Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
12 марта 1987 г. РПЫТ НАШИХ ДРУЗЕЙ Л Е Н И Н Е Ц 4 3 МНЕНИЕ КРИТИКА ЛИ „бороться“ с молодежью? Таких карнавально-пестрых панков, как этот, бодро ша гавший по платформе станции берлинского метро, мне дово дилось видеть только в кино. Прохожие с улыбками прово жали его глазами, красноволо- (Еого; с индейским хохолком на макушке, обвешанного какими- то цепочками и значками, в ко ротких,- пятнистых штанах и драной куртке. К вниманию прессы он явно не привык и даже был обескуражен тем, что меня заинтересовал его внеш ний вид. ■ Оказалось, что панк только внешне — панк, что работает он, как многие его ровесники, на одном из предприятий сто лицы, что есть у него и семья, и дом, что в^скором времени он уйдет служить в армию. Сло вом, внешняя атрибутика ока залась главным образом данью моде, а также неким символом, означа^ощим причастность парня к одной из групп моло дежи, которую нам понятнее будет назвать придуманным не давно словосочетанием «не- ^рмальнсе объединение». Повстречал я этого парня, когда шел на беседу с секрета рем Союза свободной немецкой молодежи Йоханом Велердин- гом. О том, как относятся в ССНМ к существованию в ГДР «неформальных групп» молодежи, и был мой первый вопрос. — Садкойно, — удыбну.тся Йохан. — Эта наша принципи альная ПО.ЗИЦИЯ. Делить моло дежь на правильных и. «заблу дившихся» — путь ошибочный,. как -доказывает опыт, У нас ведь- не две молодежи, а одна. ■ Поэтому МЫ' стараемся не го ворить о всяких панках, хиппи, любителях ■ авангардистской, музыки в третьем лице — они. Это все — мы, и проблемы у нас одни и те же. Кайое-то время считалось, что спонтан но организованная молодежь, экстравагантно одевающаяся, слушающая непривычную му зыку, есть продукт западного. В.ДИЯНИЯ. что с подобными яв лениями в нашем обществе не пременно следует бороться. Порочность таких представ лений подтверждается на прак тике: любые попытки заставить переменить образ поведения, стияь танцев или длину волос приводили к резкому протесту со стороны тех, кого мы хотели перевоспитать. Сегодня для нас очевидно: молодежная . культура у каж дого поколения всегда своя. И относиться к ней надо ува жительно. Внешние ее формы нередко заносятся ■к нам с Запада, и наша задача либо, ес.ли они противоречат нашей морали, противопоставить нечто лучшее, либо,-если это - не возможно, наполнить их новым содержанием. Так бшю , на пример, с рок-музыкой. По-- пробуйте-ка, сегодня пробить ся на концерт ■ нашего «Ка рата». ■ ■ ; Зачастую МЫ СЛИШКОМ мно го говорим о сложности работы с молодежью и |гем самым как бы запугиваем сами себя. Те же панки в большинстве со вершенно безобидны на улицах н никаких проблем с соци али - ' стическим: образом жизни не имеют. -И надо- хорошо поду-- мать — а стоит ли бить трево- ' ГУ, если они, такие пестрые, образовали .как.ую'-то свою группу. Стали бы мы волновать ся, когда бы узнали, что обыч но одетые ребята объедини лись в компанию? Наша цель в этом слушав одна: дать нм молодежный клуб, где бы они могли собираться, отдыхать. Мы уверены; не, столь важно, что у подростка на голове, куда как важнее — что у него в голове. - Как помочь е.му в гражданском и нравственном стновлении—этот вопрос зани мает нас сегодня в первую оче редь. А судить о политической благонадежности мо.лодых по их внешнему виду или манере танца на. дискотеках — согла ситесь, не совсем разумно. Позиция . Союза свободной немецкой молодежи в ■ этом вопросе однозначна; молодеж ная , политика должна осуще ствляться в комплексе с реше нием общегосударственных со циально - экономических задач. .Нельзя изолировать проблему свободного _времени от про блемы, скажем, дальнейшего повышения производительно сти труда. Воспитание под растающего.: поколения — за бота _не только молодежного сбюз'а, но и всего государства.. А главным инструдентом пра-, вильного воспитания всегда ■ оставалось доверие. Легко критиковать ребят за инфан тильность, труднее дать им такое задание, от которого впрямую бы зависела судьба дела, в котором они могли бы достойно себя'.проявить. -У. нас в ГДР каждый,^ кто после окон чания вуза или техникума при ходит на работу, сразу получа ет- такое задание. Мы решили не проводить ' черту между поколениями. Пусть, молодые почувствуют себя неотрывной частью , нашего общества. Пусть У них будет возможность на конкретном, нужном д е л е . проявить свою критичность, новаторство, даже и недоволь ство тем, что делали их. пред шественники. Ведь юношеская непримири.мость, нонковфор- миз.м могут стать важнейшим элементом в работе на произ водстве. — А что зависит в данном случае непосредственно от ССНМ? Немало. Достаточно, на пример, сказать, что в берлин ском жилищном строительстве по инициативе ССНМ участвует 20 тысяч молодых доброволь цев, и,-несмотря на естествен ную на этих, участках теку-’ .честь кадров, цифра эта рета-- ется неизменной на протяжении нескольких .лет: Другое — тесное . взаимо действие членов ССНМ на про изводстве с руководством пред приятий. Главным,- принципом проведения собраний' первич ных ячеек ■ Союза является конкретность, - то ес ть ' Обсужде ние , в первую очередь ' живо- трепещущих вопросов собст венной работы. Ребята предла гают и пути усовершенствова ния _ производственного про цесса, о которых затем докла дывают руководству. А руко водство в свою очередь- не может отмахнуться от них,- Таким образом;' в итоге об разуется следующая, цепочка: прямое участие молодых. прям.о с учебной скамьи в производ стве порождает их заинтересо ванность в его усовершенство-- вании, а значит,' и интенсифи- ‘ нации, собрания . организаций ССНМ на разных уровнях при обретают конкретный и творче ский . характер, а -^^руководство. предприятий йе мбжет обойти вниманием мояоделшые ини-. циативы, носкольку само . ока зывает : доверие начинающим специалистам; . Когда я вышел из старинного здания на Унтер, ден Линден, в котором размещается Цен- тральиы1Г совет ССНМ, то уви дел, как молодые ребята де монтировали леса, обленившие только что реконструирован ный дом напротив. На’ его сте не висел красный плакат «Ини циатива Союза свободной не мецкой'молодежи». Он был ви ден издалека.; Дмитрий ПОЛЯКОВ, спец, корр, АПН, Р. 8. Кому заниматься подростками, которые . одеваются непривычно, шокируя сНов-м видом окружающих? Почему воз никают неуемно многословные дискуссии, призванные «доко паться до сути», которая зачастую становится откровением как для самих подростков, гак и для тех, кто упорно старается «по нять», почему у кого-то в ухе — серьга, а на рукаве — за клепка, почему один надел старые джинсы, а другой— шорты, почему у этого голова —наголо, а у того — «как запущенный сад»? И что за всем этим кроется? Уж не какое-то невиданное двиагение?.. И новый вопрос; а так ли уж- нужно столь нри- етальное внимание к подобным вещам? И'все-такн. кому за- наматься подроетками, которые непривычно одеваются? Мили ции? Прессе, особенно преуспевшей на этом поприще? Или ком- «>молу7 А, может быть, оставить ребят в покое? Вопросы... Рис. Георгия Погорелова. <АПНЬ Посреди сцены — контейнер для мусора, :точь-д-точь; такой, как те, что стоят в наших дво рах. И много-много цел.юфа- на.. Вообще-— много узнавае мых вещей, людей, слов, ситу аций. У прохожего сердечный приступ, он чуть ли не при смерти опускается на скамей- - ку, слабо зовет на помощь, а ему не только никто не помо гает,,. но ещф и . обшаривают карманы и все время перева; . ливают, с' места на место, как какой-то всем мешающий кулЬ: Пробегает время от времени физкультурница,, вся сосредо-. точенная на своем беге, и, ка жется, хоть скалу на ее пути поставь, — сокрушит и побе жит да.1ьшё1 Сную-г туда-сюда прохожие. Среди них еще одна приме чательная фигура. В пьесе Ми хаила Рощина «Вся надежда» была эпизодическая роль про- давщипы мороженого, но ре жиссер Вадим Мирощниченко «превратил» ее в собиратель ницу пустых бутылок, бродя чую забулдыгу с алкоголиче ским носом и синяком -, под глазом.-Кто из нас не' видел этих старателей помойки, за всегдатаев пляжей и парков? Молоденькие девчонки, ра- ’зодетые в вызывающе пест рые наряды, разрисованные и причесанные-«а; ля панки»; по-’ прошайничаю-г, курят, орут, кулиганят. Потом появляются их... сверстники-мальчишки,’ «пшикаюшие» ' аэрозольными пузырьками. _Если ■кто-нибудь за.метйт,' что в жизни нынешние-подро стки несколько сложнее. . то в этом будет св(^ резон. Вот, например, не так давно мы уз нали ’ из почты «Ленинца», что у. них даже не два лица,, а . три: дома — одни, в школе— другие, а в своем кругу — третьи. Так что не такие они уж однозначные, во всяком случае — не .га.тько крцкли- вые. Но психологические тон кости .«не заложены» были в 'пьесе М.. Рощина. Вадим Ми рошниченко решает спектакль в резкой, будоражаще-яркой, гротескной, бьюшей по нер вам 'манере. Зла. и .едка мета форическая- сценография Та тьяны Спасоломской, высме явшей иллюзорность целло фанового благополучия. Драматическая судьба, труд ный характер девочки-пэтэ- ушницы с говорящим именем Надежда (актриса И. Федо ренко), брошенной матерью, как мы знаем, далеко не еди ничный случай. Но .и трех ее подружек (их роли исполняют Н. Зайцева, В. Мартынова, С. Кузнецова) тоже счастли выми не назовешь. Взрослые иногда .говорят; чего им еще -не хватает? Сыты, одеты, обу ты.. Д они обозлены, .жестоки, нервны, издерганны. И — со вершенно : отгорожены от старших, чужие иМ; Их духов ная пустота, душевная нераз- витость.1 дремучее беск"льту- рье производят гнетущее впе чатление, хотя сквозь это по рой просматриваются просто запущенность и детская беспо мощность. И. слава богу.; те перь мы хоть не делаем вил, что не ведаем, откуда они взя лись. Авторы спектакля предель но обнажают причины и след ствия. Хотя показаны вроде только дела семейные, ,но ведь 1;елых три семьи — это уже -много, : это уже не случайг поеть, Во-первых, это семья Надежды, ее родная мать. С обезоруживающим. . просто душным цинизмом, словно да же не понимая, что натворйл.а, рассказывает она,,, что.: рожде ние дочери было ее роковой ошибкой! Не удивительно, что В, Бражник разоблачает ее ничтожную душонку без всяг кого внутреннего сострадания к своей героине. Неродная, приемная мать Нади — Клав дия, в исполнении заслужен ной артистки РСФСР 3. Го рячевой, способна вызвать у зрителя сочувствие, но она всегда была занята- паботой, а вот дома ее шибко мудрым,пе дагогом не назовешь. У «Жи рафы» (образ, созд-анный ар тисткой Н. Зайцевой, — один из наиболее запоминающихся), казалось бы, есть и отец, и мать, но здесь другой род эгоизма. Похоже, взрослые, всю жизнь были .заняты бодез-. нями матери, именно, «профес- сиовальиую» больную играет: Репина. А дочка опять же предоставлена- сама, себе. На конец, ёше одна, пунктирно обозначенная семья: медсестра, мать-одиночка .Тоня (Л-. Кукб- венко) с ее горькой, эпизо дической любовью- к свое.му паццент-у. лейтенанту Орлов скому (В. Кравченко). Не ста нет- ян в, будущем такой, же душевно изломанной, как На дя, и дочка Тони?: Это -общество расплачива ется за то,‘ что в последние десятилетия слишком смести лись у нас представления о ’ подлинных ' ценностях, о ' соот ношении ценностей нравствен ных м .материальных. Слова-то . произносились правильные, но дела - расходились, со словами, и силу, набирало безверие, без духовность, вещизм, , жажда материального преуспевания, добытого любой ценой. Язык театра придает проб-, лемам личным, семейным бо лее общее звучание. Напри мер, когда Надя пытается от равиться. ее подружка броса ет одному из персонажей: «Это все из-за вас!» На тут гаснет свет перед перестрой кой мизансцены, и слышится в полной темноте ' обращенное уже ко всем, в том числе и к зрителям: «Это все из-за вас!»... Выразительно постав лены массовые пластические действа, особенно будоражит выход артистов в зал, делаю щий зрителей еще более вклю ченными в происходяшее. Правда, режиссеру, как мне ' кажется, не во всем удалось уйти, от заданной драматургом наивной прямолинейности. На пример, в спектакле, как в пьесе, роль символической Женщины • «прорицательни цы», прямым текстом разъяс няющей весь ужас отчуждения между отцами и детьми, .по- моему', дублирует- то, что и бе.ч того сильно сказано мас совым «танцем над пропа стью». над развергшейся «пре исподней». Так что же делать, как жить дальше героям пьесы и всем причастным к поставлен ной проблеме, проблеме вины старших перед , потомками? Уйти в лес, поселиться на лес ном кордоне, , как предлагает один из персонажей лесник (В. Зинов)? Обществу НУЖНЫ д р у г и е ле карства, лекарства нравствен ной самокоитики И социально- острый спектакль предлагает горькие, оздоровляюшне. - ле карства. В. 'СЛА'ВЕЦКИЙ. кандидат филологически* наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz