Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
23 сентябой 1986 г. ЛЕНИНЕЦ • 8 ЭХО ГАСТРОЛЬНОГО ЛЕТА ТЕАТРУ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ Этим летом творческий коллектив Липецкого драматического театра им. Л. Н. Толстого впервые выступил на дальневосточной земле, в городах Владивостоке и Хабаровске. Зрительское признание, пожалуй, главнее приобретение последних га- ■^тролей. Долго будут вспоминаться встречи с моряками, воинами-погра- ничниками, с сотрудниками газет, тру жениками крупных дальневосточных предприятий. Приятно было присталь ное внимание телевидения к выступ лениям театра, результатом которого стали шесть телевизионных . передач. Кроме того телевидение и радио Хабаровска и Владивостока записали пять наших спектаклей: «Дядя Ваня». A. Чехова, «Последний посетитель» B. Дозорцева, «Триптих для двоих» C. Злотникова, . «Двери 'хлопают» М. Фермо, «Золушка» Е. Шварца. Среди самых памятных встреч есть еще одна: она произошла в один из первых дней гастролей в Хабаровске, когда да кудисы после спектакля «По следние» М. Горького пришли три МО ЛОДЫХ человека и взволнованно, сбивчи во говорили о своих впечатлениях. Они подарили режиссеру-постановщику спектакля В. М. Пахомову розу. Тогда мы не успели познакомиться, но лица их запомнились нам й потом почти ежеве черне мы встречали их в зрительном за ле. Когда харабовское радио готовило передачу «Чехов на липецкой сцене», оно пригласило принять в ней участие зри телей. Среди них были и наши старые знакомые — студенты Хабаровского ме дицинского института, участники те атральной студии Виталий Журавлев, Павел Литовко и Виталий Набереж- нев .1 Наш разговор вышел далеко за рамки темы,* предложенной радио, мы полагаем, что 'он небезынтересен чита телям «Ленинца», среди которых на верняка есть постоянные зрители те- Виталий Журавдев: — Сегодня, много спорят о том, какой театр нужен моло-. дежи, и многие сходятся на том, что этой категории зрите-, лей необходим прежде всего театр зрелищный, яркий, броский. Разумеется, когда приходишь в такой театр, п о -■ лучаешь массу положитель ных эмоций, этакую зрелищ ную встряску, Но ведь' зача стую ничего не выносишь для души. Выйдешь из театраль ного зала, и' все вдечат.ления из сердца вон... Поэтому, на мой взгляд, во главу угла требовании, предъ являемых к современному мо лодежному спектаклю, надо _ ставить другие качества.■ По-моему, нам, , молодым, необходим честный спектакль. Виталий Набережнев: — Наше знакомство с Ли- ^лецкнм театром началось второго августа со спектакля по пьесе А. Чехова «Дядя Ва ня». Это был ваш втород те- атра.чьный вечер в Хабаров ске, но, выступая пер,ед «спек таклем, главный режиссер В, М. Пахомов сказал, что этим спектаклем в сущности как бы еще раз открываете, гастрольный месяц. Мы поня ли тогда, что -по сути своей этот спектакль • програм мный в судьбе театра, и много ждали от него. -Забегая ^ впе ред,' скажу однозначно — ' спектакль великолепный. Я бы употребил здесь много.эпи- тетов в превосходной степени и убежден, что .это ке было бы пареоцеакой сдёлапного театром. Думаю, что меня поддержал бы калгд'ый, кто смотрел тот спектащть. Надо было видеть тот в.зволнован- ный зрительный .зал, который долго не отпускал актеров. И мне искренне жаль, что в тот вечер не было аншлага. Ве роятно, дефицит интереса к клас<;ике — следствие того, что на протяжении многих лет молодой зритель- приучался к зрелищному, развлекательно му, ширпотребно.му. Массовая культура, чего греха таить, за глуши.та, перекричала доброе. . вечное искусство. К воспрйя- . тию серьезного сегодняшний молодой 'че.човек не привык, ■ОН не хочет тратить себя.- Не надо быть социологом, чтобы понять, насколько * ни зок. подчас уровень зритель ских притязаний хотя бы на примере любн.чейщего вида искусств — кино. . ■ И такой театр, как ваш, — . отдушина. Виталий Журавлев:' — Мы видели все спектакли театра,, некоторые из них смотрели ■даже, дважды. Это разные работы, одни понрави лись больше, другие меньше, но, по-моему, среди них нет проходных, сделанных с холод ным расс 5 'дком и пустой ду шой. Бытует, такое выражение: «Пуб.тика ушла спать и забы-.;. ла». А вот ваш спектакль «Последние» М. Горького до сих пор не дает себя забыть. Мы испытали такое потря сение на этом спектакле, что и' сейча,с _должны признаться: такого СИ.ЧЫ10ГО, такого проби рающего до самых сокровен ных уголков души впечатления мы уже многие годы в Хаба ровске не ощущали, хотя у нас три .ёвоих теа.тра, да и .гастро лями наш город не обижен — это чаще всего прославленные московские коллективы, ' а также театры из столиц со юзных республик.' Например, в это гастрольное лето гостями . Хабаровска были Малый те-, атр и драматический театр из Таллина. «Последние» — для менд,, например, явление кеза- уря.дное. Это очень жестокий, * очень современный спектакль, в котором все пррпущен.о че рез себя каждым *-из тех, кто в нем участвовал, а от этого на сцене бы.ла такая подлин ность, такая правда, такая боль. Мы были ошеломлены, мы, если быть честными до конца, . Не ожидали такого от . вашего театра. К сожалению, у нас не бы ло с собой ни одного цветка, . но уйти, не по,дарив цветов потрясшим нас актерам мы не. могли и поэтому, не сговари- . ■ваясь, кинулись на их поис-. . кй, но, увы, был поздний ве чер, цветов уже не продавали, и у нас не оставалось друго го выхода как обокрасть го родскую клумбу на' одну розу. . Мы вернулись в театр; а ар тисты. уже уехали, но успели застать режиссера спектакля В. М. Пахомова и вручили ему эту розу. Павел Литовко: — У вас удивительные ак теры. Как они умеют рабо- .■ тать: мягко, без нажимов, без громких' сценических эффектов, ничего не навязывая зрителю, и в То же время оказываешь ся в полной их власти; Мы , многому хотели бы научиться у- липецких актеров и поэто-. му старались, когда была воз можность, сесть' поближе к сцене. И всякий раз, сидя в- перво'м или втором ряду, удив лялись, с какой мерой прав ды, с какой самоотдачей они играли. Как будто их снима ют в кино крупным планом. Я бы.т, этим так удивлен, так подкуплен — ведь все это с четвертого ряда ■не видно и можно ' было бы не выклады ваться с такой силой. Навер ное, сказать про ваших арти стов — С. Погребняк, М. Со болева, М. Янко, В. Понома рева, Г. Бессчетного, Р. Каре ву, К. Шитову, Ю. Шапиро, • КЗ. Ганину — .высокопрофес сиональные артисты — это еще ничего не сказать. Тут . ведь не только высокое мас терство и опыт, но и редкая, ,к^ сожалению,, в современном театре художническая чест- ■ нсють' Вот этой честности и- хотелось учиться. Виталий Набережнев: Я' согласен с. Павлом, что многие, работы липецких арти стов надолго останутся в- на шей памяти. Например,.' Нянь ка в горьковских «Последних» в исполнении К. Шитовой. В этом спектакле всё без пре увеличения' . играют просто прекрасно. Но вот Нянька К.. Шитовой образец того, как ■' из маленькой вроде бы роли 'можно сдёла'гь чистый' брил- .чиант, при-этом не выпячива ясь, -Не заслоняя партнёров. Павел Литовко; — Среди актеров особо за: помнившихся нам — С. По- - гребняк. После недельного зцакомства с вашим коллек- ■тивом мы просто ходили в. те атр «на Погребняк». За этой актрисой безумно интересно, наблюдать. Почти ежевечерне, она выходила на сцену и вся кий раз в новом образе, на ходя какие-тд совершенно но вые краски. Ее подчас нельзя было узнать, 'напр^ 1 мер, горбу нья Любовь -в «Последних» М. Горького, а на следующий день французская актриса в пьесе «Месье А.милькар, или Человек, . который . платит» И, Жамиака. А какая потря сающая работа актрисы в «Триптихе для двоих» С. Злот- Иикова, Три судьбы, три со вершенно разных че.то'века иг рает в этом спектак.тё без ант-" ракта С. Погребняк. Считан ные .минуты .даны .ей на пере стройку, на пере.ход из о ^ о - . г.б состояния в другое, ко'гр- рое совершается прямо, у всех на т.тазах. Это требует от ис полнительницы такой отто ченной актерской техники и, проживания' всерьез без наиг рыша и обмана, что 'диву да ешься, откуда у- актрисы бе рутся силы. Виталий Журавлев: — Очень интересно работа ет, на мой взгляд. М. Янко, без штамп'бв, выкладываясь . всякий раз до конца.. Мне хочется сказать о всей мужской половине спектакля «Триптих дЛя двоих», о В. По номареве, М. Янко и Ю. Ша пиро. Работа каждого из них в этом спектакле почти совер шенство. Почти, потому что, , конечно, предела совершенст вования нет. Словом, приезд Липецкого театра — событие для Хаба ровска. .Для театрального Ха баровска. Я сделал эту ого- вортсу потому, что ваши спек-' , такли рассчитаны на подго-. "товленного зрителя. Виталий Набережнев: — Мне кажется,- ваш театр, как, мозкёт быть, ни один дру гой ИЗ' приезжавших к нам ра-. нее, удачно находит разум ный компромисс ’мег^Ду так называемой элитарной’ драма тургией и ком.мерческой, серь езной и развлекательной. . У , вас тоже есть коммерческие спектакли; как, напрн.м'ё|), «Двери хлопают!» М. Фермо. Наверное, такие спектакли должны быть. Вероятно, это . беда нашего времени, связан ная с недостаточной воспи танностью чувств целых поко лений, но вы удачно пробира етесь по этому лабнрин'гу.. Ведь тОт же спектакль «Две ри хлопают!» сделан с хоро шим вкусом, там есть интерес ные актерские работы. Ваш репертуар сразу при влекает к себе внимание, он полифоничен. В нем — клас сика и острая совре.меиная пьеса, детская драматургия, Виталий Журавлев: , — Прекрасная идея: воспи- 'тывать зрителя с детства.' Я смотрел . вашу «Зо.чушку» Е. Шварца и,- честное слово, получил огромное удовольст вие. но совершенно счастлива была, конечно, моя пятилетняя .п.чемянннца. Л^аща. . Мы начали наш разговор с того,, какой театр интересен .молодым, но, я думаю, ^ это несколько искусственное . де ление: театр для молодежи, театр для ,тех, кому за 30 и т.- д. Театру покорны все воз-' расты, если, конечно,' театр ин тересный, неординарный. М не . кажется, эту свою сверхзада чу Липецкий театр выполняет в полном ' объеме. Хочется только пожелать,' чтобы чув ство неуспокоенности не остав ляло ваш ко.тлектив й продви гало его вперед. Беседу записала Г. КОВАЛЕНКО, заведующая литературной частью театра. Ш ш ш & д р у з ь я ижмг® Во время летних каиику'л боль шую помощь оказывали учащие ся Липецкой 61-й средней школы детской библиотеке,, расположен ной в когакате школьника 16 мик рорайона. Они ремонтировали книги, участвовали в массовых мероприятиях, утренниках, вик торинах. Руководит ими Раиса Никола евна Шкарина — опытный библи отечный работшк. Ее можно часто видеть в школе, вместе с учителя- ви решает, какую литературу не обходимо готовить для учащихся на протяжении всего учебного го да. Со своими активистами она посещает на дому ребят, которые не в срок возвращают прочитан ные ими книги. Раиса Николаев на внимательна и доброжелательна к детям. Дети ей отвечают тем же. Н. КЛОКОВ, НА СНИМКЕ: Р. Н. Шкарина в кругу своих помощников Юли Севастьяник, Ани Чистяковой, Наташи Бураковой, Наташи Куз нецовой. Фото автора.. Редактор В. ЗАХАРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz