Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
2 ^ ЛЕНИНЕЦ 24 марта 1987 г. ЛЕНИНЕЦ ф 3 ТВОРЧЕСКИ СЛУЖИТЬ ЗЕМЛЕ ...Шкаф полон книг. Из-за шкафа появляются две свет ленькие головки — «младшие каши дойочадцы». Посадив • баловниц на плечи, Алексей Кочетов, ветврач, делегат XX съезда ВЛКСМ, рассказывает: «С женой нас—четверо в семье. Дом — трехкомнатный. но- • вехонький. колхозного строи тельства... Дом—«на вырост», будет наша семья расти, как та, в которой родился я две надцатым». Отпустив дочурок поиграть с котом Барсиком, Алексей, до стал из шкафа тетрадь «Вы сказывания компетентных лю дей», прочитал: «Вот пишут; надо привязать человека к земле. Какая неле пость! Ведь нужно, чтобы че ловек сам привязался к земле, так, чтоб не оторвать. А для 9ТОГО надо создавать все усло вия для творческого служе ния ей. Терентий Семенович Мальцев». И поделился со мной Алексей «всем, что нас, молодых сельских тружеников, волнует сегодня». Вот его рас- «Мальцев убеждает, под черкну ; йа земле хозяйствуй с умом. 13 лет назад наш завязший в долгах колхоз- развалюху возглавил Влади мир Миронович Копаев. Вско ре заявил: будем специализи роваться на овцеводстве, на правим все силы хозяйства в одну точку — выгоднее, чем скрести сразу по десятку кол хозных «сусеков». «Воевал», от стаивая идею с начальством. Отстоял, убедил. Из «долго вой ямы» колхоз выбрался не одним махом — за три-четыре года. Стал прибыльным. Стал строить жилье. Выросли и заработки... Вот и население в колхозе начало прибывать. Вакансии заняли специалисты с дипломами. С «количеством» в колхозе теперь нет проблем. Повели борьбу за качество, за хозяй ствование с головой, а не со сборником инструкций вместо оной. Главный агроном пе редозировал удобрение — «сгорело» поле. На собчаиии колхозники освободили его от занимаемой должности. За некомпетентность переизбра ли и главного зоотехника. Те перь на их местах трудятся люди более вдумчивые, по нимая, что «могут и сао пере избрать»; есть резерв на вы движение. Колхозники неравнодушны к делам хозяйства потому, что зарабатывают прилично и ПРЕДСТАВЛЯЕМ ДЕЛЕГАТА КОМСОМОЛЬСКОГО ФОРУМА в строгом соответствии с уро жаем, привесом. Молодые ов цеводы предлагают объеди ниться в КМК: вместе рабо тать интереснее • ровесникам. Решено: этот коллектив будет хозрасчетным. Кому как не молодежи его пропагандиро вать? Дадут им, скажем, ка кую-то сумму для авансов, по купки . кормов, ремонта поме щений,,. Конечно же, получат они прибыль — выплатят кол хозу израсходованные в долг деньги и еще по процентам твердого норматива... Что. останется — на финансирова ние (уже с приставкой «са мо» — !) работы в следую щем году и себе в доход. Убежден: выгодно!.. Одна овцеводческая бригада у нас уже работает на хозрасчете. Ее члены решили отказаться от услуг ремонтной бригады; не хуже вас отремонтируем ко шары, а деньги сэкономим — больше заработаем. Ремонт ники ни в какую: «Нам тоже овец пасти?». Председатель — на стороне бригады овцеводов, говорит, что хозрасчет изба вит колхоз от нахлебников. По инициативе и с актив ным участием молодежи ре конструируем кошары и стро им новые. Потому, что при нынешних условиях работы хозрасчет вряд ли будет эф фективным. В кошарах устанр-' вили теплогенераторы — те перь. зимой там не течет с потолка, можно работать в легкой обуви. Правда, тепло генераторов должно быть вдвое больше, чем у нас сейчас есть. Много раз мы обраща лись в разные районные и об ластные инстанции. Безрезульт татно. Кажется, проше, достать космический корабль. Больно бьет нас по рукам некомпетентность строителей, а, может, тут нежелание доб росовестно работать? Недавно сдали они НОВУЮ кошару: во допровод к ней не подвели, колонки не установили, кор мовые площадки не. сделали, перегородки — разве что пти- , цу содержать, кормушки рас сыпались за неделю... В об щем, сделали наспех кубомет-' ры кладки — самую оплачи ваемую, выгодную строителям работу, — и трава не расти! Хотелось бы узнать, что Дума ет начальник ПМК товарищ Вышегородский о перестройке? Как же это важно, чтобы люди почувствовали: да, у нас перестройка идет, Я — за доверие. Наши ов цеводческие бригады; без ука заний руководства'и специа листов планируют себе фронт работ на педелю. Они «рублем завязаны» па то, чтобы делать больше и лучше. Потому и растут их знания и привязан ность к земле, и никакой ча стнособственнической психот логин тут мет!. Наоборот, такйе люди . убивают психологию «временщиков», которым удоб нее работать в старой одеж ке: «контора пишет, деньги идут». Нужно максимально ужесточить спрос с таких... Они только дискредитируют. перестройку. То Же функционерство в' комсомоле... Это когда работ ник райкома ВЛКСМ приез жает к нам, в колхоз, и инте ресуется цифрой, а не реаль ной ситуацией па фермах и в поле. Потому что он нёкомпе- тентен в сельскохозяйственном производстве и боится выдать это! Нужны ли нам такие комсомольские работннкн —- «номенклатурные»..? Некомпетентен — уходи». Записал И. ПОЛУЯНОВ. Фото А. Сафонова. Колхоз «Россия», Хлевепский район. -ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО - Еще в институте услышала Валентина Алексеевна (впро чем, тогда просто Валя) скеп тическое замечание одного из преподавателей: «Женщина и металлургия несовмесги- Неженское дело... Сколько раз потом слышала она эти слова. Только до сих пор спо рит В. А. Тюрина со своими давними и нынешними оппо нентами. — Свое — это значит лю бимое дело. А я очень люблю свою работу. После окончания Москов ского института стали и спла вов не раз доказывала она свое призвание. Работала инжене ром * исследователем, участ вовала в разработке и освое нии уникальной в своё время технологии производства трубной стали, той самой, что с успехом заменила в районах Крайнего Севера импортируе мую за рубежом. Металлург... Вряд ли кто сейчас усомнится в знаниях и опыте Валентины Алексеев ны. Во втором листопрокат ном она, инженер технического обучения, по праву считается в числе лучших специалистов ответственного производства. Давно уже подметили в це хе: приходят сюда на практи ку студенты вузе®, технику мов, ПТУ и непременно стре мятся попасть в группу, кото- Путь н приамамиш КОМСОМОЛЬСКИЙ АКТИВИСТ - рую ведет В, А. Тюрина. Раз ные тому причины. И па все вопросы ответит Валентина Алексеевна, умело все объяс нит, что даже самое сложное станет простым и понятным. Но главное — это все же доверительный, почти друже ский контакт новичков со старшим товарищем, руково дителем практики. Именно такая атмосфера, окружающая молодежь уже с первых шагов работы, помо гает ей по-иастоящему об рести себя, считает Валентина Алексеевна, или, как она гово рит, расправить крылья. Немудреная педагогика, вы веренная .практическим опы том. Активизация человече ского фактора, — говорит В. А. Тюрина, — начинается с цехо вых проходных, с рабочей молодежи, нашей будущей Лучше моей профессии — металлург — нет и быть не может, — говорит она. — Да и лучше моего, нашего ком бината — тоже. Эту свою убежденность стараюсь пе редать новичкам. Такая вот ответственная за работу цехо вого БРИЗа. Она не скрывает, что и в этой своей работе ориентируется в первую оче редь на молодежь. Почему? Так ведь это же завтрашний день творческой мысли, бу дущие ' перспективы техниче ского прогресса. Что может быть важнее этого? Да и ко му нужнее помощь и поддепж,- ка, как не молодежи, особен но в начале новаторского пу- Молодой слесарь механо- службы Александр Соломеи- цев принес Валентине Алек сеевне свое новое рацпредло жение. Впрочем, рационали заторским назвать его было, конечно же, рановато. Самое простое было ^ бы отказать. Однако, реншв все же побеседовать с парнем, Тюрина неожиданно обнару-, жила в нем и оригинальное, нестандартное техническое мыш.тение. и неплохое понима ние технологии «узких» мест производства. Сообща наме тили иесколько путей рацио- } 1 ализаторского поиска.. Не сразу, но появилось у Александра и первое настоя щее рацпредложение, потом другое, третье. И вот он уже в чис.чв лучших новаторов ЛПЦ-2. Получил высший ше стой квалификационный раз ряд. Сейчас по настоянию В. А. , Тюриной готовится Соломенцев к поступлению в институт. Широкая дорога открывается перед молодым рабочим. Но н' на всем протя жении ее не забыть Алек сандру о своей наставнице Валентине Алексеевне, Не по должности наставнице, — по призванию. Среди ее воспитанников н молодой специалист - тепло техник Владимир Богданов, и многие другие молодые но ваторы. Разные характеры, судьбы. Разными путями при ходят они к рационализатор ской работе. Но не без помо щи Валёитины .Алексеевны открывают в ней свое творче ское начало. С гордостью рассказывает В. А. Тюрина о новаторских успехах своих молодых уче ников.. Вот и в минувшем квартале рационализаторы ЛПЦ-2 одержали победу в соревновании энтузиастов творческой мысли. Нельзя не позавидовать такой предан ности делу, увлеченности им. Н. САМАРИН. Взглянув на фотографию улыбающейся девушки, один из молодых рабочих сразу оп- жизни всегда такая: веселая, неунывающая. Техник отдела главного кон структора Липецкого трубного завода Марина Титова на предприятии человек- извест ный. Она отвечает в завод ском комитете комсомола за культурно-массовый сектор. И, можно сказать, с поруче нием своим справляется луч ше, чем кто-либо. С Мариной дружить и лег ко, и трудно одновременно, — считают «е многочисленные друзья. — Если помощь ее требуется — всегда отклик-, нется. Ну а уж возьмется от читывать нерадивого — не позавидуешь, тому. На комсомольских собрани ях Марина никогда не отмал чивается, говорит о том, что наболело. За это и уважают ее ребята. А еще за то, что не делит она ни производст венные, ни общественные дела на «свои» и «чужие». Фото И. Минакова. Размышления после «круглого стола» о студенческом самоуправлении Что решает студент? Многие проблемы высшей школы решит студенческое самоуправление. Вспоминает ся мне давний разговор с ра бочим завода: — Приходят, в наш цех ра- , ботать новоиспеченные специ алисты с дипломами ЛнпПИ. И я, не кончавший «акаде- - мий», объясняю им азы про изводства, потому что они не знают даже их. Надо созда вать Отряды студенческого са моуправления иа производст ве. Скажем, проводить -«сме ны дублеров», когда в цехе работают только студенты. Тогда постепенно ■исчезнет проблема «нулей» с пятероч ными дипломами. Вспоминаются мне и стена ния директора одной школы насчет «никудышней, профес сиональной ‘ подготовленности приходящих выпускников пед вузов». А что если в школе воплотить идею студенческого самоуправления:" проводить «дни дублера», когда студен ты не только ведут все уро ки, но и весь школьный «ко рабль», а учителя- в это время совершенствуются в предмет ных секциях института усо вершенствования..? Подобный иедпрактикум для студента будет полезнее нынешнего специализированного по нред- метам, вне студенческого кол лектива... Сейчас мы обозначили одну из важнейших задай студен ческого самоуправления: спо собствовать ■профессиональ ной подготовке студенчества. А что думают па сей счет в Ответ дал «круглый стол», состоявшийся в один из дней учебы студенческого комсо мольского актива. Со сту дентами, заполнившими ак товый зал пионерлагеря «Лес ная сказка», беседовали, спо рили люди, хорошо знакомые с преподавательской и‘ комсо мольской работай. Это B. Шахов, ректор ЛГПИ, C. Шмаков, декан ЛГПИ; В. Долгов, > член парткома •ЛипПИ; И. Горчакова, секре тарь ОК ВЛКСМ; А. По.здняк, ответственный организатор отдела студенческой молоде жи ЦК ВЛКСМ. Запомнилось выступление студента истфака ЛГПИ Юрия Котюкова: — Создавать студенческие деканаты, что предлагают не которые преподаватели, счи таю, во-первых, раздуванием бюрократического аппарата (есть ведь комсомольские бю ро..!). Во-вторых, всего лишь эффектной (для слуха) ими тацией решающего ^ самоуп равления студентов. Там, где- противостоять злу. студенческие деканаты соада- из.зала), ны, всерй*»- .делиться со, . .сту дентами управленческйми^пра- вами не ^ в т . Предла! вердить ^Щдующее ... ..... ние; решение администрации бота ^связана с риском, факультета и института полняется' только •в том слу чае, если ' студенты его под- • ут- факультета ЛГПЙ создали ке- дружину охраны природы. Ра ней были один парни. Когда многие . из 'них получили дип- ломьц разъехались (а факуль- держивают. Перестраиваться тет и без того девичий иа ан надо по существ|у, а не по процентов), дружина «растая- форме. I ла». Ведущие , «круглого стола» Согласитесь, дружина охра- этот интересовал | в зале не времени, одного Юрия Копокова). ломовски. Ведущие обеепокоилисы студентов И наблюдать, по-об- как инициатива (актуальнейшая!) тогда как же быЬ с обязан- сходит иа,«нет», - утешаясь: ностями студентов? Как сту-. ..«Зато теперь у нас поют»,, из- деиюв учить и 1воспитывать, вините, мелкотравчато, если они получат право на- Главная идея самоуправле- кладывагь «вето) на любое ния — активный поиск иници- виутривузовское решение? Не атив «снизу». И здесь без -.......... . . давателя, декана о делах и за Но решать вед) будет кол- ботах своей «альма-матер» се- ’денто^. В ащом годия не обойтись (вот поче- му ЛГПИ необходима своя та- ---- ............. - - ........ ■ . Есть ли в области опыт сту- Студеиты_истфак^ ЛГПИгхо- денческого самоуправления тят соз.ар1^.-«бюрэ социологи- решающего (на уровне ректо- ческих *исследови— — в ^^денто . ш студенчё^В . всегда (Я к и - лось, жи^Г социально актавно, сегодня тем болеё. . Примеры? актуальная. Мш)гие важные иий». Идея рата)? Пока нет. решения, скажем, ринных зданий, ■ мают без учета щественности. ское бюро , узиа ние еще «до того, пример: о сносе ста- нас прини- мнения об- « обязапности::? рт это мне- _ ' „ :...». Дру- ® ЛипПИ разработано «По ложение о студенческих груц- строительные отряды безвоз- самоуправления». мездного труда, ные в 198*6 году ласти по инициа' тов. Примеров привести много. Во время «кр студенты обрати; Есть ли в вузах области по ложения, ' регламентирующие' студенческое самоуправление, где «от а до я» расписаны ;фбрмирован- — Самоуправление V нас в вузах об- набирает силу, — сказал член иве студен- комитета ВЛКСМ ЛипПИ здесь можно Дмитрий Шелудько.— В соот ветствии с «Положением»... в тлого стола» группах самостоятельно рас- ись к ректо- пределяют стипендии, разре- ру ЛГПИ: не пош ли Липец- шают свободные посещения кому педагогич юкому иметь лекций, экзаменационные экс- свой печатный орган, ведь терны (дисциплина, кстати. . в право на то ЛГПИ получил этих группах возросла!). Од- уже давно? Ректрр спросил: иако, в «Положении».., не ого- ‘ ' газеты ворены многие решающие пра- -■А будет ли ЛГПИ постоянный актив вне- ва органов студенческого са- штатных етуде: респондентов? Созданные руководства ческих кор- моуправяения, например, право Сомневаюсь... отчислить студента из ннсти- по инициативе тута. ЛГПИмузы- В ЛГПИ регламентирующее кальный и хорёвой кружки положение о студенческом са- студенты обходит сторогюй: моуправлении еще не принято, «Неактуально!» тем не менее показателен та- Серьезных цел^й воспитания кой пример адмннистрирова- можио достичь )-олько сегод- нйя: комсомольское собрание .пяшЯими, но нё вчерашними факультета постановило от-, средствами. Отираясь на ин- числить из и 1 щтитута несколь- тересы студенчества сегод- ких студентов за нёуспевае- няшние, поддерживать его мость и аморальное ■поведе- инициативы. ; ние, однако это решение уже — Уметь красиво петь —- долгое время не утверждается, дело десятое, в^жно; активно , К такому ли самоуправлению. «раздвоенному», когда опять: «кесарю кесарево», призывают студенты, само время демо кратизации? Нет! И вот в ЛипПИ, как и пред полагалось, опять звучат команды «сверху»: студентам купить билеты в драмтеатр, . студентам про'вести субботни ки на строительстве комплекса ЛипПИ (где по словам Д. Шелудько, фронт работ на блюдается в неделю раз...). Прозвучала из зала еше реп лика: «А ведь «методичку» и «Положение»... 6 ст-уденческом самоуправлении в ЛипПИ раз работал преподаватель, к данной работе «удеитов не привлекли». По мнению студентов,- пре подаватели опасаются; как бы ■ с этим самоуправлением не накликать на *свою голову... Студенты ведь считают и так; «присутствовать на лекции, ес ли ее материал, целиком взят из учебника, для нас не долж но быть обязательным. Само-' управляющаяся группа долж на иметь право оценивать ра боту преподавателей. И пора дать студентам право читать■ лекции!». Преподавателю, распахива ющему окно в неведомое, ко нечно, нечего опасаться ре шающего студенческого само управления. II смысл самоуп равления: .торжество лично- А пот за «круглым столом» кое-кто оценивал решающее .значение самоуправ.дегшя сту дентов на уровнь ■распределе ния стипендий н комнат в об щежитии... Значит мыслит он ■на уровне 50-х годов, ведь тогда уже было в вузах по добное «урезанное» самоуп равление (и то сошло на Поддерживаю ппе.Дложение студентов из зала: «Направлять студентов осенью, на яблоки одних, там управятся и без преподавателей... Студенты в стройотрядах, например, ре шают без подсказок старших куда более слоленые задачи!». Сегодня нам надо поднять «п.даику высоты» максимально! Для решающего самоуправле ния студенчество созрело. Мой собеседник, студент истфака Юрий Котюков, заметил: — Масштаб сознания опре деляется масштабом бытия. Это, кстати, и к вопросу о профессиональном усовершен ствовании завтрашних педа гогов и инженеров... СПОРТ ^СПОРТ • СПОРТ •СЦОРТ - СПОРТ ШРТКУРЫР На лыжне-учебные группы Самбо в Калинине прошло первен ство страны по борьбе самбо. Большого успеха в этих со ревнованиях добился мастер спорта Евгений Гузеев из Ельца. Выступая в весовой ка тегории до 90 килограммов, он одержал пять побед и завое вал звание чемпиона СССР среди молодежи. Готовили Гу зеева к . этим соревнованиям Александр Орлов и Виктор Соколов. В районе села Частая Дуб рава Липецкого района обла стной совет спортобщества «Буревестник» провел сорев нование среди учебных групп высших учебных заведений по лыжным гонкам. У девушек трехкилометровую дистанцию с результатом 14 минут 7 се кунд выиграла студентка ма шиностроительного факульте- ' та политехнического институ та Ирина Пок'ачалова. У юношей, стартовавших на пять километров, первое мес то занял студент механиче ского факультета политехни ческого института Александр Горькаев. В командном зачете победи ла учебная • группа первого курса строительного факуль тета политехнического инсти тута, которая получила пра во на участие в первенстве Россовета общества «Буреве стник». Рекорд ианежа Баскетбол Закончился розыгрыш пер венства областного совета спортобщества «Буревестник» по баскетболу. Среди женских команд победителями стали спортсменки Липецкого пед института, выигравшие матч у команды «Политехник» со счетом — 90 : 72. У мужчин звание чемпионов завоевали студенты политех нического института, которые победили баскетболистов Ли пецкого и Елецкого пединсти- • Учащиеся. детско-юиоше-. ской спортивной школы облс<э- вета общества «Буревестник» приняли участие во Всесоюз ных соревнованиях ’ по легкой атлетике на призы Героя Со ветского Союза Цезаря Куп- пикова, которые преходили в Ростове-иа-Дону. Большого успеха добилась Екатерина Егорова из 44-й школы ' Ли пецка, занявшая первое место в беге иа 200 метров. Ее ре зультат — 25,8 секунды. На дистанции 300 метров Егорова установила новый рекорд ма нежа — 41,2 секунды. В средней возрастной груп пе в беге иа 60 и 200 метров победила Елена Халаимова, ученица липецкой школы № 41. Финальный забег па 200 метров выиграл липча нин Сергей Курбатов. В об щем зачете победили легкоат леты нашей области. К. КОСТИН, Изменения в многоборье Коньки Три комплекта наград ра зыграли в областном первенст ве конькобежцы. Среди юно шей по программе спринтер ского многоборья все призе вые места заняли новолипча не. Победил Владимир Богус ловский. У мужчин, выступивших в малом многоборье, лучшую сумму очков набрал Юрий Ко ролев (завод «Свободный со кол»), среди женщин чемпи онкой стала Наталья Попова (спортклуб «Новолипецк»). Борьба вольная в Грязйнском спорткомп лексе прошел- чемпионат об ласти по вольной борьбе. В шести весовых категориях победителями стали хозяева ковра — Юрий Скапов, Вла димир Кретов, Сергей Жеве- лиев, Роман Бугаков, Михаил Кукин и Владимир Яковлев. Звание чемпионов завоевали Владимир Шупушкин и Анд рей Дмитриенко из Добринки, Андрей КраюШкин (Красное), Сергей Балакирев (Данков), Вячеслав Катаев из коллекти вов (Чаплыгин). По итогам этих соревнова ний сформирована команда, которая примет участие во Всероссийских соревнованиях среди детско-юношеских спор тивных школ. В последнее время в про грамму военно - прикладного многоборья внесены некото рые изменения. Уже в этом году проводятся - чемпионат РСФСР среди взрослых юно шей н первенство школьников по вновь введенному пяти борью. Оно включает в себя' военизированный кросс шепи № 4 — для мужчин и юношей, а также стрельбу из малокалиберной спортивной винтовки'ТбЗ-12 — для жен щин и девушек. Внесены некоторые измене ния в уже привычные виды многоборья, такие, как военно- прикладная полоса препятст вий. Вместо трех пулек гранатометанием на дальность, перь дается на стрельбу толь- стрельбу на дистанцию 50 - ко две, равно как и на порд- метров по металлическим ми- женив мишеней «круг» и «бк- шеням, стрелковый, поединок,- но» при гранатометании дает- плавание на ■дистанцию * 100 ся не по три, а по две грана-' метров вольным стилем и ты.. Это позволяет сократить стрельбу из боевой винтовки время прохождения дистанции калибра 7,02 мм на дистанцию в 380 метров. ' 100 метров по спортивной ми- В. ВАВИЛОВ. --------------------:------ — РЕПЛИКА — ---------- ------------ ОДНИ ПОБЕЖДАЮТ, А ДРУГИЕ? Настоящим смотром не только мастерства юных спорт сменов, ио и прочности шеф ских связей школьников с их производственными вожатыми стали прошедшие на спортба- зе ИЛМК соревнования уча щихся школ по военизирован ному двоеборью. Школьные спортивные дружины, воз главляемые тренерами-обще- етвсшшками цехов Новолипец кого комбината, состязались на голубых дорожках бассей на и в стрелковом тире, В напряженной спортивной борьбе командное первенство завоевала дружина средней школы № 5. Призовые места также,, у юных спортсменов 30-й и 43-й школ. Радость спортивных побед по праву разделили со своими воспи танниками производственные вожатые кислородного произ водства, управления желез нодорожного транспорта и третьего листопрокатного це-, ха НЛМК. А вот на огнеупорном и азотнотуковом производствах комбината — настроение сов сем иное. В числе проиграв ших оказались сами производ ственные вожатые этих под разделений. Только не потому, что их воспитанники не вошли в число призеров. Не было их даже . среди... - участников спортивного состязания. Та кой «фальшетарт» не к липу комсомольским педагогиче ским отрядам производств, нх комсомольским организаци ям. Это ли не свидетельство явного . несовершенства шеф ской (заботы с учащимися? Недоумение вызывает и по зиция педагогических кол лективов, комсомольских ор ганизаций 4-й, 38-й и 61-й школ. Их спортивные коман ды также не сочли возмож ным принять участие в сорев нованиях. Э. СЕРГЕЕВ. Фото л. Щурова. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz