Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

8 апоеля 1986 г. ТРЕЗВОСТЬ — НОРМА ЖИЗНИ ♦ , ЛЕНИНЕЦ • 3 ♦ ЗАКОН И ТЫ ВЕРНИТЕ СЫНУ Отец и мать лишены родительских, прав. Виной тому — пьянство. Закончились ^'роки в ин­ тернате, и веселая беззабот­ ная детвора «вывалилась» во двор. , ■ . , Кабинет математики опу­ стел. Олег остался один, ягодошел к окну, подул на ■замерзшее стекло,- будто хо­ тел .увидеть свою далекую _ деревеньку,-, далекий, родной дом, далеких маму и папу. . — Ты веришь в сказку?— спросил я парня.' —- Не знаю. Нет, — по­ мялся- Олег. — А если бы ты был вол­ шебником, что сделал?’’ — Вернулся домой. Сде­ лал Так, чтобы мама и папа больше, не' гшли водку, что­ бы дома было весело. Олег вернулся к окну. Укладывала спать. Утром Олег 'брал со стула пости­ ранную и отглаженную фор. му: ; приятно надевать. Л]Юбил порядок в доме, когда' чисто, уютно. Мать уходила на работу,, Олег брался, за Б е н и н . . мочил тряпку... — Кто тебя просил... Не лезь не в свое дело... К 5 'да дел мой вещи? — «благода­ рила» вечером мать. Олегу исполнилось де­ сять. И решил им'енннник позвать друзей: сестра торт иривезяа, лимонад. Не по. лучилось. Мать пригласила своих знакомых. Приглашенные долго пилн, обсуждали со- слуящвцев. Олег ушел на к далекой деревне. Вспомнил, улицу, пришел поздно. Мать,- родную школу, соседски.х мальчишек, замерзший пруд. Вспомнил любимую первую учительницу, инте­ ресную математику. Нрави­ лась математика Олегу до четвертого. Получались у мальчика сложные задачи. Нравилась, потому что учил­ ся только до четвертого класса. С нового учебного . года пропускал уроки, из дома уходил в школу, а «нрогули- вал» за околицей. села, под ивами на пруду, . . ' , Родители друзей . сове­ товали . детям не играть с Олегом — плохого. можно набраться. Только соседские мальчишки не оставляли то­ варища одного. Вместе ходи­ ли на рыбалку, гоняли шай- ■бу. , . : , ■ к себе домой соседей . не приглашал: неудобно было за беспорядок, за пьяных навязчивых родителей. Вычеркивал мальчик из детства дни получки: отца.; Отец приходил, с запашком,- говорил, что за ■ зарплату «имеет право» опрокинуть одну, вторую, наливал ма­ тери. Осушалась вторая бутылка. Глава семейства объяснялся в симпатиях, за­ тем груби.ч, размахивал ку- лака 1 мй, летела посуда, часы. Мать пряталась от побоев. Семейнл'ю драму развязывал старший .брат, укладывая отца .спать.. . Утром сестра Нина вы­ прашивала получхгу. Подво­ дила Олега, показывала, ка­ кие у него плохие, штанишки, порванная рубашка, н по трояку, вытягивала, , ,.на жизнь. Мать не вмешивалась. Нина заменила \ Олегу мать. .Старшая сестра при­ сматривала за братом,, .сти­ рала, гладила. И бежал к ней мальчик с детскими ра­ достями и горестями, рас­ сказать о новом учителе, де­ вочке, которая _ понравилась. Маме было некогда,. важ­ ный мальчишеский разговор откладывала на после и тя- нул'ась за рюмкой. Отца Олег побаивался, не рисковал подходить к пьяному. От тяжелой руки прятался на кухне, зйсия{и- вался у соседей, убегал из дома. Думал мальчик уехать со­ всем из деревни, навсегда. Устроиться на работу, по­ лучить общежитие: но мал еще — не возьмут. И жал­ ко, больно расставаться с отцом и матерью — родные ведь, Убегал к тете; — Опять «набрались», — понимала тетя по круглым глазам племянника. — Го­ лодный, наверное. Кусок с., этими пьянчужками в горло не полезет; . .Тетя -кормила " мальчика,- еле держась на ногах, до­ ставала из комода подарки.; Но Олег на них не взглянул,- Праздник был испорчен... На трезвую голову отец обещал бросить пить, ставил ыа стене крестик, записы­ вал число. Через дёнь-дру- гой стирал «знаменатель­ ную» дату. Не хватало во­ ли. - . . Мечтал Олег всей семьей, пойти в кино, в сельский клуб. Раз ■договорились, выбрали время. Сын сбегал за билетами. Около клуба родители встретили знако­ мых, «приняли» перед сеансом, а на фильме устро­ или свое «кино» — семей­ ную сцену. Сын убежал из ■клуба. После попойки . родители припрятывали бутылочку, на похмелье. «Лечились», но хотелось еще. Нужны были деньги. Где взять? 'Олег-то знал тащшк Нины., И отец упрашивал, льстил, обещал шоколадки -сыну и сестре.. Не удернгался раз мальчиш­ ка, показал. Отец шоколад­ ку ие принес , — его при­ несли. — Где шшюладка? — спррси.л Олег. — Не было в магазине, . Ну, как верить отцу? В пьяном бреду отец обещал 5 -йти. из дома.. Спрашивал, с ке.м останется сын, с мамой или с отцом? Сын выбирал Нину. «Отъ­ езжающий» обнимался,' це­ ловался, прощался. Откла­ дывал отъезд на завтра. Ут­ ром обо всем забывал. Когда отец был трезвый,- то мастерил с сыном скво­ речник. Потом вместе ждали- первых скворцов, слзтаали их трели. Брал Олега с со­ бой и в поле на восевиую. Гычал трактор. Отец по­ казывал рычаги. — Пробуй, это скорость,- Это сцепление.... Как радовался сын, как ликовало его сердечко. Он чувствовал твердую руку отца!.. Таких минут мало было в детском ' календаре. И больше, наверное, не бу­ дет. Отец и мать лтшены ро­ дительских прав, а Олег на­ правлен в интернат. Недавно 0^1ег был дома.; Ходили всей семьей в лес. Набрали свежих шишек. Па­ па мастерил фигурки.. Мама подарила новые брюки. Они ие пилн. Но в интернат на­ до ехать обязательно. — Если увидите ма.му, передайте ей, что я ее жду — попросил меня Олег, Он стоял у окна. Ждал чуда и, кажется, хотел ве­ рить в сказку... Ю. КРАСНИКОВ. С АША Чевкйн, 1в-летний учащийся техникума, на сэкономленную' за несколько месяцев стипендию купил , в «Спорттоварах» , вело­ сипед «Турист». Поката.7ся на нем ■лето, а потом обменялся с 24-летним соседом. Виталием Тормаховым на самодельное приспособление для , «цвето­ музыки». Отец Чевкйна, узнав об обмене, остался им чрезвы­ чайно недоволен. Чевкйн-сТаршнй пришел к Виталию Тормахову, - потребо­ вал вернуть -велосипед и за­ брать назад свое изобретепне. Но Тормахов это сделать отка­ зался. Оказывается, он уже разобрал ,велосипед на детали длякакой -то ' новой, ■. столь ж е . шумной машины. Сыну с от­ цом. конечно, не хотелось пор­ тить отношения, но и на по-* пятную было идти неловко. По. атому он- встал - на сторону 'со­ седа: «Велосипед мой, .я . его на свои деньги купил, что хочу, то с 'ним' и сделаю.. А уговор дороже денег». Может ли .тут Чевкин-старщнй ■ употребить родительскую власть? Для ответа , на этот вопрос мы сейчас ./ познакомимся , с главой Гражданского кодекса, которая называется. «Лица». В ней рассматри-ваются такие ка-, ‘ чества граждан, как п)эавоспо- собность и , дееспособность. Правоспособиостью называет­ ся способность гражданина иметь имущественные и лич­ ные неимущественпые права, в частности, быть собственни­ ком. Мы все равны по своей правоспособности, которая «рождается» вместе с каждым В е » т о е м п е д раздора гражданином. Некоторые элементы могут появляться даже до нашего появления на свет.. Так, ребенок, рожденный после смерти отца, относится к кругу наследников. Но может ли он, например, унаследован­ ную. дачу Продать, как только научится связно разговари­ вать? Газумеётся, нет. Потому что ребенок, хотя и правоспо­ собен, но еще и не, дееспособен. Этим' тер.мшшм обозначает­ ся способность не просто.Иметь имущес-твеиные ■ права,. но .. и самостоятельно ’ распоряжать­ ся ими, а также нести соответ­ ствующие обязанности. Вплоть до Г5 лет ребенок полностью недееспособен, то есть все иму'- щественные дела ведут за него родители или опекуны, которые обязаны соблюдать его 'интере­ сы. Впрочем, -ИВ этом возрас­ те он. может' заключать мелкие бытовые ,,сделки на незначи­ тельные , суммы' .для з?довлетво- рения, каких-то, чисто личных житейских потребностей: гази­ ровки попить, мороженое, ку­ пить, ' на трамвае проехать. Подростки от -15 до 18 лет на­ ряду с мелкими бытовыми мо­ гут заключать и более круп-' ные «взрослые» сделки, но только с сог51асия рОдите,тей или попечителей... Кроме того, не спрашивая папу с мамой,- они могут самостоятельно рае. поряжаться СВОИМ заработком,- В свете этих правил нам не« трудно будет решить спор отца с сыном насчет велосипеда,; Саша Чевкйн купил его на свою, стипендию, следователь­ но, хотя ему нет 18 ,-его сдел­ ка с магазином совершенно ■право.мерна. Однако с того мо­ мента, как «свои» деньги щ.е- ревоплотилнсь , в «свою» же вещь. Саша утратил право рас. поряжаться этой вещью, само- . стоя'гельио — теперь вплоть до 18 лет он может продать, по- дарить или обменять велоси­ пед только с согласия родите- . лей. . - Как видим, отец в споре прав. Если Тормахов бущет упираться, Чевкйн - старший может обратиться в суд, кото­ рый, в этом случае признает сделку недействительной и обя. жет. стороны - возвратить друг другу все полученное по сдел. ке имущество. Да, но ведь 24- летний Тормахов велосипед уже разобрал. Ну так пусть обратно, соберет или возместит, деньгаш! стоимость ремонта.- Тем более, что он знал возраст своего соседа Чевкина и пони- : мал, что вступает,в сделку с несовершеннолетним. Л. НИКИТННСКИИ, кандидат, юридических, наук. НА ФОТОКОНКУРС ; X - о да . 1 ьни \ кострах мечтают мальчишки. РАНЕНАЯ БЕРЕЗА Ни'одному дереву не посвя­ щено столько прекрасных слов, как березе. Упоминание о бело­ ствольной красавице,наших ле­ сов вызывает чувство любви, чистоты и радости. Как много эпитетов, сравнений рождает березовый лес! Береза очень распростра­ ненная порода в лесопарках и пригородных лесах. Это об­ стоятельство делает ее очень уязвимой весной во время на­ чала сокодвижения, когда не- которые «отдыхающие» уст­ ремляются с топорами, ножами ж безропотным. незащищен­ ным березам на «промысел» березового сока//Иос.ле: их «на. .. бегов» в| Пригородных лесах, зеленой зоне, местах отдыха населения остаются обезобра­ женные' надрезами, зарубками й затесами стволы берез. По­ вреждения ведут- к быстрому загниванию древесины, разру­ шению ее, порангенню дерева грибными болезнями, вреди­ телями. В течение весны из рапы вытекает до 200 литров сока, цеоб.чодимого для жизни берез. Ради стакана сока при­ носится в жертву здоровое де­ рево! Любителям природы следует знать, что березовый сок по химическодму состару значи­ тельно;, ; -беднее , . .,'.мйнера.р.ной веды.» а тонванрует, .он,,.н€^ио. ДИМ гбольше, -чем водопровод­ ная вода,, сдобренная сахаром и сиропом. А вот лечебными свойствами береза действи­ тельно обладает. Это березо­ вый деготь, получаемый из дре­ весины уголь, гриб «чага»,- Какое удовольствие достав­ ляет человеку общение с бере. зовым .чесом! Надолго в вос­ поминаниях остается чистое,- светлое чувство, охватывающее тебя в этом лесу. -Остановить руку, поднявшуюся на эту кра­ соту, — наш нравственный долг. Ведь тот. кто не л^^бит лес,-не любит, и, человека,. Вер^ 'по сказано. ■ В. ЯКОВЛЕВ, старший инлсеиер-технолог | лесного хозяйства ПО ЛТ З , |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz