Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
4 л ЛЕНИНЕЦ С песней по жизни в свободное от работы время Надежда Деревни- на посвящает художест венной ‘ самодеятельности. Они — солистка вокаль но - инструментального ансамбля «Славяне» Данковского районного Дома культуры. Фото в . Строкова. ч - СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ПРЕССА КОМУ ПОДПЕВАЕТ «КПСС» В Липецке прошли концерты джаз-оркестра Олега Лундстрёма РЫЦАРЬ С0В1ТШГ0 МШЙ Это не для красного словца, он действительно рыцарь — дав но уже убеленный сединами, с благородными сдержанными ма- нерамя, скупым н властным ди- ■рижерским жестом. Когда соли рует один из оркестрантов, , он скромно Удаляется на второй план, давая возможность сосре доточить внимание на солисте, но «пульс» оркестра всегда в , его руках. А разве не рыцарство — пвлвека быть верным искуаггву джаза, своему оркестру? Он никогда и не рассчитывал на легкий «звездный» успех; сколько эстрадных метеоритов, сгорая на лету, пролетело мимо. Но Олег Лундстрем знал^ д.ля кого работает он верш1, те, кто познал радость внутреннего едй- нення с ритмом свингующего ор кестра, кто оценит причудливую вязь импровизатора-виртуоза. те его публика. Они, как и ' он еам, останутся верны, не «пере метнутся». И сейчас, в середине ЙО-х, в мировом джазе' вряд ли' найдеГся еще один, рыцарь, ру ководящий джаз-оркестром в те чение пятидесяти двух лет! В своих -концертных програм мах и записях оркестр, ориенти руется на джазовую классику. В этом, кроме чисто художествен ных достоинств, есть благород ное просветительство. Ведь мо лодое поколение, воспитанное и окруженное плотным кольцом так называемой молодежной музы ка, не знакомо с достижениями джаза. Звучание н е биг-бенда (большого состава) вообще редкость, и не только в отечест- зенном джазе. Если в 30-ё и 50-е годы слово кджаз» ассоциировалось в ос новном с биг-бендом, то в по следующее время, е поиском но вых стилей, форм воздействия на слушателя, основой джаза ста новятся ансамбли ■— трио, квар теты, квинтеты. Ведь в малом со ставе легче ясепериментировать, проще раскрыть свою индивиду альность. Вот так получилось, что биг- бенды стала редкостью, напри мер, в США значительные орке стры можно пересчитать на паль цах одной руки. А между тем уже сейчас ясно, что плотного многокрасочного аккорда джаз- оркестра, живого пульса его мощных риффов не заменят ни звуковые эксперименты, ни. •лектроника. Поэтому приятно было видеть на концертах оркестра Олега Лундстрема в Липецке наряду -с любителями старшего покодения много молодежи. Значительную часть концерта состав.чяют «вечнозеленые» мелодии джаза и прежде всего. — Д. Эллингтона. Кстати, оркестр Лундстрема — один из очень немногих, кто до вольно удачно может имитиро вать неповторимый (так приня то .считать). эллингтоновский., «саунд». Именно в таком духе, как дань . крупнейшему классику джаза, прозвучала пьеса «Счастливое воссоединение», с отличным соло, тенор-саксофониста В. Преобра женского. А ВОТ' исполнение известней шей эллингтоновской . пьесы «Утонченная леди» стилистически вызывает некоторые - возраже ния. Эта аранжировка выполнена .Виталие.м Долговым, постоянным композитором - аранжировщиком оркестра Лундстрема. ■Автори тет, ‘ мастерство, талант . В. Дол гова бесспорны, но почему его версия «Утонченной леди» такая бравурно-взрывная, вся соткан ная из вызывающе-острых ритмов в быстром, ■даже суетливом дви- исенин? Дело здесь не в том, что пье са решена не в эллингтоновском «ключе» — такое переосмысли- вание, творческая свобода испол нителей встречаются сплошь да рядом, — важно только, чтобы новая альтернатива была убе дительной. А этого, на мой взгляд, в данном случае .не про изошло, -Изящная, хрупкая музы кальная тема. Эллингтона высту пает в явный стилистический конфликт о версией лундстремов- ского оркестра. На концерте ' о энтузиазмом была встречена и музыка друго го классика джаза — Гленна Миллера, погибшего в расцвете творческих сил во время второй мировой войны. Уднвите.чьно; не мудреный, наивный кинофильм давно уже никто не смотрит, а музыка «Серенады солнечной до лины» продолжает жить отдель но и неизменно вызывает вос торг вот уже нескольких поколе ний. Кроме джазовой классики на концерте прозвучали ориги нальные произведения музыкан тов срк.естра. Трубаз Юрий Парфенов соли ровал в . своей пьесе «Дервиш». Удачно, органично соединились, здесь типично джазовые элемен ты с характерной ритмической изощренностью, прямой экзоти кой музыки Востока. Добавила новые краски в палитру оркестра несколько холодноватая, умозри тельная пьеса В; Долгова «Раз мышление и игра». На концерте с успехом была исполнена пьеса Олега Лундстре ма «Интерлюдия», написаипая в 1945 году и посвященная Побе де. «Интерлюдия» насыщена торжественными, а иногда — скорбно - сосредоточенными зву чаниями. Её .внутреннее ликова ние живое свидетельство ве ликого ' момента в истории на шей страны. Это еще один штрих к вопросу; что может джаз? Традиционный для джаз-орке стра Лундстрема женский вокал на сей раз был представлен Свет ланой Рубининой. Если песенку в стиле ретро «Бабушка» нельзя назвать большой удачей,' скорее данью моде (возможно, уходя щей) , то исполнение. известной «Мисти» Э. Гарнера показало наличие у певицы хороших голо совых данных,. владение сложно стями джазовой фразировки. Выступая .часто в. неблагопри ятных акустических условиях, оркестр Лундстрема звучит, как правило, удивительно ровно, сбалансированы все группы. Со листы звучат выпукло, но не «съедают» оркестрового фунда мента. Здесь не услыщишь щелч ков, тресков, фоновых наводок, увы, т а к , привычных на других концертах. В этом тоже — про фессиональная взыскательность Й'ководителя, ведь не сл.учайно. звукооператор оркестра Лунд стрема — тоже музыкант. Воздавая должное джазово'й классике, О. Лундстрем и его ор кестр были первыми исполнит^ лямй многих серьезных, нова"- торских произведений Караева, Якушенко, Найссоо, Кажлаева, Левиновского, Ганелина. Состав оркестра с годами менялся, с но вым МОЛОДЫМ' поколением влива лись свежие музыкальные идеи, ведь оркестр стал «джазовым университетом» для многих ис полнителей. На концерте мы уз нали, что здесь, в Липецке, состо ялось юбилейное, пятитысячное выступление коллектива. , Пожелаем же оркестру и его верному рыцарю — народному артисту РСФСР О. Л. Лундстре- му — новых творческих достиже ний, а самим себе — радостных встреч с ним». В. ЛЕВИТИН, музыковед. ; «Крайне правые ис полнители» — под таким заголовком авторитет ный венгерский журнал «Уй тюкер» опубликовал статью, которую мы предлагаем вниманию чи тателей с незначительны ми сокращениями. В современной рок-музыке и раньше наблюдались элемен ты крайне правого толка, од нако в последнее'время они приобрели весьма опасное рас- .пространение на эстрадах За пада. Так, например,, все чаще и чаще а развлекательных ви деопрограммах западного те левидения, основным зрите лем которых в первую очередь является мо.чодежь, целый •ряд ■ известных эстрадных «звезд» появляется на сцене в фашистской форме времен второй мировой войны или в мундире,, весьма напоминаю щем кители офицеров третьего рейха! Некоторые ансамбли включили в свою эмблему сти лизованный значок «55», ко торый нельзя спутать о каким- нибудь другим знаком. Опасная ностальгия по ушедшему времени черных мундиров чувствуется даже из названий некоторых ансамб лей. К таким группам, на- . пример, относятся «Штуккер», «Лондон-СС», «Диктатор». € 5^60137101 также и другие признаки такой ностальгии. Так, например, обложки кон- ■верха., о пластинкой группы ‘ «Мотор-хит» украшает че- рёп, красовавшийся на шев ронах эсэсовцев. А. ударник и бас-гитарист этого оркестра частенько появляются перед фоторепортерами, «декориро ванные» свастикой. А вот еще один пример: недавно со лист широко известного ан самбля «Куин», ;выст5Щая вместе' е этой группой в крупнейшем концертном зале Западного Берлина, появился перед публикой в черной, с иголочки, эсэсовской форме и пресловутой фуражке с высо кой тульей. По утверждению музыкан тов другой поп5’лярной груш пы — «Кисс», последние две буквы ее названия также недвусмысленно намекают, на направление этого популяр ного на Западе ансамбля. Пес ни и музыка «Кнос» пропа гандируют гр5'бость, насилие, а эстрада во время выступления этой группы напоминает воен ный полигон. Концерты этой группы начинаются словами Г^бельсз; «Вы сами хотели тотальной войны!». Менедже ры ансамбля организовали так называемый Клуб «Кисе». Членов группы можно оп ределить по цепочкам, курт кам, майкам и рубашкам, ко торые «украшены» двумя стилизованными буквами «5». Диски «Кисс» миллионами таражйруются в ФРГ, . не смотря на то, что в этой стра не закон запрещает носить щ пропагандировать знаки от личия нацистов. Вместе о тем ряд ансамб лей использует внешние атч рнбугы нацистов не только ра ди повышения своей популяр ности, скандальной рекламы и желания выделиться, но и на идеологической основе. Груп па «Секс писгольз», например, очень своеобразно отреаги ровала на общественные про блемы и безработицу в капи талистическом мире,- Её уча стники со сцены заявили, что жизнь нынешней молодежи пу ста и смертельно тосклива. У молодежи нет будущего. А в качестве протеста они предла гают чуть ли не взорвать этот мир, а на одной из своих пластинок они в буквальном смысле' слова поют дифирамбы Мартину Борману. По мнению Дэвида Бовя, известного на Западе музыкан та- и сочинителя современной музыки, Адольфа Гитлера сле дует вписать в список самых популярных и великих «рок- звезд», так как он в качестве создателя и хранителя морали того времени был настоящим артистом. Фюрер, считает Дэвид Бови, обладал даром массового гипноза. Правда,’ Дэвид не' принимает военную “стратегию Гитлера, но вместе е тем соглашается с ее целя- Эрик Клэнтон и Род Стюард открыто поддерживают ра- еистские теории Энока Пауэл ла. Так, Эрик Клэптон при звал своих почитателей вы ступить в поддержку Пауэла ла. Этим они, якобы, смогут воспрепятствовать • превраще нию Великобритания в «чер ную колонию». Произведения этих исполнителей ■ часто при зывают к . насилию, расовой йенависти,, жестокости. К счастью, подобные явле ния нельзя отнести ко всему миру современной рок-музыки. Однако они все же вызывают тревогу за ту часть молоде жи, мировоззрение которой находится под влиянием этих опасных явлений. Ведь юноше ство и молодежь легко могут вместе с веселенькими шляге рами любимых певцов впитать в себя ненав^^сть, стремление к разрушению, привыкнуть и воспринимать - как должное эмблемы и символы «наци». Не случайно ведь, что 78 про центов от общего числа чле нов 135 крайне правых орга низаций, действующих в на стоящее время в ФРГ, — л!0- ди моложе 30 лет. А большин ство молодых реакционеров 'не достигли еще и 25 лет. Д целях повышения своей попу лярности молодёжные группы и организации фашистского толка нередко и очень охотно Делают своей базой рок и мо токлубы... («Комсомольская правда» от 16 марта 1986 года). Редактор В. ЗАХАРОВ. Г В кино-1 п м Е в т р а х 22—23 МАРТА «КОСМОС». Двойной капкан |2 серии, дети до 1в лет не допускаются) — 10.00, 12.30, 15.00. 18.00, 2в.30. И^ос&ав Мудрый {2 се рин) — 15.00. «ШШШЦАв» Змее&ов 10.00, 12.00 {уДАЯненный), 14.39. Ш.ЗО, 18.30, 2 0 .^ . Малый зал. 22 марта. Пустыня Тартарн (2 серии) — 19.ЭД. Детский зал. Витя Глушаков — апачей — 15.90, 17.00. «ОКТЯБРЬ». Вождхг Белое Перо — 9.00, ,15.19. Змеелов — 10.50. 12.40 {удлннешша), 17.09, 18.59, 29.40 (уд,- лняеошагй). «ЗАРЯ». Личное деле судьи Пвано- ври — 9.00, 12.40, 18.29, Н е упусти щавс, насаектор (дети до 16 лет я е доиускаютс5^ — 10.50, 14.30. Ш.20, ^ . 1 0 (удлааеняый). »ал. Зазе!цаняе турецкого ага — 11.00, 14.00. 16-00, 18.10, 20.00 (удлинен ный) 23 марта. Н е упустя шанс, вн - спж т ор (детя д о 18 лет не допуска ются) — 16.20, 20-10 (-удлиненный^. Ну, погод?!! 1-й — 7-й вьшускв?;— и.оо: «СПУТНИК». Прщслюченвя голубо го ^ щ а р я — 9.90. Бобби (2 серая)— 10.50, 16.09^ Й.50. Личное дело судья Ивановой — 13.30 (уддинеяаы^ ,, 18.40 (удлананный). ' «МЕТАЛЛУРГ». Сезон любви — 9.06 11.00 13.80, 17.00, 18.40 (удАИ- невяъга), 21.03. Бедный Дж ота и А р . аика — 45.90* Наш адресг ГСП 398055, г. Липецк, улица Московская. 83 редактора — 23-01-7в; ответственного секрета ря и отдела спорта — 25 01-45; отдела комсомоль ской жнзНв — 25-01-42; отдела коммунистиче ского воспитания — 25 01-78; отдела учащейся молодежи — 25-01-57; отдела писем — 25-01-05!; ■СЕПЕвОНщ фотокорреспондента — 25-01-87. Типография «Ленищкое знамя», Липецк, улица Московская, 83. Тираж 48980 Печать высокая. Индекс 52600. Объем 1 и. Л. АЭ 64281 Зак , Ыг ЮМ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz