Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
29 июля 1986 г ЛЕНИНЕЦ ф 3 ОбСУЖДАЕМ ПРОЕКТ ЦК КПСС О ПЕРЕСТРОЙКЕ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в Липецкой области на протяжении почти трех де сятков лет основной кузни цей инженерных кадров для отраслей черной металлур гии, машиностроения, стро ительства, транспорта стал коллектив, когда-то филиа ла; теперь уже самостоя тельного Липецкого поли технического института. За прошедшие годы профессорско - преподава- '-^-тельский кол.лектив обес печил подготовку почти 15-тысячного отряда ин женеров. Само наличие трех ос новных компонентов учеб ного процесса (его содержа ние, кадры, материальное оснащение) еще, не '' явля- 9 ются достаточным условием для подготовки . спёциали^ стов. Процесс обучения студента и его . будущая инженерная - деятельность носят ярко выразкенный ин дивидуальный -характер,^ и эффективность обучения студента, его творческая ‘От дача в огромной ;. , степени зависят от того, что мы сегодня называем .человече ским фактором. П римени .. тсльно: к успешной . подго- то.вке специалистов . это понятие ^неразрывно связано с ; процессом воспитания убеждений и основных иде-,. ологических и -мировоззрен ческих установок. Реализация этой . задачи в, учебно - ■воспнтат1вл-ьной работе предполагает' прежде всего формирование у сту. " дентов ответственного . от ношения к учебе как н глав- ■ному виду их сегодняшней трудовой деятельности. Оценки Б зачетной книжке — это уже гражданское ли цо будущего, специалиста. -Однако, для того, чтобы вскрыть личностные ре- • зервы в работе с будугцим поколением командиров производства, необходимо грамотное использование объективных., законов мо тивации деятельности, лич ности студента, что- может, - быть осуществлено только на основе глубокого , изуце. ния'- взглядов, настроений, жизгюнных : установок, цен- ■ ностных ориентаций. ^ Анализ инф ораицяи ,. по- . лученной в резуль-тате со- ■ циологичеСцого опроса сту дентов, '■ показал, что м н о - ' гие просчеты в учебно-вос ИНЖЕНЕР, ИЛИ ОБЛАДАТЕЛЬ «КОРОЧЕК»? питательной работе объяс-, няются тем, что, мы не всег да четко представляем про цессы , происходящие в та ком сложном организме как' институт. В. качестве примера хо телось бы привести резуль таты, недавнего исследова ния „среди ,пятисот студен. т р в '1 —4 курсов. ; ;11а'вопрос анкеты:' «Мо жете ли . вы учиться луч ше,?», 85 процентов перво курсников и 75 ,.. процентов студентов 4 курса твердо от ветили: «Да», .Однако, когда их спросили: «Что 'мешает им учиться лучше?», , чет вертый к у р с . ответил, что не видит-смысла в повыше. НИИ усиеваемостн. , у Анализ э ти х ' данных показывает, ,что в студенческой г среде сфор-- -лаировалось мнение, / .что .учеба, это одно) 'а; работа — ' .совсем другое. Так, больше- трети четверокурсйиков, не согласны с те.вд, ЧТО посред ственный студент сегодня — это посредственный спе циалист завтра, 57 процен тов согласны с таким ут верждением лнпгь отчасти. Думается, это- достаточно тревожное явление, разви тие которого ведет к сни жению уровня профессио нализма В: любой сфере че ловеческой . деятельности. Врач на V«тройку»,:,инженер на «тройку»,-. педагог — на ' .«тройку». Тут уже не просто инфантильность, а определен ная жизненная позиция. В нашей печати не ,раз дискутировался вопрос, вы давать ли диплом т е м , .. кто пять лет аккуратно ка тался. на тройках или про сто — справку об учебе в вузе.: Трудно . подсчитать тот социальный и экономи-- ческий ущерб, “КоторьЛ нанесли во всех сферах жизни и прризводства по добные владельцы «коро чек». В настоящее , вр'емя сложилась ■ситуация,; когда нередко диплом об 'оконча нии вуза не то,яько не гарантирует определенного уровня профессиональных -знаний, но и тем более не дает никаких, гарантий нрав ственных - качеств .- выпуск ника, егр ■ ; культурного уровня. . ■ Четвертый , Курс — без пяти минут', инженеры, ру- ководитёли ■ТР 5 Щ 0 ВЫХ ' кол лективов. М ы . попытались, путём студенческой само оценки определить . их '■ со-, циально' -- ■ пси:^ологическу 1 о подготовку к этой роли, наличие таких ■- ,мора.т 1 ьных качеств, как ответствен ность, нсполнительноотв, ..са мостоятельность, . стр.е.млё- ние к самообразованию, у.ме- ние выступать- перед’.' людь ми. Нужно отдать должное: наши корреспонденты оказа лись достаточно . ■самокри тичны .- Лишь ' ' восе.мь про центов заявили о своей способности выступать пе-. ред людьми, 14 ' — о стрем- ' Ленин к самообразованию, 36 — о самостоятельности и т. д. . • Может в этих, пусть еще.. очень ориентировочных дан ных,- заложены ростки проф отбора будущих . специали стов? - Социологические иссле дования помогли 'понять; что общественная деятельность рассматривается студенче ской молодежью, как само стоятельный ценностный, фактор, как важнейший ком понент самообразования. Юноши и девушки считают, что общественная раб'ота по могает „приобретать навыки общения , с людьми, приоб щает к . ж.изни коллектива, помогает выработке, актив ной) жизненной позиции. . В высшей’ степени ' ии- тересныьш оказались неко торые итоги социологиче ского опроса студентов в трудбво.м семестре. Только в прошлый ' , трудовой семестр юноши и девушки убрали в совхозе «Агроном» 8640 тонн я б л о к , . отряды «Жатва» и «Испытатель» скосили зерновы.х на пло. щади 255 гектаров, намоло тили 51850 центнеров зерна. Конкретная сельскохозяй ственная работа восприни мается большинством как необходимый общественно. полезный труд, личный вклад в реализацию Продо вольственной программы. В то же время учеба, как мы ужё упоминали, этот сне. цифический студенческий труд, такой реакции не вызывает. Где недочеты в организацйи учебного про цесса и воспитания, что нуждается в коренной пе рестройке для того, чтобы осознание социальной важ ности каждого дня в инсти- . туте , стало 'нормой для студента, над этим еще много придется ду.мать и работать. Один из реальных путей — это поиск наших будущих студентов среди старшемас- сников. На это «работает» фйзнко - математическая школа, руководимая доцен- ■гом Т. А. Герасименко, все ■укрепляющиеся связи ин- сщтута со школами обла сти) В настоящее время, не смотря на некоторый спад конкурсной остроты, набора в вузы, проблема выбора профессии остается ак туальной и драматичной. Число студентов,' не. имею, щих . устойчивого положи тельного . отношения к из бранной епециальности, по нашим -многолетним на блюдениям, не снижается. А это в свою очередь нередко рождает тип студента-не- удачника, у которого фор - ' мируётся кохмплекс -непол ноценности, равнодушие к учебе и) будущей работе. . Невосполнимые ' потери не сут и личность, и’ общество. Об этом нужно задумать ся каждому, к т о . несет в эти дни- свои документы в . приемную ко.миссию • тех нического вуза. Е. ЕМЕЛЬЯНОВА, социолог. Ура, у нас каникулы ! т ш ^ ш ш Кажется, вчера с ранцами за пле чами мы гордо топали в школу — первый класс. Потом второй... пя тый... выпускной. А улица между тем ' не стареет. Вот' и новый четырнадцатнэтажный красавец-дом подчеркнул , ее веч-, ную молодость. Улица моего дет ства с поэтическим названием: Липовская. Смею утверждать: . самые яркие цветы — на ее клумбах. А у юных цветоводов 19-й школы, вырастивших их, уверен, смогут поучиться .«к'ол- леги» - профессионалы. Ребята взрыхлили даже гранитной крепо сти пустырь между «Аптекой» ■и, «Гастрономом». Теперь «пустырь» от утра к утру разгорается мно гоцветьем •анютиных, глазок,, астр... Но иногда мне кажется: улицы - наитего города на одно лицо. Так «впечатляют» поездки в новые микрорайоны Липецка. Улицы-близ. , нецы, с россыпями, строительного мусора, унылыми пустырями вместо клумб: нет у них настоящих хо зяев. ■ Утро.м заспешат ребята на пер вый урок. — Ребята, запишите тему уро ка; «Улица, по которой я иду в школу», — скажет учительница бо^ ' таиикн. — Подумаем .вместе,- как сделать ее красивой. Очень надеюсь, что — скажет. Ю, ВОРОНИН. Музыкальное ; кафе И И И Ш Я 1 И И Я | ш 1 На пляже. Фото Н. Ткаченко. Мы часто называем адреса, где могут отдохнуть молодые люди. Сегодня же поступим наоборот, на. зовем адрес, которого, увы, пока на карте города нет... Мы толкаем, массивную дверь и попадаем в небольшое уютное по мещение. — Что будем заказывать? —- бес шумно . вырастает перед нами элё- гаитн-ый официант,’ как только мы опускаемся в глубокие мягкие кресла. По перво.му' меню у нас сегодня флиппы, физы, мягкое мороженоё, коктейли; земляничный, малинр. вый, клубничный. Во втором меню комплексы, но вы можете по жела. нию сделать и спецзаказ, Мы переглядывае.мся: «А. что у вас сегодня 'в культурной пррграм- - ме?»,.: ■ ' — Подборка прелюдий Ваха, слайд-рассказ о первых рок-ансамб лях, фрагменты опер ' Бородина и Глинки в видеозаписи, опера Ваг нера «Тангейзер,».., ; — Спасибо, хватит. Я, пожалуй, остановлюсь на Вагнере, —‘ говорит мой приятель. —- А мне, — включаюсь я в разговор). — подготовьте, пожалуй ста) подборку из концертов «Битл.з». А что у вас сегодня в демонстра ционном зале? — Новая видеозапись концерта «Юрмала-86», только что получи.ти. Затем . он исчезает й через мину ту цояв';чяетСя') с,, подносом,. на котором,, серебрятся изящные бокалы С прохладным- коктейлем.' ) Несложные ) манипуляции ?с . ап паратурой;. щеячЬк слайдщроёк'грра; и Мы ..погружаемся в прекрасный и удивительный МНР )му.зыки)., Н. ОКУНГ.В. о т РЕДАКЦИИ: Как вы уже до гадались. речь идет не о простом кафе, а 6 музыкальном. Таким его представляет наш читатель. Кафе, где есть высококачественная музы кальная и видеоаппаратура, где квалифицированный специалист по может подобрать музыку по ваше му вкусу, устроит как индивидуаль ное, так и коллективное прослуши. ванне музыкальных произведении. А пока желающие послушать ее вынуждены пользоваться услуга ми нотно-музыкального отдела об. ластной библиотеки, который. к сожалению, имеет весьма скромную площадь и не позволяет сделать ве чера, проводимы'е здесь, настоящим праздником общения с прекрасным. Читатель вносит конкретное предложение. Найти «акое-нибудь подвальное помещение, ■гремонти- ровать его и организоваи там музыкальное молодежное кафе. Ждем ответа от заинтересованных лиц.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz