Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)

4 л ЛЕНИНЕЦ С песней по жизни в свободное от работы время Надежда Деревни- на посвящает художест­ венной ‘ самодеятельности. Они — солистка вокаль­ но - инструментального ансамбля «Славяне» Данковского районного Дома культуры. Фото в . Строкова. ч - СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ПРЕССА КОМУ ПОДПЕВАЕТ «КПСС» В Липецке прошли концерты джаз-оркестра Олега Лундстрёма РЫЦАРЬ С0В1ТШГ0 МШЙ Это не для красного словца, он действительно рыцарь — дав­ но уже убеленный сединами, с благородными сдержанными ма- нерамя, скупым н властным ди- ■рижерским жестом. Когда соли­ рует один из оркестрантов, , он скромно Удаляется на второй план, давая возможность сосре­ доточить внимание на солисте, но «пульс» оркестра всегда в , его руках. А разве не рыцарство — пвлвека быть верным искуаггву джаза, своему оркестру? Он никогда и не рассчитывал на легкий «звездный» успех; сколько эстрадных метеоритов, сгорая на лету, пролетело мимо. Но Олег Лундстрем знал^ д.ля кого работает он верш1, те, кто познал радость внутреннего едй- нення с ритмом свингующего ор­ кестра, кто оценит причудливую вязь импровизатора-виртуоза. те его публика. Они, как и ' он еам, останутся верны, не «пере­ метнутся». И сейчас, в середине ЙО-х, в мировом джазе' вряд ли' найдеГся еще один, рыцарь, ру­ ководящий джаз-оркестром в те­ чение пятидесяти двух лет! В своих -концертных програм­ мах и записях оркестр, ориенти­ руется на джазовую классику. В этом, кроме чисто художествен­ ных достоинств, есть благород­ ное просветительство. Ведь мо­ лодое поколение, воспитанное и окруженное плотным кольцом так называемой молодежной музы­ ка, не знакомо с достижениями джаза. Звучание н е биг-бенда (большого состава) вообще редкость, и не только в отечест- зенном джазе. Если в 30-ё и 50-е годы слово кджаз» ассоциировалось в ос­ новном с биг-бендом, то в по­ следующее время, е поиском но­ вых стилей, форм воздействия на слушателя, основой джаза ста­ новятся ансамбли ■— трио, квар­ теты, квинтеты. Ведь в малом со­ ставе легче ясепериментировать, проще раскрыть свою индивиду­ альность. Вот так получилось, что биг- бенды стала редкостью, напри­ мер, в США значительные орке­ стры можно пересчитать на паль­ цах одной руки. А между тем уже сейчас ясно, что плотного многокрасочного аккорда джаз- оркестра, живого пульса его мощных риффов не заменят ни звуковые эксперименты, ни. •лектроника. Поэтому приятно было видеть на концертах оркестра Олега Лундстрема в Липецке наряду -с любителями старшего покодения много молодежи. Значительную часть концерта состав.чяют «вечнозеленые» мелодии джаза и прежде всего. — Д. Эллингтона. Кстати, оркестр Лундстрема — один из очень немногих, кто до­ вольно удачно может имитиро­ вать неповторимый (так приня­ то .считать). эллингтоновский., «саунд». Именно в таком духе, как дань . крупнейшему классику джаза, прозвучала пьеса «Счастливое воссоединение», с отличным соло, тенор-саксофониста В. Преобра­ женского. А ВОТ' исполнение известней­ шей эллингтоновской . пьесы «Утонченная леди» стилистически вызывает некоторые - возраже­ ния. Эта аранжировка выполнена .Виталие.м Долговым, постоянным композитором - аранжировщиком оркестра Лундстрема. ■Автори­ тет, ‘ мастерство, талант . В. Дол­ гова бесспорны, но почему его версия «Утонченной леди» такая бравурно-взрывная, вся соткан­ ная из вызывающе-острых ритмов в быстром, ■даже суетливом дви- исенин? Дело здесь не в том, что пье­ са решена не в эллингтоновском «ключе» — такое переосмысли- вание, творческая свобода испол­ нителей встречаются сплошь да рядом, — важно только, чтобы новая альтернатива была убе­ дительной. А этого, на мой взгляд, в данном случае .не про­ изошло, -Изящная, хрупкая музы­ кальная тема. Эллингтона высту­ пает в явный стилистический конфликт о версией лундстремов- ского оркестра. На концерте ' о энтузиазмом была встречена и музыка друго­ го классика джаза — Гленна Миллера, погибшего в расцвете творческих сил во время второй мировой войны. Уднвите.чьно; не­ мудреный, наивный кинофильм давно уже никто не смотрит, а музыка «Серенады солнечной до­ лины» продолжает жить отдель­ но и неизменно вызывает вос­ торг вот уже нескольких поколе­ ний. Кроме джазовой классики на концерте прозвучали ориги­ нальные произведения музыкан­ тов срк.естра. Трубаз Юрий Парфенов соли­ ровал в . своей пьесе «Дервиш». Удачно, органично соединились, здесь типично джазовые элемен­ ты с характерной ритмической изощренностью, прямой экзоти­ кой музыки Востока. Добавила новые краски в палитру оркестра несколько холодноватая, умозри­ тельная пьеса В; Долгова «Раз­ мышление и игра». На концерте с успехом была исполнена пьеса Олега Лундстре­ ма «Интерлюдия», написаипая в 1945 году и посвященная Побе­ де. «Интерлюдия» насыщена торжественными, а иногда — скорбно - сосредоточенными зву­ чаниями. Её .внутреннее ликова­ ние живое свидетельство ве­ ликого ' момента в истории на­ шей страны. Это еще один штрих к вопросу; что может джаз? Традиционный для джаз-орке­ стра Лундстрема женский вокал на сей раз был представлен Свет­ ланой Рубининой. Если песенку в стиле ретро «Бабушка» нельзя назвать большой удачей,' скорее данью моде (возможно, уходя­ щей) , то исполнение. известной «Мисти» Э. Гарнера показало наличие у певицы хороших голо­ совых данных,. владение сложно­ стями джазовой фразировки. Выступая .часто в. неблагопри­ ятных акустических условиях, оркестр Лундстрема звучит, как правило, удивительно ровно, сбалансированы все группы. Со­ листы звучат выпукло, но не «съедают» оркестрового фунда­ мента. Здесь не услыщишь щелч­ ков, тресков, фоновых наводок, увы, т а к , привычных на других концертах. В этом тоже — про­ фессиональная взыскательность Й'ководителя, ведь не сл.учайно. звукооператор оркестра Лунд­ стрема — тоже музыкант. Воздавая должное джазово'й классике, О. Лундстрем и его ор­ кестр были первыми исполнит^ лямй многих серьезных, нова"- торских произведений Караева, Якушенко, Найссоо, Кажлаева, Левиновского, Ганелина. Состав оркестра с годами менялся, с но­ вым МОЛОДЫМ' поколением влива­ лись свежие музыкальные идеи, ведь оркестр стал «джазовым университетом» для многих ис­ полнителей. На концерте мы уз­ нали, что здесь, в Липецке, состо­ ялось юбилейное, пятитысячное выступление коллектива. , Пожелаем же оркестру и его верному рыцарю — народному артисту РСФСР О. Л. Лундстре- му — новых творческих достиже­ ний, а самим себе — радостных встреч с ним». В. ЛЕВИТИН, музыковед. ; «Крайне правые ис­ полнители» — под таким заголовком авторитет­ ный венгерский журнал «Уй тюкер» опубликовал статью, которую мы предлагаем вниманию чи­ тателей с незначительны­ ми сокращениями. В современной рок-музыке и раньше наблюдались элемен­ ты крайне правого толка, од­ нако в последнее'время они приобрели весьма опасное рас- .пространение на эстрадах За­ пада. Так, например,, все чаще и чаще а развлекательных ви­ деопрограммах западного те­ левидения, основным зрите­ лем которых в первую очередь является мо.чодежь, целый •ряд ■ известных эстрадных «звезд» появляется на сцене в фашистской форме времен второй мировой войны или в мундире,, весьма напоминаю­ щем кители офицеров третьего рейха! Некоторые ансамбли включили в свою эмблему сти­ лизованный значок «55», ко­ торый нельзя спутать о каким- нибудь другим знаком. Опасная ностальгия по ушедшему времени черных мундиров чувствуется даже из названий некоторых ансамб­ лей. К таким группам, на- . пример, относятся «Штуккер», «Лондон-СС», «Диктатор». € 5^60137101 также и другие признаки такой ностальгии. Так, например, обложки кон- ■верха., о пластинкой группы ‘ «Мотор-хит» украшает че- рёп, красовавшийся на шев­ ронах эсэсовцев. А. ударник и бас-гитарист этого оркестра частенько появляются перед фоторепортерами, «декориро­ ванные» свастикой. А вот еще один пример: недавно со­ лист широко известного ан­ самбля «Куин», ;выст5Щая вместе' е этой группой в крупнейшем концертном зале Западного Берлина, появился перед публикой в черной, с иголочки, эсэсовской форме и пресловутой фуражке с высо­ кой тульей. По утверждению музыкан­ тов другой поп5’лярной груш пы — «Кисс», последние две буквы ее названия также недвусмысленно намекают, на направление этого популяр­ ного на Западе ансамбля. Пес­ ни и музыка «Кнос» пропа­ гандируют гр5'бость, насилие, а эстрада во время выступления этой группы напоминает воен­ ный полигон. Концерты этой группы начинаются словами Г^бельсз; «Вы сами хотели тотальной войны!». Менедже­ ры ансамбля организовали так называемый Клуб «Кисе». Членов группы можно оп­ ределить по цепочкам, курт­ кам, майкам и рубашкам, ко­ торые «украшены» двумя стилизованными буквами «5». Диски «Кисс» миллионами таражйруются в ФРГ, . не­ смотря на то, что в этой стра­ не закон запрещает носить щ пропагандировать знаки от­ личия нацистов. Вместе о тем ряд ансамб­ лей использует внешние атч рнбугы нацистов не только ра­ ди повышения своей популяр­ ности, скандальной рекламы и желания выделиться, но и на идеологической основе. Груп­ па «Секс писгольз», например, очень своеобразно отреаги­ ровала на общественные про­ блемы и безработицу в капи­ талистическом мире,- Её уча­ стники со сцены заявили, что жизнь нынешней молодежи пу­ ста и смертельно тосклива. У молодежи нет будущего. А в качестве протеста они предла­ гают чуть ли не взорвать этот мир, а на одной из своих пластинок они в буквальном смысле' слова поют дифирамбы Мартину Борману. По мнению Дэвида Бовя, известного на Западе музыкан­ та- и сочинителя современной музыки, Адольфа Гитлера сле­ дует вписать в список самых популярных и великих «рок- звезд», так как он в качестве создателя и хранителя морали того времени был настоящим артистом. Фюрер, считает Дэвид Бови, обладал даром массового гипноза. Правда,’ Дэвид не' принимает военную “стратегию Гитлера, но вместе е тем соглашается с ее целя- Эрик Клэнтон и Род Стюард открыто поддерживают ра- еистские теории Энока Пауэл­ ла. Так, Эрик Клэптон при­ звал своих почитателей вы­ ступить в поддержку Пауэла ла. Этим они, якобы, смогут воспрепятствовать • превраще­ нию Великобритания в «чер­ ную колонию». Произведения этих исполнителей ■ часто при­ зывают к . насилию, расовой йенависти,, жестокости. К счастью, подобные явле­ ния нельзя отнести ко всему миру современной рок-музыки. Однако они все же вызывают тревогу за ту часть молоде­ жи, мировоззрение которой находится под влиянием этих опасных явлений. Ведь юноше­ ство и молодежь легко могут вместе с веселенькими шляге­ рами любимых певцов впитать в себя ненав^^сть, стремление к разрушению, привыкнуть и воспринимать - как должное эмблемы и символы «наци». Не случайно ведь, что 78 про­ центов от общего числа чле­ нов 135 крайне правых орга­ низаций, действующих в на­ стоящее время в ФРГ, — л!0- ди моложе 30 лет. А большин­ ство молодых реакционеров 'не достигли еще и 25 лет. Д целях повышения своей попу­ лярности молодёжные группы и организации фашистского толка нередко и очень охотно Делают своей базой рок и мо­ токлубы... («Комсомольская правда» от 16 марта 1986 года). Редактор В. ЗАХАРОВ. Г В кино-1 п м Е в т р а х 22—23 МАРТА «КОСМОС». Двойной капкан |2 серии, дети до 1в лет не допускаются) — 10.00, 12.30, 15.00. 18.00, 2в.30. И^ос&ав Мудрый {2 се­ рин) — 15.00. «ШШШЦАв» Змее&ов 10.00, 12.00 {уДАЯненный), 14.39. Ш.ЗО, 18.30, 2 0 .^ . Малый зал. 22 марта. Пустыня Тартарн (2 серии) — 19.ЭД. Детский зал. Витя Глушаков — апачей — 15.90, 17.00. «ОКТЯБРЬ». Вождхг Белое Перо — 9.00, ,15.19. Змеелов — 10.50. 12.40 {удлннешша), 17.09, 18.59, 29.40 (уд,- лняеошагй). «ЗАРЯ». Личное деле судьи Пвано- ври — 9.00, 12.40, 18.29, Н е упусти щавс, насаектор (дети до 16 лет я е доиускаютс5^ — 10.50, 14.30. Ш.20, ^ . 1 0 (удлааеняый). »ал. Зазе!цаняе турецкого ага — 11.00, 14.00. 16-00, 18.10, 20.00 (удлинен­ ный) 23 марта. Н е упустя шанс, вн - спж т ор (детя д о 18 лет не допуска­ ются) — 16.20, 20-10 (-удлиненный^. Ну, погод?!! 1-й — 7-й вьшускв?;— и.оо: «СПУТНИК». Прщслюченвя голубо­ го ^ щ а р я — 9.90. Бобби (2 серая)— 10.50, 16.09^ Й.50. Личное дело судья Ивановой — 13.30 (уддинеяаы^ ,, 18.40 (удлананный). ' «МЕТАЛЛУРГ». Сезон любви — 9.06 11.00 13.80, 17.00, 18.40 (удАИ- невяъга), 21.03. Бедный Дж ота и А р . аика — 45.90* Наш адресг ГСП 398055, г. Липецк, улица Московская. 83 редактора — 23-01-7в; ответственного секрета­ ря и отдела спорта — 25 01-45; отдела комсомоль­ ской жнзНв — 25-01-42; отдела коммунистиче­ ского воспитания — 25 01-78; отдела учащейся молодежи — 25-01-57; отдела писем — 25-01-05!; ■СЕПЕвОНщ фотокорреспондента — 25-01-87. Типография «Ленищкое знамя», Липецк, улица Московская, 83. Тираж 48980 Печать высокая. Индекс 52600. Объем 1 и. Л. АЭ 64281 Зак , Ыг ЮМ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz