Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
и сентября 1986 г. ЛЕНИНЕЦ • 8 ♦ ФОТОВЫСТАВКА ♦ ♦ ЗА РУБЕЖОМ ♦ В )ЫСТАВОЧНОЛ1 за'ле. от крыта вторая межклубиая внставка художественной тфотографйн «Металл на службе мяра». Первая подобная экспозн- 1 ШЯ была организована в конце 1984 года. Организа^горы — Новолипецкий -Металлургический комбинат име- ви Ю. В. Андропова и фотоклуб «Мгновение» Дворца культуры и техники НЛМК — пмучили в свой адрес около тысячи работ яз различных -уголков страны. Для выставки отобрано 250 снимков более чем 100 авторов. Интересные клубные подборки представляют фотоклубы «ЧФК», (г. Челябинск), «Северянин»' (г. Вологда), «Профили» (г. Ус тинов), «Новатор» (г. Москва), «Мгновение» (г. Липецк). Липчане знакомятся с творчест вом известных как у нас в стра не, так и за рубежом, .фотома стеров. Это - Сергей Васильев (г. Челябинск), Геннадий Бод ров (г. Курск), Павел Тишков-, ский (г. Могилев), Пее.тер Тоом- -ниг (г. Та.тлин), Геннадий Сав- кин (г. Саратов). Экспозиция, .выставки «Металл Кй СЛУЖБЕ на службе мира» разбита на две части. Первая из них рассказыва ет о людях огненной профессия, о значении металла в нашей жаз- нй. Представлены здесь также портреты метал.тургов, промыш-, ленные.пейзажи. . Вторая половина выставки- со стоит из ..снимков на темы искус ства, спорта, пейзажа. В экспозицию вошли также снимки членов фотоклуба «Блик-63» из города Пловдива (Народная республика Болгария), С этим коллективом липецкие фо толюбители поддерживают твор ческие контакты. 13 сентября в 15 часов состоит ся награждение победителей и творческая встреча с авторами данных работ. ♦ ОТКРОВЕННОЕ МНЕНИЕ ♦ МЖШ ЙЕМ КИОПКК? Вспоминаю сочинения своих учеников на тему; «Кем быть?». Игорь Мерзиков написал: «толь ко шофером, как. отец». И расска зал о том, как вместе они ре монтировали автомобиль. И как скрупулезно, и сколько деталей поменяли — рассказал. Я, прочитав сочинение, задумал ся. Всегда ли дети знают о рабо те родителей — вот так? Осязае мо, а не только из книг, журналов, газет, из передач радио и телеви дения. Всегда ли? Не уверен. Ведь многие мамы и папы неохот но посвящают детей в мир своей профессии. А, может быть, детям неинтересно это? Тогда как пробудить этот инте- -рес? В школе.— сказанным точ ным, взволнованным словом... Но в школах вот что: у-читель спра шивает; «Дети, как вы представ ляете себе будущее?» Дети отве чают: будущее — это трактор (или комбайн), который сам па шет (жнет), а тракторист (комбай нер) — непременно в белом ха лате нажимает кнопки, сидя у эк рана пульта. Я, кстати, тонсе ни сколько не сомневаюсь в таком будущем. Но стоит ли без меры витать в облаках? Между тем, тракторист часто работает кувалдой, и поло жение вряд ли кардинально, изме- нится в ближайшие годы. И дети прекрасно об этом осведомлены. Какой же тогда прок от грвори.ть- ни в романтических тонах? Лично мне нравится Игорь Мер зиков, который не покривил ду шой н поступил в ОПТУ на шофе ра, а не те фантазеры, бегущие из села от «дйгя вчерашнего». Но кто их воспитал? Н ПОПОВ, завуч Домачевской средней школы Лев-Толстовского района. Одни называют это грабе. жои, другие —^ пиратством, по какое бы название ни было дано этому, бизнесу, кража и контрабанда произведений ис кусства' — одна из самых серьезных, угроз для культу ры многих . мо.тодых госу дарств, в том числе и Ниге рии. Колонизаторы в свое время «позаботились», чтобы громадное большинство • ста. ринных ку.чьтурных ценно- стей народов этой страны ока-' залось в частньп; коллекциях и музеях как бывшей метро: ПО.ТНЙ, так и других капитали стических стран. ■Основная же их часть находится под' зам ком в подвалах Британского музея н выставляется только от с.тучая к случаю. ' ' Коллекция нигерийского искусства Британского му^ зея — одна из , самых обшнр) ных в мире. То, что должно . составлять гордость нигерий ского народа, сделалось и обвинением, колониальному ограблению. Не успели высох нуть чернила на документах, провозгласивших независи мость Ниге()ии, как страна начала требовать возвраще ния разграбленных сокро. вищ. Но все обращения . к правительству Великобрита нии по дн'пломэтическим '.„ка налам не возыме.чи никакого действия. Дело в том, что хранящие ся в Британском музее'Шсто- ричёскке и культурные цен ности защищены актом, кото рый был принят несколько ве ков назад и категорически запрещает отдавать любой хранящийся в музее экспонат. Это служит основанием для . отказа в возвращении предме тов искусства многим моло дым Тосударствам, - недавним колониям Британской коро ны. Неудивительно, что «оче редь» этих стран перед закры. тыми - дверями музея, не уменьшается. Среди разграбленных куль- т^трных богатств Нигерии — хранящаяся в музее маска н.з слоновой кости XVI века, ко торая являлась составной ча стью праздничного убранст ва обы ■(царя) города-госу дарства Бенин во время ряда церемоний. Это — наиболее знаменитая из пяти подобных масок, вывезенньЦ участника-, мн английской карательной экспедиции 1897 года. Две находятся в американских коллекциях, одна — в музее в ФРГ -и еще одна — в частном . собрании. В 1977 году Нигерия обра тилась с официальным запро сом о возвращении маски, так Лак она была объявлена эмб лемой Второго фестиваля Рее. африканского и афро-амерп- канского искусства, прохо-. дившего в Лагосе. Однако музейные власти , сказали «нет», аргументируя отказ тем, что маска якобы очень хрупкая для путешествия по воздуху. Этот инцидент ниге рийская пресса расценила как пощечину от бывших колони альных хозяев. Видный нигерийский уче ный . доктор Экпо Окпо Айо видит в этой маске символ , утерянного исторического прошлого Африки. «Страны третьего мира, — писал он, — постоянн_р страдают о т ' гра бежа культурных ценностей, как и от экономической эксп луатации. Произведения ис- ■ кусства, включая • предметы культа, вырванные из окружа. ющей их духовной среды, ук рашают витрины музеев и ча стных коллекций в столицах многих западных государств, Из-за того, что многие бенин ские бронзовые мемориаль- Г е р и пые головки вывезены из страны, восстановление исто рического прошлого Бенина или его иллюстрация невоз можны»., , , . ' ; , Заведующий'' этнографиче ской секцией Британского му зея Малькольм Малеод е го товностью «выражает свое сочувствие» нигернйца.м, но в то же время заявляет, что если парламент изменит з а кон, то Британский музей вернет^ определенные рроиз- ведення' искуоетва. И , .,конеч но, он «не согласен», что анг личан обвиняю.т в том, 'будто они '«украли» . сокровища Ни герии. . . _ — Мы уверены, что облада ем ими по законному праву: как мелсдународному, так и национальному. Некоторые из них были вывезены из Ниге рии в , результате . военных действий, в других случаях они были проданы колони альными чиновниками или , миссионерами, — упорно твер дит свое г-н Малеод, Музей располагает пример но двумя тысячами экспона тов, иредставляюших искусст во и историю Нигерии. Это одна из наибо.дее богатых его африканских кол.декций, ' Две комнаты в цокольном . этаже музея служат складом для со. кроЕИщ Бенина, государства, с XIV века являвшегося одним из крупнейших и наиболее развитых в Нигерии и в кон це прошлого века павшего под залпами английских , пушек. В одной — бронзовые мечи и церемониальные принадлежно сти. . развешаны по стенам. Подавляющая же часть сокро вищ хранится в деревянных' ящиках. Уникальные бронзо вые баре.тьефпые плиты с изображением сценок из жиз- Ни Бенина лежат в несколь ких других ,ящиках. Они были одним из главных профеев ка-. рательной экспедиции 1897 ^:о- да, разграбившей дворец п'ра- вителя перед тем, как сжечь Бенин, Хотя посетителям и позво ляют по специальным - разре шениям осматривать и иссле довать хранящиеся в запасни ках экспонаты, нигерийцы вы. ражают тревогу, что их наци ональные богатства не только не .хранятся надлежащим об разом, но и сознательно скры ваются от, широкой публики. . Нигерийцев легко понять. Дей ствительно, трудно предста-, вить, чтобы какой-либо англи чанин испытывал чувство бла годарности к нигерийцам, ес ли бы в Национальном музее Лагоса хранились, например, бриллианты английской коро. ны. В 1982 году тогдашний ми нистр искусств Англии пред ложил на обсуждение билль, который дал бы. право влас тям Британского музея на возвращение знаменитых про изведений' искусства из мра. мора, вывезенных из Греции в 1803 году. Как выразился ми нистр, это позволило бы Ве ликобритании избавиться от репутации «международной скряги». Но председатель со вета попечителей Британского -музея заявил, что билль явля. едся «потенциально опасным и может нанести непоправимый вред одному из величайших музеев мира». Билль был отклонен. Опа сения, что уступка пра.вител'ь- ству Греции может открыть шлюзы для возвращення ос новных музейных ценностей, не рассеялись в Лондоне и по- До 50-х годов произведения искусства . Нигерии продава лись и покупались на .между народных аукционах или под польно, как любые другие то вары. В 1953.году был принят закон о культурных и исторн. ческих памятниках, За год до этого _в .центральной .части страны, в ' городе . Джре» был открыт .„первый нигерийский музей, .где собрано все, что осталось от воров и контра бандистов. Теперь на вывоз люйго предмета старины или произведения искусства нужно иметь разрешение. Но, .несмотря на все прини маемые . меры, ценности про должают исчезать из страны. В 1982 году бюллетень, посвя щенный первобытному искус-, ству, информировал об исчез- новении над.моТильной фигу ры йоруба. Она выставлялась в . Нью-Йорке, и сейчас, оче видно, находится в частном собрании. В том же бюллете не ..рассказывалось о том, что некий швейцарский ко.ммер- сант продал целый ряд уни кальных произведений искус ства, украденных из музея столицы Нигерии города Лаго са. Одной из самых скандаль ных краж из Лагосского му зея считается похищение брон зовой головы Одудувы — од ного из главных божеств в пантеоне религий народност•.^ йоруба; а также бенинского нагрудного украшения и брон зового барельефа. Эти три экспоната были проданы аме риканскому бизнесмену за 600 тыс. долларов... «Ньюсуик» сообщил, что в 1980 году один из служащих национального музея в Лагосе „ похитил из его экспозиции де вять ценнейших бенинских фи гурок. Три из них обнаружены в нью-йоркской «Пэйс Гелле- ри», администрация которой уведомила об этом Нацио нальный музей в Лагосе. На всех трех музейные номера были стерты. Продавец, афро американец Карл Логан был задержан в Лагосе. ФБР и американские власти отказа лись вернуть, задержанные- предметы, ссылаясь на требо вания адвоката Карла Лога на, утверждавшего, что, по скольку. его клиент заплатил за них, они являются его собственностью. , Несколько лет назад из той же «Пэйс Гэллери» в Лагос пришло сообщение, что на чер ном рынке появился бенинский бронзовый барельеф, «Пэйс Гэллери» отказалась дать ка кие-либо сведения о местона хождении похищенного ба рельефа и лишь предложила выкупить его. Боясь оконча тельно потерять эту денную вещь, нигерийцы были вынуж-, дены .заплатить за украденное у них произведение искусст ва. .Совсем недавно, в конце 1985 года, в крупнейшей ниге рийской газете «Дейли тайме» появилась заметка. под заголовком «США остают-. ся центром нелегальной тор- гов'ли произведениями иск^'с. етва». Ссылаясь на экспертов, газета утверждает, что еже годно в США цродае.тся неле гально произведений искусст ва примерно на миллиард долларов. В этой же .заметке приводятся слова американ ского археолога, сотрудника нью-йоркского Метрополитен- музея Оскара Уайта Москарел- лы, который говорит, что при нятый в 1983 год'у акт, при званный прекратить контра бандную торговлю, борется с кражей уже после ее соверше. - ния. «Это все равно что пытать ся предотвратить убийство трупа», — заключает ученый? Л. ЧАПЛЫГЙ11, соб. корр. АПН. Лагос.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz