Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ ПОНЯТЬ ТОЛЬКО Д9 марта 1987 г. ВСТРЕЧАДЛЯ ВАС.- Сегодня наш собеседник — актриса областного драматического театра имени Л . Н. Толстого Валентина Бражник. — Очень переживал, когда меня на нее назначили. «Ма­ ма, ну какая ты мачеха?».,— о плачем произносил тогда мой еще маленький Мишка. ; , Поняв, что не уговорить, от­ казаться. от этой . роли, начал ругаться .с режиссером. Ходил за ним по пятам, требовал за ­ менить Мачеху- Успокоился тогда, когда меня начали приглашать 1га встречи в его школу... КОРР.: — Иногда приходит­ ся слышать, какая, мод,, неза^ видная доля у Бражник'— так много играть в детских поста­ новках. Разве пристало актрисе драматического театра столь часто ходить на утренние спек- Хожу! И с большим, удо- СХ вольствием играю для девчо­ нок и мальчишек. ■Чехов сказал; прекрасно . то, что серьезно. Мне ■кажется, еа- ' моч серьезное — воспитание подрастающего поколения —■ этого главною народа. Что касается функций нашего театра .в этом деле — у него свой прицел: воспитание' соб­ ственного зрителя. Бот уже девять .лет совместно со школь- НЫ.МИ педагогами идет кро­ потливая работа -ПОД этим зна­ ком. О ее формах много уже писали, я же, как актриса, поделюсь впечатлениями о- ее . результатах. КОРР.: — Валентина Сер­ геевна, хочется поговорить с вами, как с актрисой, много играющей для детей. Но прежде чем вспомнить ваши спектакли, расскажу об одном Маленькая девочка, с кото­ рой мы вместе смотрели «Два клена», спросила после: — А что, тетя Валя волшеб­ ница? В этом вопросе явно слыша­ лось ее восхищение Бражник и удивление оттого, что добрей­ шую Василису — работницу — играет актриса, которую мы видел.и в ролях Снежной Ко­ ролевы, Лисы Алисы, Мачехи. И заметьте, несмотря на пе­ речень героинь, которых дети любить не могут, вы для ма­ ленькой девочкн._::= тетя Валя. Т е ;ое обращение к актрисе многого стоит. Удивительное явление — девчонки н мальчишки выби­ рают в свои любимцы ту, у которой столько недобрых' ге­ роинь. Лично я нашла причину этого вот в чем. Играя, вы как бы смотрите на них со сторо­ ны, первая даете оценку их поведению, характеру, по­ ступкам. При этом очень уме­ ло акцентируете внимание де­ тей именно на том, что вам особенно не нравится. И дети с вами соглашаются. БРАЖНИК: — Вы, навер­ ное. зайетили, что. в последнее время мы как-то меньше стали обращаться к такому понятию, как актерское амплуа. Сейчас все чаще говорят о .теме в творчестве. Стремление ска­ зать что-то . определенное, изу­ ченное со- всех сторон перехо­ дит из роли в роль, из поло- ж.гтельной в отрицательную и из отрицательной в пеложи- тельную. О чем мои Мачеха, Снежная Королева и Василиса - ра­ ботница? О том, что каждого человека надо любить — по самым честным ппавилам: без заискивания, эгоиз.ма, лиси. Ведь если проследить логику 4 мышления большинства моих героинь, можно .прийти к выС ' воду, что их холодность, за­ висть, хселание воспитать се­ бе подобных — от ущербности. щ идущей с самого детства. ж. . X» псххуис е м придумали своей Мачехе? — Скорее всего, в детстве ей жилось несладко. Конечно, та­ ких ■ неприкрытых издева-' тельств она, как Золушка, мо­ жет, и ■не переносила, но вни­ мания со стороны родителей видела мало. Вся их жизнь, наверное, была занята выясне­ нием отношений между со­ бой. Судя , по тому, как Маче­ ха помыкает своим вторым мужем, отцом Золушки, обра­ щение в ее семье строилось на окриках и постоянном жела- -НИИ , насол ить друг другу. Меч­ тала поскорее покинуть родной дом, и, очевидно, пошла за­ муж за первого попавшегося. Как жили они? Мне кажется, так Же, как ее родители. И уж к ТОМУ: времени, когда выходи­ ла .замуж второй раз, твердо была уверена-В том, что мужа — будь он хоть самый добрый и покладистый чыювек на свете, — надо с самого начала поставить под пяту- Внднте, скольких людей сде­ лало несчастными неласковое детство одного человека. Ведь и собственным дочерям Ма- чехш предстоит не безоблачное будущее — из-за неумения любить других. Они даже друг другу будут завидовать стращ-. но. . — А как ваш сын относится к этой роди? Х 'ЛУ За последние годы ни в од- . ном городе, а были на гаг стролях в крупнейших, куль­ турных центрах страны, тако­ го гра-мотиого и чуткого юно­ го зрителя, как в Липецке, не встретили. Умению и желанию воспри­ нимать театральное искусство уже взрослые липчане могут научиться у девчонок и .маль­ чишек. Впрочем, «барометр», находящийся з зале на утрен­ них спектаклях, показывает, что через несколько лет и ве­ черами будет приходить «наш» зритель!' Потому, как коллектив те­ атра постоянно ориентируется на развитие диалога с темн, для кого мы работаем. Не случайно в репертуаре для детей нет второстепенных ав­ торов, - большинство постано- ^ вок —. по произведениям классиков. КОРР.: — Надо заметить, что почти все детские спектак­ ли, в которых заняты вы, — по пьесам Евгеиия Шварца... — За фантастическими, ска­ зочными образами этого дра­ матурга — всегда подлинная жизнь. Впрочем, давайте об­ ратимся к эпилогу его «Обык­ новенного чуда». «В сказке очень удобно укладываются РЯДО.М. обыкновенное и чудес­ ное и легко понимается, если смотреть на сказку как в дет­ стве. Не искать в ней скрыто- го смысла. Сказка рассказы­ вается -не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы от­ крыть, сказать во всю силу, во весь голос, что думаешь»- Что я зпаю теперь о театре для детей — из того, что уз­ нал сам Шварц? «Слухи о том, что хорошее слово не перехо­ дит через рамку — ложь. Слу­ хи о том, что характеры в дет­ ской пьесе должны быть эле­ ментарны — сильно преувели­ чены. Слухи о том, что в пьесе для детей необходима чисто прикладная, легко познаваемая . идейка — сомнительны», КОРР.: — Валентина Сер­ геевна,. вот вы начали гово­ рить об эксперименте под зна­ ком «Театр и дети» и промол­ чали о том, какую большую лепту вносите, сами в его осу­ ществление. Спектакли — это само собой. Но ведь есть еще огромная общественная рабо­ та. Пожалуй, в Липецке не найти школу, в которой вы бы не были. Приглашают вас не только на встречи, занятия театральных факультативов, идете туда я как неизменный член жюри смотра детских драматических студий, круж­ ков. Знаю: вы ни разу не от­ казались посмотреть самодея­ тельный школьный спектакль. Думаю, не будет преувели­ чением, если считать вас кол­ легой школьных учителей. И поэтому, вполне правомерен такой вопрос: в чем вы видите просчет- в начавшейся школь­ ной реформе? — Очень кстати вспомнить сейчас слова Сергея Гераси­ мова о том, что формирование мировоззрения вне искусства— дело, по меньшей мере, наш- Мы много говорили о причи­ нах недрстаткоа, эстетического воспитания. Главная из них сводилась к тому, что трудно воспитать самого воспитателя. Но вот прошло достаточно времени с обсуждения проекта школьной реформы, т. е. ■ с начала подготовки к ней, а разговоры остались разговора-• ми. Приведу несколько приме­ ров, которые просто обязывают говорить об этом. -Осенью областной драмати­ ческий проводил фестиваль «Театр — детям села», В его программе были не толккэ спектакли, но и театральные уроки, которые согласились вести наши актеры, .липецкие учителя — те, кто вот уже на протяжении многих лет препо­ дает факультативы «Основы театральной культуры»- Уроки задумывАлись не только для детей, для учите.чей т— тоже, , И что же? Учителей-то мы на, них не увнделв,.;- Илн вот недавний случай; в Липецк всего на день при­ ехала Галина Волчек, главный режиссер театра «Современ­ ник». Несмотря на то, что в этот день ей предстояло очень много дел, она согласилась на встре.чу со студентами педия- Но к началу встречи не зна­ ли, как говорится, куда деться от стыда. Почти половина за ­ ла была пустой. Это в ин­ ституте, где ейть филологиче­ ский факультет! Отказаться, может быть, от одного из самых ярких впе­ чатлений о студенческих го­ дах?! Д а дело даже и не во впечатлениях. Дело а том, что ты — человек. призванный воспитывать детей. Раз так, ты всю жизнь будешь на об­ щем обозрении, сделаешься публичной принадлежностью.-. А разве приятно иметь дело с учителем, с которым кроме как о его предмете, поговорить не Вспоминая Шаталова, Ильи­ на, Амонашвили, мы восхи­ щаемся не только методикой, ими изобретенной, а прежде всего их интеллектом. Спра­ ведливости ради стоит отме-, тить, что восхищаются и учи­ теля.. Когда обсуждали проект реформы, очень ‘ отчетливо было обозначено; школа нуж­ дается в увеличении зойы влия­ ния на нее, то есть Ьпа проси­ ла о помощи и со стороны работников искусства. Мы го­ товы. Но, честное слово, иногда кажется, что эта готовность раздражает саму школу... Особенно странным это кажется в Липецке, где есть прекрасные образцы воспита­ ния подрастающего поколе­ ния средствами театрального искусства. Я сама много раз испытывала огромное удо­ вольствие от общения с уче­ никами многих театра.тьных педагогов. Так почему приме­ ру этих учителей не последо-' вать многим другим? В нашей области есть школы, - которые могут поделиться ин- теоесным опытом трудового обучения, воспитания спорт­ сменов и т- д. Но ИИ одну шкоЛу нигде и никогда еще не рекомендовали посетить как образец эстетического воспи­ тания... Так, может, появится такая? Е. МИТИНА. Редактор В. ЗАХАРОВ . П -х и й в -1 т Е э д т » а х 19 -20 МАРТА «КОСМОС». Панаша (дети до 16 лет не допускаются) — 9.00, 10.50, 12.40 (у д л п н ^ ы й ) , 15.00. Ш.50. 20.30 (удлиненный). Фавориты Луны (кроме детей до 16 лет) — 18.40. 20 марта. Попашя (кроме ^етей до 16 лет) — 9.00, 10.50, 12.40 (удли­ ненный), 15.00. 16.50. 18.40, т З С (удлиненный). «ВИННИЦА». Джентльмены уда- ад — 10.00, 12.00 (удлнненный). И-ЗО, 16.30, 18.30^ 20.30 (удАиыеаный), Детский зал. Плюмбум, или Оиас.. ная ш-ра 15.00. Великое закрыхве (киносборяик) — 11.00, 13.00. «ОКТЯБРЬ». Охота на дршсояа —■ 9.00, 10.50, 12.40 (удляненшай). ,15.00. 16.50, 18.40, 20.30 (удлиненный). «ЗАРЯ». Ва-банк, Ва-банк П, шш Ответный удар (2 серии, дети до 16 лет н е допускаются) — 9.00, 20:30. Человек со з в е з ^ — 12.10, 14.10 (удАИнеяный), 16.30, 18.:Ю. Малый З.ЛЛ. Как три мушкетера (2 серии, дети до 16 лет 'Не допускаются) — 16.00, 19.00. Детский зал. Не будк этс^ девчонкн — Д1.00, 14.00. 20 мар­ та. К,/сб Отчаянный кот Васька — 11.00, 14.00. ‘ ' «СПУТНИК». Живая радуга — 9.00, Ва-банк-.1 — 10.30, 14.40, 13.30. Ва-бавкЛ1, или Ответный удар — 12.20 (удлиненный), 16.30. 20.20 (уд- ляненныя). 20 марта: Король в пти­ ц а — 9:00. Ва-бавк- I — 10.30, 14.40, 18.Ж Ва-башс-П, илк Ответный удар ■— 12.20 (удлаиеаыыа), 16;30, 20.20 (удшненный). - ' Наш ад о ес : ГСП, 398055, г. Липецк , улица Московская, 83, редактора — 25-01-76; ответствеиного секрета­ ря и отдела спорта — 25-01-45; отдела комсомоль­ ской жизни — 25-01-42; отдела коммунистиче­ ского восиятання — 25-01-78; отдела учащейся молодежи — 25-01-57; отдела писем — 25-01-05; фотокорреспондента — 25-01-87. Типография «Ленинское знамя», Липецк, улица Московская, 8?. Тираж 49 000. Печать высокая. Индекс 59600. Объем 1 И. л. АЭ 71211 ' •Зак. Л'» 1429.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz