Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

2 • ЛЕНИНЕЦ 9-де;кабря Ш 6 г. На трибуну областной конференции ЮшСвМ0Лк1^1 не у дел З а в р е м я с у щ е с т в о в а н и я н а ш е г о т е х н и к у м а п о д г о т о в л е н ы с о т н и с п е - н д а л й с т о в д л я р а з л и ч н ы х с л у ж б . с е л Б С К о г о х о з я й с т в а . Н о с л у ч а л о с ь н е р а з , к о г д а в ы п у с к н и к и т е х н и к у м а н е о б е с п е ч и в а л и с ь р а б о т о й п о с п е ц и ­ а л ь н о с т и . ХОТЯ з а я в .к а н а н и х б ы л а . ' Т о л ь к о в 1 9 8 6 г о д у п о л у ч и л и о т к а з 1 2 ч е л о в е к , в и х ч и с л е д а ж е х о з с т и - п е н д и а т ы . Б ы в а е т и т а к о е : п р е д п р и ­ я т и я и у ч р е ж д е н и я г о р о д а и , р а й о н а п р и н и м а ю т , н а р а б о т у н е п о с п е ц и ­ а л ь н о с т и в ы п у с к н и к о в . н а ш е г о т е х ­ н и к у м а , н е о т р а б о т а в ш и х п о р а с п р е ­ д е л е н и ю п о л о ж е н н о е в р е м я . О н и р а ­ б о т а ю т . н а к у л ь т и в а т о р н о м и а в о д е , в п р о и з в о д с т в е н н о м о б ъ е д и н е н и и « Г и д р о а г р е г а т » , с м е ш т о р г е ; Д у м а е т - , с я , г о р к о м у , к о м и т е т а м к о м с о .м о л а * э т и х п р е д п р и я т и й н е о б х о д и м о в е с т и - с т р о г и й к о н т р о л ь п р и п о с т а н о в к е н о м с о м о л ь ц е в н а у ч е т . В е д ь с р е д с т ­ в а , з а т р а ч е н н ы е в т е х н и к у м е н а п о д г о т о в к у с п е ц и а л и с т о в , н е б у д у т , д а в а т ь о т д а ч и д о т е х п о р , п о к а н е п р е к р а т и т с я п р и е м н а р а б о т у ■ в ы ­ п у с к н и к о в б е з н а п р а в л е н и й т е х н и к у ­ м а . Э т о п о в ы с и л о б ы . и . а в т о р и т е т к о м с о м о л а в р е ш е н и и о б щ е г о с у д а р ­ с т в е н н ы х з а д а ч . Н е м а л о й т е х н и к у л щ и д р у г и х п р о ­ б л е м , К о м и т е т у ■к о м с о м о л а в э т о м г о д у б ы л о т р у д н о п р о в о д и т ь р а б о т у п о о р г а н и з а ц и и с т р о й о т р я д а . Н а п р и ­ м е р е С О « Ф а к е л » к о м с о м о л ь ц ы , к а к г о в о р и т с я , н е г о р я т - о с о б ы м ж е л а н и ­ е м з а п и с ы в а т ь с я в с т р о й о т р я д . П о ч е ­ м у ? О к а з ы в а е т с я , « Ф а к е л » , к о т о р ы й р а б о т а л Б э т о м г о д у н а с т р о и т е л ь с т ­ в е ж и л о г о д о м а т е х н и к у м а , п о в е д а л о с т а л ь н ы м у ч а щ и м с я п е ч а л ь н у ю и с ­ т о р и ю о т о м . к а к н е у д а л о с ь и м в ы ­ п о л н и т ь з а к л ю ч е н н ы й д о г о в о р и з -з а н е р а д и в о г о о т н о ш е н и я п р и н и м а ю щ е й о р г а н и з а ц и и к с т р о й о т р я д у . ’ О т с у т с т ­ в о в а л и к и р п и ч , с р е д с т в а . м е х а н и з а ­ ц и и , н е б ы л о б а ш е н н о г о к р а н а , р а с т ­ в о р п р и в о з и л и п о з д н о и в б о л ь ш о м к о л и ч е с т в е , н е с о б л ю д а л а с ь т е х н и к а б е з о п а с н о с т и . Р у к о в о д с т в у М П М К " с о о б щ а л о с ь о б э т о м , н о н и к а к и х м е р с е г о с т о р о н ы н е б ы л о п р и н я т о д о й о и ц а р а б о т ы с т р о й о т р я д а . ' Р е д к и м и г о с т я м и в о в р е м я т р е т ь е ­ г о т р у д о в о г о с е м е с т р а у с т р о й о т р я ­ д о в ц е в б ы л и р а б о т н и к и г о р к о м а к о м ­ с о м о л а . Н е о т т о г о л и у м о л о д ь ! х р е ­ б я т п р о п а д а е т р в е и в е к т р у д у и . о б ­ щ е с т в е н н о й ж и з к и ? И п о я в л я е т с я - д р у г о е — о т г о р о д и т ь с е б я о т м и р а с т е н о й в е щ и з м а и в ы г л я д ы в а т ь П о ­ т о м и з - з а э т о й с т е н ы т о л ь к о д л я т о ­ г о , ч т о б ы у в и д е т ь : к т о в ч е м н к т о н а ч е м . А н а с д о л ж н о и н т е р е с о в а т ь , С Ч Е М МО.ТОЯОЙ ч е л о в е к и д е т в о б ­ щ е с т в о , Ч Т О и м е е т з а д у ш о й . П о э т о ­ м у х о р о ш а я о р г а н и з а ц и я т р у д а - - - с н а м и , Н Л О х а я — п р о т и в н а с . В о т н е д а в н о п о т е х н и к у м у б ы л б р о ш е н К л и ч ; в с е н а н о л я с о в х о з а « Д р у ж б а » 1 ( И з - з а к р а й н е т я ж е л о г о п о л о ж е н и я , с л о ж и в ш е г о с я т а м с н е ­ у б р а н н о й к а п у с т о й ) . В т е х ш ш у м в п р о ш л о , к о м с о м о л ь с к о е . с о б р а н и е с ё д и н е т в е н н о й п о в е с т к о й д н я ; с о в х о з у « Д р у ж б а » н у ж н а н а ш а п о м о щ ь . И в д о х н о в л е н н ы е к о .м е о м о л ь ц ы н а н е ­ с к о л ь к и х а в т о б у с а х . о т п р а в и л и с ь в с о в х о з . П р а в д а , в м е с т о п л а н т а ц и и к а ­ п у с т ы п о п а л и н а м о р к о в ь . Ч е т ы р е г р у п п ы п е р в о к у р с н и к о в ( я т о ж е т а м б ы л а ) в ы с а д и л и с ь н а в с п а х а н н о м п о ­ л е и п о ш л и в ы к о в ы р и в а т ь -п о т е р и . Я ж и в у в с е л е и з н а ю , ч т о т а к о й . гл ас - ё е - л ю д е й т а м д е л а т ь , б ы л о - н е ч е г о . Н а ш е — с о о т в е т с т в у ю щ е е о б с т а н о в ­ к е — н а с т р о е н и е п р и ш л а « п о д д е р ­ ж а т ь » б р и г а д и р и г р о м к о о б ъ я в и л а : « К о м с о м о л ь ц ы , в ы т у т .п о х о д и т е ч а ­ с о в д о д в у х д н я , ч т о б ы н а ч а л ь с т в о в и д е л о , д а и д о м о й » . Н е з н а ю , . ч т о т о г д а б о л ь ш е п о д е й с т в о в а л о н а р е б я т : ' п л о х а я о р г а н и з а ц и я т р у д р , - и л и «ДУХ- н а с т а в н и ч е с т в а » , н о о н и п о д о ш л и к о м н е и с п р о с и л и : « Т а к в ч е м з а к л ю ­ ч а е т с я н а ш а п о м о щ ь ? » . - И я н е з н а л а , . ч т о о т в е т и т ь . П о в е р я т л и о н и п о с л е э т о г о м н е , в ы с т у п а ю щ и м н а с о б р а н и я х с е д и н ­ с т в е н н о й п о в е с т к о й д н я ? В р я д л и . И . В О С Т Р И К О В А , с е к р е т а р ь к о м и т е т а к о .м с о м о л а Г р я з н в с к о г о с е л ь х о з т е х н и в у м а ^ , * АКТУАЛЬНОЕ ИНШФЬЮ рабочее образование © перестройке в системе профессионально - тех- с т р а н н ы й о б р а з о м . П р е д - ннческого образования рассказывает предсеДа- п р и я т н я м р а з р еш а .ю с ь п е р е - тель Государственного комитета СССР по проф- Ге''^бощ“ мяе техобразованию А. П. Думачев, „ о « н е р е н е о б .ч о д н и о с т н » и — Анатолий Пантелеевич, хочу начать наш разговор с престижа ПТУ. К сожалению, в последние годы училищ, при поступлении в которые суще­ ствует конкурс, в целом по стране было немного. Есть ли, разрабатывается ли сегодня програм.ча, которая выведет ПТУ в число престижных учебных заведений? — С н а ч а л а о т о м , п о ч е м у м н о ги е П Т У у н а с не т о л ь к о - не с т а л и п р е с т иж ны м и , н о и п р о с т о д и с к р е д и т и р о в а л и с е ­ б я к а к уч е б ны е за ве .адния . П о ­ следние го ды п р о ф т е хш к о л а п р е те н д о в а л а ч у т ь л и из н а м о н о п о л ию в п о д г о т о в к е р а б о ­ ч и х -кадрюв . П л а н ы п р и ем а р о с ­ л и , а у ч е б н а я , п р о и з в о д с т в е н ­ н а я б а з а под н и х не п -одводй - л а с ь . Н е х в а т а л о .к в а л иф и ц и ­ р о в а н н ы х м а с т е р о в п р о и з з о д - -с т в е н н о го о б у ч е н и я . П о п ы т к а п р о п у с т и т ь через П Т . У . всю м о л о д еж ь , ие -П о с т у п и вш ую в .т е х н и к у м ы я в у зы , в -«п .м п 'о в о - н рш гуд и т е л ь я о м п о р я д к е » , п р и в е л а к -з н а ч и т е л ь н б к у п е р е - у п л о т н е п ш р м н о г и х у ч и л и щ , еозд а .ча я в н о н е н о рм а л ь ны е уе .т о в и я д л я у ч е бы , б ы т а и о т ­ д ы х а у ч а щ и х с я . В и т о г е из П Т У с т а л и вы х о д и т ь р а б о ч и е - « т е о р е т н к и » , не им еющ и е п о л - -н о ц е н к о я , п р оф е с с и о н а л ь н о й п о д г о т о в к и . Ч т о б ы п о д н я т ь п р е с т и ж п р о ф т е х о б р а з о в а н и я , г т уж н о п р еж д е все-го п од ел и т ь «сф е ры в -ч и я к и я » с о щ к -ояой , с у ч е б ­ н о -п р о и з в о д с тв е н ны м и к о м б н - н а т а м и п р и п р е д п р и я т и я х . З а ­ чем целы й го д г о т о в и т ь , к п р и ­ м е р у , т о к а р я -р е в о .т ь в е р щ и к а в П Т У , о п е р а т о р .а а в т о м а т и ч е ­ с к о г о о б о р у д о в а н и я , к л е йщ и ц у или з а т я ж н и ц у о б у в и , м а с т е р а м а щ и я н о г о д о е н и я или п р о д а в ­ щ и ц у , т р а т и т ь н а - к аж д о г о , у ч ащ е г о с я б о л е е 8 0 0 р у б л е й го с уд а р с тв е им ы х с ре д с т в , е с - л ц -всему э т о м у -м о ж н о - н а ­ у ч и т ь в' ш к о л е и ли п р я м о н а р а б о ч ем м ес те за мес яц ? П Т У о т н ы н е б е р у т о р и е н т а ­ ц ию н а п р оф е с с и и д е й с т в и ­ те л ь н о с л ож ны е , ш и р о к о г о п р о ф и л я , т р е б ую щ и е о б ш и р - • ны х т е о р е т и ч е с к и х з н а н и й и вы с о к и х п р оф е с с и о н а л ь ны х н а в ы к о в . Н и о д н о уч е б н о е з а - в ёд ёи й е в э т ом с л у ч а е ие м о - -ж е т ‘ -к о н к ур и р о в -а ть с и р оф - те .хщжо .’юй,- к о т о р а я б у д е т д а ­ в а т ь «вы сш е е р а б о ч е е б б р а - з о в а и й в » п о п р оф е с с и ям , е п - реде -тяющ им . т е х н и ч е с к и й - п р о ­ гр е с с и п е р сп е к т и вы р а з в и т и я н а р о д 1 ю г-о х о з я й с т в а , .С е г о д н я с о т н и уч н л .ищ у ж е н а ч а л и г о т о в и т ь не т о л ь к о т о ­ к а р я , а с т а н о ч н и к а , . к о т о ры й с м о ж е т р а б о т а т ь . н а м н о г и х , м е т а л л о р е ж ущ и х с т а й к а х ; не т о л ь к о м а л я р а , ш т у к а 'т у р а - к а - м е и щ и к а , а о т д е л о ч н и к а - или с т р о и т е л я ; не ,ш в ею -м .о т о р и с т - . -к у п о о д н о м у из 2 0 у з к о с п е ц и ­ а л и з и р о в а н н ы х ви д о в р а б о ты , а с п е ц и а л и с т а , к о т о ры й см о ­ ж е т ш и т ь л ю б уш о д е ж д у . . . К с т а т и , т а м , гд е б б у ч а р т с я п р оф е с с и ям ш и р о к о г о п р о ф и ­ л я , о б с л у л ш в а н и ю н о в о й - т е х ­ н и к и и гд е о вл ад е н и е п р оф е с ­ сией ид е т н а вы п у с к е с л ож н ы х з а к а з о в п р е д п р и я т и й , Н И И , в у з о в , н а п р о и з в о д с т в е т о в а ­ р о в . д л я насе .ч’е и и я , к а к п р а ­ в и л о , . н е д о с т а т к о в в у ч а щ и х ­ с я н е т . .. П р и ч е м , с е го д н я в м а ­ с т е р с к и х п р о ф т е х у ч и л и щ .п р о ­ и з в од и тс я п р о д у к ц и и н а , 1 8 0 ми лл и б .и о а р уб .те Гт в г о д , К к о н ц у X I I п я т и .т е т к и э т о т п о ­ к а з а т е л ь у в е л и ч и т с я м и н и м ум в п о .ч т о р а р а з а . — Программа, я а мой взгляд, очень обнадеживаю­ щая, особенно для тех, кто в ближайшие годы собирается в ПТУ. Однако курс на профес­ сии широкого профиля цред- яолагает основательную ба­ зу, оснащение училищ самым современным оборудованиель А сегодня в некоторых ПТУ еще м<>^Но встретить Станки довоенного выпуска... — Д е й с т в и т е л ь н о , - п о л о ж е ­ ние в н е к о т о ры х у ч и л и щ а х н д аж е в ц е лы х р е г и о н а * с м а ­ т е р и а л ь н о й б а з о й вы зы вае т т р е в о г у . Д о н е д а в н е го в р ем е н и в з а и ­ м о о т н о ш е н и я П Т У и ба .зовы х п р е д п р и я ти й с клады ва .тись « с т е п е н и в о з м о ж н о с т и » . Н о к а к о п р е д е л и ть э т у м е р у и э т у с теп ен ь ? В о т и . п о л у ч а ­ л о с ь , ч т о б а а б в и к и , и ..рады бы'- л и п о м о ч ь , . н о не и м е .! !и . д л я э т о г о д о с т а т о ч н ы х о с н о в а ­ н и и . Т е п е р ь у н а с е с ть ' у т - .в е рж д е и н о е С о в е т о м М и н и с т г р о в С С С Р П о л о ж е н и е о б а ­ з о в ом п р е д п р и я т и я , . в к о т о ­ р ом о б т е к а ем ы е ф о р м у л и ­ р о в к и .зам .е не ны к о н к р е тны м и и я с ны м и : « о б я з а н ы » , « д о л ж ­ н ы » , « и м е ю т п р а в о » . Д е л о ’ р ез ­ к о с т а л о у л у ч ш а т ь с я . И о с о ­ б е н н о т а м , гд е . р у к о в о д и т е л и П Т У не ж д у т , ч т о « П о л о ж е ­ н и е » с р а б о т а е т а в т о м а т и ч е с к и , а с т а в я т в о п р о сы о м а т е р и ­ ал ь н ом о с н ащ е н и и П Т У , . к а к г о в о р и т с я , -р е б .р ом , В б у д ущ е м г о д у мы п р о в е ­ д ем а т т е с т а ц ш о п р о ф т е х у ч и ­ л и щ , п о с т е и е и н о перейд ем н а д о г о в о р н ую с и с т е м у п о д г о т о в ­ к и к в а л и ф и ц и р о в а т ш х р а б о ­ ч и х . Э т о д а с т о с н о в а н и я п о ­ с т а в и т ь б а з о вы е п р е д п р и я т и я п е р ед вы б о р о м : л и б о вы з а б о ­ т и т е с ь , к а к п о л о ж е н о , о б у ч и ­ л ищ е , л и б о о н о б у д е т п е р е ­ д а н о д р у г о м у п р е д п р и я т и ю й б у д е т г о т о в и т ь к ад ры д л я н е г о и л и д аж е з а к ры т о . — Сегодня, насколько мне йзвестио, училища страдают от Нехватки кналифниирован- ных мастеров. В новых усло­ виях, когда ПТУ станут гото­ вить .рабочих высокой . квали­ фикации, эта проблема, по всей вероятиости, еще более усугубится. Как вы думаете решать этот вопрос? — В ы х о д , м о ж н о с к а з а т ь , у ж е н ай д е н . В о - п е р в ы х , у м а ­ с т е р а с е го д н я з н а ч и т е л ь н о бол ьш е з а р а б о т н а я п л а т а , чем е !ц е г о д на :чал , ч ! о , к о н е ч н о ж е . п р и в л е ч е т в П Т У и с т и п - иых ум е л ь ц е в , с к .ч о ш щ х к п е д а г о ги ч е с к о й р а б о т е . В о - в т о р ы х , о п р о б и р о в а п а н о в а я с и с т ем а , к о т о р у ю мы н азы в аем «м а с т е р — м а с т е р ­ с к а я » . К а к бы л о р ан ьш е ? Г р у п п а п о р у ч а л а с ь о д н о м у м а ­ с т е р у ( н а более с .чОж ны х п р о ­ ф е с си я х — д в у м ) . П о в е з е т р е ­ б я т а м , в х о р о ш и е р у к и п о п а ­ д у т — х о р о ш и м и с п е ц и а л и - .с т а м н вы й д у т . ’Н е п о в е з е т — ' б у д у т д о б и р а т ь н а п р о и з в о д с т ­ ве ум е н и я (е с т е с т в е н н о , седи н е р а з о ч а р ую т с я п р еж д е в р е ­ м е ни . н ие п е р е о р и е н т и р ую т с я в ж и з н и ) . Т е п е р ь ж е во м н о ­ г и х о т р а с л я х п р и к аж д о й м а ­ с те р с к о й п р е д у с м а т р и в а ю т с я . с п е ц и а л и с ты , асы в с в о ей , п р оф е с с и и , ; к о т о р ы е р а б о т а т ь б у д у т к а к у ч и т е .т я -п р е д м е т ц и - к и с р с в о им и гр уп п ам и - . Г р у п ­ п а м е та .л ли с то в , н а п р и м е р , п од р у к о в о д с т в о м с в о е го м а с т е р а п р о й д е т п о д г о т о в к у , в т о к а р ­ ны х м а с т е р с к и х , ■ф р езер ны х и т а к д ал е е у н ё с к о л ь к н .ч . с п е ­ ц и а л и с т о в вы сш ей , квал .йф и - к а ц й й , ч т о , б е з у с л о в н о , о т р а ­ зи тс я . н а ' к а ч е с т в е ' п в д ,г о т б в к и р е б я т . . В - т р е т ь и х , п е р 'е см а тр и вш о тс я п р оф и л ь и п р о гр а м м ы п о д г о ­ т о в к и й н Ж е н е р о В - п е д а г о Г о в , п е ,р е п о д го т о в к и в с е х р а б о ’т п и - к о в ' си с тем ы . . , — Какие еще задачи встают в процессе перестройки проф­ техобразования? — С е р ь е з н о д ум а е м о , с о ­ в е рш е н с т в о в а н и и у ч е б ны х п р о ­ г р а м м и у ч е б н и к о в : вед ь б ол е е п о л о в и ны у с т а р е л и . И .зд есь н а д о п о д ч е р к н у т ь п р и н ц и п и - а л ь н о в а ж н о е : п р и . т о м м н о г о ­ ч и сл е н н ом ко .чич ес тве у з к 1 « спец и ал ь н о с т е й т р у д н о р а с ^ с ч и т ьш а т ь н а с о зд ани е -для к аж д о й из н и х п о л н о ц е н ны х п р о г р а м м , м е т о д и к , ^ уч е б н и к о в , т е х н и ч е с к и х с ред с тв о б у ч е ­ н и я . С к о р р е к т и р о в а в пе р е ч е н ь п р о ф е с с и й , . мы с ум е ем Н-х о б е с ­ п е чи ть к ом пл е к с н о -м е т о д и ч е ­ с к и . .В р а м к а х м е ж д у п а р о д н о - ■го. :С о т р у д н и ч е с т в а д ум а е м и о с п е ц и а л и з а ц и и и к о о п е р и р о ­ в а н и и - п р о и з в о д с т в а . . . ; Н е м а л о п р о б л ем и в в ос ­ п и т а т е л ь н о й р а б о т е . Е щ е не везде н аш и , п е д а г о г и и с п ол ь ­ з у ю т уч е н и ч е с к о е с а м о у п р а в ­ л е ни е , не и зж и л и з а о р г а н й з о - в а т о с т ь , м е .ч о ч и ую о я е к у и м е н т о р с к и й т о й . Р а б о т а е м н ад с о к р ащ е н и ем - о т ч е т н о с т и , , п е ­ р е см а т р и в а ем с т р у к т у р у у п ­ р а в л е н и я . С л о в о м , п е р е с т р о й ­ к а р а з в о р а ч и в а е т с я п о в с е м , и п р еж д е в с е го с т р а т е ги ч е с к и - в а ж н ы м , ка -пра .алелиям . Б е с ед е в е л а М. ШАНЫГИН.Й, КМК — ДВЕНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКЕ Любовь Задорожная и ее бригада. Кх знают на мно­ гих стройках города, ценят н в родном коллективе. По­ тому что в СУ-7 треста «Жйлстрой» прекрасно знают: там, где работают маляры Задорожной, будет н высо­ кая выработка, и высокое качество. А в самой бригаде говорят так: уж если носим мы звание коллектива комсомолвско -молодежного, то работать плохо просто не имеем права. Фото В. Строкова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz