Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
11 февраяц 1986 г. Л|ШНБЦ • ! СПОРТИВНЫЙ КИНОеВАНС 4“ Штрихи к творческому портрету режиссера Элемэ Климова ш Я Г ' о > в «Косиосе» в днн VII нинофестнваля студии «Ленфильм» в ноябре прошлого года в кинотеатр «Космос» перед премьерой фильма «Соперницы» при гласили тренеров по акаде мической гребле спортклуба «Новолипецк». Жанровый спортивный киносеанс, как назвали это мероприятие, пришелся зрителям по ру те. Начали готовить следую щий тематический вечер, пригласили туристов клуба «Альтаир» НЛМК, те с ра достью . приняли предло- :жение. Но сразу же возник вопрос ^ какой фильм де монстрировать? Решили -про альпвдистов, ведь в 1986 году этот вид спорта отме чает свое 200-летне, и обойти такую дату просто нель'зя. Поиски фильма дли^ лись долго, и вот, наконец, в Воронеже обнаружили уже списанную киноленту «Вер шина». . , ■ Привезенную из Вороне н а старенькую ленту ра ботники кинопроката начали реставрировать, обновлять и подклеивать. Просторный зал «Кос моса» был забит до от каза. но все равно не смог вместить в с е х . яшлающих. Уже в фойе кинотеатра де сятки фотостендов расска зывали о дальних горных н водных экспедициях ново- липчан, путешествиях ■ по заполярной тундре, стреми тельных сплавах на плотах по бушующим горным ре кам. ' .А в зале зрителей встре чали сами участники этих сложнейших и рискованных походов, рассказывали ^ об «А.тьтанре»,- поназыва.ти слайды о пройденных этим летом маршрутах, пели ту ристские песни. После просмотра фильма многие зрители долго не расходились, продолжали за ' давать вопросы, записывали адрес клуба. Возможно кое- кто из них- пополнит ряды липецких туристов в ' пред стоящем сезоне. Время для раздумий еще есть, главное, что прошедший жанровый спортивный киносеанс по мог сотням зрителей узнать,- что такое туризм и кто- такие туристы, увидеть сво ими глазами одну из лучших форм активного отдыха, здо рового, трезвого образа жиз ни. Но на этом «Космос» не «акрывает свои двери перед любителями спорта. В марте на очередной спортивный ки носеанс липчан приглашает клуб любителей бега стади она «Металлург». В.“ ВИКТОРОВ. в жанремюз11к.1а ■ Леонид Квинихидзе, известность ко торому принесли его Телефильмы «Со ломенная шляпка». «31 июня», «Небес ные ласточки», «Мэри Поппинё, до свидания!», снимает на киностудии «Л1осфильм» новую музыкальную кар тину «Сегодня и всегда» -{автор сце нария — Владимир Валуцкий), В глав ной роли — Гуннар Грапс, и в жизни, и . по сценарию — композитор и музы кант, руководитель популярной 1эстон ской рок-группы.. Правда, на экране настояшее название его ансамбля —• «Магнетик-Бэнд» — изменено на «Пра гм» {«Паром»). Но играют в ней те ■ же Эндель Йыги, Сулев Куузик, Яанус Раудкатс, Дмитрий Костин. В главной жеаской роли ленты дебютирует в ки- ва/девятнадцатилетняя выпускница Мо сковского хореографического училища Ввгения Захарова. • Реяшссер Одесской киностудии Ге-’ вргнн Юигвальд-Хилькевнч занят съем ками: нового музыкального фильма для детей «Выше радуги», в котором прозвучат десять новых песен компози тора Юрия Чернавского. - Любопытно, что значительная часть обеих картин снята' в столице Эстонской ССР, древнем Таллине. * «ВСЕ ЕГО ФИЛЬМЫ СДЕЛАНЫ ЯРОСТНО» С е й ч а с на экраны на шей области в дни проведения. Всесоюзно го кинофестиваля «Советское кино —• трудовым коллекти вам», посвященного XXVII съезду КПСС, вышел новый художественный фильм изве стного советского режиссера Эдема Климова «Иди и смот ри». .Фильм с первых дней пока за в нашей стране, а потом и *а рубежом, .принес ^создате лю небывалую славу,, и зри тельский успех, полностью оп-. ровергая бытовавшее утверж дение, что «кассу» 'делают лишь развлекательные филь мы. . «Иди и смотри» стал этап ным не только для самого режиссера, -но и для всего советского, кинематографа, как когда-то было с «Восхождени ем», «Летят журавли». «Бело русским вокзалом», «А зори здесь тихие» и целым рядом та лантливых больших фильмов, открывавших новые страницы в великой драматической эпо пее О" второй мировой войне, В чем же особенность этого фильма, принесшего такой огромный успех Элему Кли мову? В самой теме, которая до этого ни в одной к!шо.тенте не поднималась с .такой могучей силой. Это фильм—реквием ве-. .диким страданиям народным, миллионам безвинно заму ченных мирных тружешщ- исенщнн, стариков, детей. Советские режиссеры уже обращались к теме гибели мирного населения. . Вспомним фи.тьм , «Факт», созданный по сценарию Желакявичуса. Но Климову удалось достичь истинно эпического разма.\а, показать страдание человече ское в масштабах целого на рода. Долгим был путь художни ка к вершине своего творчест ва, каким стал фильм «Иди и смотри». - Восемь - лет, назад Элем Климов -уже был на пороге съемок. Первоначально сцена, рий назывался «Убейте Гитле ра». Но постановка картины так тогда и не состоялась. Ре жиссеру было суждено пройти через личное горе—потерю по- настоящему близкого и до рогого, .чюбимопо человека — Ларисы Шепитько. Свой путь в кинематографе Климов начал с комедии «Добро пожаловать или По- стороншш вход воспрещея»— веселой, единой, энергичной. О ней много и с восторгом пи сали, она по праву заняла свое место среди лучших комедий и быстро- нашла путь к сердцу зрителя. Потом был фильм «Спорт, спорт, спорт» — «фильм . р величии спортивного подвига, ио также и о пошлой мишуре, накипающей вокруг здорового стремления'' человека, поме риться силами ,с тяжелым же лезом, или высокой планкой».. По-новому Клймова' мы увидели е короткомётражной ленте, «Лариса» и фильме «Прощание», / «Лариса» фильм ~ дань памяти люби мому человеку — внес новую горькую и трагическую ноту в творчество режиссера, ■ кото рая получит продолжение в кинолентё . «Прощание», к съемкам.которой только на чала приступать Шепитько и Которые пришлось окончить, а по-существу, снять свой фильм Климову. Г ' После этих, фильмов были «Агония», главными героями к6то)збго стали не кучка марио неток — царь, его приближен ные, а безмерные страдания народные. В этой киноленте и появился- поддниыо эпиче ский размах в изображении народа, который в полной мере проявится в «Иди и смотри», ' Замы'сел фильма стагговит- ся еще более актуальным имен но в контексте той глобальной опасности, которая грозит миру. Его судьба зависит от многого и многого, .но в том числе, и от. поведения каждого человека, от состояния его ду-- щи, . ■ В этом же интервью режис сер сказал о главной особен ности съемок фильма,. вызвав шей противо'речивыё мнения у зрителей, некоторая ' часть которых обвиняет Климова в жестокости. —• Я, например, все время говорил оператору Михайло вичу, что если мы снимем эпи зод, В; котором .будет показана гибель людей, то е г о . надо снять по-настоящему, А по- настоящему, это значит не отворачиваться . от страшного стыдливо... Страшное показы вать страшным, а прекрасное прекрасным. Когда Элем Климов дал по читать сценарий оператору Алексею Родионову, то спро сил его мнение. Тот ответил, что'каждый день' мы' видим по телевизору документальные кадры из зарубежной хро ники, показывающие столько жестокостей, столько трупов, что. глаз и сердце уж е , привы кают видеть. Притупляется вос приятие, н кадры жестокости перестают воздействовать. С этим надо срочно бороться, пока жестокость и насилие не затопили мир. Надо, кинокамерой,- очень острым оружием, воспользо ваться, как скальпелем,, чтобы срезать это равнодушное вос приятие жестокости и мерзости. И создателям фильма уда лось этого достичь в полной мере. Равнодушных в киноза лах на просмотрах этого фильма вы не увидите. Затаив дыхание с первых кадров до последнего, следят зрители за действием «Иди и смотри», И не просто следят, сопережива ют, сливают свои мысли -« чувства с мыслями и чувствами героев. -В сердцах рождается гнев и ненависть к жестокости, к фашизму, возникает чувство едшгства, гордость, что мы, советские .люди, и именно мы раздавили коричневую чуму, которая опять пытается опу тать мир своей зловещей пау- ; тиной. Мы должны порвать эти путы во имя будущего всей земли.. Фильм создан по «Хатын ской повести» Алеся Адамови ча, который в шестнадцать лет стал партизаном и свои пове сти писал впоследствии осно вываясь на реальных событи ях. Но достоверность - фильма, которая стала причиной ус пеха, не. только в этом. По словам самого Адамови ча, «фильм о том, что связано с Хатынью, должен быть' или высшего класса," или он вообще "не нужен. Посредственный фильм — это будет кощунст венно. В режиссере Климове есть два качества, которые мне кажутся определяющими для постановщика такого филь ма. Все его ленты сделаны . яростно. Б это понятие я включаю прежде всего, боль, истинную боль человека и ху дожника. То. есть когда ху дожник во' всем хочет дойти «до укора». В правде, в от крытом чувстве, в мастерс'г- И вот эти искренность, боль не могут не найти такой же отклик в сердцах лю дей. И. ТКАЧЕНКО. НА СНИМКАХ: (вверху) Элем Климов при получении наград XIV Московского ки нофестиваля; кадры из филь ма «Иди и смотри». Веешним поэтам поевящается На «Мосфи.чьме». заслу женный артист РСФСР Нико лай Бурляев снимает по своему сценарию картину о великом русском поэте Ми хаиле Юрьевиче Лермонтове. «Лермонтов» — первая серьез ная режиссерская работа по пулярного киноактера. . Он сам играет в ней и. главную роль. Снимается без 'дубле-, ров. Мишу Лермонтова 4- в возрасте семи - восьми лет— играет сын Николая Петрови ча Ваня..Мы уже видели его в фильмах Наталии Бондарчук «Живая радуга» и «Детство Бемби». Также в картине за няты Дмитрий Золотухин, Ин-‘ на Макарова, Борис' Плотни ков, Наталья Бондарчук, Га лина Беляева. ^ .На киностудии «Лен- фильм» релшссер Леонид Ме накер («Молодая жена», «За вещание профессора Доуэля», телесерна.т «Никколо Пагани ни») , приступил к съемкам фильма , «Последняя дорога», который собирается закончить' к 1987 году, ко времеии, когда будет отмечаться печальная для русской поэзии дата — 150-летие со. дня гибели А.Тск- сандра Сергеевича Пушкина. За основу своего произведения, -авторы {сценарий Л. Менакер написал вместе с ленинград ским писателем Яковом Гор диным) взяли принцип так на зываемого «отраженного» по каза личности, т. е.‘ образ по эта будет создаваться на экране не актером,-исполняю щим роль, а всем экранным действием в целом. Предпола гается участие в картине ак теров Иннокентия Смоктунов ского, Александра Калягина, Андрея Мягкова, Альберта Фщюзова, Михаила Глузско го и других. НА ПУТИ К ЭКРАНУ ^ Отзвуками пушкинской поэзии дышит и новый фильм «Храни меня, мой талисман»- режйссера Романа Балаяна («Полеты во сне и наяву»), ко-: торый - снимается на киносту дии имени А. Довженко. В центре сюжета {сценарист — Рустам Ибрагимбеков) — дуэль между двумя молодыми мужчинами, составляющими два угла конфликтного лю бовного «треугольника». В главных ролях — Александр Збруев, Олег Янковский, Татьяна Друбич.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz