Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

8 , а п р е л я г* е- ЛЕНИНЕЦ • ! 1, ТВОИ ВОСПИТАННИКИ, КОМСОМОЛ! Рассказываем ё лаурёШТосуда^^ РСФСР^ к БЕССМЕННЫЙ КОМАНДИР Около десяти тысяч подростков прошли школу Кима, став настоящими людьми. Четверть века назад комсомоль. ский работник Ким Марков органи­ зовал на базе НЛМК оперативный комсомольский отряд им. "Ф. Э. Дзержинского. Отряд насчитывал тогда всбго 7 человек. Командир — Ким Марков, первый комиссар отря­ да Борис Ковальчук, бойцы Михаил Григорьев, Георгий Евсюков, Влади­ мир Попов, Анатолий Качан, Вла­ димир Гет.манов — первопроходцы.» Первоначальная задача была — борьба с нарушителями обществен- «бго порядка. Но, когда горком пар­ тии направил Кима Васильевича на работу в милицию, у отряда появн- люя. новыё функции. Марков работал в уголовном ро- аыске инспектором по делам несо- «ершеннолетних.; Здесь и столкнулся ^ с - детскими . судьбами, требующими -«олеративного» . вмешательства. В секции по самбо, где Марков был тренером, стали появляться «труд­ ные»- Особых секретов у Кима в ' ^ даюшпации н е . было.' Вся , его систе­ ма ..держалась на «трех кита.х» — личный пример, любовь и доброта. Его до сих пор волнует вопрос — почему подросток стал на непра­ вильный путь? Виновата среда. В противовес той среде Марков ставит свой отряд. И не проигрывает. Ни один паренек, которого Ким привел в секцию, не уходил отсюда. Уходил только, став настоящим человеком. \ —- Говорят, у Кима есть свой под- * ход к детям, — вспоминает сотруд­ ник милиции. . — Как-то пришлось дежурить вместе с Марковым. Вечером в от- де.чение доставили парнишку, в кар­ ман пьяному пытался залезть. За­ бился в угол, глазенки бегают, дро­ жит, Может, милицейской формы испугался? Вдруг Марков встает, приносит бутылку молока, бушку и протягивает веж это мальчишке; «Возьми и иди в третий кабинет, поешь». Глаза этого паренька до сих пор помню. Многих- ребят отвел Ким Василь­ евич от беды. Мнша К. стал плохо учиться, грубил учителям. Пропус­ кал тренировки. Ким докопался до истины., У Миши запила мать, в квартире до поздней ночи устраива­ лись дебоши. Парнишке негде было ночевать. Много сил й энергия при­ шлось затратить Маркову, но ре­ зультата добился. Михаил с отличи­ ем закончил среднюю школу. Сей- час четверокурсник Казанского выс- ~ шего военно - инженерного учили, ща, Ленинский стипеидиат, Маркову часто говорят: — Ким, ты рискуешь. Зачем тебе «трудные» в секций? Занимайся со • своими, спокойнее будет. Он рискует и выигрывает. В кол- дектив вливаются все новые и нб- ребя-га. ' Кто бы, например, решился взять в секцию самбо' деревенского парня, у .которого родители алкоголики, два брата в тюрьме? Теперь Нико­ лай П. военнослужащий, член сбор- яой Молдавии по са.мбо, призер Всесоюзного первевогва. Около десяти тысяч подростков прошли школу Кима. В любом угол- ' ке нашей страны можно встретить воспитанников К. В. Маркова. Сре­ ди них юристы, педагоги, летчики, кандидаты наук, врачи, строители. Более шестидесяти мастеров спорта по борьбе самбо и дзюдо, воспитал отряд. Первые шаги в спорте дву- - кратный чемпион- Европы по самбо Геннадий Бирюков сделал в этом отряде. Почти все тренеры Липецка по борьбе самбо и дзюдо — быв. шие воспитанники комсомольского отряда. . . . • Из слабых, хилых мальчишек от­ ряд делает здоровых, крепких пар­ ией. Закалка, которую ребята полу- чают в отряде, несомненно, помогает им в дальнейшей жизни. Бот что пишет Гена Зе.ченин, вы­ полняющий в Афганистане интерна­ циональный долг: «Ким, если бы не. твоя школа и не закалка, которую я получил в. отряде до армии, туговато пришлось бы мне в здешних усло­ виях». Отряд стал для ребят вторым до­ мом. Некоторые родители даже оби­ жаются, что ребенок пропадает там целыми днями. Не только спортив­ ные тренировки привлекают сюда ребят. В отряде работают мото- и фотокружки, здесь они знакомятся о кино- и радиоаппаратурой. Сюда приходят почитать книгу или учить уроки. Если не получается за дача, Ким поможет. Здесь даже пи шут курсовые работы, делятся ра достями и огорчениями. Знают, 1^то в отряде всегда придут на помощь, Для ребят Ким Васильевич — эта лон доброты, человечности. Ким Ва сильевич — так называют его толь ко младшие. Для остальных он про сто Ким, не только педагог и воспн татель, но и са:мый лучший друг. «..;Ким, помоги! Ким, посоветуй! Ким, скалой!». Идут. Звонят. Пишут. И би, чтобы не разочаровывать их, просиживает ночами над учебника­ ми, схемами. Много читает. Шест­ надцать лет подряд Ким проводит свой отпуск е ребятами. Дома его практически застать невозможно. Ответ, который можно услышать, всегда одинаков; — Ким где-то с ребятами. Это значит в штабе. Или на тре­ нировке во Дворце спорта «Дина­ мо». Или в кино. Вариантов «Ким с ребятами» много. Все свободное вре­ мя он отдает им. Пятнадцатого марта в ДК труб, него завода чествовали . юбиляров. ^Собрались кимовцы шестидесятых и семидесятых годов. Пришло и юное поколение. Трудно отличить Кима Васильеви­ ча в кругу своих воспитанников, пр- прежиему строг и подтянут. Лишь проседь волос выдает возраст.. Много добрых слов услышали ки- мозцы в свой адрес в тот день. Вспоминали минувшие годы. Когда-то одним из первых в отряде был В. А. Гетманов, теперь он главный инлжнер городского жилищного управления. Но-прошли годы, и в отряде появи­ лись двое его сыновей. Четверть века ■— срок солидный. Но и результаты за эти- годы вну­ шительны. Об этом официально , го­ ворилось на встрече. Да и награды, которые вручили кимовпам, — до. казательство плодотворной работы. Но почему на таком юбилее опять всплыл старый вопрос о помещении для клуба? До каких пор все свои проблемы ребята будут решать в маленьком спортзале? Во Дворце спорта «Динамо», рядом со спорт- зало.м, есть несколько помещений, которые Ким выбивает уже многие годы. -Но ответ администрации кате­ горичен— нет! Есть штаб, но он на ' ул. Семаш­ ко. Согласитесь, далековато* Как-то услышал, что Ким максималист. Но. право он на это заслужил. Да и просит помещение не для тебя. Мно­ го разговоров около этого вопроса, но, кажется, он должен быть давно уже решен. Горком комсомола обе­ щал в конце апреля помочь с по. мешением. Планируют разместить штаб на у.л. Советской. Но сколько можно планировать? Горком ВЛКСМ озабочен сейчас приобрете­ нием . для отряда единой формы, бу­ дут у кимовцев удостоверения лич­ ности, Подумывают о передаче опы­ та кимовцев другим комсомольским оперативным отрядам города. Давно пора, Кимовпам поделиться есть чем. ‘ ' Как-то Ким сказал: ' — Что касается помещения — тут я уже становлюсь пессимистом. От- ряд могу передать в любую минуту. Преемники есть. Но хочется, чтобы база у отряда была хорошая. Тог­ да и уйти можно спокойно. Уходить Киму Васильевичу, дума­ ется, еще рано. А помочь надо. Не словом, а делом. Двадцать пять лет бессменно стоит на своем посту ко­ мандир. И четверть века прошло не зря. А. ПАНОВ, наш корр. Одержимость Очень верно замечено; «Ин­ тересны люди, охваченные страстью -'дела». . Главный ре­ жиссер и директор Липецкого драматического театра им. Л. Н. Толстого, заел, деятель искусств' РСФСР, , лауреат Государственной премии РСФСР В. М. Пахомов из та­ ких людей. Когда, пишут о людях те­ атра, редко обходятся без фразы «Теадр —■ его (ее) жизнь». От частого употреб­ ления эта мысль почти поте­ ряла свой первозданный, глу­ бинный смысл. Обращаясь к ней,' рискуешь быть понятым шаблонно, но что дюделать — точнее определить то место,, которое занимает театр в судьбе. Пахомова, невозможно. Да, театр — его жизнь. И дело не то.лько в том, что последними в театре гаснут овна его кабинета, что в его театральшзй деятельности нет перерывов на больничные й выходные дни: самый корот­ кий отпуск в театре у его художественного руководите­ ля. И ' укорачивает его он сам. Когда Пахомов ‘принял ли­ пецкую труцпу .и предложил свою систему ’ работы по те­ атральному воспитанию детей и юношества, мало кто его тогда поддержал. Надо было проявить не­ дюжинные организаторские способности, энергию и волю человека, который, кро.ме того, чЗ;о занимался главным делом своей жизни — ставил спек- -такли, — еще и ходил, убеж­ дал, требовал, добивался. Не знаю, помогали ли ему тогда выЬтоять вот эти слова К. С. Станиславского: «Чего сильно хочешь, во что искренне ве­ ришь, то не может не сбыть, ся». Сбылось главное— про­ грамма Пахомова начала осуществляться, пришел; ус­ пех — первый творческий по. каз в Москве, звание заслу- жениого - деятеля. искусств РСФСР, премия Л5НИНСКОГО комсомола. Символично, ч^о первый спектакль нынешнего главно­ го режиссера на липецкой спене так и назывался «Мои надежды». - Пахомов и сегодня полон идей, еще далеко не все его надежды сбылись, он по- прежнему занят делом строи­ тельства своего театра. Весь без остатка, искренне и само, забвенно. Иные режиссеры Смотрят на периферию как на трамплин — приехал, на­ шумел, удивил, а там, гля­ дишь, заметят и заберут ' в Москву или прочие столицы. Пахомова звали в Ленин­ град, Киев, Москву, Одессу, осенью минувшего года перед ним открывалась . заманчивая возможность — поставить Че­ хова в Турции. Но он никуда не уехал. Что за этим? Чу­ дачество, неуверенность в своих силах, нежелание все начинать заново? Эа этим жизненная позиция, твердое убеждение Пахомова в том, что от географической широ­ ты расположения художника мало зависят масштабы его таланта и дела. Как известно, настоящее ис­ кусство создавалось и в Яс­ ной Поляне, и в Мелихово, и по сию пору сто.1ичная про-. писка да.пеко не первое усло­ вие, необходимое для истин­ ных художественных откры. тий. И в современном театре есть тому красноречивые при­ меры, один из них — театр из ыа.ленького литовского' го­ рода 1Таневежиса. На одной из встреч со зри­ телями Владимир Михайло­ вич, объясняя свою привязан, ность к Липецку, высказал .та­ кую мысль: если хочешь добиться серьезных творче­ ских результатов, приняв новый театр, сразу после зна­ комства с труппой надо зака- .зать себе место на городском кладбище. ...Пахомов бывает разным — гневным и неистовым, при. страстным и объективным, дипломатичным и бескомпро­ миссным, но, пожалуй, главное в нем — его одержимость. Он — максималист во всем: и в тех отдаленных целя.х, кото- рые он ставит перед собой и театром, в ежедневных планах И в мелочах. Не дай бог, уви­ дит плохо закрепленную де­ таль оформления, только одно, му ему подчас заметную тех­ ническую погрешность. «Ничего», «как-нибудь» — эти слова не из лексикона Па­ хомова. Ему мало признания, что Липецкий театр на сегодня — один из лучших в РСФСР, ему надо, чтобы завтра он был лучшим. Ставя перед кол. лективом задачу построения театра высокой культуры, главный режиссер и дирек­ тор понимает, что ее осуще­ ствление «взамен турусов и колес потребует полной гибе­ ли всерьез» от него, от акте­ ров, от работников всех те­ атральных цехов, Каждый день В. Пахомова до отказа заполнен решением самых разных вопросов •—от доставания гвоздей д6 . сложнейших проблем фор- . ' мирования труппы. Прибавим ' сюда разнообразную обще­ ственную работу. Владимир Михайлович —■ депутат обла. стного Совета на[)одных де­ путатов, член %дожествен, кого совета при Министер­ стве культуры РСФСР. Один из героев спектакля, поставленного- Пахомовым по «Сказкам старого - Арбата» А. Арбузова, часто повторяет: «Нам надо сосредоточиться». Невольно возникает вопрос;- а когда же сам режиссер Па. хомов успевает сосредоточить­ ся, зарядиться энергией но. вых . художественных идей, чтобы, придя на очередную ре­ петицию, объединить постано­ вочный коллектив общим ви­ дением завтрашнего спектак­ ля? Вероятно, эта ежедневная кутерьма дел, «соучастие в человеческих делах и судь­ бах» и есть та почва, на ко­ торой произрастают 'замыслы Пахомова. Как-то в одной из бесед с корреспондентом он сказал-: «Режиссер — это чувствили­ ще». Что в тебя запало. то потом отзовется. И, согла­ шаясь, что режиссер — это и педагог, и- психолог, и та­ лантливый читатель, Вла­ димир Михайлович уточнил, что режиссер — это его миро­ воззрение, его гражданская позиция. Именно это в первую оче­ редь и определяет его творче­ ский почерк. В спектаклях Пахомова мы имеем дело с режиссурой так. тичной, неназойливой, здесь действительно режиссер умер в актере. Тут, может быть, не ахнешь над ярким внеш­ ним режиссерским ходом,- но в лучших его спектаклях уди­ вишься слаженности актер­ ского ансамбля, внутренней музыке спектакля, соединяю­ щей каждую, сцену; гармонии режиссерского замысла, той вещественной среде, которую создаёт на спене художник. Спектакли Пахомова атмос- ферны, , трогательны, негром­ ки и убедительно пафосны. И все одинаково эмоциональны. Это в традициях русского театра — обращаться в пер­ вую очередь к человеческому сердцу. Г. ТРЕТЬЯКОВА. ' На снимке: В. М. Пахомов (в центре) на репетиции. Фото А. Козина. ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz