Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

23 сентябой 1986 г. ЛЕНИНЕЦ • 8 ЭХО ГАСТРОЛЬНОГО ЛЕТА ТЕАТРУ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ Этим летом творческий коллектив Липецкого драматического театра им. Л. Н. Толстого впервые выступил на дальневосточной земле, в городах Владивостоке и Хабаровске. Зрительское признание, пожалуй, главнее приобретение последних га- ■^тролей. Долго будут вспоминаться встречи с моряками, воинами-погра- ничниками, с сотрудниками газет, тру­ жениками крупных дальневосточных предприятий. Приятно было присталь­ ное внимание телевидения к выступ­ лениям театра, результатом которого стали шесть телевизионных . передач. Кроме того телевидение и радио Хабаровска и Владивостока записали пять наших спектаклей: «Дядя Ваня». A. Чехова, «Последний посетитель» B. Дозорцева, «Триптих для двоих» C. Злотникова, . «Двери 'хлопают» М. Фермо, «Золушка» Е. Шварца. Среди самых памятных встреч есть еще одна: она произошла в один из первых дней гастролей в Хабаровске, когда да кудисы после спектакля «По­ следние» М. Горького пришли три МО­ ЛОДЫХ человека и взволнованно, сбивчи­ во говорили о своих впечатлениях. Они подарили режиссеру-постановщику спектакля В. М. Пахомову розу. Тогда мы не успели познакомиться, но лица их запомнились нам й потом почти ежеве­ черне мы встречали их в зрительном за­ ле. Когда харабовское радио готовило передачу «Чехов на липецкой сцене», оно пригласило принять в ней участие зри­ телей. Среди них были и наши старые знакомые — студенты Хабаровского ме­ дицинского института, участники те­ атральной студии Виталий Журавлев, Павел Литовко и Виталий Набереж- нев .1 Наш разговор вышел далеко за рамки темы,* предложенной радио, мы полагаем, что 'он небезынтересен чита­ телям «Ленинца», среди которых на­ верняка есть постоянные зрители те- Виталий Журавдев: — Сегодня, много спорят о том, какой театр нужен моло-. дежи, и многие сходятся на том, что этой категории зрите-, лей необходим прежде всего театр зрелищный, яркий, броский. Разумеется, когда приходишь в такой театр, п о -■ лучаешь массу положитель­ ных эмоций, этакую зрелищ­ ную встряску, Но ведь' зача­ стую ничего не выносишь для души. Выйдешь из театраль­ ного зала, и' все вдечат.ления из сердца вон... Поэтому, на мой взгляд, во главу угла требовании, предъ­ являемых к современному мо­ лодежному спектаклю, надо _ ставить другие качества.■ По-моему, нам, , молодым, необходим честный спектакль. Виталий Набережнев: — Наше знакомство с Ли- ^лецкнм театром началось второго августа со спектакля по пьесе А. Чехова «Дядя Ва­ ня». Это был ваш втород те- атра.чьный вечер в Хабаров­ ске, но, выступая пер,ед «спек­ таклем, главный режиссер В, М. Пахомов сказал, что этим спектаклем в сущности как бы еще раз открываете, гастрольный месяц. Мы поня­ ли тогда, что -по сути своей этот спектакль • програм­ мный в судьбе театра, и много ждали от него. -Забегая ^ впе­ ред,' скажу однозначно — ' спектакль великолепный. Я бы употребил здесь много.эпи- тетов в превосходной степени и убежден, что .это ке было бы пареоцеакой сдёлапного театром. Думаю, что меня поддержал бы калгд'ый, кто смотрел тот спектащть. Надо было видеть тот в.зволнован- ный зрительный .зал, который долго не отпускал актеров. И мне искренне жаль, что в тот вечер не было аншлага. Ве­ роятно, дефицит интереса к клас<;ике — следствие того, что на протяжении многих лет молодой зритель- приучался к зрелищному, развлекательно­ му, ширпотребно.му. Массовая культура, чего греха таить, за­ глуши.та, перекричала доброе. . вечное искусство. К воспрйя- . тию серьезного сегодняшний молодой 'че.човек не привык, ■ОН не хочет тратить себя.- Не надо быть социологом, чтобы понять, насколько * ни­ зок. подчас уровень зритель­ ских притязаний хотя бы на примере любн.чейщего вида искусств — кино. . ■ И такой театр, как ваш, — . отдушина. Виталий Журавлев:' — Мы видели все спектакли театра,, некоторые из них смотрели ■даже, дважды. Это разные работы, одни понрави­ лись больше, другие меньше, но, по-моему, среди них нет проходных, сделанных с холод­ ным расс 5 'дком и пустой ду­ шой. Бытует, такое выражение: «Пуб.тика ушла спать и забы-.;. ла». А вот ваш спектакль «Последние» М. Горького до сих пор не дает себя забыть. Мы испытали такое потря­ сение на этом спектакле, что и' сейча,с _должны признаться: такого СИ.ЧЫ10ГО, такого проби­ рающего до самых сокровен­ ных уголков души впечатления мы уже многие годы в Хаба­ ровске не ощущали, хотя у нас три .ёвоих теа.тра, да и .гастро­ лями наш город не обижен — это чаще всего прославленные московские коллективы, ' а также театры из столиц со­ юзных республик.' Например, в это гастрольное лето гостями . Хабаровска были Малый те-, атр и драматический театр из Таллина. «Последние» — для менд,, например, явление кеза- уря.дное. Это очень жестокий, * очень современный спектакль, в котором все пррпущен.о че­ рез себя каждым *-из тех, кто в нем участвовал, а от этого на сцене бы.ла такая подлин­ ность, такая правда, такая боль. Мы были ошеломлены, мы, если быть честными до конца, . Не ожидали такого от . вашего театра. К сожалению, у нас не бы­ ло с собой ни одного цветка, . но уйти, не по,дарив цветов потрясшим нас актерам мы не. могли и поэтому, не сговари- . ■ваясь, кинулись на их поис-. . кй, но, увы, был поздний ве­ чер, цветов уже не продавали, и у нас не оставалось друго­ го выхода как обокрасть го­ родскую клумбу на' одну розу. . Мы вернулись в театр; а ар­ тисты. уже уехали, но успели застать режиссера спектакля В. М. Пахомова и вручили ему эту розу. Павел Литовко: — У вас удивительные ак­ теры. Как они умеют рабо- .■ тать: мягко, без нажимов, без громких' сценических эффектов, ничего не навязывая зрителю, и в То же время оказываешь­ ся в полной их власти; Мы , многому хотели бы научиться у- липецких актеров и поэто-. му старались, когда была воз­ можность, сесть' поближе к сцене. И всякий раз, сидя в- перво'м или втором ряду, удив­ лялись, с какой мерой прав­ ды, с какой самоотдачей они играли. Как будто их снима­ ют в кино крупным планом. Я бы.т, этим так удивлен, так подкуплен — ведь все это с четвертого ряда ■не видно и можно ' было бы не выклады­ ваться с такой силой. Навер­ ное, сказать про ваших арти­ стов — С. Погребняк, М. Со­ болева, М. Янко, В. Понома­ рева, Г. Бессчетного, Р. Каре­ ву, К. Шитову, Ю. Шапиро, • КЗ. Ганину — .высокопрофес­ сиональные артисты — это еще ничего не сказать. Тут . ведь не только высокое мас­ терство и опыт, но и редкая, ,к^ сожалению,, в современном театре художническая чест- ■ нсють' Вот этой честности и- хотелось учиться. Виталий Набережнев: Я' согласен с. Павлом, что многие, работы липецких арти­ стов надолго останутся в- на­ шей памяти. Например,.' Нянь­ ка в горьковских «Последних» в исполнении К. Шитовой. В этом спектакле всё без пре­ увеличения' . играют просто прекрасно. Но вот Нянька К.. Шитовой образец того, как ■' из маленькой вроде бы роли 'можно сдёла'гь чистый' брил- .чиант, при-этом не выпячива­ ясь, -Не заслоняя партнёров. Павел Литовко; — Среди актеров особо за: помнившихся нам — С. По- - гребняк. После недельного зцакомства с вашим коллек- ■тивом мы просто ходили в. те­ атр «на Погребняк». За этой актрисой безумно интересно, наблюдать. Почти ежевечерне, она выходила на сцену и вся­ кий раз в новом образе, на­ ходя какие-тд совершенно но­ вые краски. Ее подчас нельзя было узнать, 'напр^ 1 мер, горбу­ нья Любовь -в «Последних» М. Горького, а на следующий день французская актриса в пьесе «Месье А.милькар, или Человек, . который . платит» И, Жамиака. А какая потря­ сающая работа актрисы в «Триптихе для двоих» С. Злот- Иикова, Три судьбы, три со­ вершенно разных че.то'века иг­ рает в этом спектак.тё без ант-" ракта С. Погребняк. Считан­ ные .минуты .даны .ей на пере­ стройку, на пере.ход из о ^ о - . г.б состояния в другое, ко'гр- рое совершается прямо, у всех на т.тазах. Это требует от ис­ полнительницы такой отто­ ченной актерской техники и, проживания' всерьез без наиг­ рыша и обмана, что 'диву да­ ешься, откуда у- актрисы бе­ рутся силы. Виталий Журавлев: — Очень интересно работа­ ет, на мой взгляд. М. Янко, без штамп'бв, выкладываясь . всякий раз до конца.. Мне хочется сказать о всей мужской половине спектакля «Триптих дЛя двоих», о В. По­ номареве, М. Янко и Ю. Ша­ пиро. Работа каждого из них в этом спектакле почти совер­ шенство. Почти, потому что, , конечно, предела совершенст­ вования нет. Словом, приезд Липецкого театра — событие для Хаба­ ровска. .Для театрального Ха­ баровска. Я сделал эту ого- вортсу потому, что ваши спек-' , такли рассчитаны на подго-. "товленного зрителя. Виталий Набережнев: — Мне кажется,- ваш театр, как, мозкёт быть, ни один дру­ гой ИЗ' приезжавших к нам ра-. нее, удачно находит разум­ ный компромисс ’мег^Ду так называемой элитарной’ драма­ тургией и ком.мерческой, серь­ езной и развлекательной. . У , вас тоже есть коммерческие спектакли; как, напрн.м'ё|), «Двери хлопают!» М. Фермо. Наверное, такие спектакли должны быть. Вероятно, это . беда нашего времени, связан­ ная с недостаточной воспи­ танностью чувств целых поко­ лений, но вы удачно пробира­ етесь по этому лабнрин'гу.. Ведь тОт же спектакль «Две­ ри хлопают!» сделан с хоро­ шим вкусом, там есть интерес­ ные актерские работы. Ваш репертуар сразу при­ влекает к себе внимание, он полифоничен. В нем — клас­ сика и острая совре.меиная пьеса, детская драматургия, Виталий Журавлев: , — Прекрасная идея: воспи- 'тывать зрителя с детства.' Я смотрел . вашу «Зо.чушку» Е. Шварца и,- честное слово, получил огромное удовольст­ вие. но совершенно счастлива была, конечно, моя пятилетняя .п.чемянннца. Л^аща. . Мы начали наш разговор с того,, какой театр интересен .молодым, но, я думаю, ^ это несколько искусственное . де­ ление: театр для молодежи, театр для ,тех, кому за 30 и т.- д. Театру покорны все воз-' расты, если, конечно,' театр ин­ тересный, неординарный. М не . кажется, эту свою сверхзада­ чу Липецкий театр выполняет в полном ' объеме. Хочется только пожелать,' чтобы чув­ ство неуспокоенности не остав­ ляло ваш ко.тлектив й продви­ гало его вперед. Беседу записала Г. КОВАЛЕНКО, заведующая литературной частью театра. Ш ш ш & д р у з ь я ижмг® Во время летних каиику'л боль­ шую помощь оказывали учащие­ ся Липецкой 61-й средней школы детской библиотеке,, расположен­ ной в когакате школьника 16 мик­ рорайона. Они ремонтировали книги, участвовали в массовых мероприятиях, утренниках, вик­ торинах. Руководит ими Раиса Никола­ евна Шкарина — опытный библи­ отечный работшк. Ее можно часто видеть в школе, вместе с учителя- ви решает, какую литературу не­ обходимо готовить для учащихся на протяжении всего учебного го­ да. Со своими активистами она посещает на дому ребят, которые не в срок возвращают прочитан­ ные ими книги. Раиса Николаев­ на внимательна и доброжелательна к детям. Дети ей отвечают тем же. Н. КЛОКОВ, НА СНИМКЕ: Р. Н. Шкарина в кругу своих помощников Юли Севастьяник, Ани Чистяковой, Наташи Бураковой, Наташи Куз­ нецовой. Фото автора.. Редактор В. ЗАХАРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz