Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
10 апреля 1986 г. ЛЕНИНЕЦ • 3 ♦ ДВА МИРА — ДВА ОБРАЗА ЖИЗНИ •••Ирастаял лед недоверия На Западе любят броские рекламы. Привыкли к ярким мак^тейкам, этикеткам, ослепи тельным краскам. Печать рек ламного усердия присутствует буквально во всем. И в очередной раз доказа но: рекламная мишура—один из атрибутов буржуазного мира — пропаганда всего за падного. Иначе совеем по-дру гому организаторы междуна родной выставки «Интершу- ле-8€» в ФРГ представили бы своему зрителю единственный художественный коллектив, приг.ташеняый на выставку. А все потому, что был он из Со ветского Союза. Реклама эта находится сей час в нашей редакции. Не большой лист бумаги. Из де сятков красок и оттенков цвет выбран черный. Искажено на звание нашего города — это еще полбеды, хотя кто не знает о точности немцев бук вально во всем! Но изображенные художни ком лица — разве это всего лишь небрежносп.? Во всяком случае на лица русских, да и вообще людей — ие похоже. И черная папаха на голове мужчины — это тоже ие про нас. Балалайка — да. Вот только про лапти забыли. Ведь чменно так западная пропа ганда преподносят русских, советских. После того концерта к уча стникам «Калинки» подошел пожилой мужчина. На ломаном русском языке стал извиняться за такую рекламу: «Это зави сит не от нас. Я знаю добро ту русских, они сохранили мне жизнь, когда был в пле ну». И повторил еще раз: «Реклама — плохо, «Калинка» — зер гут!». ...Лапти, которых на афише не было, вспомнились не слу чайно. Недаром же перед кон цертом в школе танцев пере водчица вот так представила с. 1 ушате.тям «Калинку»: «Эта молодежь приехала из страны, в которой еще до сих пор иг рают на ложках». Правда, после выступления, буквально каждый номер которого вос торженно приветствовался публикой, НАША переводчи ца «уточнила», что ложки — один из предметов фольклор ного искусства, и что совет ская молодежь таким обра зом сохраняет свои националь ные традиции. ■Словом, рассказать по при езде из ФРГ есть о чем. Мои собеседники — ВАДИМ ВАЛЕШИНОВИЧ ГОЛОЩА ПОВ, начальник областного управления профтехобразова ния, руководитель поездки; ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВ НА ГРИБАНОВА, художест венный руководитель народно го ансамбля песни и пляски «Калинка» областного управ ления профтехобразования, и АЛЕКСАНДР СОКОЛОВ, участник ансамбля, преподава тель музыкальной школы№3. В., В. Голощапов: — Средп участников вы ставки «-Интершу;;€-86» значи лись США, Италия, Франция, Гол.тандня, ' Израиль... Свою экспозицию представлял и Госкомитет профтехобразова ния СССР. А нашей целью бы ло культурное обслунсивание выставки... За 8 дней ансамбль дал 11 концертов, . Разумеется, нам попытались показать респектабельность, богатство, городов. Сколько раз 4 гид, например, подчерки вала: сейчас, мел, мы нахо димся на улице, в каждом заведении которой обс.тужи- ваются только капиталисты, только высшие круги республи ки. Дескать, видите, насколько отточены законы нащего об щества. Но удалось на.м при открыть и другую ширму. За ней, как говорят, оборотная сторона медали. Известно, что число безработных в ФРГ вы глядит весьма солидно — 3,5 миллиона. Очень много ино странцев, в основном турок, которые едут туда в .поисках места. Но эта мшрация по рождает в респуб.тике нацио-. налышй антагонизм. Если ино^ странцу «выпадет ’ счастли вый билет» — то это далеко не престижная, а напротив, са мая грязная работа. Антагонизм социальных с.чоев ФРГ выражается в дру гом. Там, папри.мер, мерилом достатка семьи является при обретение машины марки «Мерседес». В последнее вре мя нередки случаи, когда мо лодые люди, бунтуя против та кого устоявшегося признака обеспеченности, всячески, пор тят эти . машины. Или _другой пример. В ФРГ . ступенчатая система образовавия. Пос.те начальной школы идет разделение: ре альная, . главная школы,' гим-' наэия. В гимназян — 12-лет нее обучение. Около семидеся ти процентов ее выпускников,, как правило, поступают в уни верситеты. В гимназиях в ос новном учатся дети буржуаз. ногб сословия. Судите сами: если говорить условно, глав ная школа дает знания в объ еме ■десяти, реальная — -8 классов. Здесь, разумеется, учатся будущие потенциаль ные рабочие, мелкие служа щие. Таким- образом, в облас ти : образования существуют четкие- пороги, переступить которые может далеко не всякий. Но вот мо.чодой человек по лучает- диплом. И что дальше? Свою судьбу он- начинает уст раивать сам. В частных бесе дах сунекоторыми ■представи телям» органов, народного образования приходилось слы шать сетованйя по поводу бес- - системности гос.ударственного профессионального . образова ния в -этой развитой , капита листической стране. В .этом отношении они, не скрывая, завидую! нам. Я сам был очевидцем заба стовки- безработнь!х учите.пей,' которая , состоялась' перед официальным открытием вы ставки. Молодые учгчеля вое- пользова.чись тем. что там бу дет выступать министр обра зования. Представьте себе та кую картину, мы, участники выставки из 13. стран, прохо дим мимо рядов де.монстран- тов, в руках которых лозунги;, «Для чего эти выставки, если, мы. безработные?-». Наши- ребята своими глаза ми увидели то, что так тща тельно ' пытались скрыть от нас гиды. На одной из пре красных улиц Дюссельдорфа встретили молодого человека с вывеской на груди: «Я безза. щитен, у меня нет- денег, я .прошу помощи». Перед ним стояла пустая банка,' а прохо жие спешили мимо... И еел'И бы это был единичный факт! В. В. Грибанова: — Мы рассчитывали на то, что удастся поблихсе познако миться с молодежью ФРГ. Но наши встречи ограничива лись ствогими рамками. Обычно разговор длился не более 30—40 минут. И даже во время запланированной беседы со старшеклассниками, что состоялась после концерта в одной из школ, просто не возможно было рассчитывать на доверительную беседу. И потом выяснилось: в к.часс к старшеклассникам нас при гласили потому, что в этом был заиптересовэн учитель русского языка. Собралось всего одиннадцать человек. И прежде всего спросили: за чей счет, вы приех1'лп; Кстати, не только школьники, но и взрос лые ■удивлялись, что наше го сударство позволило Себе та кую' роскошь — отправить за СВОЙ счет за границу 40 чело век. Даже ’гид поинтересова. ласы это что, показатель ный коллектив, специально выученная молодежь, кото рую -посылают за границу? Им было удивительно видеть обыкновенных советских уча щихся ПТУ, которые занц- маются художественной само деятельностью в ■ свободное время. ♦ ТВОРЧЕСТВО ЮНЫХ ♦ Белорусский танец исполняет ансамбль «Искорка» ДКиТ НЛМК. Фото А. Щурова, В который раз мы убеди- лись: та скудная информа- ция, что доходит до граждан ФРГ, а то н вовсе неинфор- мнрованность о Советском Со- юзе — явление совеем неслу чайное. A, Соколов: — . Мы приехали в ФРГ в то время, когда в нашей стра не готовился XXVII съезд пар- ' тнй. Но западногерманское телевидение, которое- отлича ется высокой информативно- • стью, ни разу и словом не об молвилось об СССР, Как буд. то нашего государства и вовсе не существует! Да что там те левидение! На встречу с на- хш пришли журналисты из местной газеты. ’Куда вы хо дите, если у вас бывает сво бодный вечер? Чем вообще за нимается ваша молодежь? •— на эти вопросы отвечали че- - ловек пятнадцать. Нам было в чем рассказать. Но статья в газете так и не появилась. . Нельзя не отметить аме риканизацию нынешнего Запа да. Это касается не только программ телевидения, кино, продукции. Даже - увиденный мною на одной и:! улиц безра ботный пел на английском языке, -зарабатывая себе этим на жизнь. B. В, Грибанова: —■ Безысходносгь молоды* подчеркивается даже названи ем одного из , мостов между Дортмундом и Дюсеельдор- ,_фом. «Мост самоубийств» по. называла 'нам гид, когда мы проезжали мимо. A. Соколов: — Помимо Дортмунда, мы -посетили Дюссельдорф, Кёльн и Бонн. В Кёльне на узкой улочке столкнулись о группой орущих молодчиков, которые шли, задевая идущих мимо. Прохожие их сторонились, опа саясь реагировать на выпады. B. В. Грибанова: — Хочется рассказать о хо зяевах гостиницы и з ' города Лювен, где мы жили. Встрети ли они нас сдержанно, не сколько холодно, и лишь на другой день, когда вечером мы .решили специально для йих показать отдельные номера, они настолько расчувствова- лись, что даже потом пригла. шали к себе ,в гости руководи телей поездки. Объяснили при этом, что несимпатичных им людей они не зовут к себе до мой. В. В. Голощапов: — . Конечно, самым памят ным выступлением был кон церт в Советском посольстве. Нас ирипяли/ там. как родных. Возможно’ мы, русские, со ветские, эмоциональны. Но, наверное, не только поэто.му ребята в один голос .закричали «УраЬ, лишь толгко наш са. молет приземлился в аэропор ту «Шереметьево». ...А в Люнене «Калинку» провожали владе.чьцы гости ницы. Хозяйка вместе с доче рью • по народному обычаю вышли из дома и развернули простынь: на счастливый путь. «Камень за пазухой» пыта лись держать другие. Иначе не было бы нелепейшей афиши. Иначе были бы нормальные условия для выступлений «Ка линки», ведь даже на откры тии выставки ее организаторы не позаботились о подходящей сцене. И были бы совсем дру гие встречи с молодежью. И все-таки восторженные отзывы, потеплевшие глаза зрителей — своего рода бла годарность за великолепные встречи с представителями со ветской молодежи. За прекрас ное наше искусство. За иск ренность. Добрые сердца и искрен ность всегда растопят холод ный лед недоверия. О. ТЕПЛОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz