Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

I ф ЛЕНИНЕЦ 5 марта 1987 г. Поговорим, Сергей... Представляем делегата комсомольского С ИТУАЦИЯ для стройки бы­ ла Елолне привычная: не давали бетон. Брига­ да еще О вечера приго­ товилась в; приемке, про­ думала расстановку сил; кому и чем заниматься, И вот все лома­ лось. Поминов нервничал,- — Что будем делать? — обра­ тился он к подошедшему прора­ бу. — Теряем сутки. А ведь мы на коллективном подряде. — Не переживай, бригадир. Вон звеньевой твой, Синельников, идет. Давай у него, спросим. Сергей понял без слов. — Мужики, я останусь «а вто­ рую смену. С Николаем Бухоно- вым. В ночь бетон выбить легче. Сергей знал это. Оста.льное зави­ сит от их умелых рук да энер­ гии. Последнего им не занимать. Жаркий был вечерок, несмотря на мороз. Даже фуфайки ски­ нули, когда бетоновозы один за другим стали притормаживать возле котлована, ощетинившего­ ся арматурой будутдего фунда­ мента. Утром все удивились. 35-кубо- метровая посудина была доверху заполнена бетоном, утыкана алек- тродамн и аккуратно подключена к электропрогреву, да еще за ­ ботливо укрыта рубероидом, из- под которого пробивались струй­ ки пара. А ведь начиналось с недове­ рия, насмешливых взглядов, мол, знаем мы этих молодых Да с пятым разрядом. Управление, в котором Сергей проработал монтажником не­ сколько лет, расформировали, и бригады распределили по всему '-«ЛипецЕСТрою». Сергей с това­ рищами попал в одиннадцатое уп­ равление, считавшееся -одним из лучших; свои традиции, крепкий рабочий коллектив. - Его бывший бригадир, а с ним еще Двое, подались в. ПМК («за те же деньги, да полегче»). При встрече намекали; не дурн, мол, давай к нам. Ты работник хороший, Синельников наотрез отказался. Не одним рублем жив человек. Жизненная программа его, четкая, определенная сегодня, тогда еще только обозначалась. Но в одном он был ^р ен себе; легким путем по жизни не прой­ дешь. С дипломом техника-строи­ теля (учился очно) он пришел,, несмотря на уговоры семьи и близких, в бригаду на рабочее место. ' — Физический труд — удел иедоучек, — урезонивали его. — Опомнись. А он упрямо считал, что мастер, или прораб, не пробо­ вавший хлеба монтажника, плот­ ника, хорошим специалистом и руководителем не станет. Теперь оя на пятом курсе Воронежского инженерно-стро­ ительного института, скоро на диплом. Сейчас к нему уже не присмат­ риваются, не подтрунивают вти­ хомолку. Узнали, каков он есть: безотказный, полный (аж через край) энергии, справедливый. От него ждут . поступков. Ведь он и член комсомольского бюро уп­ равления, я член комитета ВЛКСМ треста, коммунист. — Каким вы видите Сергея?— допытывался я у окружающих. Боигадир Александр Поминов; — Владеет смежными профес- сняни (это ценно), быстро осваи­ вается в любой обстановке, акти­ вист - общественник, душа ком­ пании. Мастер Владимир Семенихин: — С ним работать одно удоволь­ ствие, надежный человек. Прораб Григорий Буяк: — За­ водной парень. В человеке долж­ на быть «искра.». Таков Сергей, Ом не из тех, кто работает от звонка до звонка. Услышал я и такие с.чова; зо­ лотой характер, ни на кого зла не таит, не ругается ни с кем. Услышал и засомневался: , для всех хорош, значит. В конфлик­ тах не замечен. Это в наше-то бурное время? А не на таких ли, бесконфликт­ ных парнях, привыкли «ездить» иные любители легкой жизни? Подтвердил ною мысль Поминов. Как-то поставил он Сергея в паре со сварщиком. Крепили опалуб­ ку. Синельников, как всегда, за все хватается: сам мета.тлические щиты подтаскивает, пристраи­ вает. А напарник спокойно ждет, когда ему сварку включать. Шов­ чик выведет и опять глядит, как Сергей юлой вертится. Брягадир не выдержал, подо­ шел, отругал сварщика. А, может, ругать стоило -Синельникова с его личным примером? Звено Синельникова — это бывшая (до. укрушшния) . бригада самого По.«ииова. И курирует своих по привычке. И Сергея бережет от конфликтных ситуаций, а, может, . напрасно? Душа-парень. Всегда ли это хорошо? — Давай поговорим, Сергей? Мы усаживаемся в бригадной бытовке, которая притиснулась к фундаменту рядом с дорогой. Вижу его искренний взгляд, же­ стковатые рабочие руки. Он из тех одержимых, которые меньше всего пекутся о собствен­ ном б.чагополучни, о своих инте­ ресах. Да он просто не видит, не замечает в пылу горячей шены, что кто-то дышит и думает по- иному. И ои рассказывает, О случае, когда бывший его прораб по­ вздорил с бригадой и стал ее «прижимать». Атмосфера в кол­ лективе сгустилась, (а повод-то пустяковый). Тогда Синельников письмегао иможил ситуацию, собрал подписи ребят и поста­ вил «наверх» условие: избавьте нас от прораба или прораба от нас. Конфликт разрешился, руко- водит&чь нонял, свою ошибку. Синельников проявил харак­ тер, приищшиальность, потому что страдало дело. Не будь этого, он постарался бы яаладигь от­ ношение ' безболезненным спосо- В бытовке за старым столиком уютно. Включаем' печку. — Сергей, ты всегда уверен в себе, своих знаниях, опыте? — Нет, в любом деле надо сомневаться, мучиться, думать, размышлять. Иначе — останов­ ка полная. И ты —. а прошлом, обыкновенный коясерватоп и не­ интересный человек. А свое мнение иметь обязательно. И уважать мнение другого. Выслу­ шай оппонента, и станет ясно, кто нрав. Соответственно и по- Неординарная янчяость, этот Синельников, хотя ему всего 25, и -сам он считает, что харак­ тер еще не выработал, но у него всегда есть своя позиция. И есть ■друзья. И есть увлечения: спорт, музыка- (играет на гитаре), В трестовской базе отдыха «Бе­ резка» соорудил с ребятами спортивный комплекс. На суббот- викя вытянул и инертных: ты разочек — с нами, увидишь, как это интересно. — Сергей, наверное, нужно тре­ стовским комсомольцам такое дело,., чтобы захватило, увлекло, СПЛОТЙ.ЧО ребят? — МЖК. Наша мечта. Наш комсорг, мастер Сергей Василь­ ев, в областную газету писал об этом. Хотел расшевелить горком и обком комсомола. А потом я был на всех конференциях: вплоть д» областной, где меня делегатом XX съезда ВЛКСМ избрали. Думал услышать кон­ кретные предложения, о конкрет­ ном деле поговорить. И разочаро­ вался. Как дошло до самого де­ ла, я понял, что опустили руки ребята. Пороху не хватдет. — Сергей твои мечты? ■— Чтобы труд всегда был в радость. Иначе скучно жить. По­ тому и лезу всюду. Мечтаю ви­ деть, чтобы большая стройка ста­ ла зоной творческого труда. Пусть и напряженного, нелегкого. Но только тогда он будет в ра­ дость. ййЕЙ В. ТЕСЛОВ, КОМСОМОЛЬСКАЯ ПОЛИТУЧЕБА -М! НОГО ли вам дает [такая «учеба», по­ могает ли в работе? С- таким вопросом обратил­ ся я к слушателям после за­ нятий. Утверднтеяьиых отве­ тов почти не услышал. Инженер по технике - безо­ пасности второго листопро­ катного цеха НЛМК А. С. Шо- пин ведет занятия третий год. Пропагандист он, если не опытный, то во всяком слу­ чае не . новичок в своем деле. Нынешняя тема занятия — о путях и основных направле­ ниях ускорения научно - тех­ нического прогресса. Пропа­ гандист владеет программным материалом, ссылается на до­ кументы XXVII съезда, ян­ варского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС. Правда, в ходе таких «ссылок» по , большей части зачитывает он из газет ■более, чем обширь’ые выдерж- было сказано на занятиях вскользь, или не сказано вов- Зяакомлюсь с личным твор­ ческим планом пропагандиста. Впрочем, можно ли назвать планом повышения пропаган­ дистского мастерства' перечне-, ленные здесь несколько тем учебных занятий? В графе; «Формы и методы совершенствования пропаган­ дистской работы» читаю; «Провести на занятии изучение партийных документов...». Право же, как-то даже не­ удобно говорить о какой-либо перестройке учебных занятий при таком формальном, бес­ контрольном к ним подходе. Несовершенно, малоэффектив­ но проводятся и семинары пропагандистов, которые, кста­ ти. регулярно посещает я А. С. Шопин. Оставляет же­ лать лучшего в безнадежно ки,.н.е объясняя, а лишь по­ вторяя изрестныр положения. Что говорить, методический, да и практический арсенал пропагандиста пока невелик, так что построенное им .заня­ тие вряд ли можно отнести в разряд более чем удовлетво­ рительных. Форма проведения .занятия —лекция с элементами собеседоваиия. Для лекции же здесь явно недостает как фактического, так и теорети­ ческого материала, его широ­ кого, квалифицированного обобщения, отсутствуют ана­ лиз проблемы и пути ее реше­ ния. Что же касается собесе­ дования, то не только слуша­ тели, к сожалению, слабо вла­ деющие, в общем-то, известным для них материалом, но и сам пропагандист, думается, не вполне подготовлен к такой беседе. Оттого-то возникший в ходе ее чисто бытовой раз­ говор был бесконечно далек от учебной темы, совершенно . не затрагивал ёе основных по­ ложений. , Лишь, один предметный во­ прос появился у аудитории , о прежних ошибках, допущен­ ных в ходе развития социа­ листической экономики. . Но вряд ли убедительным монсно - назвать ответ пропагандиста, он был традиционный, да , и просто неоткровенный. И когда у одного из слуша­ телей, возник тревожный ', во­ прос: не повторятся ли вновь прежние ошибки, пропаган­ дист предпочел его просто не услышать. А ведь под его ру ­ к о й были материалы январско­ го Пленума ЦК КПСС, содер­ жащийся в них принципиа-цш ный, . ло-партийному честный ответ на вопрос о гарантиях необратимости начатого про­ цесса верестройки. , , Собственно го,воря, назван­ ные -недостатки учебного заня­ тия во многом еще присущи сейчас всей системе комсо­ мольской политучебы. И глав­ ный из них — робкий, осто­ рожный, конечно же, небезбо­ лезненный переход к подлин­ ной 'открытости, гласности от традиций прежней недоска­ занности, боязливого, обхода острых углов. Без такой пере­ стройки трудно ожидать дей­ ственной эффективности про- пагаидистской работы, акти­ визировать учебную аудито­ рию, нацелить слушателей на практические дела. Кстати, этой своей основной цели практически не пресле­ довал и, соответственно, не до­ стиг пропагандист. . Между тем, ему, как инженеру по ТБ, известно, насколько остра во втором листопцокатном проблема организации безо­ пасного труда (только в про­ шлом году здесь произошло несколько случаев тяжелого травматизма работающих), да и задачи технического перево- оружевия особенно актуальны для не слишком нового про­ изводства. Но обо всем этом отстающее от современных тре­ бований , методическое обес­ печение учебных занятий в сис­ теме . комсомольского полит- проса. Например, ближайшее из них «рекомендовано» по­ святить изучению проекта но­ вого Устава ВЛКСМ с внесен­ ными изменениями. Только вот не учтены в этих «рекоменда­ циях» вызванные ими измене- ПИЯ , сокращения учебной про- граммы всего полного годового курса, необходимость изуче­ ния которого, как мы знаем, также весьма велика. Тай стоило ли жертвовать .для изу­ чения проекта Устава ВЛКСМ другими, .не менее важными и актуальными темами? Не луч­ ше ли было бы провести до­ полнительное занятие в ком­ сомольских школах? В не­ обходимости этого лишний раз убеждает и прошедшее заня­ тие. Ведь ни один из его слушателей по моей просьбе так и не сумел назвать даже тему изучаемого уже в тече­ ние полугола программного курса. Пример этот, конечно же, не единичен. И дело тут, к сожалению, отнюдь не в не­ знании ; .темы. ■. Содержание учебного мате.риала (актуаль­ нейшего в своей . практической иаправдениости!) .еше , слабее усваивается м.Ц:ТОДыми слу- шателями. Не странно ли: Устав ВЛКСМ обязывает комсомольцев повышать свой идейно - политический уро­ вень, а его надплановое изу­ чение на занятиях, по сути дела, мешает слушателям вы- - поднять это Принципиальное требование. . , ...Почти - семь лет назад впервые побывал автор этих строк на учебном занятии ком­ сомольцев второго листопро­ катного цеха. Оно проводи­ лось в том же помещении ко­ митета ВЛКСМ. Такяте не хва­ тало здесь сто-тов и сту.чьев, отсутствовала наглядная аги­ тация. О высокой квалифика­ ции комсомольского пропаган­ диста говорить не приходи­ лось. Тогда Же подготовленная критическая стап^я так и не увидела свет. По настойчивой «рекомендации» присутство­ вавшего на занятии ' первого секретаря Липецкого горкома ВЛКСМ. Таким образом ре­ шили тогда не подрывать ав­ торитет передовой комсо­ мольской организации. Те­ перь отчетливо видны резуль­ таты допущенного «замал­ чивания недостатков». И о тревогой думаешь о том вре- мени, что потеряно молодыми прокатчиками «а подобных бесплодных занятиях, ничего не дающих ни сердцу, ни уму. Горек этот, отнюдь не един­ ственный урок. И все же хо­ чется предложить его многим комсомольским работникам, руководителям школ. Для примера! С. ФЕДОРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz