Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

2& мая г. ♦ ТОЧКА ЗРЕНИЯ Л ЕН И Н |Ц ф 8 ТОЧКА ЗРЕНИЯ ♦ Е вгении Семенович, недавно, выступая на V съезде кинематографистов СССР, вы ска­ зали, что сейчас, как никогда, выявляется тот человек, тот полоиштельный герой, по которому очень истосковался зритель, — Проблема положительного героя стояла, ето- > ит и- будет стоять, мне кажется, вечно. Потому что в положительном герое зритель. Для которого вос­ производится в искусстве герой, независимо от того ,.’ киноэкран это, сцена или живопись, видит образец для, подражания. Человеку свойственно подражание прекрасному.* И, разумеется, о н ' ищет этот обра- аец. , Особенно молодые люди: им хочется на кого-то походить. Им хочется совершать какие-то поступки в зависимости от заложенной в них энергии, кото­ р ая требует выхода, ■применения, И в этом случае очень важно иметь пример. А пример этот должен бь1ть заразительным, ярким' самобытным. И , вме­ сте с тем, ни в коем случае не выдуманным, а взя­ тым из. той реальности, в которой существует се­ годня зритель. Вот в этом смысле,' конечно, зада­ ча художника чрезвычайно ответственна и слонша,- ^ .Художнику, живописцу дано зорче' . видеть, чем всем остальным; композитору тоньше сльппать, чем. всем остальным; литератору, а. вслед за этим и театру, и кннедматографу тан же видеть и ощ5?щать окружающую среду. И видеть в ней ростки того , дерзкого, я это' слово подчеркиваю — дерзкого^. Положительного. Потому что. есть такой . добрый, милый, хороший человек, но это,- так сказать, сред­ ний уровень потребности, средний уровень жела:- ний. На среднее не согласен нынче человек совре­ менный. . . , ‘ Очевидно, оттого,' что подсознате.льно мы пони-- маем: человеческий век удивительно короток, и как бы ни увеличивалась статистика ' доягояштельства у нас в стране, все равно он короток — ворон все равно проживет дольше, черепаха тоже ползает дольше., И, ■конечно', использовать тот кусок жиз­ ни, когда еще -!не постарел человек, когда еще у пего есть силы — и физические, и нравственные, надо не вполнака.та: для этого времени мало, очень мало. И вот тут-то надо его И' выявить! Но чтобы выявить этого, человека, его все-таки надо поставить в обстоятельства, что могли бы про­ будить в нем те силы, о которых ,он и са.м не подо­ зревает. Почему, скажем, в годы Великой Отечест­ венной войны мы столько узнали героев? Причем, в людях, в- ком не подозревали этого геройства, да они даже и сами в себе этого не подозревали. А они попадали в ситуации, когда воспитанные нрав­ ственные качества пробуждались в энергию отда­ чи, они отдавали эту. энергию во имя спасения Ро­ дины, во имя спасения своего народа. Что, этих качеств мы сейчас лишены? Боше упа­ си. Исключено. Снимая на Новолипецком комбина­ те картину, я был свидетелем, когда на несколько минут остановился стан холодного проката. Меня заинтересовал не вопрос технический: почему это случилось? Я даже остановил свою работу, чтобы наблюдать, каково же отношение людей к происшед­ шему. И .я видел совершенно других людей, неже­ ли тех, что знал раньше, приезжая на встречу с новолипчанами. Я видел, как люди, нет, не засуе­ тились. Я бы сказал, они быстро спешили устра­ нить причину остановки. И воспринимали это как личное горе. Нет, не меркантильные чувства владе- лй ими: ах, можем не выполнить план и -зарплату,- допустим, недополучим. Боль за общее дело — вот что главное нынче в человеке. Чем были 'дороги нам те герои, о кото-, рых мы говорим сегодня, 'как о явлениях класси­ ческих? Да потому, что весь Д5'шевный порыв при­ надлежал не ,им — он принадлежал'людям! И вот в этом упоении — в борьбе за благополу^чие чело­ вечества, человека, своих друзей, товарищей, кол­ хоза, завода и так далее, то есть в борьбе за об­ щее-дело — вот где проявляется человек, А что, этот человек стерильно чист? Да ерунда. Кстати, такого зритель и не хочет, он в- такого не верит, потому что таки х 'н е бывает. ■Я играл поло­ жительного героя. Захара Дерюгина. Для меня это человек потрясающе надежный. Ему молено верить, этот не предаст свой народ. А вместе с тем, он не такой уж идеальный. В своей любви не мог разо­ браться, где-то был грубоват .;Но грубоват ...опять, же на вдта к совершенству своего де.та', своего, об­ щества. Человек, потеряв как бы официальное д о ­ верие (он исключен был из партии), по .духу .своему, остался коммунистом, А Макар Нагульнов, - разве ОН'идеален? Помните, .когда его исключали из пар­ тии, была реплика; «Товарищи, ну страшно же свой!». Вот действнте.льно, аргумент; ну страшно же свой! ' , А в повседневной нашей жизни? Когда мы ви­ дим передовиков на Доске почета, разве ;мы знаем о том, какие они дома, е детьми; с женой? Часто ■ мы не обращаем на это внимашш. Вьшолнилплан — на Доску почета! А по существу про этого чело­ века и рассказать никто не может. А чёловека- Т0 этого раскрывать надо, вскрывать! Не о . ковы- : ряшш в душе человеческой речь, нет... 'У нас есть еще тенденция копания в знаменитом треугольни- ке.' он, она, любовница или любовник. Это ковыря­ ние в с.трастйшках,. не в правде, а в правденке. П ам , необходимы яркость, самобытность проявле- НИ11 человеческих воз.можиостей. Самое главное сегодня для нас, художников, не прозевать нынешний старт. Я со стыдом лу- ■ маю о то», как прозевали мы ВАМ, ведь, у нас нет ни одного хорошего фильма об этой грандио.з- ;::.н0й г:етроййе, ' Н а-дедь .там-то;■произошло великое. НЕ ВЫБИРАЮТ ■ «Время сыновей» — название нового филь­ ма режиссера-постановщика, народного арти­ ста СССР, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР Евгения Семеновича Матве­ ева. Наша беседа с Е. С. Матвеевым не слу­ чайна: часть съемок будущего фильма прохо­ дила в нашем городе. героическое! Вот почему я говорю: ни в коем слу­ чае нельзя нам упустить день сегодняшний. • А жизнь сейчас проявляется! Потому что конф­ ликты вылезли наверх. Если раньш е . человек вы­ ходил на трибуну районной ли, областной конфе­ ренции. и читал: уже 'заранее выработанные, стан­ дартные тексты, то сейчас -народ заговорил, очень всерьез, проявляя при том огромную силу озабо­ ченности о развитии нашего общества. , Я был в Ворошиловграде на областной партийной конференции, где меня избрали делегатом на XXVII съезд партии. Как эти люди говорили! Как! Шахте­ ры, металлурги. И все ясно, все просто, все не* обыкновенно убедительно и ' доказательно. Вчера они так не говорили. Сегодня они неспокойны. , А ко.ль, прозевали мы это неспокойствр, опять выйде.м на среднестатистический уровень отражения жизни. Народ цросн>тася, н дерзко, Просну.лся.. я бы сказал, богатырь. Во всем вижу, во всем, где бы я ни был, проЯБ.ление дыхания XXVII съезда пар­ тии.: - " . ; ■ Для чего здесь искусство должно быть очень активным? Чтобы подогреть, поддержать этот нрав­ ственный огонь, не дать ему погаснуть, — Евгений Семенович, что вы как коммунист, человек активной жизненной позиции, вкладываете в понятие «перестройка»? И всем ли необходняю перестраиваться? — Мне — нет. Потому что, сколько я живу, я ни на один день не ощущал себя в покое.. Это что касается дела, производства. Не дать себе по­ гаснуть— вот что важно. Но перестраиваться в образе мышления надо, обязательно надо. Потому как сложился уже не­ кий стандарт мышления. Был и - з а мной грех, когда я мог промолчать, чтобы не вызвать огонь думающих иначе, чем я. ,. А если сейчас каждый из нас промолзит, то я не думаю, что этим мь1 поможем перестройке. Но некоторые и правду понимают тан; все,; что в голо­ ву лезет, все. что на языке, то и говори,... Это уже пере.хлрсты. ' ; Знаю, и в нашем деле есть .люди, которые ника- , ной шрестройки не хотели бы. Ведь перестраивадъ-. ся — значит, много работать, нанряга'гь мысль,- может быть, раньпле вставать и чуть позже ухо­ дить с работы, то есть) работать надо, — «Время сыновей» — сиягво.личное для ны­ нешнего дня название вашего фильма. Но не слу­ чится ли так, что сегодняшние молодые воспри­ мут это потсвоему, может быть,, слишком катего­ рично? - Мое творчество актерское и режиссерское но­ сило, носит' и, если мне сз^ждено еще что-то сделать,- будет носить печать ясности, откровенности,' по­ нятности. Я противник в искусстве решать ребусы,- загадки и так далее. Потому что знаю: народ, ес- ,ли он говорит, то говорит четко и понятно. И, кстати, это он-хочет видеть и на 'экране , хочет видеть самого себя. Когда мы ему делаем экс­ курсы в нюансы ,души нашей, да еще души раст­ ленной, то зритель голосует ногами, он уходит с фильма или не приходит вовсе. — Итак, Евгений Семенович, мы непосредствен­ но коснулись вашего будущего фильма; Время сы-- новей, наверное, существует во все времена. Что виделось ва »1 за названием сценария, а в начале — романа Иосифа Герасимова «Пробел в календаре»? И как вы считаете, что нужно делать сегодня, что­ бы нынешние сыновья не повторили в будущем ошибки своих отцов? — Время сыновей было, есть и будет вечно, ибо всегда существует встзшление в жизнь новых поко­ лений. Это эстафета, как принято говорить у га­ зетчиков, то есть поступь в будущее. Но, казалось бы, само собой разумеющееся, не так просто, в жизни., В названии фильма «Время сыновей» ни­ коим образом не должно прочитаться следующее: старики, идите отдыхайте, отдайте все молодежи. Ничего подобного. Мы послужим еще и государст- в}!, и обществу. Потому что в стариках есть опыт, прожитая жизнь, у них больше синяков. Старикам не хотелось бы. чтобы эти синяки получили моло­ дые люди. В.месте с тем, есть у нас и такое; чинбпочитанне, преклонение перед авторитетными людьми, которые в свое время действительно много сделали для го­ сударства и своего народа. Но ведь на каком-то этапе они потеряли ощущение нового, А авторитет все бронзовеет. И они з^же не ощущают этой пре­ лести движения вперед. Им все кажется: надо совершенствовать вчерашнее. А уже и физических сил не хватает, да и по категории мышления мож­ но понять, что это люди старшего поколения. Эта проблема стояла у нас и стоит еще очень остро. И я не хотел б ы , ,чтобы наш фильм понимался лишь как фильм о. металлургах,, поскольку он построен на материале ученых', занимающихся металлурги­ ей. Напг герой академик Кордин, которого я играю, совершает нравственный поступок. . Это слоя^ный .человек. Да, он из тех, кто высоко стоит на пьеде- с'гале. Да,, это тот, кто имеет, наверное', штук пять орденов , за свои 'д ел а в металлургии.. Но он хо­ чет оставить за собой науку, которая сегодня уже вчерашняя. Общаясь -с молодежью, со своими сы­ новьями, он все понял. . Замечателен образ Зиновия, младшего сына ака­ демика. Мне хочется, чтобы через этот образ был. показан заразительный человек: борись, не плыви . по течению, как щепка, иди против течения. Если надо, активность иросьшить хочется. — Что, иа ваш взгляд, можно взять самого цен­ ного в процессе перестройки у старшего поколения? — Академик Кордин говорит сыну; «Я в своей жизни не истратил впустую ни одной копейки на­ родных денег. И. нона- жив, не позволю этого сде- .чать дрз'гим». Да, это так: Кордин формировался в ту пору, когда государству было немыслимо тяжко. От Кордина надо взять еще то, что он в свое время одержимо работал на государство, он как проклятый работал. Для меня положительный герой — государствен­ но мыслящий человек. ; ' , — — Недавно в нашу редакцию пришло письмо от читателя, который пишет, что в их сельском До­ ме культуры во время демонстрации фильма Э. Климова «Иди и смотри» раздавался смех. Письмо было гневное, с конкретнывш именами. Автор призывает строго наказать этих молодых лю­ дей. Мы можем говорить о пз'стоте души подобных зрителей, о плохом воспитании. Это одна сторона. А если рассмотреть этот факт поглубже? — Во-первых, в последние годы жуткой лавиной ш л о ,потребительство; По сути, мы воспитывали зрителя на западной макулатуре, И главное — мы с детства не, учим детей понимать прекрасное: ког­ да они малы, думаем, все еще рано, когда юны — все еще молоды... А потом уже поздно. Тут и ' мы, и я виноват. Мы шили тяжело, бо­ сые, голодные. И когда появились наши дети,- страшно хотели, чтоб они- не испытали такое. Не потому ли существуют у, отдельной части молодежи иждивенческие настроения? Они знают только одно слово: «Дай!». Век сейчас технический; роботы, компьютеры. Ста­ ло быть, таким -должно быть воспитание, ускорение души человека! Я как-то смотрел передачу; японские дети игра­ ют в компьютеры. • Но когда одного мальчика спро­ сили, НТО такой Том Сойер, он ог'ветил, что это название фирмы... • 'Человека воспитать надо. Человека! Интервью вела О. ТБПЛОВЛ. НА СНИМКЕ: Е. С. Матвеев. Фото в. Строкова. -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz