Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
12 ню яй ?198е г . ЗАВТРА — ДЕНЬ РЫБАКА Л Е Н Й Н Щ : Ц % На первый взгляд, рыбакам-профессионалам в Добров* ском зональном рыбопитомнике делать нечего. На водо емах этого хозяйства как таковую рыбу не ловят — огром ный комплекс прудов рассчитан на воспроизведение и до ращивание малька с тем, чтобы уже потом отправить его в рыбоводческие хозяйства области. Но оказалось, что и здесь, в питомнике, без рыбака не обойдешься. На их пле чи ложится вся работа по содержанию водоемов, кормле нию малька. Кроме того, через каждые десять дней прово дятся контрольные отловы. Потом в лаборатории лабо ранты и рыбоводы, проведя исследования, получат полную картину развития рыбы. НА СНИМКАХ: на одном из прудов хозяйства; лаборанты Галина и Валентина Никулины; Алексей Трунов, несмотря на молодость, известен как опытный рыбак. — К 10-летию выхода в свет постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» ОБРЕТАЯ ПОДЛИННОСТЬ НЕДАВНО В РЕДАКЦИИ, ЖУРНАЛА «ЛИТЕРАТУРНАЯ УЧЕБА*, ОР ГАНА ЦК ВЛКСМ И СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ СССР, СОСТОЯЛСЯ «КРУГ ЛЫЙ СТОЛ*, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДЕСЯТИЛЕТИЮ ВЫХОДА В СВЕТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС «О РАБОТЕ С ТВОРЧЕСКОЙ МОЛО ДЕЖЬЮ*. В ЭТОЙ ВСТРЕЧЕ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ ЛИПЕЦКИЙ ЛИТЕ РАТУРОВЕД ВЛАДИМИР СЛАВЕЦКИИ. СЕГОДНЯ МЫ ПУБЛИКУЕМ ЕГО ВЫСТУПЛЕНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДОЙ ПО ЭЗИИ. Непросто свести развитие разрастаю щейся вширь -молодой поэзии к основ ным тенденциям, решить вопрос о том, какова прозреваемая ею связь с Родиной, человеком, миром. Ощущает ся тяготение к разному жизненному ма териалу и' порой полярным стилям,- манерам. И люди талантливые есть, и книги добротные, опять же, имеются. Вот с именами несколько затруднитель-. но. Ско.тько назв,ать? Пять? Десять? Двадцать? Список , может получиться очень длинным, и тогда разнообразие неизбежно обернется мбнотонностью. А ведь лидера ищем, выразителя,., С лидером, правда, напряженка, .. - Вот почему молодые потянулись к Ю. Кузнецову. Впрочем, едва , ли они этим удовлетворятся, по крайней мере —- надолго. Судьбой своей они недовольны («Недоволен я своей судь бой*; — так и заявил, например, В. Вер стаков). А внутренний дискомфорт ■— один из толчков к нравственным иска- ииям поэтов, на которых сосредоточи вается и критика. В этом внимании к этическому сказывается не только уважение к «заветам», но и требование времени, если угодно — социальный за каз. При явном хроническом отстава нии духовного от быстро развивающейся материальной сферы Появляется н.е- : обходимость защитить духовное, про тивостоять. потребительским настроени ям, пошлости, экспансии со стороны массовой культуры («Душа чему-то противостоит — безверию ли, тоске иль вырождению», — написал когда-то Олег Чухонцев). Прислушиваются поэты к голосу совести; ^«А пока наша совесть больна (слава богу — не быть ей здоровой!),— мы не судьи с тобой. Мы—вина. Это наше последнее слово» (Г. Красников). Слово •— .«вина»' — последнее в строке, оно вынесено в рифму, особо выделено, и может стать предметом разговора. Поэзия традиционно, отличалась чут костью, участливо.стыо, совестливостью. Такой уж. орган — сердце поэта; . что ранит его. и вина других людей; скорби всего мира он готов взвалить на свои плечи. Вспомним пушкинское раская ние («...грешный .мой язык, и праздно словный, и лукавый»), лермонтовскую «Думу», стихи Некрасова, Твардовско го. В последние годы эта- тема заявила о себе весьма ощутимо, представленная, в разных «вариациях»: . раскаяния, дты- . да, искупления, жертвенности, сострада ния; «Й, может быть, некий по.эт шметнт среди помраченья: — Затмение раз ума. ■Свет страдальчества и искуп ления» (О. Чухонцев). Мотивы эти найдем у В. Лапшина и Г. . Русакова, П. Кошеля и Г. Касмынииа, Н. Дмит риева и О. Ермолаевой, М. Аввакумовой и А. Шуплова, И. Харина и Людмилы Парщиковой, А. Новикова и В. Же лябовского.... Поэтически осмысливая эту тему в историческом .и историко-культурном плане, поэты романтизируют ее, находят черты страда.дьчества и искупления в прошлом. Таков в стихах О. Чухонцева «безвестный, соперник Бонна», к-оторый в «Слове...», принял на себя «срам» и «полон» Игоря. Такова у В. Лапшина Василиса Премудрая, искупите.тьница,. и жерственница, исходившая всю Русь . и раздарившая людям всю мудрость и красоту, просветлявшая тем самым неразумных, укрощавшая зло и самую смерть. Таковы «без вины виноватые» Г- Русакова, родственны им странник А. Боброва, Г. Касмкнина, Т. Ребровой. Возможно, для авторов эти персонажи — один из традиционных способов пе редать тревожное ощущение . хода истории в конце века. Возмолтно, так нащупывается выход из духовного кри зиса, предощущается тема и образ про рока, коль скоро доверие, интерес к прямым стихотворным пророчествам Очарованные трудами А. Афанасьева, «Словом...», былинами, сказками, твор чеством Бунина, Клюева и некоторых других заново перечитываемы.г авторов, новые поэты (назовем еще, напри.мер, А. Логинова, М. Попова, А. Чернова, М. Шеле.чова) ' добросовестно отчиты ваются о прочитанном по дальней и блияеней истории, славянски.м мифо поэтическим воззрениям, древнерусской литературе, пытаясь уточнить основы,- возможности, характерные особенности -И' границы национальной культуры на фоне нынешнего процесса активного взаимопроникновения ку.чьтур. Будем верить, что поэзия не остановится на уровне сбора материала, отчета, но усилит поиск подлинной, не деклара тивной, не вычитанной связи с- Роди-: ной, сохранив и развив лучшие черты национальной культуры, чутье родного языка и при этом не утратит способно сти обогащаться иными традициями и культурами. Судьбы современной поэзии (и не только молодой) будут зависеть от серьезной постановки вопроса о под-. , лшшости нравственно-художественных исканий, , обеспеченности поэтически,х ' строк .судцбой, талантом... Ведь ,и ,чувст. во вины, самоанализ, ирония и самоиро- ния идут от осознания дефицита подлин ности. Не случайно иные поэты «специа лизируются» на иронии и еамояронии, другие — ироничны в значительной сте пени? (например, А. Еременко, М. Куди мова, А. Парщнков, В. Поздняев, А. Прийма, В. Салимов, Д. Толстоба). И разве не боязнью долиной многозначи. тельности вызвано их стремление по верить серьезное шуткой, смещением смыслов, а то и просто спрятаться за улыбку, уйти в метафорическое Зазер калье? Так вроде удобнее... Все же мысль о подлинности — неподлинности гложет, не дает покоя. Вот и приходят моменты горького недоумения, прозре ния, желание покая.ться, повиниться: «А теперь, когда мне тридцать с лишним лет, развожу в недоумении руками — никому до меня, в общем, дела нет...». Правда, здесь, в стихах А. Приймы, все вроде нагляднее, потому что была сознательная установка на игру, на «песни фрондерские, потешные». Однако и «серьезные» поэты не свободны от рефлексии; цельности уж не ищите. Вл,, Урусов в дискуссии 1983—84 гг, прямо пусть — не без полемического преувеличения — заявил на страницах «Литературной газеты» о некотором дефиците подлинности в творчестве своих сверстников. Это ли не совестливость, не чувство вины? И, думается, зря в заключающем дис куссию «круглом столе» это заявление «закрепили» только -за одним В. Урусо- ВЫ.М 1 дескать, сам он такой и есть, а все-остальные — чистая, самой высокой пробы под.чинность. Кстати, в той же дискуссии цитировалтиь. .характерные строки Н. Дмитриева: «Проклял телеви зор и газету. Чтобы отныне и ; ,уже . навек, поклоняться елям’ и рассвету, В добрый путь,, хороший -человек,. По цветам,’ по г.пине, по'осоке, Так легко, что ,любо поглядеть; посЬх-взял, ушел искать истоки, пить росу и ' в дудочку дудеть:;. .Как из- сказки тот счастливый витязь,;Стал он разбираться в голосах. И сказала птичка: «Обернитесь,- сзади мир в -пожарах и с.дезах». Ирония, как видим, не по поводу «припаданий к . истокам», а над легкой, общедоступной имитацией этой темы для тех случаев, -когда она. не подтверждена подлинно стью судьбы и таланта. Но ирония . в этом стнхотвор'енйи Двойная, ; автор иронизирует и над тем, что «истокам» автоматически, ■дежурно ’пррти-вопо- ставляются умозр.нте-льные призывы о «пожарах и слезах». Так оно и бывает; одно общее мёсто побивается -другрм общим местом; Только зайётных творче ских результатов тут, естественно, ждать не . приходится. Что касается поэтиче-. ской публицистики, то! в эпоху ра.звитой пуб.чицйстйки прозаической действен ность, злободневных стихов неизбежно- уменьшается, подобно тому, как «ум чался век эпических поэм», в пору , развитой художественной прозы. Выживет прежде всего лирика! . Общие места, ошушеииё непробован- I ; .ради кутей.: досгушюстн ,,й в(^пр<шзвр- димости тем, -манер, приемов , (стоит только заглянуть в копилку русской, СО- ' ветской, мировой поэзии) -заставляет йскать огибающих маршрутов, у.ходов, ■ отступлений в. боковые ответвления,.. архаические, периферийные, экспернг .ментальные темы или приемы. Примем во внимание информациоипый взрыв, унификацию быта, воспитания, образо вания, стереотипы мышления. Сопро-, . тивлеиие унификации образа жизни и .мышления побуждает искать разного рода, эстетические допинги, болевые- , -приемы (в этом смысле «.синяки поцелу ев» в стихах А. Приймы и .«багровые ' знаки» того же происхождения у Ю. Кузнецова — обра.зы сходные) — , от эпатажа формального до публично-, го самобичевания. Только. ' где же выход? Выход все-такн в содержатель ной глубине; эстетической объёмности. ■Вспомним еще раз «Я знаю, никакой моей вины...» А. Твардовского. Глуби на и обеспечена истинностью чувства, душевным и художественным тактом, деликатностью.. Л. Толстей писал о «скрытой. теплоте патриотизма»; (курсив мой— В. С,)... Хорошо известны строки из стихотворе ния А. Ахматовой «Родная земля»: «В .заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем... Но ложимся в нее и становимся ею, оттого -и зовем так охотно — своею». Такта и меры, целомудрия недостает иным со временным стихам, когда доходит до слов святых, высоких, задушевных, На пример: «Кто не .любил России—не из ведал своей вины перед ее слезой, - и перед этим невеселым,- небом нал горь кой, непростой ее стезей. Мы никаких счётов -,н.ё .. иредъявляе.м, прощает нас —- спасибо и на том. То во поле- ' бе- . резку, обнимаем, то провожаем птиц — а в горле ком». Уже по то.му, как ав тор запутался в предлогах .«перед» и «над», можно -судить не столько ’ о-, силе чувства, сколько о его сбнврвости, художественной, , направленности. И никакие завёрения . в , искренности не помогут. Нет иеобхрдимоетн , ра.зделять, ;противопдставлять эстетическое и нравственное. Если вспомнить суждения .молодого Маркса, что человек творит материю и-по законам красоты и его - . же слова о . «более верном эстетическом чутье» Гете (курсив мой — В, С ) , то из этого. ёледуСт, что относительно са- мостоятеАная , художественная реаль- ■ нбсть (если, конечно,' она создана), мир образный, эстетический вбирает в себя и нравственное и социальное. . Итак, есть задушевность («трогатель ность», как -удачно, выразилась Лариса - Баранова-Гонченко),. есть совестли вость, чувство вины, ‘а. значит — Яолга и ответственности -йеред временем- за слово и. дело. Все это вселяет рпреде-’ лепные надежды. Только бы ранимая совесть рбёрнулась и художествёиной взыскатёльностыо, не станрвнлась- чисто литературной' темой,' стСреоти-пом, в предей'а'х которого уютно устроятся ав торы. ". ■ ' В. СЛАВЕЦ.КЙЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz