Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
I ф ЛЕНИНЕЦ 5 марта 1987 г. Поговорим, Сергей... Представляем делегата комсомольского С ИТУАЦИЯ для стройки бы ла Елолне привычная: не давали бетон. Брига да еще О вечера приго товилась в; приемке, про думала расстановку сил; кому и чем заниматься, И вот все лома лось. Поминов нервничал,- — Что будем делать? — обра тился он к подошедшему прора бу. — Теряем сутки. А ведь мы на коллективном подряде. — Не переживай, бригадир. Вон звеньевой твой, Синельников, идет. Давай у него, спросим. Сергей понял без слов. — Мужики, я останусь «а вто рую смену. С Николаем Бухоно- вым. В ночь бетон выбить легче. Сергей знал это. Оста.льное зави сит от их умелых рук да энер гии. Последнего им не занимать. Жаркий был вечерок, несмотря на мороз. Даже фуфайки ски нули, когда бетоновозы один за другим стали притормаживать возле котлована, ощетинившего ся арматурой будутдего фунда мента. Утром все удивились. 35-кубо- метровая посудина была доверху заполнена бетоном, утыкана алек- тродамн и аккуратно подключена к электропрогреву, да еще за ботливо укрыта рубероидом, из- под которого пробивались струй ки пара. А ведь начиналось с недове рия, насмешливых взглядов, мол, знаем мы этих молодых Да с пятым разрядом. Управление, в котором Сергей проработал монтажником не сколько лет, расформировали, и бригады распределили по всему '-«ЛипецЕСТрою». Сергей с това рищами попал в одиннадцатое уп равление, считавшееся -одним из лучших; свои традиции, крепкий рабочий коллектив. - Его бывший бригадир, а с ним еще Двое, подались в. ПМК («за те же деньги, да полегче»). При встрече намекали; не дурн, мол, давай к нам. Ты работник хороший, Синельников наотрез отказался. Не одним рублем жив человек. Жизненная программа его, четкая, определенная сегодня, тогда еще только обозначалась. Но в одном он был ^р ен себе; легким путем по жизни не прой дешь. С дипломом техника-строи теля (учился очно) он пришел,, несмотря на уговоры семьи и близких, в бригаду на рабочее место. ' — Физический труд — удел иедоучек, — урезонивали его. — Опомнись. А он упрямо считал, что мастер, или прораб, не пробо вавший хлеба монтажника, плот ника, хорошим специалистом и руководителем не станет. Теперь оя на пятом курсе Воронежского инженерно-стро ительного института, скоро на диплом. Сейчас к нему уже не присмат риваются, не подтрунивают вти хомолку. Узнали, каков он есть: безотказный, полный (аж через край) энергии, справедливый. От него ждут . поступков. Ведь он и член комсомольского бюро уп равления, я член комитета ВЛКСМ треста, коммунист. — Каким вы видите Сергея?— допытывался я у окружающих. Боигадир Александр Поминов; — Владеет смежными профес- сняни (это ценно), быстро осваи вается в любой обстановке, акти вист - общественник, душа ком пании. Мастер Владимир Семенихин: — С ним работать одно удоволь ствие, надежный человек. Прораб Григорий Буяк: — За водной парень. В человеке долж на быть «искра.». Таков Сергей, Ом не из тех, кто работает от звонка до звонка. Услышал я и такие с.чова; зо лотой характер, ни на кого зла не таит, не ругается ни с кем. Услышал и засомневался: , для всех хорош, значит. В конфлик тах не замечен. Это в наше-то бурное время? А не на таких ли, бесконфликт ных парнях, привыкли «ездить» иные любители легкой жизни? Подтвердил ною мысль Поминов. Как-то поставил он Сергея в паре со сварщиком. Крепили опалуб ку. Синельников, как всегда, за все хватается: сам мета.тлические щиты подтаскивает, пристраи вает. А напарник спокойно ждет, когда ему сварку включать. Шов чик выведет и опять глядит, как Сергей юлой вертится. Брягадир не выдержал, подо шел, отругал сварщика. А, может, ругать стоило -Синельникова с его личным примером? Звено Синельникова — это бывшая (до. укрушшния) . бригада самого По.«ииова. И курирует своих по привычке. И Сергея бережет от конфликтных ситуаций, а, может, . напрасно? Душа-парень. Всегда ли это хорошо? — Давай поговорим, Сергей? Мы усаживаемся в бригадной бытовке, которая притиснулась к фундаменту рядом с дорогой. Вижу его искренний взгляд, же стковатые рабочие руки. Он из тех одержимых, которые меньше всего пекутся о собствен ном б.чагополучни, о своих инте ресах. Да он просто не видит, не замечает в пылу горячей шены, что кто-то дышит и думает по- иному. И ои рассказывает, О случае, когда бывший его прораб по вздорил с бригадой и стал ее «прижимать». Атмосфера в кол лективе сгустилась, (а повод-то пустяковый). Тогда Синельников письмегао иможил ситуацию, собрал подписи ребят и поста вил «наверх» условие: избавьте нас от прораба или прораба от нас. Конфликт разрешился, руко- водит&чь нонял, свою ошибку. Синельников проявил харак тер, приищшиальность, потому что страдало дело. Не будь этого, он постарался бы яаладигь от ношение ' безболезненным спосо- В бытовке за старым столиком уютно. Включаем' печку. — Сергей, ты всегда уверен в себе, своих знаниях, опыте? — Нет, в любом деле надо сомневаться, мучиться, думать, размышлять. Иначе — останов ка полная. И ты —. а прошлом, обыкновенный коясерватоп и не интересный человек. А свое мнение иметь обязательно. И уважать мнение другого. Выслу шай оппонента, и станет ясно, кто нрав. Соответственно и по- Неординарная янчяость, этот Синельников, хотя ему всего 25, и -сам он считает, что харак тер еще не выработал, но у него всегда есть своя позиция. И есть ■друзья. И есть увлечения: спорт, музыка- (играет на гитаре), В трестовской базе отдыха «Бе резка» соорудил с ребятами спортивный комплекс. На суббот- викя вытянул и инертных: ты разочек — с нами, увидишь, как это интересно. — Сергей, наверное, нужно тре стовским комсомольцам такое дело,., чтобы захватило, увлекло, СПЛОТЙ.ЧО ребят? — МЖК. Наша мечта. Наш комсорг, мастер Сергей Василь ев, в областную газету писал об этом. Хотел расшевелить горком и обком комсомола. А потом я был на всех конференциях: вплоть д» областной, где меня делегатом XX съезда ВЛКСМ избрали. Думал услышать кон кретные предложения, о конкрет ном деле поговорить. И разочаро вался. Как дошло до самого де ла, я понял, что опустили руки ребята. Пороху не хватдет. — Сергей твои мечты? ■— Чтобы труд всегда был в радость. Иначе скучно жить. По тому и лезу всюду. Мечтаю ви деть, чтобы большая стройка ста ла зоной творческого труда. Пусть и напряженного, нелегкого. Но только тогда он будет в ра дость. ййЕЙ В. ТЕСЛОВ, КОМСОМОЛЬСКАЯ ПОЛИТУЧЕБА -М! НОГО ли вам дает [такая «учеба», по могает ли в работе? С- таким вопросом обратил ся я к слушателям после за нятий. Утверднтеяьиых отве тов почти не услышал. Инженер по технике - безо пасности второго листопро катного цеха НЛМК А. С. Шо- пин ведет занятия третий год. Пропагандист он, если не опытный, то во всяком слу чае не . новичок в своем деле. Нынешняя тема занятия — о путях и основных направле ниях ускорения научно - тех нического прогресса. Пропа гандист владеет программным материалом, ссылается на до кументы XXVII съезда, ян варского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС. Правда, в ходе таких «ссылок» по , большей части зачитывает он из газет ■более, чем обширь’ые выдерж- было сказано на занятиях вскользь, или не сказано вов- Зяакомлюсь с личным твор ческим планом пропагандиста. Впрочем, можно ли назвать планом повышения пропаган дистского мастерства' перечне-, ленные здесь несколько тем учебных занятий? В графе; «Формы и методы совершенствования пропаган дистской работы» читаю; «Провести на занятии изучение партийных документов...». Право же, как-то даже не удобно говорить о какой-либо перестройке учебных занятий при таком формальном, бес контрольном к ним подходе. Несовершенно, малоэффектив но проводятся и семинары пропагандистов, которые, кста ти. регулярно посещает я А. С. Шопин. Оставляет же лать лучшего в безнадежно ки,.н.е объясняя, а лишь по вторяя изрестныр положения. Что говорить, методический, да и практический арсенал пропагандиста пока невелик, так что построенное им .заня тие вряд ли можно отнести в разряд более чем удовлетво рительных. Форма проведения .занятия —лекция с элементами собеседоваиия. Для лекции же здесь явно недостает как фактического, так и теорети ческого материала, его широ кого, квалифицированного обобщения, отсутствуют ана лиз проблемы и пути ее реше ния. Что же касается собесе дования, то не только слуша тели, к сожалению, слабо вла деющие, в общем-то, известным для них материалом, но и сам пропагандист, думается, не вполне подготовлен к такой беседе. Оттого-то возникший в ходе ее чисто бытовой раз говор был бесконечно далек от учебной темы, совершенно . не затрагивал ёе основных по ложений. , Лишь, один предметный во прос появился у аудитории , о прежних ошибках, допущен ных в ходе развития социа листической экономики. . Но вряд ли убедительным монсно - назвать ответ пропагандиста, он был традиционный, да , и просто неоткровенный. И когда у одного из слуша телей, возник тревожный ', во прос: не повторятся ли вновь прежние ошибки, пропаган дист предпочел его просто не услышать. А ведь под его ру к о й были материалы январско го Пленума ЦК КПСС, содер жащийся в них принципиа-цш ный, . ло-партийному честный ответ на вопрос о гарантиях необратимости начатого про цесса верестройки. , , Собственно го,воря, назван ные -недостатки учебного заня тия во многом еще присущи сейчас всей системе комсо мольской политучебы. И глав ный из них — робкий, осто рожный, конечно же, небезбо лезненный переход к подлин ной 'открытости, гласности от традиций прежней недоска занности, боязливого, обхода острых углов. Без такой пере стройки трудно ожидать дей ственной эффективности про- пагаидистской работы, акти визировать учебную аудито рию, нацелить слушателей на практические дела. Кстати, этой своей основной цели практически не пресле довал и, соответственно, не до стиг пропагандист. . Между тем, ему, как инженеру по ТБ, известно, насколько остра во втором листопцокатном проблема организации безо пасного труда (только в про шлом году здесь произошло несколько случаев тяжелого травматизма работающих), да и задачи технического перево- оружевия особенно актуальны для не слишком нового про изводства. Но обо всем этом отстающее от современных тре бований , методическое обес печение учебных занятий в сис теме . комсомольского полит- проса. Например, ближайшее из них «рекомендовано» по святить изучению проекта но вого Устава ВЛКСМ с внесен ными изменениями. Только вот не учтены в этих «рекоменда циях» вызванные ими измене- ПИЯ , сокращения учебной про- граммы всего полного годового курса, необходимость изуче ния которого, как мы знаем, также весьма велика. Тай стоило ли жертвовать .для изу чения проекта Устава ВЛКСМ другими, .не менее важными и актуальными темами? Не луч ше ли было бы провести до полнительное занятие в ком сомольских школах? В не обходимости этого лишний раз убеждает и прошедшее заня тие. Ведь ни один из его слушателей по моей просьбе так и не сумел назвать даже тему изучаемого уже в тече ние полугола программного курса. Пример этот, конечно же, не единичен. И дело тут, к сожалению, отнюдь не в не знании ; .темы. ■. Содержание учебного мате.риала (актуаль нейшего в своей . практической иаправдениости!) .еше , слабее усваивается м.Ц:ТОДыми слу- шателями. Не странно ли: Устав ВЛКСМ обязывает комсомольцев повышать свой идейно - политический уро вень, а его надплановое изу чение на занятиях, по сути дела, мешает слушателям вы- - поднять это Принципиальное требование. . , ...Почти - семь лет назад впервые побывал автор этих строк на учебном занятии ком сомольцев второго листопро катного цеха. Оно проводи лось в том же помещении ко митета ВЛКСМ. Такяте не хва тало здесь сто-тов и сту.чьев, отсутствовала наглядная аги тация. О высокой квалифика ции комсомольского пропаган диста говорить не приходи лось. Тогда Же подготовленная критическая стап^я так и не увидела свет. По настойчивой «рекомендации» присутство вавшего на занятии ' первого секретаря Липецкого горкома ВЛКСМ. Таким образом ре шили тогда не подрывать ав торитет передовой комсо мольской организации. Те перь отчетливо видны резуль таты допущенного «замал чивания недостатков». И о тревогой думаешь о том вре- мени, что потеряно молодыми прокатчиками «а подобных бесплодных занятиях, ничего не дающих ни сердцу, ни уму. Горек этот, отнюдь не един ственный урок. И все же хо чется предложить его многим комсомольским работникам, руководителям школ. Для примера! С. ФЕДОРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz