Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
15 апреля 1987 г., Успех не приохдит случайно съезда ВЛКСМ в Липецк пришло приятное известие: комсомольско-молодежный коллектив ма- газииа ^ 105 стал победителем соревнования в своей отрасли на приз вызова, которое проводилось по инициативе редак- 1*987 правды» с августа 1986 года по^март В гостях у «именинников» довелось побывать буквально иа следующий день после того, как-Галд Крысанова, ком сорг КМК продавцов, позво нила из Москвы и сообщила о подробностях подведения итогов, - Был обычный рабочий день. Нетерпеливые покупатели, как всегда, куда-то спешили. Про давцам, как обычно,' прихо дилось «вертеться». И все-таки чувствовалась в их настроении какая-то^ приподнятость, даже чуть торжественность. Это не удивительно. Борьба за Прив вызова была нелегкой, продолжительной, до предела накаленной. Восемь месяцев. КМК отчитывался сб итогах своей работы^ словно перед всей МНОГОМИЛЛИО.ШЮЙ аудиторией читателей «Комсомольской правды». Причем, в редакцию, кроме сравнительных цифровых данных о товарообороте,, про изводительности труда, качестве и ритмичности работы, надо было елсемесячно отправлять справки госторгинспекции и санэпидстанции, подтвержда- ющие,_что в магазине за ис текший период не было нару шений правил государственной торговли (то есть в книге от зывов и предложений не по явилось ни одной лолобы) и полностью соблюдаются сани тарные требования. Легко ли в тех условиях, в которых работает КМК мага зина № 105, соблюсти все эти требования? Судите сами. Гас троном этот — единственный на весь многотысячный 19-й микрорайон. Говорят, не ошибается тот, кто ничего на де.лает. Бывает и здесь — проштрафится кто-.ти- бо нз членов коллектива. Од нако директор Валентина Ива новна Попова не спешит при бегать к адмняистратнвиым мерам. Знает: дли каждого самое серьезное наказание — упрек коллектива. Потому и просят провинившиеся: не го ворите в перерыв. (В пере рыв обычно продавцы соби раются вместе, чтобы обсудить ' свои ' проблемы, поделиться наболевшим). Знают: товари щи по работе со всей стро- гостью спросят За нарушение, а потому каждый старается ра ботать так, чтобы никогда не услышать от коллег упрека в свой адрес. Доверие. Вот, пожалуй, та основа, на которой прочно сто- ■ит КМК. И дело даже не толь ко в том, что здесь работают по прогрессивной системе: из 7о человек т&зько 10 — мате риально ответственные. (Ска жем, кассир, получающий день ги за покупки, освобожден от материальной ответственности — ему просто доверяют как человеку). Главное т- люди дорожат своей принадлеж ностью к данному коллективу. Им хорошо работается, они получают моральное удовлет ворение от своего труда, а по тому, и не удивительно, что КМК по плечу оказывается постоянное лидерство в облает- ном соревновании. Не случайна и победа в соперничестве на Приз вызова. Редакция от души поздрав ляет коллектив магазина с заслуженным успехом и же лает не сдавать набранных темпов. Т. ГОРЯЧЕВА. Воспитывать патриотов Липецкий обком комсомола провел семинар председателей городских и районных штабов Всесоюзного похода комсо мольцев и молодежи по местам революционной, боевой и тру довой славы Коммунистической партии и советского народш На_ семинар были приглашены вторые секретари горкомов и райкомов ВЛКСМ. Военно-патриотическая рабо та в нашей области имеет са мые различные формы, являет ся одним из наиболее важных компонентов в нравственном воспитании молодежи. Однако до сих пор не сделано необхо димых обобщений опыта этой работы, что позволило бы при дать ей нужный динамизм и стабильность, С.еминар, который, кстати, проводился впервые за последние годы, и стал от правным пунктом для упоря дочения военно-патриотиче ской работы среди молодежи. Он даст дорогу наиболее инте ресным формам и методам вос питания подрастающего- ,поко ления в духе патриотизма ’ й любви к Родине. О задачах городских и рай онных штабов похода на ны нешнем этапе, ознаменованном подготовкой к 70-летию Ве ликой Октябрьской революции, повел речь председатель област ного штаба К. К. Антонычев. Очень много полезного, дель ного услышали присутствую щие от его заместителя С. Н. Чеботаева, который расска- зал о работе поисковых групп похода в городах и районах облаетн. Наряду с положитель ными примерами ветеран Ска зал немало горьких слов и о негативных явлениях в моло дежной среде) о том, что дале ко не так успешно, как хоте лось бы, ведется работа с до призывной молодежью: «У нас есть хорошие традиции, ко торые необходимо продолжать. Рядо.м с нами во все времена жили и живут герои, на которых должна равняться молодежь, а, значит, асе дела в том, что бы научить молодых следовать Добрым примерам. И эта за дача вполне по плечу нам, ве теранам.» , На деле же пока не научи лись участники похода дово дить начатое до конца. Напри мер, не поставлена до сих пор точка ,в поисковой работе, посвященной 40-летию Великой Победы, ИИ в одном райкоме не найдешь даже списков ве теранов Отечественной войны. Правда, в активе похода сотни имен липчан, погибших в Новороссийске, на Курской дуге, в Сталинграде, которые удалось установить в ходе "поиска. Но успехи, даже круп ные, не повод для расслабле ния. Дела всегда должны бы^ь доведены до логического за вершения. К очень важной дискуссии привело участников семинара высгу-пление Ольги Черняевой, методиста областного краевед ческого музея. В последние десятилетия создается немало конечно нужное, важность его трудно переоценить. Однако, нередки случаи, когда из школьных музеев пропадают, ордена, медали, другие релик вии приходит в негодщ)сть по чьей-либо оплошности или не досмотру исторические доку менты. Оказывается, школь ным музеям ни в коем случае не рекомендуется включать в экспозицию настоящие боевые награды, подлинные документы. Эти исторические ценности должны храниться только, в государственных музеях, да й то в запаснике, поскольку подлинникам предстоит про жить не один десяток лет, а если их постоя’шю .экспониро- . вать, то они быстро разрушат ся. Поэтому даже государст- венныМ'Музеям положено вклю чать в экспозицию только ко- Иа семинаре было поднято еще немало важных вопросов. О широте проблем, обсужден ных его участниками,' говорит то, что на заседаниях присут ствовали и выступили предсе датель городского комитета ДОСААФ Л. В. Шишкин, обл- военком В. Ф. Белевцов, мето дист областнего отдела народ ного образования К. Ф. Кю- нап, начальник постоянно дей ствующего комсомольско-пио нерского поста № 1 у'Вечного огня в. Д. Шадрина, предсе датель, Совета ветеранов войны и труда завода «Свободный сокол» А. И: Яценко, . В работе семинара ' принял участие председатель областно го Совета ветеранов войны и труда Н. Р. Рублев,, секретарь о к ВЛКСМ А. Наумов, заве дующий отделом спортивной и оборонно-массовой работы ОК ВЛКСМ А. Кордюков. Т. МАКСИМОВА. : Открытие выставки — .это ;Всегда собштне. Как будто пе- ;ред тобой распахивается ;дверь в неведомое. Вот сей- ;час скажут речи, разрежуг -красную ленточку, и ты врй- ;дешь ,:В какой-то новый ми'> ^который постараешься узнат» ' и понять... :■ Выставка, которую органи зовали недавно в Доме куль туры завода «Центролит» х\ :дожники поселка Сырекм! для многих действителы.), была открытием. ■ Шеетна дать. Художников, два меся ца тому назад, открыв в До ме культуры изостудию, реш'>- ли сразу заявить о себе. Тшэ- телыю, с огромной требова тельностью отбирали они-, рз боты, продумывали. экспрз. 1 - цию, составляли •СЦеНМ1'Й вернисажа. Необычным стал этот суб ботний апре.чьский день в До ме культуры. Сюда шли и шли жители поселка, приво дили детей, приятелей. Созда валось впечатление, что зде 1 . сегодня 'собрались близкие лю ди. Очи пришли не.на какое-, то официальное мероприятие, а на праздник. На эстраде, прямо в том за ле, где размещалась экспози ция, играл ансамбль «Забы-.: 16 .мелодии». Музыка и живопись слива- •лись в этом небольшом зале по-то единое, ромаитиче- и проникновенное. И ху дожники, и музыканты как бы вступал-и в непосредственный диалог с темн, кто пришел к ш, для кого они творили. Выставка была искренней и ' демократичной. Художники разных изобразите.тьных' язы ков, каждый по-своему гово рили со зрителем. Здесь, бла годаря четкой режиссуре, не чувствовалось ’ .резкой -грани между «профессионалами» и юамодеятелыдлмн». Темой многих пейзажей на выставке были неброские зна комые посе.тковые мотивы: Ка- вЕа шш залось, что они из воспомина ний, ПОТОМУ что так шемяще тепло выглядит только то, чтв- ушло. В грустных, -лиричных этюдах С. Лапина, в рисунк-ах и. акварелях Мяеоедова. в кар тинах и этюдах Б, Инкелеса зрители узнавали знакомые уголки, где прошло их детст- Позже, на обсуждении вы ставки, именно за то, что ху дожники роморли , увидеть в давно знакомом, повседнев ном 1 ЮЧТО такое, что останав ливает, заставляет вспомнить., задуматься, зрители ' скажут благодарные слова художни кам. напищут об этом' в книге отзывов. в своих прозрачных акваре лях художиина Н. Инкелес су мела выразить хрупкость и обреченность сорванв.’--'. цве тов. А. задорность й члй ость красок в работа.х Е. Заяркой надомийали нынешний яркий апрельский день. Пожалуй, лидером,- ’ кото рый вел за собой других, на этой выставке был уже изве стный в Липецке художник Б. Инкелес. Его картины, этю ды пронизаны глубокой чутко стью к окружающему. При всей своей, порой, условности, картины Б. Инкелеса заряж ставки можно назвать-его ка тину «Родители», В этом пор рете вроде бы нет пристал ного ^иймания к «жизни л ца» двух людей, но в эксдре сивной манере исполнения, колорите художник выражав активное внутреннее еостояни двух самых близких и дор тих ему людей. На состоявшемся тут ж обсуждении выставки чле Союза художников Н. И. Са венков сказал: «Я увидел сего дня, что здесь, в студии ху дожников поселка Сырски рождается своя школа. Мы иа .деемся, пройдет время, и. ваш студия откроет свою, экспозй дню в выставочном зале Ли нецка. — это будет со бытием ВТгороде». ''.«^5бльшой удачей поэдра всех участников выставки скульптор Е. Вольфсон. Выступали на обсуждении зрители, и сами художник Пользуясь случаем, студннц поделились своими планам Они рассказали, - что ближаи их объединения организовать в поселке худо жественные мастерские картинную галерею. Гд будут заниматься творчество где будет формироваться художественный вкус, можно будет приводит ШКОЛЬНИКОВ на, уроки эстети Председатель профкома заво :иентро.тут» поддержа ЮМначинании. __ тогда необходим набраться терй^няя. Уверена активных,. тяорческ настроенных людей много получится... И, ЧЕМЯКИНА. Фото Ю. Бударина. ПЕДСОВЕТ^ АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ Весенние ветры «Артека» Гурзуф (Крымская область), (корр. ТАСС), По итогам кон курса на замещение вакантной должности начальника «Арте ка», который проходил в глав ной пионерской здравнице стра ны в течение нескольких дней, иа этот пост избран В. Шев ченко. Заместитель председате ля облисполкома из Навои про извел на артековцев впечатле- ‘ иие своей деловитостью, ком- нетентностыо, отзывчивостью. ‘ В'255 бюллетенях нз 281, впу щенного в урны для тайного голосования, было названо его После собрания — интервью с новым руководителем «Арте- ■ — Виталий Николаевич, на мерены ли вы строго следовать своей предвыборной програм ме, с которой выступали перед коллективами лагеря или воз можны отступления от нее? — Отступать, по-моему, уже некуда. И перестройка в пер вую очередь должна начаться с воспитательного процесса. - Возможно, торжественные ли нейки, массовые шествия, пара ды . барабанщиков, которые ста.та чуть ли не основным со держанием пионерской работы, со стороны выглядят очень Эф фектно, но какая польза от ни.х детям? Да никакой, ' По этому надо с этой показухой покончить. Кз главного лагеря страны ребята должны возвра- шаться с ясным пониманием процессов, происходящих в стране, готовыми внести свой посильный вклад в них. - В этом «Артек» должен задавать тон всему пионерско му .движению. — В беседах с артековцами вы заострили внимание на воп росах социальной справедливо- —Да,, я' считаю принципиаль но важными эти проблемы, Правильно ли, что руковвди- тель «Артека» жил в.шести комнатной квартире, в то время как число людей, которые хо тят по.тучить хотя бы комнату,, не уменьшается? Не должно быть никакого личного резерва путевок в лагерь у его началь- . ника. Авторы многочисленных писем, которые поступили сю да в эти дни, требуют: «Артек» не должен быть престижной здравницей для |;очек и сын ков работников высокого ран га, нутевками в .него следует награждать только активистов пионерского движения. Нельзя также допускать, чтобы терри торию лагеря использовали как базу отдыха для посторонних людей. Хочу позвонить домой, • сообщить жене о результатах выборов и попросить ее пере дать родственникам, что к моему великому сожалению мы теперь не можем приглашать их к себе погостять. •ПЕДСОВЕТ ».Вся наша жизнь .пролегает через школьный порог. Малень кими мы играем в школу с теми, кто чуть постарше н уже приобрел первый школьный - -опыт. Потом мы ждем ее, как чуда, как манны небесной, по тому, что она присуждает но вое высшее детское звание- — ученик—и распяхйваст широ кое окно в мир. Позднее, мы приводим в родную школу своих детей, старея, — и вну ков. И всегда робеем перед нею. Э .46 хорошая робость — робость трепетного уважения. Мы часто школу называем вто рым домом, но вот стать ей Домом 1’адостн нашим детям помогаем редко. Мы — роди- Школе сегодня непросто. Она подошла к тому рубежу, ; когда либо впецед, либо на зад. Реформа школы определн- направления ее перестрой ки) В перестройке нуждается все: и процесс обучения, и ма териальная база, н связь с жизнью, и отношения с учени ками. и отношение нас, роди телей, к школе. Школа насто ятельно остро нуждается в нашей родительской помощи. Вот об этой проблеме, а сегодня она носит государствен ный характер, говорили соб равшиеся на Большой роди тельский совет родители ребят, обучающихся в школах Совет ского района. Во Дворце куль туры профсоюзов Необы'шыя форум. В зале отцы, на сцене — «эксперты». О пробле мах сотрудничества горячо, в открытый для любого микро фон говорили секретарь РК КПСС Е. Г. Опанасенко, за меститель председателя горис полкома-Л. Г. Жлобич, за.чес- тнтсль заведующего облоно В. И. Меркулова, заместитель председателя райисполкома К. И. Копенкина, начальник нислекции по делам несовер шеннолетних Советского РОВД И. А. Скрыльникова, подрост ковый врач-нарколог О. И. Говорухина, врач-венеролог Т. А. Титова, классный руково дитель СШ Ла 51 Г. И. Кудак и десятки родителей. Из пестрой мозаики вопро сов, предложений, претензий, идей, крупиц опыта можно попробовать сложить общую картину на тему: «Родители и школа», точнее, набросок к кар- РОДИТЕЛИ ПРИХОДЯТ В ШКОЛУ Уроки человечности , Давайте вместе вспоминать. Первое сентября. Города и села в цветах. Утром по всем улицам .тянутся «колонны» ре- бя'Т и взрослых с цветами. Только к великим памятникам бывают такие шествия. А шко ла — главный памятник Ре волюции. - На торжественных .- линейках буд^г речи и поздра вления. в той числе обя- ■ затеяьно от родителей. ■ Учите лей завалят цветами и-, обе- -ща'ннями. ’Правда, родители^ Первоклассников долго еше' ^ аж д аю т» школу, провожая встречая своих Олечек и Пе- течек. ■Побегут годы, и роди тельский ручеек станет исся кать, всплескиваясь на рубе жах окончания детьми восьми леток и десятилеток Нег, нет, на родительские собрания мы по запискам и устным приг лашениям еше будем ходить. Будем, не снимая пальто, си деть за учебными столами и, спрашивать: — Как у моего по матема- сомольское поручение, как тру дилась в' совхозе? А жаль! Вторые вопросы главнее, существеннее. Десять тысяч школьных уроков — это не только математика и физи ка, это подготовка ре бят к жизни в самом широ ком смысле. Физика со време нем может забыться. Она свое развивающее дело' сделала. Не забывается. , другое: уроки нравственности, человечности, Жизни. Мы о тревогой говорим о том, что на глазах вырастает без- мускульное поколение. Но мус кулы нарашиваются трениров ками. Мускулатура духа, тру-. долюбия, морали. На конфе- регшйи ро,дятелей Советского района шел разговор о том, что воспитание и дома, и в школе стало с.тишком «разгв- вориым». Сейчас вообще все не возражают поговорить с ре бятами. Когда это делают ве тераны , войны и труда — по-' нятно. Когда молодые рабо чие-шефы с соседнего завода иля колхоза — грустно. Когда в школе беседуют с детьми ро дители — обидно. На конфе ренции, о которой я упомянул вначале, одно выступление от ца заслужило добрые апло- днс-менты. Он встал и сказал; — А чего нам зря пустосло вить в щкоV^е? Надо дело Де лать! Во.т_я пришрл с сыно^ в., ■его' класс и замок в двери по-'' чинил, саму дверь поправил. И сын доволен, и учительница, Вот так бы всем! Мужчин в школе я по сей день ■— раз, два и •— обчелся. А мужских проблем тысячи: и дверь почи нить, и крышу залатать, и с великовозрастным «на басах» потолковать, и к себе на за вод сводить, а то и на зимнюю рыбалку полкласса заманить, а уж ремонт кабинета вместе с сыновьями организовать —. во обще святое дело. ^ Был я как-то на собрании родителей в школе. Обсуждал ся вопрос о ремонте помещения классной комнаты в конце учебного года, . о реставрации школьной мебели, различной наглядности. О' помощи родите лей в этом трудовом доле. Поднялся папаша-хозяйствен ник и предложил «рациональ ное» решение — сброситься родителям по пятерке и на нять ремонтную бригаду ша башников, которую он, кстати, может организовать. Как вам эта «идея»? Родителям — по щечина. И детям наглядный урок; зачем работать, когда можно не работать. Но ведь воспитательная за дача в' том и заключается, что бы ребята ощущали себя хо зяевами, чтобы они са.ми отре монтировали свеш собственный .школьный дом. Другой разго вор, если родители рядом 'и вместе с детьми окажут такую помошь, дадут ребятам нагляд ный урок — заботы о школе. Тенденция «откупиться» от школы деньгами под благовид ным предлогом «специалисты лучше проведут ремонт, мы очень заняты, но заплатить не возражаем», — чревата серь езными просчетами. С прекра щением живых трудовых кон тактов родителей и детей, нх заинтересованной помошн шко ле в меру своих умений и опы та исчезает и главный эффект этих контактов — воепптатель- Нам следует помнить, что любое занятие,' требующее от ребят постоянных усилий, воз награждает их особым . родом крепости н веры в'Собсгвенные силы. Это происходит незамет но, как рост кристаллов. Сила н с'ь^тье, ~ утверждают са мые сильные и счастливые V^ю- ди, — в преодолении и борьбе, в долгих осознанных усилиях. Помочь школе делом что. монет быть благороднее? Де ти часто видят нас, родителей, Е состоянии ничегонеделания, особенно отцов. Отцы курят, играют а домино, смотрят те левизоры, Их труд где-то там, далеко, : 3 а рекой. в другом районе.... Как же бывают гор ды» ребята за своего отца, ко торый пришел и что-то сделал для школы.. Самый жестокий обман — это слова, которые не подкрепляются н не-»4авер-' шаются поступком. Они без нравственны, потому что об манывают надежды и поселя ют в сердце невеоие. '■ Буквально несколько дней назад я провел урок этики и психологии семейной жизни в 9-ом классе 24-й школы, задал ребятам там несколько вопро- со-в. В частности, такой:, «Что могут сделать твои родители для школы?». Из 24 учеников «не знаю», «наверное, что-то могут сделать», «надо спросить у них» — ответили 18 чело-- век. И только шестеро написали конкретно: «прочитать для нас . лекцию», «провести. _разговор о книгах может отец,'он боль шой кнн/очей», ' . ' «отец мог.бы помочь для школы в -ремонте». А Гена Кузнецов ответил более определенно; «Моя мама ма ляр, папа — слесарь-монтаж ник. Каждый со своей профес сией мог бы помочь хорошо». Был еще и такой вопрос: «Помогали твои родители шко*, ле конкретно в этом году?». Почти все .ответили: «Да, по- . могалн, .и не раз». Один только ответ был горьким; «Почти не помогали. И мне за них стыд-, но». Наконец, мною был за дан еще один вопрос: «Твои родители ходят в школу с, удовольствием, только по .долг- гу, -без радости? Укажи выбор». Одиннадцать ребят написали: «с удовольствием», десять — «по долгу», двое отметили; «без радости!» , один ~ «по Успех — на кончиках п а л ь ц Остро на конференции от цов был поставлен вопрос о- трудовых обязанностях ребят дома. Давайте задумаемся, над такими цифрами; более 56, процентов школьников (дан ные по , -городам Черноземья) не имеют ■ совсем трудовых обязанностей дома. В селах, слава ■богу, картина иная. А ведь в-основном речь идет о семьях, где чаше всего один ребенок. Один-едннствениый, н то без. трудовых: семейных по ручений. А ори обязательны. Они должны расти-год от;геда и усложняться, всю «програм му» трудовых семенных обязан ностей должны пройти дети до самостоятельного . выхода в- жизнь. Тезис «успеет еше, на работается» в корне неверный. Подобная родительская .«лю бовь» мешает семье выполнять свой долг перед обществом — растить достойную смену, ко торой предстоит принять нз рук старших 'поколений эста фету жизни. Многие дети по ‘ нашей, родительской вине жи вут, телом, а не духом. Едят, спят, делают уроки с нашей «помощью». Давайте не будем хитрить друг, перед другом. Значительную часть домашних учебных заданий, особенно в м.тадших классах, , мы Делаем за детей. . Пцием, что пора- .зитеяьно, выполняем задания ,с удовольствием. ^А надо . бы вместе с детьми. А еще лучше, если «пыхтят», сами, как смо- . ...Дочка уютно устроилась в кресле,-у нее на коленях лю бимый кот, она укутана в теп лую шаль. Дочка переводит с немецкого . языка, выполняет домашнее задание. Прежде, чем начать работу, она уже не сколько раз обращалась к ма- — Мам, принеси платок! --- Мам,\ подай словарь! — Мам, закрой форточку! Подай, подними, сде^ 1 ай. До, полки руку протянуть, а-'шалу висит . ряд<Я'ь в нкафу. ,Мело|'. чи? Нет. не мелочи. Дочке лень/ встать е крее.-й, оторваться от лохматого кота, а потом, так удобнее. Мама' подаст, папа переведет непонятное слово, ба бушка -откроет форточку,- Ле нивое мгновение потянет за собой ленивый ча'с, ' а йотом день, Месяц, годы; И когда-ни будь возникает ситуация -оби ды, и мама скажет, тяжело вздохнув: — Все силы на них тратишь, В любой семье детей учат читать, писать, счишть, рисо вать. /Это считается важным. Но особенно важно в системе семейной жизни-развивать ру ки детей как инструмент раз вития их интеллекта, ибо -ис точники способностей ребят ле жат на- кончиках их па.чьнев. Приобщение к бытовому, и творческому труду закон се мейкой педагся-ики. по программе ТЮЗа, есть дет ские кинотеатры, а сколько дел ребята проводят во двор цах н клубах, А сколько в школе? Родители, конечно, соп ровождают ребят... до театра-, До клуба. Ждут, мерзнут, -:Й&&*те Не -идут. Когда в школе вечер, толпа родителей- с по вязками в вестибюле, а в зале, где идет «Что? Где? Когда?» или еще что-то, — никого. А ведь должны быть рядом. Есть в семейной педагогике своеобразный закон зеркаль ности. Он лежит в основе раз вития ребят. С первых шагов растущие люди подражают своим родителям, вкусам, при вычкам, - манере поведения, культуре общения. Семейное обшшгее вбирает ' в себя бук- наа 51 У)ст все; как смотрим пере- - дачи, .слушаем радио, 6 чем го ворим за обедом я празднич ным столом, как обмениваем ся впечатлениями о работе, о школе, о прочитанных книгах, как оцениваем друзей и род ственников. Давайте предста вим себе такую идиллическую картину — вся семья в сбо ре, время действия — воскре сенье, место действия — обе денный стол. Мать: — Не крути ногами, не чавкай, неприлично. Отец: ■— Ну-с, какие у нас успехи на школьном фронте? Дитя: — Полный порядок, как в танковых войсках,! Мать: —- Марина (соседка) уже неделю дежурит в мага зине, должны гарнитуры при- Муж: ~ Чешские? Мать (обращаясь к сыну): -— Не стучи ложкой. (Обра щаясь к мужу): — А ть) вот о новой мебели не подумаешь. Ты вообще не умеешь жить. Муж (обращаясь к сыну): *- Математичка успокоилась? Я директору звонил.,. Не стоит продолжать бе седу. Пусть не в такой форме, но и такое бывает. Не будем ханжами; и за столом, и при детях приходит ся говорить об обыденном, жи тейском. Вопрос даже не в том, как и о чем говорить. Д е - , ти, как губки, впитывают не столько смысл, сколько -СТИЛЬ. Так возникает процесс «зазем ления» содержания обшеиия, складывается привычка вести пустые разговоры на - тему; «Кто в чем, кто с кем». В том числе о школе. Издавна наше общество относилось с большим уважением к учителю, Гово- рить об учителе дурно было не принято. Почему же сегод ня прорквается иногда что- нибудь вроде; — Я ей покажу! (учительни це, которая поставила сын-у- лодырю двойку). Вряд ли. существуют роди-,- тели, которые сознательно хо тели бы вырастить плохого че ловека. Бессознательно это де лают многие. Есть такая муд рость: ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Лю бая вольность и разболтан ность в суждениях, в оценках, в одежде, в позиции к школь ной жизни породит вольность в отношениях и поведении. Если все вместе.,. Закон зеркальности —. Скажите, - - звучит вопрос не 6 ритогю,папы из зала, —, по чему детей учителя заставля ют ходить в театр? Такой вопрос следует задать и подителя.м. А дейетвшельио. почему? Готовя конференцию, работники Советского роно оп росили тысячу ребят. Вопросы детям были предельно просты; «Сколько раз в минувшем го ду вы ходили в театр, в кино вместе с родителями?» «Где. и когда отдыхали?». «Какую книгу-принес и предложил про читать вам отец?». «На каком школьном, классном деле отец был, гостем или участником?», «Какое поручение тебе помог ли сделать мать и отец?», «Как отметили твое вступлепне в пионеры?». Ответы -грустный. А ведь в пашем городе десять лет театр специально работает Гудит Дворец профсоюзов. Во всех концах зала видны руки, поднятые вверх. Отцы выплескивают проблемы: — Давайте выраб'отаем еди ные требования к ребятам раз ных возрастов... — И единый режим.. — Кружков надо побольше открыть... — Если пьянство пришло из прошлого, то откуда наркотн- ' — Почему спортплощадок в районе мало? — Почему милиция «метал листов» не задерживает?... Почему? Почему?, Почему? Все дети •— наши. А мы —- единая родительская семья. И никто за нас не решит наши проблемы. Выражение «жизнь воспитает» --- только метафо ра. Каждого человека воспиты вают конкретные люди. Кто-то на том собрании, во Дворце, очень вепно сказал: — Один человек тонну не поднимет. Десять — с трудом! Сто поднимут, зацепив ее каж,чый одним пальцем. Вот так бы и лам, вместе с учите лями шкоды. С. ШМАКОВ, кандидат педагогических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz