Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
2 •Л Е Н И Н Е Ц 2^ февраля Ш 6 г. В учебных заведениях области развернулась подготовка к третьему трудовому семестру Комитет комсбмола нашего инсти. тута под руководством партийной ор ганизации стремится воспитать буду, щих специалистов сознательными по литическими бойцами. В Липецком государственном педагогическом ин ституте сложилась целая система в работе по идеологическому воспита- ншо молодежи. Особое место в этой работе занимает третий трудовой се. местр, который стал составной частью учебно-воспитательного процесса. Студенческие строительные отря ды удачно сочетают в себе цели обу чения и воспитания с активным уча Каждому—свое дело стием ребят в высокопроизводитель ном труде, простор для инициативы с возможностью решать конкретные хозяйственные задачи. В 1986 году в работе СО будет участвовать 400 сту дентов ЛГПИ, 240 человек войдут в студенческие педагогические отряды. Сейчас студенческие строительные от ряды унсе сформированы и ведут под готовку к рабочему периоду. При организации СО комитет ком сомола исходит из того положения, что успех воспитательной работы в отрядах во многом зависит от атри бутики, отрядных ритуалов, содержа тельного проведения досуга. С этой целью бойцы каждого отряда будут участвовать в субботниках, смотре агитбригад, разработке лекций, в ра боте с «трудными» подростками. Понимая важность студотрядовско- го движения, мы хотим спросить у работников областного штаба СО, по чему план формирования строитель ных отрядов остается для нашего ву- з а из года в год одним и тем ж е— 500 человек? Почему специалистов ЛГПИ, будущих педагогов, направля ют работать в • строительство, в то время как студенты политехнического ■ института работают пионервожатыми? Не целесообразнее бы было каждому заниматься своим делом? ' А. ПИЛИПЧУК, комитета ВЛКСМ ЛГПИ. СТАВИМ ПРОБЛЕМУ ^ САТИРИЧЕСКИМ ПЕРОМ И УЧИТЬСЯ, и РАБОТАТЬ ^ На «вулкане» Еще осталось время до на чала третьего трудового' се местра. Но такой уж непо- - седливый народ студенты, что не могут ждать до лета; стре мятся доказать,-что и в учеб ное время могут вносить свой трудовой вклад в копилку страны. Они предлагают орга- . низовать свой труд на услови ях неполного рабочего дня. Областной штаб СО тща тельно изучил эту проблему и пришел к выводу, что при создании для студентов, же лающих совмещать учебу е общественно полезным тру дом, реи1има и условий рабо ты, отрицательно не сказыва ющихся па учебном процессе, студенческую молодежь мож но рассматривать как один из .дополнительных и весьма существенных резервов трудо вых ресурсов. Предприятиям города на сегодняшний день не хватает более четырех тысяч рабочих. По Ново.типецк6му металлур гическому , комбинату эта ^ цифра составляет 500 чело век, а по Липецкому ному заводу — более 600. пытывают нехватку рабочих мест предприятия службы бы та, почтовые отделения, бюро _ добрых услуг. Кто, как не _ студент, может стать штатной единицей салона «Надежда», . помочь липчанам в организа ции новых форм обрядности, , отдыха. Уверен, понравится детям Дед Мороз, пришед- , ший поздравить их под Но вый год, и Крокодил Гена с ^ Чебурашкой, прилетевшие на голубом вертолете к вашему малышу в день его рождения, и необычная сказительница, ко- , торая по телефону успокоит самого непослушного иепосе- ДУ- Для организации работы студенческих производственных отрядов при комитетах ком сомола вузов и средне-специ альных учебных заведений следует, очевидно, создать общественные бюро по трудо- ■ устройству студентов; причем, сту'денты регистрировались бы в этом бюро только при нали чии рекомендации комсо мольского бюро факультета и разрешения деканата. Затем подбирается предприятие, с которым заключается трудо вое соглашение, в котором указываются количество ра бочих мест и виды работ, чис ленность отряда, режим и ус ловия труда. Отряд может состоять из нескольких бригад, работаю щих на одних и тех же рабо чих местах в разные дни недели, в первую или вторую половины смены. Каждый сту дент сам определяет наиболее удобные для себя дни и часы, работы. После этого утверж дается побригадный график выхода на работу, который контролируется командиром и адм1шистрацией. Чтобы не допускать про стоя оборудования, на кал<- дом рабочем месте должны работать два студента по четыре часа каждый. Нормы выработки для студентов в яде случаев снижаются на процентов. Большую помощь как ’ сту дентам, так н предприятиям могли бы оказать отряды, ра ботающие по профилю полу чаемой в вузе специальности. Интересен в этом отношении опыт Ленинграда. Там сту денты института авиацион ного приборостроения рабо тают слесарями-сборщиками, ремонтниками, токарями, на стройщиками электронной ап паратуры. Их труд организо ван во вторую смену (по 4—^5 часов), а среднедневной за работок составляет 7 руб лей. Естественно, возникает во прос, а не повлияет ли работа на предприятии на успевае мость студента?.. Опасения су щественные, но, как показал опыт того же Ленинграда, ра ботающий студент знает, что его трудовую деятельность, ус певаемость контролирует ко митет комсомола, бюро обще ственного трудоустройства; он знает, что за прогулы, невы полнение производственного задания он несет комсомоль скую ответственность, а не- сданный зачет или экзамен влечет за собой запрет - на работу во внеурочное время. Поэтому . среди работающих студентов Ленинграда нет неуспевающих. А что же можно сказать о неорганизованном студенче ском труде? По данным ан кетирования, проведенного комитетом комсомола поли технического института, из 750 студентов 41 работает в настоящее время, 180 работа ли раньше, 890 хотели бы сов мещать свое обучение с про изводственным трудом.' Од нако только на поиски работы студент тратит в среднем 20 дней; вынуждены работать по ночам 20 процентов студентов- совместителей, а у 40 процен тов время работы совпадает с лекционными и практическими занятиями, что. отрицательно сказывается как на учебном, так и на производственном процессах. Бесконтрольность порожда ет ловкачей, имеющих по две, а то и по три трудо вые книжки, работающих на двух или трех работах. По ставить заслон подобным «ра ботягам», ослабить их «вос питательный» пример и при звано бюро общественного трудоустройства. Областному -штабу студен ческих отрядов хотелось бы знать мнение руководителей предприятий об этой форме ор ганизации труда; что, на ваш взгляд, может служить пре пятствием, чтр кепрпемлимо. Словом, давайте вместе будем решать — быть ли в Липецке четырем тысячам незаполнен ных рабочих мест и студентам, работающим, по ночам, или город получит дополнительно более тысячи пар рабочих рук, а студент — круглогодичную трудовую практику. На этом можно было бы и закончить, но есть еще одна родственная проблема, не ме нее волнующая областной штаб. Мы имеем в виду трудо устройство школьников. Мику'вшим летом на строй ках и нреднриятиях Липецка работало 560 школьников, из них 290 — на промышленных предприятиях: завод пуско вых двигателей принял 76 человек, транспортный завод — 70, Новолнпецкий комбинат — всего лишь 28, в строи тельстве было занято 50 школьников, в торговле и сети общественного питания — бо лее 70. И почти по поводу ра боты каждого. подростка со трудникам бюро трудоустрой ства приходилось пускаться в дебаты, уговаривать, застав лять тех или иных руководите лей принять на работу школь ника. Работали ребята в ос новном поодиночке. Характерным примером трудностей, которые ждут сей час ребят, желающих порабо тать во время каникул, может ■служить эпопея учащихся средней школы № 27: Куда только ни обращались ребя та, где то.тько ни была органи- затор этой школы Т. В. Смоля кова! Отделения связи города за веряли ее, что штат у них полностью укомплектован. Бюро по трудоустройству на селения посоветовало обра титься к шефам — Студевов- скому рудоуправлению; там вроде бы пошли навстречу, на чальник железнодорожного цеха Кузнецов обещал дать работу на период зимних ка никул. но перед самыми кани кулами отказал, ссылаясь на отсутствие фондов заработной платы. Ребята- все-таки добились своего. Но, к сожалению, только после вмешательства Правобережного райкома КПСС. В том, что ребятам пришлось так долго ходить по инстанциям, есть вина комсо мольских организаций. Не смог по.мочь ребятам Право бережный райком комсомола. Не поддержали их комитеты ВЛКСМ Студеновского рудо управления и других пред приятий, в которые они. обра щались. Да и с трубным заводом, куда их, наконец, обещали взять поработать на весенние каникулы, вопрос ре шался на уровне парткома. Для не в меру осторожных руководителей примером мо- 'жет служить организация тру да школьников на Лебедянг ском машиностроительном за воде. Трудятся^ там ребята, начиная с 1977 года. Работа ют фрезеровщиками, слесаря ми, токарями. Руководство завода, цеха им доверяет, что застав.пяет ребят подтянуться, работать с полной отдачей. Как внднм, можно наладить труд школьников, нужно только взяться за это серьезно. Уверен, за такими учебно-про изводственными участками, как на Лебедянском машиг ностроитульном заводе. — будущее.’ А. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, комиссар областного штаба СО. На упругой ладони наших подавателей: «снежного бар- степных равнин этот «вулкан» са» Михаила Яковлевича Лу не за.четен, но тем и коварен, говских, мастеров спорта Вик- Внезапио может зашевелиться, тора Семеновича Грезнева и вздрогнуть — в любое время Владимира Евгеньевича Тру- ^У^ок. бицына. Они одновременно ко- Чтобы воскликнуть на исходе г6-то тащили, разнимали! осени: «Ура! Я вернулся!», весь Утром меня с высокой тем- август тщательно готовился к пературой увезли домой. Хоть восхождению. Тренировался и лежал я на чистых просты- по-своему: никуда не ходил, нях в тишине, но завидовал ни с кем не встречался, теле- товарищам, оставшимся на фон отключал. Одним словом, «вулкане». Проклинал судьбу слушал тишину. за то, что разлучила меня с И вот начало сентября. Все моими воспитанницами:, как в сборе. Садимся в автобуа же я им в глаза посмотрю? И Едем. Смотрю на свой отряд: в тот день решил: надо по- одни девушки. Шестнадцати- другому готовиться к восше- летние прелестницы. ствию на «вулкан», ведь на Приехали, Мои красавицы, нем еще и холод, выпорхнули из автобуса. И В нынешнем августе начал началось: все по-иному, что оказалось — Сан Сильч! Сан Силъч! вовсе не напрасно. ...Здесь форточка не закры- На этот раз надо бы.чо по вается, а вот эта кровать шесть часов простоять в ба- качается. лагане, двери которого пред- Прикидываю, куда бро- назначены для Ка,мАЗов, окна ситься. И — одна нога здесь, — для выхлопных газов. Надо другая — там. было тренировать пальцы:- яб- Первое утро. Раннее, холод- лочко к яблочку, как хруста- ное от росы. Бодрым голосом линки, положить на бумагу, провожу первый инструктаж: упаковать, осторожно уло- — Любое передвижение — жить в ящики. Пятнадцать— только-пешком! двадцать штук в каждый па- — За попутный транспорт не кет, в зависимости от сортов, цепляться! Все это хорошо, если бы не —т За территорию отряда не развивать инициативу соответ- выходить! ственно ситуации. Такой, на- -----Режим тренировок и от- пример: есть ящики, нет бума- дыха .—; соблюдать! ги. Или: есть бумага, ■ ящики, Выслушали. Потом объяс- нет клея. Есть клей, бумага, няю, что прежде чем при- ящики — нет досок. Все есть 4 ступить к работе в саду, надо — яблок нет... ’ по ^ скользким тропинкам В результате... Однажды ко пройти километров пять в сы- мне прибежали Андрей с Иго- ром тумане. Мои резвушки рем, единственные парни в сразу приумолкли. Ввожу в группе. действие: личный пример. Не хотели трудиться ребя- Оживились и — пошли. та? Нет, я же видел их 'в Дошли. Здесь уже другой лучшие дни, когда для работы - вид трудностей, более услож- было все необходимое. А же ненный. С высоких рогатых ланне уехать, пожалуй, свое- яблонь надо собрать по две- образный протест против не- надцать ящиков плодов каж- желания руководства совхоза дой.' Разу.меется, без лестниц. «Ключ жизни» организовать Ящиков в обозримом прост- труд и быт учащихся. Глав- ранстве тоже нет. ное, не только ради учащихся, — Надо достать, — говорю, ради своего же урожая, со- — Где?. брать который — святая обя- Правда, а где? занность хозяйства. И я побежал куда-то. При- Что касается меня, то не тащил сразу четыре. За мной так уж мало приобрел я за следом расползлись и девчон- дни, проведенные здесь, ки. Через час несколько чело- Первое. За сорок семь век принесли по ящику. Сов- дней в саду я. достиг идеаль- хозный бригадир Раиса , Алек- ного веса: он стал соответст- ееевна Панова уточнила за- вовать двум последним циф- дание: только съем. рам моего роста. — А как же без лестниц с Второе. Появилось желание Ш верхних веток достать? писать, даже частушки на тему Я Этот вопрос Раисе Алек- «Яблочные страдания», сеевне показался настолько Третье. Возник интерес к наивным, что отвечать она не работе санэпидемстанции. Чем стала и сразу куда-то ушла, она занимается в летнее и Но самым запоминающимся осеннее время? Нанри.мер, в было одиннадцатое- сентября, том районе, где дислоцируют Утром всего минут за сорок ся учащиеся Липецкого ма- ; одолели крутые склоны. И... о, шиностроительного техникума? ^ : чудо! На месте нас ждали Четвертое. Обнаружил, что пустые ящики. И сразу три ле- у наших ребят нет чувства эа- стницы! Началась работа, ве- висти, даже у тех, кто за со- се.чая, солнечная. Часам к рок семь дней работы получил двенадцати мы ее закончили, по два,рубля. Алексеевна ска- Пятое. О том, как провести лето, я дутлаю теперь задолго до его наступления. Вот сейчас зима, мороз иод тридцать, но я его не боюсь. Как только Даже Раиса зала: — Молодцы! ,..А ночью раздался крик: — Наших бьют!!! Сотни ног устремились к вспомню или представлю лето, темным кустам, полисадннкам. мне становится жарко. И в то Послыша.тся треск изгородей, же время грустно. Вслед за легкими скачками — А. ПОПОВ, тяжелый топот моих сорока- преподаватель летних товарищей. То там, то машиностроительного здесь мелькали фигуры вре- техникума.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz