Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
4 • ЛЕНИНЕЦ 14 октября 1986 г. ПО ВОЕМ М еридианам ♦ ♦ СПОРТ. Между США н Западной Европой 10 и дело вспыхива ют острые торговые кон фликты — то «стальная вой на», то «винная», то еще какая-нибудь. И сейчас идет очередная ссора из-за ограничения ввоза американ ской кукурузы, сорго, сои в Испанию и Португалию, всту пивших в «Общий рынок». Ультиматум со стороны СШ.А, резкие ответы европейских политиков, словом,, ««скандал в благородном семействе»... , Внешне не столь шумно, но, по существу, очень серьезно ■ развивается конкуренция и в ! 10 вейших областях созре- .мешшй техники, в том числе авиакосмичеекой. Давно уже прошли времена, когда Сое диненные Штаты были среди капиталистических с т р а н едшгствепным обладателем средств вывода грузов на космические орбиты и неоспо римым лидером в про.язвод- стве искусственных спутников Земля. Спутники европейские страны "де-чают уже давно, а с 1982 г. располагают и соб ственной ракетой - носителем ' «Ариая», созданной под эги дой Европейского космическо го агентства (ЕК.А), объеди няющего 11 стран. Есть у Западной Европы и< свой 1 осмодром, ..расположенный в '■.‘1оу]збу (Французская Гви ана), па севере Южной Аме рики; К экватору он ближе любого космодрома мира, и' это позво.чяет'прн запуске- с наибольшей эффективностью использовать скорость вра щения Земли. Ракета «Арнан» успешно конкурирует с амери канским кораблем многора зового использования «Шатт.т», так как она проще п де шевле, специально разработа на для доставки грузов на геостаншюнарные . орбиты. «Шаттл» на эти .орбиты ле тать не может, й .американцам приходится использовать дб-- Андрей АБДУЛОВ, лауреат Государственнвй премии СССР кандидат технических наук ЕВРОПЕЙСКИЕ {О создании во Франции и Англии косми ческих кораблей многоразового использо вания] _ космические Стартовый вес раз меньше, чем на- пвлнителыше ; буксиры. «Арнан» в 10: у . «Шаттла», а полезная грузка меньше только . в 2—-2,5 раза. Европейцы уже -законтрактовали примерно' 40% намеченных на втору'ю половину 80-х годов запусков коммерческих спутников, н эта доля, видимо, увеляч.ится по крайней мере до' 50% в связи с катастрофой корабля «Чэл;ченджер» и приостанов кой полетов ' американских «челноков». В общем, З а падная Европа довольно проч но -стоит на собственных но гах в области косм$мёской техники и собирается еще больше укрепить своя позиции. В настоящее время активно ра.зрабатываются конструк ции,’ которые должны всту пить в строй в 90-х годах и конкурировать со следующим поколением. американских кораблей. В начале 1985 п на совеща нии министров по науке и технике стран — чл^еиов ЕКА было принято решение о создании новой ракеты-носи теля «Ариангб», которая сможет выводить на низкие орбиты до 15 тонн полезного груза, Там же рассматрива лись два проекта пилотируе мых кораблей мноторазового использования. Один - проект был представжн Францией, другой .— Англией. Французский вариант пре дусматривает разработку ко рабля с условным наименова нием «Гермес», являющего ся миниатюрной ' версией американского «Шаттла». Его стартовый вес примерно в пять раз . меньше. Считая «Шаттл» груз.овяком, фран цузы называют свой «Гермес» космическим такси. Он: дол-- жен выводиться в - космос; ракетой «.Ариан-5», совершать орбитальный полет на низких, околоземных орбитах и , при-' аемляться на космодроме Ко- уроу, используя свои двигате-. ли и планируя. Экипаж «Гер меса» — не. более - четырех космонавтов. Стоимость Этой разработки, по данным. , аме риканской газеты «Уолл стрит джорнел», составляет около 1,6 млрд, долларов. Общие затраты на создание комби- иаци-й «Ариан-5» — «Гермес» оцениваются журналом бри танского общества - межпяа- нетиы.ч сообщений в 4,5 , млрд, долларов. Английское предложение представляется - более реши тельным шагом в развитии конструкций многократно ис пользуемых кораблей. Оно разрабатывается совместно двумя фирмами —- «Бритиш Аэроспейс» и -«Ролле Ройс». Последняя создает оригиналь ный двигатель, являющийся основной т^зюмипкой всего проекта. Новизна этого дви гателя в том, что он мбкет использовать в качестве окис лителя как жидкий кислород и з , баков : космического ко рабля, так и кислород,- возду-. ха, окружающего корабль в П.ЧОТНЫХ слоях атмосферы." Идея такой конструкции йз-- вестпа уже достаточно давно, однако воплотить ее в жизнь до сих пор не удавалось. Фйр- ма* «Ролле Ройс» утверждает, что сумела решить проблему за счет . сочетания удачных 1 | 0 ! 1 структивпых рСшений от дельных уз.чов. Двигатель по-, лучил условное название,, «Своллоу» .(«Глоток»). ■ А весь корабль называется «ХО- ТОЛ^,.Это -т сочетание на чальных - букв англ^ийского выражения «горизонтальный, взлет и приземление». Оспов 1 шя цель, которую ставят перед собой разработ чики, — это удешёвлешж до ставки спутников в космос. При этом имеются в виду не любые спутники, а те, кото- рые составляют основу совре менного к будущего «косми ческого рынка», то есть спут ники связи. По некоторым, оценкам, емкость этого рынка- йа ближайшие 10 лет порядка 150 млрд, долларов. Заметим, кстатл, что Англия занимает по производству спутников связи третье место в мире. Далее предполагается, ' что конструкнйн спутников 90-х годов будут включать авто номные ускорители для подъ-- ема с низких орбят на геоста ционарные. " Следовательно, задача космического корабля —- это доставлять их на низ-’ кие околоземные орбиты, Фирма «Бритиш Аэроспейс» тщательно изучила более 30 различных вариантов и в итоге остановилась на . следу ющем: полностью возвра щаемый и многократно 'ис-' пользуемый . корабль. , . Все, что взлетает ,е Зе.млн, до.тжио вернуться, кроме, конечно, по лезной нагрузки- и топлива. Чтобы упростить -проблемы интеграция. корабля н груза, за один .-рейс решено выво дить только один спутник. ' Масса полезной, нагрузки до 11 тонн. Пребывание на орби те кратковременное. Управле ние кораблем в -основном ав томатическое, . дистанцношше, 1 -ю с возмодшостью . пилоти рования, если это будет,: не обходимо. По габаритны.м раз-- мерам, стартовому весу, со- ,отношению этого веса с весом ..груза корабль сходен со сверхзвуковым пассажирским .чайнером «Конкорд», разра ботанным совместно Англией и Францией в 70-х годах. Кабина с системой управле ния располагается в перед ней части фюзеляжа. За ней отсек с жидким водородом,> занимающий самукУ большую часть объема, корабля. Далее следует отсёк по.тезной на грузки. Его ' поперечное се чение примерно такое же, как у «Шаттла». В задней части фюзеляжа, вблизи центра ■ тяжести корабля, помещен бак с жадкйм кислородом, на- . иболее, тяжелая.: часть всей коис:грукшш, Хвостовой от сек занят ,двигательной уста- нрвкой. .Прц-мёрно - под о.тсё- ком . по.чезпбй нагрузки нахо дится . треугольное крыло, на нем снизу устройство ’д.тя забора . атмосферного воздуха в двигатель. На носу-н. в -хвостовой части пр.едусматри- ваетея : ■небольшое , дополни тельное оперение. Таки.м об разом, «ХО'ГОЛ» сочетает в себе э.тементы как •. коемиче- ■ёкой, так и авиационной тех-, ■Вметать он должен, как , обычный самолет. Правда, не на своем шасся, а со спепи- а.тьной тележки, которая ос танется на . беговой дорожке после отрыва коемодата. Это позволяет- значитедь,но об легчить шасси, так как ; вес машины при посадке .в . пять -раз меньше- стартового. Про бег космолета па старте ср- стааит примерно 2300 м, дли на взлетной ПО.ДОСЫ с уче том торможения тележки — 3000 м.-тДля сокращения раз бега можно установить па тележке допблнптельпые ус- .корнтелй. Взлетев. космолет - будет по.динматься ноД углом око- , ло 24° к горизонту и на высо те 26 км достигнет скорости, в пять раз превышающей ско- ■ рос|ь зв_щ;а. Все это ' время двигатель должен работать нД жидком водороде из бака и кислороде ашосфериого воздуха. Затем в . сильно, разрешенных слоя.х атмос феры машина ’ превращаетея в обычную ракету н по тра- екторкн, приближающейся к вертикальной, разго!!яетс.ч до скорогги 7,9 км/с. В этот момент расстояние до пов.ерх-:. . пости Земли составляет уже 90 км — граница космоса. Двигатель отключается, и космолет по баллистической траектории выходит на око-' . .лоземную орбиту высотой охо- , до 300 км. Мзкси.мальная продолжи- , тельиость полета' на орбите' 50 часов. В нужный момент двигатель включается ■ на торможение, космолет сни жается, входит в атмосферу,и в конечном счете нриземляет- ся, как самолет. Посадочная скорость 1315 км/час, а длина ' тормозного пути по мокрой по лосе 1800 м. Это позволяет .. приземляться на обычные аэро- ' дро.мы, . - Поскольку при в.чоде' в ат мосферу масса ■корабля, при ходящаяся ч!а единицу пло щади е'го поверхности, при мерно вдвое меньше, чем у ■ «Шаттла». температура на грева не столь велпка, и мож- ■ но обойтись мета.мической термозащнтой вместо доро гих и не очень надежных ке- ра.чических -плиток. По расчетам, стоимость ви- вода тонны груза на ни,зкуго ' орбиту с помощью «ХОТОЛа» должна быть .в пять раз мень ше, чем у -«Шаттла», а на геостапциоиарную —; в два ра за. Стоимость разработки оце нивается в 4 млрд. фушгов стерлингов. Срок — ' прибли зительно 10—12 лет. Откуда взять деньги? ЕКА пока этот вопрос отложило,.' П шансов на положительное решение ие так уж много, так как в рамках этой организации на разработке средств доставки грузов в космос традиционно . специализируется Франция, а не Англия, У французов есть свой проект, и они па ' нем настаивают. Да и гарантии по- ложнте.тьяого результата Т05ке, конечно, нет. .Очень болыдгой интерес к этому . проекту проявляют а.мерикаискпе ВВС, имегопше свою программу созданг!я ’ . подобной машины, но не дна- юпше .секрета комбинироваи- иого дв'нгателя. Если «Бритиш Аэроспейс» не получит денег от ЕКА, а британское "Тграви- тельетво ие изыщет возмож ности фипаисировать весь проект, что очень мало ве роятно, фирма собирается об ратиться, к американцам. У них-то денег много. Годовой бюджет ЕКА па 1986 год состзвляет 830 мля. долларов. В СШ.А одно НАСА расхо дует в год 7,9 млрд., долларов, а Пентагон, тратит на косми ческие исследовапия' и разра ботки н того больше — около 9 млрд., в год. Как сложится судьба проекта «ХОТОЛ», по кажет ближайшее будущее. Не ^ исключено, что очередная ин тересная европейская идея ' уплывет, за океа,ч, к конку рентам. 1АПН), Есть мастерский Не так давно ■звание . мастера спорта СССР- п о . шахматам при своено Владимиру Харламову — ассистенту кафедры математики политехнического института. Хар ламов — первый мастер спорта по шахматам в нашей области. Звание присвоено за успешное выступление, в финале чемпионата России. В. ВАВИЛОВ. юные борцы в спецнализировапном зале борьбы завода «Свободный сокол» проходило открытое первенство детско-юношеской спортивной шко лы М 6 ‘ спортклуба -«Нрво.чнпещг» по кл-^сснчесЕой борьбе среди юношей. ■ В соревнованиях приняли учас тие около ■ 200 -мальчишек ДЮСШ -6 и 40 борцов завода «Свободный сокол». Отрадно от метить, что впервые на .этих со ревнованиях участвовали маль чишки из клуба «Юный бога тырь», который был недавно от- 1 фыт на базе Липецкой средней школы Фа 21. Правда, они не за няли .3 командном зачете призо вого места, но показали хорошую борьбу, а в весовой категории до 58 кг Евгений Ренев стал чемпи оном. , ■ . Чемпионами' школы в своих ве совых категориях стали:' Василий Сарычев, Владимир Некрасов, Виктор Григоров. Юрий Шкарин (все—-Дворец спорта «Звездный»), Сергей Бутаков (СШ Л'ё 4), Са ша Аверьянов. (завод «Свободный сокол») и другие. В оощекомандио.м зачете побе дили борды Дворца спорта «Звезд ный». Они набрали 211 очков, (ет.. тренер' А. В. Галушкин), на- вто- ро.м месте — борцы завода «Сво бодный сокол» --- 143 , очка (ст. тренер _В, В. Маликов), да -треть ем — мальчишки из, школы-ин- териата .МЫ (тренер Г. А. Зама- раев) — 100 очков. Эти соревнования стали репе тицией к предстоящему ‘ турниру городов СССР " пО классической борьбе, который пройдет в Ли пецке с 23 по 26 октября. Е . ЗАЙЦЕВ, главный секретарь сорёвив- ванйй, судья ^спубликансквй категории. I ДК профсоюзов Редакция газеты «Ленинец», городской комитет ВЛКСМ 15 ок тября 1 !роводят встречу с читате лями, в которой примет участив Дйпло.мант ХП Всемирного фести валя молодеяпг и студентов мим. А.чександр Андреев. Языком мимики и жеста в му зыкальном моноспектакле . «Я — человек!» артист расскажет о жгу чих проблемах современности. ,Ну а потом МИМ'станет участ ником интересного, острого диало га, объединенного темой «Твой нравственный выбор». Начало 15 октября в 15 часов. До встречи в ДК профсоюзов. За редактора В. КУРГАННИКОВ ГвТсшю^ т Е а н в р а х 14—15 ОКТЯБРЯ -аКОСМОС» . П р в к лю ч е я и я А ли - Б абы и сор о ка р а зб о й ин к о в (2 с е рия) - П.ОО, 14.30. :1?.20 20.Ш «ВИННИЦА » . М о я А и ^ с а — 14.30 Н еж н о с т ь — 13:30. Л у и з и а н а {2 с е - рии ), .д е т и д о 16 л е т н е д о п у с к а ю тся ) ~ 10.00, 16.30, 19.30. М а лы й з а л . !4 о к т я б р я . С в ой ср еди ч уж их , чуя^ой с р ед и с вои х — 19.00, 21-00, 15 о к т я б р я . Н е о к о н ч е я в а я п ье са д л я м ех а н и ч е с к о г о он аи в н о .— 19.00, 21.00 Д е т с ки й з а л , Г у л ли в ер в с тр а - -не в е л и к ан о в — П.ОО, 13.00, 15.00, «ОКТЯБРЬ» . П и о н е р ски й ки в о т е - а т р «А н тош ка» — О п а с н о д л я ж и з ни — 15.00. С о с е д а - (дети д о 16 лет н е д о п у ск аю т с я ) — 9.00. 11.00. 13.00, 17.00 19.00, 20.50 (удлиненный) «ЗАРЯ». Ж ен и х и — 51.00, 12.40, т 1 е 6 р .2 а 0 - / 20 .00 , (удлиненный):. Д в а м уш к е — 10.50. 14.30, 18.10.- М а лШ з а л . 14 о к т я б р я — П л охой , х о рош ий ч е л о в е к — 16.00, 18,20. 20.20. 15 о к т я б р я . Война п о д крыш ам и — 16.00, 18.20. 20 ,20, «СПУТНИК». Т ам н а н ев едо вш х д о р о ж к а х — 9.00. М о я лю бо в ь н а тр ет ь ем к у р с е -г- 10.30. С тр е лы Р о бин Гуда — 12.10 14.50, 16.30. 18.10 (уд.Аиневный), 20.30 (удлиненный ). «МЕТАЛЛУРГ». 14 о к т я б р я . И в ан В а силь евич м ен я е т , п р оф е с сию — 9.00 13.00. 17.00, 18.40 {уд-лниенный), 20,40. З л о в р е д в о е в о с к р е с ё я ь е — 11:90. П е с Б а р б о с ■ н еобы чны й к р о с с — 1э;0О. адрес: ГСП, 398055, г, Липецк, улица Московская, 83. редактора — 25 01-76; ответсгвениого секрета ря и отдела спорта — 25-01-45; отдела комсомоль ской жишн — 25-01-42; отдела коммунистиче ского восовтания — 25 01-78; отдела учащейся молодежи — 25^0157 ; отде-ча вясе.м — '25 01-05; ТЕЛЕФ ^Ы фотокорреспондента — 25-01-87. Типография «Ленинское знамя», Липецк, улица Московская, 83:: Тираж 44500 Печать высокая. Индекс 52600. Объем 4 п, л-__ АЭ 63553 Зак. АУ5517.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz