Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

и сентября 1986 г. ЛЕНИНЕЦ • 8 ♦ ФОТОВЫСТАВКА ♦ ♦ ЗА РУБЕЖОМ ♦ В )ЫСТАВОЧНОЛ1 за'ле. от­ крыта вторая межклубиая внставка художественной тфотографйн «Металл на службе мяра». Первая подобная экспозн- 1 ШЯ была организована в конце 1984 года. Организа^горы — Новолипецкий -Металлургический комбинат име- ви Ю. В. Андропова и фотоклуб «Мгновение» Дворца культуры и техники НЛМК — пмучили в свой адрес около тысячи работ яз различных -уголков страны. Для выставки отобрано 250 снимков более чем 100 авторов. Интересные клубные подборки представляют фотоклубы «ЧФК», (г. Челябинск), «Северянин»' (г. Вологда), «Профили» (г. Ус­ тинов), «Новатор» (г. Москва), «Мгновение» (г. Липецк). Липчане знакомятся с творчест­ вом известных как у нас в стра­ не, так и за рубежом, .фотома­ стеров. Это - Сергей Васильев (г. Челябинск), Геннадий Бод­ ров (г. Курск), Павел Тишков-, ский (г. Могилев), Пее.тер Тоом- -ниг (г. Та.тлин), Геннадий Сав- кин (г. Саратов). Экспозиция, .выставки «Металл Кй СЛУЖБЕ на службе мира» разбита на две части. Первая из них рассказыва­ ет о людях огненной профессия, о значении металла в нашей жаз- нй. Представлены здесь также портреты метал.тургов, промыш-, ленные.пейзажи. . Вторая половина выставки- со­ стоит из ..снимков на темы искус­ ства, спорта, пейзажа. В экспозицию вошли также снимки членов фотоклуба «Блик-63» из города Пловдива (Народная республика Болгария), С этим коллективом липецкие фо­ толюбители поддерживают твор­ ческие контакты. 13 сентября в 15 часов состоит­ ся награждение победителей и творческая встреча с авторами данных работ. ♦ ОТКРОВЕННОЕ МНЕНИЕ ♦ МЖШ ЙЕМ КИОПКК? Вспоминаю сочинения своих учеников на тему; «Кем быть?». Игорь Мерзиков написал: «толь­ ко шофером, как. отец». И расска­ зал о том, как вместе они ре­ монтировали автомобиль. И как скрупулезно, и сколько деталей поменяли — рассказал. Я, прочитав сочинение, задумал­ ся. Всегда ли дети знают о рабо­ те родителей — вот так? Осязае­ мо, а не только из книг, журналов, газет, из передач радио и телеви­ дения. Всегда ли? Не уверен. Ведь многие мамы и папы неохот­ но посвящают детей в мир своей профессии. А, может быть, детям неинтересно это? Тогда как пробудить этот инте- -рес? В школе.— сказанным точ­ ным, взволнованным словом... Но в школах вот что: у-читель спра­ шивает; «Дети, как вы представ­ ляете себе будущее?» Дети отве­ чают: будущее — это трактор (или комбайн), который сам па­ шет (жнет), а тракторист (комбай­ нер) — непременно в белом ха­ лате нажимает кнопки, сидя у эк­ рана пульта. Я, кстати, тонсе ни­ сколько не сомневаюсь в таком будущем. Но стоит ли без меры витать в облаках? Между тем, тракторист часто работает кувалдой, и поло­ жение вряд ли кардинально, изме- нится в ближайшие годы. И дети прекрасно об этом осведомлены. Какой же тогда прок от грвори.ть- ни в романтических тонах? Лично мне нравится Игорь Мер­ зиков, который не покривил ду­ шой н поступил в ОПТУ на шофе­ ра, а не те фантазеры, бегущие из села от «дйгя вчерашнего». Но кто их воспитал? Н ПОПОВ, завуч Домачевской средней школы Лев-Толстовского района. Одни называют это грабе. жои, другие —^ пиратством, по какое бы название ни было дано этому, бизнесу, кража и контрабанда произведений ис­ кусства' — одна из самых серьезных, угроз для культу­ ры многих . мо.тодых госу­ дарств, в том числе и Ниге­ рии. Колонизаторы в свое время «позаботились», чтобы громадное большинство • ста. ринных ку.чьтурных ценно- стей народов этой страны ока-' залось в частньп; коллекциях и музеях как бывшей метро: ПО.ТНЙ, так и других капитали­ стических стран. ■Основная же их часть находится под' зам­ ком в подвалах Британского музея н выставляется только от с.тучая к случаю. ' ' Коллекция нигерийского искусства Британского му^ зея — одна из , самых обшнр) ных в мире. То, что должно . составлять гордость нигерий­ ского народа, сделалось и обвинением, колониальному ограблению. Не успели высох­ нуть чернила на документах, провозгласивших независи­ мость Ниге()ии, как страна начала требовать возвраще­ ния разграбленных сокро. вищ. Но все обращения . к правительству Великобрита­ нии по дн'пломэтическим '.„ка­ налам не возыме.чи никакого действия. Дело в том, что хранящие­ ся в Британском музее'Шсто- ричёскке и культурные цен­ ности защищены актом, кото­ рый был принят несколько ве­ ков назад и категорически запрещает отдавать любой хранящийся в музее экспонат. Это служит основанием для . отказа в возвращении предме­ тов искусства многим моло­ дым Тосударствам, - недавним колониям Британской коро­ ны. Неудивительно, что «оче­ редь» этих стран перед закры. тыми - дверями музея, не уменьшается. Среди разграбленных куль- т^трных богатств Нигерии — хранящаяся в музее маска н.з слоновой кости XVI века, ко­ торая являлась составной ча­ стью праздничного убранст­ ва обы ■(царя) города-госу­ дарства Бенин во время ряда церемоний. Это — наиболее знаменитая из пяти подобных масок, вывезенньЦ участника-, мн английской карательной экспедиции 1897 года. Две находятся в американских коллекциях, одна — в музее в ФРГ -и еще одна — в частном . собрании. В 1977 году Нигерия обра­ тилась с официальным запро­ сом о возвращении маски, так Лак она была объявлена эмб­ лемой Второго фестиваля Рее. африканского и афро-амерп- канского искусства, прохо-. дившего в Лагосе. Однако музейные власти , сказали «нет», аргументируя отказ тем, что маска якобы очень хрупкая для путешествия по воздуху. Этот инцидент ниге­ рийская пресса расценила как пощечину от бывших колони­ альных хозяев. Видный нигерийский уче­ ный . доктор Экпо Окпо Айо видит в этой маске символ , утерянного исторического прошлого Африки. «Страны третьего мира, — писал он, — постоянн_р страдают о т ' гра­ бежа культурных ценностей, как и от экономической эксп­ луатации. Произведения ис- ■ кусства, включая • предметы культа, вырванные из окружа. ющей их духовной среды, ук­ рашают витрины музеев и ча­ стных коллекций в столицах многих западных государств, Из-за того, что многие бенин­ ские бронзовые мемориаль- Г е р и пые головки вывезены из страны, восстановление исто­ рического прошлого Бенина или его иллюстрация невоз­ можны»., , , . ' ; , Заведующий'' этнографиче­ ской секцией Британского му­ зея Малькольм Малеод е го­ товностью «выражает свое сочувствие» нигернйца.м, но в то же время заявляет, что если парламент изменит з а ­ кон, то Британский музей вернет^ определенные рроиз- ведення' искуоетва. И , .,конеч­ но, он «не согласен», что анг­ личан обвиняю.т в том, 'будто они '«украли» . сокровища Ни­ герии. . . _ — Мы уверены, что облада­ ем ими по законному праву: как мелсдународному, так и национальному. Некоторые из них были вывезены из Ниге­ рии в , результате . военных действий, в других случаях они были проданы колони­ альными чиновниками или , миссионерами, — упорно твер­ дит свое г-н Малеод, Музей располагает пример­ но двумя тысячами экспона­ тов, иредставляюших искусст­ во и историю Нигерии. Это одна из наибо.дее богатых его африканских кол.декций, ' Две комнаты в цокольном . этаже музея служат складом для со. кроЕИщ Бенина, государства, с XIV века являвшегося одним из крупнейших и наиболее развитых в Нигерии и в кон­ це прошлого века павшего под залпами английских , пушек. В одной — бронзовые мечи и церемониальные принадлежно­ сти. . развешаны по стенам. Подавляющая же часть сокро­ вищ хранится в деревянных' ящиках. Уникальные бронзо­ вые баре.тьефпые плиты с изображением сценок из жиз- Ни Бенина лежат в несколь­ ких других ,ящиках. Они были одним из главных профеев ка-. рательной экспедиции 1897 ^:о- да, разграбившей дворец п'ра- вителя перед тем, как сжечь Бенин, Хотя посетителям и позво­ ляют по специальным - разре­ шениям осматривать и иссле­ довать хранящиеся в запасни­ ках экспонаты, нигерийцы вы. ражают тревогу, что их наци­ ональные богатства не только не .хранятся надлежащим об­ разом, но и сознательно скры­ ваются от, широкой публики. . Нигерийцев легко понять. Дей­ ствительно, трудно предста-, вить, чтобы какой-либо англи­ чанин испытывал чувство бла­ годарности к нигерийцам, ес­ ли бы в Национальном музее Лагоса хранились, например, бриллианты английской коро. ны. В 1982 году тогдашний ми­ нистр искусств Англии пред­ ложил на обсуждение билль, который дал бы. право влас­ тям Британского музея на возвращение знаменитых про­ изведений' искусства из мра. мора, вывезенных из Греции в 1803 году. Как выразился ми­ нистр, это позволило бы Ве­ ликобритании избавиться от репутации «международной скряги». Но председатель со­ вета попечителей Британского -музея заявил, что билль явля. едся «потенциально опасным и может нанести непоправимый вред одному из величайших музеев мира». Билль был отклонен. Опа­ сения, что уступка пра.вител'ь- ству Греции может открыть шлюзы для возвращення ос­ новных музейных ценностей, не рассеялись в Лондоне и по- До 50-х годов произведения искусства . Нигерии продава­ лись и покупались на .между­ народных аукционах или под­ польно, как любые другие то­ вары. В 1953.году был принят закон о культурных и исторн. ческих памятниках, За год до этого _в .центральной .части страны, в ' городе . Джре» был открыт .„первый нигерийский музей, .где собрано все, что осталось от воров и контра­ бандистов. Теперь на вывоз люйго предмета старины или произведения искусства нужно иметь разрешение. Но, .несмотря на все прини­ маемые . меры, ценности про­ должают исчезать из страны. В 1982 году бюллетень, посвя­ щенный первобытному искус-, ству, информировал об исчез- новении над.моТильной фигу­ ры йоруба. Она выставлялась в . Нью-Йорке, и сейчас, оче­ видно, находится в частном собрании. В том же бюллете­ не ..рассказывалось о том, что некий швейцарский ко.ммер- сант продал целый ряд уни­ кальных произведений искус­ ства, украденных из музея столицы Нигерии города Лаго­ са. Одной из самых скандаль­ ных краж из Лагосского му­ зея считается похищение брон­ зовой головы Одудувы — од­ ного из главных божеств в пантеоне религий народност•.^ йоруба; а также бенинского нагрудного украшения и брон­ зового барельефа. Эти три экспоната были проданы аме риканскому бизнесмену за 600 тыс. долларов... «Ньюсуик» сообщил, что в 1980 году один из служащих национального музея в Лагосе „ похитил из его экспозиции де­ вять ценнейших бенинских фи­ гурок. Три из них обнаружены в нью-йоркской «Пэйс Гелле- ри», администрация которой уведомила об этом Нацио­ нальный музей в Лагосе. На всех трех музейные номера были стерты. Продавец, афро­ американец Карл Логан был задержан в Лагосе. ФБР и американские власти отказа­ лись вернуть, задержанные- предметы, ссылаясь на требо­ вания адвоката Карла Лога­ на, утверждавшего, что, по­ скольку. его клиент заплатил за них, они являются его собственностью. , Несколько лет назад из той же «Пэйс Гэллери» в Лагос пришло сообщение, что на чер­ ном рынке появился бенинский бронзовый барельеф, «Пэйс Гэллери» отказалась дать ка­ кие-либо сведения о местона­ хождении похищенного ба­ рельефа и лишь предложила выкупить его. Боясь оконча­ тельно потерять эту денную вещь, нигерийцы были вынуж-, дены .заплатить за украденное у них произведение искусст­ ва. .Совсем недавно, в конце 1985 года, в крупнейшей ниге­ рийской газете «Дейли тайме» появилась заметка. под заголовком «США остают-. ся центром нелегальной тор- гов'ли произведениями иск^'с. етва». Ссылаясь на экспертов, газета утверждает, что еже­ годно в США цродае.тся неле­ гально произведений искусст­ ва примерно на миллиард долларов. В этой же .заметке приводятся слова американ­ ского археолога, сотрудника нью-йоркского Метрополитен- музея Оскара Уайта Москарел- лы, который говорит, что при­ нятый в 1983 год'у акт, при­ званный прекратить контра­ бандную торговлю, борется с кражей уже после ее соверше. - ния. «Это все равно что пытать­ ся предотвратить убийство трупа», — заключает ученый? Л. ЧАПЛЫГЙ11, соб. корр. АПН. Лагос.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz