Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
!8 сентября 1986 г. ЛЕНИНЕЦ • 8 ♦ ТВОРЧЕСТВО МЬЛОЙЫХ;> 1 ^рмакные<л« 1 ьги — нуж| 4 ^ли они ребенку! Как всегда в сентябрьские дни в Студии баль- вого танца' «Грация* заканчиваются кани кулы и начинается... Да, экзамены здесь сдают именно осенью, когда сотни совсем юных девчонок и мальчишек держат вступи тельный экзамен на право стать членом на родного коллектива. Фото В. Строкова. СМОТРШ, КТОКИЛИПРИШЕЛ! * Йнтервью с деканом художественно-графическ ого факультета ЛГПИ О. А. Казанским по проблемам воспитания первокурсников в узе. — Олег Анатольевич, ваш факультет один из немногих в вузах нашей области, который проводит дни первокурсника — этакую мини декаду сту- _дентов-иовичков. Точно знаю, что эта интересная придумка — ваша. Значит, вас как де кана и как преподавателя пе дагогики что-то особенно вол нует в процессе адаптации первокурсников? ^— Виднте' ли, как хорошо- ни всломйнали бы мы нашу среднюю школу, она приучает к определенной системе отно шений: тебе дают задание — ты его выполнй. К'го считает ся хорошим учеником? Тот, кто все выполняет. -Что же в этом плохого?-—ецросят мно-; гие. Дело в том, что такая система обучения и воспита ния формирует то.чько испол нительское твордество. А мы ■ксегодня, прежде 'йеего, долж- 1Гны говорить о творчестве со зидающем, об опыте нестан дартной ситуации. И отсюда сама . собой - накрашивается мыс.оь о том^ что наших, детей должен воспитывать учитель- личность; Но вот парадокс: часто, как только появляется нестандартный студент в том , же педагогическом институте, мы Начинаем его нивелиро вать. Без всякого на ' то же лания. Во-первых, попробуй разглядеть сразу всех, во-вто рых, наши новички намного позже, чем нам, преподавате,- лям, Хоте.тось бы, узнают воз можности ювоего вуза. А раз тяк, то и самые способные ин тересные ребята начинают до вольствоваться программой, по которой идут занятия, и ■по которой они будут гото виться к сессиям. Это одна сторона проблемы адаптации студентовновичков, а вот другая. Как известно, в инсти тут попадают лучшие ученики школы. И уже то, что им удадхэсь успешно 'сдать всту пительные экзамены, позво ляет в первые же дни учебы в вузе думать: «Мы все зна- ' -ем!» ^ А что значит «мы знаем»? Ты пришел учиться. Пять лет 4 государство будет платить те бе стипенди!о, зарплату лю дям, тебя обучающим. А ты решил продлить се<й: детство? Да етде под одобрение родн- те.чёй. Про родителей я не оговорился. Многие мамы и папы- отправляют своих детей в институт лишь только пото му; что при современной йока системе обучения -учиться лег че, чем работать, И льготы молодых специалистов, коими они станут после получения диплома, тоже непременно об судят. А- БОТ как втолковать ново испеченным студентам, что из вуза они должны выйти не просто ЦОЛОДЫМИ спеццали- стами, а и молодыми маете-_ рами? Просто слов здесь не достаточно. Надо доказать: именно в . институте и можно стать мастс|ром. Вот почему к этой мини-декаде , студентов- псрвокурсников мы устраива ем выставки лучших, работ ребят, - проу'чившнхся в инсти туте несколько лет. В эти же дни представ.; 1 яем кафедры - - смотрите, какой уровень об щения, вас ожидает, узнайте, сразу, чем можно конкретно и . •скрупулезно заняться в; годы учебы. — Встретиться с вйми мы решили специально для того, чтобы о днях первокурсника на худграфе узнали в других вузах и техникумах. Конечно, в надежде ид появление им подобных где-то евге. Поэто му, Олег Анатольевич, рас скажите поподробнее ^ об их программе, вернее, о принци пе, по которому вы ее проду мываете. — И так, как я говорил, нам. нужно узнать, кто к нам пришел? Это — во-первых, во-вторых, нас интересуют от ношения новичков’друг с дру гом. В-третьйх, мы заботимся о созданий , коллектива. Вот почему в первый день идет творческое ' представление црупп. Вечер так и называ ется: «Здравствуйте!» Ребята, уже хорошо узнав, друг друга на сборе яблок, представляют свои группы. Конечно, с юмо ром, шутками, песнями и тан цами. И вот здесь интересный момент. Даже если препода вателям и старшекурсникам программа не понравилась, им строго-настрого запрещено критиковать. Первый день первокурсника должен бы-гь самым красивым по окраске эмоциональной, тогда люди, которые их встречают, мо гут не только спросить: «Кто же пришел?», а и сказать ра достно: «Смотрите, кто к нам Пришел!» Одним с.човом, мы даем им возможность понра виться' самим себе. А ■ когда человек сам себе нравится, с ним легче работать. На второй день ребята по лучают задания; связаниые с мыслительной деятельностью, я бы сказал, с более внтея- лектуалышх* разгоном. ■Вот здесь-то они проваливаются. Почему? Да потону, что на цротяжедая десяти лет за них думали в большинстве случаев. Ребята устают. нервничают и не догадыва ются о закономерности такого результата. Вот почему треы!й день этой мини-декады и должен поведать о том, чему они мо гут научиться, ёсли захотят. Именно поэтому в его про грамме' выставки; представ.че- ние кафедр.; И обязательно, экскурсии, встречи с интерес ными людьми. ■Почему обязательно? Поче му мы не отк.тадываем это на потом? Дело вот в %ем: ког да мы начинаем, воспитывать, говорим: «Завтра будет». Но если воспитанникам не понра вится быть вместе и им не о чем будет вспоминать это «завтра» может прийти е большим ойэзданием, потому как любой уровень общения возможен при наличии общих воспоминаний. . ' Я считаю, что одна из прак тических проблем педагогики— школьной н вузовской — соз дание такого коллектива, где отношения играют главенст вующую роль, они постоянны в дружбе, сотрудничестве. Люди-то ведь разные. Мы де лаем усилия на исправление , рщдостатков одного, другого, третьего. Но кого-то из них это может совершенно не вол новать, потому как он не лю бит коллектив, ему в нем про сто плохо. Как видите, В 10 прос о том, понравится ли ребятам быть вместе, далеко немаловажный и не вдруг возникший. . Вот почему систему отно шений -в эти дни направлена на ресширение общения. Мы бываем в музеях, театре, в мастерских художников, при глашаем много гостей к себе с це.тью показать под.тии- ную сущность че. 10 веческого . общения. Молодому человеку обязательно надо, чтобы ему нравился и город, в котором он проводит студенческие го ды, и люди его. Надо, чтобы жил он с мВ)слыб и о том, что, оказывается, он не толь ко очень молод, а он еще и много не знает. — Из наблюдений за встре чами студентов с многочис ленными людьми вы, навер ное, уже решили для себя, кто оказывает болывеё влияние иа ваших восяитан- ИЙКОВ? . — Да, совершенно точно могу сказать: ребята запоми нают тех, кто с ними предель но открове 1 тен. И почти ничего не выносят с тех встреч, -ко торые начинаются со слов: «Вы ДОЛЖНЫ...» ’Е. МИТИНА. Д е т и и д е н ь г и . После уроков десятиклассницы Л. Серова и Н. Юдина — воспитавнн. цы школьного завода «Чайка» — порой прибегают в «Детский мир». Но не за покупками. Девушки с удовольствием наблюдают, как быстро расходятся нарядные комплекты кукольной одежды, сшитой их рука- ' ми. Но поводом для сегодняшнего разговора послужило не только удов летворение, которое получают ребята, Ейдя результаты еобственвого труда, но и допрос оплаты этого труда. Девочки с «Чайки» с горе- ' чью рассказыва.ти, как осудили их некоторые : взрослые, узнав, что за свой труд они получали зарплату и зарплата эта стала их «карманными деньгами». ; Итак, летняя практика позади. Часть ребят получали вознаграждение За СВОЙ 1 труд. Карманные деньги — нужны ли они ребенку? Мнение первое: порядке тимуровского движения. ! . Странно, но об этой безвозмездной ; — Ученые подсчитали, -г- говорит помошн, названной по имени гайда- директор Московского опытно-экс- ровского героя, многие почему-то за- периментального завода .' «Чайка* были. , В. Карманов; .— если бы труд Надо всерьез совершенствовать,ра- . школьников был эффективен, педа. брту учебно-производственных ком. готически и экономически целесооб- бинатов. А то в некоторых из них разно использован, страна получила по.тучается так: первая смена шьет бы продукции на многие миллионы платья, ■потом их распарывают мае- , рублей. А это немалая прибаека в тера, чтобы были заготовки для вто- народноМ хозяйстве. рой. Так, на собсгвенпом опыте поз. - Я За то, чтобы любой труд был нают дети, что такое показной труд, оплачен. Ведь тогда ребята будут А-ведь известно, например, . — в знать, ЧТО' такое , заработанный Древней Греции бессмысленным тру- рубль. Уверен, что зарплата — тот дом наказыва.ти провинившихся реальный фактор, через который он людей. открывает цену трудовой копейке. , ,, . . . Вот маленький пример.' У знакомого М н еН И С Т Р еТ Ь б : из Гомеля виучка-пятнк.пассннца око- . ” . ’ ло двадцати дней проработала' На — Считаю, что в .вопросе о кар- - . фабрике «Полеспечать». Дирекция манных деньгах все дело в выборе . .. распорядилась, чтобы ребят кормили правильной жизненной. по,чишш, ..— в столовой. Когда девочку спросили: утверждает кинорежиссер Р. Быков. «Вкусные обеды-дают?», она ответн- — .Деньги . всегда входили и будут ла: «Конечно, я же сама его зарабо. входить в быт школьников, во по- тала». Вот так — заработанный ку- разному во асе времена. ''Возьмем, сок всегда слаще. ■ иримерсодеждой .Я помню послево- Работая на нашем заводе, .ребята" енные годы. Брат нрис-тал мне ..ши,- . познают не только цену трудовой -нель краснофлотца. Я в .ней прохо- .. копейке. Продукция «Чайки» адресо.-. дил с седьмого во десятый класс, а, вана многим предприятиям страны, затем еще в институте. И даже, став Школьники - собирают радиоконст-.актером, еше почти, целый год.,. Пр- ... рукторы и транзитные приемники нимаю, что сейчас это невозможно. «Мальчнш», делают ремешки Для ча- . • Не думаю, , что стоит обсуждать , со'в, ‘мастерят куклы-прелй. Высокую вопрос, надо или не . надо- хорошр оценку смежников 'получила новин- одеваться нашей, молодежи; .Она ка — микроэЛектродвигатель для одевалась, и будет одеваться по мо- Минского производственного объ- де — Это закон времени, единения «.У1нр». , ^МеI^я интересует здесь сторона Кроме того, ребята на нашем за- нравственная. Потому что де-гский воде в'соответствии с выработкой и эгонз.м и детское барство в первую пройзводст'веНпыя ра.зрядом за свой очфедь' проявляются в позиции -де труд по.тучают зарплату. .вбчки, которзя,. требуя обновку, го- Единственный недостаток «Чай. ворит матери: «Тебе не нужно. Ты . ки» в том, что она одна в столице, свое уже отгуляла». Посмотрите, Правда, школьные заводы созданы как одеты школьники - п -учителя,^» еще в нсско.тьких городах страны. Первые опережают своих наставни- Но ведь несколько таких, предприя- ков'по уровню, возможностей ц так тий пого-ды пе сделают. А ведь опыт называемому дефициту. Здесь есть, о . «Чайки», наверное, можно распрост-- чем подумать. . _ ранять в больших масштабах. . В Там, где одежду требуют, скан- не'и сочетаются .педагогика и экрно. да.лят, идут из-за нее на любой ком. . мика, и это, на мой взгляд, — ве.тс- промисс, суть уже не-в самой одеж- - ние времеии. , , де, а именно в .жизненной позиции. . , _ Важно не то: купить пли не купить., , М Н 6НИ 9 второе: Важно — достаточно ли обоснована — Как отец двоих детей, я , к а т е - материальная жертва, нужна ли она. ,, . горическн против карманных денег,— И еше: воспринимает ли ребенок по. , включается в разговор директор купку как подарок, как радость, нс-, фирмы «Заря» Е, Сайков,— И, еете- -пытывает ли ответное чувство б.чз- , . ствеНно, я против оплаты детского годарности к родителям, отказываю, труда. Пока ребенок не начал рабо- шпм себе во хшогом. тать, родители должны его всем Т А Г Г « обеспечивать. Как только он будет КОММеНТЭрИИ «АА-Ц- иметь свои деньги, контролировать. Итак, процесс перестройки до.!)жен. на что они идут, станет невозможно, затрагивать и трудовое восиитание , Да и сами дети вряд ли всегда ста- шкодышков. В Постанов.чении ЦК нут отчитываться перед родителями, КПСС и Совета Министров СССР на чтб ушли «их» деньги. «Об улучшеинн трудового воспита- Рабо-гать же, получая необ.ходимые ння, обучения, профессиональной , производственные навыки, а главное ориёнтапии школьников и оргапи,за- — видеть результаты своего .труда, ции их общественно полезного, нро- школышки, безусловно, должны. Но изводителыюго труда» прямо гово- характер работы для них должен рится о Необходимости «шире при быть тщательно продуман. влекать школьников в период летних По инициативе Центрального те- каникул и посильной работе в На. левидення старшеклассники одной родном хозяйстве на добровольных из московских школ проработали у началах» и там же дальновидно нас, в фирме «Заря», два дня. Сразу предлагается Государственному ко- возникли сложности юридического митету СССР по труду и -социаль- характера. Идут ребята за покупка, ным вопросам. Министерству фипан- мн -— вступают в силу денежные от- сов СССР и прочим .заинтересован- ношения, а значит, нужен договор о ным министерствам и ведомствам оп. материальной ответственности. Нель, ределлть в шестимесячный срок по- эя пока допускать несовершеннолет- рядок оплаты труда школьников' в них и к работе с малышами. Еше народном хозяйстве», одна разновидность работы вашей Постзновлеиию. тому уже два го- фирмы — уборка квартир. Но пол- да. а юному горожанину в дни ка. ноцеяная уборка невозможна без никул работать практически :иегде. мытья окон. А это — уже работа на Нет едвного мнения-в отношении оп- высоте, к которой .лица, не достиг- латы труда цееовершеннолстнях, а шйе 1«'.четиего «оараста, яе доиус- значит, резко расходятся я.зг-адды и каются Получается, что зкеперимент в вопросе об оплате — так называ- не оправдывает себя. емых карманных деньгах школьви- Опросы 1 икольн»ков пока.залн, что ка. А между тем умелое воспитание в сам характер работа цх не устра; правильного отношеняя к деньгам ивает. Ну, а что касается одного из важный инструмент в формироваяии главных 'наших направлепий— по. личности. _ мошй престарелым, то многие гово- Л, КИСДИНСКАЯ, рили, что помогать ям надо и так, в ворр. ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz