Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
С1 4 в ЛЕНИНЕЦ ЛЕНИНЕЦ ^ 3 Впервые в Липецке состоялся фести^ валь рок-музыки, который организовал и провел в ДК строителей Левобереж ный райком ВЛКСМ. Все средства от фестиваля — 40р рублей — переведе нына счет детского дома Не 3. «Лучше поздно, чем интерпретации. Да и что такогда», — наверное, имен- может быть искренней, ие- но эта пословица пришла посредся'венней рок-музыки. на ум многим нз пастей основа ' основ которой рок - фестиваля «Мозаи- творческое самовыражение ка-в7». В самом деле, с исполнителя. Пусть тек- магянтофоНов и проигрыва- сты песен не всегда соот- теяей мнм-их липчан рок ветствуют законам поэтН- звучит уже, по крайней ме- ческото жанра; не выдер- ре лет двадцать. Да и жива(от заданный стихо- Некоторые кз участников творный. размер; хромает фестиваля играют эту рифма; _образы далеко не музыку в кругу близких и- оригинальны, заштампова- друзей. А вот исполнять ее ны. Но тексты эти имеют публично, тем более на социальное звучание. В молодежных музыкальных них бьется пытливая мысль, смотрах и конкурсах, было рвется наружу живое чув-. не принято. И тем, кто в ство' Видно, эти авторы душе были рок-музыканта- стремятся ■ высказать то, ми, по месту своей работы что у них наболело, наки- — на танцплощадках, в ре- пело в душе', что волнует сторанах — волей-неволей их самих и их сверстников, приходилось наяривать под приличной маской шлягеры типа «Ах, Одес са, жемчужина у моря» или «Поспели виШни в саду у дяди Вани». Одна ко, пришло, наконец, время рок-музыкантам заговорить с молодым слушателем на чистоту, конечно, в меру своих способностей и ма стерства. Стоит сразу оговорить- утро», ся, что принявшие в фе стивале участие, самодея тельные рок-группы не прё спешу укрыться, чтоб не' догадались, кто я и какой, чтоб не запретили быть самим собой... Праведные речи слушать надоело; тают, словно свечи, замки из песка. ■ поет группа «Доброе Размышления о смысле ______ __ ___________ , . жизни, нравственных цен- тендовали натворческую нбстях. гражданской по- оригинальность. Они пред- зиции пронизывают вы ставляли ужедавно раз- ступления прат?гически работанные и хоротпо всем каждого коллектива: Вот ты живешь, удачей успокоясь, все в Жизни ясно, далеко гроза. а жизнь твою подслушивает совесть, беспомошно глядит тебе в глаза. (Группа «Корень из трех»). известные стили и разно видности оок-музыкн. Но все-таки это были или их собственные сочинения (по условиям Фестиваля, из 3 представленных песен '— одна авторская).- или чужие композиции но оЯять-таки в собственной Кдк распознать людей, почувствовать всей кожей, кто зло плодит вокруг, а кто несет, добро? «Группа «Ливень» Но позиция рок-музыкан тов отнюдь не созерцатель на. Она активна. Она со держит энергичный, за жигательный призыв к дёйствиао. Иногда проры ваются интонации даже чересчур резкие, макси малистские. Не хочу я быть ‘ послушным, я хочу всех равнодушных собрать и сжечь в аду! , В путь меня совесть зовет, свет менты движет вперед! * ♦ ♦ Прочь курящие подъезды, наркоманю бледных , съезды! Не хочу я так жить! Не хочу! Дискотек процесс невнятный с удовольствием сменял • бы на мечту — для неё я живу! *' * * Я не имею права отступать, и я уверен: День придет, судьба мою звезду ( зажжет, С небес я сумеЮ ее достать! Это выдержки ИЗ' вы- ст\'пления группы «Визит», которая исполняла песни только собственного сочи нения. Другие коллективы для выражения тех же чувств и мыслей использо вали более профессиональ ный язык популярной сей час московской рок-группы «Арий», как, например, это сделал ансамбль «Буме ранг»: Встань, страх преодолей! Встань в полный рост! Встань на земле своей И достань рукой до звезд! Наиболее акцентиро- ванно, выпукло граждан ская позиция самодеятель ных. рок-групп выражена в авторской композиции ансамбля «Рок-экипаж», названной . «Дета Бики- Нет оправданья безумным маньякам! Нужно, чтоб добрые силы Земли сделали мирным воинственный атом! Чтобы планету взорвать не смогли! Если говорить о Музыке, которую исполняли кол лективы, то следует отме тить, что классйческнй хард-р<ж • представлен группами «Ливень» и «Ва риант» и «хеви-металл» — группой «Скерцо». Группа «Визит» работает в на правлении «новой волны». «Корень нз трех» неполь- зует опору на «&июз-рок»,, а остальные играют, что на зывается, в стиле ВИА, то есть ту музыку, которая господствовала на нашей эстраде и в ресторанах по следние' пятнадцать лет. К наиболее ярким стра ницам фестиваля можно отнести выступление груп пы «Ливень». Рок-группа была создана специально к фестивалю. Она предста вила четыре работы. . Это скорее цикл из 4-х частей со сквозным развитием: путь от сомнений, поиска — к утверждению высоко го звания Человек. Дра матургия — нечто вроде разговора двух друзей. По этому используются два солиста - гитариста. Они весьма артистично справ ляются со своими ролями: то «беседуют», то вновь ' о чем-то «спорят», и в, их заинтересованный разговор вкрапляются брёки ударных , инструментов. Но и, они прерываются- ■ горячими репликами в стиле фанки бас-гитариста, Каждый участник группы — солист, владеющий искусством . им провизации, и это законо мерно, ведь почти все они профессиональному. владе нию инструментами обу чаются в стенах музыкаль ного училища. , Заметным стало и вы ступление «Рок-экипажа», одной из известнейших групп города. И хотя наполовину обновлен ее состав, испол нительский уровень до статочно высок. Введение электронного барабана дё-' лает звучание группы уп ругим и бо.чее объемным. Особо стоит сказать о самых юных участниках фестиваля — рок-группё «Скерцо». Недостаток иг рового опыта сужает до минимума круг их , музы кальных пристрастий. Кол лектив тяготеет к дина мичному, жесткому року. Пока «Скерцо» берет на прокат чужие мелодии, гар монии, приемы. Хотя по тенциальные возможности группы весьма высоки. и можно только надеяться, что в будущем ребята ■по радуют поклонников рок- музыки собственными ра ботами. Если пбныТаться выде лить лучших исиолни-гелей, то следует: назвать, по жалуй, С. Дейнеку и А. Загвоздкнна (соло-ги тара), Ю. КомаричеИа (-ударные) — все из груп пы «Ливень»; вокалиста А. Жилкина, («Корень из трех»), органиста С. Сары чева из ансамбля «Экспери мент». Оценку каждому кол лективу, выступившему на; фестивйле, путем голосо вания давали зрители. Итоги таковы; «Ливень» (ресторан «Чайка». «Салон, торжеств») получил 154' голоса, «Вариант» (ДК ЛТЗ) — 105, «Рок-экипаж» (ДК завода «Свободный сокол») — 67, «Скерцо» (ДК строителей) — 66, «Доброе утро» (ДКиТ НЛМЮ — ,55, «Бумеранг» (танцплощадка Нижнего парка)—25, «Визит» (швей ное объединение г. Грязи) — 22. «Эксперимент» (ре сторан «Липецк») — 17, «Корень из трех» — 11; «Дилижанс» (автотранс портный цех НЛМК) — 6. Но оценки по Итогам Фе стиваля заслуживают не только исполнители, но и зрители. Так как рок-кон церт предполагает разви тие действия не только на сцене, но и в зале. Таков закон жанра. Соответст вовало ли поведение публи ки сим канонам? Большинство . присутст вующих благожелательно и с одинаковым интересом отнеслось ко всем испол нителям вне зависимости от того, к какому направле нию рок-музыки Те при надлежат. Однако незна чительная, но самая шум ная часть зрителей, в ос новном Парни 14—16 лет, с самого начала заявив о своем пристрастии к ме таллическому року, попы талась навязать свое мне ние всем остальным. Их многочисленные «вы ступления» в зале достигли апогея, когда на сцене по явилась группа «Скерцо». Вот тогда бурным потоком по проходам устремились они вперед, к динамикам. Нет, они вовсе не потеряли самоконтроля в экстазе обо жания своих кумиров,- Нет. они попросту демонстри ровали себя всем остав шимся на своих местах. • Казалось бы, вот оно, желанное действо в зале! Публика вступила в ду ховный контакт с исполни телями! Но нет. действо скорее имитировалось, чем происходило всерьез. Не было главного в душах Фа натов — искренности, вос торга, вдохновения. Но так и лезло из них само довольство, самоуверен ность, самолюбование —- мол, смотрите все и восхи щайтесь: какие мы раскре пощенные и экзальтирован ные, как самые настоящие «металлисты» там — на Западе! Знай наших! Но даже не эта показуха Настораживала : в поведе нии разгоряченных поклон-, ников «хеви - металла», а их фанатизм, . категорич ное неприятие любой дру гой музыки, кроме обожа- • емой ими. Причем, отри цание это основано не на тонком понимании предме та поклонения, а, скорее, на голом упрямстве, тще славии, обыкновенном же лании выделиться экстра вагантностью внешнего вида и поведения. Иначе вряд ли стали бы они освистывать выступив ших на сцене . вместе с .группой «Доброе ; утро» брейкеров. Вряд ли бы они стали повизгивать от вос торга, • когда музыкант группы «Вариант» проде монстрировал сольную ка денцию бас-гитариста —, прием чисто технический. Причем 'ЭТОТ элемент «ме таллические» рок-группы не используют вовсе. Как ви дим .«купить» псевдознато- ков, для которых атрибу тика важней существа дела, можно совсем недорого. Уместен вопрос: будет ли в дальнейшем проводиться организационно - воспита тельная работа с рок- исполнителями и их по клонниками, и кто будет этим заниматься? Ведь кро ме комсомольских органи заций интереса к первому в Липецке фестивалю рок- музыки ие проявил боль ше никто. Городской отдел культуры • остался в сторо не. А пришедшие на кон церт в качестве гостей представители облсовпрофа вскоре покинули зал. Ко нечно, рок-музыку моз(^но и не любить, и не в<>сприни- мать —- это дело вкуса. Но уделять внимание моло дежи. ей увлеченной — это служебная обязанность, пренебрегать которой не по зволено никому. А. МАРТЫНОВ, музыковед. С. ШЕТИ.НИН, наш корр. Как и поче 1 ^у музыкант вы бирает тот или иной путь в своем творчестве? Как соотно сится в современной музыке национальное и общечеловече ское? — об этом размышляет бессменный руководитель джаз-рок ансамбля «Арсенал» Алексей Козлов, побывавший не так давно на гастролях в Липецке. - В последнее время у меня часто стали спрашивать, почему наш ан самбль перрстал играть джаз. Вообще слово «джаз» нельзя упо треблять однозначно. Есть много асг пектов его употребления, но я вы делю два. Один -г- это исторический, или историко-географический. В этом смысле-джаз ■— музыка американ ских иргров. Это такие стили, как сдвиг, диксиленд, бип-боп, авангард ный джаз. И в этом смысле я от джаза ушел. Поскольку давно осо знал свою не негритянскую сущ ность, Осознал себя сначала европей цем и перешел нй рок-музыку как на. европейское искусство. А потом осознал в себе просто русского чело века. А еще позднее—человека, к^ торый принадлежит к индоевропей ской культуре, и стал использовать восточный фольклор. И это ие дань Востоку, а именно дань тому, что мы, русские люди, в значительной мере связаны с азиатской культурой. И, конечно, здесь уже о каком не гритянском, американском джазе можно говорить? . Теперь, если подойти чисто теоре тически,. строго разобраться в смыс ле структуры, что такое джаз и что не джаз, то одно из определетй: джаз — это первею искусство в ис тории музыки, которое сделало им провизацию профессиональным де лом, или возродило ее, Раньше нм- провизирова.;|И все известные нам композиторы' •— и Бах, ,и Лист — все, кого мы знаем, это было их естест венное времяпрепровождение. Но один из вариантов (» 1 и записывали, н до нас дошли обработанные компо зиторским мышлением произведения. И как-то затверделось в теории му- ,зыки, что вот классика это там, где играют по нотам, где имйровизиро- вать нельзя. И в общем, борьба с джазом где- то в сороковые-^пятжщсятые годы шла по этой ЛИНИН. Считалось, что те, кто импровизирует —- это негра мотные музыканты. А вот грамотные — это те, кто играет только по но там. Классике противопоставляли ка-, кой-то Жуткий джаз, потому что там играют люди нфонятно как, могут и ошибиться. Апологеты этой теории не понимали, что профессиональный импровизатор никогда не ошйбаётся. И в этом смысл джаза, И если брать за основу вот это определение джаза, тогда то, что мы сейчас делаем, остается джазом в полной мере. Потому, что все пьесы, которые мы играем, сорнентирова- ■ иы на импровизацию. И самое глав ное — это направленность на публи ку иного типа, иа молодежь. И когда в Перми к нам подошел один из старейших критиков джаза — Генрих Романович Терпиловский, я очень волновался; как он оценит нашу последнюю программу? После концерта он сказал: «Вы же возрож даете настоящий джаз своим вторым отделением, в котором ' элементы брейка. Ведь в Ленинграде был : в начале тридцатых годов цирко-джаз, который совмещал цирковое" искусст во и игру на музыкальных инстру ментах. Но у вас лучше получается, потому что вы—музыканты, которые занялись пантомимой и цирком, а- они были циркачи, они играли не очень хорошо». Идею он понял: это возврат к эс тетике первого джаза, к ■контакту с публикой, к какой-то театрализации, попытке иронизировать над самим собой. Поскольку моя задача .при влечь на сторону джаза молодежь. Причем, молодежь не только ту, ко* торая воспитана, интеллигентна, а ту, с которой работать надо. С которой никто не может справиться. Их толь ко ругают, удивляются, как с ними быть, чем их взять? Их надо брать их языком — языком «новой волны», брейк-данса, -рок-н-ролла. И только тогда они проникнутся идеями инст рументальной виртуозной музыки. Потому что у нас в ансамбле—- вир туозные исполнители. Каждый вла деет своим инструментом н убеждает молодых людей в том, что рок надо уметь играть. Ведь после того, как они услышат, как играет басист,- ба рабанщик, гитарист, клавйЩнйк . — их уже заттррсто не купить каким- нибудь дешевым хеви-<металлическим исполнением. 'Д \ V / ’ Д Ъ - * ^ V,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz