Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
4 октября л 986 г; Л Е Н ИН Е Ц .0 ! ♦ ЗАВТРА - - ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ ♦ Сердце намять жранит «Дорогая Тамара Васильевна!». Каяедый раз собира.юсь начать с этой строчки так. и ненаписанное по ка письмо. Каждый раз мучает - со весть — опять не выполняю обе щания. Обещания, впрочем, мыслен ного, вслух непроизнесенного, дан ного себе самой после той встречи с первой учительницей. Весенний день ласково улыбался. Май близился к концу, и старинный городок на Псковщине, многие улоч ки которого узнают по шагам меня ■ с детства, щедро .заливало . яркое со.шще. Заходить в школу, в общем,- не собиралась: слишком нереальным казалось в это время застать кого- то в ставших вдруг душньши и тес- - ными классах. Только неясная на дежда ластавила перешагнуть Знако мый, истертый - множеством детских туфелек и ботинок порог. — Тамара Васильевна? — дело вито переспроси .1 пухлый к арапу з ., — Обедать пошла. Я сейчас, быст ро... . И унесся, смешно топая по. досча- тому полу длинного коридора. Не сколько свободных минут оставалось на .воспоминания. ...В первый класс меня собирали ■коллекпшно — -всем небо,льшим двухэтажным домом с четырьмя., тесными коммуналками. Обрывали каждый по цветку с собственных клумб, и букет, по.чучившийся боль шим и ярким, ста.ч предметом общей гордости. Тем сильнее, было разочарование: у входа в школу,, улыбаясь всем сра зу, она обеими руками едва удер живала охапку благоухающего раз ноцветья. Первые прйдничные дни см ен и л и с ь б у д н и ч н о й чередой уро ков . и перемен. Вслед .за умелой, уверенной рукой писали мы в своих тетрадках корявые поначалу крючки и кружочки, вместе с ней радовались первому прочитанному вслух слову. Учили сь . считатй, петь и рисовать, учились жить. В четвертом 'Классе перед тем, как расстаться с нами, она коротко по стриглась. Вошла в класс .похоро шевшая, немного смущенная. С тех пор прошло _много лет, а я до сих пор вижу ее ' прежней: стройной, го-, лубоглазой с толстой косой, обви той вокруг головы Р 5 ЮОЙ короной. ..Тамара Васильевна торопливо поднималась по лестнице, а я ни как не могла оторваться от подокон ника, шагнуть навстречу. «Что случи лось, девочка?» — спросила тревож но таким родным, полуза.бытым го лосом. . А потом мы сидели в тихом клас се, и, вглядываясь в постаревшие фо тографии, вспоминали вместе. — .Знаешь, Миша после армии в школу прямо в. десантной форме явился. Ребята рты пораскрывалв. Я сама ахнула: подтянутый, красивый. — А 'э т о вот у Тани на свадьбе, народу, много, я сама. себя , не сразу на фотографии нахожу. Таня-Танечка, отличница, весе л ая хохотушка, виновато вздыхала в телефонную трубку: «Представляешь, замоталась совсем, да что, не доду малась как-то пригласить Тамару Васильевну. Когда в ЗАГСе ее с цветами хшидела, . обрадовалась очень, потом стыдно было. Себя ру-- гала долго, обещала заходить поча ще. Теперь с дочкой хлопот полно— все не собер 5 юь никак...». Научитесь летать! «Ребенок живет ожидани ем полета. Он — выдумщик. Взрослый ходит. Он - умный. Мудрый .тетает». Эти слова из книги писателя Михаила Ан чарова возьму эпиграфом к рассказу о необычном, уроке --В пятом «В.» 44-й • .школы Липецка. ...Сорок пять минут сказкн- всерьез. — Мы улетаем далеко-да леко. Запишите' тему. И по думайте, как . Иазовем косми ческую станцию, — сказала ребятам учительница . А.чек- саидра Ивановна Борисова. В 44-й школе ока преподает литературу и русский язык вот уже 18 лет., — Придумал! Станция НУЛФ: надо .учить ’ лентяев фразеологизмам, — бросает кто-то из экипажа. 15 минут экипаж. . готовится к полету: надо прочитать параграф в учебнике. — Чем тяже.тее рюкзак, тем. легче в полете. Все наоборот, — смеется Александра Ива новна. А ракета иазывается 'очень ., смешно: «Неруляка». Еще до урока ее нарисовали ре- . Летн.ад! И придумывайте приключения! Условие: рас-' сказ обязательно , сопровож дается - фразеологизмами. И в этом вся соль урока... Летим в пространстве, во времени. На 300 .чет назад... Встретился знакомый фразе ологизм «бить, баклуши». Когда-то , это воспринималось буквально. Баклушей .. назы- ва. 1 ас,ь деревянная чурка. Колоть (бить) баклуши по ручали старикам и детям — легкая работа! А смысл с го дами почти не изменился. ' О чем 'еще узнал экипаж в полете? А вы спросите игру шечного - слоненка Тимошку! С Тимошкой шепчутся — «советуются», выполняя зада ние у доски. Это игра, ритуал, . ко, оказывается, помогаетТ Еше у Тимошки в ранце есть вопросы (их так и называют: Т«шошкины вопросы) — са мые коварные, А рядом на столе учителя еще и кукла' Синеглазка — ищет ошибки в ответах. И пластмассовая мо.\аатая ро за — переходящий приз, Ои вручается мудрейшему из мудрых среди экипажа. рткуяа все это; выдумка, сказка? После урока А,тексапдра - Ивановна рассказывала: — В дни фестиваля мо,чо- дежн и студентов в Москве кто-то принес в класс плакат, на котором была изображена девочка. Ребята говорят мне; «А у пас сегодня гость!». Я ф а зу и не поняла: какой Как похожи наши оправдания:, де- .ла, семья, дети. У Тамары Василь евны — трое внуков и целый,кдасе по природе своей горластых ,' непо седливых, но замолкающих вмиг при ма.чейшем протестующем жесте -ее руки ребятишек. В сутках, порой, двадцати четырех часов не . хватает, чтобы все успеть. А она бережно хра нит в тоненькой папке каждый по- ■даренный при случае снимок, каж дую написанную второпях открыт ку. Сердцем хранит память о-всех нас. .:.Зашумел па разные, голоса вер нувшийся с прогулки 2-й, «А». . С грохотом задвига.чнсь стулья и пар ты, засвистели в воздухе' туго свер нутые кусочки промокашки. Прой денную нами «програм-му» повторя ют сёгодйя они: курносые мальчиш ки и девчонки. , — Клава. ПОДОЙДИ сюда. Это Ле- ■ны дочь, узнаешь? Те же черты ли ца, характер тот не ... «Дорогая Тамара Васильевна! — в конце концов напишу я когда-ни будь на чистом листе почтовой бу маги. — Спасибо Вам за Вашу па мять. Простите нам нашу «забывчи вость». И . Д О Б Р О В О Л Ь С К А Я . такой гость? И тут увидела этот- плакат, .эту девочку. И предложила ребятам-: пусть она станет нашим гидом, «по ведет» по Москве. Как удач но: в те дни мпе подарилп фотоальбом — «Московский Кремль»; И путешествие полу чилось! Так мы и начали «ле тать». А потом принесли вот этого слоиеика Тимошку. И у меня родилась еще одна идея. Тимошка станет членом нашего- экипажа в «страну знаний». А после первого по лета па уроке у Тимошки по явились друзья. Ну, !!апри- мер, пантера ее сделали из поролона; Оиа смотрит за особо шумливыми. А «летаем» уже второй учеб ный год. Осенью, думалось, встречу ребят повзрослевших и им будет неиитереспо «ле тать». И вдруг... Первого сен тября кто-то (мы назвали его Невидимкой) оставил у меня на столе колосок, перевязан ный .чепточкой. «Будет при зом», — приложил невидимка записку. Я только всплеснула руками. Однажды , колосок' ' приго дился; вручила его ученику,' сказала:. «Ты - - директор эле ватора». Й так непринужден но завязался разговор с ре бятами о хлебе. Существенпейший, по-моему, момент: все исходит из при думок ребят, а учитель — ■тоцман. Он улавливает «фар ватер», наполняет сказку со держанием. — Безусловно, это интерес но. Вы учитываете особенно сти воз'растного периода. Но ., Не мешает ли сказка главной задаче урока: познанию, — сцрашивалп ее не ра'з. ■ Что тут ответите? А если нет тяги к познанию? Если ученик «спит»? Аудиторный тон . разговора с пятиклассни ками?.. Да полноте вам! — Знаешь, тебе удалось ц,зменнть их... глаза, — говорят- ей коллеги. Не узнаем ребят... Ну, а по насыщенности ин формацией, . кстати, урок Александры Ивановны даст фору «классическому». 6 ее уроках особое, ■эмоционально окрашенное , познание. Зпа- иия западают в долговре-. меипу.ю память, а не до пер вого экзамена. ^ Вы еще 'не научились «ле-' тать»? Ю. БЕРЕЖНОЙ. Фото в. Строкова. 3 НЕШГдианам К араван мира выш ел в путь БУДАПЕШТ, 1 октября. Корр. ТАСС Александр Мель ников передает: под звуки «Гимна демократической мо лодежи» сегодня на -горе Гел- .черт в Будапеште отправился в 'путь молодежный Караьан мира. Его участники -^ послан-, цы молодежи из 16 стран ,Ев^ ропы, Б.чишнего Востока и Аф рики, в том числе — Советско го Союза, возложили венки к монументу Освобождения, поч тив память советских - воинов, павших за свободу- и независи мость Венгрии. ■ На состояв шемся затем массовом ми тинге юноши и девушки выра зили решимость выполнить на каз молодежи планеты, прило жить все силы во имя укреп ления мира, предотвращения 'военной угрозы. ' _ Минувшие дни надолго оста нутся в памяти 5 шастников мо лодежного Каравана мира. . Они встретились с руково дителями венгерского движения сторонников мира, приняли участие в митингах и манифе стациях, выступили с зажига тельными песнями и танцами на улицах и площадях древне го города на Дунае., Програ.мма пребывания уча стников Каравава мира в Венгрии завершилась. Теперь их , путь лежит в столицу Да нии; где состоится Всемирный конгресс.' ’посвященный. Между народному году мира. На веем е!'о протяжении в течение трёх педель пройдут встречи с мо лодежью ряда европейских стран. В - программу входит также посещение участниками Каравана предприятий, учеб ных заведений, знакомство с историческими и культурными памятниками. Во всех странах, через которые проходи'г марш рут Каравана' мира, будет про водиться сбор подписей в под держку советского моратория на ядерные взрывы, за мир, против угрозы ядерной войны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz