Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

б марта 1987 г. С . . .И она, начала м)^ня €ить. Схватила за волосы, потом стала хлестать по лицу. При­ грозила, что отправит в Пле­ ханове. Обидно, очень обидно было, но я не заплакала». «До детского дома я долгое время работала в сельской школе. Когда пришла сюда, поняла, что все мои педагоги­ ческие находки оказались не­ приемлемы: здесь дети с тя­ желыми судьбами, переболев­ шие от человеческого равно­ душия. И наша задача — не только дать им максимум эти­ ческого и эстетического вос­ питания, но и врачевать , их Подняла руку па воспитан­ ницу детского дома и . произ­ несла для газеты высокопар' ную речь о «врачевании ран» ■одна и та же женщина — за­ вуч Тамара Андреевна Голо­ вина. Может, она что-то по­ чувствовала об «утечке инфор­ мации» и потому, в .качестве «прикрытия», сказала: «Я от­ ношусь к строгим воспитате­ лям. Случается, и мы не на высоте бываем». А в основном, ее педагогические размышле­ ния, касающиеся воспитания детей особого рода — детдо-. мовцев — могли бы послужить примером блестящей теории. Мой приход в детский дом К» 3 почему-то был встречей настороженно. Д;нректор, Мар­ гарита Викторовна Баранова, упрекнула: «Ходите сюда все, кому не лень. Только работать ■ мешаете. Замучили с провер­ ками». Отнюдь, не праздное любо­ пытство. приве.чо меня в этот детский дом. Центральная га­ зета, три недели назад высту-. пившая с большой статьей «Защити и охрани!», сообщи­ ла: «Буквально на днях По­ литбюро вновь обратилось к проблеме детских домов. Со­ вет Министров СССР в бли­ жайшее время разработает и примет меры по коренному улучшению жизни ребят из детских домов». И это не случайно. В годы благополучия слишком утк радужными рисовались кар­ тины жизни детей беды — детдомовцев. Все мы ' теперь знаем, как научились у .нас ■ принимать те самые комиссии, заведомо пуская им пыль в глаза. Мне дети рассказыва­ ли, как готовятся здесь к про­ веркам, на которые гак рас­ сержена директор. Перед при­ ходом комиссии везде де­ лается генеральная уборка, срочно меняется постельное белье, всюду появляются цветы. И все это на глазах у детей. Но лишь захлопнутся, за комиссией двери, все стаио-' вится обычным. Праздничное убранство — не для детей. Для отчетов. На 12 человек в комнате,— два шкафа. Нет ни одной на­ стольной лампы. На весь дет­ ский дом два'черно-бе.вдх те­ левизора, да и те не в лучшем состоянии. В иных кабинетах стоят, пылятся по углам цвет­ ные телевизоры, уверена, го­ дами не включающиеся и слу­ жащие просто так, для завер­ шения интерьера. И лучших расцветок обои, н мягкие вор­ систые ковры в тех кабинетах — все это вспоминается здесь, в детском доме. Да что там! Ребята .лишены возможности слушать радио, хотя в каждой комнате есть розетки. Почему? Так получи­ лось, при мне позвонили ди­ ректору, которая бойко пари­ ровала в телефонную трубку: «Да, 8 радиоточек. Ну, за­ чем? Дети и так получают много информации». Бесспорно, ничто не может заменить материнское тепло;., ни ковры, ИИ люстры, ИИ поток информации. Одна подошед­ шая девчушка сразу же начала дома воспитатели для работы и с макаренковскими беспри­ зорниками, и с детьми, семьи которых унесла Великая Оте­ чественная. - А мне пришлось сто.ткнуть- ся не просто с педагогической бестактностью. В кабинет директора аа- гляну.та пионерская вожатая Людмила Фетисова: «Щефы готовят мероприятие: «Папа, мама и я—спортивная семья». Просят наших детей высту­ пить перед ними. Что делать?». Директор тут же да.ча распо­ ряжение найти старую тет­ радь с текстом приветствия участников комсомольской туда ребятишки безо всяких осложнений, бесплатно. Беда в другом. Вот недавно в при­ сутствии ребятишек две воспитательницы долго пре­ рекались, выясняя, кому^ из них вести в кино, детей. А они уже опаздывали на сеанс. Вы­ ручила пионерская вожатая. Еще об одном человеке на­ до рассказать. -Как и предуп­ редили заранее, он пришел ров­ но в 13.45. Старшина милиции Левобережного РОВД Евге­ ний Васильевич Какоткии понимает: сюда надо прихо­ дить в точно назначенное время. Он считает, что свои свободные. часы проводит не убеждать .меня: «Мои папа е мамой обязательно заберут меня отсюда. Вот только по­ строят дом. А.дом, вы же знаете, надо строить долго...». А однажды здесь случилось целое событие: девочка , из окна увидела свою мать. Мча­ лась к ней. самая счастливая А мать ей всего-то одну конфетку, караме.льку, при- ■везла. Вы представляете? — ужасается, .видимо, в который раз,, завуч. — Из 90 детей х нас •— 22 круглые сироты. .Ос­ тальные сироты при живых родителях. Тамара Андреев­ на вспомнила письмо, которое ребенок писал своей матери. Письмо начиналось слова­ ми: «Мама! Не пей! Не пей! Не пей!». — Я могу сказать им что угодно,;— продолжает Тамара Андреевна, —- но попробуй плохо отозваться об их роди- «Нередко воспитатели по­ прекают нас: ваши матери —■ пьяницы. А живете вы тут лучше, чем домашние дети»,— с какой, болью говоргма мне об этом . одна воспитанница! Мне могут возразить: такие контрасты — чрезмернее сгу­ щение красок, надо учитывать то, что с детьми этими тяжко работать. Мне и в детском до­ ме говорили, как много здесь «трудных» ребят, есть даже и такие, кто склонен к воровст­ ву. Поди, управься с ними! Попробуй, сдержись! — . Бьют? — переспросила одна знакомая. — Та.ч ’ мои родители меня тоже не .ми-то- вали. Но давайте вспомним бес­ печную мамашу с е,е кара.мель- кой. И — детское всепрощение матери, ' . Деликатность и искренность, милосердие и сострадание, объективность и доверие, уме­ ние понять душу ребенка — знаем, именно' по этим каче­ ствам отбирались в детские конференции. Кажется, во­ жатая сама удивилась , такой механической реакции дирек­ тора. — Да поймите, — пытались мы вместе убедить ее. — 9то кощунственно! Как . вы себе представляете: на сцене — де­ ти-сироты, а в зале счастливые ребятишки со своими родите­ лями?! Директор слушала непони­ мающе: . — Ничего, выступят! Наши шефы — (ККЦ-1 НЛМК)' ежегодно отчисляют нам по 20 тысяч рублей. За такие деньги — и не поприветство­ вать? Без них мы пошли бы по миру. Очень надеюсь, что семей­ ный спортивный праздник но- . волипнан обоше.чся без при­ ветствия детдомовских ребя­ тишек: в комитете комсомола комбината этой затее тоже крайне возмутились. Когда говорят об истинном шефстве, имеют в виду не только перечисление ' денег. Хотя это, бесспорно, конкрет­ ное и очень необходимое де­ ло. И, несомненно, -большого уважения заслуживают ра­ ботники кислородно - конвер­ торного ' цеха, столь щедро относящиеся к детям беды. Но не только в этом должна про­ являться забота о детдомов­ цах. Липецкий драматиче­ ский театр официально не значится шефом детского до­ ма. Но как любят здесь арти­ стов, работников литературно- педагогической части. И не то.тько потому, что в театр ребята ходят бесплатно. Поч­ ти каждый раз детей ведут за кулисы; беседуют с нйми. При­ знаюсь, была поражена, на­ сколько хорошо детдомовцы знают репертуар нашего театра. Но детям хочется и в кино сходить, и послушать интерес­ ные концерты. С посещением кинотеатра тоже, в общем- то, нет проблем: проходят бесцельно: занимается с ребя­ тишками спортом. Разумеется, н а . общественных началах. — Я не только вожу их в спортзал ,или на стадион. — , говорит о н , п о возможности стараюсь побеседовать с ни­ ми. Старшина предупредил: «От- но.ш^сь к ним требовательно». Лишь только увидели его дети, моментально разбежа­ лись по комнатам переоде­ ваться в спо.ртивную одежду. И он строгим голосом пото­ рапливал: - — Девочки, не опаздывать! Игорек, одевайся скорее! А возле детского дома кат­ ка нет. Старшие дети, сказали, что сами залили бы его, если б' им разрешили, и если б бы­ ли у них коныш. ...Как-то учгаыми был про­ веден эксперимент ср'еди ма­ лышей «домашних» и из дома ребенка. Спровоцировали си­ туацию на реакцию страха. Первая группа ребят в целях защиты моментально разбе­ жалась. Каждый из них знал: ему есть к ко.му бежать. Си­ роты так и остались "стоять на месте. Они уже с рождения понимали: в случае беды бе­ жать им некуда. Детдомовцы не привыкли к роскоши. Даже единственный праздничный костюм каждого из них не в шкафу висит, а в кладовке, под замком. Рос­ кошью, наверное, кажется им и проводимый ’ здесь День именинника. Не . каждому отдельно отмечают день рож­ дения,’ пекут пирог, а всем сразу. Оптом, 8 Марта! И мальчикам, и девочкам. — Так удобнее, — считает директор. — Это специфика детского дома. Это — специфика шабло- низации! Специфика равно- ’ душия! А у директора свои оправ­ дания. Индивидуальный под­ ход заключается в другом: — Каждому из них школь- ЛЕНИНЕЦ 4 3 ную форму надо? Платье по* вседневное надо? Тапочки комнатные надо.? Мы даже каждому ребенку фуфайки купили на время сельхозработ. Теперь на колхозной план­ тации не ошибешься, увидев ребятню в фуфайках. Ну почему — все самое де­ шевое, примитивное — в дет­ ский дом? Почему здесь самая скудная библиотека? , Почти совсем отсутствует фантасти­ ка, приключенческая литера­ тура, так. любимая детьми. Зато довольно много всякой всячины в виде методических пособий. Библиотекарь Нина Константиновна Конорова, работающая совсем недавно, жаловалась: «Из Центральной детской библиотеки поступи­ ла списанная литература, в ос­ новном, не пользующаяся там спросом», В статье Альберта Лихано­ ва «Защити и охрани!» <«Со-. ветская культура» от 14 фев- . раля 1987 года) предлагается: «Конкретному ребенку нужна реальная помощь — это, ко­ нечно, многие могут сдел^^ть, но почем_у бы средства на по­ мощь черпать не из государ­ ственного* а из добровольно организованного кармана?... В 20-е годы в стране образова­ лась общественная органи­ зация «Друг детей». Цель: защита детства, помощь детст­ ву, участие в судьбе ребенка. Думаю, вопрос бюрократа кон­ ца XX века — от кого защи­ щать? — звучал актуально и в 20-е годы». Вопрос в статье поставлен остро: а что, уменьшилось тех И того, от кого и от чего надо защищать детей? «Если говорить честно — прибавилось!». ...Так и не оформленный альбом об историй , детского дома № 3, Листаю его страни­ цы. Читаю: «Осуществляя ле­ нинские традиции неустанно­ го внимания к детям — сиро­ там, директором Новоли­ пецкого завода т. Сергеевым было издано распоряжение Л» 331 от в декабря 1944 года: «В целях ликвидации детской безнадзорности и беспризорно­ сти и для улучшения воспи­ тательной работы с Детьми... создать заводскую комиссию в составе:;. Комиссии в трех­ дневный срок составить план работы и приступить к выпол­ нению намеченных мероприя- Глядят с фотографий альбо­ ма детские взрослые глаза. Дети войны. . И не вина нынешних ребя­ тишек в том, что под крышей этого дома их не стало мень­ ше. Не стихия, не общее чело­ веческое горе собрало их здесь. Потому они и живут в ожидании: кто ждет нако- нец-таки построенного дома, кто «исцеления» мамы... ...— Обычно они бьют нас в «рабочке». — «Рабочка»— это что? — Комната, где мы учим уроки. — Почему — в «рабочке»? — Там дверь автоматиче­ ски защелкивается на замок... О. ТЕПЛОВА. ТЕАТРАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА Стало уже традицией, что в «мра­ морном» зале Липецкого драматиче­ ского собираются старшеклассники города на театральную викторину «Что? Где? Когда?». . На этот раз участниками игры стали учащиеся семи профессионально-технических училищ. Команды порадовали жюри и бо­ лельщиков точными ответами на во­ просы, активностью, остроумием. Все было в этот вечер: и музыкальные, и литературные паузы, и театральные сюрпризы, и, конечно же, выступле­ ния с домашними заданиями на не­ большой импровизированной сцене. От имени жюри его председатель заслуженная арт. РСФСР Ю. И. Га­ нина отметила оригинальность сцена­ рия домашнего задания команды ГПТУ-27, исполнительский задор учащихся ГПТУ-21, театральность участников игры из ГПТУ-б. В театральной викторине не было победителей и побежденных. Фото А. Козина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz