Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

2 октября 1986 г. ВНЙМАЙИЕ: ^НОВИНКА ЛЕНИНЕЦ • Я Г д е о ' | ^ д о ж н ^ ь н а п е р е м е н е ? Известно, учитель во’ время рабочего дня испытывает стрессовйе ощущения, над атим стоит -задуматься. В 14-й школе Липецка вот уже. третий год проводят ин­ тересный ‘эксперимент. . ' -На­ шли в школе свободную ком^ нату, поставили в ней мягкие удобные кресла, украсили сте- . ны репродукциями картин, а посреди '.комнаты на столике - водрузили самовар. И . так появилась в школе вторая учительская — комната пси­ хологической разгрузки. Возможно, для кого-то оче­ видна польза комнат психо­ логической разгрузки , (об этом пишут газеты и именно из них почерпнули идею •педагоги 14-й школы). Но только со временем выросло убеждение: да, отношения в кадлективе стали мяп;е. сдержаннее, исчезли кон­ фликты, так (жазать, ■ .«без особого- повода». Бесспорно, комната пси- , хологичЕСКой разгрузки, са­ ма ее обстановка расположи-' ла к доверительному спо­ койному общению; Совсем- скоро «комната с самоваром» станет, еще и музыкальной. Для нее : при­ обретен стереопроигрыва­ тель, ну . а 'пластинки..! Они подбираются, в псушом согла­ сии* Со вкусами и темпева,чен- А в заключение Iдобавлю) в Липецке в .школах'пока недо­ статочно торопятся, следо­ вать интересному 'экспери­ менту (который теперь уже смело можно назвать ..успеш­ ным) педагогов четырнадца­ той. И. ПОЛУЯНОВ. Последние цветы ос^и Фото А. Щурова. ВУЗ и АБИТУРИЕНТ Всем вззестно, что в нынешнем году высшие учебные " заведения- всту­ пительные экзамены провздияи по новым правилам. И учителя, и выпускни­ ки, и прспс.даватели икститут.ов очень положительно отнеслись к идее проф- ориентациоикого собеседования. Оно должно было помочь отобрать абиту­ риентов, не только хорошо знающих профилирующие дисциплины, а и соз­ нательно выбравших ту нли иную сгееакалыюсть. Что получилось? Что огор'ш.40? И что необходимо сделать в условиях ка­ шей области, чтобы этот способ отбора студентов в вуз стал безошибочным, заявил о себе как о серьезном, ответстаанном этапе при испытаниях абиту-. риеитов? Мнение первое в . А. Черный, ответственный секре­ тарь приемной комиссии Липецкого по­ литехнического икститута, кандидат технических наук: — То, что отбор в студенты в ны­ нешнем году более объективный, чем во все предыд.ушше годы, — безуслов­ но, Шконец-то у нас появилась воз­ можность поощрить ба.тлами тех аби­ туриентов, кото!рые пришли к нам осоз- иаино, и, г.тавноеу--уже немало сде.тав для освоения избранной специаль­ ности. С удовольствием позиако\шлись, например, с Дмитрием Семиколеновым — участником всеаоз:иожных конкур­ сов юны;г техников, о чем свидете.ть- ствовала целая папка грамот и дипло­ мов в его личном деле; Ца собеседо- ■вании этот абитуриент пй.лучил два ба.пла. А вот Игорю Ко.пом'енцеву за то, что он награжден медалью ВДНХ,. . поставили максимальную оценку. Не- воз.можио, конечно, перечислить всех, кто- порадовал нас еще до начала эк­ заменов по предметам, в том числе, ко­ нечно, и воспитанники школы «Юный инженер» - при нашем институте. Нынешние вступительные экза.ме 1 Ш утвердили нас в мысли о создании и заочной школы ■— для того, чтобы дать возможность заииматьея у пас стар­ шеклассникам сельских школ и других гаподов нашей области. Почему отбор в студенты в нынеш­ нем году все-таки более объективный, я не абсолютно объективный? К сожа- . лению, нашлись такие абитуриенты, кто использовал собеседование как лазейку для получения допол.цителышх баллов. Каким образом? Например, перед на­ чалом экзаменов второго потока на стрЛтельном факультете сюда подали документы несколько человек, которые пришли к цам после неудачи, в педин­ ституте. Узнав о том, что через несколько дней счастья можно попытать в поли­ техе, они съездили к себе домой, то есть в хозяйства, где работают их ро­ дители, и там быстро написали им направление на учебу в наш вуз. . А инструкция, спущенная сверху, обязы­ вает абитуриенту, пришедшему с таким документо.м, поставить определенное количество баллов... . И, к сожалению, мы не могжц отме-. тить на собеседовании многих тех, кто пришел к нам с искренним желанием. У кого-то, например, и мать, н отец, и многие другие родственники — строи­ тели, и чувствуется, что проблема про­ должения династии уже -давно* обсуж­ дена, но у сына или дочери нет соот­ ветствующего документа об увлечении именно строительной’ профессией. По­ тому как учились они в школе, где базовое предприятие, допустим, труб­ ный завод. А здесь старшеклассников ■ обучают совсем другим специа.тьностя.м. Бот почему, мне ка:кется, наступила пора подумать и над тем, чтобы не то.аько хозяйства давали направ.тения на учебу, но и промышленные предпри­ ятия, строительные организации. Мнение второе и . и . Виноградов, преподаватель межшкольного учсбио-производствен- вого комбината Советского района: ■— Да, в связи с новыми условиями П|риема в вузы, надо Серьезно подумать, как помочь вкпуекпикам школ подго­ товиться к успеху на’ всгу’пительных экзаменах. Лично я настаиваю на та­ кой системе трудового обучения, орга­ низация которой должна полностью осуществляться межшкольцым учебным провзводствекпым комбинатом. Несмотря па то, что в связи со школьной реформой паши предприятия и учреждения со всей серьезностью от­ неслись к пронзво.л.ителыюму . труду старшеклассников, мне кажется, мы уже допустили ошибки. Во-первых, в ’ школе, у когоррй даже несколько ;ба­ зовых’ предприятий, у ребят все равно , небольшой выбор сиециальнЬстей. До­ пустим, кто-то из старшеклассников уже загорелся .мечтой посвятить свою жизнь электронике,, а ще:))ствующсе предприятие его шко.пы, допустим, обувная' фабрика, и на пей ребята учат­ ся пошиву обуви. Й, наоборот, в дру­ гой школе, где шеф — предприятие с электрошю-вычислителышм. центром,, есть желающие стать модельерами обу­ ви. Как тут быть? Как 1 ш странно, вернуться к недавно забытому старому, то есть дать воз­ можность школьникам учиться на' учебио-пройзводственном комбинате четыре года, а и% только в 7—8 клас­ сах., как это стало сейчас, в услови­ ях школьной реформы. Почему' я настаиваю на этом? Дело в том, что сначала, на протяжении двух, лет дети обучаются одной спе­ циальности на комбинате, потом, когда :стаповяТся девятиклассниками, трудо­ вое обучение продолжается на про­ мышленном предприятии, где им, как правило, пред.чагают профессию уже другую и очень часто не ту, которая - смогла *бы связать их е будуишм. И хорошо, если предприятие в 'силу своей специфики способно организо­ вать цех д.тя старшек-пассннков, — там, ■ где есть стано'/иики, швеи. Ну, а как быть, допустим, с электриками, кото­ рые не могут работать на одном мес­ те все вместе, да и за которыми ну­ жен особо внимательный глаз? Чего гре.ха таить, бывают - случав, когда старшеклассники на предприятии — иаблюлателн. То наставник работает »а сде1ьщине, ■— еМу не децводшефио- го, то наступает авральная ситуация— ему тоже не до обучения, а- то и характер рдботы не позволяет допус­ тить до нее необ 5 *ченного, неопытного человека. , А вот если прежде, чем прийти на , производственную практику, ребята прослушали бы курс теории на межшкольном комбинате и .только после этого вместе; со своим препода­ вателем пошли бы На, те же рабочие места старшеклассников,. которые уЖе организованы, пользы,' несомненно; бы­ ло бы больше. » В обнтем, в результате получается та же цепочка: школа — межшкольный учебно-производственный комбинат — промышленное предприятие. - Только основная ртветственяость ложится на комбинат '— он главное, связуютцее звено этой системы. Более того, считаю ■целесообразным перенять московский опыт. Там на по­ добных комбинатах на каждого учаще­ гося заведена карточка. В ней фиксиру- • ются посещение занятий, результаты за­ нятий По теории, производственного задания на предприятии., Ведь свиде­ тельство о профессии далеко не все может рассказать' о его обладателе, та­ к а я ' карточка •— гораздо больше, И если она приложитря к личному делу абитуриента в ',вуз, профориентацион­ ной комиссия гораздо легче будет ре­ шить — отметить или нет того или иного студента пц собесе'довании. Мнение третье А. С. Сальников, директор Липецкой городской станции юных техников;. ■— Ныиеишяя система обучения ,в школе .построена таким ■образом, . что Ни один ученик но у. ходит из нее без специа.!|ь.прети. Даже еслц мы до иде­ ального отрегулируем трудовое обуче­ ние, при котором каждый старшеняас- спик может получить только ту про­ фессию, которая’ его интересует,' все равно заслуга в этом самого школьни­ ка будет небольшая. А мы-то говорим о том, что профориентационная комис­ сия в вузе, в первую очередь, должна отмечать абитуриентов за их личные заслуги. Вот почему я считаю непра­ вильным, если, допустим,' выпускник школы, который решил -.заняться элект­ роникой, получил дополнительные бал­ лы за то, что в его личном деле — удостоверение оператора ЭВМ, На него он учился, не затрагивая на это до- ■полнительного времени. Эта учебд пре­ дусмотрена школьной программой. А вот когда школьник многие дни недели проводит на станции юных тех­ ников. натуралистов, в Доме пионеров. То здесь совершенно явны признаки и трудолюбия, II увлеченности, и желания ;стать Хопоши.м. специалистом в буду­ щем. Пусть не все получат медали и дипломы на выставках и на конкур­ сах, все знают, что в подобных меро­ приятиях при.зовых мест немного. Но ведь у нас есть способ отметить ребят характеристиками, которые , оня отнесут в вуз. , С удовольствием сообщаю о том, что цесколько выпускников нашей етанцин — и те, кто имел медали ВДНХ, и просто Хорошие характеристики, ус­ пешно сдали экзамены* в вузы страны, где на ребят обратили вщшание пото­ му, что они на протяжении нескольких лет занимались на станции юных тех­ ников. К чему мой призыв? Еше более серь­ езно отнестись к тем внешкольным уч­ реждениям, которые способны воспитать творческое отношение к делу, которое ребята выбрали еще в детстве. Вот почему в каждо,ч районе необ­ ходима станция юных техников, вот почем-у необходимо в обещанные сроки * построить Дворец пионеров, 'где(.мож­ но будет', открыть Малую академию на­ ук ■— по примеру многих городов. Вот почему мне хочется выразить особую благодарность нашему политехническо­ му за то, что он неформально начал заниматься и со школьниками. Мнение четвертое о . Н. Кислая, директор Липецкого городского Дона пионеров: — . Еще с самого’ начала обсуждения школьной реформы много, очень много го­ ворили об особом отборе в педагогиче­ ские вузы и учи.чища.^.И ученые-педа­ гоги, и школьные учителя, и даже са­ ми школьники, которые нередко стра­ дают от того, что учить их пришли люди, случайно выбравшие столь от­ ветственное дело, ратовали за созда­ ние педагогических, классов, школ юных педагогов. Липецкое гороно всерьез-отнеслось к ЭТОЙ идее, в на базе того же меж- шкапьного ущебно-цроизводствеиного комбината организовало педагогиче­ ский класс. . Большинство ребят, окончивших его, в нынешнем году, проявили истинные Качества будущих воспитателей детей. Они е удовольствием посещали занятия по теории педагогики, пионерской ра­ боты. Это помогло быть им в центре общественной работы в' школе, где они учились, их с удовольствием пригла^ шали в пионерские лагеря — помощ­ никами отрядных вожатых. Во. многом благодаря им интересно прошли н ‘ во- жатскне сборы студентов педагогиче­ ских училищ и институтов перед их отправкой в пионерские лагеря. Мно­ гие будущие учителя просто поража­ лись их знанию пиоцерских форм р.а- И вы думаете, многие из них посту­ пили в пединституты? . Ничего подоб­ ного. Ни в .Липецком, ни в Елецком вузах не обратили внимание на то, что эти ребята на протяжении Нескольких лет очень серьезно готовились к своей бу­ дущей работе. И в приемных комисси­ ях даже Не посчитали нужным внести . в перечень документов направлеиня облоно и обкома комсомола. Конечно, человек, мечтающий посвя­ тить себя школе, рано или поздно придет в нее обязательно. Но вопрос в том, СКОЛЬКО случайных людей при­ шли на их место в педагогический Вуз? В заключение — еше о тех ребятах, за которых мне, как их преподавате­ лю, как просто педагогу, очень обид­ но. Шестнадцать человек из них уже успешно работают старшими вожаты­ ми в школах, трое — руководят в на­ шем Доме пионеров кружками. Я, как его д»я>ектор, сама предложила им ра­ боту. И вы знаете, с их приходом у нас стало еше интереснее... Е. МИТИНА, наш корр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz