Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
2 0 ЛЕНИНЕЦ 22 марта 1986 г. РАБОТА НАД ОБЛАКАМИ ♦ л Перед полетом они видятся непременно. Так уж заведено по службе, что Татьяна Нена- , шева, диспетчер Липецкого аэропорта, отправляет в рейс всех бортпроводниц. Собствен но, и сама Татьяна немало по летала по воздушным трассам страны тоже бортпроводницей, знает трудности этой профессии нё по наслышке. Мария Задонских также не новичок. Практически - все далы^ие рейсы, выполняемые липецки ми экипажами, освоены ею. Так что разговор перед поле том у них сугубо профессио нальный. Для пассажрра борт проводница — воплош.ение эле гантности, обаяния. Да, та кой она и должна быть. Но и- Татьяна, и Мария вспомнят десятки случаев, когда ситуа ция требовала полной кон центрации воли, смелости. А долгие, из-за непогоды ожида ния в аэропортах, они тоже- не.чегкие. Сейчас, готовясь к полету; они непременно обме няются мнениями. Ведь в по лете бортпроводница должна быть спокойна, доброжела тельна — такой ее и видит пассажир. НА СНИМКЕ: диспетчер Т. Ненашева (слева) и борт проводница М. Задонсдих. Фото А. Щурова. На счету- миллионы Во второй половине про шлого года 165 комсомоль- сйих организаций Липецка открыли лицевые счета эко номии. Всего в обществен ном смотре экономии и береж^ дивости приняло участие. 24 300 молодых работников различных предприятий и организаций города. На счет 8КОНОМИИ одиннадцатой пяти летки было переведено 1 млн. 938 тыс. рублей. В предсъездовском город- сжом" походе молодых за каче ство "выпускаемой продукции, участвовало одиннадцать „ты сяч человек. Экономический рффект от мероприятий, про веденных в этот период^ ^ бо лее 1,3 млн. рублей. Призвание- рационализатор Тридцать одно, рационали- ваторское предложение (мно гие из них в соавторстве) по дал за годы одиннадцатой пя тилетки механик аглопронз- водства Новолипецкого ме таллургического комбината Владимир Бодрых. Экономи ческий эффект от их внедрения составил 222 тысячи рублей. Девять новшеств нашли свое применение на производстве в прошлом году. Копейка ^ рубль бережет Добиться значительной эко номии материалов можно, .сказывается, просто внима тельно присмотревшись к сво ей работе. Шесть рулонов бумаги вместо двенадцати ' ежеднев- -но уходят теперь у двух моло дежных коллективов, работа ющих на телетайпах Елец кого телеграфа. Возглавляют бригады, обблуживающие ■тринадцать, аппаратов, моло- дой коммунист Наталья Не- I клюдова и комсомолка Татья- !■ на Сафонова. .Начиная с про- ■' шлого года, здесь стали ис пользовать оборотную сторо ну рулона. Вот и сэкономили эксплуатационный . материал ровно в два раза. т " ’'- И пусть идут старинные часы в доме два десятка часов; .старых ;и- современных, с боем, с кукушкоц — отец и сын находили их на свалке, оживляли, встраивая хитро умные приспособления. Помнит Анатолий и дру гое. ложение обсуждал цеховой совет ВОИР. Признали од ним из лучших. Это было словно подсказкой: ты мо жешь и должен искать. ...Деталь «худеет» на его глазах — отец доводит ее, чтобы допуск не превысил 2 —3 микрон. Микроскопа на шлифовальном станке не установлено. А микрон — величина! В школе Анато лий взглянул как-то через лупу на «бревно» - - че.то- веческий волос... Рациона.чизаторская ’ доро га, кто спорит, ухабиста, Анатолию поначалу не хва-, тало опыта, он не умел чи тать чертежи. Было- лишь желание... выделиться. Д а , он так и сказал при встрече. И вот он в последний раз перешагивает школьный по рог. Решает: ■«Буду . шли фовщиком. Как отец». По началу -работа в Сенцовском цехе Липецкого областного эксперимента.чьного ■ произ водственного объединения по авторемпроизводству- по казалась ему прозой, а не поэзией детства. Время, ког да. он заглядывался на - раз горяченную вращением де таль, безвозвратно прошло.. Начался размеренный строй будней. Но Анатолий решил «путешествовать». От станка к . станку. Освоил премудро сти шлифовки, фрезерова ния, сверловки. Стал вскоре наладчиком.' Это дало ему знание ....... технологичееного процесса «от и до». Оно при годилось после главного в его жизни выбора. ' Электроподогрева т е л ь сульфофрезола (смазки) сделал Анатолий Морев, До этого его, разогревали разнообразными, но одина- ■ново, не экономичными де довскими. способами. Еще: Анатолий унифицировал узел токарного станка. Тоже мая лись. Детали, во время ре монта нельзя было. ,, взять со списанных узлов. „ Не подходили. Теперь •— мож но. - . сказал как-то товарищ по работе Вячеслав Балаш ов .. Вячеслав работал в соседнем цехе, оттуда он ежедневно приносил груду болванок — нарезать резьбу. Потом от мывал их в мойке (это обыч ное ведро). Стали вдруг намечать рабочие: два друга «колдуют», мудрят над . чем-то. А вскоре въезжает в цех на колесиках ...баня. Иначе и не назовешь. В се редине настоящая «парил ка», сверху змеевик с от верстиями для душа. Сло вом, нажимай кнопку и...- Шутили; от смешного до великого — один шаг. Потом была армия. Он вернулся в цех. А тут, инже- 11еры и. технологи задумали подвешивать... ЗИ.Д. На специальные захваты. При ремонте 'запросто снимался Передний м ост ' машины. ' В цехах произносилось почти архимедовское: «Эврика!». Дело-то я ■ впрямь — не впервые ли в ремонтной практике?-! , А вот цифры. У Анатолия Морева то.чько за последние три года — десять рацио нализаторских предложений с экономическим эффектом 4,5 тысячи рублей. Ана толий отработал в одном цехе 10 лет (это в свои-то 26!). Еще он трижды «Луч ший по профессии». Он но ватор в широком смысле слова. Не однажды Анатолий ви дел; деталь для ' машины ГАЗ-24 под сверлом идёт «юзом»; ее придерживают рукой. ■ Задумался. Вспом нилось; как с отцом собнра- т часы. Механизм закреп лялся в корпусе винтами. Надежно н в общём-то про сто. Здесь ' был. ПОХОЖИЙ случай. И Анатолий сделал, оригинальную ..оснастку., . Но оригинальный грузо подъемник поставил нестан дартные задачи. В одной его ■детали потребовалось, про- . сверлить на равном расстоя- ..нии по кругу шесть отвер стий. Анатолий как спё- циаяист -по оснастке сразу же предложил сделать муф ту. Закрепить деталь в металлической «рубашке». Идею приняли: И по ГОСТу мерили- . потом отверстия. Оценка — «отлично!». Среди победителей смот ра молодых изобретателей и рационализаторов прош лого года — список дали в областном совете ВОИР — взгляд невольно задержится на его ф ащ лии . «Молодым» — 31 , 33... А у него до этого возраста еще це.лая пятилетка впереди. Особен ного накала и ответственно сти, , Запомнилось Анатолию награждение в ДК профсо юзов. Первый секретарь обкома ВЛКСМ крейко по жал руку, вручил памятные — да-да, часы! Ему было 17, а п ^ в б е его ‘рационализаторское 1 ирёд- ’ Жизнь, подсказывала ему, самые неожиданные точки для- приложения мыс.лн, ' . — Анатолий,- ; н а м , бы «персональную» баню! — Это добрая примета. Пусть .часы идут в унисон отцов- . скцм, которые когда-то оп ределили. главный для него выбор. Ю. БЕРЕЖНОЙ , наш корр.: Липецкий район, - ♦ ПУТЬ к ПРОФЕССИИ ФШШ Едтй Увлечение физикой в школе, пятибалльный аттестат, затем — Липецкий политехнический’ институт,; уверенный старт на первом курсе, когда «четвер ки» были редкостью в зачетке. А сейчас, на третьем, и подавно ■— только «пятерки». Общест венная работа — председатель профбюро курса.' Ну, а , если добавить, что избранная ею специальность — литейное про изводство — отнюдь не жен ское дело, как считают многие, то можно только порадовать ся цельности характера; де вушки, умению добиваться по ставленной цели. В политехническом институ те. куда Ольга Стаценко. поступила после долгих разду мий,' на первых курсах много времени уделяется изучению общетеоретических дисциплин. Вот тогда Оля и занялась лю бимым . предметом основа- ^телъно. Многое в этом увлече нии можно отнести и на счет доцента кафедры физики В. И. Серикова, . который сумел по-настоящему заинтересовать своих студентов. Сейчас ■третьекурсники ме таллургического факультета изучают другие предметы — специальные. Начинается зна комство с будущей профес сией, приобщение к серьезным делам и проблемам реа.чьной жизни. Д ля Оли это ново, но интересно. — Сейчас я уже не хотела бы оставаться «кабинетным» работником, — говорит она,— который замыкается в теоре тических вопросах. Летом у нас была ознакомительная практика на НЛМК. Масшта бы предприятия н е ,испугали; скорее привлекли. Та.м ■ чувст вуешь нужность своих зна ний. там хочется сделать что- то такое же грандиозное. А пока — учеба. Кропот ливый, упорный труд. Для Ольги он не втягосгь. Она умеет учиться с увлечением,, когда удовлетворение прино сит не очередная «пятерка»,. а сам процесс учения, все эти конспекты, контрольные ра- ,боты, курсовые проекты, ео-- зиание выполненного долга наконец. Поэтому учебный год для нее не делится на «авральную» сессию й «спо койный» семестр. Взятый с первого курса, ровный •темп сегодня помогает ей обходить ся без «хвостов», Не только самой учиться хорошо, но и товаршцам пом огать .., ' В этом году Ольга занялась и общественной работой — раньше все- силы отдавала уче бе, времени больше ни на что не оставалось. Когда же , вое .чаще ,начала -Задумываться о будущем, решила, что ей необходим навык работы с людьми. Ее общественное по ручение предполагает- внима ние к нуждам сокурсников, отзывчивость, готовность по жертвовать личными интере сами ради общей пользы. А в свободное' время — чте ние. — Последние годы полно-. стью были заняты физикой, ,— рассказывает Оля. — Сей час же открыла для себя мир литературы; русской. и зару бежной классики. 'Плох тот. «технарь», который . не знает ничего, кроме своего предме та. Не с%чайно ведь все известные ученые — физики, например, .были большими знатоками, искусства. .лИдеад студентки? Возмож но, кто-то не согласится. Во всяком случае', думаю, если рядом с тобой такой человек, у него есть чему по^’чнться. Е. НИЛОВА. к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz