Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
8 , а п р е л я г* е- ЛЕНИНЕЦ • ! 1, ТВОИ ВОСПИТАННИКИ, КОМСОМОЛ! Рассказываем ё лаурёШТосуда^^ РСФСР^ к БЕССМЕННЫЙ КОМАНДИР Около десяти тысяч подростков прошли школу Кима, став настоящими людьми. Четверть века назад комсомоль. ский работник Ким Марков органи зовал на базе НЛМК оперативный комсомольский отряд им. "Ф. Э. Дзержинского. Отряд насчитывал тогда всбго 7 человек. Командир — Ким Марков, первый комиссар отря да Борис Ковальчук, бойцы Михаил Григорьев, Георгий Евсюков, Влади мир Попов, Анатолий Качан, Вла димир Гет.манов — первопроходцы.» Первоначальная задача была — борьба с нарушителями обществен- «бго порядка. Но, когда горком пар тии направил Кима Васильевича на работу в милицию, у отряда появн- люя. новыё функции. Марков работал в уголовном ро- аыске инспектором по делам несо- «ершеннолетних.; Здесь и столкнулся ^ с - детскими . судьбами, требующими -«олеративного» . вмешательства. В секции по самбо, где Марков был тренером, стали появляться «труд ные»- Особых секретов у Кима в ' ^ даюшпации н е . было.' Вся , его систе ма ..держалась на «трех кита.х» — личный пример, любовь и доброта. Его до сих пор волнует вопрос — почему подросток стал на непра вильный путь? Виновата среда. В противовес той среде Марков ставит свой отряд. И не проигрывает. Ни один паренек, которого Ким привел в секцию, не уходил отсюда. Уходил только, став настоящим человеком. \ —- Говорят, у Кима есть свой под- * ход к детям, — вспоминает сотруд ник милиции. . — Как-то пришлось дежурить вместе с Марковым. Вечером в от- де.чение доставили парнишку, в кар ман пьяному пытался залезть. За бился в угол, глазенки бегают, дро жит, Может, милицейской формы испугался? Вдруг Марков встает, приносит бутылку молока, бушку и протягивает веж это мальчишке; «Возьми и иди в третий кабинет, поешь». Глаза этого паренька до сих пор помню. Многих- ребят отвел Ким Василь евич от беды. Мнша К. стал плохо учиться, грубил учителям. Пропус кал тренировки. Ким докопался до истины., У Миши запила мать, в квартире до поздней ночи устраива лись дебоши. Парнишке негде было ночевать. Много сил й энергия при шлось затратить Маркову, но ре зультата добился. Михаил с отличи ем закончил среднюю школу. Сей- час четверокурсник Казанского выс- ~ шего военно - инженерного учили, ща, Ленинский стипеидиат, Маркову часто говорят: — Ким, ты рискуешь. Зачем тебе «трудные» в секций? Занимайся со • своими, спокойнее будет. Он рискует и выигрывает. В кол- дектив вливаются все новые и нб- ребя-га. ' Кто бы, например, решился взять в секцию самбо' деревенского парня, у .которого родители алкоголики, два брата в тюрьме? Теперь Нико лай П. военнослужащий, член сбор- яой Молдавии по са.мбо, призер Всесоюзного первевогва. Около десяти тысяч подростков прошли школу Кима. В любом угол- ' ке нашей страны можно встретить воспитанников К. В. Маркова. Сре ди них юристы, педагоги, летчики, кандидаты наук, врачи, строители. Более шестидесяти мастеров спорта по борьбе самбо и дзюдо, воспитал отряд. Первые шаги в спорте дву- - кратный чемпион- Европы по самбо Геннадий Бирюков сделал в этом отряде. Почти все тренеры Липецка по борьбе самбо и дзюдо — быв. шие воспитанники комсомольского отряда. . . . • Из слабых, хилых мальчишек от ряд делает здоровых, крепких пар ией. Закалка, которую ребята полу- чают в отряде, несомненно, помогает им в дальнейшей жизни. Бот что пишет Гена Зе.ченин, вы полняющий в Афганистане интерна циональный долг: «Ким, если бы не. твоя школа и не закалка, которую я получил в. отряде до армии, туговато пришлось бы мне в здешних усло виях». Отряд стал для ребят вторым до мом. Некоторые родители даже оби жаются, что ребенок пропадает там целыми днями. Не только спортив ные тренировки привлекают сюда ребят. В отряде работают мото- и фотокружки, здесь они знакомятся о кино- и радиоаппаратурой. Сюда приходят почитать книгу или учить уроки. Если не получается за дача, Ким поможет. Здесь даже пи шут курсовые работы, делятся ра достями и огорчениями. Знают, 1^то в отряде всегда придут на помощь, Для ребят Ким Васильевич — эта лон доброты, человечности. Ким Ва сильевич — так называют его толь ко младшие. Для остальных он про сто Ким, не только педагог и воспн татель, но и са:мый лучший друг. «..;Ким, помоги! Ким, посоветуй! Ким, скалой!». Идут. Звонят. Пишут. И би, чтобы не разочаровывать их, просиживает ночами над учебника ми, схемами. Много читает. Шест надцать лет подряд Ким проводит свой отпуск е ребятами. Дома его практически застать невозможно. Ответ, который можно услышать, всегда одинаков; — Ким где-то с ребятами. Это значит в штабе. Или на тре нировке во Дворце спорта «Дина мо». Или в кино. Вариантов «Ким с ребятами» много. Все свободное вре мя он отдает им. Пятнадцатого марта в ДК труб, него завода чествовали . юбиляров. ^Собрались кимовцы шестидесятых и семидесятых годов. Пришло и юное поколение. Трудно отличить Кима Васильеви ча в кругу своих воспитанников, пр- прежиему строг и подтянут. Лишь проседь волос выдает возраст.. Много добрых слов услышали ки- мозцы в свой адрес в тот день. Вспоминали минувшие годы. Когда-то одним из первых в отряде был В. А. Гетманов, теперь он главный инлжнер городского жилищного управления. Но-прошли годы, и в отряде появи лись двое его сыновей. Четверть века ■— срок солидный. Но и результаты за эти- годы вну шительны. Об этом официально , го ворилось на встрече. Да и награды, которые вручили кимовпам, — до. казательство плодотворной работы. Но почему на таком юбилее опять всплыл старый вопрос о помещении для клуба? До каких пор все свои проблемы ребята будут решать в маленьком спортзале? Во Дворце спорта «Динамо», рядом со спорт- зало.м, есть несколько помещений, которые Ким выбивает уже многие годы. -Но ответ администрации кате горичен— нет! Есть штаб, но он на ' ул. Семаш ко. Согласитесь, далековато* Как-то услышал, что Ким максималист. Но. право он на это заслужил. Да и просит помещение не для тебя. Мно го разговоров около этого вопроса, но, кажется, он должен быть давно уже решен. Горком комсомола обе щал в конце апреля помочь с по. мешением. Планируют разместить штаб на у.л. Советской. Но сколько можно планировать? Горком ВЛКСМ озабочен сейчас приобрете нием . для отряда единой формы, бу дут у кимовцев удостоверения лич ности, Подумывают о передаче опы та кимовцев другим комсомольским оперативным отрядам города. Давно пора, Кимовпам поделиться есть чем. ‘ ' Как-то Ким сказал: ' — Что касается помещения — тут я уже становлюсь пессимистом. От- ряд могу передать в любую минуту. Преемники есть. Но хочется, чтобы база у отряда была хорошая. Тог да и уйти можно спокойно. Уходить Киму Васильевичу, дума ется, еще рано. А помочь надо. Не словом, а делом. Двадцать пять лет бессменно стоит на своем посту ко мандир. И четверть века прошло не зря. А. ПАНОВ, наш корр. Одержимость Очень верно замечено; «Ин тересны люди, охваченные страстью -'дела». . Главный ре жиссер и директор Липецкого драматического театра им. Л. Н. Толстого, заел, деятель искусств' РСФСР, , лауреат Государственной премии РСФСР В. М. Пахомов из та ких людей. Когда, пишут о людях те атра, редко обходятся без фразы «Теадр —■ его (ее) жизнь». От частого употреб ления эта мысль почти поте ряла свой первозданный, глу бинный смысл. Обращаясь к ней,' рискуешь быть понятым шаблонно, но что дюделать — точнее определить то место,, которое занимает театр в судьбе. Пахомова, невозможно. Да, театр — его жизнь. И дело не то.лько в том, что последними в театре гаснут овна его кабинета, что в его театральшзй деятельности нет перерывов на больничные й выходные дни: самый корот кий отпуск в театре у его художественного руководите ля. И ' укорачивает его он сам. Когда Пахомов ‘принял ли пецкую труцпу .и предложил свою систему ’ работы по те атральному воспитанию детей и юношества, мало кто его тогда поддержал. Надо было проявить не дюжинные организаторские способности, энергию и волю человека, который, кро.ме того, чЗ;о занимался главным делом своей жизни — ставил спек- -такли, — еще и ходил, убеж дал, требовал, добивался. Не знаю, помогали ли ему тогда выЬтоять вот эти слова К. С. Станиславского: «Чего сильно хочешь, во что искренне ве ришь, то не может не сбыть, ся». Сбылось главное— про грамма Пахомова начала осуществляться, пришел; ус пех — первый творческий по. каз в Москве, звание заслу- жениого - деятеля. искусств РСФСР, премия Л5НИНСКОГО комсомола. Символично, ч^о первый спектакль нынешнего главно го режиссера на липецкой спене так и назывался «Мои надежды». - Пахомов и сегодня полон идей, еще далеко не все его надежды сбылись, он по- прежнему занят делом строи тельства своего театра. Весь без остатка, искренне и само, забвенно. Иные режиссеры Смотрят на периферию как на трамплин — приехал, на шумел, удивил, а там, гля дишь, заметят и заберут ' в Москву или прочие столицы. Пахомова звали в Ленин град, Киев, Москву, Одессу, осенью минувшего года перед ним открывалась . заманчивая возможность — поставить Че хова в Турции. Но он никуда не уехал. Что за этим? Чу дачество, неуверенность в своих силах, нежелание все начинать заново? Эа этим жизненная позиция, твердое убеждение Пахомова в том, что от географической широ ты расположения художника мало зависят масштабы его таланта и дела. Как известно, настоящее ис кусство создавалось и в Яс ной Поляне, и в Мелихово, и по сию пору сто.1ичная про-. писка да.пеко не первое усло вие, необходимое для истин ных художественных откры. тий. И в современном театре есть тому красноречивые при меры, один из них — театр из ыа.ленького литовского' го рода 1Таневежиса. На одной из встреч со зри телями Владимир Михайло вич, объясняя свою привязан, ность к Липецку, высказал .та кую мысль: если хочешь добиться серьезных творче ских результатов, приняв новый театр, сразу после зна комства с труппой надо зака- .зать себе место на городском кладбище. ...Пахомов бывает разным — гневным и неистовым, при. страстным и объективным, дипломатичным и бескомпро миссным, но, пожалуй, главное в нем — его одержимость. Он — максималист во всем: и в тех отдаленных целя.х, кото- рые он ставит перед собой и театром, в ежедневных планах И в мелочах. Не дай бог, уви дит плохо закрепленную де таль оформления, только одно, му ему подчас заметную тех ническую погрешность. «Ничего», «как-нибудь» — эти слова не из лексикона Па хомова. Ему мало признания, что Липецкий театр на сегодня — один из лучших в РСФСР, ему надо, чтобы завтра он был лучшим. Ставя перед кол. лективом задачу построения театра высокой культуры, главный режиссер и дирек тор понимает, что ее осуще ствление «взамен турусов и колес потребует полной гибе ли всерьез» от него, от акте ров, от работников всех те атральных цехов, Каждый день В. Пахомова до отказа заполнен решением самых разных вопросов •—от доставания гвоздей д6 . сложнейших проблем фор- . ' мирования труппы. Прибавим ' сюда разнообразную обще ственную работу. Владимир Михайлович —■ депутат обла. стного Совета на[)одных де путатов, член %дожествен, кого совета при Министер стве культуры РСФСР. Один из героев спектакля, поставленного- Пахомовым по «Сказкам старого - Арбата» А. Арбузова, часто повторяет: «Нам надо сосредоточиться». Невольно возникает вопрос;- а когда же сам режиссер Па. хомов успевает сосредоточить ся, зарядиться энергией но. вых . художественных идей, чтобы, придя на очередную ре петицию, объединить постано вочный коллектив общим ви дением завтрашнего спектак ля? Вероятно, эта ежедневная кутерьма дел, «соучастие в человеческих делах и судь бах» и есть та почва, на ко торой произрастают 'замыслы Пахомова. Как-то в одной из бесед с корреспондентом он сказал-: «Режиссер — это чувствили ще». Что в тебя запало. то потом отзовется. И, согла шаясь, что режиссер — это и педагог, и- психолог, и та лантливый читатель, Вла димир Михайлович уточнил, что режиссер — это его миро воззрение, его гражданская позиция. Именно это в первую оче редь и определяет его творче ский почерк. В спектаклях Пахомова мы имеем дело с режиссурой так. тичной, неназойливой, здесь действительно режиссер умер в актере. Тут, может быть, не ахнешь над ярким внеш ним режиссерским ходом,- но в лучших его спектаклях уди вишься слаженности актер ского ансамбля, внутренней музыке спектакля, соединяю щей каждую, сцену; гармонии режиссерского замысла, той вещественной среде, которую создаёт на спене художник. Спектакли Пахомова атмос- ферны, , трогательны, негром ки и убедительно пафосны. И все одинаково эмоциональны. Это в традициях русского театра — обращаться в пер вую очередь к человеческому сердцу. Г. ТРЕТЬЯКОВА. ' На снимке: В. М. Пахомов (в центре) на репетиции. Фото А. Козина. ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz