Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

2 •Л Е Н И Н Е Ц 2^ февраля Ш 6 г. В учебных заведениях области развернулась подготовка к третьему трудовому семестру Комитет комсбмола нашего инсти. тута под руководством партийной ор­ ганизации стремится воспитать буду, щих специалистов сознательными по­ литическими бойцами. В Липецком государственном педагогическом ин­ ституте сложилась целая система в работе по идеологическому воспита- ншо молодежи. Особое место в этой работе занимает третий трудовой се. местр, который стал составной частью учебно-воспитательного процесса. Студенческие строительные отря­ ды удачно сочетают в себе цели обу­ чения и воспитания с активным уча­ Каждому—свое дело стием ребят в высокопроизводитель­ ном труде, простор для инициативы с возможностью решать конкретные хозяйственные задачи. В 1986 году в работе СО будет участвовать 400 сту­ дентов ЛГПИ, 240 человек войдут в студенческие педагогические отряды. Сейчас студенческие строительные от­ ряды унсе сформированы и ведут под­ готовку к рабочему периоду. При организации СО комитет ком­ сомола исходит из того положения, что успех воспитательной работы в отрядах во многом зависит от атри­ бутики, отрядных ритуалов, содержа­ тельного проведения досуга. С этой целью бойцы каждого отряда будут участвовать в субботниках, смотре агитбригад, разработке лекций, в ра­ боте с «трудными» подростками. Понимая важность студотрядовско- го движения, мы хотим спросить у работников областного штаба СО, по­ чему план формирования строитель­ ных отрядов остается для нашего ву- з а из года в год одним и тем ж е— 500 человек? Почему специалистов ЛГПИ, будущих педагогов, направля­ ют работать в • строительство, в то время как студенты политехнического ■ института работают пионервожатыми? Не целесообразнее бы было каждому заниматься своим делом? ' А. ПИЛИПЧУК, комитета ВЛКСМ ЛГПИ. СТАВИМ ПРОБЛЕМУ ^ САТИРИЧЕСКИМ ПЕРОМ И УЧИТЬСЯ, и РАБОТАТЬ ^ На «вулкане» Еще осталось время до на­ чала третьего трудового' се­ местра. Но такой уж непо- - седливый народ студенты, что не могут ждать до лета; стре­ мятся доказать,-что и в учеб­ ное время могут вносить свой трудовой вклад в копилку страны. Они предлагают орга- . низовать свой труд на услови­ ях неполного рабочего дня. Областной штаб СО тща­ тельно изучил эту проблему и пришел к выводу, что при создании для студентов, же­ лающих совмещать учебу е общественно полезным тру­ дом, реи1има и условий рабо­ ты, отрицательно не сказыва­ ющихся па учебном процессе, студенческую молодежь мож­ но рассматривать как один из .дополнительных и весьма существенных резервов трудо­ вых ресурсов. Предприятиям города на сегодняшний день не хватает более четырех тысяч рабочих. По Ново.типецк6му металлур­ гическому , комбинату эта ^ цифра составляет 500 чело­ век, а по Липецкому ному заводу — более 600. пытывают нехватку рабочих мест предприятия службы бы­ та, почтовые отделения, бюро _ добрых услуг. Кто, как не _ студент, может стать штатной единицей салона «Надежда», . помочь липчанам в организа­ ции новых форм обрядности, , отдыха. Уверен, понравится детям Дед Мороз, пришед- , ший поздравить их под Но­ вый год, и Крокодил Гена с ^ Чебурашкой, прилетевшие на голубом вертолете к вашему малышу в день его рождения, и необычная сказительница, ко- , торая по телефону успокоит самого непослушного иепосе- ДУ- Для организации работы студенческих производственных отрядов при комитетах ком­ сомола вузов и средне-специ­ альных учебных заведений следует, очевидно, создать общественные бюро по трудо- ■ устройству студентов; причем, сту'денты регистрировались бы в этом бюро только при нали­ чии рекомендации комсо­ мольского бюро факультета и разрешения деканата. Затем подбирается предприятие, с которым заключается трудо­ вое соглашение, в котором указываются количество ра­ бочих мест и виды работ, чис­ ленность отряда, режим и ус­ ловия труда. Отряд может состоять из нескольких бригад, работаю­ щих на одних и тех же рабо­ чих местах в разные дни недели, в первую или вторую половины смены. Каждый сту­ дент сам определяет наиболее удобные для себя дни и часы, работы. После этого утверж­ дается побригадный график выхода на работу, который контролируется командиром и адм1шистрацией. Чтобы не допускать про­ стоя оборудования, на кал<- дом рабочем месте должны работать два студента по четыре часа каждый. Нормы выработки для студентов в яде случаев снижаются на процентов. Большую помощь как ’ сту­ дентам, так н предприятиям могли бы оказать отряды, ра­ ботающие по профилю полу­ чаемой в вузе специальности. Интересен в этом отношении опыт Ленинграда. Там сту­ денты института авиацион­ ного приборостроения рабо­ тают слесарями-сборщиками, ремонтниками, токарями, на­ стройщиками электронной ап­ паратуры. Их труд организо­ ван во вторую смену (по 4—^5 часов), а среднедневной за­ работок составляет 7 руб­ лей. Естественно, возникает во­ прос, а не повлияет ли работа на предприятии на успевае­ мость студента?.. Опасения су­ щественные, но, как показал опыт того же Ленинграда, ра­ ботающий студент знает, что его трудовую деятельность, ус­ певаемость контролирует ко­ митет комсомола, бюро обще­ ственного трудоустройства; он знает, что за прогулы, невы­ полнение производственного задания он несет комсомоль­ скую ответственность, а не- сданный зачет или экзамен влечет за собой запрет - на работу во внеурочное время. Поэтому . среди работающих студентов Ленинграда нет неуспевающих. А что же можно сказать о неорганизованном студенче­ ском труде? По данным ан­ кетирования, проведенного комитетом комсомола поли­ технического института, из 750 студентов 41 работает в настоящее время, 180 работа­ ли раньше, 890 хотели бы сов­ мещать свое обучение с про­ изводственным трудом.' Од­ нако только на поиски работы студент тратит в среднем 20 дней; вынуждены работать по ночам 20 процентов студентов- совместителей, а у 40 процен­ тов время работы совпадает с лекционными и практическими занятиями, что. отрицательно сказывается как на учебном, так и на производственном процессах. Бесконтрольность порожда­ ет ловкачей, имеющих по две, а то и по три трудо­ вые книжки, работающих на двух или трех работах. По­ ставить заслон подобным «ра­ ботягам», ослабить их «вос­ питательный» пример и при­ звано бюро общественного трудоустройства. Областному -штабу студен­ ческих отрядов хотелось бы знать мнение руководителей предприятий об этой форме ор­ ганизации труда; что, на ваш взгляд, может служить пре­ пятствием, чтр кепрпемлимо. Словом, давайте вместе будем решать — быть ли в Липецке четырем тысячам незаполнен­ ных рабочих мест и студентам, работающим, по ночам, или город получит дополнительно более тысячи пар рабочих рук, а студент — круглогодичную трудовую практику. На этом можно было бы и закончить, но есть еще одна родственная проблема, не ме­ нее волнующая областной штаб. Мы имеем в виду трудо­ устройство школьников. Мику'вшим летом на строй­ ках и нреднриятиях Липецка работало 560 школьников, из них 290 — на промышленных предприятиях: завод пуско­ вых двигателей принял 76 человек, транспортный завод — 70, Новолнпецкий комбинат — всего лишь 28, в строи­ тельстве было занято 50 школьников, в торговле и сети общественного питания — бо­ лее 70. И почти по поводу ра­ боты каждого. подростка со­ трудникам бюро трудоустрой­ ства приходилось пускаться в дебаты, уговаривать, застав­ лять тех или иных руководите­ лей принять на работу школь­ ника. Работали ребята в ос­ новном поодиночке. Характерным примером трудностей, которые ждут сей­ час ребят, желающих порабо­ тать во время каникул, может ■служить эпопея учащихся средней школы № 27: Куда только ни обращались ребя­ та, где то.тько ни была органи- затор этой школы Т. В. Смоля­ кова! Отделения связи города за­ веряли ее, что штат у них полностью укомплектован. Бюро по трудоустройству на­ селения посоветовало обра­ титься к шефам — Студевов- скому рудоуправлению; там вроде бы пошли навстречу, на­ чальник железнодорожного цеха Кузнецов обещал дать работу на период зимних ка­ никул. но перед самыми кани­ кулами отказал, ссылаясь на отсутствие фондов заработной платы. Ребята- все-таки добились своего. Но, к сожалению, только после вмешательства Правобережного райкома КПСС. В том, что ребятам пришлось так долго ходить по инстанциям, есть вина комсо­ мольских организаций. Не смог по.мочь ребятам Право­ бережный райком комсомола. Не поддержали их комитеты ВЛКСМ Студеновского рудо­ управления и других пред­ приятий, в которые они. обра­ щались. Да и с трубным заводом, куда их, наконец, обещали взять поработать на весенние каникулы, вопрос ре­ шался на уровне парткома. Для не в меру осторожных руководителей примером мо- 'жет служить организация тру­ да школьников на Лебедянг ском машиностроительном за­ воде. Трудятся^ там ребята, начиная с 1977 года. Работа­ ют фрезеровщиками, слесаря­ ми, токарями. Руководство завода, цеха им доверяет, что застав.пяет ребят подтянуться, работать с полной отдачей. Как внднм, можно наладить труд школьников, нужно только взяться за это серьезно. Уверен, за такими учебно-про­ изводственными участками, как на Лебедянском машиг ностроитульном заводе. — будущее.’ А. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, комиссар областного штаба СО. На упругой ладони наших подавателей: «снежного бар- степных равнин этот «вулкан» са» Михаила Яковлевича Лу­ не за.четен, но тем и коварен, говских, мастеров спорта Вик- Внезапио может зашевелиться, тора Семеновича Грезнева и вздрогнуть — в любое время Владимира Евгеньевича Тру- ^У^ок. бицына. Они одновременно ко- Чтобы воскликнуть на исходе г6-то тащили, разнимали! осени: «Ура! Я вернулся!», весь Утром меня с высокой тем- август тщательно готовился к пературой увезли домой. Хоть восхождению. Тренировался и лежал я на чистых просты- по-своему: никуда не ходил, нях в тишине, но завидовал ни с кем не встречался, теле- товарищам, оставшимся на фон отключал. Одним словом, «вулкане». Проклинал судьбу слушал тишину. за то, что разлучила меня с И вот начало сентября. Все моими воспитанницами:, как в сборе. Садимся в автобуа же я им в глаза посмотрю? И Едем. Смотрю на свой отряд: в тот день решил: надо по- одни девушки. Шестнадцати- другому готовиться к восше- летние прелестницы. ствию на «вулкан», ведь на Приехали, Мои красавицы, нем еще и холод, выпорхнули из автобуса. И В нынешнем августе начал началось: все по-иному, что оказалось — Сан Сильч! Сан Силъч! вовсе не напрасно. ...Здесь форточка не закры- На этот раз надо бы.чо по вается, а вот эта кровать шесть часов простоять в ба- качается. лагане, двери которого пред- Прикидываю, куда бро- назначены для Ка,мАЗов, окна ситься. И — одна нога здесь, — для выхлопных газов. Надо другая — там. было тренировать пальцы:- яб- Первое утро. Раннее, холод- лочко к яблочку, как хруста- ное от росы. Бодрым голосом линки, положить на бумагу, провожу первый инструктаж: упаковать, осторожно уло- — Любое передвижение — жить в ящики. Пятнадцать— только-пешком! двадцать штук в каждый па- — За попутный транспорт не кет, в зависимости от сортов, цепляться! Все это хорошо, если бы не —т За территорию отряда не развивать инициативу соответ- выходить! ственно ситуации. Такой, на- -----Режим тренировок и от- пример: есть ящики, нет бума- дыха .—; соблюдать! ги. Или: есть бумага, ■ ящики, Выслушали. Потом объяс- нет клея. Есть клей, бумага, няю, что прежде чем при- ящики — нет досок. Все есть 4 ступить к работе в саду, надо — яблок нет... ’ по ^ скользким тропинкам В результате... Однажды ко пройти километров пять в сы- мне прибежали Андрей с Иго- ром тумане. Мои резвушки рем, единственные парни в сразу приумолкли. Ввожу в группе. действие: личный пример. Не хотели трудиться ребя- Оживились и — пошли. та? Нет, я же видел их 'в Дошли. Здесь уже другой лучшие дни, когда для работы - вид трудностей, более услож- было все необходимое. А же­ ненный. С высоких рогатых ланне уехать, пожалуй, свое- яблонь надо собрать по две- образный протест против не- надцать ящиков плодов каж- желания руководства совхоза дой.' Разу.меется, без лестниц. «Ключ жизни» организовать Ящиков в обозримом прост- труд и быт учащихся. Глав- ранстве тоже нет. ное, не только ради учащихся, — Надо достать, — говорю, ради своего же урожая, со- — Где?. брать который — святая обя- Правда, а где? занность хозяйства. И я побежал куда-то. При- Что касается меня, то не тащил сразу четыре. За мной так уж мало приобрел я за следом расползлись и девчон- дни, проведенные здесь, ки. Через час несколько чело- Первое. За сорок семь век принесли по ящику. Сов- дней в саду я. достиг идеаль- хозный бригадир Раиса , Алек- ного веса: он стал соответст- ееевна Панова уточнила за- вовать двум последним циф- дание: только съем. рам моего роста. — А как же без лестниц с Второе. Появилось желание Ш верхних веток достать? писать, даже частушки на тему Я Этот вопрос Раисе Алек- «Яблочные страдания», сеевне показался настолько Третье. Возник интерес к наивным, что отвечать она не работе санэпидемстанции. Чем стала и сразу куда-то ушла, она занимается в летнее и Но самым запоминающимся осеннее время? Нанри.мер, в было одиннадцатое- сентября, том районе, где дислоцируют Утром всего минут за сорок ся учащиеся Липецкого ма- ; одолели крутые склоны. И... о, шиностроительного техникума? ^ : чудо! На месте нас ждали Четвертое. Обнаружил, что пустые ящики. И сразу три ле- у наших ребят нет чувства эа- стницы! Началась работа, ве- висти, даже у тех, кто за со- се.чая, солнечная. Часам к рок семь дней работы получил двенадцати мы ее закончили, по два,рубля. Алексеевна ска- Пятое. О том, как провести лето, я дутлаю теперь задолго до его наступления. Вот сейчас зима, мороз иод тридцать, но я его не боюсь. Как только Даже Раиса зала: — Молодцы! ,..А ночью раздался крик: — Наших бьют!!! Сотни ног устремились к вспомню или представлю лето, темным кустам, полисадннкам. мне становится жарко. И в то Послыша.тся треск изгородей, же время грустно. Вслед за легкими скачками — А. ПОПОВ, тяжелый топот моих сорока- преподаватель летних товарищей. То там, то машиностроительного здесь мелькали фигуры вре- техникума.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz