Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
8 апоеля 1986 г. ТРЕЗВОСТЬ — НОРМА ЖИЗНИ ♦ , ЛЕНИНЕЦ • 3 ♦ ЗАКОН И ТЫ ВЕРНИТЕ СЫНУ Отец и мать лишены родительских, прав. Виной тому — пьянство. Закончились ^'роки в ин тернате, и веселая беззабот ная детвора «вывалилась» во двор. , ■ . , Кабинет математики опу стел. Олег остался один, ягодошел к окну, подул на ■замерзшее стекло,- будто хо тел .увидеть свою далекую _ деревеньку,-, далекий, родной дом, далеких маму и папу. . — Ты веришь в сказку?— спросил я парня.' —- Не знаю. Нет, — по мялся- Олег. — А если бы ты был вол шебником, что сделал?’’ — Вернулся домой. Сде лал Так, чтобы мама и папа больше, не' гшли водку, что бы дома было весело. Олег вернулся к окну. Укладывала спать. Утром Олег 'брал со стула пости ранную и отглаженную фор. му: ; приятно надевать. Л]Юбил порядок в доме, когда' чисто, уютно. Мать уходила на работу,, Олег брался, за Б е н и н . . мочил тряпку... — Кто тебя просил... Не лезь не в свое дело... К 5 'да дел мой вещи? — «благода рила» вечером мать. Олегу исполнилось де сять. И решил им'енннник позвать друзей: сестра торт иривезяа, лимонад. Не по. лучилось. Мать пригласила своих знакомых. Приглашенные долго пилн, обсуждали со- слуящвцев. Олег ушел на к далекой деревне. Вспомнил, улицу, пришел поздно. Мать,- родную школу, соседски.х мальчишек, замерзший пруд. Вспомнил любимую первую учительницу, инте ресную математику. Нрави лась математика Олегу до четвертого. Получались у мальчика сложные задачи. Нравилась, потому что учил ся только до четвертого класса. С нового учебного . года пропускал уроки, из дома уходил в школу, а «нрогули- вал» за околицей. села, под ивами на пруду, . . ' , Родители друзей . сове товали . детям не играть с Олегом — плохого. можно набраться. Только соседские мальчишки не оставляли то варища одного. Вместе ходи ли на рыбалку, гоняли шай- ■бу. , . : , ■ к себе домой соседей . не приглашал: неудобно было за беспорядок, за пьяных навязчивых родителей. Вычеркивал мальчик из детства дни получки: отца.; Отец приходил, с запашком,- говорил, что за ■ зарплату «имеет право» опрокинуть одну, вторую, наливал ма тери. Осушалась вторая бутылка. Глава семейства объяснялся в симпатиях, за тем груби.ч, размахивал ку- лака 1 мй, летела посуда, часы. Мать пряталась от побоев. Семейнл'ю драму развязывал старший .брат, укладывая отца .спать.. . Утром сестра Нина вы прашивала получхгу. Подво дила Олега, показывала, ка кие у него плохие, штанишки, порванная рубашка, н по трояку, вытягивала, , ,.на жизнь. Мать не вмешивалась. Нина заменила \ Олегу мать. .Старшая сестра при сматривала за братом,, .сти рала, гладила. И бежал к ней мальчик с детскими ра достями и горестями, рас сказать о новом учителе, де вочке, которая _ понравилась. Маме было некогда,. важ ный мальчишеский разговор откладывала на после и тя- нул'ась за рюмкой. Отца Олег побаивался, не рисковал подходить к пьяному. От тяжелой руки прятался на кухне, зйсия{и- вался у соседей, убегал из дома. Думал мальчик уехать со всем из деревни, навсегда. Устроиться на работу, по лучить общежитие: но мал еще — не возьмут. И жал ко, больно расставаться с отцом и матерью — родные ведь, Убегал к тете; — Опять «набрались», — понимала тетя по круглым глазам племянника. — Го лодный, наверное. Кусок с., этими пьянчужками в горло не полезет; . .Тетя -кормила " мальчика,- еле держась на ногах, до ставала из комода подарки.; Но Олег на них не взглянул,- Праздник был испорчен... На трезвую голову отец обещал бросить пить, ставил ыа стене крестик, записы вал число. Через дёнь-дру- гой стирал «знаменатель ную» дату. Не хватало во ли. - . . Мечтал Олег всей семьей, пойти в кино, в сельский клуб. Раз ■договорились, выбрали время. Сын сбегал за билетами. Около клуба родители встретили знако мых, «приняли» перед сеансом, а на фильме устро или свое «кино» — семей ную сцену. Сын убежал из ■клуба. После попойки . родители припрятывали бутылочку, на похмелье. «Лечились», но хотелось еще. Нужны были деньги. Где взять? 'Олег-то знал тащшк Нины., И отец упрашивал, льстил, обещал шоколадки -сыну и сестре.. Не удернгался раз мальчиш ка, показал. Отец шоколад ку ие принес , — его при несли. — Где шшюладка? — спррси.л Олег. — Не было в магазине, . Ну, как верить отцу? В пьяном бреду отец обещал 5 -йти. из дома.. Спрашивал, с ке.м останется сын, с мамой или с отцом? Сын выбирал Нину. «Отъ езжающий» обнимался,' це ловался, прощался. Откла дывал отъезд на завтра. Ут ром обо всем забывал. Когда отец был трезвый,- то мастерил с сыном скво речник. Потом вместе ждали- первых скворцов, слзтаали их трели. Брал Олега с со бой и в поле на восевиую. Гычал трактор. Отец по казывал рычаги. — Пробуй, это скорость,- Это сцепление.... Как радовался сын, как ликовало его сердечко. Он чувствовал твердую руку отца!.. Таких минут мало было в детском ' календаре. И больше, наверное, не бу дет. Отец и мать лтшены ро дительских прав, а Олег на правлен в интернат. Недавно 0^1ег был дома.; Ходили всей семьей в лес. Набрали свежих шишек. Па па мастерил фигурки.. Мама подарила новые брюки. Они ие пилн. Но в интернат на до ехать обязательно. — Если увидите ма.му, передайте ей, что я ее жду — попросил меня Олег, Он стоял у окна. Ждал чуда и, кажется, хотел ве рить в сказку... Ю. КРАСНИКОВ. С АША Чевкйн, 1в-летний учащийся техникума, на сэкономленную' за несколько месяцев стипендию купил , в «Спорттоварах» , вело сипед «Турист». Поката.7ся на нем ■лето, а потом обменялся с 24-летним соседом. Виталием Тормаховым на самодельное приспособление для , «цвето музыки». Отец Чевкйна, узнав об обмене, остался им чрезвы чайно недоволен. Чевкйн-сТаршнй пришел к Виталию Тормахову, - потребо вал вернуть -велосипед и за брать назад свое изобретепне. Но Тормахов это сделать отка зался. Оказывается, он уже разобрал ,велосипед на детали длякакой -то ' новой, ■. столь ж е . шумной машины. Сыну с от цом. конечно, не хотелось пор тить отношения, но и на по-* пятную было идти неловко. По. атому он- встал - на сторону 'со седа: «Велосипед мой, .я . его на свои деньги купил, что хочу, то с 'ним' и сделаю.. А уговор дороже денег». Может ли .тут Чевкин-старщнй ■ употребить родительскую власть? Для ответа , на этот вопрос мы сейчас ./ познакомимся , с главой Гражданского кодекса, которая называется. «Лица». В ней рассматри-ваются такие ка-, ‘ чества граждан, как п)эавоспо- собность и , дееспособность. Правоспособиостью называет ся способность гражданина иметь имущественные и лич ные неимущественпые права, в частности, быть собственни ком. Мы все равны по своей правоспособности, которая «рождается» вместе с каждым В е » т о е м п е д раздора гражданином. Некоторые элементы могут появляться даже до нашего появления на свет.. Так, ребенок, рожденный после смерти отца, относится к кругу наследников. Но может ли он, например, унаследован ную. дачу Продать, как только научится связно разговари вать? Газумеётся, нет. Потому что ребенок, хотя и правоспо собен, но еще и не, дееспособен. Этим' тер.мшшм обозначает ся способность не просто.Иметь имущес-твеиные ■ права,. но .. и самостоятельно ’ распоряжать ся ими, а также нести соответ ствующие обязанности. Вплоть до Г5 лет ребенок полностью недееспособен, то есть все иму'- щественные дела ведут за него родители или опекуны, которые обязаны соблюдать его 'интере сы. Впрочем, -ИВ этом возрас те он. может' заключать мелкие бытовые ,,сделки на незначи тельные , суммы' .для з?довлетво- рения, каких-то, чисто личных житейских потребностей: гази ровки попить, мороженое, ку пить, ' на трамвае проехать. Подростки от -15 до 18 лет на ряду с мелкими бытовыми мо гут заключать и более круп-' ные «взрослые» сделки, но только с сог51асия рОдите,тей или попечителей... Кроме того, не спрашивая папу с мамой,- они могут самостоятельно рае. поряжаться СВОИМ заработком,- В свете этих правил нам не« трудно будет решить спор отца с сыном насчет велосипеда,; Саша Чевкйн купил его на свою, стипендию, следователь но, хотя ему нет 18 ,-его сдел ка с магазином совершенно ■право.мерна. Однако с того мо мента, как «свои» деньги щ.е- ревоплотилнсь , в «свою» же вещь. Саша утратил право рас. поряжаться этой вещью, само- . стоя'гельио — теперь вплоть до 18 лет он может продать, по- дарить или обменять велоси пед только с согласия родите- . лей. . - Как видим, отец в споре прав. Если Тормахов бущет упираться, Чевкйн - старший может обратиться в суд, кото рый, в этом случае признает сделку недействительной и обя. жет. стороны - возвратить друг другу все полученное по сдел. ке имущество. Да, но ведь 24- летний Тормахов велосипед уже разобрал. Ну так пусть обратно, соберет или возместит, деньгаш! стоимость ремонта.- Тем более, что он знал возраст своего соседа Чевкина и пони- : мал, что вступает,в сделку с несовершеннолетним. Л. НИКИТННСКИИ, кандидат, юридических, наук. НА ФОТОКОНКУРС ; X - о да . 1 ьни \ кострах мечтают мальчишки. РАНЕНАЯ БЕРЕЗА Ни'одному дереву не посвя щено столько прекрасных слов, как березе. Упоминание о бело ствольной красавице,наших ле сов вызывает чувство любви, чистоты и радости. Как много эпитетов, сравнений рождает березовый лес! Береза очень распростра ненная порода в лесопарках и пригородных лесах. Это об стоятельство делает ее очень уязвимой весной во время на чала сокодвижения, когда не- которые «отдыхающие» уст ремляются с топорами, ножами ж безропотным. незащищен ным березам на «промысел» березового сока//Иос.ле: их «на. .. бегов» в| Пригородных лесах, зеленой зоне, местах отдыха населения остаются обезобра женные' надрезами, зарубками й затесами стволы берез. По вреждения ведут- к быстрому загниванию древесины, разру шению ее, порангенню дерева грибными болезнями, вреди телями. В течение весны из рапы вытекает до 200 литров сока, цеоб.чодимого для жизни берез. Ради стакана сока при носится в жертву здоровое де рево! Любителям природы следует знать, что березовый сок по химическодму состару значи тельно;, ; -беднее , . .,'.мйнера.р.ной веды.» а тонванрует, .он,,.н€^ио. ДИМ гбольше, -чем водопровод ная вода,, сдобренная сахаром и сиропом. А вот лечебными свойствами береза действи тельно обладает. Это березо вый деготь, получаемый из дре весины уголь, гриб «чага»,- Какое удовольствие достав ляет человеку общение с бере. зовым .чесом! Надолго в вос поминаниях остается чистое,- светлое чувство, охватывающее тебя в этом лесу. -Остановить руку, поднявшуюся на эту кра соту, — наш нравственный долг. Ведь тот. кто не л^^бит лес,-не любит, и, человека,. Вер^ 'по сказано. ■ В. ЯКОВЛЕВ, старший инлсеиер-технолог | лесного хозяйства ПО ЛТ З , |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz