Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

2 ф ЛЕНИНЕЦ 2 сентября 1986 г. А школьной РЕФОкМЁ КОМСОМОЛЬСкОЁ УСКОРЕНИЕ А Этой рубрикой мы начинаем смотр комсомольских орга­ низаций районов в деле осуществления школьной реформы. Сегодня наш рассказ о Воловском районе. Лицом и школе Виктор Петрович Акутин — пред­ седатель Больше-Ивановского сель­ совета. Так что по должности он имеет прямое отношение к школе. Но здесь он еще и вожатый. И труд­ но даже сказать — в каком отряде. С четвероклассниками Виктор Пет- 1рович ходил в походы, с шестиклас­ сниками готовил программу агит­ бригады, с ребятами постарше рабо­ тает в драмкружке, которым руко­ водит сам. А еще он хороший кон­ сультант по уходу за лошадями, ведь помимо того, что он историк, Виктор Петрович закончил сель­ скохозяйственный техникум, вете­ ринарное отделение. Ребятам ато очень важно, потому как все' они ухаживают за школьной лошадью. За несколько дней до начала но­ вого учебного года Виктор Петрович пришел в школу Н вместе со стар­ шей вожатой думал над тем, как .тучше Провести День Знаний. Анастасия Здес;ь, в школе, можно узнать о том. что близлежащая Захаровна раньше называлась Хитрово, Алек- сандровка именовалась Натальевкой и Больще-Ивановка до восемнадца­ того века была обозначена иначе... Анастасия Андреевна в эти минуты напоминает сказительницу. Интонации, с которыми она рас­ сказывает местную легенду, делает ее похожей на сказку. — Сам помещик жил в Хитрово, а когда'.умирал, завещал ее сыну За­ хару... ■Стало быть, ■Больше-Иванов. ка — потому, что поселился в ней самый большой сын — Иван. Это предание было услышано, за­ писано и литературно обработано старой учительницей истории и одновременно — бывшим директо­ ром школы. А ВОТ' это Анастасия Андреевна видела своими глазами... Первый год после войны, здесь, в Больше-Иванов- ке, О том, как может выглядеть дом, напоминало только чудом уцелев­ шее здание школы. Под руинами ■— вемлянки, в которых жили люди. В них они иногда умирали и пухли от голода в неурожайный 1947-й. Она помнит, как вз'рьшались на мннах, оставленных фашистами, дети и, рассказывая об этом, до сих пор плачет. — Когда я приехала сюда и уви­ дела разрушения, израненную землю минами и бомбами, поклялась всю жизнь свою прожить в благодарно­ сти тем, кто црогнал фашистов. Вот уже на^протяжении многих лет она вместе со своим мужем, бывшим фронтовиком и тоже учи­ телем руководит поисковым клу­ бом. А клуб этот собирает историю первой Гвардейской танковой брига­ ды, которая сражалась как раз на территории Больше-Ивановки. Пи­ шут сейчас сюда из многих городов В сел. Да что там пишут! Не прохо­ дит ни одного лета, теплого мая, чтобы сюда не приехал кто-либо из бывшей той бригафл. И родственни­ ки погибших здесь тоже бывают. -Всем хватает места в доме Ана­ стасии Андреевны и Евгения Фи­ липповича. Ну, а уж бывшие уче­ ники, приезжающие и живущие в Болыае-Ивановке, в се доме тоже постоянно. Будучи сам школьником, ме­ чтал. чтобы .схаршим вожатым был у нас парень. Но какой там! Даже девушки-то подол­ гу. не задерживались. В лш- нешнем августе райком комсо­ мола вручил путевки двум пар­ ням, пожелавшим стать вожа_х 4 Л -тыми. Девушек же оказалось 5 Я более чем достаточно. У нас, наконец, появилась возмож-, ность выбрать достойных. Факт не вызывает удивления. Моло­ дые люди пошли на пионерскую работу из-за большого ожив­ ления в самих школах и во­ круг школ. Знаете, как я иногда разы­ скиваю оек 1 рета!ря ко 5 ;!еомоль- ской организации хозяйства? Приеду в контору — там его нет, и на ферме не видно, а в мастерской он еще утром был,' тогда мне советуют: позвони в школу. И точно, он там. Чем занимается? Чтобы лучше пре,дст8вить, не обойтись без пе|речисления дел, совершенных уже в про­ цессе реформы. Если в прош­ лом году шестилетки, учились только в трех школах, то в нынешнем уже двенад'т.ать при­ няли их. А принять столь .не­ обычных учеников — это обо­ рудовать игровые, спальные комнаты, кабинеты для заня­ тий. Не все школы располага­ ли достаточным помещением, поэтому во многих соорудили пристройки, реконструировали старые, до этого пустующие здания. К сожалению, не могу сказать о том, что комсомол полностью взял.шефство над строительством и ремонтом, но помогали мы во многом. На субботниках убирали муссф, наводили лоск внутри поме­ щений. . Выполнять эту работу было радостно, потому как во мно­ гих школах района в последу­ ющие годы шестилеток будет гораздо, больше. Например, ны­ нешним сентябрем в Набереж­ ную школу пришли шестнадцать, малышей, на следующий там ждут в два раза больше. Да, кстати, детский сад, в котором воспитываются набережанские дошкольники, ремонтируют пол­ ностью комсомольцы во внера­ бочее время. И на недавнем отчетно-выборном собрании опять вели очень конкретный, обстоятельный разговор о по­ мощи этому учреждению. С удовольствием сообщаю о том, что почти все культурно­ спортивные комплексы сооружа­ ются' рядом со школой. Мож­ но сказать, их строят как бы в подарок девчонкам и маль­ чишкам. А уж на них чего, только нет! Пожалуй, только бассейнов пока недостает. Можно много рассказать об организации рабочих мест старшеклассников, о частавни- честве — на ферме, а мастер­ ских, на полях, о совместных комсомольских собраниях, ве­ черах. Сейчас мы, работники рай­ кома комсомола, многое поня­ ли в ваших проб.чемах. В ма­ шем районе нет станции юных техников. И вз|рослые, и дети устали сетовать. Но ведь функ­ ции этого внешкольного уч­ реждения могут за.меннть педа­ гогические отряды. И €С.ЧИ в них войдут, например, знато­ ки техники да организуют кружки, в которых вместе с мальчишками начнут делать модели, выходить в эфир, то у детей вместе с чувством бла­ годарности еще больше будет и гордости за свое родное хо­ зяйство,. в котором .оаботают умные, многоумеющие люди. Нельзя сказать, что и рань­ ше не пытались организовать педотряды. Они появляюсь, но быстро распадались, В ны­ нешнем году собираемся объ­ явить смотр работы педотря- д м на приз имени Володи Ба-- чурина — пионера-героя. На­ ши молодые люди с самого раннего возраста знают о под­ виге этого подростка, кото|рый жил и погиб в Волово. Поэто­ му очень рассчитываю на то. что найдется много желающих стать обладателем этого приза. И уж КОЛЬ'я заговорил о Володе Бачурине, стоит ска­ зать еще вот о чем. Нет ни 'одной школы-в нашем-районе, где не велась бы- поисковая ра . бота.Нб в этом нас не устра­ ивает вот что. Ребята мало знают о делах друг двуга. По­ этому считаем необ.ходимым раз в год устраивать недс.тю смотра музеев боевой славы. Что это даст? Как я уже ска­ зал, возможность общения, об­ мена опытом, и не менее важ­ ное, .ребята с>40гут услышать оценку своей работы —• от своих ровесников, райкома комсоАтола, военкомата. Одним словом, мы поняли: в осуществлении школьной ре­ формы важна, прежде всего, система, А для того, чтобы осуществить все продуманное и придуманное, райкому комсог,. мола необходимы помощники. И хотя сейчас ратуют за ми- ни.ма.гьное количество штабов, .лично мне как вожаку комсо­ мольцев района приходится с этим не соглашаться. А как думают другие? В. НОВИКО первый секретарь Во.товского райкома ВЛ КСМ. — Вы знае'ге, говорила одна жеищниа, после войны долго было. ПЛОХО'с дровами. И если 'лютовали ■морозы, . при которых детям позволяли оставаться дома, мы все равно приходили в школу. И не потому, что здесь хоть как-то было натоплено, дня не могли про­ жить без Анастасии Андреевны. Правда, сколько радости она вносила в послевоенную ' жизнь Больше-Ивановки. В первый же день приезда сюда ее уверяли в том, что здесь не растут фруктовые деревья. Осенью, когда с войны ве|риулся Евгений Филиппович, они посадили огром) 1 ый сад. Везки его деревьев так ласково заглядывают сейчас в окна школы. Село, кажется ка всю жизнь погруженное в печаль после войны, не хотело петь. А директор школы помогала наладить работу к.чуба. До прошлого года заслуженная учительница РСФСР Анастасия Аи-, дреевна Чуннхина в возрасте ше­ стидесяти двух лет была лучшим преподавателем в школе комсо­ мольской политучебы, много рабо­ тала она и в обществе «Знание». Безус.повно, ее любовь к Больше- Ивановке послужила примером мно­ гим бывшим ученикам, навсегда ос­ тавшимся в своем селе. Так почему, бы среди портретов на стенде «Почетные люди колхоза «Заря коммунизма» не поместить и ее портрет? ■ ' В последнее В!ремя мы много ломаем голову над тем, как сделать труд учителя престижным. И на­ прасно забываем рассказать, на­ помнить о нем лишний раз — осо. бенно в сельской местности, где роль учителя так далеко выходит за рамки школьных уроков. Кетати, и кормом для домашней живности Анастасию Андреевну на­ до было обеспечить. Ей, как не ра­ ботающей в |(олхозе, выделяют все­ го 50 килограммов. Да и лишний раз спросить, не течет .та крыша ее дома — тоже не мешает. Так может комсомольцы, кото­ рых в ко.чхозе около сотни, возьмут шефство над всеми старыми учите- йо И ПОСЛЕ т ш я в нынешнем году колхоз имени Ленина выделил учениче­ ской производственной бригаде Замарайской шко.ты большой участок, а для работы на нем снабдил ребят всем необходи­ мым. Наша беседа с инструктором—наставником этого кол. ■ ■■ -------- ТЫХ. лектива — А. И. ТОЛС Ь — .Александр Иванович, на­ верное, многие КЗ' окружающих вас людей с Недоумением от­ неслись к тому, что вы, агро- нрм по специальности и с уже приличным . стажем работы, полностью перешли на школь­ ное поле? — Да в том-то и дело, что недоумевающих не было. Все озфужаюшие меня лк?дн — и дома, и в колхойе — выпускни­ ки нашей школы. И, естествен­ но, всем приходилось еше в детстве работать на поле — и школьном, н колхозном. А как работали? В основном вы­ полняли вручную то, что мож­ но сделать с помощью машин. К сожа.теяию, бытовало мне­ ние. якобы наиболее воспита­ тельное воздействие иа детей оказывает именно тот тр.уд, ко­ торый мало нравится. Мол, справившись с нелюбимым де­ лом, девчонки и мальчишки испытывают радость от того, что победили себя. Да не может такого быть. Ученики школы обязательно должны на практике, а не по рассказам знакомиться с сов- р.еменным . уровнем производ­ ства, с нынешни.м содержанием и характером труда, особенно в сельской местности, где так остро стоит вопрос о кадрах. Если иначе, в хозяйствах еже долго будут ломать голову над тем, где взять рабочих. И наконец-то руководители нашего колхоза и администра­ ция школы повели умный ди­ алог именно о психологической подготовке учеников к сель­ скохозяйственному труду. В ре- зульт'ате, в марте нынешнего года появился договор, в кото­ ром наше хозяйство обязалось закрепить за ученической про­ изводственной бригадой 80 гек­ таров пашни и 14 — садов. Для этих участков р т выде­ лило семена, удобрения, тех­ нику, и, как видите, для рабо­ ты с детьми командировало меня, агронома по кормам. Хо­ чу подчеркнуть: зарплату мне сохргйшли прежнюю и выпла­ чивает ее колхоз. — Ну уж коль дети имеют теперь дело с агрономом по кормам, то, наверное, именно кормовые культуры у вас уда­ лись? — Да, удались и кормовые. Сена мы заготовили по 40 центнеров с гектара — вместо тридцати обещанных, свеклы думаем собрать по семьсот вместо шестисот.. А соеди 11 й- тельный союз я употребил по­ тому, что у нас хорошим по­ лучился и ячмень. Его мы ско­ сили почти по 39 центнеров. Как видите, зарплату колхоз­ ную я отработал честно. — Наверное, было беспокой­ ство не только из-за того, от­ работаете вы зарплату, или — Конечно, меня очень вол­ новали проблемы педагогиче­ ские. Ведь с детьми, да еще в официальном порядке я нико­ гда не работал. А от «каче­ ства» отношений с ними, со­ гласитесь, зависело и качество урожая. Но хотите верьте, хо­ тите нет, когда началась рабо­ та на поле, я сразу понял; именно в отношениях С' деть­ ми будет все нормально. Пото­ му как здесь — условия, мак­ симально приближенные к та- киА{, каким положено быть на поле, где работают взрослые. Труд в данном случае оптими­ зирован, И н.менно это мне как наставнику ребят очень помог- Но почему я все-такн сказал^^В что максимально прнближены,^^ а не окончательно? К сожале­ нию, со стороны колхоза были хоть и небольшие нарушения договора. Казалось,' опрыски­ ватель —- мелочь. Но что де­ лать без него, если завелись на поле мухи и блошки. Нам даже Предложили подожд.чть_: опрыскиватель' — до тех пор^ пока колхозное поле не обрабо­ тают. Все бы ничего, но там 400 гектаров! Хорошо, мы на­ шли старые иасосы. А если бы не нашли? Аммиачную воду сейчас начали возить на поле, а сколько было волнений из-за транспорта. Говцрю обо всем этом, как о ложке дегтя в бочке меда. Ведь при том ко­ личестве выделенной нам тех­ ники эти недоразумения, недо­ разумениями калсутся вдвойне. Но вернемся опять к детям. Если честно, трудно даже ска­ зать, что меня больше радует — хороший ли урозкай, или трудовой, эмоциональный на­ строй ребятишек — ел<ечас- вый, ежедневный. Зияете, как трогательно видеть, когда они готовы не спать — пропадать на поле, увидев, что у нас .. свекла взошла хуже, чем на колхозных плантациях. — Известно, что районным - агропромышленным объеди­ нением рекомендовано, чтобы все хозяйства поступили таким же образом, как колхоз имени Ленина. Какой совет вы хоте­ ли бы им дать? — Как можно скорее после­ довать нашему примеру, П ес­ ли понадобятся подробные со­ веты, мы готовы их дать в лю. бое время. Выпуск ,подготовй.ча Е. МИТИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz