Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ ПОНЯТЬ ТОЛЬКО Д9 марта 1987 г. ВСТРЕЧАДЛЯ ВАС.- Сегодня наш собеседник — актриса областного драматического театра имени Л . Н. Толстого Валентина Бражник. — Очень переживал, когда меня на нее назначили. «Ма ма, ну какая ты мачеха?».,— о плачем произносил тогда мой еще маленький Мишка. ; , Поняв, что не уговорить, от казаться. от этой . роли, начал ругаться .с режиссером. Ходил за ним по пятам, требовал за менить Мачеху- Успокоился тогда, когда меня начали приглашать 1га встречи в его школу... КОРР.: — Иногда приходит ся слышать, какая, мод,, неза^ видная доля у Бражник'— так много играть в детских поста новках. Разве пристало актрисе драматического театра столь часто ходить на утренние спек- Хожу! И с большим, удо- СХ вольствием играю для девчо нок и мальчишек. ■Чехов сказал; прекрасно . то, что серьезно. Мне ■кажется, еа- ' моч серьезное — воспитание подрастающего поколения —■ этого главною народа. Что касается функций нашего театра .в этом деле — у него свой прицел: воспитание' соб ственного зрителя. Бот уже девять .лет совместно со школь- НЫ.МИ педагогами идет кро потливая работа -ПОД этим зна ком. О ее формах много уже писали, я же, как актриса, поделюсь впечатлениями о- ее . результатах. КОРР.: — Валентина Сер геевна, хочется поговорить с вами, как с актрисой, много играющей для детей. Но прежде чем вспомнить ваши спектакли, расскажу об одном Маленькая девочка, с кото рой мы вместе смотрели «Два клена», спросила после: — А что, тетя Валя волшеб ница? В этом вопросе явно слыша лось ее восхищение Бражник и удивление оттого, что добрей шую Василису — работницу — играет актриса, которую мы видел.и в ролях Снежной Ко ролевы, Лисы Алисы, Мачехи. И заметьте, несмотря на пе речень героинь, которых дети любить не могут, вы для ма ленькой девочкн._::= тетя Валя. Т е ;ое обращение к актрисе многого стоит. Удивительное явление — девчонки н мальчишки выби рают в свои любимцы ту, у которой столько недобрых' ге роинь. Лично я нашла причину этого вот в чем. Играя, вы как бы смотрите на них со сторо ны, первая даете оценку их поведению, характеру, по ступкам. При этом очень уме ло акцентируете внимание де тей именно на том, что вам особенно не нравится. И дети с вами соглашаются. БРАЖНИК: — Вы, навер ное. зайетили, что. в последнее время мы как-то меньше стали обращаться к такому понятию, как актерское амплуа. Сейчас все чаще говорят о .теме в творчестве. Стремление ска зать что-то . определенное, изу ченное со- всех сторон перехо дит из роли в роль, из поло- ж.гтельной в отрицательную и из отрицательной в пеложи- тельную. О чем мои Мачеха, Снежная Королева и Василиса - ра ботница? О том, что каждого человека надо любить — по самым честным ппавилам: без заискивания, эгоиз.ма, лиси. Ведь если проследить логику 4 мышления большинства моих героинь, можно .прийти к выС ' воду, что их холодность, за висть, хселание воспитать се бе подобных — от ущербности. щ идущей с самого детства. ж. . X» псххуис е м придумали своей Мачехе? — Скорее всего, в детстве ей жилось несладко. Конечно, та ких ■ неприкрытых издева-' тельств она, как Золушка, мо жет, и ■не переносила, но вни мания со стороны родителей видела мало. Вся их жизнь, наверное, была занята выясне нием отношений между со бой. Судя , по тому, как Маче ха помыкает своим вторым мужем, отцом Золушки, обра щение в ее семье строилось на окриках и постоянном жела- -НИИ , насол ить друг другу. Меч тала поскорее покинуть родной дом, и, очевидно, пошла за муж за первого попавшегося. Как жили они? Мне кажется, так Же, как ее родители. И уж к ТОМУ: времени, когда выходи ла .замуж второй раз, твердо была уверена-В том, что мужа — будь он хоть самый добрый и покладистый чыювек на свете, — надо с самого начала поставить под пяту- Внднте, скольких людей сде лало несчастными неласковое детство одного человека. Ведь и собственным дочерям Ма- чехш предстоит не безоблачное будущее — из-за неумения любить других. Они даже друг другу будут завидовать стращ-. но. . — А как ваш сын относится к этой роди? Х 'ЛУ За последние годы ни в од- . ном городе, а были на гаг стролях в крупнейших, куль турных центрах страны, тако го гра-мотиого и чуткого юно го зрителя, как в Липецке, не встретили. Умению и желанию воспри нимать театральное искусство уже взрослые липчане могут научиться у девчонок и .маль чишек. Впрочем, «барометр», находящийся з зале на утрен них спектаклях, показывает, что через несколько лет и ве черами будет приходить «наш» зритель!' Потому, как коллектив те атра постоянно ориентируется на развитие диалога с темн, для кого мы работаем. Не случайно в репертуаре для детей нет второстепенных ав торов, - большинство постано- ^ вок —. по произведениям классиков. КОРР.: — Надо заметить, что почти все детские спектак ли, в которых заняты вы, — по пьесам Евгеиия Шварца... — За фантастическими, ска зочными образами этого дра матурга — всегда подлинная жизнь. Впрочем, давайте об ратимся к эпилогу его «Обык новенного чуда». «В сказке очень удобно укладываются РЯДО.М. обыкновенное и чудес ное и легко понимается, если смотреть на сказку как в дет стве. Не искать в ней скрыто- го смысла. Сказка рассказы вается -не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы от крыть, сказать во всю силу, во весь голос, что думаешь»- Что я зпаю теперь о театре для детей — из того, что уз нал сам Шварц? «Слухи о том, что хорошее слово не перехо дит через рамку — ложь. Слу хи о том, что характеры в дет ской пьесе должны быть эле ментарны — сильно преувели чены. Слухи о том, что в пьесе для детей необходима чисто прикладная, легко познаваемая . идейка — сомнительны», КОРР.: — Валентина Сер геевна,. вот вы начали гово рить об эксперименте под зна ком «Театр и дети» и промол чали о том, какую большую лепту вносите, сами в его осу ществление. Спектакли — это само собой. Но ведь есть еще огромная общественная рабо та. Пожалуй, в Липецке не найти школу, в которой вы бы не были. Приглашают вас не только на встречи, занятия театральных факультативов, идете туда я как неизменный член жюри смотра детских драматических студий, круж ков. Знаю: вы ни разу не от казались посмотреть самодея тельный школьный спектакль. Думаю, не будет преувели чением, если считать вас кол легой школьных учителей. И поэтому, вполне правомерен такой вопрос: в чем вы видите просчет- в начавшейся школь ной реформе? — Очень кстати вспомнить сейчас слова Сергея Гераси мова о том, что формирование мировоззрения вне искусства— дело, по меньшей мере, наш- Мы много говорили о причи нах недрстаткоа, эстетического воспитания. Главная из них сводилась к тому, что трудно воспитать самого воспитателя. Но вот прошло достаточно времени с обсуждения проекта школьной реформы, т. е. ■ с начала подготовки к ней, а разговоры остались разговора-• ми. Приведу несколько приме ров, которые просто обязывают говорить об этом. -Осенью областной драмати ческий проводил фестиваль «Театр — детям села», В его программе были не толккэ спектакли, но и театральные уроки, которые согласились вести наши актеры, .липецкие учителя — те, кто вот уже на протяжении многих лет препо дает факультативы «Основы театральной культуры»- Уроки задумывАлись не только для детей, для учите.чей т— тоже, , И что же? Учителей-то мы на, них не увнделв,.;- Илн вот недавний случай; в Липецк всего на день при ехала Галина Волчек, главный режиссер театра «Современ ник». Несмотря на то, что в этот день ей предстояло очень много дел, она согласилась на встре.чу со студентами педия- Но к началу встречи не зна ли, как говорится, куда деться от стыда. Почти половина за ла была пустой. Это в ин ституте, где ейть филологиче ский факультет! Отказаться, может быть, от одного из самых ярких впе чатлений о студенческих го дах?! Д а дело даже и не во впечатлениях. Дело а том, что ты — человек. призванный воспитывать детей. Раз так, ты всю жизнь будешь на об щем обозрении, сделаешься публичной принадлежностью.-. А разве приятно иметь дело с учителем, с которым кроме как о его предмете, поговорить не Вспоминая Шаталова, Ильи на, Амонашвили, мы восхи щаемся не только методикой, ими изобретенной, а прежде всего их интеллектом. Спра ведливости ради стоит отме-, тить, что восхищаются и учи теля.. Когда обсуждали проект реформы, очень ‘ отчетливо было обозначено; школа нуж дается в увеличении зойы влия ния на нее, то есть Ьпа проси ла о помощи и со стороны работников искусства. Мы го товы. Но, честное слово, иногда кажется, что эта готовность раздражает саму школу... Особенно странным это кажется в Липецке, где есть прекрасные образцы воспита ния подрастающего поколе ния средствами театрального искусства. Я сама много раз испытывала огромное удо вольствие от общения с уче никами многих театра.тьных педагогов. Так почему приме ру этих учителей не последо-' вать многим другим? В нашей области есть школы, - которые могут поделиться ин- теоесным опытом трудового обучения, воспитания спорт сменов и т- д. Но ИИ одну шкоЛу нигде и никогда еще не рекомендовали посетить как образец эстетического воспи тания... Так, может, появится такая? Е. МИТИНА. Редактор В. ЗАХАРОВ . П -х и й в -1 т Е э д т » а х 19 -20 МАРТА «КОСМОС». Панаша (дети до 16 лет не допускаются) — 9.00, 10.50, 12.40 (у д л п н ^ ы й ) , 15.00. Ш.50. 20.30 (удлиненный). Фавориты Луны (кроме детей до 16 лет) — 18.40. 20 марта. Попашя (кроме ^етей до 16 лет) — 9.00, 10.50, 12.40 (удли ненный), 15.00. 16.50. 18.40, т З С (удлиненный). «ВИННИЦА». Джентльмены уда- ад — 10.00, 12.00 (удлнненный). И-ЗО, 16.30, 18.30^ 20.30 (удАиыеаный), Детский зал. Плюмбум, или Оиас.. ная ш-ра 15.00. Великое закрыхве (киносборяик) — 11.00, 13.00. «ОКТЯБРЬ». Охота на дршсояа —■ 9.00, 10.50, 12.40 (удляненшай). ,15.00. 16.50, 18.40, 20.30 (удлиненный). «ЗАРЯ». Ва-банк, Ва-банк П, шш Ответный удар (2 серии, дети до 16 лет н е допускаются) — 9.00, 20:30. Человек со з в е з ^ — 12.10, 14.10 (удАИнеяный), 16.30, 18.:Ю. Малый З.ЛЛ. Как три мушкетера (2 серии, дети до 16 лет 'Не допускаются) — 16.00, 19.00. Детский зал. Не будк этс^ девчонкн — Д1.00, 14.00. 20 мар та. К,/сб Отчаянный кот Васька — 11.00, 14.00. ‘ ' «СПУТНИК». Живая радуга — 9.00, Ва-банк-.1 — 10.30, 14.40, 13.30. Ва-бавкЛ1, или Ответный удар — 12.20 (удлиненный), 16.30. 20.20 (уд- ляненныя). 20 марта: Король в пти ц а — 9:00. Ва-бавк- I — 10.30, 14.40, 18.Ж Ва-башс-П, илк Ответный удар ■— 12.20 (удлаиеаыыа), 16;30, 20.20 (удшненный). - ' Наш ад о ес : ГСП, 398055, г. Липецк , улица Московская, 83, редактора — 25-01-76; ответствеиного секрета ря и отдела спорта — 25-01-45; отдела комсомоль ской жизни — 25-01-42; отдела коммунистиче ского восиятання — 25-01-78; отдела учащейся молодежи — 25-01-57; отдела писем — 25-01-05; фотокорреспондента — 25-01-87. Типография «Ленинское знамя», Липецк, улица Московская, 8?. Тираж 49 000. Печать высокая. Индекс 59600. Объем 1 И. л. АЭ 71211 ' •Зак. Л'» 1429.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz