Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
2& мая г. ♦ ТОЧКА ЗРЕНИЯ Л ЕН И Н |Ц ф 8 ТОЧКА ЗРЕНИЯ ♦ Е вгении Семенович, недавно, выступая на V съезде кинематографистов СССР, вы ска зали, что сейчас, как никогда, выявляется тот человек, тот полоиштельный герой, по которому очень истосковался зритель, — Проблема положительного героя стояла, ето- > ит и- будет стоять, мне кажется, вечно. Потому что в положительном герое зритель. Для которого вос производится в искусстве герой, независимо от того ,.’ киноэкран это, сцена или живопись, видит образец для, подражания. Человеку свойственно подражание прекрасному.* И, разумеется, о н ' ищет этот обра- аец. , Особенно молодые люди: им хочется на кого-то походить. Им хочется совершать какие-то поступки в зависимости от заложенной в них энергии, кото р ая требует выхода, ■применения, И в этом случае очень важно иметь пример. А пример этот должен бь1ть заразительным, ярким' самобытным. И , вме сте с тем, ни в коем случае не выдуманным, а взя тым из. той реальности, в которой существует се годня зритель. Вот в этом смысле,' конечно, зада ча художника чрезвычайно ответственна и слонша,- ^ .Художнику, живописцу дано зорче' . видеть, чем всем остальным; композитору тоньше сльппать, чем. всем остальным; литератору, а. вслед за этим и театру, и кннедматографу тан же видеть и ощ5?щать окружающую среду. И видеть в ней ростки того , дерзкого, я это' слово подчеркиваю — дерзкого^. Положительного. Потому что. есть такой . добрый, милый, хороший человек, но это,- так сказать, сред ний уровень потребности, средний уровень жела:- ний. На среднее не согласен нынче человек совре менный. . . , ‘ Очевидно, оттого,' что подсознате.льно мы пони-- маем: человеческий век удивительно короток, и как бы ни увеличивалась статистика ' доягояштельства у нас в стране, все равно он короток — ворон все равно проживет дольше, черепаха тоже ползает дольше., И, ■конечно', использовать тот кусок жиз ни, когда еще -!не постарел человек, когда еще у пего есть силы — и физические, и нравственные, надо не вполнака.та: для этого времени мало, очень мало. И вот тут-то надо его И' выявить! Но чтобы выявить этого, человека, его все-таки надо поставить в обстоятельства, что могли бы про будить в нем те силы, о которых ,он и са.м не подо зревает. Почему, скажем, в годы Великой Отечест венной войны мы столько узнали героев? Причем, в людях, в- ком не подозревали этого геройства, да они даже и сами в себе этого не подозревали. А они попадали в ситуации, когда воспитанные нрав ственные качества пробуждались в энергию отда чи, они отдавали эту. энергию во имя спасения Ро дины, во имя спасения своего народа. Что, этих качеств мы сейчас лишены? Боше упа си. Исключено. Снимая на Новолипецком комбина те картину, я был свидетелем, когда на несколько минут остановился стан холодного проката. Меня заинтересовал не вопрос технический: почему это случилось? Я даже остановил свою работу, чтобы наблюдать, каково же отношение людей к происшед шему. И .я видел совершенно других людей, неже ли тех, что знал раньше, приезжая на встречу с новолипчанами. Я видел, как люди, нет, не засуе тились. Я бы сказал, они быстро спешили устра нить причину остановки. И воспринимали это как личное горе. Нет, не меркантильные чувства владе- лй ими: ах, можем не выполнить план и -зарплату,- допустим, недополучим. Боль за общее дело — вот что главное нынче в человеке. Чем были 'дороги нам те герои, о кото-, рых мы говорим сегодня, 'как о явлениях класси ческих? Да потому, что весь Д5'шевный порыв при надлежал не ,им — он принадлежал'людям! И вот в этом упоении — в борьбе за благополу^чие чело вечества, человека, своих друзей, товарищей, кол хоза, завода и так далее, то есть в борьбе за об щее-дело — вот где проявляется человек, А что, этот человек стерильно чист? Да ерунда. Кстати, такого зритель и не хочет, он в- такого не верит, потому что таки х 'н е бывает. ■Я играл поло жительного героя. Захара Дерюгина. Для меня это человек потрясающе надежный. Ему молено верить, этот не предаст свой народ. А вместе с тем, он не такой уж идеальный. В своей любви не мог разо браться, где-то был грубоват .;Но грубоват ...опять, же на вдта к совершенству своего де.та', своего, об щества. Человек, потеряв как бы официальное д о верие (он исключен был из партии), по .духу .своему, остался коммунистом, А Макар Нагульнов, - разве ОН'идеален? Помните, .когда его исключали из пар тии, была реплика; «Товарищи, ну страшно же свой!». Вот действнте.льно, аргумент; ну страшно же свой! ' , А в повседневной нашей жизни? Когда мы ви дим передовиков на Доске почета, разве ;мы знаем о том, какие они дома, е детьми; с женой? Часто ■ мы не обращаем на это внимашш. Вьшолнилплан — на Доску почета! А по существу про этого чело века и рассказать никто не может. А чёловека- Т0 этого раскрывать надо, вскрывать! Не о . ковы- : ряшш в душе человеческой речь, нет... 'У нас есть еще тенденция копания в знаменитом треугольни- ке.' он, она, любовница или любовник. Это ковыря ние в с.трастйшках,. не в правде, а в правденке. П ам , необходимы яркость, самобытность проявле- НИ11 человеческих воз.можиостей. Самое главное сегодня для нас, художников, не прозевать нынешний старт. Я со стыдом лу- ■ маю о то», как прозевали мы ВАМ, ведь, у нас нет ни одного хорошего фильма об этой грандио.з- ;::.н0й г:етроййе, ' Н а-дедь .там-то;■произошло великое. НЕ ВЫБИРАЮТ ■ «Время сыновей» — название нового филь ма режиссера-постановщика, народного арти ста СССР, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР Евгения Семеновича Матве ева. Наша беседа с Е. С. Матвеевым не слу чайна: часть съемок будущего фильма прохо дила в нашем городе. героическое! Вот почему я говорю: ни в коем слу чае нельзя нам упустить день сегодняшний. • А жизнь сейчас проявляется! Потому что конф ликты вылезли наверх. Если раньш е . человек вы ходил на трибуну районной ли, областной конфе ренции. и читал: уже 'заранее выработанные, стан дартные тексты, то сейчас -народ заговорил, очень всерьез, проявляя при том огромную силу озабо ченности о развитии нашего общества. , Я был в Ворошиловграде на областной партийной конференции, где меня избрали делегатом на XXVII съезд партии. Как эти люди говорили! Как! Шахте ры, металлурги. И все ясно, все просто, все не* обыкновенно убедительно и ' доказательно. Вчера они так не говорили. Сегодня они неспокойны. , А ко.ль, прозевали мы это неспокойствр, опять выйде.м на среднестатистический уровень отражения жизни. Народ цросн>тася, н дерзко, Просну.лся.. я бы сказал, богатырь. Во всем вижу, во всем, где бы я ни был, проЯБ.ление дыхания XXVII съезда пар тии.: - " . ; ■ Для чего здесь искусство должно быть очень активным? Чтобы подогреть, поддержать этот нрав ственный огонь, не дать ему погаснуть, — Евгений Семенович, что вы как коммунист, человек активной жизненной позиции, вкладываете в понятие «перестройка»? И всем ли необходняю перестраиваться? — Мне — нет. Потому что, сколько я живу, я ни на один день не ощущал себя в покое.. Это что касается дела, производства. Не дать себе по гаснуть— вот что важно. Но перестраиваться в образе мышления надо, обязательно надо. Потому как сложился уже не кий стандарт мышления. Был и - з а мной грех, когда я мог промолчать, чтобы не вызвать огонь думающих иначе, чем я. ,. А если сейчас каждый из нас промолзит, то я не думаю, что этим мь1 поможем перестройке. Но некоторые и правду понимают тан; все,; что в голо ву лезет, все. что на языке, то и говори,... Это уже пере.хлрсты. ' ; Знаю, и в нашем деле есть .люди, которые ника- , ной шрестройки не хотели бы. Ведь перестраивадъ-. ся — значит, много работать, нанряга'гь мысль,- может быть, раньпле вставать и чуть позже ухо дить с работы, то есть) работать надо, — «Время сыновей» — сиягво.личное для ны нешнего дня название вашего фильма. Но не слу чится ли так, что сегодняшние молодые воспри мут это потсвоему, может быть,, слишком катего рично? - Мое творчество актерское и режиссерское но сило, носит' и, если мне сз^ждено еще что-то сделать,- будет носить печать ясности, откровенности,' по нятности. Я противник в искусстве решать ребусы,- загадки и так далее. Потому что знаю: народ, ес- ,ли он говорит, то говорит четко и понятно. И, кстати, это он-хочет видеть и на 'экране , хочет видеть самого себя. Когда мы ему делаем экс курсы в нюансы ,души нашей, да еще души раст ленной, то зритель голосует ногами, он уходит с фильма или не приходит вовсе. — Итак, Евгений Семенович, мы непосредствен но коснулись вашего будущего фильма; Время сы-- новей, наверное, существует во все времена. Что виделось ва »1 за названием сценария, а в начале — романа Иосифа Герасимова «Пробел в календаре»? И как вы считаете, что нужно делать сегодня, что бы нынешние сыновья не повторили в будущем ошибки своих отцов? — Время сыновей было, есть и будет вечно, ибо всегда существует встзшление в жизнь новых поко лений. Это эстафета, как принято говорить у га зетчиков, то есть поступь в будущее. Но, казалось бы, само собой разумеющееся, не так просто, в жизни., В названии фильма «Время сыновей» ни коим образом не должно прочитаться следующее: старики, идите отдыхайте, отдайте все молодежи. Ничего подобного. Мы послужим еще и государст- в}!, и обществу. Потому что в стариках есть опыт, прожитая жизнь, у них больше синяков. Старикам не хотелось бы. чтобы эти синяки получили моло дые люди. В.месте с тем, есть у нас и такое; чинбпочитанне, преклонение перед авторитетными людьми, которые в свое время действительно много сделали для го сударства и своего народа. Но ведь на каком-то этапе они потеряли ощущение нового, А авторитет все бронзовеет. И они з^же не ощущают этой пре лести движения вперед. Им все кажется: надо совершенствовать вчерашнее. А уже и физических сил не хватает, да и по категории мышления мож но понять, что это люди старшего поколения. Эта проблема стояла у нас и стоит еще очень остро. И я не хотел б ы , ,чтобы наш фильм понимался лишь как фильм о. металлургах,, поскольку он построен на материале ученых', занимающихся металлурги ей. Напг герой академик Кордин, которого я играю, совершает нравственный поступок. . Это слоя^ный .человек. Да, он из тех, кто высоко стоит на пьеде- с'гале. Да,, это тот, кто имеет, наверное', штук пять орденов , за свои 'д ел а в металлургии.. Но он хо чет оставить за собой науку, которая сегодня уже вчерашняя. Общаясь -с молодежью, со своими сы новьями, он все понял. . Замечателен образ Зиновия, младшего сына ака демика. Мне хочется, чтобы через этот образ был. показан заразительный человек: борись, не плыви . по течению, как щепка, иди против течения. Если надо, активность иросьшить хочется. — Что, иа ваш взгляд, можно взять самого цен ного в процессе перестройки у старшего поколения? — Академик Кордин говорит сыну; «Я в своей жизни не истратил впустую ни одной копейки на родных денег. И. нона- жив, не позволю этого сде- .чать дрз'гим». Да, это так: Кордин формировался в ту пору, когда государству было немыслимо тяжко. От Кордина надо взять еще то, что он в свое время одержимо работал на государство, он как проклятый работал. Для меня положительный герой — государствен но мыслящий человек. ; ' , — — Недавно в нашу редакцию пришло письмо от читателя, который пишет, что в их сельском До ме культуры во время демонстрации фильма Э. Климова «Иди и смотри» раздавался смех. Письмо было гневное, с конкретнывш именами. Автор призывает строго наказать этих молодых лю дей. Мы можем говорить о пз'стоте души подобных зрителей, о плохом воспитании. Это одна сторона. А если рассмотреть этот факт поглубже? — Во-первых, в последние годы жуткой лавиной ш л о ,потребительство; По сути, мы воспитывали зрителя на западной макулатуре, И главное — мы с детства не, учим детей понимать прекрасное: ког да они малы, думаем, все еще рано, когда юны — все еще молоды... А потом уже поздно. Тут и ' мы, и я виноват. Мы шили тяжело, бо сые, голодные. И когда появились наши дети,- страшно хотели, чтоб они- не испытали такое. Не потому ли существуют у, отдельной части молодежи иждивенческие настроения? Они знают только одно слово: «Дай!». Век сейчас технический; роботы, компьютеры. Ста ло быть, таким -должно быть воспитание, ускорение души человека! Я как-то смотрел передачу; японские дети игра ют в компьютеры. • Но когда одного мальчика спро сили, НТО такой Том Сойер, он ог'ветил, что это название фирмы... • 'Человека воспитать надо. Человека! Интервью вела О. ТБПЛОВЛ. НА СНИМКЕ: Е. С. Матвеев. Фото в. Строкова. -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz