Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

12 марта 1987 г. РПЫТ НАШИХ ДРУЗЕЙ Л Е Н И Н Е Ц 4 3 МНЕНИЕ КРИТИКА ЛИ „бороться“ с молодежью? Таких карнавально-пестрых панков, как этот, бодро ша­ гавший по платформе станции берлинского метро, мне дово­ дилось видеть только в кино. Прохожие с улыбками прово­ жали его глазами, красноволо- (Еого; с индейским хохолком на макушке, обвешанного какими- то цепочками и значками, в ко­ ротких,- пятнистых штанах и драной куртке. К вниманию прессы он явно не привык и даже был обескуражен тем, что меня заинтересовал его внеш­ ний вид. ■ Оказалось, что панк только внешне — панк, что работает он, как многие его ровесники, на одном из предприятий сто­ лицы, что есть у него и семья, и дом, что в^скором времени он уйдет служить в армию. Сло­ вом, внешняя атрибутика ока­ залась главным образом данью моде, а также неким символом, означа^ощим причастность парня к одной из групп моло­ дежи, которую нам понятнее будет назвать придуманным не­ давно словосочетанием «не- ^рмальнсе объединение». Повстречал я этого парня, когда шел на беседу с секрета­ рем Союза свободной немецкой молодежи Йоханом Велердин- гом. О том, как относятся в ССНМ к существованию в ГДР «неформальных групп» молодежи, и был мой первый вопрос. — Садкойно, — удыбну.тся Йохан. — Эта наша принципи­ альная ПО.ЗИЦИЯ. Делить моло­ дежь на правильных и. «заблу­ дившихся» — путь ошибочный,. как -доказывает опыт, У нас ведь- не две молодежи, а одна. ■ Поэтому МЫ' стараемся не го­ ворить о всяких панках, хиппи, любителях ■ авангардистской, музыки в третьем лице — они. Это все — мы, и проблемы у нас одни и те же. Кайое-то время считалось, что спонтан­ но организованная молодежь, экстравагантно одевающаяся, слушающая непривычную му­ зыку, есть продукт западного. В.ДИЯНИЯ. что с подобными яв­ лениями в нашем обществе не­ пременно следует бороться. Порочность таких представ­ лений подтверждается на прак­ тике: любые попытки заставить переменить образ поведения, стияь танцев или длину волос приводили к резкому протесту со стороны тех, кого мы хотели перевоспитать. Сегодня для нас очевидно: молодежная . культура у каж­ дого поколения всегда своя. И относиться к ней надо ува­ жительно. Внешние ее формы нередко заносятся ■к нам с Запада, и наша задача либо, ес.ли они противоречат нашей морали, противопоставить нечто лучшее, либо,-если это - не­ возможно, наполнить их новым содержанием. Так бшю , на­ пример, с рок-музыкой. По-- пробуйте-ка, сегодня пробить­ ся на концерт ■ нашего «Ка­ рата». ■ ■ ; Зачастую МЫ СЛИШКОМ мно­ го говорим о сложности работы с молодежью и |гем самым как бы запугиваем сами себя. Те же панки в большинстве со­ вершенно безобидны на улицах н никаких проблем с соци али - ' стическим: образом жизни не имеют. -И надо- хорошо поду-- мать — а стоит ли бить трево- ' ГУ, если они, такие пестрые, образовали .как.ую'-то свою группу. Стали бы мы волновать­ ся, когда бы узнали, что обыч­ но одетые ребята объедини­ лись в компанию? Наша цель в этом слушав одна: дать нм молодежный клуб, где бы они могли собираться, отдыхать. Мы уверены; не, столь важно, что у подростка на голове, куда как важнее — что у него в голове. - Как помочь е.му в гражданском и нравственном стновлении—этот вопрос зани­ мает нас сегодня в первую оче­ редь. А судить о политической благонадежности мо.лодых по их внешнему виду или манере танца на. дискотеках — согла­ ситесь, не совсем разумно. Позиция . Союза свободной немецкой молодежи в ■ этом вопросе однозначна; молодеж­ ная , политика должна осуще­ ствляться в комплексе с реше­ нием общегосударственных со­ циально - экономических задач. .Нельзя изолировать проблему свободного _времени от про­ блемы, скажем, дальнейшего повышения производительно­ сти труда. Воспитание под­ растающего.: поколения — за­ бота _не только молодежного сбюз'а, но и всего государства.. А главным инструдентом пра-, вильного воспитания всегда ■ оставалось доверие. Легко критиковать ребят за инфан­ тильность, труднее дать им такое задание, от которого впрямую бы зависела судьба дела, в котором они могли бы достойно себя'.проявить. -У. нас в ГДР каждый,^ кто после окон­ чания вуза или техникума при­ ходит на работу, сразу получа­ ет- такое задание. Мы решили не проводить ' черту между поколениями. Пусть, молодые почувствуют себя неотрывной частью , нашего общества. Пусть У них будет возможность на конкретном, нужном д е л е . проявить свою критичность, новаторство, даже и недоволь­ ство тем, что делали их. пред­ шественники. Ведь юношеская непримири.мость, нонковфор- миз.м могут стать важнейшим элементом в работе на произ­ водстве. — А что зависит в данном случае непосредственно от ССНМ? Немало. Достаточно, на­ пример, сказать, что в берлин­ ском жилищном строительстве по инициативе ССНМ участвует 20 тысяч молодых доброволь­ цев, и,-несмотря на естествен­ ную на этих, участках теку-’ .честь кадров, цифра эта рета-- ется неизменной на протяжении нескольких .лет: Другое — тесное . взаимо­ действие членов ССНМ на про­ изводстве с руководством пред­ приятий. Главным,- принципом проведения собраний' первич­ ных ячеек ■ Союза является конкретность, - то ес ть ' Обсужде­ ние , в первую очередь ' живо- трепещущих вопросов собст­ венной работы. Ребята предла­ гают и пути усовершенствова­ ния _ производственного про­ цесса, о которых затем докла­ дывают руководству. А руко­ водство в свою очередь- не может отмахнуться от них,- Таким образом;' в итоге об­ разуется следующая, цепочка: прямое участие молодых. прям.о с учебной скамьи в производ­ стве порождает их заинтересо­ ванность в его усовершенство-- вании, а значит,' и интенсифи- ‘ нации, собрания . организаций ССНМ на разных уровнях при­ обретают конкретный и творче­ ский . характер, а -^^руководство. предприятий йе мбжет обойти вниманием мояоделшые ини-. циативы, носкольку само . ока­ зывает : доверие начинающим специалистам; . Когда я вышел из старинного здания на Унтер, ден Линден, в котором размещается Цен- тральиы1Г совет ССНМ, то уви­ дел, как молодые ребята де­ монтировали леса, обленившие только что реконструирован­ ный дом напротив. На’ его сте­ не висел красный плакат «Ини­ циатива Союза свободной не­ мецкой'молодежи». Он был ви­ ден издалека.; Дмитрий ПОЛЯКОВ, спец, корр, АПН, Р. 8. Кому заниматься подростками, которые . одеваются непривычно, шокируя сНов-м видом окружающих? Почему воз­ никают неуемно многословные дискуссии, призванные «доко­ паться до сути», которая зачастую становится откровением как для самих подростков, гак и для тех, кто упорно старается «по­ нять», почему у кого-то в ухе — серьга, а на рукаве — за­ клепка, почему один надел старые джинсы, а другой— шорты, почему у этого голова —наголо, а у того — «как запущенный сад»? И что за всем этим кроется? Уж не какое-то невиданное двиагение?.. И новый вопрос; а так ли уж- нужно столь нри- етальное внимание к подобным вещам? И'все-такн. кому за- наматься подроетками, которые непривычно одеваются? Мили­ ции? Прессе, особенно преуспевшей на этом поприще? Или ком- «>молу7 А, может быть, оставить ребят в покое? Вопросы... Рис. Георгия Погорелова. <АПНЬ Посреди сцены — контейнер для мусора, :точь-д-точь; такой, как те, что стоят в наших дво­ рах. И много-много цел.юфа- на.. Вообще-— много узнавае­ мых вещей, людей, слов, ситу­ аций. У прохожего сердечный приступ, он чуть ли не при смерти опускается на скамей- - ку, слабо зовет на помощь, а ему не только никто не помо­ гает,,. но ещф и . обшаривают карманы и все время перева; . ливают, с' места на место, как какой-то всем мешающий кулЬ: Пробегает время от времени физкультурница,, вся сосредо-. точенная на своем беге, и, ка­ жется, хоть скалу на ее пути поставь, — сокрушит и побе­ жит да.1ьшё1 Сную-г туда-сюда прохожие. Среди них еще одна приме­ чательная фигура. В пьесе Ми­ хаила Рощина «Вся надежда» была эпизодическая роль про- давщипы мороженого, но ре­ жиссер Вадим Мирощниченко «превратил» ее в собиратель­ ницу пустых бутылок, бродя­ чую забулдыгу с алкоголиче­ ским носом и синяком -, под глазом.-Кто из нас не' видел этих старателей помойки, за­ всегдатаев пляжей и парков? Молоденькие девчонки, ра- ’зодетые в вызывающе пест­ рые наряды, разрисованные и причесанные-«а; ля панки»; по-’ прошайничаю-г, курят, орут, кулиганят. Потом появляются их... сверстники-мальчишки,’ «пшикаюшие» ' аэрозольными пузырьками. _Если ■кто-нибудь за.метйт,' что в жизни нынешние-подро­ стки несколько сложнее. . то в этом будет св(^ резон. Вот, например, не так давно мы уз­ нали ’ из почты «Ленинца», что у. них даже не два лица,, а . три: дома — одни, в школе— другие, а в своем кругу — третьи. Так что не такие они уж однозначные, во всяком случае — не .га.тько крцкли- вые. Но психологические тон­ кости .«не заложены» были в 'пьесе М.. Рощина. Вадим Ми­ рошниченко решает спектакль в резкой, будоражаще-яркой, гротескной, бьюшей по нер­ вам 'манере. Зла. и .едка мета­ форическая- сценография Та­ тьяны Спасоломской, высме­ явшей иллюзорность целло­ фанового благополучия. Драматическая судьба, труд­ ный характер девочки-пэтэ- ушницы с говорящим именем Надежда (актриса И. Федо­ ренко), брошенной матерью, как мы знаем, далеко не еди­ ничный случай. Но .и трех ее подружек (их роли исполняют Н. Зайцева, В. Мартынова, С. Кузнецова) тоже счастли­ выми не назовешь. Взрослые иногда .говорят; чего им еще -не хватает? Сыты, одеты, обу­ ты.. Д они обозлены, .жестоки, нервны, издерганны. И — со­ вершенно : отгорожены от старших, чужие иМ; Их духов­ ная пустота, душевная нераз- витость.1 дремучее беск"льту- рье производят гнетущее впе­ чатление, хотя сквозь это по­ рой просматриваются просто запущенность и детская беспо­ мощность. И. слава богу.; те­ перь мы хоть не делаем вил, что не ведаем, откуда они взя­ лись. Авторы спектакля предель­ но обнажают причины и след­ ствия. Хотя показаны вроде только дела семейные, ,но ведь 1;елых три семьи — это уже -много, : это уже не случайг поеть, Во-первых, это семья Надежды, ее родная мать. С обезоруживающим. . просто­ душным цинизмом, словно да­ же не понимая, что натворйл.а, рассказывает она,,, что.: рожде­ ние дочери было ее роковой ошибкой! Не удивительно, что В, Бражник разоблачает ее ничтожную душонку без всяг кого внутреннего сострадания к своей героине. Неродная, приемная мать Нади — Клав­ дия, в исполнении заслужен­ ной артистки РСФСР 3. Го­ рячевой, способна вызвать у зрителя сочувствие, но она всегда была занята- паботой, а вот дома ее шибко мудрым,пе­ дагогом не назовешь. У «Жи­ рафы» (образ, созд-анный ар­ тисткой Н. Зайцевой, — один из наиболее запоминающихся), казалось бы, есть и отец, и мать, но здесь другой род эгоизма. Похоже, взрослые, всю жизнь были .заняты бодез-. нями матери, именно, «профес- сиовальиую» больную играет: Репина. А дочка опять же предоставлена- сама, себе. На­ конец, ёше одна, пунктирно обозначенная семья: медсестра, мать-одиночка .Тоня (Л-. Кукб- венко) с ее горькой, эпизо­ дической любовью- к свое.му паццент-у. лейтенанту Орлов­ скому (В. Кравченко). Не ста­ нет- ян в, будущем такой, же душевно изломанной, как На­ дя, и дочка Тони?: Это -общество расплачива­ ется за то,‘ что в последние десятилетия слишком смести­ лись у нас представления о ’ подлинных ' ценностях, о ' соот­ ношении ценностей нравствен­ ных м .материальных. Слова-то . произносились правильные, но дела - расходились, со словами, и силу, набирало безверие, без­ духовность, вещизм, , жажда материального преуспевания, добытого любой ценой. Язык театра придает проб-, лемам личным, семейным бо­ лее общее звучание. Напри­ мер, когда Надя пытается от­ равиться. ее подружка броса­ ет одному из персонажей: «Это все из-за вас!» На тут гаснет свет перед перестрой­ кой мизансцены, и слышится в полной темноте ' обращенное уже ко всем, в том числе и к зрителям: «Это все из-за вас!»... Выразительно постав­ лены массовые пластические действа, особенно будоражит выход артистов в зал, делаю­ щий зрителей еще более вклю­ ченными в происходяшее. Правда, режиссеру, как мне ' кажется, не во всем удалось уйти, от заданной драматургом наивной прямолинейности. На­ пример, в спектакле, как в пьесе, роль символической Женщины • «прорицательни­ цы», прямым текстом разъяс­ няющей весь ужас отчуждения между отцами и детьми, .по- моему', дублирует- то, что и бе.ч того сильно сказано мас­ совым «танцем над пропа­ стью». над развергшейся «пре­ исподней». Так что же делать, как жить дальше героям пьесы и всем причастным к поставлен­ ной проблеме, проблеме вины старших перед , потомками? Уйти в лес, поселиться на лес­ ном кордоне, , как предлагает один из персонажей лесник (В. Зинов)? Обществу НУЖНЫ д р у г и е ле­ карства, лекарства нравствен­ ной самокоитики И социально- острый спектакль предлагает горькие, оздоровляюшне. - ле­ карства. В. 'СЛА'ВЕЦКИЙ. кандидат филологически* наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz