Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ 16 октября 1986 г. ♦ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЕ,^ КОМСОМОЛЬСКОЕ УСКОРЕНИЕ ♦ Только ли от взрослых — учителей и работников шефству^ющих п^дириятий зависят перемены в школе? Какую лепту в реформу школы могут внести сами ученики? Об этом выпуск- из Усманского района, ко­ торый подготовила наш корр. Е. МИТИНА. От весны до весны Едва снег сошел •— культи­ вация, боронование, потом — сев зерновых, посадка карто- , феля, выращивание рассады овощей; цветов. А зимой --- . ремонт техники. к еще — работа на ферме — самая -серьезная и ответственная, да­ кая, что доярки раз в неделю совершенно спокойно остав­ ляют свои группы коров и уходят на выходной. Может, летом наступает пе­ редышка? Но... Из школьни­ ков в совхозе «Нико.тьскйй» и Еол.хозе «Маяк коммунизма» — 12 штурва.тыш.ч, четыре доярки, трое работа.зи на -АВМ. Например, звейо Олега Репина, в котором три чело­ века, заготовили нынешним летом 670 тонн витаминной муки, а если конкретнее 6 штурвальных, то среди них не бы^ю ни одного отстающе­ го. Мальчишки так и сказали: «Все работали хорошо». Мож- .но еще рассказывать об убор­ ке свеклы, картофеля и так Но по словам самих ребят, «не в этом дело, многие комсомольские организации .щко.т могут похвастать этим же». А дело Вот- в чем. • Прием шестилеток в Ни­ кольской школе планировался аж на 1989 год, то есть совершенно спокойно можно было ждать еще три зимы н три лета, а приняли их вы-, нешпим сентябрем. Зачем ждать, если есть возможность выделить в здании шко.ты помещения д.чя них? Но их надо было, обору­ довать, да еще как! Без игро­ вой комнаты, спальни, уютно­ го'класса для проведения уро­ ков ни одна комиссия не К ОРЗИНОЧКИ, грибки, лапти, , картофе.чины, ежики — такой формы бывают пирожные. И нет, на­ верное, человека, который не пробовал бы их. А вот много ли найдется людей, умеющих печь столь замысловатые кон. дитерские изделия? Ведь даже г 1 ногие хозяйки, уже давно научившиеся готовить вкус­ но, и то, как правило, рецеп­ тов пирожных знают не очень много. А ]^от ребята нз Усмаяской школы-интерната умеют печь и корзиночки, и лапти, и кар­ тофелины, я ежики, и еиге многое-многое другое. Дело в том, что два раза в неделю на ку.хню интернатов­ ской столовой приходит Ека­ терина Фурсова — эколомист комбината общественного пи­ тания, секретарь комсомоль­ ской организации этого пред­ приятия, и учит ребят кон­ дитерскому делу. А оно для нее не просто хобби, Екатери­ на имеет и профессиго-жонди- тера. По этой специальности работала раньше. Впрочем, почему раньше? Судя по тому, как продуманно, интересно она организовала работу кружка, можно ска­ зать, что она и сейчас кон­ дитер. Более шести часов в неде­ лю проводит Екатерина на кухне интернатовской столо­ вой. К ее приходу главный повар берет из кладовой не­ обходимые продукты, которые Екатерина заказывает вара- вее. А раз заранее, значит занимаются юные кондитеры по строго состав.ченному пла­ ну, И поэтому Екатерина Валентиновна никогда не пропускает занятия, несмотря разрешила бы принять в школу шестилеток. Если еще ’ учесть, что все здание школы требовало ремонта, согласи­ тесь, подготовить помещение для столь необычных учеников — дело нелегкое. И все-таки. Слава Седых, секретарь комсомольской ор­ ганизации школы, сказал ди­ ректору; «Можно успеть, Анатолий Андреевич!». И как два самых ответственных че­ ловека за работу в школе, долго обсуждали расстановку сил в летние месяцы. Про помощь хозяйству уже сказали, что же касается- под­ готовки здания школы к нача­ лу нового учебного года, ре­ бята не смогли сами сделать единственное —- красиво рас­ писать стены в игровой ком­ нате. Здесь работал худож-_ пик. ■ * Не нарадуются сейчас, гля­ дя на то, как уютно в школе шестн.теткам. И не жалко тех дней, когда, отработав в поле или на ферме, старшеклассни­ ки спешили в школу, . .где белили, красили, собирали и расставляли . 'изящную, свет­ лую мебель для малышей. Кажется, оборудовали по­ мещения для учеников млад­ ших классов, можно поставить точку. Ни одна»«омиссия к ним претензий не предъявит. - Но иедоволыш сами старшеклас­ сники. ■— Ведь первоклашки . от «нулевиков» не очень отлича- ются,^—сказала недавно Света Мешкова. — Так почему не «одомашнить» иомещение и для ни^? Надо сказать, идею эту дав­ но вынашивал и Анатолий Анг' дреевич Колесников. ■ Вот почему,' как только директор школы заручился поддержкой учеников - комсомольцев, сра­ зу заказал, новый комплект мебели для малышей. — Хорошо получить ее в середине учебного года, — го­ ворит Слава Старых. — Мы бы ее собирали после уро- Приятно было слышать та­ кое, зная, что ребятам опять предстоит работа на ферме, ремонт многочисленной тех­ ники в совхозной мастерской, о чем говорит недавно , при­ нятый договор. Но кто-то сказал: «Времени обычно не хватает на то, что не хочется делать».,. С н а ч а л а школьной ре­ формы у учителей и их учеников появилось много помощников. Возьмем,: к примеру, Излегощенскую школу. Освоение девчонками и мальчишками сельскохозяйст­ венных профессий, поездки в другие города, еаиятяя на спортивно ^ культурном комп­ л е к с е— забота, в первую очередь, их родного хозяйства — колхоза «Наша победа», В каком-нибудь докладе можно про это сказать; «В свяви с реформой увеличилась зона ВЛИЯНИЯ’ на ш.колу». Но ведь правомерен и тУ- кой вопрос: а увеличвдаеь ли зона влияния на ее окружа­ ющих? . И если нет, то выра­ стут ее воспитанники ижди­ венцами, привь^кнувшими только брать. — Ну уж в сельской-то шко­ ле такого быть не может, — возразит кто-то. — Ведь ка­ кую помощь оказывают ребя­ та на фермах и нолях... Все так, И тем не менее... — Помогал колхозу, мы прежде всего делаем ' хорошо себе, — сказал восьмиклас­ сник Сергей Киселев, — вос­ питываем трудолюбие, без которого потом не обойтись. Выходит, колхоз, принимая нашу помощь, помогает ,и нам. А вот как отблагодарить его за это? Уже в то время, пока учишься в школе? Многие комсомольцы-стар­ шеклассники стали ч.ченами агитбригады Излегощенского Дома культуры. Неважно, что ответственный ва коллек­ тив — не из школы, а худо­ жественный руководитель ДК Алексей Александрович Ба- рабйщ.Л Важно то, что ребя­ та всегда вовремя приходят на репетиции и всегда с удо­ вольствием выступают в клубах. На фермах, по.тевых станах. И дело, пожалуй, • не только в безотказности по­ радовать людей, а в том, насколько своими выступле­ ниями ребята помогают сво­ ему хозяйству. Прежде чем написать про­ грамму своей агитбригады, старшеклассники изучили про­ блемы и беды своего хо­ зяйства. Вот почему в , их выступле- ииях — куплеты о лодырях, выпивохах, о неисполнитель­ ных работпиках. Но и о хора-, шем тоже поется и рассказы­ вается, Ни один рекорд жатвы не прошел мимо агит­ бригады, все лучшие доярки были отмечены. юными арти­ стами... В любом сельском районе о каких-либо событиях узнают очень быстро, пусть они со­ вершаются даже в самых , да.чышх селах. Село Излего- ще почти дальше всех от ..Усмапи. И несмотря на это, об агитбригаде этих старше- .классников знают во всем районе. - Вот почему ее все чаше и чаще стали приг.ташать •в другие села. Во-первых, про­ сто нравится программа, во- вторых, для примера другим старщеклассникам. Вдруг кто- то; из ребят таким, же образом вахочет отблагодарить хозяй­ ство за заботу? Д АВАЙТЕ вспомним, ка­ кую электрическую гир­ лянду перед Новым го­ дом мы стараемся купить? Да, да, ту, на. которой 'разиоцвет- иые, яркие: фонарики как. будто, из андерсеновской сказ- . ки. Когда их вешаешь на елку,-, вспоминается и Кей с , Гердой, и стойкий оловянный солдатик, и всевозможные принцы с принцессами. Гля­ дя на них, некоторым хочется и самим . сказку -сочинить. И, конечно, никому в голо­ ву ие придет, что эти гирлян­ ды — все до одной — делают девчонки и мальчишки. Учат- . ся они в третьей УсманскоЙ школе. А работают... Навер­ ное, все-таки на заводе «Ин­ дикатор», потому как товары народного потребления, • то есть гирлянды, включенные в производственный план . этого предприятия, полностью на совести девчонок и мальчи­ шек, а, точнее, учеников 5— 8 -х классов. Но сам цех по изготов.пенню электроцирлянд находится в щко.че, в переоборудованаом зданий теплицы. Что он из ' себя представляет? В нем подсобное помещение, где хранятся детали, из которых Жотите пирожное? гирлянды собираются, ко­ робки, в которые их потом упаковывают и переносят в складское помещение. В са­ мых больших и светлых ком­ натах стоят столы с розетка-, ми. с их помощью проверяет­ ся каждая лампочка, только потом она вкручивается в арматуру. В этот момент ре­ бята сидят за ЭТИ.МИ же столиками, кстати, точно та­ кими же, как в кабинетах школы. Но несмотря на это, впечат- .пение, что ты попал в какой- нибудь кабинет, где, например, изучается физика, не возни­ кает, Потому как в небо.ть- шом вестибюле цеха сразу ви­ дишь стенды с производст­ венными показателями. Ока­ зывается, план предусматри­ вает 25 гирлянд в месяц на одного человека, многие ребя­ та делают 50, Соревнуются 'здесь брига­ дами, то есть классами,:зарп­ лату получают одну на всех, И тратят ее все вместе. Нуж­ ны фломастеры, красивые аль­ бомы, или захотели, наири- мер, в кино сходить, пожа­ луйста, деньги в общей кас­ се. А йедавно на средства, заработанные в это,м цехе, оборудовали кабинет анг­ лийского языка. Он такоА красивый и современный, что ребята с удовольствием пока- на то, что еще три вечера в неделю у нее заняты репети­ циями в хоре. В интернате ее обычно встречают за несколько квар­ талов. Ходит сюда Екатерина Валентиновна всегда с ог­ ромной сумкой.. А в ней —• много-много ее собственных формочек для пирожных и много других разных предме­ тов. Например, когда она при­ шла к ребятам после поездки на XII .Веемирный фестиваль молодежи и /бтудеитов, пока­ зала им фестйва.тБные сувени­ ры. И, конечно, показ этот сопровождался интересным рассказом. А потом вместе с Екатериной Валентиновной ребята разучивали фестиваль­ ные песни. Часто, когда они напекут пирожных и угостят ими ма­ лышей, усаживаются за столы и читают вместе книгу. Ее, конечно, можно и каждому почитать в отдельности. Но когда вмеске — больше воз­ можности поделиться впечат­ лениями. Одна девочка сказала; «Когда я стану взрослой и у меня появится семья, по вече­ рам тоже буду печь пирожные : и вместе со своими детьми чи­ тать книги». Выходит, Екатерина не просто пирожные учит печь, А и воспитывает будущих семьянинов. Именно в ин­ тернате это очень необходи, МО, Недавно ее вопросили орга-' низовать кружок кондитеров в профтехучилище. — Катя, — говорили ей, — тебе сюда и от дома ближе. зывают его гостям, часто при­ езжающим в их школу — по­ смотреть цех по сбору гир­ лянд. — Не было бы цеха — не было ры и такого кабинета,— говорят ребята. А теперь о социалистиче­ ском соревновании. Сказать о том, кто лучше всех работает, трудно, Все до одного класса выполняют и’ перевыполняют норму, за что, кстати, получа-. 'ют денежные премии. Нет та­ кой ■бригады, которая не получала бы пере.ходящнй приз Героя Советского Союза ге­ нерал-лейтенанта Мачина, чья дивизия в годы войны, формировалась в Усмани. Но главное внимание в со­ ревновании — седьмому «А» и седьмому «Б». Несмотря ва то, что. очень дружны между . собой эти. классы, ни одну гирлянду не хотят уступа-р. друг другу. Даже Алеша Демихов. и Коля Хрипунов, отличавшиеся частыми о п о з ^ ^ Даниями на работу, стали п р и ^ к ходит]^ в цех до начала с м е ^ ^ ны. — Можете назвать наши фамилии, — это, наверное, из гордости за то, что побороли в' себе цлохую привычку. А как же обстоит дело с каникулами? Очень просто! - .и в летние месяцы цех рабо­ тал. — Ребята что, нас только позови, — рассуждала Таня Заволоцких, бригадир 7 «А», — Главное Татьяна Павловна — всегда в цехе. Татьяна Павловна Иванова ■— мастер цеха, а до его от­ крытия была освобожденным, . секретарем комсрмольской' организации завода. Именно она много сделала в органи­ зации этого производства, А потом и вовсе перешла в школу. Так где все:таки работает Татьяна Павловна? И на з а ^ ^ воде, и в школе. Па з а в о д ^ В потому, что под ее руковод^^ ством идет производство то­ варов народного потребления «Индикатора», а в школе — она такой же воспитатель, как и учитель... и ребята попонятливей, Но... раздается звонок в ее кабинете. — Екатерина Валентинов­ на, вы к нам придете, — это голос девочки. — Обязательно, — отвечает она. . , Значит как секретарь ко­ митета комсомола комбината общественного питания она кого-то другого послала в училище, а сама, конечно, ос­ талась в интернате.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz