Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ 25 апреля 1987 г. Обсуждаем проект перестройки ;попитическбй н экономической!учебм Изгнать формализм В о всем многообразии дея­ тельности комсомольских орга­ низаций по осуществлению пе ­ рестройки, ускорению социаль­ но-экономического развития основным, решающим «пуско­ вым механизмом» должна быть идеологическая, политико-вос­ питательная работа, целена­ правленное воздействие на личность, всемерная активиза­ ци я человеческого фактора. Это положение не требует ком­ ментариев, это очевидно и по­ нятно всем. Не менее очевидна и та определяющая роль, кото­ рую может и должка играть в этой работе система комсо­ мольской политической учебы. Недавно задал вопрос секре­ тарю комитета комсомола од ­ ной крупной первичной орга­ низации: «Что изменится в жизни и деятельности цеха, ес­ ли прекратить занятия полит­ школ?» — и получил честный ответ: «Производительность тру­ да, качество продукции не сни­ зится, количество нарушений не возрастет, меньше станет различных бумаг, больше со­ храним нервов. В общем — плюсы со всех сторон». Ответ, конечно, огорчитель­ ный, и вдвойне огорчительный тем, что за минуту до этого комсомольский вожак цеха со­ гласился с тем, что хорошо ра ­ ботающая школа — это громад­ ный рычаг в д еле воспитания, м ол одеж и , . формирования ми­ ровоззрения, активной жизнен- ной позиции, это лестница с о з ­ нания, по которой ступенька за ступенькой поднимаются юно­ ши и девушки, приобретая зна-. ния, используя их в жизни. Много причин, препятствую­ щих эффективной работе комсо­ мольских политшкол, и в каче­ стве главной — формализм. Проявления формализма мно­ голики, вред его в том, что мо­ лодые люди не ощущают от учебы никакой реальной поль­ зы для жизни, для дела, кото­ рым они каждодневно занима­ ются. А раз так, то неизбежны разочарования. . падение пре­ стижа политического образова­ ния; занятия превращаются в обузу . Кажется, формализм на­ столько глубоко засел в на­ шем отношении к политической учебе , что даже критикуем мы его чисто форма.чьно. В поста­ новлениях многих райкомов комсомола, в том чис.че и тех, которые писал я сам, постоян­ но проходят фразы: «отсутст­ вие диалога», «формализм», «пассивность слушателей» и т. д. Их слышишь и в кабине­ тах, и - с трибун, и в трудовых коллективах, и в личных разго­ ворах они произносятся скоро­ говоркой, заученно, как стихи, и за ними уже не видно тех ре­ альных проблем (которые, соб­ ственно. они и отражают), а главное, они смазывают . необ­ ходимость глубокого детально­ го анализа. Отрыв от действительности, от ее реальных пробле.м обре­ кает идейно-воспитательную ра­ боту на абстрактное просвети­ тельство, беспред.метную сло­ весность. Нельзя сог.часиться с мнением, что политучеба дол­ жна только давать основы тео­ ретических знаний. Занятия должны учить молодых людей пользоваться этими знаниями, помогать объяснить с теоре­ тических , позиций конкретные явления действительности. На­ до работать не вокруг определе­ ний^ а вокруг жизненных ситу­ аций. Нужно помнить слова В. И. Ленина о том, что «если в прежние времена мы пропа­ гандировали общими истинами, то теперь пропагандируем ра­ ботой. Это тоже проповедь, но это проповедь действием». К. Маркс писал, что любое дело , оторванное от интереса, обречено на посрамление. Р а ­ бота большинства школ в об ­ ласти давно не вызывает ин­ тереса V их слушателей. Анализ положению дел в этой области дается в проекте ЦК КПСС «Основные направления перестройки системы полити­ ческой и экономической учебы трудящихся». «Существующая Система учебы оторвана от жизни, гро­ моздка, излишне регламенти­ рована. Воспитание ■словом д а ­ леко не всегда увязывается с воспитанием делом, идейно политическим опытом масс. Большинство пропагандистов и слушателей не обращаются к партийным документам, произ­ ведениям основоположников марксизма-ленинизма... Отсутст­ вие творческих дискуссий! от-- кровениого обмена мнениями существенно снизило интерес к учебе, подорвало ее авторитет. Не должно быть учебы ради учебы (как формы), а должна быть учеба ради содержания, целью учебы должны стать: Знания! Результативность! Убежденность!». К сожалению, всех этих воп­ росов, предложенных на обсуж ­ дение, проект не решает. , Сам проект очень общий, расплыв­ чатый: рациональные зерна, конкретные предложения скрываются в не.м под шапками общих фраз. Скажем, при всех недостатках существующей ныне системы политучебы, можно назвать немало школ, в которых успешно решались за ­ дачи политобразоваиия. В них с большим интересом и пользой изучались предлагаемые курсы, партийные документы; поэто­ му предложение полностью об­ новить содержание учебы, ко­ торое в проекте обозначено как одна из составляющих самой сути перестройки политучебы, мне представляется спорным. В проекте много -говорится также о демократизации учебы. «Обязательность учебы сочета­ ется с добровольностью в выбо­ ре форм и рекомендованных курсов. Рациональная струк­ тура марксистско-ленинского образования, количество и по­ рядок комплектования школ и семинаров, состав слушателей в них определяются партийными организациями с учетом нали­ чия квалифицированных про­ пагандистов, состояния учебно­ материальной базы, характера производственной и обществен­ ной работы трудящихся, уров­ ня их образования, политиче­ ской, проФессиона.чьной подго­ товки». Хотелось бы, чтобы право самостоятельного опре­ деления касалось еще и форм учебы, так как в проекте для каждой категории трудящихся определен ряд форм, но, учиты­ вая, что для занятий в жаждой из них оговорен образователь­ ный уровень, оказывается, что выбирать-то не из чего. Достаточно часто на заняти­ ях можно встретить следую-. ШУЮ картину: пропагандист подготовлен слабо, и поэтому после двух-трех^ «лозунговых» фраз переходит к обсуждению проблем данного трудового коллектива, что ему хорошо удается, учитывая- его отличную профессиональную подготовку, знания производственной спе­ цифики данного предприятия. Причем в обсуждении активно участвуют и слушатели. Сам пропагандист такую методику называет связью теории с прак­ тикой, Налицо смещение акцен­ тов. Поэтому совершенно пра­ вильно в проекте еще раз под­ черкнуто, что, осуществляя пе­ рестройку, необходимо опи­ раться на ленинские принципы пропаганды; партийность, на­ учность. тесная связь с жизнью. В первую очередь — партий­ ность. Именно по.литически мы должны воспитывать моло­ дежь, именно формировашге марксистско-ленинского миро­ воззрения — главная задача учебы. И з перечня курсов, предло­ женных школам политической учебы, вызывает недоумение курс «Советская экономика, новое качество роста». Да. без­ условно. политическая учеба и экономическое образование дол­ жны рассматриваться в тесной взаимосвязи, дополн.чть и обо­ гащать друг друга (и это под­ черкивается в проекте), но уж коль выделены два направления — полхгтическое и экономиче­ ское, ■— то эта тема, конечно же,, должна относиться к эко­ номическому образованию. Все предложенные курсы важны, актуальны и необходи- _мы для изучения молодежи, но представляется целесообразным определить несколько тем именно с ориентацией на моло­ дежь, особенно , контрпропаган­ дистской направленности. Совершенно правильно ра­ бота по планированию и орга­ низации производственно-эко­ номической учебы возлагается на хозяйственных руководите­ лей. отраслевые отделы партий­ ных комитетов. Это повысит уровень учебы, у руководителей появится заинтересованность в качественной работе школ. Самое главное в , организации политучебы ■— ее эффектив­ ность. Она выражается в увели- чении трудовой • й обществен­ ной активности слушателей, выработке активной жизненной позиции, повышении уровня образованности, конкретных предложениях по улучшению условий труда, рацпредложени­ ях. Определение степени эф ­ фективности, конкретное вы­ явление ее — больной вопрос существующей ныне системы учебы. В проекте он так ж е не решается: здесь сказано 'о выра­ ботке системы учета, анализа и внедрения предложений слуша­ телей, но обходится молчанием методика учета эффективности учебы. При любой структуре, любых Формах марксистско-ленинской учебы основным методом было и остается политсамообразова- ние. Непонятно, почему для си­ стемы комсомольской полит­ учебы не выделена такая фор ­ ма, как самообразование по ин­ дивидуальным планам. Думаю, для занимающихся по индивидуа.чьным планам само­ стоятельным обучением стоит предусмотреть разработку со­ ответствующего учебника — своего рода самоучителя, — а также выработать систему дей ­ ственного контроля за качест­ вом учебы. И здесь , видимо, по­ мимо предложенных в проек­ те ■ лекториев, консультацион­ ных пунктов, тематических лекций, собеседований не лиш­ ней была бы аттестация таких слушателей, их отчет перед ком­ сомольцами. или ж е разработка ими реферата по ланной теме с последующими выступления­ ми перед трудовыми коллекти­ вами. В центре широкого круга во­ просов, связанных с перестрой­ кой политической и экономиче­ ской учебы, стоит, безусловно, вопрос о личности пропаганди­ ста. ведь именно ему принадле­ жит главная роль в повьштении эффективности учебы. Здесь целый комплекс вопросов; под­ бор пропагандистских кадров, их обучение, условия труда. В вопросе^ обучения проек­ тов! предусмотрена .большая программа, по остальным позициям расплывчатые ф ор ­ мулировки; повышать... со зд а ­ вать... расширить... полнее учитывать... предоставлять... как правило... Здесь необходи ­ мы конкретные твердые пред­ ложения, например, предоста­ вить пропаган.цистам раз в месяц один учебный день с тем, чтобы они могли посвятить его тщательной подготовке к оч е ­ редному политзанятию. Уверен, такая мера и соответствующий контроль оказались бы доста­ точно эффективными в деле качественного улучшения про­ пагандистских рядов. А. ИСТОМИН. зажеетнтель завед.ующего отдела пропаганды и культурно-массовой работы ОК ВЛКСМ. ЧТО ТЙШ СТО д в щ й т ь в и т т о в ? Не знаю, как вам, а мне лично нравится, когда к сов­ сем МОЛОДО.МУ человеку люди постарше обращаются по име­ ни-отчеству, вот так, напри­ мер: «Светлана Викторовна, а как вы думаете...». Может быть, так, а. может, иначе начинается разговор Светланы Елисеевой с адми­ нистрацией кафе «Дружба». Думаю, это не просто удобная форма общения и не только дань уважения. Это разговор на равных. Светлана — пред­ ставитель студентов Липецко­ го политехнического институ­ та в кафе «Дружба», где два раза в неде.тю проводятся дис­ котеки. Наверное, все, кто хоть раз побывал на дискотеке, согла­ сятся с тем, что это — не просто танцы вперемежку с музыкальной информацией. Для ее организаторов прове­ дение вечеров — непростая работа. Во-первых, деньги: во- вторых, продукты: в-третьих, обеспечение хорошей аппара­ турой и музыкальной про­ граммой. Наконец, хорошее настроение у посетителей и должный порядок. В политехническом инсти­ туте за все это личную ответ­ ственность несет Светлана Елисеева. Начиная с распро­ странения билетов, кончая ме­ ню, Так что за то, что па сто­ ле посетителей не дорогостоя­ щее жаркое, а сладкие соки, мороженое, пирожное —- спа­ сибо ей. Светлана умеет веж­ ливо, но твердо разговаривать с администрацией кафе, а в следующий раз его работники , не будут стараться выполнить свой план за счет студенческо­ го кошелька, У Светланы есть доброволь­ ные помощники со всех фа­ культетов. Они накрывают столы, после окончания дис­ котеки убирают посуду за те­ ми, кто поленился сам. Час­ тенько и Светлане приходится надевать фартук. Она никогда не стоит в стороне, даже тог­ да, когда требуется помощь оперотряда. А его члены иног­ да сами отправляются потан­ цевать, оставив пост. Сто двадцать билетов на дискотеку — много это или мало? Для студентов ЛипПИ, наверное, мало, если судить по тому, что расходятся они за 2 ^ 3 часа. А для Светланы, ду ­ маю, больше чем достаточно,- Потому как каждый из ста двадцати Должен уйти с хо­ рошим настроением. Но все равно о н а . мечтает хотя бы о трехстах посетителях... > ^ Рассказ об этой девушке бу­ дет неполным, если не сказать, что она отличница, а кро,ме то­ го, заместитель секретаря комсомольского бюро факуль-. тета. Конечно, могла бы пору­ чить дискотеку кому-нибудь другому. Но ведь тем и авто­ ритетна Светлана, что не толь­ ко руководит и поучает, а в первую очередь многое делает сама. С. ТУЛИНА, внешт. корр. НА СНИМКЕ: С. Елисеева. Фото М. Королева. Дорогая реликвия КАЛИНКОВИЧИ. (Гомель­ ская область), (корр, ТАСС). Портрет В. И. Ленина, с ко­ торым жители белорусской де­ ревни Юровичи встретили в годы войны советских воинов- освободйтелей, правлением кол. ■хоза имени Ленина передан музею местной средней шко­ лы. Необычна история этой ре- •чиквии. Перед войной в Юро. видах был детдом. Один из одаренных его воспитанников к 71-й годовщине со дня рожде­ ния Ильича написал портрет вождя революции. Юный ху­ дожник выполнил работу мас­ ляными красками на метровой деревянной ■заготовке,- Грянула война. В село вор­ вались фашисты. Колхозник Григорий Иванович Поташко, дождавшись темноты, проник в клуб, снял со стены портрет, бережно завернул в плащ и принес домой. Жена Поташко, Юстиния Филипповна, зашила реликвию в мешковину и спря­ тала на чердаке. Григорий Иванович не до­ жил до светлого дня освобож­ дения. Из тайника портрет до ­ стала Юст-иния Филипповна, И сегодня помнят односельчане, как осенним днем 1943 года гордо вынесла женщина спа­ сенный портрет Ильича на­ встречу воинам Красной Ар­ мии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz