Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
2 октября 1986 г. ВНЙМАЙИЕ: ^НОВИНКА ЛЕНИНЕЦ • Я Г д е о ' | ^ д о ж н ^ ь н а п е р е м е н е ? Известно, учитель во’ время рабочего дня испытывает стрессовйе ощущения, над атим стоит -задуматься. В 14-й школе Липецка вот уже. третий год проводят ин тересный ‘эксперимент. . ' -На шли в школе свободную ком^ нату, поставили в ней мягкие удобные кресла, украсили сте- . ны репродукциями картин, а посреди '.комнаты на столике - водрузили самовар. И . так появилась в школе вторая учительская — комната пси хологической разгрузки. Возможно, для кого-то оче видна польза комнат психо логической разгрузки , (об этом пишут газеты и именно из них почерпнули идею •педагоги 14-й школы). Но только со временем выросло убеждение: да, отношения в кадлективе стали мяп;е. сдержаннее, исчезли кон фликты, так (жазать, ■ .«без особого- повода». Бесспорно, комната пси- , хологичЕСКой разгрузки, са ма ее обстановка расположи-' ла к доверительному спо койному общению; Совсем- скоро «комната с самоваром» станет, еще и музыкальной. Для нее : при обретен стереопроигрыва тель, ну . а 'пластинки..! Они подбираются, в псушом согла сии* Со вкусами и темпева,чен- А в заключение Iдобавлю) в Липецке в .школах'пока недо статочно торопятся, следо вать интересному 'экспери менту (который теперь уже смело можно назвать ..успеш ным) педагогов четырнадца той. И. ПОЛУЯНОВ. Последние цветы ос^и Фото А. Щурова. ВУЗ и АБИТУРИЕНТ Всем вззестно, что в нынешнем году высшие учебные " заведения- всту пительные экзамены провздияи по новым правилам. И учителя, и выпускни ки, и прспс.даватели икститут.ов очень положительно отнеслись к идее проф- ориентациоикого собеседования. Оно должно было помочь отобрать абиту риентов, не только хорошо знающих профилирующие дисциплины, а и соз нательно выбравших ту нли иную сгееакалыюсть. Что получилось? Что огор'ш.40? И что необходимо сделать в условиях ка шей области, чтобы этот способ отбора студентов в вуз стал безошибочным, заявил о себе как о серьезном, ответстаанном этапе при испытаниях абиту-. риеитов? Мнение первое в . А. Черный, ответственный секре тарь приемной комиссии Липецкого по литехнического икститута, кандидат технических наук: — То, что отбор в студенты в ны нешнем году более объективный, чем во все предыд.ушше годы, — безуслов но, Шконец-то у нас появилась воз можность поощрить ба.тлами тех аби туриентов, кото!рые пришли к нам осоз- иаино, и, г.тавноеу--уже немало сде.тав для освоения избранной специаль ности. С удовольствием позиако\шлись, например, с Дмитрием Семиколеновым — участником всеаоз:иожных конкур сов юны;г техников, о чем свидете.ть- ствовала целая папка грамот и дипло мов в его личном деле; Ца собеседо- ■вании этот абитуриент пй.лучил два ба.пла. А вот Игорю Ко.пом'енцеву за то, что он награжден медалью ВДНХ,. . поставили максимальную оценку. Не- воз.можио, конечно, перечислить всех, кто- порадовал нас еще до начала эк заменов по предметам, в том числе, ко нечно, и воспитанники школы «Юный инженер» - при нашем институте. Нынешние вступительные экза.ме 1 Ш утвердили нас в мысли о создании и заочной школы ■— для того, чтобы дать возможность заииматьея у пас стар шеклассникам сельских школ и других гаподов нашей области. Почему отбор в студенты в нынеш нем году все-таки более объективный, я не абсолютно объективный? К сожа- . лению, нашлись такие абитуриенты, кто использовал собеседование как лазейку для получения допол.цителышх баллов. Каким образом? Например, перед на чалом экзаменов второго потока на стрЛтельном факультете сюда подали документы несколько человек, которые пришли к цам после неудачи, в педин ституте. Узнав о том, что через несколько дней счастья можно попытать в поли техе, они съездили к себе домой, то есть в хозяйства, где работают их ро дители, и там быстро написали им направление на учебу в наш вуз. . А инструкция, спущенная сверху, обязы вает абитуриенту, пришедшему с таким документо.м, поставить определенное количество баллов... . И, к сожалению, мы не могжц отме-. тить на собеседовании многих тех, кто пришел к нам с искренним желанием. У кого-то, например, и мать, н отец, и многие другие родственники — строи тели, и чувствуется, что проблема про должения династии уже -давно* обсуж дена, но у сына или дочери нет соот ветствующего документа об увлечении именно строительной’ профессией. По тому как учились они в школе, где базовое предприятие, допустим, труб ный завод. А здесь старшеклассников ■ обучают совсем другим специа.тьностя.м. Бот почему, мне ка:кется, наступила пора подумать и над тем, чтобы не то.аько хозяйства давали направ.тения на учебу, но и промышленные предпри ятия, строительные организации. Мнение второе и . и . Виноградов, преподаватель межшкольного учсбио-производствен- вого комбината Советского района: ■— Да, в связи с новыми условиями П|риема в вузы, надо Серьезно подумать, как помочь вкпуекпикам школ подго товиться к успеху на’ всгу’пительных экзаменах. Лично я настаиваю на та кой системе трудового обучения, орга низация которой должна полностью осуществляться межшкольцым учебным провзводствекпым комбинатом. Несмотря па то, что в связи со школьной реформой паши предприятия и учреждения со всей серьезностью от неслись к пронзво.л.ителыюму . труду старшеклассников, мне кажется, мы уже допустили ошибки. Во-первых, в ’ школе, у когоррй даже несколько ;ба зовых’ предприятий, у ребят все равно , небольшой выбор сиециальнЬстей. До пустим, кто-то из старшеклассников уже загорелся .мечтой посвятить свою жизнь электронике,, а ще:))ствующсе предприятие его шко.пы, допустим, обувная' фабрика, и на пей ребята учат ся пошиву обуви. Й, наоборот, в дру гой школе, где шеф — предприятие с электрошю-вычислителышм. центром,, есть желающие стать модельерами обу ви. Как тут быть? Как 1 ш странно, вернуться к недавно забытому старому, то есть дать воз можность школьникам учиться на' учебио-пройзводственном комбинате четыре года, а и% только в 7—8 клас сах., как это стало сейчас, в услови ях школьной реформы. Почему' я настаиваю на этом? Дело в том, что сначала, на протяжении двух, лет дети обучаются одной спе циальности на комбинате, потом, когда :стаповяТся девятиклассниками, трудо вое обучение продолжается на про мышленном предприятии, где им, как правило, пред.чагают профессию уже другую и очень часто не ту, которая - смогла *бы связать их е будуишм. И хорошо, если предприятие в 'силу своей специфики способно организо вать цех д.тя старшек-пассннков, — там, ■ где есть стано'/иики, швеи. Ну, а как быть, допустим, с электриками, кото рые не могут работать на одном мес те все вместе, да и за которыми ну жен особо внимательный глаз? Чего гре.ха таить, бывают - случав, когда старшеклассники на предприятии — иаблюлателн. То наставник работает »а сде1ьщине, ■— еМу не децводшефио- го, то наступает авральная ситуация— ему тоже не до обучения, а- то и характер рдботы не позволяет допус тить до нее необ 5 *ченного, неопытного человека. , А вот если прежде, чем прийти на , производственную практику, ребята прослушали бы курс теории на межшкольном комбинате и .только после этого вместе; со своим препода вателем пошли бы На, те же рабочие места старшеклассников,. которые уЖе организованы, пользы,' несомненно; бы ло бы больше. » В обнтем, в результате получается та же цепочка: школа — межшкольный учебно-производственный комбинат — промышленное предприятие. - Только основная ртветственяость ложится на комбинат '— он главное, связуютцее звено этой системы. Более того, считаю ■целесообразным перенять московский опыт. Там на по добных комбинатах на каждого учаще гося заведена карточка. В ней фиксиру- • ются посещение занятий, результаты за нятий По теории, производственного задания на предприятии., Ведь свиде тельство о профессии далеко не все может рассказать' о его обладателе, та к а я ' карточка •— гораздо больше, И если она приложитря к личному делу абитуриента в ',вуз, профориентацион ной комиссия гораздо легче будет ре шить — отметить или нет того или иного студента пц собесе'довании. Мнение третье А. С. Сальников, директор Липецкой городской станции юных техников;. ■— Ныиеишяя система обучения ,в школе .построена таким ■образом, . что Ни один ученик но у. ходит из нее без специа.!|ь.прети. Даже еслц мы до иде ального отрегулируем трудовое обуче ние, при котором каждый старшеняас- спик может получить только ту про фессию, которая’ его интересует,' все равно заслуга в этом самого школьни ка будет небольшая. А мы-то говорим о том, что профориентационная комис сия в вузе, в первую очередь, должна отмечать абитуриентов за их личные заслуги. Вот почему я считаю непра вильным, если, допустим,' выпускник школы, который решил -.заняться элект роникой, получил дополнительные бал лы за то, что в его личном деле — удостоверение оператора ЭВМ, На него он учился, не затрагивая на это до- ■полнительного времени. Эта учебд пре дусмотрена школьной программой. А вот когда школьник многие дни недели проводит на станции юных тех ников. натуралистов, в Доме пионеров. То здесь совершенно явны признаки и трудолюбия, II увлеченности, и желания ;стать Хопоши.м. специалистом в буду щем. Пусть не все получат медали и дипломы на выставках и на конкур сах, все знают, что в подобных меро приятиях при.зовых мест немного. Но ведь у нас есть способ отметить ребят характеристиками, которые , оня отнесут в вуз. , С удовольствием сообщаю о том, что цесколько выпускников нашей етанцин — и те, кто имел медали ВДНХ, и просто Хорошие характеристики, ус пешно сдали экзамены* в вузы страны, где на ребят обратили вщшание пото му, что они на протяжении нескольких лет занимались на станции юных тех ников. К чему мой призыв? Еше более серь езно отнестись к тем внешкольным уч реждениям, которые способны воспитать творческое отношение к делу, которое ребята выбрали еще в детстве. Вот почему в каждо,ч районе необ ходима станция юных техников, вот почем-у необходимо в обещанные сроки * построить Дворец пионеров, 'где(.мож но будет', открыть Малую академию на ук ■— по примеру многих городов. Вот почему мне хочется выразить особую благодарность нашему политехническо му за то, что он неформально начал заниматься и со школьниками. Мнение четвертое о . Н. Кислая, директор Липецкого городского Дона пионеров: — . Еще с самого’ начала обсуждения школьной реформы много, очень много го ворили об особом отборе в педагогиче ские вузы и учи.чища.^.И ученые-педа гоги, и школьные учителя, и даже са ми школьники, которые нередко стра дают от того, что учить их пришли люди, случайно выбравшие столь от ветственное дело, ратовали за созда ние педагогических, классов, школ юных педагогов. Липецкое гороно всерьез-отнеслось к ЭТОЙ идее, в на базе того же меж- шкапьного ущебно-цроизводствеиного комбината организовало педагогиче ский класс. . Большинство ребят, окончивших его, в нынешнем году, проявили истинные Качества будущих воспитателей детей. Они е удовольствием посещали занятия по теории педагогики, пионерской ра боты. Это помогло быть им в центре общественной работы в' школе, где они учились, их с удовольствием пригла^ шали в пионерские лагеря — помощ никами отрядных вожатых. Во. многом благодаря им интересно прошли н ‘ во- жатскне сборы студентов педагогиче ских училищ и институтов перед их отправкой в пионерские лагеря. Мно гие будущие учителя просто поража лись их знанию пиоцерских форм р.а- И вы думаете, многие из них посту пили в пединституты? . Ничего подоб ного. Ни в .Липецком, ни в Елецком вузах не обратили внимание на то, что эти ребята на протяжении Нескольких лет очень серьезно готовились к своей бу дущей работе. И в приемных комисси ях даже Не посчитали нужным внести . в перечень документов направлеиня облоно и обкома комсомола. Конечно, человек, мечтающий посвя тить себя школе, рано или поздно придет в нее обязательно. Но вопрос в том, СКОЛЬКО случайных людей при шли на их место в педагогический Вуз? В заключение — еше о тех ребятах, за которых мне, как их преподавате лю, как просто педагогу, очень обид но. Шестнадцать человек из них уже успешно работают старшими вожаты ми в школах, трое — руководят в на шем Доме пионеров кружками. Я, как его д»я>ектор, сама предложила им ра боту. И вы знаете, с их приходом у нас стало еше интереснее... Е. МИТИНА, наш корр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz