Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ 2 2 г т а ь ш М НА ЗЕМЛЕ А Вначале — о разговоре в райкоме партии. Олег Петрович Королев, вто рой секретарь райкома КПСС, сразу же, как только услышал; «большебо; евды», предуп]редйл: «Вот и я тоже думал поначалу, что все это мы^ль- ный пузырь»; Он только начал работать в ныне.- шней должности, как пришлось вы езжать в «БольшёбоевСкнй»; Было это зимой ранним утром. Подьехал второй секретарь к ферме, а. там — никого. Вот дела! И йе успел огля нуться (а ехал^тб к началу дойки), как из подкатившего к воротам фер мы автобуса вываталась {Олег Пет рович так и сказал: именно вывали, лась) веселая гурьба мальчишек и девчонок. — Вы думаете их вид говорил о том, что недоспали?— спрашивает Ко ролев. — Ну нет! Я даже растерял ся, когда увидел, как школьники при. !■ В'Ш ступили К своим делам. Подхожу к одному из ребят. Познакомились. Го ворю ему: «Сережа, а я вот не могу поверить,-чтоб ты, мальчик, и коров доил?». Его это, наверное, рассмеши ло. •' — А как ты будешь доить? — спрашиваю. А он: «Да я и аппаратом доильным владею, н если надо — руками могу». . — Ну теперь,, — допЬитаваюсь у остальных, — скажите, пока учите, ля рядом нет: кто .будил вас в таку 1 д рань — родители, учителя? Можете себе представить,. какой был ответ? Помню, ^ ехал оттуда взволнованным. Специально передаю наш диалог с Королевым. Нтобы у читателя сразу сложилось опредеданнре представле. нйе об йницНативе большебоевцев: понятие «Энтузиазм» . обрело здесь свое Истинное .значение. Итак, третий год в совхозе «Боль- шебоевекий» выпускники средней школы остаются в селе-всем клас сом. Почти всем классом. В нынеш нем году, например, из 26 человек— 25. Договор с совхозом такой: пос.те окончания школы год отработать на ферме, в поле. Из выпуска восемьде сят четвертого годэу того' самого «ис торического», в Совхозе уже закре. пилось несколько человек. Сейчас на ферме работают выпуек- ншш прошлого года. 26 нн>ля свои рабочие места они передают нынеш. нему ву[пуску. Итак, в субботу для всех выпус кников области прозвенит последний звонок.лМечты н дели у всех разные., У школьников Большебоевской вред ней школы — тоже. Только разни ца тут одна (и очень существенная!): никуда Из села они не собираются уезжать, по крайней мере один год. Остается заметить: Большая. Бо- евка полустанок. Поезда тут про ходят и в северном направлении, и в южном... ■В Школьном Музее собрана история Большой Боевки: «Иа-‘ шё село, расположено- в лесо степной^ полосе. «Дикое поле», — так именовали-степь наши прёдки. Первые жители края. бЬ1лн ■одновременно ратниками и земледельцами. ‘ Они несли трудную сторожевую слу5кбу. За это по.туча.тй право - на землю. Так, за боевые заслуги под Чигирином получили зем лю и первые основатели Боль шой Боевки — дети боярские Меркулов и Боев, выходцы из - села Калабино и Нережки Во ронежской губернии... Дату ос нования Большой Боевки мож но. отнести к 1675 году», В музее уже немало экспо натов.. Есть тут' и картина, «Земля зовет» — дар школьно, му музею от выпускника’ 1969 года Б. П. Меркулова. Да, фамилии Меркуловы и Боевы здесь' распр’остранеиные. А если уж проводить . парал лель е прошлым, до сих пор в почете труд зем.чедельца. Фамилия Силкины — звуч ная. И дело не в том. Что ^ко рень ее. от слова сила. Дина стию Силкиных окрест многие -енают. Михаил Григорьевич отец, механизатор. Сыновья его — Виктор и Александр .— меха низаторы. Владимир — деся тиклассник. Скоро получит пра ва и, как. старшие,, сядет на трактор. «1рудолюбицая. семья,.- г.чав- ное, скромностью необыкновен ной отличается, — скажет о Силкиных секретарь парткома., совхоза Валентина - Петровна Мартынова. ~ Особенно -отецг Не.чногословец. -Но работает как! На празднике первой бо розды мы ему как лучшему механизатору хлеб-соль пре поднесли. Без пышных ф{заз повторю; семья хлебороб- Дома у Силкиных , и разго- . вор-то наш был в основном о хлебе. Точнее, р том, что не редко мы забываем. Бпроче.м, нам, молодым, и представить трудно пышку с крапивой, за что и работал в лихо.четье Ми хаил Григорьевич. Однинадца- ги лет (было это в сорок вто ром) записали его в колхозни ки. В этом доме сыновьям гово рят: поработай, чтоб узнать; почем фунт хлеба. И уж потом — как копейка трудовая аара- батывается. Михаил Григорьевич на вой ну не попал. А пятеро его бра тьев головы там положили. Ратниками и земледельцами были предки большебоевцев. Тем и славили свою землю. Только бы слово «ратники» осталось в далеком прошлом! Мужская сила земле необ ходима, На снимке; династия Силки ных. Монолог Татьяны Стефановой, выпускницы 1984 года, секретаря крмсомольской организации совхоза — А знаете, с чего все на- И решили: «Надо остаем- чалось? После дев.ятого клас- ся!», са создали мы звено животно- Потом нача-чось, пожалуй, водов. Поработали и поняли; самое трудное; беседа с роди- проблема с кадрами в хозяй- те.тями. стве действительно острая. За хорошую работу в произ*. водственной бригаде выделили нам туристические ' путевки в Кишинев. Ехали в поезде и разговорилнсь; вот бы нам в се.че остаться. Л1ои, например, были катего рически против. Не скрою, дважды домой приезжали и директор совхоза, и секретарь парткома, и к.чассный руково дитель, Мама уже и братьев моих настроила на серьезный Пока ,^то была еще не шш- разговор со мной- Все тверди- цнатива,'одни' ли1пь разговоры, ли: поезлсай в Елец, .устро- А потом в десятом классе к ишься работать или учиться нам пришли директор совхоза, поступишь. Аттестат у меня ' секретарь парт.чома и директор пятерочный, активисткой бы- ■школы. Долго мы беседовали, ла, секретарем комсомольской организации^школы. Я .тверди ла одно;--никуда не уеду и :. пока. буд.у. дояркой. . Мечуала, между прочим, стать агроно- ^ | | |Щ Щ | 1 |Я | | | | | | | |Ш р |Щ |1 щ | ' .мой. ■ - . . . В ' конце .концов родители.. согласштись, Село 'мое Пашйнинб от Большой Боевки за семь кило метров. Но мы. уже знали,учто будем жить'-, в общежитии, О . нас тогда -весь совхо.з, :да"что у совхоз, весь район загово рил. И какое ' было внимание со стороны райкома ком-сомо- /Ла:. и цветной телевизор нам ,. подарили, й самовар с хохлом ской росписью! . ,А. братья мои (я это чувст- вовдла) : потом .-даже втайне гордиться стали .-'за ы еня .' Прошел год, па смену нам Пришел новый выпуск. - ' ' '. Я благодарна, ' этому ', году: повзроследа, ' ’окончате.чьно опреде.чилаеь- в будутцей про фессии , теперь.учусь заочно на экономическом.. факультете Воронежского С.ХИ. ■ Горжусь, „дтр -мы были, пер выми, что наш’ почин Оказался не..напрасным! у ’ ^;.... Й в заключ.еиие всего ,один (факт: выпускница нынешнего года Инна Антидова, дочь.мр-'. .ей !■классной руководйхёльнкцы. Валсцтшш ЕторрвнЫ, , тоже .ос-гается. 'дояркой. - ' “, :. '■'Науснимкё вверху:' Татьяна Стёфанова,- . ■ Мнение секретаря парткома совхоза Валентины Петровны Мартыновой — в нашем совхозе три отделения. Среднюю школу между собой назы- . наём . четвертым отделением, или да«- же цех Хо 1. Соберемся иногда и ду маем: что еще ' недодаем мы шко- ле? При. ее-то помощи нам! Вот толь-' ко один пример: если раньше семена ■совхоз закупал, то сейчас ими нас обеспечивают школьники. • После, того, как. отделаем для них лагерь труда и р ты х а , 'п о м и м о . звена - ■животноводов, организуем ещё'.и. прбйзводственщ'ю бригаду, .которая, будет занята ‘ в. пйлеводстве.. Щколь- 'нйков наших можно видеть и в мех-': мастерской,, мы им '.'так же,' как и. взрослым, спецодежду выдели.ти. . Ма.чьчищки, конечно; с . бо.тьшим . желанием ра(5отают. Еду однажды мимо ' поля,. вглядываюсь" в. идущий комбайн;-и' ум'а не при.чоясу:. что т а - ' кое, комбайн .без .-. комбайнёра едет? . Прибав.ляю скорость, подкезжаю,- гляжу;, сын мой за штурвалом сидит,', а его издали и не,.видно было. : По- - мощником комбайнера он трудйлся в ‘ В' экономическом отношении хозяй ство слабоватое.'-Причина этого, ухо дит в прошлое, когда' сов.хоз ощущал недостаток кадров. Теперь-то при- на ших тесных контактах со школой по стоянно думаем о ' ■перспективах, о . социа.чьном развитии совхоза. . Пре жде всего, построили новое здание нпсо- ль{, причем, очень быстро, в течение . :ГОда. Планир.уем Дом культуры воз вести, детский хадик по.:троить, ста рый нас уже не устраивает. ■ ^ Будет молодежь в совхозе — бу дут и детишки. Это — у;-хе смена ны нешней молодежи. Мнение директора Большебоевской средней школы Раисы Николаевны Меркуловой — я здесь родилась, выросла и вот теперь ра'ботаю. Кстати ск а зат ь ,.пра ктически все учите.чя в школе — на ши прежние выпускники. ' Сами они выросли на этой земле й никак не м о г у т быть равнодушны.ми к тому, . что здесь происходит. ' Мы, конечно, понимаем стремление, реб.чт уехать в город что и гово рить, прельщают цока преимущества городские. Иногда нам и противопос тавить нечего. Совхоз наш пока не . и з ' прибыльных. Так что убеждать ребят могли лишь разве одним фак . том; вы у й е т е , а .кто останется?. ^ С первым оставшимся выпуском ' хлопот бьшо больше: и потому, что они были первыми, и ферма еще не сбответсТБОвала нынешним меркам, Ребята трудились, й было такое, впе- чатление, что они заканчивают 11-й ■класс. У кого-то может с.тозкиться Ч т е ние, что мы в приказном порядке ос- - таЕЛяем дома выпускников школы.; Едигацы уезжают и никто их ' не в ■ силах удержать. Но я уверенно гово рю: у самих наших школышков уже выработалось стремление, доказать,- на что каждый из них способен. На блюдая за-.нынешними ■десяТшиас-, сннками во время трудового дня (раз в неделю школьники полностью осво бождают от труда работников фермы),; отмечаю про. себя.: ойи уже са^ю-стоя- телыю мог'ут решить' и производст- - венную проблему, и серьезно проан а - . .лизировать какие-то.:, свои ..промахи,- да и конфликт иной разрешить без вмешательства учителей. Словом, трудолюбивые нагпи ребя та. А- внимание к ним . Р5жоводства „ хозяйства! До трогательности- дохо- днло,- Девчонки из выпуска 84-го го- • да.-директора : совхоза. Александра Николаевича Сртшкова «нашим па- ' пой» называли. ■ Встречаюсь часто с уем выпуском. Приятно с ними общаться.' И они, и мы уже убеди.лись: этот : год, что ре бята в совхозе работают, необходим и им, н совхозу; Пр,ежде всего . это . долг перед тем местом, где. ■ты вы? рос. -А еще- — традиция. которую надо'продо.лжать.: И еще пемаловая!- -Тиве; основательно пода-мать за год, куда в будущем прилояшть свои сн- , лы —- речь о призвании, о б^'дущей : профессии. -■ Ф
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz