже с во просами. Обеспокоена Га лина Китаева: -только что. получена телефонограмма из обкома комсомола, там совещание по летнему от дыху учащихс». — Садись в машину, и быстрей на . автовокзал, к рейсовому автобусу, — •распоряжается первый сек ретарь. Недоумевает: опять телефонограмма с опоздани ем, а районо, оказывается, оповестили накануне. Вот так всегда: проводится в области, например, соревно вание, в районном спортко митете уже знают, а в рай коме комсомола — пет. ' Что за иеоисративиость свыше? Звонок из обкома. Нуж ны сводки по КМК. В обко ме в тот день находился и второй секретарь райкома. Два райкомовца «в области» и — дополнительная инфор мация по телефону? Но... Мне пора бы войти, согласно, редакционному за данию, в роль первого секре таря райкома. А л не ре шаюсь. Помимо всех нахлы нувших разом проблем: и оргаиизациоппьтх, и Финан совых. и прочих других надо быть еще и... агрономом. Валентина Кли.мова — упол номоченная по подготовке к весенне-полевым. работам. А вдруг сейчас 'позвонят и надо будет срочно выезжать в хозяйство, давать совеу .1 местным агрономам? Чувствуете иронию? Но должно быть не по смеха. И уже поэтому дублера пер вого секретаря из меня ие ПОЛУЧИТСЯ. Сочувствую' и Валентине: по образованию она .зоотехник. Зимой было легче и , ' может быть, инте ресней. С ролью уполно моченного по зимовке скота в колхозе «Красный бор» зоотехнику справиться про ще. Иадои, оте.пы. коитроль, чтоб тшкаких «ЧП» в отрас ли животноводства — все это ей .эиакомо. А если V первого секрета ря диплом технического ву- ,эа. или. скажем, учител.я ис тории ? Нужен ХОЗЯЙСТВУ та кой уполпомочеипый? Или ОТТ необходим всего лишь для показателей и отчетов? Н еще я бессильна в фи- иаисовых вопросах, и V меня нет знакомых в районе, кто мог бы, ИСХОДЯ из лич ных контактов, «приплатить» то, что., пало, и сде,дать это, закрыв глаза иа всевозмож ные ииструкишт. запрещаю щие и прелугфеждающие.,. Пока РК В.ЛКСМ может ходить с ПРОТЯНУТОЙ РУКОЙ. П ростой пример. На плену мы. совещания, семинары в Липецк — везти комсо мольский актив. Необходимо заказать автобус, который, во-первых, надо найти, во- вторых. оплатить. В прошлый раз 50 рублей подкинул колхоз «Красный бор». Ди ректор автоколонны Н. К. 1{олесииков, са.м в прошлом комсомольский ,. работник, сделал доброе дело^ вошел в иоложеиие: и справки все- во.э.можпые подписал, и ав тобус выделил, А как быть в следующий раз? Какое хозяйство держать на прн- Надо думать! ■В одной книге прочитала: «Комсомольский работник — это доляшость. где человече ское выступает в роли про фессионального. Это прежде всего состояние души, а по том уже навыки ремесла». Но я теряюсь: когда вы являться этому человече скому в круговерти тех про блем, О- которых рассказала выше? П других, когда , приходится как-то выкру чиваться, как-то изворачи ваться,,.даже обходить зако ны, и от которых никуда не деться. Не это ли очень и очень часто формализует комсо мольских работников? Не -потому ли они... коль заходит речь о конкретных делах, начинают вспоминать мас совые, маси1табиые меро приятия. в которые .бывает охвачена если пе целиком ■районная организация, то. по крайней мере, человек 200—300? И редко услы шишь о том. что «вытащили ■мальчишку из трясины под- ; воротни», или помогли скре пить разрушающуюся моло дую семью, или поддержали мать в тяжелую минуту про щания с сыном, свято вы полнившим свой долг. Гор диться почему-то принято иным — входящим в сводки, Об этом размышляла еще несколько лет назад извест ная публицистка. К этому выводу,' как ни странно, ■•при ходишь и сейчас. Взорвется, иаконеи. рай- комовская тишина? Не стре котом печатной маШинки. не трелью телефонных звонков — зовом о помощи. ВОЗМУ-, щением. нетерпением, радо< стыо — тем. с. чем могли бы прийти' В райком рядовые комсомольцы. Почему они не-идут сюда? Ие первШй раз задаю -этот вопрос, бывая в командиров ках. И вот, кажется, «напа ла на'след». Не каждый ря довой комсомолец свой районный комитет колюо- мола считает своей самой верной и самой надежной первой инстанцией. По той же причине — привычка масштабно действовать и мыслить закостенело. Об этом, как ИИ странно, знает и конкретный человек, кото рому нужна конкретная по мощь. Между тем у первого сек ретаря райкома, как прави ло, ие бывает выходных. Ва лентину Климову соседи по дому называют полуночни цей. И для стирки белья, и для мытья полов (яситей- ские. необходимые все де ла)—иного времени не вы кроить. Сколько приглашений на .различного рода меро приятия — субботние и вос кресные ^ видела на столе Климовой! А ей хочется к людям, к ТОМУ самому конкретному человеку. И хочется, что называет ся. пе ударить в грязь лицом перед вышестоящей органи зацией. Рано утром в хо зяйство поехала — честно призналась - — не ради кон кретного человека. В кол.хоз, сообщили, должно приехать высокое начальство, а ком сомольские дела там далеко не на высоте.. — Надо съездить в За- вальиовскую школу , - — пред лагает,—У десятиклассников, слышала, «ЧП». Надо рас тормошить, надо разбередить их равнодушие. Едем хотя бы иа месте взорвать тишину. Саженцы Класе уже был в сборе, и страсти уже разгорались. По одну сторону барьера — десятиклассники, по другую — учителя, и, кажется, ком сорг, которая успела выучить ■на высокой ноте поучающее: «Остался месяц до важного этапа в нашей жизни. А кое- кто еще несерьезно подхо дит к своим обязанностям. Вот ты (обращается к одно класснику), почему ие пришел вчера иа главное собрание года? Твое поведение ие к лицу комсомольца. Не рисуй ся! Встань!». ...И этому тону, и давно х'же ставшими формальными словам 'не удивляемся с первым секретарем. У учи телей — нравоучения, пере ходящие иа крин. Поднима ют учащегося: — Объясни, почему ты пе комсомолец? — Недостоин. — Объясни, почему недо стоин? Почему ты сидишь? Встань! Все отразится в характеристике! Почему У тебя плохая учеба? — Многое запущено. — -Что. учителя вииова- — Кто вас винит?.. После этого диалога учи тельница «открывает» исти ну; главный труд учеников — учеба, на втором месте — общественная работа. .Мы выжидающе слушаем и пытаемся понять: из-за чего же «сыр-бор»?» Когда, иакоиец, дело дойдет до «ЧП»? А ничего чрезвычай ного, как потом выясним, не произошло. На заработан ные деньги десятиклассники на весенних каникулах езди ли в Крым. В результате поездки — два строгих и два «обыкновенных» выго вора четырем ребятам. И в поезде они скакали, а дол жны были, по мнению одной ■учительницы, «лежать на полках и ПУСТЫМИ глазами созерцать потолок» (дослов но). И в гостинице иа них бессонница напала, и экскур совода они в Тамани не слушали: хорошо, если б кому-нибудь Лермонтов до стался на экзамене! (сие прозвучало откровенно уг рожающе). И к девчонкам в гостинипе мальчишки заби рались по балкону (дверь строго контролировалась: а ВДРУГ произойдет распу- щенность нравов?). Словом, надо было мол чать, ходить строем, бегать за мороженым —- только по разрешению, парням с дев чонками пе общаться. — А ВДРУГ случилось бы «ЧП?» — негодует дирек тор,—И пришла бы «бумага» в район? Позору было бы! Первый секретарь начина ет «прояснять» обстановку. -И просит учителей,., поки нуть комсомольское собра ние. И начинает с ребятами говорить Просто, по-челове чески. Пе унижая их тоном, не терпящим возражения. Достается ко.мгоргу. и по делу; что за позиция — и класс не обидеть, и одиовре- менно. — учительский кол лектив? И взрьщрется ком сорг; «Говорим о самоуп равлении, а где же оно? Хотели комсомольское соб рание без педагогов прове сти. сами во всем разобрать ся, предупредили, что соб рание наше — закрытое. А учителя безапелляционно: «Ничего, мы откроем!», И заговорили все; «нас оскорбляют, запугивают ат тестатами и характеристика ми. Дискотеку директор прииимает в штыки. Однаж ды сказал: «Идите, я вам лучше трактор .заведу, он сродни дискотечной музы- Класс по-хорошему взор-, вался; до каких пор нас бу дут считать плохими? Первый секретарь пред лагает выход: надо дока зать, что вы — стоящие ре бята. И дока.эать конкретным делом. Каким? В спорах при шли к единому; помочь обо рудовать детский сад. И — посадить аллею. Десятиклассники призна ются: такое собрание за' все годы у них впервые. Первого секретаря райкома комсомола провожают ап лодисментами. По дороге в райком она долает записи: саженцы. (Пока спорили, в каком месте высаживать аллею, кто-то из дотошных спросил; а где брать саженцы? — Я помо гу.^ — успокоила Валенти- Н еще отметить: обяза тельно выступить на совеща нии в районо. Никакого са моуправления в школе. Учи теля , «задавили» учеников. День прожит небесцель- Каким будет завтрашний? Ведь и завтра, и послезавт ра. и каждый день копНрет- ному человеку или даже кол лективу потребуется помощь комсомольского работника, а, может, всего лишь участие. Но! Уяге ради этого тре буется помощь и райкому. «Самоуправление» .школь ников в Завальном в некото рой степени отразило и про блемы комсомольских ра ботников. Всегда ли аппарат райкома чувствует себя са мостоятельным? Нет! Из лишняя опека, контроль, да бы чего-нибудь не случилось, мешают работать, проявлять инициативу. В дни комсо мольского форума В. Кли мовой приходилось согласо вывать с райкомом партии проведение (во внерабочее время!) митингов, посвя- ищииых XX съезду комсо- Да мало ли наберется та ких примеров, когда РК ВЛКСМ и шагу ступить не может без ведома и согла сия вышестоящих организа ций. От ошибок никто из нас не застрахован. Но научить ся твердо ходить, не падая, — невозможно, О. ТЕПЛОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz