Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ I 8 лпрёля' 1988Ш' ПЕДСОВЕТ • Заметки^ конференции отцов Советского района г. Липецка ВОСПИТАТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ Недавно у старшеклассни­ ков одной из липецких шкоЛ' спросили: чувствуете ли вы себя чем-то- обделенными? И многие ребята ответили так:- нет взанмоионимания■' с родителями. Симптом тре­ вожный. Мы порой даже по инерции -нередко -Говорим . о . том, что Т)ашв дети слишком хорошо живут — и магнито­ фон, у них, и оденсда' имдорт- цая;: словом,- запросы ' ^самые,. - высокие. А на поверку - выхо­ дит, что не. это главным считают ребята. Г'-раздо вы­ ше- ценят ^ дружбу, духовный, контакт с отцом и материю. И если нет;‘ЭТОЙ крепкой ииточ- , ки — страдают ■ от ; своего одиночества в собственной ч семье,- от нежелания родите­ лей войти в их духовный мир добрыми друзьями, советчи. ками. Бесспорно, взаимоотноше­ ния в семье должны волно. вать любого родителя. Од­ нако, эта проблема имеет и. более глубокое, общественное звучанпе. Ведь от' того, ка­ кими вырастут сын или дочь в каждой конкретной семье, зав.вспт моральное здоровье общества, наше будущее. По­ этому, когда речь иДет о--вос. питании молодежи, об укреп­ лении семьи, о повышений ответственности . отцов и матерей за своих детей, не остаются в стороне партий­ ные и общественные органц. зации. В этом плане очень показа­ телен пример Советского района Липецка. Райком КПСС, райисполком в тес­ ном контакте с районным от­ делом народного образования разработали целый комплекс мер, направленных на корен­ ное улучшение воспитатель, ного процесса. Дело в том, что в последнее время неред­ ко приходится сталкиваться е негативными проявлениями в молодежной среде, с тем, -ЧТО молодые люди выходят в жизнь, не имея достаточно устойчивых взглядов, соот­ ветствующих нашей социали- стической действительности. В чем причина? Как лечить эту болезнь? Такие вопросы не только ставят, но и реша- ют в районе. Причем стара­ ются побольше эксперимен­ тировать, ведь как в споре рождается истина, так только - постоянный поиск, своего рода новаторство может дать ожидаемые положительные результаты. -Не так давно в Советском районе был проведен День открытого письма, собравший многочисленную и, главное, заинтересованную аудиторию. Наверняка запомнилась школьному комсомольскому активу района и встреча о членами бюро райкома -пар­ тии. И вот ~ следующее зве­ но этой цепи — конференция отцов. Уже по названию вид­ но стремление инициаторов этого мероприятия — Совет­ ского райкома КПСС, рай­ исполкома и районе — уйти от традиционных форм и в то же время сделать конференцию одной из кульмпнацноннйх Вершин своей работы, чтобы она стала тем брошенным в воду камешком, от которого по восходящей разойдутся круги новых полезных и нуж­ ных дел. Вела конференцию секре. тарь Советского райкома Пар­ тии _В. А. Евсина. Разговор с первых минут принял форму доверительной и откровенной беседы, русло которой стре­ милось от вопроса, почему у нас еще столько проблем , в воспитании молодежи — к по- ' иску конкретных ответов на то, как улучшить - положение дел, что требуется д л я '■того, чтобы привлечь ребят в круж­ ки' и секции, оторвать их ' от сомнительных компаний, раз-, венчать в их глазах кумиров подворотен; Взгляните на себя со стороны ; .Именно этим ч предложени- : ем чначала*;. свое выступление на‘- конференции - . ' преподавав'; тель кафедры педаго-гйки .. и психологии . Липецкого пед­ института Валерия Алек­ сандровна Кривцова. И по­ скольку в зале ДК профсою. зов, где проходила конферен­ ция, собрались отцы, вонрос этот касался в первую оче­ редь каждого из них. Действительно, давайте подумаем, вспомним, когда последний раз вы провели вечер не' у телевизора, а . со своим сыном или дочерью, — продолжала Валерия Алек­ сандровна. — Наверное, стоит поразмышлять и о том,4 как вы выглядите в своей собст­ венной семье. Конеч;но, здесь не внешний вид подразуме­ вается, хотя и он имеет зна­ чение, ведь деГц буквально во всем берут пример со своих родителей. К сожалению, не всегда такой „пример оказы­ вается положительным. Под­ растая, дети нередко сами начинают это понимать, ищут эталон вне семьи и, конечно, находят, только всегда. ли ис­ тинный? В последаее время педагог ги и психологи, употребляя понятие «безотцовщина», стали вкладывать в него несколько иной смысл-, чем прелгде. Ведь сейчас нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда и отец и мать у ребенка есть, но вот их участия в воспитании не видно. Выступая на конференции, многие отцы благодарили ее организаторов за своевремен­ ный импульс, который ■она им дала; говорили о ' том, что эта беседа на многое от: крыла им глаза, заставила по- новому взглянуть на свои взаимоотношения с ребенком; увидеть в нем не только лю­ бимое и опекаемое чадо, но личность, за которую они в ответе. В семье мои корни о многдх проблемах заста. вило задуматься участников конференции и выступление, помощника прокурора города Натальи Тимофеевны Анти­ пенко. Сейчас уже ни для кого не секрет, что правона­ рушения несовершеннолетних практически не имеют связи ни с материальным обеспече­ нием семьи, ни с жилишными условиями. Наоборот, почди традиционным стал парадокс, когда оказывается, что. подро­ сток, ’преступивший закон» вырос в весьма благояолуч- ной с виду семье. Конечно, немало ре.бят, кон­ фликтующих с . законом, име­ ют родителей-пьяниц или ту­ неядцев. Но тут разговор осо­ бый. А вот если папа и мама, что, „называется, примерные, а сын вдруг "оказы-Бается '' во. ришкой? Здесь все- сложнее, потому ..что даже сами роди­ тели в ужасе хватаются за голрвы:>он ведь был хорошим мальчиком, отку'да -такое? ,На- веркоё, и в - этом случае корни нужно, искать в .самом . себе, в своей семье. Попробо­ вать проанализировать те моральные критерии, по кото­ рым . ящв^шь сам. . , Взять, к примеру, ( .«домаш­ них, нёсунов», или тех, ’ кто пр1Щйк не Покупать вещи, а «доставать» ;их.' Казалось бы, .что тут -. страшного,'. дефицит есть .дефицит. • Ну, ■ обратился к доброму.. дяде,.' многие ведь .так Деаают.;;: Да, '.5П0к а е щ е делают, хотя и понимают, что этим самым в определенной мере способствуют процвета, нию таких «дефицитных» дя­ дей и тетей. Делают, забы­ вая, что на них смотрят соб. ственные дети, ■получая . при этом первые уроки ловкачест­ ва и изворотливости. А термин , «оправдать» за­ гранпоездку или приобретение дорогой вещи? Он'ведь тоже прочно . бытует в некоторых семьях. В итоге большинство правонарушений подростков происходит из корыстных по. буждеиий. Дети, глядя на ро­ дителей, тоже «достают»,' «ме­ няют», а то и просто крадут. Не привилось пока в семьях в достаточной мере и право­ вое воспитание. Об э.том Наталья Тимофеевна говори­ ла особенно взволнованно и подробно. Понятно — есть школа и специальная дисцип­ лина в ее расписании. Но слова это одно, Ребятам нужен постоянный конкрет­ ный пример жизни ■по право­ вым и моральным нормам. Проехали вы «зайцем» в ав­ тобусе, оттолкнули старушку в очереди, побранились с соседом - - раз папа так дела- ,ет, значит, хорошо? Все мы знаем, что плохо,, только вот разучились кон­ тролировать себя, сверять каждый свой шаг, свое ело. во е внимательным взглядом Па себя собственного ре­ бенка. «Престиж» пьяного папы Конечно, такой папа меньше всего думает о том, как он выглядит в глазах сына или дочери. Совсем не обязатель­ но, что ребенок в семье пья­ ницы и сам впоследствии бу­ дет склонен к употреблению алкоголя. Нередко, насмот­ ревшись в детстве на «худо­ жества» родителя, парень сам решите.чьно отказывается от спиртного. Конечно, бывает и наоборот. И здесь, как пока­ зывает практика, не только выпиваюшие родители спо­ собны ■' толкнуть ;сына на свой пагубный путь." Случается, и в семьях, считающих себя трезвыми, дети получают при­ страстие к алкоголю. О том, как чаще всего это происхо­ дит, рассказал на конференции нарколог областного психо­ неврологического диспансера Михаил Феофанович Чуя- нов. ■ Улсе в детсадовском возра­ сте дети хорошо демонстриру­ ют все признаки . опьянения. Даже играют в пьяного папу, которого успокаивает или ругает мама. Популярна и игра «в гостей» — ребята чо­ каются, пьют «вино», задира, ют друг друга. И задумы'ва. ются; что же ■такое хорошее пьют папа и мама, если потом они становятся такими доб­ рыми и веселыми? Почему они так радостны, выпив? Здесь срабатывает рефлекс подра­ жания —- ребенок будет стре­ миться попробовать то, . что пьют взрослые. Конечно, далеко не каждая семья — поклонница спирт­ ного, даже в праздники. Но для того, чтобы подросток не подружился с рюмкой, этого недостаточно. Ведь если ро­ дители не обращают на ре- -бенка внимания, он уже - е 11-ти лет, когда наступает период потребности общения, , ищет . неформальные компа- нгш. Чтобы не быть белой вороной в таких компаниях, он должен научиться скверно­ словить, пить, курить. Сна­ чала это — подражание, ко­ торое, впоследствии перерае. тает в наркотическую потреб­ ность. Что же молсет. стать надезс- ным заслоном для такого ито. га? Полная трезвость ' в семье и постоянное , заинтере­ сованное общение ' с ре(&н- ком. Кроме того, необходимо интересоваться кругом его общения, познакомиться о друзьями и подругами сына или. дочери, постараться . ув­ лечь их интересным . „ дейом, стать для них авторитетным другом, главным советчиком. И ни в коем случае не про. ходить мимо, если во дворе или в подъезде есть компа­ ния подростков, занятая бес­ цельным времяпрепровожде­ нием, сквернословящая или выпивающая. Такая среда очень легко моаГет затянуть вашего сына или дочь, и уп­ рекать в этом придется толь­ ко себя. А мне иама целоваться не велит Правильно делает, . скажут многие родители. Нечего о.- любви думать, уроки надо учить. Бесспорно, учеба — главная задача подростков, но давайте вспомним себя, всегда " ли нам было до физики и географии, когда на улице звенела весна, а рядом за партой сидел или сидела тот едйпствёниый или единствен­ ная. И как нам котелось рас- сказать о своих чувствах ко- му-нибудь взрослому, добро­ му и все понимающему чело­ веку, попросить его совета. Однако, к маме, а тем более к отцу за . таким советом шли очень' немногие. Почему? Почему главные в то время для нас решения мы принимали при непосредствен­ ном участии друзей, а никак не родителей? — Скорее всего, виной, это­ му «запретность темы», — считают Тамара Алексеевна Титова, венеролог облкож- вендиспансера, и Валида Ах­ медовна Кадырова — .главный врач поликлиники треста «Пг Родители почему-то стес. няются. обсуждать с детьми проблемы взаимоотношения полов, брака, .чюбви. Не , в этом ли кроется основная при­ чина такого большого ко. личества разводов? Юного человека учат писать,. читать, считать, читать химические формулы, производить фи. зичёские опыты, а вот . как строить семью, как создавать в „ней нужный микроклимат, как . воспитывать детей, нам часто - приходится ■решать, са- . мостоятельно. Конечно, речь . идет, не о готовых рецептах 'для кагкдой жизненной си- . туации, а о тех основных принципах, которые необхо, димо знать и соблюдагь,\ коль . - уж решил • создать семью. Родители „ должны сделать шаг .иавегречу' своим детям в - этом .отнршённи. Вз.ять на свои плёчН труд и ответствен­ ность : поДготовкн подростков к непростой -поре^ в их .жизни — дружбе,‘любви,, началу с е - . . мейных .отношений/ Здесь, ко­ нечно,; опять нельзя забывать* о .Личном примере родителей. Однако только этим не обой'^ тись. Нужен тесный ’ душев. ный контакт, надо перестать бояться ' «запретных» тем, ие^ , обходимо, чтобы именно ро­ дители стали главными учи» ■гелями своих детей в нелег» кой науке любви и брака, ■- » * » , Очевидно, цель конфёреи- ции можно было ■бы считать' достигнугон лишь наполовину, если бы тут же, в ходе бесе-; ды не проявилось ■го, что мы называем живой обратной связью. Особенно ценным следует считать то, что сами отцы захотели поделиться сво­ им родительским опытом, по­ советоваться, обменяться мне­ ниями, пожеланиями. Первым слово взял Вяче­ слав . Дмитриевич Татаринов, офицер Липецкого гарнизона. Он говорил о том, как строит свои взаимоотношения о сы­ ном, как воспитывает в нем качества будущего солдата, о роли родителей в выборе профессии своего ребенка. Можно ли считать детство счастливым, если оно про^ ходит в безграничной празд­ ности и удовольствиях,, в которо1М нет места труду и открытиям, мечте и познанию? Как воспитать человека, пре­ данного труду? Эти вопросы волновали отцов. И среди них — С. А. Кружилпна, -который уже делом отвечает на .них;. ^ В 22-й школе — восьмилетке, где учится его ребенок, он организовал кружок картин-......_ ГИСТОВ, увлек ребят интерес­ ным делегм, а для педагогов стал верным помощником в воспитательной работе. Пример ,С. А. Кружилица, как решили отцы, не будет единственным! А. И. Кащенко и Е. С. Гамов поддержали его призыв не оставаться в сто­ роне, придти в школы, где учатся их дети, не требова­ тельными контролерами, а старшими товарищами. Шко-, ла и семья — это звенья еди­ ной цепи, которые только в спайке способны привести к желаемому результату. . . - В заключение конференцйн ,:было решено' _ продолжить. !и расширить просветительскую работу среди огпов, провести подобные мероприятия ,,ко всех школах района.. Отцы, , в свою очередь, решили не откладывать в долгий яШик проблемы, связанные с _их подрастающими детьми, ук- - репить кон’гакт со школой н другими воспитательными ор- ганизациями. Можно уверенно говорить, что опыт проведенной в Со­ ветском районе конференции послужит хорошим запевом для упрочения контакта шко, лы и родителей в деле воспи­ тания подрастающего поко­ ления. Т. КОШЕЛЕВА^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz