Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ I 8 лпрёля' 1988Ш' ПЕДСОВЕТ • Заметки^ конференции отцов Советского района г. Липецка ВОСПИТАТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ Недавно у старшеклассни ков одной из липецких шкоЛ' спросили: чувствуете ли вы себя чем-то- обделенными? И многие ребята ответили так:- нет взанмоионимания■' с родителями. Симптом тре вожный. Мы порой даже по инерции -нередко -Говорим . о . том, что Т)ашв дети слишком хорошо живут — и магнито фон, у них, и оденсда' имдорт- цая;: словом,- запросы ' ^самые,. - высокие. А на поверку - выхо дит, что не. это главным считают ребята. Г'-раздо вы ше- ценят ^ дружбу, духовный, контакт с отцом и материю. И если нет;‘ЭТОЙ крепкой ииточ- , ки — страдают ■ от ; своего одиночества в собственной ч семье,- от нежелания родите лей войти в их духовный мир добрыми друзьями, советчи. ками. Бесспорно, взаимоотноше ния в семье должны волно. вать любого родителя. Од нако, эта проблема имеет и. более глубокое, общественное звучанпе. Ведь от' того, ка кими вырастут сын или дочь в каждой конкретной семье, зав.вспт моральное здоровье общества, наше будущее. По этому, когда речь иДет о--вос. питании молодежи, об укреп лении семьи, о повышений ответственности . отцов и матерей за своих детей, не остаются в стороне партий ные и общественные органц. зации. В этом плане очень показа телен пример Советского района Липецка. Райком КПСС, райисполком в тес ном контакте с районным от делом народного образования разработали целый комплекс мер, направленных на корен ное улучшение воспитатель, ного процесса. Дело в том, что в последнее время неред ко приходится сталкиваться е негативными проявлениями в молодежной среде, с тем, -ЧТО молодые люди выходят в жизнь, не имея достаточно устойчивых взглядов, соот ветствующих нашей социали- стической действительности. В чем причина? Как лечить эту болезнь? Такие вопросы не только ставят, но и реша- ют в районе. Причем стара ются побольше эксперимен тировать, ведь как в споре рождается истина, так только - постоянный поиск, своего рода новаторство может дать ожидаемые положительные результаты. -Не так давно в Советском районе был проведен День открытого письма, собравший многочисленную и, главное, заинтересованную аудиторию. Наверняка запомнилась школьному комсомольскому активу района и встреча о членами бюро райкома -пар тии. И вот ~ следующее зве но этой цепи — конференция отцов. Уже по названию вид но стремление инициаторов этого мероприятия — Совет ского райкома КПСС, рай исполкома и районе — уйти от традиционных форм и в то же время сделать конференцию одной из кульмпнацноннйх Вершин своей работы, чтобы она стала тем брошенным в воду камешком, от которого по восходящей разойдутся круги новых полезных и нуж ных дел. Вела конференцию секре. тарь Советского райкома Пар тии _В. А. Евсина. Разговор с первых минут принял форму доверительной и откровенной беседы, русло которой стре милось от вопроса, почему у нас еще столько проблем , в воспитании молодежи — к по- ' иску конкретных ответов на то, как улучшить - положение дел, что требуется д л я '■того, чтобы привлечь ребят в круж ки' и секции, оторвать их ' от сомнительных компаний, раз-, венчать в их глазах кумиров подворотен; Взгляните на себя со стороны ; .Именно этим ч предложени- : ем чначала*;. свое выступление на‘- конференции - . ' преподавав'; тель кафедры педаго-гйки .. и психологии . Липецкого пед института Валерия Алек сандровна Кривцова. И по скольку в зале ДК профсою. зов, где проходила конферен ция, собрались отцы, вонрос этот касался в первую оче редь каждого из них. Действительно, давайте подумаем, вспомним, когда последний раз вы провели вечер не' у телевизора, а . со своим сыном или дочерью, — продолжала Валерия Алек сандровна. — Наверное, стоит поразмышлять и о том,4 как вы выглядите в своей собст венной семье. Конеч;но, здесь не внешний вид подразуме вается, хотя и он имеет зна чение, ведь деГц буквально во всем берут пример со своих родителей. К сожалению, не всегда такой „пример оказы вается положительным. Под растая, дети нередко сами начинают это понимать, ищут эталон вне семьи и, конечно, находят, только всегда. ли ис тинный? В последаее время педагог ги и психологи, употребляя понятие «безотцовщина», стали вкладывать в него несколько иной смысл-, чем прелгде. Ведь сейчас нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда и отец и мать у ребенка есть, но вот их участия в воспитании не видно. Выступая на конференции, многие отцы благодарили ее организаторов за своевремен ный импульс, который ■она им дала; говорили о ' том, что эта беседа на многое от: крыла им глаза, заставила по- новому взглянуть на свои взаимоотношения с ребенком; увидеть в нем не только лю бимое и опекаемое чадо, но личность, за которую они в ответе. В семье мои корни о многдх проблемах заста. вило задуматься участников конференции и выступление, помощника прокурора города Натальи Тимофеевны Анти пенко. Сейчас уже ни для кого не секрет, что правона рушения несовершеннолетних практически не имеют связи ни с материальным обеспече нием семьи, ни с жилишными условиями. Наоборот, почди традиционным стал парадокс, когда оказывается, что. подро сток, ’преступивший закон» вырос в весьма благояолуч- ной с виду семье. Конечно, немало ре.бят, кон фликтующих с . законом, име ют родителей-пьяниц или ту неядцев. Но тут разговор осо бый. А вот если папа и мама, что, „называется, примерные, а сын вдруг "оказы-Бается '' во. ришкой? Здесь все- сложнее, потому ..что даже сами роди тели в ужасе хватаются за голрвы:>он ведь был хорошим мальчиком, отку'да -такое? ,На- веркоё, и в - этом случае корни нужно, искать в .самом . себе, в своей семье. Попробо вать проанализировать те моральные критерии, по кото рым . ящв^шь сам. . , Взять, к примеру, ( .«домаш них, нёсунов», или тех, ’ кто пр1Щйк не Покупать вещи, а «доставать» ;их.' Казалось бы, .что тут -. страшного,'. дефицит есть .дефицит. • Ну, ■ обратился к доброму.. дяде,.' многие ведь .так Деаают.;;: Да, '.5П0к а е щ е делают, хотя и понимают, что этим самым в определенной мере способствуют процвета, нию таких «дефицитных» дя дей и тетей. Делают, забы вая, что на них смотрят соб. ственные дети, ■получая . при этом первые уроки ловкачест ва и изворотливости. А термин , «оправдать» за гранпоездку или приобретение дорогой вещи? Он'ведь тоже прочно . бытует в некоторых семьях. В итоге большинство правонарушений подростков происходит из корыстных по. буждеиий. Дети, глядя на ро дителей, тоже «достают»,' «ме няют», а то и просто крадут. Не привилось пока в семьях в достаточной мере и право вое воспитание. Об э.том Наталья Тимофеевна говори ла особенно взволнованно и подробно. Понятно — есть школа и специальная дисцип лина в ее расписании. Но слова это одно, Ребятам нужен постоянный конкрет ный пример жизни ■по право вым и моральным нормам. Проехали вы «зайцем» в ав тобусе, оттолкнули старушку в очереди, побранились с соседом - - раз папа так дела- ,ет, значит, хорошо? Все мы знаем, что плохо,, только вот разучились кон тролировать себя, сверять каждый свой шаг, свое ело. во е внимательным взглядом Па себя собственного ре бенка. «Престиж» пьяного папы Конечно, такой папа меньше всего думает о том, как он выглядит в глазах сына или дочери. Совсем не обязатель но, что ребенок в семье пья ницы и сам впоследствии бу дет склонен к употреблению алкоголя. Нередко, насмот ревшись в детстве на «худо жества» родителя, парень сам решите.чьно отказывается от спиртного. Конечно, бывает и наоборот. И здесь, как пока зывает практика, не только выпиваюшие родители спо собны ■' толкнуть ;сына на свой пагубный путь." Случается, и в семьях, считающих себя трезвыми, дети получают при страстие к алкоголю. О том, как чаще всего это происхо дит, рассказал на конференции нарколог областного психо неврологического диспансера Михаил Феофанович Чуя- нов. ■ Улсе в детсадовском возра сте дети хорошо демонстриру ют все признаки . опьянения. Даже играют в пьяного папу, которого успокаивает или ругает мама. Популярна и игра «в гостей» — ребята чо каются, пьют «вино», задира, ют друг друга. И задумы'ва. ются; что же ■такое хорошее пьют папа и мама, если потом они становятся такими доб рыми и веселыми? Почему они так радостны, выпив? Здесь срабатывает рефлекс подра жания —- ребенок будет стре миться попробовать то, . что пьют взрослые. Конечно, далеко не каждая семья — поклонница спирт ного, даже в праздники. Но для того, чтобы подросток не подружился с рюмкой, этого недостаточно. Ведь если ро дители не обращают на ре- -бенка внимания, он уже - е 11-ти лет, когда наступает период потребности общения, , ищет . неформальные компа- нгш. Чтобы не быть белой вороной в таких компаниях, он должен научиться скверно словить, пить, курить. Сна чала это — подражание, ко торое, впоследствии перерае. тает в наркотическую потреб ность. Что же молсет. стать надезс- ным заслоном для такого ито. га? Полная трезвость ' в семье и постоянное , заинтере сованное общение ' с ре(&н- ком. Кроме того, необходимо интересоваться кругом его общения, познакомиться о друзьями и подругами сына или. дочери, постараться . ув лечь их интересным . „ дейом, стать для них авторитетным другом, главным советчиком. И ни в коем случае не про. ходить мимо, если во дворе или в подъезде есть компа ния подростков, занятая бес цельным времяпрепровожде нием, сквернословящая или выпивающая. Такая среда очень легко моаГет затянуть вашего сына или дочь, и уп рекать в этом придется толь ко себя. А мне иама целоваться не велит Правильно делает, . скажут многие родители. Нечего о.- любви думать, уроки надо учить. Бесспорно, учеба — главная задача подростков, но давайте вспомним себя, всегда " ли нам было до физики и географии, когда на улице звенела весна, а рядом за партой сидел или сидела тот едйпствёниый или единствен ная. И как нам котелось рас- сказать о своих чувствах ко- му-нибудь взрослому, добро му и все понимающему чело веку, попросить его совета. Однако, к маме, а тем более к отцу за . таким советом шли очень' немногие. Почему? Почему главные в то время для нас решения мы принимали при непосредствен ном участии друзей, а никак не родителей? — Скорее всего, виной, это му «запретность темы», — считают Тамара Алексеевна Титова, венеролог облкож- вендиспансера, и Валида Ах медовна Кадырова — .главный врач поликлиники треста «Пг Родители почему-то стес. няются. обсуждать с детьми проблемы взаимоотношения полов, брака, .чюбви. Не , в этом ли кроется основная при чина такого большого ко. личества разводов? Юного человека учат писать,. читать, считать, читать химические формулы, производить фи. зичёские опыты, а вот . как строить семью, как создавать в „ней нужный микроклимат, как . воспитывать детей, нам часто - приходится ■решать, са- . мостоятельно. Конечно, речь . идет, не о готовых рецептах 'для кагкдой жизненной си- . туации, а о тех основных принципах, которые необхо, димо знать и соблюдагь,\ коль . - уж решил • создать семью. Родители „ должны сделать шаг .иавегречу' своим детям в - этом .отнршённи. Вз.ять на свои плёчН труд и ответствен ность : поДготовкн подростков к непростой -поре^ в их .жизни — дружбе,‘любви,, началу с е - . . мейных .отношений/ Здесь, ко нечно,; опять нельзя забывать* о .Личном примере родителей. Однако только этим не обой'^ тись. Нужен тесный ’ душев. ный контакт, надо перестать бояться ' «запретных» тем, ие^ , обходимо, чтобы именно ро дители стали главными учи» ■гелями своих детей в нелег» кой науке любви и брака, ■- » * » , Очевидно, цель конфёреи- ции можно было ■бы считать' достигнугон лишь наполовину, если бы тут же, в ходе бесе-; ды не проявилось ■го, что мы называем живой обратной связью. Особенно ценным следует считать то, что сами отцы захотели поделиться сво им родительским опытом, по советоваться, обменяться мне ниями, пожеланиями. Первым слово взял Вяче слав . Дмитриевич Татаринов, офицер Липецкого гарнизона. Он говорил о том, как строит свои взаимоотношения о сы ном, как воспитывает в нем качества будущего солдата, о роли родителей в выборе профессии своего ребенка. Можно ли считать детство счастливым, если оно про^ ходит в безграничной празд ности и удовольствиях,, в которо1М нет места труду и открытиям, мечте и познанию? Как воспитать человека, пре данного труду? Эти вопросы волновали отцов. И среди них — С. А. Кружилпна, -который уже делом отвечает на .них;. ^ В 22-й школе — восьмилетке, где учится его ребенок, он организовал кружок картин-......_ ГИСТОВ, увлек ребят интерес ным делегм, а для педагогов стал верным помощником в воспитательной работе. Пример ,С. А. Кружилица, как решили отцы, не будет единственным! А. И. Кащенко и Е. С. Гамов поддержали его призыв не оставаться в сто роне, придти в школы, где учатся их дети, не требова тельными контролерами, а старшими товарищами. Шко-, ла и семья — это звенья еди ной цепи, которые только в спайке способны привести к желаемому результату. . . - В заключение конференцйн ,:было решено' _ продолжить. !и расширить просветительскую работу среди огпов, провести подобные мероприятия ,,ко всех школах района.. Отцы, , в свою очередь, решили не откладывать в долгий яШик проблемы, связанные с _их подрастающими детьми, ук- - репить кон’гакт со школой н другими воспитательными ор- ганизациями. Можно уверенно говорить, что опыт проведенной в Со ветском районе конференции послужит хорошим запевом для упрочения контакта шко, лы и родителей в деле воспи тания подрастающего поко ления. Т. КОШЕЛЕВА^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz