Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
2 ф ЛЕНИНЕЦ 2 сентября 1986 г. А школьной РЕФОкМЁ КОМСОМОЛЬСкОЁ УСКОРЕНИЕ А Этой рубрикой мы начинаем смотр комсомольских орга низаций районов в деле осуществления школьной реформы. Сегодня наш рассказ о Воловском районе. Лицом и школе Виктор Петрович Акутин — пред седатель Больше-Ивановского сель совета. Так что по должности он имеет прямое отношение к школе. Но здесь он еще и вожатый. И труд но даже сказать — в каком отряде. С четвероклассниками Виктор Пет- 1рович ходил в походы, с шестиклас сниками готовил программу агит бригады, с ребятами постарше рабо тает в драмкружке, которым руко водит сам. А еще он хороший кон сультант по уходу за лошадями, ведь помимо того, что он историк, Виктор Петрович закончил сель скохозяйственный техникум, вете ринарное отделение. Ребятам ато очень важно, потому как все' они ухаживают за школьной лошадью. За несколько дней до начала но вого учебного года Виктор Петрович пришел в школу Н вместе со стар шей вожатой думал над тем, как .тучше Провести День Знаний. Анастасия Здес;ь, в школе, можно узнать о том. что близлежащая Захаровна раньше называлась Хитрово, Алек- сандровка именовалась Натальевкой и Больще-Ивановка до восемнадца того века была обозначена иначе... Анастасия Андреевна в эти минуты напоминает сказительницу. Интонации, с которыми она рас сказывает местную легенду, делает ее похожей на сказку. — Сам помещик жил в Хитрово, а когда'.умирал, завещал ее сыну За хару... ■Стало быть, ■Больше-Иванов. ка — потому, что поселился в ней самый большой сын — Иван. Это предание было услышано, за писано и литературно обработано старой учительницей истории и одновременно — бывшим директо ром школы. А ВОТ' это Анастасия Андреевна видела своими глазами... Первый год после войны, здесь, в Больше-Иванов- ке, О том, как может выглядеть дом, напоминало только чудом уцелев шее здание школы. Под руинами ■— вемлянки, в которых жили люди. В них они иногда умирали и пухли от голода в неурожайный 1947-й. Она помнит, как вз'рьшались на мннах, оставленных фашистами, дети и, рассказывая об этом, до сих пор плачет. — Когда я приехала сюда и уви дела разрушения, израненную землю минами и бомбами, поклялась всю жизнь свою прожить в благодарно сти тем, кто црогнал фашистов. Вот уже на^протяжении многих лет она вместе со своим мужем, бывшим фронтовиком и тоже учи телем руководит поисковым клу бом. А клуб этот собирает историю первой Гвардейской танковой брига ды, которая сражалась как раз на территории Больше-Ивановки. Пи шут сейчас сюда из многих городов В сел. Да что там пишут! Не прохо дит ни одного лета, теплого мая, чтобы сюда не приехал кто-либо из бывшей той бригафл. И родственни ки погибших здесь тоже бывают. -Всем хватает места в доме Ана стасии Андреевны и Евгения Фи липповича. Ну, а уж бывшие уче ники, приезжающие и живущие в Болыае-Ивановке, в се доме тоже постоянно. Будучи сам школьником, ме чтал. чтобы .схаршим вожатым был у нас парень. Но какой там! Даже девушки-то подол гу. не задерживались. В лш- нешнем августе райком комсо мола вручил путевки двум пар ням, пожелавшим стать вожа_х 4 Л -тыми. Девушек же оказалось 5 Я более чем достаточно. У нас, наконец, появилась возмож-, ность выбрать достойных. Факт не вызывает удивления. Моло дые люди пошли на пионерскую работу из-за большого ожив ления в самих школах и во круг школ. Знаете, как я иногда разы скиваю оек 1 рета!ря ко 5 ;!еомоль- ской организации хозяйства? Приеду в контору — там его нет, и на ферме не видно, а в мастерской он еще утром был,' тогда мне советуют: позвони в школу. И точно, он там. Чем занимается? Чтобы лучше пре,дст8вить, не обойтись без пе|речисления дел, совершенных уже в про цессе реформы. Если в прош лом году шестилетки, учились только в трех школах, то в нынешнем уже двенад'т.ать при няли их. А принять столь .не обычных учеников — это обо рудовать игровые, спальные комнаты, кабинеты для заня тий. Не все школы располага ли достаточным помещением, поэтому во многих соорудили пристройки, реконструировали старые, до этого пустующие здания. К сожалению, не могу сказать о том, что комсомол полностью взял.шефство над строительством и ремонтом, но помогали мы во многом. На субботниках убирали муссф, наводили лоск внутри поме щений. . Выполнять эту работу было радостно, потому как во мно гих школах района в последу ющие годы шестилеток будет гораздо, больше. Например, ны нешним сентябрем в Набереж ную школу пришли шестнадцать, малышей, на следующий там ждут в два раза больше. Да, кстати, детский сад, в котором воспитываются набережанские дошкольники, ремонтируют пол ностью комсомольцы во внера бочее время. И на недавнем отчетно-выборном собрании опять вели очень конкретный, обстоятельный разговор о по мощи этому учреждению. С удовольствием сообщаю о том, что почти все культурно спортивные комплексы сооружа ются' рядом со школой. Мож но сказать, их строят как бы в подарок девчонкам и маль чишкам. А уж на них чего, только нет! Пожалуй, только бассейнов пока недостает. Можно много рассказать об организации рабочих мест старшеклассников, о частавни- честве — на ферме, а мастер ских, на полях, о совместных комсомольских собраниях, ве черах. Сейчас мы, работники рай кома комсомола, многое поня ли в ваших проб.чемах. В ма шем районе нет станции юных техников. И вз|рослые, и дети устали сетовать. Но ведь функ ции этого внешкольного уч реждения могут за.меннть педа гогические отряды. И €С.ЧИ в них войдут, например, знато ки техники да организуют кружки, в которых вместе с мальчишками начнут делать модели, выходить в эфир, то у детей вместе с чувством бла годарности еще больше будет и гордости за свое родное хо зяйство,. в котором .оаботают умные, многоумеющие люди. Нельзя сказать, что и рань ше не пытались организовать педотряды. Они появляюсь, но быстро распадались, В ны нешнем году собираемся объ явить смотр работы педотря- д м на приз имени Володи Ба-- чурина — пионера-героя. На ши молодые люди с самого раннего возраста знают о под виге этого подростка, кото|рый жил и погиб в Волово. Поэто му очень рассчитываю на то. что найдется много желающих стать обладателем этого приза. И уж КОЛЬ'я заговорил о Володе Бачурине, стоит ска зать еще вот о чем. Нет ни 'одной школы-в нашем-районе, где не велась бы- поисковая ра . бота.Нб в этом нас не устра ивает вот что. Ребята мало знают о делах друг двуга. По этому считаем необ.ходимым раз в год устраивать недс.тю смотра музеев боевой славы. Что это даст? Как я уже ска зал, возможность общения, об мена опытом, и не менее важ ное, .ребята с>40гут услышать оценку своей работы —• от своих ровесников, райкома комсоАтола, военкомата. Одним словом, мы поняли: в осуществлении школьной ре формы важна, прежде всего, система, А для того, чтобы осуществить все продуманное и придуманное, райкому комсог,. мола необходимы помощники. И хотя сейчас ратуют за ми- ни.ма.гьное количество штабов, .лично мне как вожаку комсо мольцев района приходится с этим не соглашаться. А как думают другие? В. НОВИКО первый секретарь Во.товского райкома ВЛ КСМ. — Вы знае'ге, говорила одна жеищниа, после войны долго было. ПЛОХО'с дровами. И если 'лютовали ■морозы, . при которых детям позволяли оставаться дома, мы все равно приходили в школу. И не потому, что здесь хоть как-то было натоплено, дня не могли про жить без Анастасии Андреевны. Правда, сколько радости она вносила в послевоенную ' жизнь Больше-Ивановки. В первый же день приезда сюда ее уверяли в том, что здесь не растут фруктовые деревья. Осенью, когда с войны ве|риулся Евгений Филиппович, они посадили огром) 1 ый сад. Везки его деревьев так ласково заглядывают сейчас в окна школы. Село, кажется ка всю жизнь погруженное в печаль после войны, не хотело петь. А директор школы помогала наладить работу к.чуба. До прошлого года заслуженная учительница РСФСР Анастасия Аи-, дреевна Чуннхина в возрасте ше стидесяти двух лет была лучшим преподавателем в школе комсо мольской политучебы, много рабо тала она и в обществе «Знание». Безус.повно, ее любовь к Больше- Ивановке послужила примером мно гим бывшим ученикам, навсегда ос тавшимся в своем селе. Так почему, бы среди портретов на стенде «Почетные люди колхоза «Заря коммунизма» не поместить и ее портрет? ■ ' В последнее В!ремя мы много ломаем голову над тем, как сделать труд учителя престижным. И на прасно забываем рассказать, на помнить о нем лишний раз — осо. бенно в сельской местности, где роль учителя так далеко выходит за рамки школьных уроков. Кетати, и кормом для домашней живности Анастасию Андреевну на до было обеспечить. Ей, как не ра ботающей в |(олхозе, выделяют все го 50 килограммов. Да и лишний раз спросить, не течет .та крыша ее дома — тоже не мешает. Так может комсомольцы, кото рых в ко.чхозе около сотни, возьмут шефство над всеми старыми учите- йо И ПОСЛЕ т ш я в нынешнем году колхоз имени Ленина выделил учениче ской производственной бригаде Замарайской шко.ты большой участок, а для работы на нем снабдил ребят всем необходи мым. Наша беседа с инструктором—наставником этого кол. ■ ■■ -------- ТЫХ. лектива — А. И. ТОЛС Ь — .Александр Иванович, на верное, многие КЗ' окружающих вас людей с Недоумением от неслись к тому, что вы, агро- нрм по специальности и с уже приличным . стажем работы, полностью перешли на школь ное поле? — Да в том-то и дело, что недоумевающих не было. Все озфужаюшие меня лк?дн — и дома, и в колхойе — выпускни ки нашей школы. И, естествен но, всем приходилось еше в детстве работать на поле — и школьном, н колхозном. А как работали? В основном вы полняли вручную то, что мож но сделать с помощью машин. К сожа.теяию, бытовало мне ние. якобы наиболее воспита тельное воздействие иа детей оказывает именно тот тр.уд, ко торый мало нравится. Мол, справившись с нелюбимым де лом, девчонки и мальчишки испытывают радость от того, что победили себя. Да не может такого быть. Ученики школы обязательно должны на практике, а не по рассказам знакомиться с сов- р.еменным . уровнем производ ства, с нынешни.м содержанием и характером труда, особенно в сельской местности, где так остро стоит вопрос о кадрах. Если иначе, в хозяйствах еже долго будут ломать голову над тем, где взять рабочих. И наконец-то руководители нашего колхоза и администра ция школы повели умный ди алог именно о психологической подготовке учеников к сель скохозяйственному труду. В ре- зульт'ате, в марте нынешнего года появился договор, в кото ром наше хозяйство обязалось закрепить за ученической про изводственной бригадой 80 гек таров пашни и 14 — садов. Для этих участков р т выде лило семена, удобрения, тех нику, и, как видите, для рабо ты с детьми командировало меня, агронома по кормам. Хо чу подчеркнуть: зарплату мне сохргйшли прежнюю и выпла чивает ее колхоз. — Ну уж коль дети имеют теперь дело с агрономом по кормам, то, наверное, именно кормовые культуры у вас уда лись? — Да, удались и кормовые. Сена мы заготовили по 40 центнеров с гектара — вместо тридцати обещанных, свеклы думаем собрать по семьсот вместо шестисот.. А соеди 11 й- тельный союз я употребил по тому, что у нас хорошим по лучился и ячмень. Его мы ско сили почти по 39 центнеров. Как видите, зарплату колхоз ную я отработал честно. — Наверное, было беспокой ство не только из-за того, от работаете вы зарплату, или — Конечно, меня очень вол новали проблемы педагогиче ские. Ведь с детьми, да еще в официальном порядке я нико гда не работал. А от «каче ства» отношений с ними, со гласитесь, зависело и качество урожая. Но хотите верьте, хо тите нет, когда началась рабо та на поле, я сразу понял; именно в отношениях С' деть ми будет все нормально. Пото му как здесь — условия, мак симально приближенные к та- киА{, каким положено быть на поле, где работают взрослые. Труд в данном случае оптими зирован, И н.менно это мне как наставнику ребят очень помог- Но почему я все-такн сказал^^В что максимально прнближены,^^ а не окончательно? К сожале нию, со стороны колхоза были хоть и небольшие нарушения договора. Казалось,' опрыски ватель —- мелочь. Но что де лать без него, если завелись на поле мухи и блошки. Нам даже Предложили подожд.чть_: опрыскиватель' — до тех пор^ пока колхозное поле не обрабо тают. Все бы ничего, но там 400 гектаров! Хорошо, мы на шли старые иасосы. А если бы не нашли? Аммиачную воду сейчас начали возить на поле, а сколько было волнений из-за транспорта. Говцрю обо всем этом, как о ложке дегтя в бочке меда. Ведь при том ко личестве выделенной нам тех ники эти недоразумения, недо разумениями калсутся вдвойне. Но вернемся опять к детям. Если честно, трудно даже ска зать, что меня больше радует — хороший ли урозкай, или трудовой, эмоциональный на строй ребятишек — ел<ечас- вый, ежедневный. Зияете, как трогательно видеть, когда они готовы не спать — пропадать на поле, увидев, что у нас .. свекла взошла хуже, чем на колхозных плантациях. — Известно, что районным - агропромышленным объеди нением рекомендовано, чтобы все хозяйства поступили таким же образом, как колхоз имени Ленина. Какой совет вы хоте ли бы им дать? — Как можно скорее после довать нашему примеру, П ес ли понадобятся подробные со веты, мы готовы их дать в лю. бое время. Выпуск ,подготовй.ча Е. МИТИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz