Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

29 июля 1986 г ЛЕНИНЕЦ ф 3 ОбСУЖДАЕМ ПРОЕКТ ЦК КПСС О ПЕРЕСТРОЙКЕ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в Липецкой области на протяжении почти трех де­ сятков лет основной кузни­ цей инженерных кадров для отраслей черной металлур­ гии, машиностроения, стро­ ительства, транспорта стал коллектив, когда-то филиа­ ла; теперь уже самостоя­ тельного Липецкого поли­ технического института. За прошедшие годы профессорско - преподава- '-^-тельский кол.лектив обес­ печил подготовку почти 15-тысячного отряда ин­ женеров. Само наличие трех ос­ новных компонентов учеб­ ного процесса (его содержа­ ние, кадры, материальное оснащение) еще, не '' явля- 9 ются достаточным условием для подготовки . спёциали^ стов. Процесс обучения студента и его . будущая инженерная - деятельность носят ярко выразкенный ин­ дивидуальный -характер,^ и эффективность обучения студента, его творческая ‘От­ дача в огромной ;. , степени зависят от того, что мы сегодня называем .человече­ ским фактором. П римени .. тсльно: к успешной . подго- то.вке специалистов . это понятие ^неразрывно связано с ; процессом воспитания убеждений и основных иде-,. ологических и -мировоззрен­ ческих установок. Реализация этой . задачи в, учебно - ■воспнтат1вл-ьной работе предполагает' прежде всего формирование у сту. " дентов ответственного . от­ ношения к учебе как н глав- ■ному виду их сегодняшней трудовой деятельности. Оценки Б зачетной книжке — это уже гражданское ли­ цо будущего, специалиста. -Однако, для того, чтобы вскрыть личностные ре- • зервы в работе с будугцим поколением командиров производства, необходимо грамотное использование объективных., законов мо­ тивации деятельности, лич­ ности студента, что- может, - быть осуществлено только на основе глубокого , изуце. ния'- взглядов, настроений, жизгюнных : установок, цен- ■ ностных ориентаций. ^ Анализ инф ораицяи ,. по- . лученной в резуль-тате со- ■ циологичеСцого опроса сту­ дентов, '■ показал, что м н о - ' гие просчеты в учебно-вос­ ИНЖЕНЕР, ИЛИ ОБЛАДАТЕЛЬ «КОРОЧЕК»? питательной работе объяс-, няются тем, что, мы не всег­ да четко представляем про­ цессы , происходящие в та­ ком сложном организме как' институт. В. качестве примера хо­ телось бы привести резуль­ таты, недавнего исследова­ ния „среди ,пятисот студен. т р в '1 —4 курсов. ; ;11а'вопрос анкеты:' «Мо­ жете ли . вы учиться луч­ ше,?», 85 процентов перво­ курсников и 75 ,.. процентов студентов 4 курса твердо от­ ветили: «Да», .Однако, когда их спросили: «Что 'мешает им учиться лучше?», , чет­ вертый к у р с . ответил, что не видит-смысла в повыше. НИИ усиеваемостн. , у Анализ э ти х ' данных показывает, ,что в студенческой г среде сфор-- -лаировалось мнение, / .что .учеба, это одно) 'а; работа — ' .совсем другое. Так, больше- трети четверокурсйиков, не согласны с те.вд, ЧТО посред­ ственный студент сегодня — это посредственный спе­ циалист завтра, 57 процен­ тов согласны с таким ут­ верждением лнпгь отчасти. Думается, это- достаточно тревожное явление, разви­ тие которого ведет к сни­ жению уровня профессио­ нализма В: любой сфере че­ ловеческой . деятельности. Врач на V«тройку»,:,инженер на «тройку»,-. педагог — на ' .«тройку». Тут уже не просто инфантильность, а определен­ ная жизненная позиция. В нашей печати не ,раз дискутировался вопрос, вы­ давать ли диплом т е м , .. кто пять лет аккуратно ка­ тался. на тройках или про­ сто — справку об учебе в вузе.: Трудно . подсчитать тот социальный и экономи-- ческий ущерб, “КоторьЛ нанесли во всех сферах жизни и прризводства по­ добные владельцы «коро­ чек». В настоящее , вр'емя сложилась ■ситуация,; когда нередко диплом об 'оконча­ нии вуза не то,яько не гарантирует определенного уровня профессиональных -знаний, но и тем более не дает никаких, гарантий нрав­ ственных - качеств .- выпуск­ ника, егр ■ ; культурного уровня. . ■ Четвертый , Курс — без пяти минут', инженеры, ру- ководитёли ■ТР 5 Щ 0 ВЫХ ' кол­ лективов. М ы . попытались, путём студенческой само­ оценки определить . их '■ со-, циально' -- ■ пси:^ологическу 1 о подготовку к этой роли, наличие таких ■- ,мора.т 1 ьных качеств, как ответствен­ ность, нсполнительноотв, ..са­ мостоятельность, . стр.е.млё- ние к самообразованию, у.ме- ние выступать- перед’.' людь­ ми. Нужно отдать должное: наши корреспонденты оказа­ лись достаточно . ■самокри­ тичны .- Лишь ' ' восе.мь про­ центов заявили о своей способности выступать пе-. ред людьми, 14 ' — о стрем- ' Ленин к самообразованию, 36 — о самостоятельности и т. д. . • Может в этих, пусть еще.. очень ориентировочных дан­ ных,- заложены ростки проф­ отбора будущих . специали­ стов? - Социологические иссле­ дования помогли 'понять; что общественная деятельность рассматривается студенче­ ской молодежью, как само­ стоятельный ценностный, фактор, как важнейший ком­ понент самообразования. Юноши и девушки считают, что общественная раб'ота по­ могает „приобретать навыки общения , с людьми, приоб­ щает к . ж.изни коллектива, помогает выработке, актив­ ной) жизненной позиции. . В высшей’ степени ' ии- тересныьш оказались неко­ торые итоги социологиче­ ского опроса студентов в трудбво.м семестре. Только в прошлый ' , трудовой семестр юноши и девушки убрали в совхозе «Агроном» 8640 тонн я б л о к , . отряды «Жатва» и «Испытатель» скосили зерновы.х на пло. щади 255 гектаров, намоло­ тили 51850 центнеров зерна. Конкретная сельскохозяй­ ственная работа восприни­ мается большинством как необходимый общественно. полезный труд, личный вклад в реализацию Продо­ вольственной программы. В то же время учеба, как мы ужё упоминали, этот сне. цифический студенческий труд, такой реакции не вызывает. Где недочеты в организацйи учебного про­ цесса и воспитания, что нуждается в коренной пе­ рестройке для того, чтобы осознание социальной важ­ ности каждого дня в инсти- . туте , стало 'нормой для студента, над этим еще много придется ду.мать и работать. Один из реальных путей — это поиск наших будущих студентов среди старшемас- сников. На это «работает» фйзнко - математическая школа, руководимая доцен- ■гом Т. А. Герасименко, все ■укрепляющиеся связи ин- сщтута со школами обла­ сти) В настоящее время, не­ смотря на некоторый спад конкурсной остроты, набора в вузы, проблема выбора профессии остается ак ­ туальной и драматичной. Число студентов,' не. имею, щих . устойчивого положи­ тельного . отношения к из­ бранной епециальности, по нашим -многолетним на­ блюдениям, не снижается. А это в свою очередь нередко рождает тип студента-не- удачника, у которого фор - ' мируётся кохмплекс -непол­ ноценности, равнодушие к учебе и) будущей работе. . Невосполнимые ' потери не­ сут и личность, и’ общество. Об этом нужно задумать­ ся каждому, к т о . несет в эти дни- свои документы в . приемную ко.миссию • тех­ нического вуза. Е. ЕМЕЛЬЯНОВА, социолог. Ура, у нас каникулы ! т ш ^ ш ш Кажется, вчера с ранцами за пле­ чами мы гордо топали в школу — первый класс. Потом второй... пя­ тый... выпускной. А улица между тем ' не стареет. Вот' и новый четырнадцатнэтажный красавец-дом подчеркнул , ее веч-, ную молодость. Улица моего дет­ ства с поэтическим названием: Липовская. Смею утверждать: . самые яркие цветы — на ее клумбах. А у юных цветоводов 19-й школы, вырастивших их, уверен, смогут поучиться .«к'ол- леги» - профессионалы. Ребята взрыхлили даже гранитной крепо­ сти пустырь между «Аптекой» ■и, «Гастрономом». Теперь «пустырь» от утра к утру разгорается мно­ гоцветьем •анютиных, глазок,, астр... Но иногда мне кажется: улицы - наитего города на одно лицо. Так «впечатляют» поездки в новые микрорайоны Липецка. Улицы-близ. , нецы, с россыпями, строительного мусора, унылыми пустырями вместо клумб: нет у них настоящих хо­ зяев. ■ Утро.м заспешат ребята на пер­ вый урок. — Ребята, запишите тему уро­ ка; «Улица, по которой я иду в школу», — скажет учительница бо^ ' таиикн. — Подумаем .вместе,- как сделать ее красивой. Очень надеюсь, что — скажет. Ю, ВОРОНИН. Музыкальное ; кафе И И И Ш Я 1 И И Я | ш 1 На пляже. Фото Н. Ткаченко. Мы часто называем адреса, где могут отдохнуть молодые люди. Сегодня же поступим наоборот, на. зовем адрес, которого, увы, пока на карте города нет... Мы толкаем, массивную дверь и попадаем в небольшое уютное по­ мещение. — Что будем заказывать? —- бес­ шумно . вырастает перед нами элё- гаитн-ый официант,’ как только мы опускаемся в глубокие мягкие кресла. По перво.му' меню у нас сегодня флиппы, физы, мягкое мороженоё, коктейли; земляничный, малинр. вый, клубничный. Во втором меню комплексы, но вы можете по жела. нию сделать и спецзаказ, Мы переглядывае.мся: «А. что у вас сегодня 'в культурной пррграм- - ме?»,.: ■ ' — Подборка прелюдий Ваха, слайд-рассказ о первых рок-ансамб­ лях, фрагменты опер ' Бородина и Глинки в видеозаписи, опера Ваг­ нера «Тангейзер,».., ; — Спасибо, хватит. Я, пожалуй, остановлюсь на Вагнере, —‘ говорит мой приятель. —- А мне, — включаюсь я в разговор). — подготовьте, пожалуй­ ста) подборку из концертов «Битл.з». А что у вас сегодня в демонстра­ ционном зале? — Новая видеозапись концерта «Юрмала-86», только что получи.ти. Затем . он исчезает й через мину­ ту цояв';чяетСя') с,, подносом,. на котором,, серебрятся изящные бокалы С прохладным- коктейлем.' ) Несложные ) манипуляции ?с . ап­ паратурой;. щеячЬк слайдщроёк'грра; и Мы ..погружаемся в прекрасный и удивительный МНР )му.зыки)., Н. ОКУНГ.В. о т РЕДАКЦИИ: Как вы уже до­ гадались. речь идет не о простом кафе, а 6 музыкальном. Таким его представляет наш читатель. Кафе, где есть высококачественная музы­ кальная и видеоаппаратура, где квалифицированный специалист по­ может подобрать музыку по ваше­ му вкусу, устроит как индивидуаль­ ное, так и коллективное прослуши. ванне музыкальных произведении. А пока желающие послушать ее вынуждены пользоваться услуга­ ми нотно-музыкального отдела об. ластной библиотеки, который. к сожалению, имеет весьма скромную площадь и не позволяет сделать ве­ чера, проводимы'е здесь, настоящим праздником общения с прекрасным. Читатель вносит конкретное предложение. Найти «акое-нибудь подвальное помещение, ■гремонти- ровать его и организоваи там музыкальное молодежное кафе. Ждем ответа от заинтересованных лиц.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz