Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ 25 апреля 1987 г. Обсуждаем проект перестройки ;попитическбй н экономической!учебм Изгнать формализм В о всем многообразии дея тельности комсомольских орга низаций по осуществлению пе рестройки, ускорению социаль но-экономического развития основным, решающим «пуско вым механизмом» должна быть идеологическая, политико-вос питательная работа, целена правленное воздействие на личность, всемерная активиза ци я человеческого фактора. Это положение не требует ком ментариев, это очевидно и по нятно всем. Не менее очевидна и та определяющая роль, кото рую может и должка играть в этой работе система комсо мольской политической учебы. Недавно задал вопрос секре тарю комитета комсомола од ной крупной первичной орга низации: «Что изменится в жизни и деятельности цеха, ес ли прекратить занятия полит школ?» — и получил честный ответ: «Производительность тру да, качество продукции не сни зится, количество нарушений не возрастет, меньше станет различных бумаг, больше со храним нервов. В общем — плюсы со всех сторон». Ответ, конечно, огорчитель ный, и вдвойне огорчительный тем, что за минуту до этого комсомольский вожак цеха со гласился с тем, что хорошо ра ботающая школа — это громад ный рычаг в д еле воспитания, м ол одеж и , . формирования ми ровоззрения, активной жизнен- ной позиции, это лестница с о з нания, по которой ступенька за ступенькой поднимаются юно ши и девушки, приобретая зна-. ния, используя их в жизни. Много причин, препятствую щих эффективной работе комсо мольских политшкол, и в каче стве главной — формализм. Проявления формализма мно голики, вред его в том, что мо лодые люди не ощущают от учебы никакой реальной поль зы для жизни, для дела, кото рым они каждодневно занима ются. А раз так, то неизбежны разочарования. . падение пре стижа политического образова ния; занятия превращаются в обузу . Кажется, формализм на столько глубоко засел в на шем отношении к политической учебе , что даже критикуем мы его чисто форма.чьно. В поста новлениях многих райкомов комсомола, в том чис.че и тех, которые писал я сам, постоян но проходят фразы: «отсутст вие диалога», «формализм», «пассивность слушателей» и т. д. Их слышишь и в кабине тах, и - с трибун, и в трудовых коллективах, и в личных разго ворах они произносятся скоро говоркой, заученно, как стихи, и за ними уже не видно тех ре альных проблем (которые, соб ственно. они и отражают), а главное, они смазывают . необ ходимость глубокого детально го анализа. Отрыв от действительности, от ее реальных пробле.м обре кает идейно-воспитательную ра боту на абстрактное просвети тельство, беспред.метную сло весность. Нельзя сог.часиться с мнением, что политучеба дол жна только давать основы тео ретических знаний. Занятия должны учить молодых людей пользоваться этими знаниями, помогать объяснить с теоре тических , позиций конкретные явления действительности. На до работать не вокруг определе ний^ а вокруг жизненных ситу аций. Нужно помнить слова В. И. Ленина о том, что «если в прежние времена мы пропа гандировали общими истинами, то теперь пропагандируем ра ботой. Это тоже проповедь, но это проповедь действием». К. Маркс писал, что любое дело , оторванное от интереса, обречено на посрамление. Р а бота большинства школ в об ласти давно не вызывает ин тереса V их слушателей. Анализ положению дел в этой области дается в проекте ЦК КПСС «Основные направления перестройки системы полити ческой и экономической учебы трудящихся». «Существующая Система учебы оторвана от жизни, гро моздка, излишне регламенти рована. Воспитание ■словом д а леко не всегда увязывается с воспитанием делом, идейно политическим опытом масс. Большинство пропагандистов и слушателей не обращаются к партийным документам, произ ведениям основоположников марксизма-ленинизма... Отсутст вие творческих дискуссий! от-- кровениого обмена мнениями существенно снизило интерес к учебе, подорвало ее авторитет. Не должно быть учебы ради учебы (как формы), а должна быть учеба ради содержания, целью учебы должны стать: Знания! Результативность! Убежденность!». К сожалению, всех этих воп росов, предложенных на обсуж дение, проект не решает. , Сам проект очень общий, расплыв чатый: рациональные зерна, конкретные предложения скрываются в не.м под шапками общих фраз. Скажем, при всех недостатках существующей ныне системы политучебы, можно назвать немало школ, в которых успешно решались за дачи политобразоваиия. В них с большим интересом и пользой изучались предлагаемые курсы, партийные документы; поэто му предложение полностью об новить содержание учебы, ко торое в проекте обозначено как одна из составляющих самой сути перестройки политучебы, мне представляется спорным. В проекте много -говорится также о демократизации учебы. «Обязательность учебы сочета ется с добровольностью в выбо ре форм и рекомендованных курсов. Рациональная струк тура марксистско-ленинского образования, количество и по рядок комплектования школ и семинаров, состав слушателей в них определяются партийными организациями с учетом нали чия квалифицированных про пагандистов, состояния учебно материальной базы, характера производственной и обществен ной работы трудящихся, уров ня их образования, политиче ской, проФессиона.чьной подго товки». Хотелось бы, чтобы право самостоятельного опре деления касалось еще и форм учебы, так как в проекте для каждой категории трудящихся определен ряд форм, но, учиты вая, что для занятий в жаждой из них оговорен образователь ный уровень, оказывается, что выбирать-то не из чего. Достаточно часто на заняти ях можно встретить следую-. ШУЮ картину: пропагандист подготовлен слабо, и поэтому после двух-трех^ «лозунговых» фраз переходит к обсуждению проблем данного трудового коллектива, что ему хорошо удается, учитывая- его отличную профессиональную подготовку, знания производственной спе цифики данного предприятия. Причем в обсуждении активно участвуют и слушатели. Сам пропагандист такую методику называет связью теории с прак тикой, Налицо смещение акцен тов. Поэтому совершенно пра вильно в проекте еще раз под черкнуто, что, осуществляя пе рестройку, необходимо опи раться на ленинские принципы пропаганды; партийность, на учность. тесная связь с жизнью. В первую очередь — партий ность. Именно по.литически мы должны воспитывать моло дежь, именно формировашге марксистско-ленинского миро воззрения — главная задача учебы. И з перечня курсов, предло женных школам политической учебы, вызывает недоумение курс «Советская экономика, новое качество роста». Да. без условно. политическая учеба и экономическое образование дол жны рассматриваться в тесной взаимосвязи, дополн.чть и обо гащать друг друга (и это под черкивается в проекте), но уж коль выделены два направления — полхгтическое и экономиче ское, ■— то эта тема, конечно же,, должна относиться к эко номическому образованию. Все предложенные курсы важны, актуальны и необходи- _мы для изучения молодежи, но представляется целесообразным определить несколько тем именно с ориентацией на моло дежь, особенно , контрпропаган дистской направленности. Совершенно правильно ра бота по планированию и орга низации производственно-эко номической учебы возлагается на хозяйственных руководите лей. отраслевые отделы партий ных комитетов. Это повысит уровень учебы, у руководителей появится заинтересованность в качественной работе школ. Самое главное в , организации политучебы ■— ее эффектив ность. Она выражается в увели- чении трудовой • й обществен ной активности слушателей, выработке активной жизненной позиции, повышении уровня образованности, конкретных предложениях по улучшению условий труда, рацпредложени ях. Определение степени эф фективности, конкретное вы явление ее — больной вопрос существующей ныне системы учебы. В проекте он так ж е не решается: здесь сказано 'о выра ботке системы учета, анализа и внедрения предложений слуша телей, но обходится молчанием методика учета эффективности учебы. При любой структуре, любых Формах марксистско-ленинской учебы основным методом было и остается политсамообразова- ние. Непонятно, почему для си стемы комсомольской полит учебы не выделена такая фор ма, как самообразование по ин дивидуальным планам. Думаю, для занимающихся по индивидуа.чьным планам само стоятельным обучением стоит предусмотреть разработку со ответствующего учебника — своего рода самоучителя, — а также выработать систему дей ственного контроля за качест вом учебы. И здесь , видимо, по мимо предложенных в проек те ■ лекториев, консультацион ных пунктов, тематических лекций, собеседований не лиш ней была бы аттестация таких слушателей, их отчет перед ком сомольцами. или ж е разработка ими реферата по ланной теме с последующими выступления ми перед трудовыми коллекти вами. В центре широкого круга во просов, связанных с перестрой кой политической и экономиче ской учебы, стоит, безусловно, вопрос о личности пропаганди ста. ведь именно ему принадле жит главная роль в повьштении эффективности учебы. Здесь целый комплекс вопросов; под бор пропагандистских кадров, их обучение, условия труда. В вопросе^ обучения проек тов! предусмотрена .большая программа, по остальным позициям расплывчатые ф ор мулировки; повышать... со зд а вать... расширить... полнее учитывать... предоставлять... как правило... Здесь необходи мы конкретные твердые пред ложения, например, предоста вить пропаган.цистам раз в месяц один учебный день с тем, чтобы они могли посвятить его тщательной подготовке к оч е редному политзанятию. Уверен, такая мера и соответствующий контроль оказались бы доста точно эффективными в деле качественного улучшения про пагандистских рядов. А. ИСТОМИН. зажеетнтель завед.ующего отдела пропаганды и культурно-массовой работы ОК ВЛКСМ. ЧТО ТЙШ СТО д в щ й т ь в и т т о в ? Не знаю, как вам, а мне лично нравится, когда к сов сем МОЛОДО.МУ человеку люди постарше обращаются по име ни-отчеству, вот так, напри мер: «Светлана Викторовна, а как вы думаете...». Может быть, так, а. может, иначе начинается разговор Светланы Елисеевой с адми нистрацией кафе «Дружба». Думаю, это не просто удобная форма общения и не только дань уважения. Это разговор на равных. Светлана — пред ставитель студентов Липецко го политехнического институ та в кафе «Дружба», где два раза в неде.тю проводятся дис котеки. Наверное, все, кто хоть раз побывал на дискотеке, согла сятся с тем, что это — не просто танцы вперемежку с музыкальной информацией. Для ее организаторов прове дение вечеров — непростая работа. Во-первых, деньги: во- вторых, продукты: в-третьих, обеспечение хорошей аппара турой и музыкальной про граммой. Наконец, хорошее настроение у посетителей и должный порядок. В политехническом инсти туте за все это личную ответ ственность несет Светлана Елисеева. Начиная с распро странения билетов, кончая ме ню, Так что за то, что па сто ле посетителей не дорогостоя щее жаркое, а сладкие соки, мороженое, пирожное —- спа сибо ей. Светлана умеет веж ливо, но твердо разговаривать с администрацией кафе, а в следующий раз его работники , не будут стараться выполнить свой план за счет студенческо го кошелька, У Светланы есть доброволь ные помощники со всех фа культетов. Они накрывают столы, после окончания дис котеки убирают посуду за те ми, кто поленился сам. Час тенько и Светлане приходится надевать фартук. Она никогда не стоит в стороне, даже тог да, когда требуется помощь оперотряда. А его члены иног да сами отправляются потан цевать, оставив пост. Сто двадцать билетов на дискотеку — много это или мало? Для студентов ЛипПИ, наверное, мало, если судить по тому, что расходятся они за 2 ^ 3 часа. А для Светланы, ду маю, больше чем достаточно,- Потому как каждый из ста двадцати Должен уйти с хо рошим настроением. Но все равно о н а . мечтает хотя бы о трехстах посетителях... > ^ Рассказ об этой девушке бу дет неполным, если не сказать, что она отличница, а кро,ме то го, заместитель секретаря комсомольского бюро факуль-. тета. Конечно, могла бы пору чить дискотеку кому-нибудь другому. Но ведь тем и авто ритетна Светлана, что не толь ко руководит и поучает, а в первую очередь многое делает сама. С. ТУЛИНА, внешт. корр. НА СНИМКЕ: С. Елисеева. Фото М. Королева. Дорогая реликвия КАЛИНКОВИЧИ. (Гомель ская область), (корр, ТАСС). Портрет В. И. Ленина, с ко торым жители белорусской де ревни Юровичи встретили в годы войны советских воинов- освободйтелей, правлением кол. ■хоза имени Ленина передан музею местной средней шко лы. Необычна история этой ре- •чиквии. Перед войной в Юро. видах был детдом. Один из одаренных его воспитанников к 71-й годовщине со дня рожде ния Ильича написал портрет вождя революции. Юный ху дожник выполнил работу мас ляными красками на метровой деревянной ■заготовке,- Грянула война. В село вор вались фашисты. Колхозник Григорий Иванович Поташко, дождавшись темноты, проник в клуб, снял со стены портрет, бережно завернул в плащ и принес домой. Жена Поташко, Юстиния Филипповна, зашила реликвию в мешковину и спря тала на чердаке. Григорий Иванович не до жил до светлого дня освобож дения. Из тайника портрет до стала Юст-иния Филипповна, И сегодня помнят односельчане, как осенним днем 1943 года гордо вынесла женщина спа сенный портрет Ильича на встречу воинам Красной Ар мии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz