Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

11 февраяц 1986 г. Л|ШНБЦ • ! СПОРТИВНЫЙ КИНОеВАНС 4“ Штрихи к творческому портрету режиссера Элемэ Климова ш Я Г ' о > в «Косиосе» в днн VII нинофестнваля студии «Ленфильм» в ноябре прошлого года в кинотеатр «Космос» перед премьерой фильма «Соперницы» при­ гласили тренеров по акаде­ мической гребле спортклуба «Новолипецк». Жанровый спортивный киносеанс, как назвали это мероприятие, пришелся зрителям по ру­ те. Начали готовить следую­ щий тематический вечер, пригласили туристов клуба «Альтаир» НЛМК, те с ра­ достью . приняли предло- :жение. Но сразу же возник вопрос ^ какой фильм де­ монстрировать? Решили -про альпвдистов, ведь в 1986 году этот вид спорта отме­ чает свое 200-летне, и обойти такую дату просто нель'зя. Поиски фильма дли^ лись долго, и вот, наконец, в Воронеже обнаружили уже списанную киноленту «Вер­ шина». . , ■ Привезенную из Вороне­ н а старенькую ленту ра­ ботники кинопроката начали реставрировать, обновлять и подклеивать. Просторный зал «Кос­ моса» был забит до от­ каза. но все равно не смог вместить в с е х . яшлающих. Уже в фойе кинотеатра де­ сятки фотостендов расска­ зывали о дальних горных н водных экспедициях ново- липчан, путешествиях ■ по заполярной тундре, стреми­ тельных сплавах на плотах по бушующим горным ре­ кам. ' .А в зале зрителей встре­ чали сами участники этих сложнейших и рискованных походов, рассказывали ^ об «А.тьтанре»,- поназыва.ти слайды о пройденных этим летом маршрутах, пели ту­ ристские песни. После просмотра фильма многие зрители долго не расходились, продолжали за ' давать вопросы, записывали адрес клуба. Возможно кое- кто из них- пополнит ряды липецких туристов в ' пред­ стоящем сезоне. Время для раздумий еще есть, главное, что прошедший жанровый спортивный киносеанс по­ мог сотням зрителей узнать,- что такое туризм и кто- такие туристы, увидеть сво­ ими глазами одну из лучших форм активного отдыха, здо­ рового, трезвого образа жиз­ ни. Но на этом «Космос» не «акрывает свои двери перед любителями спорта. В марте на очередной спортивный ки­ носеанс липчан приглашает клуб любителей бега стади­ она «Металлург». В.“ ВИКТОРОВ. в жанремюз11к.1а ■ Леонид Квинихидзе, известность ко­ торому принесли его Телефильмы «Со­ ломенная шляпка». «31 июня», «Небес­ ные ласточки», «Мэри Поппинё, до свидания!», снимает на киностудии «Л1осфильм» новую музыкальную кар­ тину «Сегодня и всегда» -{автор сце­ нария — Владимир Валуцкий), В глав­ ной роли — Гуннар Грапс, и в жизни, и . по сценарию — композитор и музы­ кант, руководитель популярной 1эстон­ ской рок-группы.. Правда, на экране настояшее название его ансамбля —• «Магнетик-Бэнд» — изменено на «Пра­ гм» {«Паром»). Но играют в ней те ■ же Эндель Йыги, Сулев Куузик, Яанус Раудкатс, Дмитрий Костин. В главной жеаской роли ленты дебютирует в ки- ва/девятнадцатилетняя выпускница Мо­ сковского хореографического училища Ввгения Захарова. • Реяшссер Одесской киностудии Ге-’ вргнн Юигвальд-Хилькевнч занят съем­ ками: нового музыкального фильма для детей «Выше радуги», в котором прозвучат десять новых песен компози­ тора Юрия Чернавского. - Любопытно, что значительная часть обеих картин снята' в столице Эстонской ССР, древнем Таллине. * «ВСЕ ЕГО ФИЛЬМЫ СДЕЛАНЫ ЯРОСТНО» С е й ч а с на экраны на­ шей области в дни проведения. Всесоюзно­ го кинофестиваля «Советское кино —• трудовым коллекти­ вам», посвященного XXVII съезду КПСС, вышел новый художественный фильм изве­ стного советского режиссера Эдема Климова «Иди и смот­ ри». .Фильм с первых дней пока­ за в нашей стране, а потом и *а рубежом, .принес ^создате­ лю небывалую славу,, и зри­ тельский успех, полностью оп-. ровергая бытовавшее утверж­ дение, что «кассу» 'делают лишь развлекательные филь­ мы. . «Иди и смотри» стал этап­ ным не только для самого режиссера, -но и для всего советского, кинематографа, как когда-то было с «Восхождени­ ем», «Летят журавли». «Бело­ русским вокзалом», «А зори здесь тихие» и целым рядом та­ лантливых больших фильмов, открывавших новые страницы в великой драматической эпо­ пее О" второй мировой войне, В чем же особенность этого фильма, принесшего такой огромный успех Элему Кли­ мову? В самой теме, которая до этого ни в одной к!шо.тенте не поднималась с .такой могучей силой. Это фильм—реквием ве-. .диким страданиям народным, миллионам безвинно заму­ ченных мирных тружешщ- исенщнн, стариков, детей. Советские режиссеры уже обращались к теме гибели мирного населения. . Вспомним фи.тьм , «Факт», созданный по сценарию Желакявичуса. Но Климову удалось достичь истинно эпического разма.\а, показать страдание человече­ ское в масштабах целого на­ рода. Долгим был путь художни­ ка к вершине своего творчест­ ва, каким стал фильм «Иди и смотри». - Восемь - лет, назад Элем Климов -уже был на пороге съемок. Первоначально сцена, рий назывался «Убейте Гитле­ ра». Но постановка картины так тогда и не состоялась. Ре­ жиссеру было суждено пройти через личное горе—потерю по- настоящему близкого и до­ рогого, .чюбимопо человека — Ларисы Шепитько. Свой путь в кинематографе Климов начал с комедии «Добро пожаловать или По- стороншш вход воспрещея»— веселой, единой, энергичной. О ней много и с восторгом пи­ сали, она по праву заняла свое место среди лучших комедий и быстро- нашла путь к сердцу зрителя. Потом был фильм «Спорт, спорт, спорт» — «фильм . р величии спортивного подвига, ио также и о пошлой мишуре, накипающей вокруг здорового стремления'' человека, поме­ риться силами ,с тяжелым же­ лезом, или высокой планкой».. По-новому Клймова' мы увидели е короткомётражной ленте, «Лариса» и фильме «Прощание», / «Лариса» фильм ~ дань памяти люби­ мому человеку — внес новую горькую и трагическую ноту в творчество режиссера, ■ кото­ рая получит продолжение в кинолентё . «Прощание», к съемкам.которой только на­ чала приступать Шепитько и Которые пришлось окончить, а по-существу, снять свой фильм Климову. Г ' После этих, фильмов были «Агония», главными героями к6то)збго стали не кучка марио­ неток — царь, его приближен­ ные, а безмерные страдания народные. В этой киноленте и появился- поддниыо эпиче­ ский размах в изображении народа, который в полной мере проявится в «Иди и смотри», ' Замы'сел фильма стагговит- ся еще более актуальным имен­ но в контексте той глобальной опасности, которая грозит миру. Его судьба зависит от многого и многого, .но в том числе, и от. поведения каждого человека, от состояния его ду-- щи, . ■ В этом же интервью режис­ сер сказал о главной особен­ ности съемок фильма,. вызвав­ шей противо'речивыё мнения у зрителей, некоторая ' часть которых обвиняет Климова в жестокости. —• Я, например, все время говорил оператору Михайло­ вичу, что если мы снимем эпи­ зод, В; котором .будет показана гибель людей, то е г о . надо снять по-настоящему, А по- настоящему, это значит не отворачиваться . от страшного стыдливо... Страшное показы­ вать страшным, а прекрасное прекрасным. Когда Элем Климов дал по­ читать сценарий оператору Алексею Родионову, то спро­ сил его мнение. Тот ответил, что'каждый день' мы' видим по телевизору документальные кадры из зарубежной хро­ ники, показывающие столько жестокостей, столько трупов, что. глаз и сердце уж е , привы­ кают видеть. Притупляется вос­ приятие, н кадры жестокости перестают воздействовать. С этим надо срочно бороться, пока жестокость и насилие не затопили мир. Надо, кинокамерой,- очень острым оружием, воспользо­ ваться, как скальпелем,, чтобы срезать это равнодушное вос­ приятие жестокости и мерзости. И создателям фильма уда­ лось этого достичь в полной мере. Равнодушных в киноза­ лах на просмотрах этого фильма вы не увидите. Затаив дыхание с первых кадров до последнего, следят зрители за действием «Иди и смотри», И не просто следят, сопережива­ ют, сливают свои мысли -« чувства с мыслями и чувствами героев. -В сердцах рождается гнев и ненависть к жестокости, к фашизму, возникает чувство едшгства, гордость, что мы, советские .люди, и именно мы раздавили коричневую чуму, которая опять пытается опу­ тать мир своей зловещей пау- ; тиной. Мы должны порвать эти путы во имя будущего всей земли.. Фильм создан по «Хатын­ ской повести» Алеся Адамови­ ча, который в шестнадцать лет стал партизаном и свои пове­ сти писал впоследствии осно­ вываясь на реальных событи­ ях. Но достоверность - фильма, которая стала причиной ус­ пеха, не. только в этом. По словам самого Адамови­ ча, «фильм о том, что связано с Хатынью, должен быть' или высшего класса," или он вообще "не нужен. Посредственный фильм — это будет кощунст­ венно. В режиссере Климове есть два качества, которые мне кажутся определяющими для постановщика такого филь­ ма. Все его ленты сделаны . яростно. Б это понятие я включаю прежде всего, боль, истинную боль человека и ху­ дожника. То. есть когда ху­ дожник во' всем хочет дойти «до укора». В правде, в от­ крытом чувстве, в мастерс'г- И вот эти искренность, боль не могут не найти такой же отклик в сердцах лю­ дей. И. ТКАЧЕНКО. НА СНИМКАХ: (вверху) Элем Климов при получении наград XIV Московского ки­ нофестиваля; кадры из филь­ ма «Иди и смотри». Веешним поэтам поевящается На «Мосфи.чьме». заслу­ женный артист РСФСР Нико­ лай Бурляев снимает по своему сценарию картину о великом русском поэте Ми­ хаиле Юрьевиче Лермонтове. «Лермонтов» — первая серьез­ ная режиссерская работа по­ пулярного киноактера. . Он сам играет в ней и. главную роль. Снимается без 'дубле-, ров. Мишу Лермонтова 4- в возрасте семи - восьми лет— играет сын Николая Петрови­ ча Ваня..Мы уже видели его в фильмах Наталии Бондарчук «Живая радуга» и «Детство Бемби». Также в картине за­ няты Дмитрий Золотухин, Ин-‘ на Макарова, Борис' Плотни­ ков, Наталья Бондарчук, Га­ лина Беляева. ^ .На киностудии «Лен- фильм» релшссер Леонид Ме­ накер («Молодая жена», «За­ вещание профессора Доуэля», телесерна.т «Никколо Пагани­ ни») , приступил к съемкам фильма , «Последняя дорога», который собирается закончить' к 1987 году, ко времеии, когда будет отмечаться печальная для русской поэзии дата — 150-летие со. дня гибели А.Тск- сандра Сергеевича Пушкина. За основу своего произведения, -авторы {сценарий Л. Менакер написал вместе с ленинград­ ским писателем Яковом Гор­ диным) взяли принцип так на­ зываемого «отраженного» по­ каза личности, т. е.‘ образ по­ эта будет создаваться на экране не актером,-исполняю­ щим роль, а всем экранным действием в целом. Предпола­ гается участие в картине ак­ теров Иннокентия Смоктунов­ ского, Александра Калягина, Андрея Мягкова, Альберта Фщюзова, Михаила Глузско­ го и других. НА ПУТИ К ЭКРАНУ ^ Отзвуками пушкинской поэзии дышит и новый фильм «Храни меня, мой талисман»- режйссера Романа Балаяна («Полеты во сне и наяву»), ко-: торый - снимается на киносту­ дии имени А. Довженко. В центре сюжета {сценарист — Рустам Ибрагимбеков) — дуэль между двумя молодыми мужчинами, составляющими два угла конфликтного лю­ бовного «треугольника». В главных ролях — Александр Збруев, Олег Янковский, Татьяна Друбич.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz