Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

2 • . ЛЕНИНЕЦ 27 ма[рта 4986 л НА ЛИНЕЙКЕ готовности ♦ В СИСТЕМЕ КОМСОМОЛЬСКОЙ ПОЛИТУЧЕБЫ Связь е практикой В ШКОЛАХ комсомольской . ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЗАНЯТИЯ по ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ XXVII СЪЕЗДА КПСС. «XXVII -съезд КПСС— съезд мира и прогресса» — этой те. ме были посвящены открытые занятия в системе комсомоль­ ской политической учебы на базе школ передового' опыта у лучших комсомольских про­ пагандистов района. Комсомольский пропаган­ дист областного управления связи Р. М. Антипова ведет школу по курсу «Молодежи о Партин». , . ' На первом занятии, посвя­ щенном изучению - материалов партнййого форума, с сооб- щениями выступили все слу. шатели, операторы управле­ ния связи. Говорили об исторической роли XXVII съезда КПСС, об ускорении научно-техническо­ го прогресса. В своих сообщё. ниях молодые операторы под. нимали проблемы, касающие­ ся их предприятия. Главная из них —. модернизация обо­ рудования. Старые машины отжили свое. Замена их новы­ ми должна происходить, уже в этом году. Отсюда — новые проблемы: переквалификация, обучение операторов. • В выступлениях была затро­ нута роль человеческого фак. тора в повышении производи- тельности труда. В. ДЕРЮГИН, второй секретарь Правобережного райкома ’ комсомола. ; ♦ НОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ В ШКОЛЕ Как научить быть счастливым? Отлично подготовил свой трактор к весеннему севу мо­ лодой механизатор Конь-Колодезского совхоза-техникума Ми­ хаил Мартынов. ' Фото А. Щурова. ШАГИ РЕФОРМЫ «ВКУС ХЛЕВА» Чаплыгинская школа-интернат • - учебное заведение сугубо го- родаюа И так уж повелось, что обучающиеся здесь мальчишки и девчонки приобретают. навыки «городских» профессий. Рядом — завод, швейная фабрика: пожа­ луйста, 'осваивай спепиалетости ' токаря, слесаря, фрезеровщика, ' кому нравится — учись шить одежду. ^ . Но есть одно, но немаловажное обстоятельство. В интернате жи- , вут и учатся немало сельских ре- : бят ..С раннего детства привыкли ■они к тому, что дома есть ого- : род, рядом — колхозное или сов- . хозное поле, привыкли, что в ро­ дительском- доме выращивается живность и неподалеку — опять. , таки общественная ферма. И мно­ гие воспитанники, уже привыкнув к школьному распорядку, расска- ; зывают, что ночами им снятся ' родные места. И вот, чтобы не прервать эту естественную связь сельских маяь-_: чишек н девчонок с землей, реши, ли создать при школешнтернате свое подсобное"^-хозяйство. В нем 24 гектара пашни, небольшая свиноферма, теплица в 160 квад. ! ратных метров, ■ . Уже в начале марта в теплице началась подготовка почвы к посеву семян помидоров, капусты, ; цветов. Цветы девочки потом пе. ; ресадят . в клумбы на школьной ; территории. Часть их передадут ' комбинату коммунальных ; пред- • пряятий, организациям города. Капуста, помидоры в свой срок : будут высаженьг в открытый грунт на -школьном огороде. Ну, а пока те 160 квадратных ‘ метров, что отгорожены от хо.по. : да остекленными рамами, 'обогрё- > ваются искусственно. - О'гепление ; постарались отладить взрослые сварщик-сантехник Сергей Нпко- лаевич Черкасов и плотник-сте­ кольщик Николай Дмятртшвич . Языков. Дело теперь за ребята^' ми. И они уже действуют: нача. -ЛИ заносить в помещение торфо- крошку. Пока на голом черноземе не видно ни травинки. Пока!.. Маль- •чишки знают, что пройдут дни— ' и гряды украсятся не}кно-зелены- ми всходами рассады. Потом ее повезут на огород, высадят в грядки. И еще знают школьники нечто более важное. Осенью помидоры, капуста «перекочуют» в склады интерната. -Разве не приятно по­ том будет отведать;. в , столовой овощи,. тобой же выращенные. Тобой, — от тоненького зеленого рожочка :до вкусного - яркогбгнен- ного. помидора. Таких красавцев интефиатовцы заготовили в прош­ лом- году две. тонны... Да. плюс к этому привезли , с . огорода около двенадцати . тонн капусты, много лука, разной зелеяи., В общем, витаминами запаслись на .. всю зиму. ’ ■ ■- - , . Прошлым ле'гом многим, а осо­ бенно мальчишкам,, интересно бы­ ло выращиватьзерновые. Боро­ лись с сорняками, различными вфедитё'лями.’ -ЙтоГ:' намоло-г-или 12 тонн-зерна. Смололи на мель­ нице. Получился комбикорм. Он тоже нужен подсобному хозяйст­ ву. Там же, где школьный ого­ род, стоит небольшое' приземи­ стое здание. Это свинарник. - В, нем — 20 взрослых животных, В свинарнике хозяйничает Та­ тьяна Григорьевна . Шатохина. Пенсионерке не.чегко ухаживать за 'поросятами. Но она улыбает­ ся:' Мне за порядком догляды- вагь надо. А помощников хоть отбавляй... Да, школьники растут трудо­ любивыми. Не чураются ника­ кой сельской работы. В прошлом году хорошо ‘ по'грудилнсь на Школьном огороде нынешние де­ сятиклассники Талина* Нилкина, Таия Милешкина,Олег Ежов,Та­ ня Шувалова. 0]ай .й ныне час­ тенько' заглядывают- в теплицу: все ли, тут к весне готово? ;Прямечате.чьно,. что. полюбили огородные хлопоты и -малыши. Можно сказать, всё сельские де- ла умеют , переделать, на. огороде четвероклассники —■ здесь .зас,чу- га воспитательницы ' Ларисы Алексеевны Темяковой. Пусть не все из этих' ребят вы­ растут хлеборобами и жиаотяово- дамн. Да и не ставится такой цели; Дело в другом. Ведь когда знаешь цену хлеба—^ и вкус у него другой.'А' значит, и отноше- нне... * - А ' ЕСИН. Совсем недавно появился в школьной программе предмет — «Этика и психология семей­ ной жизни». Почему он стал необходимым? Я думаю, пото­ му, что брак «помолодел», и поэтому ■продолжает оставать­ ся неустойчивым. И наиболь­ ший процент распавшихся бра­ ков приходится именно на мо­ лодую семью. Неподготовлен­ ность к супружеской жизни дает о себе знать в первые же месяцы совместной жизни. Для подтверждения обра­ тимся к исследованиям соци­ ологов. ' На вопрос, когда у вас с женой (мужем) нача­ лись ссоры, которые привели к разводу, 26 процентов опро­ шенных ответили; в первый месяц после свадьбы и 41 про­ цент — в первый год. Причи­ на? Слабая подготовка к вступлению в брак иля вооб­ ще ее отсутствие. •А что думают о новом пред, мете учащиеся? Из анкет де­ вятиклассников средней шко­ лы Л% 19 Липецка; • — Полезность уроков эти­ ки... в том, что заранее узна­ ешь, как относиться к браку, мужу, ребенку; как предупре­ дить развод и различные ссо- ры. — Эти уроки подготав.чива- ют к будущей семейной жиз­ ни, помогают разобраться в отношениях между людьми. — Я серьезней стала отно­ ситься к жизни, задумываться о ней, пони-мать многое. — .Они н^'жны для того, что­ бы корректировать свое по­ ведение. — Большая часть читаемого курса — общеизвестна или может быть почерпнута надо-' ступной литературы. В об­ щем, уроки этики полезны как разрядка перед други.ми уро- нами. - Как видим, мнения ребят по поводу нового предмета са­ мые разнообразные. Кому-то наука о семье действительно помогает разобраться в инте­ ресующих вопросах, а для ко­ го-то является лишь «малень­ ким отдыхом перед другими уроками». Так почему же уро­ ки этики служат для некото­ рых ребят лишь «разрядкой»? Уроки о семье, несомненно, отличаются от обычных, к ко­ торым привыкли в школе. Здесь речь идет о личном, ин­ тимном, сокровенном. Успех уроков во многом зависит от того, смог ли учитель найти нужный тон, избежать иази- дательности, 'заинтересовать ребят, взволновать их жизиея- ной значимостью рассматри­ ваемых .проблем, адресовать тему урока к реальной ситу­ ации, возникающей в семье Того или иного подростка. Для этого учитель должен .очень хорошо знать ребят. Если уроку присучна атмосфе­ ра непринуждённости, вдум- чивости, осуществляется кол­ лективный поиск истины, в главным критерием отноше­ ний учителя и ученика явля­ ется доверие, то такой урок не проходит зря. Его ждут ребята. «Их пыл сердечный рано мучит...». Но к кому обраща­ ются ребята за помощью, за советом, с кем-, обсуждают жизненно важные для них во­ просы, касающиеся дружбы й любви? Итог анализа пись­ менных ответов учащихся стар­ ших классов показал следую­ щее: доминирующее место за­ нимают друзья, сверстники — 57,5 процента. Люди эти не всегда компе­ тентны, но именно им отдано право раздавать полезные со­ веты, 35 процентов не об­ суждают таких вопросов ни с кем, только 20 процентов ре- бят прибегают к помощи ро­ дителей. И, к сожалению, нив одной анкете учитель не занял место советчика, помощника. Как же преодолеть эту гра­ ницу недоверия, так прочно укоренившуюся в душах на­ ших учеников? По-моему, нуж. но любить ребят. Всех! И от­ личников, и двоечников, и ти- хих, и шумных! Доверять йм, и, конечно же, стремиться к взаимопониманию. Хорошим подспорьем в этом деле мо­ жет оказаться система аноним­ ных вопросов. Она очень удобна для ребят: во-первых, спрашиваю то, что меня, инте­ ресует, в чем сомневаюсь или хочу получить совет; во-вто. рых, не рискую оказаться ос­ меянным, если вдруг мой во­ прос одноклассникам пока, жется не совсем уместным или бестактным; в-третьих, получу ответ от -учителя, человека компетентного и заинтересо­ ванного а правильном реше. ИНН моей проблемы. Приведу далеко не полный перечень вопросов, заданных в процессе общения со стар­ шеклассниками. — Что делать, если тебе нравится мальчик, а он не об­ ращает на тебя внимания? — Если подруга «отобьет» любимого, то как к ней отно­ ситься? ' — Мне нравится девушка. Я ей — нет. Что делать? — А в каком возрасте бы­ вает настоящая любовь? — Во сколько лет лучше вы- ходить замуж? — Что лучше подарить пар. ню в день рождения? Много вотрооов возникает у ребят в связи со сложными ситуациями, и если учитель займет место кчавного совет­ чика в их разрешении, то грань, о которой мы говорили ранее, исчезнет. Учитель этики и психологии семейной жизни всегда должен находиться в поиске нового, необычного. «Играющий стар­ шеклассник». Не правда ли— необычное. сочетание,'. может быть, дансе абсурдное. „Мы на привыкли ставить рядом два этих понятия. Об игре мы го­ ворим в том случае, ^ когда подразумеваем младшее иля среднее ■звено шко.чы. А так ли уж неуместно использова­ ние игровых моментов !в стар­ ших классах? Приведу пример из собст­ венной практики. В одном и* 9-х классов ко мне обратились с просьбой повторить матери­ ал, связацный с типами темпе­ рамента человека. После крат, кого изложения теории предг ложила изобрАить поведение^ реакцию представителя опре. деленного типа в конкретной ситуации. (Идет по улнцеде- вушка. Она вам понравилась. Вы хотите познакомиться. Как поведет себя в этой ситуации флегматик, сангвиник, мелан­ холик, холерик?). 'Именно здесь пошли в ход и способно­ сти, и возможности, и, ко1неч.! но же, знания. Очень понра­ вилось ребятам использование такого приема. И в последст- ВИИ в анкете-пожелании мно­ гие предлагали почаще прибе-^ гать к такого рода «задач, кам». Как видим, много разнооб- разных форм н методов суще- ствует, нужно просто искать их. Бытует в практике! такое мнение, что ус^1ех уроков о семье зависит от’ возраста: чем старше учитель, чем боль­ ше у него жизненного опыта, тем больше он молшт пере, дать своим ученикам, и, на­ оборот, молодой' человек, не прошедший еще сквозь жиз. ненные перипетии, не спосо- бен чему-либо полезному на­ учить. Я о ЭТИМ совершенно не согласна. Удача и неудача может настигнуть как молодо­ го, так й пожилого учителя. Дело не в возрасте, а в уме­ нии подняться над личным опытом, сделать теоретические обобщения на основе опыта ребят. Сложная задача, но преодолимая. Как видим, проведение за . нятий по этике — дело не­ обыкновенно тонкое, сложное, необычное. Это убедительно показал в своих работах и В. А. Сухомлннский. Одним иэ его советов я и хочу закон­ чить сегодняшний разговор. «Труднейшая страница че- ловеческой мудрости — это постичь умом и сердцем, что значит любить так, чтобы был счастлив тот, кого ты любишь, чтобы счастливым приходил в мир тот, кого порождает лку бовь. От того, как будут ,ов. ладевать молодые поколения ЭТОЙ! великой мудростью, за- висит не только личное сча­ стье. От этого зависит красо­ та, нравственная чистота, сча. стье всего общества»; С. ВИШНЕВСКАЯ, преподаватель средней школы № 19 г, Липецка,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz