Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

5 ивдя ЛЕНИНЕЦ ♦ ПРИГЛАШАЕМ К РАЗГОВОРУ ♦ Размышления после школьного выпускного вечера ТРЕВ 9 ЕТСЯ ИИИЦНЙТИВА Как интересно и правильно орга­ низовать досуг молодежи? Ведь се­ годня свободное время — слишком большая общественная ценность, чтобы относиться к нему равнодуш­ но. И партия, н правительство уделя­ ют сейчас этому самбе пристальное внимание. Этот вопрос стал предме­ том обсуждения и на XXVII съезде КПСС. В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии гово­ рилось: Главную задачу своей куль­ турной политики партия видит в том, чтобы открыть самый широкий про­ стор для выявления способностей людей, сделать их жизнь духовно богатой, многогранной»; Особая категория общества —- мо­ лодежь. Характерна . специфика до- с\та юношей и девушек. Именно в молодые годы идет иитепсивное на­ копление знаний, усвоение Опыта старших, поколений, расширяется кругозор, приобретается идейно- нравственная закалка, трудовые на­ выки. И, напротив, юность, потра­ ченная в значительной мере на без­ делье, выпивки, праздность и пус­ тые развлечения, ведет к быстрому старению, духовной дряхлости и мо­ ральной ьтепоте. Понапрасну убитое время — невосполнимая потеря для молодых, и, в конечном счете, - для общества.' Исследования, проведенные науч­ но-исследовательским центром ВКШ при ЦК ВЛКСМ, показали, что го­ довая величина свободного време­ ни у совреме^шого молодого челове­ ка сравнилась с величиной рабочего времени. Однако не всегда уровень организации досуга отвечает совре­ менным требованиям. И одна из при­ чин этого — имеющая место разоб­ щенность организаций; занимающих­ ся проблемой досуга. Поэтому и были созданы культурно-спортивные комплексы (КСК). Однако инох'да КСК побеждает разобщенность только в цроведении массовых ме­ роприятий. Вэтих случаях возника­ ет ситуация, когда с одной стороны — проводятся эти мероприятия, ох­ ватывающие по отчетам тысячи лю­ дей, с другой — возникают стихий­ ные сообщества подъездов, дворов и подвалов,' которыми зачастую никто не занимается. Совместное проведе­ ние массовых мероприятий, празд­ ников было первым этапом укрепле­ ния культурно-спортивных комплек­ сов. . Это, -так сказать, работа вширь. А теперь нужно идти вглубь. Воспитывать не пас­ сивных потребителей развлекатель- , ных программ, а прежде всего опре­ делить, как в рамках КСК создать любительские объединения по ин­ тересам. Сегодня мы сталкиваемся и с та­ кими фактами, когда многие ' коми­ теты . комсомола работают лишь с теми- самодеятельными объединения­ ми, которые созданы по их инициа- тиве. А стихийно возникающие час­ то остаются- вне комсомольского вни­ мания. Между тем, партия поставила пе­ ред ' комсомолом конкретную задачу: определять свое место, роль, формы и методы влн-яния на самодеятель- ' ные объединения молодежи. Можно выделить три основных направления работы, которые впол­ не по сила.м комитетам комсомола. Во-первых, нужно учитывать, что молодежь часто не знает, чем рас­ полагают дома и дворцы культуры,' какие существуют самодеятельные объединения в городе, районе. Пер­ вые помощники здесь ^ молодежные страницы . районных газет, радио, ко­ торые могли бы ■регулярно инфор- мир'овать своих читателей и слуша­ телей обо всех уже существующих объединеппях, их тематической на­ правленности,. месте- и режиме рабо­ ты. ’ Во-вторых, прежде чем создавать объединения, необходимо точно знать структуру сложившихся инте-. ресов и запросов . молодежи. Коми­ тетам. комсомола ве составит оеобо- . го труда периодически проводить опросы мояодег^'и. Была бы полез­ ной .карта города или района, даю-, шая . представление о размещении и тематической иадравленности об- . щеСтвенно органнаованных и епонтан- но возникающих объединений. Третье, и одно Йз важнейших на­ правлении — работа с кадрами. Се­ годня организация свободного вре­ мени требует специального знания и опыта. В Воловском районе, напри- ,мер, накопилось .много проблем по организации досуга молодежи. Да и не мудрено: в районе не хватает, свыше 20 специалистов. Однако по комсомольским путевкам в культур­ но-просветительные учебные заведе­ ния за 1985 год направлен всего" лишь один ко.мсомолец. Попытки создать при Долгоруков­ ском РДК дискотеку, отвечающую современным требованиям,' до сих пор не увенчались успехом. Причн- , иы опять же — в неподготовленности кадров, - нехватке специалистов. , Не создан здесь и вокально-инструмен-' тадьный ансамбль, не .функционирует ряд кружков. Району требуется еще около 30 специалистов. А по комсо­ мольским путевкам в культурно- просветительные учебные заведения за последние годы направлено толь­ ко 15 человек. Правда,'- многим комитетам комсо­ мола не свойственен такой подход к делу. Несмотря на трудности, при­ ступил к работе молодежный к,чуб при Задонском райкоме комсомола. Ребята начали свою, деятельность с. переписки с уже существующими По­ добными клубами. Ответы пришли из Прибалтики, Белоруссии, Украи­ ны. Из присланных рекомендаций отобрали те, которые больше подхо­ дили к местным условиям. Решением исполнительного комитета под клуб отдано помещение городского кафе. Хотелось, чтобы сегодняшний р а з - . говор заинтересовал и тех комсо­ мольцев, которые уже много сдела­ ли для организации досуга молоде-., жи, и тех, кто еще не знает, с чего начать. . Сейчас, областным комитетом ком­ сомола по примеру Пензы, Одессы, Новосибирска и ряда других -терри­ торий изучаются возможности созда-, ния фонда молодежной инициативы для поддержки и управления клубами, по интересам. Идея фонда не только не П!ротиворечит сути КСК, но и яв­ ляется ее логическим иродолжени- В конце мая этого года Министер­ ство культуры СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ приняли решение о создании мсхчодежных центров в каждом го­ роде и районе на базе существую­ щих клубов с предоставлением им права самосто'ятельной финансовой деятельности. По сути это будет. молодежная секция культурно-спор­ тивного комплекса, то са.мое его зве­ но, через которое комсомол сможет еще активнее, влиять на сферу досу­ га, поставить на слул^бу молодежи клубы, библиотеки, кинотеатры, ста­ дионы, музеи, парки. Уже осенью, этого года мы плани­ руем провести областной фестиваль са.модеятельной туристской . песни. Проблема досуга — это очень об­ ширная область применения творче­ ства, фантазии, изобретательности. , В сегодняшнем 'нашем разговоре мы не коснулись ц таки.х форм, как ра­ бота по месту жительс-гва, в обще­ житии, шефствЪ комсомола над строительством . плоскостных спор­ тивных сооружений, создание поли- тиче'ских клубов и клубов политиче­ ской песни, интернациональных клу­ бов и так далее. ' В связи с этим в июле-августе; до начала пленума обкома ВЛКСМ по ироблемам организаций свободного времени .'Молодежи, на страппцах га­ зеты будет открыта рубрика «На трибуну пленума обкома комсомола». Ваши статьи с конструктивными предложениями, проблемные выступ­ ления присылайте с такой тке помет­ кой на адрес редакшш и в обком комсомола по адресу: г. Липецк, пл. Плеханова, 1. ОК ВЛКСМ, от-, дел пропаганды и культурно-массо­ вой работы. Наиболее интересные предложения станут предметом обсуждения и на пленуме обкома комсомола. А. БОБРОВ, зам; .зав. отделом пропаганды и культурночиасеоиой работы юбкома комсомола; БАЛ ДЛЯ СЕБЯ .' В последние годы по не­ гласно 5гстановиЕшейся тра­ диции выпускной вечер ре ­ бята не готовят сами. И з а ­ частую выходит, что к себе же в школу они приходят в этот день гостями. Учителя отвечагот за официальную часть, ,3а подготовку празд­ ничного уж ин а ' берется ро­ дительский , комитет, и по­ рою превращается . единст­ венный в своем роде празд­ ник в мероприятие Б общем-, то заурядное. Н а , задний план отступает красивое сказочное н а з в а н и е «Школьный бал», а вместе с ним зачастую и очарование этого столь ожидаемого все­ ми вечера. В средней шко.де Х у 53 пошли ПО' другому пути; подготовкой выпускного ба­ ла решили за'няться сами учащиеся. Десятый класс здесь один, все ребята — члены театрального клуба «Обыкновенное чудо». Не раз выступали с концертны­ ми программами не только у себя, но и за пределами род­ ной школы. .Не один год совместной творческой рабо­ ты связывает их. Прикину­ ли; хватит сил, чтобы орга­ низовать програм.му собст­ венного выпускного. Незадолго до последнего звонка классный руководи­ тель десятого,, в прошлом инициатор создания клуба Ираида Юрьевна Тихонова поделилась .планами прове­ дения выпускного бала с администратора-вдн некото­ рых школ. Идея не нашла поддержки. Аргументы вы­ двигались при этом весомые; экзамены и так сопряжены с нехваткой времени, гото­ виться к ним надо тщате.чь- но и не отвлекаться на по­ сторонние дела. . Иу, а в пятьдесят третьей школе решили все-тани рискнуть, справедливо счи­ тая выпускной праздником из рода тех, к которым го­ товятся не день, и даяш не неделю, а , всю' школьную, жизнь. ...В тот день, 27 июня, здание школы временно пре­ вратилось в своео.бразный «исторический .музей» де­ сятого класса. Весь первый этаж разукрашен в русском стиле, на стенах — узоры, рисунки. И обязательно свои газеты. Фантазия ребят так прробра.зи.ча помещение, что в первую минуту сомнева­ ешься; не в страну ли ска­ зок тьг попал? На фоне чер­ ного- «неба» в актовом зале —г- блестящие- звезды; дале-. н«е планеты... , . Жменно . здесБ. и .вро-ходи-^ ла торжественная часть ве! чера: прозвучали с.чова-на- путстЕия директора школЫ; учителей, шефов. Со слова­ ми горячей благодарности своим наставншам высту­ пали сами выпускники. Их ценным подарком учт .елям явилась от.чийно оформлен­ ная книга, в составлении ко­ торой приняли участие все, школьники, начиная с перво­ классников, А еще вьшуск- нгшн оставили на память а.чьбом,. 'фотографии для ко­ торого собирали на протя­ жении последних лет. «Се­ мейный» — в шутку назва­ ли его ребята. Да ведь и впря.мь семейный: десять лет класс был самой насто­ ящей семьей со своим ха­ рактером, . установившимися традиция.зди? Совместное ув­ лечение ребят сказалось на составлении концертной програм.мы к выпускному балу: сюда вошли все луч­ шие номера клуба «Обыкно­ венное . чудо», с которыми он выступал на Йовогодне.м празднике в школе, на сце­ не драматического театра. ...Космический корабль (командир О, Черных, борт­ инженер Н. Фортуна, радист Г. Балалыкин, бортпровод­ ница О. Игнатьева) попадает сначала на планету детства Карапуз, где люди «метр с кепкой, два кг с ботинка; ми». Встречают космонав^ тов роботы-няни и переро­ стки из детского сада. Под ■ звуки кос-мической музыки танцуют прекрасные ино­ планетянки. На следующей планете Буян, символизирующей противоречивый характер начинающего свою ндазнь че­ ловека, путешественников в шут-ливсй форме приветст­ вует ультрасовременная Ваба-Яга. Нежная, берущая ■за душу, мелодия «Горной лаванды» в исполнении Э; Черникова и И. Конова­ ловой, плавный танец-волна встречают ребят на мирной планете Любви. Много пре­ пятствий .приходится' пре­ одолеть космонавтам, чтобы освободить узников планеты Арго от злых духов, восста­ новить справедливость. После продолжительного, захватывающего путешест­ вия, сопровождаемого раз­ личны ми приключениями, ребя та ' попадают на послед­ нюю планету Шапито. Это — -звезда програ.ммы. Быстрый, захватывающий танец, акробатические но­ мера, потешная клоунада — все это , вызывало громкий с.эдех » восторженные репли- жи гВ",зрительном зале. ..Вох' появились на «арен е» . чер­ ные гибкие .«пантеры», ры- - чащие «тигры» •— и пере- по.лненный з а л в зд ро гн у л от такой «опасной» близости. Ио управляемые бесстрашной укротительницей — клас ­ сным руководителем Ш-го Р1. Ю.. Тихоновой;, «хищни­ ки» покорно выполняют различные трюки. Концерт окончен —• ро­ дители спешат с благодар­ ностью к Ираиде Юрьевне, организатору . школьно'го клуба; —, Не зря наши, дети все свободное время здесь про­ падали. многому ' научились. А после концерта ребята и взрослые слушали запись передачи по областному р а ­ дио о. клубе «Обыкновеннее чудо». Затем зарыли, в зем­ лю бутылку с посланием выпускникам 87-го. Торже- ■ ственно прозвучала на. школьном пороге клятва; юноши и девушки обещали никогда не предавать-те иде­ алы. которым они были вер­ ны здесь, в школе.-' Говоря об этом классе, я не раз называла его коллек­ тивом. Пожалуй,- так при­ вычнее говорить было бы о бригаде, цехе...^ Но, поверь­ те, этот класс имеет полное право называться именно так. Занятия в клубе спло­ тили их, научили самостоя- ■ тёльно мыслить и- прини­ мать решения. Удачно под­ готовленная , запоминающая­ ся программа , выпускного вечера — еще одно под­ тверждение зрелости этого коллектива. Не случайно президент клуба Лена Кур­ батова на вопрос, какой ■ день из школьной жизни ей запомнился особо, ответила однозначно; — День рождения наш №0 «Обыкновенного'чуда». Опасения скептиков о том,* -что зан яти я ' в клубе, ■подготоЁка прощального ве­ чера скажутся, на успеваемо­ сти, оказались напрасными. Судите сами; в классе вы­ пускников — двое серебря­ ных медалистов, , больше •двадцати хорошистов. Ин- .терееная.деталь; из 32-х- вы­ пускников . 15 решили посту­ пать ъ пединститут. Вполне возможно,- что кто-то. и з : них возвратится в родную шко­ лу уже - в качестве настав­ ников. И когда в очередной раз речь в 53-й заведут о пред­ стоящем , выпускном, - Этот «кто-то» вновь проголосует за ребячью самостоятель­ ность. С. ПЛАСТИНКИНА. Фото А . Козина,;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz