Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

С1 4 в ЛЕНИНЕЦ ЛЕНИНЕЦ ^ 3 Впервые в Липецке состоялся фести^ валь рок-музыки, который организовал и провел в ДК строителей Левобереж­ ный райком ВЛКСМ. Все средства от фестиваля — 40р рублей — переведе­ нына счет детского дома Не 3. «Лучше поздно, чем интерпретации. Да и что такогда», — наверное, имен- может быть искренней, ие- но эта пословица пришла посредся'венней рок-музыки. на ум многим нз пастей основа ' основ которой рок - фестиваля «Мозаи- творческое самовыражение ка-в7». В самом деле, с исполнителя. Пусть тек- магянтофоНов и проигрыва- сты песен не всегда соот- теяей мнм-их липчан рок ветствуют законам поэтН- звучит уже, по крайней ме- ческото жанра; не выдер- ре лет двадцать. Да и жива(от заданный стихо- Некоторые кз участников творный. размер; хромает фестиваля играют эту рифма; _образы далеко не музыку в кругу близких и- оригинальны, заштампова- друзей. А вот исполнять ее ны. Но тексты эти имеют публично, тем более на социальное звучание. В молодежных музыкальных них бьется пытливая мысль, смотрах и конкурсах, было рвется наружу живое чув-. не принято. И тем, кто в ство' Видно, эти авторы душе были рок-музыканта- стремятся ■ высказать то, ми, по месту своей работы что у них наболело, наки- — на танцплощадках, в ре- пело в душе', что волнует сторанах — волей-неволей их самих и их сверстников, приходилось наяривать под приличной маской шлягеры типа «Ах, Одес­ са, жемчужина у моря» или «Поспели виШни в саду у дяди Вани». Одна­ ко, пришло, наконец, время рок-музыкантам заговорить с молодым слушателем на­ чистоту, конечно, в меру своих способностей и ма­ стерства. Стоит сразу оговорить- утро», ся, что принявшие в фе­ стивале участие, самодея­ тельные рок-группы не прё спешу укрыться, чтоб не' догадались, кто я и какой, чтоб не запретили быть самим собой... Праведные речи слушать надоело; тают, словно свечи, замки из песка. ■ поет группа «Доброе Размышления о смысле ______ __ ___________ , . жизни, нравственных цен- тендовали натворческую нбстях. гражданской по- оригинальность. Они пред- зиции пронизывают вы­ ставляли ужедавно раз- ступления прат?гически работанные и хоротпо всем каждого коллектива: Вот ты живешь, удачей успокоясь, все в Жизни ясно, далеко гроза. а жизнь твою подслушивает совесть, беспомошно глядит тебе в глаза. (Группа «Корень из трех»). известные стили и разно­ видности оок-музыкн. Но все-таки это были или их собственные сочинения (по условиям Фестиваля, из 3 представленных песен '— одна авторская).- или чужие композиции но оЯять-таки в собственной Кдк распознать людей, почувствовать всей кожей, кто зло плодит вокруг, а кто несет, добро? «Группа «Ливень» Но позиция рок-музыкан­ тов отнюдь не созерцатель­ на. Она активна. Она со­ держит энергичный, за­ жигательный призыв к дёйствиао. Иногда проры­ ваются интонации даже чересчур резкие, макси­ малистские. Не хочу я быть ‘ послушным, я хочу всех равнодушных собрать и сжечь в аду! , В путь меня совесть зовет, свет менты движет вперед! * ♦ ♦ Прочь курящие подъезды, наркоманю бледных , съезды! Не хочу я так жить! Не хочу! Дискотек процесс невнятный с удовольствием сменял • бы на мечту — для неё я живу! *' * * Я не имею права отступать, и я уверен: День придет, судьба мою звезду ( зажжет, С небес я сумеЮ ее достать! Это выдержки ИЗ' вы- ст\'пления группы «Визит», которая исполняла песни только собственного сочи­ нения. Другие коллективы для выражения тех же чувств и мыслей использо­ вали более профессиональ­ ный язык популярной сей­ час московской рок-группы «Арий», как, например, это сделал ансамбль «Буме­ ранг»: Встань, страх преодолей! Встань в полный рост! Встань на земле своей И достань рукой до звезд! Наиболее акцентиро- ванно, выпукло граждан­ ская позиция самодеятель­ ных. рок-групп выражена в авторской композиции ансамбля «Рок-экипаж», названной . «Дета Бики- Нет оправданья безумным маньякам! Нужно, чтоб добрые силы Земли сделали мирным воинственный атом! Чтобы планету взорвать не смогли! Если говорить о Музыке, которую исполняли кол­ лективы, то следует отме­ тить, что классйческнй хард-р<ж • представлен группами «Ливень» и «Ва­ риант» и «хеви-металл» — группой «Скерцо». Группа «Визит» работает в на­ правлении «новой волны». «Корень нз трех» неполь- зует опору на «&июз-рок»,, а остальные играют, что на­ зывается, в стиле ВИА, то есть ту музыку, которая господствовала на нашей эстраде и в ресторанах по­ следние' пятнадцать лет. К наиболее ярким стра­ ницам фестиваля можно отнести выступление груп­ пы «Ливень». Рок-группа была создана специально к фестивалю. Она предста­ вила четыре работы. . Это скорее цикл из 4-х частей со сквозным развитием: путь от сомнений, поиска — к утверждению высоко­ го звания Человек. Дра­ матургия — нечто вроде разговора двух друзей. По­ этому используются два солиста - гитариста. Они весьма артистично справ­ ляются со своими ролями: то «беседуют», то вновь ' о чем-то «спорят», и в, их заинтересованный разговор вкрапляются брёки ударных , инструментов. Но и, они прерываются- ■ горячими репликами в стиле фанки бас-гитариста, Каждый участник группы — солист, владеющий искусством . им­ провизации, и это законо­ мерно, ведь почти все они профессиональному. владе­ нию инструментами обу­ чаются в стенах музыкаль­ ного училища. , Заметным стало и вы­ ступление «Рок-экипажа», одной из известнейших групп города. И хотя наполовину обновлен ее состав, испол­ нительский уровень до­ статочно высок. Введение электронного барабана дё-' лает звучание группы уп­ ругим и бо.чее объемным. Особо стоит сказать о самых юных участниках фестиваля — рок-группё «Скерцо». Недостаток иг­ рового опыта сужает до минимума круг их , музы­ кальных пристрастий. Кол­ лектив тяготеет к дина­ мичному, жесткому року. Пока «Скерцо» берет на­ прокат чужие мелодии, гар­ монии, приемы. Хотя по­ тенциальные возможности группы весьма высоки. и можно только надеяться, что в будущем ребята ■по­ радуют поклонников рок- музыки собственными ра­ ботами. Если пбныТаться выде­ лить лучших исиолни-гелей, то следует: назвать, по­ жалуй, С. Дейнеку и А. Загвоздкнна (соло-ги­ тара), Ю. КомаричеИа (-ударные) — все из груп­ пы «Ливень»; вокалиста А. Жилкина, («Корень из трех»), органиста С. Сары­ чева из ансамбля «Экспери­ мент». Оценку каждому кол­ лективу, выступившему на; фестивйле, путем голосо­ вания давали зрители. Итоги таковы; «Ливень» (ресторан «Чайка». «Салон, торжеств») получил 154' голоса, «Вариант» (ДК ЛТЗ) — 105, «Рок-экипаж» (ДК завода «Свободный сокол») — 67, «Скерцо» (ДК строителей) — 66, «Доброе утро» (ДКиТ НЛМЮ — ,55, «Бумеранг» (танцплощадка Нижнего парка)—25, «Визит» (швей­ ное объединение г. Грязи) — 22. «Эксперимент» (ре­ сторан «Липецк») — 17, «Корень из трех» — 11; «Дилижанс» (автотранс­ портный цех НЛМК) — 6. Но оценки по Итогам Фе­ стиваля заслуживают не только исполнители, но и зрители. Так как рок-кон­ церт предполагает разви­ тие действия не только на сцене, но и в зале. Таков закон жанра. Соответст­ вовало ли поведение публи­ ки сим канонам? Большинство . присутст­ вующих благожелательно и с одинаковым интересом отнеслось ко всем испол­ нителям вне зависимости от того, к какому направле­ нию рок-музыки Те при­ надлежат. Однако незна­ чительная, но самая шум­ ная часть зрителей, в ос­ новном Парни 14—16 лет, с самого начала заявив о своем пристрастии к ме­ таллическому року, попы­ талась навязать свое мне­ ние всем остальным. Их многочисленные «вы­ ступления» в зале достигли апогея, когда на сцене по­ явилась группа «Скерцо». Вот тогда бурным потоком по проходам устремились они вперед, к динамикам. Нет, они вовсе не потеряли самоконтроля в экстазе обо­ жания своих кумиров,- Нет. они попросту демонстри­ ровали себя всем остав­ шимся на своих местах. • Казалось бы, вот оно, желанное действо в зале! Публика вступила в ду­ ховный контакт с исполни­ телями! Но нет. действо скорее имитировалось, чем происходило всерьез. Не было главного в душах Фа­ натов — искренности, вос­ торга, вдохновения. Но так и лезло из них само­ довольство, самоуверен­ ность, самолюбование —- мол, смотрите все и восхи­ щайтесь: какие мы раскре­ пощенные и экзальтирован­ ные, как самые настоящие «металлисты» там — на Западе! Знай наших! Но даже не эта показуха Настораживала : в поведе­ нии разгоряченных поклон-, ников «хеви - металла», а их фанатизм, . категорич­ ное неприятие любой дру­ гой музыки, кроме обожа- • емой ими. Причем, отри­ цание это основано не на тонком понимании предме­ та поклонения, а, скорее, на голом упрямстве, тще­ славии, обыкновенном же­ лании выделиться экстра­ вагантностью внешнего вида и поведения. Иначе вряд ли стали бы они освистывать выступив­ ших на сцене . вместе с .группой «Доброе ; утро» брейкеров. Вряд ли бы они стали повизгивать от вос­ торга, • когда музыкант группы «Вариант» проде­ монстрировал сольную ка­ денцию бас-гитариста —, прием чисто технический. Причем 'ЭТОТ элемент «ме­ таллические» рок-группы не используют вовсе. Как ви­ дим .«купить» псевдознато- ков, для которых атрибу­ тика важней существа дела, можно совсем недорого. Уместен вопрос: будет ли в дальнейшем проводиться организационно - воспита­ тельная работа с рок- исполнителями и их по­ клонниками, и кто будет этим заниматься? Ведь кро­ ме комсомольских органи­ заций интереса к первому в Липецке фестивалю рок- музыки ие проявил боль­ ше никто. Городской отдел культуры • остался в сторо­ не. А пришедшие на кон­ церт в качестве гостей представители облсовпрофа вскоре покинули зал. Ко­ нечно, рок-музыку моз(^но и не любить, и не в<>сприни- мать —- это дело вкуса. Но уделять внимание моло­ дежи. ей увлеченной — это служебная обязанность, пренебрегать которой не по­ зволено никому. А. МАРТЫНОВ, музыковед. С. ШЕТИ.НИН, наш корр. Как и поче 1 ^у музыкант вы­ бирает тот или иной путь в своем творчестве? Как соотно­ сится в современной музыке национальное и общечеловече­ ское? — об этом размышляет бессменный руководитель джаз-рок ансамбля «Арсенал» Алексей Козлов, побывавший не так давно на гастролях в Липецке. - В последнее время у меня часто стали спрашивать, почему наш ан­ самбль перрстал играть джаз. Вообще слово «джаз» нельзя упо­ треблять однозначно. Есть много асг пектов его употребления, но я вы­ делю два. Один -г- это исторический, или историко-географический. В этом смысле-джаз ■— музыка американ­ ских иргров. Это такие стили, как сдвиг, диксиленд, бип-боп, авангард­ ный джаз. И в этом смысле я от джаза ушел. Поскольку давно осо­ знал свою не негритянскую сущ­ ность, Осознал себя сначала европей­ цем и перешел нй рок-музыку как на. европейское искусство. А потом осознал в себе просто русского чело­ века. А еще позднее—человека, к^ торый принадлежит к индоевропей­ ской культуре, и стал использовать восточный фольклор. И это ие дань Востоку, а именно дань тому, что мы, русские люди, в значительной мере связаны с азиатской культурой. И, конечно, здесь уже о каком не­ гритянском, американском джазе можно говорить? . Теперь, если подойти чисто теоре­ тически,. строго разобраться в смыс­ ле структуры, что такое джаз и что не джаз, то одно из определетй: джаз — это первею искусство в ис­ тории музыки, которое сделало им­ провизацию профессиональным де­ лом, или возродило ее, Раньше нм- провизирова.;|И все известные нам композиторы' •— и Бах, ,и Лист — все, кого мы знаем, это было их естест­ венное времяпрепровождение. Но один из вариантов (» 1 и записывали, н до нас дошли обработанные компо­ зиторским мышлением произведения. И как-то затверделось в теории му- ,зыки, что вот классика это там, где играют по нотам, где имйровизиро- вать нельзя. И в общем, борьба с джазом где- то в сороковые-^пятжщсятые годы шла по этой ЛИНИН. Считалось, что те, кто импровизирует —- это негра­ мотные музыканты. А вот грамотные — это те, кто играет только по но­ там. Классике противопоставляли ка-, кой-то Жуткий джаз, потому что там играют люди нфонятно как, могут и ошибиться. Апологеты этой теории не понимали, что профессиональный импровизатор никогда не ошйбаётся. И в этом смысл джаза, И если брать за основу вот это определение джаза, тогда то, что мы сейчас делаем, остается джазом в полной мере. Потому, что все пьесы, которые мы играем, сорнентирова- ■ иы на импровизацию. И самое глав­ ное — это направленность на публи­ ку иного типа, иа молодежь. И когда в Перми к нам подошел один из старейших критиков джаза — Генрих Романович Терпиловский, я очень волновался; как он оценит нашу последнюю программу? После концерта он сказал: «Вы же возрож­ даете настоящий джаз своим вторым отделением, в котором ' элементы брейка. Ведь в Ленинграде был : в начале тридцатых годов цирко-джаз, который совмещал цирковое" искусст­ во и игру на музыкальных инстру­ ментах. Но у вас лучше получается, потому что вы—музыканты, которые занялись пантомимой и цирком, а- они были циркачи, они играли не очень хорошо». Идею он понял: это возврат к эс­ тетике первого джаза, к ■контакту с публикой, к какой-то театрализации, попытке иронизировать над самим собой. Поскольку моя задача .при­ влечь на сторону джаза молодежь. Причем, молодежь не только ту, ко* торая воспитана, интеллигентна, а ту, с которой работать надо. С которой никто не может справиться. Их толь­ ко ругают, удивляются, как с ними быть, чем их взять? Их надо брать их языком — языком «новой волны», брейк-данса, -рок-н-ролла. И только тогда они проникнутся идеями инст­ рументальной виртуозной музыки. Потому что у нас в ансамбле—- вир­ туозные исполнители. Каждый вла­ деет своим инструментом н убеждает молодых людей в том, что рок надо уметь играть. Ведь после того, как они услышат, как играет басист,- ба­ рабанщик, гитарист, клавйЩнйк . — их уже заттррсто не купить каким- нибудь дешевым хеви-<металлическим исполнением. 'Д \ V / ’ Д Ъ - * ^ V,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz