Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
2 # Л Е Н И Н Е Ц 18 марта 1986 т. ЛЕНИНЕЦ • 9 Виктор Осколков Ф Ф Анатолий Сумин Ф РАССКАЗ Владимир Петров ^ ГОСТЯХ Отцовский орден ^ ие представлял его военным И таким не видел никогда, Очень уж он был обыкновенным И неразговорчивым — беда! Изредка ронял; Мол, был разведчик И ходил к врагу за «языком*. И на этом замолкали речи. Сколько ни упорствуй: «А потом*? Вдруг — повестка из военкомата: «За. геройский подвиг у Орла...* . Через долгих сорок дет солдата Справедливость все же догнала. Этой вестью с толку сбит теперь о» Шепчет старый: «Ишь ты, награжден». И заплакал, веря и не веря. Что когда-то был I Мы шли друг к другу издалека. Так было кем-то решено. Что нам. Безвестным двум притокам. Однажды слиться суждено. 'V - Порой почти соприкасались... Одни поили мы леса, И в наших водах отражались Одни и те же небеса. И вновь нас в стороны бросало. О, как мы были далеки! Но мы пробились через скалы, Чтоб руслом стать одной реки. • Теперь мы вышли на равцнну, Где волны ходят широко. Судьба, пошли нам ветер в спину. Пока до моря далеко! ______ Дремали книги в тиши хранилищ. В простых и в ярких переплетах. К ним люди молча подходили. Но брк^и чаще те, потертые, А эти пестрые — Стояли долго, пыль .глотая. Как будто за грехи Идите X людям, если плохо. Толкитесь я гуще городской, Где незаметио даже вздоха На общем фоне, и не стой Пусть у разбитого корыта, Иль у истоков бытия. Поверь, ие все еще зарыто И есть отличные друзья. Ф ОБЗОР ПОЭТИЧЕСКОЙ ПОЧТЫ Фотоэтюд Ю. Полякова. Спроси с с е б я с т р ож е ■ Недавно,, присутствуя в одной из литературных, студий города, где начинающие и не совсс.м молодые литераторы вели в течение нескольких ча сов разговор о творчестве сво их собратьев по перу, я вслу шивалась в то,; что читалось, вокруг чего и как ' форми 1 )овался интерес собравшихся, к чему было приковано впиманис, какой уровень собственного мне ния, литературного ■в к у с а ; об нажался... Позже в заключе ние . все собравшиеся «по кругу»,- заведено, прочитали свои стихи из тех, что на- ниеггаы в период между вот этими семинарами. А одни из студийцев даж е как-то очень горделиво, обнародовал то, что, как он сам выразил ся, тут вот, чуть ли не во время заседания, . он иабро- Я, слушая собравшихся и всматриваясь ' в их вполне уже зрелые (по опыту жизни су дя) лица, все время ждала, что вдруг да в ком-то дрог нет нерв, вдруг да прорвется желание остановить поток без вкусицы, невнятицы, дурного литературного тона, вдруг по явится . стыдливость за себя хотя бы перед всем тем. что мы знаем, что есть,; что иас окружает... Я ж дала , что кто- то из студийцев не закончит вот такое . собрание на полу грамотной ноте незрелых тво рений, а предложит; «Давайте по кругу прочтем любимые стихи». Ни у кого не мелькну ло ни в руках, ни в голове ии этой идеи) ни самой строчки чужой — наоборот, все очень живо втянулись в то, что ни- сали и читали сами, немного друг друга журя, но чайте по хваливая: дескатт>, молодец Вася (шш П етя ) , ты уже начи наешь хорошо писать на целую грудь ‘обошел Ваню. Такое умильное состояние в среде начинающих молодых литераторов дошло до того, что нередко в их творчестве ощущение жизни, действи тельности стало подменяться каким-то суррогатом, насто янном на разговорах вокруг творчества, вокруг пнеательет^ ва, отсюда и стихи, то посвя щенные «музам», то просто •— друг другу. Увы, не опыт классических посвящений взят в учителя! А то, что опять же Ваня или Саша выбился в ли деры (как в спорте!), потому что идет равнение на плечо друг друга, а не иа величай шие неоскудевшие достиже ния литературы русской и советской. Я сейчас заговорила об этих »воих наблюдениях в связи с ■ тем, что передо мной леж ат стихи, точней — не стихи, а лишь попытки написания слов в рифму (хотя и рифмой по рой не пахнет в этих сочике- , ниях) тех, кто прислал их в «Ленинец» и попросил совета: ска зать о написанном, стоит ли оно внимания, надо ли про должать дальш е : ’ «сочинять», е сть .ли надежда на то, что стихи появятся в печати. Н а пример, одна из пишущих так и говорит: «Я хочу, чтобьь опубликовали один из моих, стихов. Конечно, я еще не до- ■достаточна ра:шита, но это бу дет мой первый дебют». После такого. дцверительно-безгра-. м отного . признания в недо статочном развитии хочется отложить «один стих» в сто-, рону и посоветовать автору не писать, а открыть словарь или энциклопедито и начать само образование с выяснения зна чения слов , «стих» II «дебют», а заодно" уточни"гь,, молтет ли быть дебют первым или деся- Д а , к сожалению, эти. самые упреки в безграмотноегн ■— .даже не в поэтической,' а в самой обычной разговорной, письменной — молено отнести не только к тем, кто пишет в «Ленинец», ио и к иным моло дым литераторам, которых мне пришлось слышать. Хотелось бы, чтобы те, кто берется за перо и пишет па бумаге свои . несуразные, сумбурные, не подвластные никакому серь езному разговору о них стро ки, требуя- их печатать, пусть бы повременили и ■с большей пользой для себя начали бы читать: прозу, стихи, публи цистику, всматриваться и вслушиваться в лучшее. Тех, кто все-такн хочет проник нуть в таЙ 1 }]н. поэтического ре месла, в лабораторию творче ства — обращайтесь к кни гам о поэзии и поэтах, вооб ще к книгам, где идет раз говор о творческом процессе,— будь это . лч'ивонись, музыка, хореография. Ведь творческие люди —- где. бы они ни лсили и чем бы они ИИ занимались, они всегда — едипомышленпи- ки, они всегда — в поиске, в раздумье и в сомпешш далее тогда, когда уже что-то сде лано и достигнуто... Чванливое самолюбовапие, восторлеешюе упоение собственными «ше деврами» почти всегда бы ло присуще бездарности. Но особенно жуткое ошушение тупика, на мой взгляд, вызы вают сборища бе.%дариых лю дей вместе, когда один хвалит другого... . Не друг у друга учиться, а всем вместе — у тех учителей, которые прове рены Временем. Жизнью. Отсутствие критериев, не умение глядеть выше того уровня, к которому уже так привыкли глаза, где, т ак уютно и удобно, нетребовательность к тому, что делаешь, не про веряя сделанное но самому высочайшему спросу, когда глаза в глаза глядят гении, будет постоянно плодить без дарность, безвкусицу, около литературную воинственность, играющ ую ' в слова о долге, верности, справедливости, идейности... Как в связи с этим ие вспомнить разговор писателя Ю. Трифонова со своим това рищем но институту из' книги «Как слово наше от;зовется?». «Знаешь, какая разница меж ду студентами .нашего време ни и нынешними? Мы встре чались в коридоре и говорили друг другу: «Я вчера расска зик написал. Д авай почитаю?». И 'т у т н:е н а , подоконнике принимались . 'глушить товари- - !ца «рассказиком» страниц иа двадцать. А нынешние, встре чаясь, говорят; «Я вчера рас сказик написал. Как думаешь: куда волочь: в «Огоиек» или в «Сельскую молодежь»?...». Как правило, я в этом убеж дена, особенной жажды вы хода ‘к широкому читателю ищут как раз не самые даро- •Не этой ли спешкой продик тованы наскоро слепленные стишки... Не этой ли ложно}!, жаждой- популярности, иду щей от самодеятельности, при крываются иные наши творцы, создавая, как они сами гово рят, сочинения иа злобу дня, вымучивая пафос гражданст- .вепности и патриотизма гам, где должны биться, пульсиро вать и передаваться читателю живое волнение^ живая боль и настоящая влюбленность, истинная ненависть, А что же мы читаем в «сти хах», присланных в «Ленй- «Степи и озера, горы и леса — Это все родное, это все Солипе светит ярко , над родной землей — Мы не хочем страха с атомной В 011 Н 0 Й», Или у другого автора — сти хи лирические; , «Бешено' с крыши капет снег осыпается вниз, неподалеку лает собака, глядя с м’ольбой п'а карниз». В третьем письме — еще од на разновидность поэтической лирики: Взгляну задумчиво печально в твое красивое лицо, твои глаза на фотке этой не разобрать мне все равно. Ты смотришь весело, красиво, твой взгляд сейчас мне ие ПОНЯТЬ; и мысль одна, одна осталась — одна лишь мысль — лишь, про тебя».’ Мне после этих откровений почему-то вспомнились строчки Васисуалня Ло.хамкипа, обра щенные к неверной Варваре (на фоне процитированных строк — они чуть ли не клас сика!) из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок»; «Волчица ты, тебя я презираю. . К любовнику уходишь от м ен я .- К Птибурдукову от меня уходишь. К нич тожному Птибурдукову нын че ты, мерзкая, ухо дишь от меня. Так вот к ко му ты от меня уходишь!». Да, но ведь этот роман — остро сатирический, с большой дозой юмора. А стихи, процитирован- иые выше, — от юмора да.че- Автор может возрайнть: пи сались с^ихи о себе и для се- ■ бя и еше для того человека, • кому хотелось бы --их прочие Мне тоже хотелось бы под держать это начинание: по больше и почаще из того, что пишут наши молодые авторы, оставлять в своих тетрадях - и . альбомах, в своих дневниках и письмах к самим себе и сво им друзьям и любимым — з а чем ■ же чувство, которое только-только начало прокле вываться и оформляться в сло ва, в стихи, в музыку интим ного; личностного свойства, спешить доверять многим? Ос тавьте втайне свою тайну и .этим вы обогатите свои чув- В целом и общем хотелось бы, чтобы поэтические адре саты «Радуги» вдумчивей от носились к событиям мира 'внешнего и внутреннего, не бегом, не иаск:оком учились чему-нибудь и как-нибудь, це нили бы слово сказанное и слово написанное, воспитывали бы свой вкус, свое мнение, свое видение человека в жиз ни' и жизни в человеке, свое понимание и ощущение, 'ч то хорошо, что плохо, чтобы ие выставить себя в смешном све- Пока что, судя* но стихам, которые сегодня-перед нами, наши авторы не умеют видеть себя со стороиы-“ 'И не имеют своих слов г - все слова в их сочинениях с языка чужого. И мне хочетсд закончить раз говор о молодых литераторах стихами Твардовского об ин дивиду ал'пиости художника: Вся суть в одном- единствениом завете: то, что скажу, до времени Я это знаю лучше всех на свете — Живых и мертвых, — знаю только я. Сказать то слово никому другому Я никогда бы ни за что Передоверить даже Льву Толстому -р- Нельзя. Не скажет — пусть ' себе он бог. А я лишь смертный. За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Ска:1ать хочу. И ’ ак, как Так двайте же будем пом нить заветы ирекоасных Учи телей. С. МЕКШЕН, член Союза писателей СССР. ф Анатолий Фисенко Ф Андрей Новиков Ф Сергей Жеребятьев По залу светло и зыбко Мелодия вальса плывет — В руках музыканта скрипка Не просто играет — поет. И нет для него оркестра, И зрителей в зале нет — Один между звезд маэстро, А звуки — брызги комет. Скрипач опускает руки. Смычка затихает дрожь, Но плачут немые звуки, И падает звездный дождь. Бабочек вьюжные стаи В зимнем саду мельтешат — Те, что немного устали. Сесть на ладонь мне спешат. Где-то вблизи за метелью Слышатся песня и смех. Светит над старою, елью То ли луна, то ли снег. Ветром сметается плавно Белая пыль иа лыжне — Кто-то спешил здесь недавно. Только, увы, не ко мне. В лес, где на спящие елки Сыплются звезд фонари. Вечер, холодный и колкий. Вышел бродить до зари. Киоск сапожника Жена сапожки приказала нести в ремцк, придя домо( Киоск стек^Вый у вокзал:, а в кем сапЯжник пожилой. Степенно гасит папиросу, « И, жестом пригласив скупым > меня, не задает вопросов, устал — а, может, нелюдим. Белесые нахмурив брови, Глядит: — Сапожки скривлены! И правит о брусок с любовью Тесак из полотна пилы. Старик работает не быстро. Степенность, видимо, важней. Круг абразивный сыплет Каблук с подковкою—ровней. Его работой увлеченный Я о делах забыл совсем. Коричневый, вишневый, черный, Блестит на полках . свежий крем . 4 •Что может №1ть почетней ^ его,, и ремесла древней. Пример: сандалии Гермеса, В их легких крылышках, И наш весенний влажный Неощущаемый почти, в дверном проеме, в ярком Шнурков качающий пучки. И дух подошвенной резины, И пряность сыромятных кож... А рядом — чистят апельсины, И запах остротою схож. Над речкою берег отлогий, А дальше, под синью небес. Стоит он, спокойный и строгий, К зиме обнажившийся лес. Деревья продрогли без снега, Хоть шубу сними и согрей. Не спрятаться даже побегу Средь голых и стылых ветвей, И чудом листок неопавший На ветке трепещет, дрожит, И день, словно путник уставший, Прилечь за пригорком спешит. Здесь все и знакомо и ново. I Природа в преддверии сна. г И трудно поверить, что снова Сюда возвратится весне. Холодком дохнула осень. Снова память вороша, Между елей, между сосен Снег посыпался 1иурша. Первый снег летуч и зыбок, Легок, светел и крылат. Может, не 1 ^ыло ошибок, Может, не было утрат? Были бедьк были боли. Снег идет. Белым-бело. И в душе, как будто в поле. Чисто, вольно и светло. Будто в сердце свет. в-пустили, Будто все пошло иа лад., Будто все меня простили. Перед кем я виноват. € 1 т К 1 2 От влажной вемл-и подымался густой теплый, но свежий и бод рящий, запах. Корешки повилики, хвостики уже выбившегося в зе леную" богву осота белели средь черно-синих комьев. «Земля в этом году, -что тво рог!» — вспомнил Юрий слова пожилой соседки, вдыхая запахи, н добавил от себя; — «Карандаш воткни, прорастет». Участок в саду небольшой: в былые времена сажала тут' мать - огурцы, капусту, фасоль. Но раз рослись яблони, и тень постоянно покрывала его: что тут поса дишь? Д а и все, что нужно для дома, давно посажено па но вом огороде. Потому-то и запоз дал Юрий: пока дошли руки до отцовского сада-огорода, май уж е набрал силу. А все ж е не одолел себя: по-хозяйскн обошел небольшой сад, оглядел, густые заросли малинника, ;щдичавшу 10 . смородину ,. подгнившие жерди ны з'а'бора, подсохший, зеленев ший сором огород. Потом достал из сарайчика поржавевшие лопа ту и . грабли; и принялся за рабо- И а огород наползла длинная,,' пестрая тень. Вытерев, ц о т . тыль ной .стороной 'ладони, он гляиул в край сада. На углу, тихо пере бирая листочками, стояла высо кая береза. Вечернее солнце опу стилось низко, и лучи путались, играли, переливаясь и сверкая в молодой листве. .. ...Березу, посадили в день , во- семиадцатилетия. сестры ,' . , «Теперь у нас две невесты!» — уш биулась мать. взглянув иа хрупкое дерево. Сестра смущешю вспыхнула: еще. светлей ,,показа лось ей праздничное белое ила- Сестру теперь не узнать. В прошлом году приезжала . из ■д а лекого Владивостока с семьей, двумя мальчи.ками-подросткамй и мужем — тучная, крупная жен щина о пробившейся сединой в г.устых волосах. Время! Еще в всегда осела в сердце, он остро и ясно подумал, что, придет время, и опустеет старый дом, холодом и молчанием заполнятся стены, ' потускнеют стекла . окон и мед ленно, но неумолимо будет на ступать на двор густое разнотра вье крапивы, лебеды, . пустыр- ннка, седой и. горькой полыни... «Иеужто так будет?» — зада вал не однажды", мучительный своей иеопредслёшюстью вопрос. Могло быть — сколько по ули-. це заброшенных домов появи лось: старики умирали, молодежь поразъехалась. Лишь селились иа подворях кусты бузииы-пустын- С возрастом детские страхи , почти пе беспокоили: определил свой путь, оставался после окон чания ”сельхо;шиститута в селе, и дому ие грозила заброшенность и одинокое умирание... . ' Умывшись, Юрий сел на сту пеньки крыльца покури'^; На столбике по-прежнему была .-вид- иа давняя зарубка: когда-то из мерял отец его рост. Задумчиво и ласково погладил он дерево, тепло шло от пего... Послы 1 пались за околицей при зывные крПки; встречали стадо. Коровы шла и шли, Домашним теплым запахом иаиолиился в е - . чер: -молоком,, дыханием коров, травой. Дорожная пыль подыма лась из-под копы-^, золотая и т я желая в закатных лучах. «Вот так подымалась эта же пыль и сто лет па.зад, и более... пока стоит село. Сколько жизней прошло, отликовало и отгрусти ло!» —, думал Юрий, глядя, как вздымаются столбики пыли. И ' властно охватило вдруг чувство родства со всем, что окружало , новый выталкивает... И так без конца».. ' З ^ е н ы й дым лозины напротив дома стал меркнуть, синеть, верхние сучья сливаться с густев шей ^ягнью -неба: ночь опуска лась. ” И пеожиданно испуганно Юрий вздрогнул, ворвалось в мир влажное и ликующее пенье соло вья из густых .зарослей дикого вишенника у реки. Пел соловей давно, но, задумавшись, Юрий не слышал его: с ловно ' под куполом воспоминаний был. А теперь чут ко слушал , заполнявшие весь мир трели,' свист и цоканье. Вдалеке послышалось гулкое щелканье и свис г — ■появилась пара. Со всех сторон, казалось, торжествешш, радостно,' волнами наплывали' на село звуки, затихая — откаты- 'в а яе ь , 'ю . иаливаясь силой и уда-, лой" мощью: соловьиное., пенье, „ и лягушачьи скороговорки с озера... Спать ушел' Юрнй поздно. Дом был стар, сложенный из прочного, точно литого', кирпи ча еще в прошлом столетии, , и достался отцу Юрия, как старше му. Годы,; казалось, "ТОЛЬКО спрес совывали .стенМ, нгг один кирпич не выветрился, не, выкрошился. Палисадник и ' сад окружали дом: при. матери все ' расцветало цветами, ■соседи ■приходили полю боваться, а ,д о , соблазнившись, за семенами цветов. Но таких цвет ников,: какие вт^ращивала и оформляла мать, вырастить пико- му не . удавалось. . «Искусница ты, Алена, — хва лили соседи. — Иль слово зиа- — Цветы, что дети, уход да ласку любит—вот и весь секрет! Л как обрадовалась она. когда, робея,,, но мужественно од о л ев ая , робость, сказал ей Юрий, что ре шил обзавестись семьей!.. Все — одно из другого, все •— не на пустом месте! Когда с Ири ной ждали ребенка, мать радова лась вдвойне: значит твердый хо зяин в дому, семьянин. Д а и саг мой на старости будет где голо ву преклонить. ■Однажды ,, когда ждали Ирину из родтома, мать, вся светясь ласковой радостью, позвала" сына на крыльцо и, по глаживая столбик, показала з а рубку, закрашенную краской. — .Это когда -гебе три годика было. Отец, иокойпик,' отметку сделал... Вот, и у тебя скоро сы нок будет .. Юрий рассмеялся: — Д а откуда знаешь-то, кто родится? — Знаю ,— с задумчивой улыб кой ответила мать, — сон виде- ' Родился и впрямь сын. — Вот и хозяин в дому! — з а улыбалась матБ, принимая о р у к ' Юрия сверток, и осторожно от- 'верпула уголок пододеяльника. — То-то дед порадовался бы!.. ...Похоронили мать год назад. Последнее, что услышал он, были слова, произнесенные уже костене- юн(нм языком:" -«Дом... береги,..». Лишь потом, словно из. далеко- дальнего, когда думал об этих словах, понял: «Род свой помни, землю родную и дом отчий... З а будешь — силу потеряешь...». Через полгода решил обновить родное гнездо: расписывал в тет радке, что нужно сделать, под считывал расход материалов, И уж видел мысленно, -как похоро шеет в дому, как уютно и светло будет в новой комнате-детской, которую решил отгородить у ок на во, двор, в тишину загустев шего сада. Детская нужна была; ждали второго ребенка. ...Мечты его оборвались врай. Как-то_ вечером Ирина встретила его оживленной и веселой; г— Ты знаешь, я сегодня у председателя была? — Зачем? — насторожился 1кеиа, оттягивая радостную но вость, не спешила о ответом, а .продолжала: — Л чего с'кром'ийчать? Иль ие заработали? Пошла и погово- Д а о чем ты? — недоуме вал Юрий. —' Иван Лукич обещал квар тиру в Новом поселке, вот! Ме сяца через три сдается дом, од на из квартир — паша. — И, ие замечая, как помрачнел вдруг муж, как посерело его лицо и засуетились усталые руки, делн- — Ты даж е не представляешь, Юрик, как здорово будет: вода горячая, ванна, садик р ^ о м ! . . И не договорила, па [юлуслове споткнулась: муж спросил хму- ^ — Д а ты хоть бы со мной по- . советовалась! ; . ' , И, горячась, заговорил торопли во о старом до.ме, о предполага емом рамонте,' о том, Какой бу дет. детская, о том, что предать дом, где-, са'мой жизнью оставлен 'хозяином, он .не может.'.; V , — Эгоист, ты! Все я да я, все чувства своп лелеешь. А я как с двумя ■буду?.. Садика нету по близости, воду поди натаскай из колодца ,' д а ' ' накипяти... Ты-то ие- лыми днями на р а б о т е ,— и раз рыдалась. . Словно два встречных потока воздуха ', , столкнулись. , , , в душе Юрия в тот памятный вечер: па мять ' о прошлом и долг перед растущей семьей. Какую силу иль какое равно душие надо иметь, чтоб, вот так просто покинуть дом? Какую пу- . стоту придется' унести, чтобы лег ко, не поранив ' сердца, уйтй из этих стен?.; Осенью переехали в .Новый по селок,' ио почти каждый вечер шагал Юрий в конец села, коди - цокому дому. , в апреле объявился покупа тель. Когда подсохли дороги, при- ехал_ из города на «Жигулях» незнакомый парень. Он сразу пе поправился: и толстыми л яжка ми, обтянутыми «вюмкими джин сами, н нагловатыми белесо-пус тыми глазами навыкате. Без оби няков парень предложил купить старый дом: • ^ Место золотое! Дачку т а кую устрою, ахнешь! А с участ ка, клубничкой, вот такого же,— 011 похлопал машину по крылу,-—- в два года сыну! И 'поч ти уверенный,', что не от кажет Юрий, небрежно-хвастливо бросил; — Д ва куска хватит? А Юрий молча глядел на него и до боли сердечной видел, как по-хозяйски распоряжается тол-, сторожий в доме, где памятен каж.дый уголок. Содрогнувшись, побелевшими губами ответил хрипло-негромко: — Я, видишь ли, сам» — он кивнул в сторону «Жигулей», — купоны стричь буду! Резко повернулся спиной к пар ню и пошел в дом. — Псих! — донеслось вслед, а затем зашумел, удаляясь, мо- ...Воспоминаиия долго не д а в а - . ли васнуть. С первым лучом Юрпй про снулся; легко и радостно. И хоть спал мало, встал свежиД и бод рый. В распахнутое окно рвались чистые звуки майского утра. Он выглянул в сад и вскрикнул, по- детски пораженный: сад цвел, весь в розово-белом дыму, зеле ная, пышная трава переливалась радужной изморосью, низкие лу чи играли бисером росы. Вдохнул первый глоток воздуха п едва не задохнулся: так ' остро-свеж, Про хладен и прян был сок его, про питанный цветущей черемухой, земли, терпкого крыжовниково го листа. - ...И где-то совсем рядом, в уг лу сада, с безутешной радостью пел соловей... У «Радуги» литературный илуб«Альтаир» Литературный клуб «Альта* Ир» при Доме пионеров Совет* ского района Липецка сущест вует около четырех лет..: В нем затшмаются 90 ребят (и основном — мальчишки), уче ники второго — восьмого клао- сов. Главная цель — познако мить ребят с миром поэзии, найти и раскрыть их литера турные способности. Большинство ребят, впер вые приходящих в клуб, не сочиняли сти'Хи, но через гоЛ произведения некоторых - печа таются в журналах «Костер» и «Пионер», газете «Пионерская правда», звучат по областному и центральному радио. Сегодня мы хотим познако мить вас с некоторыми стихо творениями ребят. А. ФИСЕНКО, руководите .. литературного В час, когда спокойно спали Зазеленели парки и сады, И, казалось, будто бы на свете Не бывает горя и беды — Солнце словно замерло на месте, И от крови покраснел восход — Это первые герои в Бресте Погибают з а родной парод. И стонала вся земля от горя, От тяжелых ран, от пуль шальных. Шли герои в бой, со смертью споря. За свой Отчизну и родных. Люда КОРОСТЕЛЕВА, 8-й кл. «Г», СШ, № 50. Снег кружится, енег искрится. На суку сидит синица. Белка прыгнула на сн'сг. Откопала свой орех. - Мишка дом свой не уступит-» Лапу там во сне сосет, Л когда весна наступит, То проснется, заревет. Но пока же дремлет сладко И во сне мечтает он— Будто ест малины кадку — До чего же.. ВКУСНЫЙ сон! Сергей ДМИТРИЕВ, 6-й кл. «А», СШ № 49. Белка на зиму орехи Запасает без помехи. Чтобы грызть их В зимний Белка делает запас. И пока декабрь придет, Белка много запасет, А бельчата тут как тут — Все за мамою идут. Сергей ЧЕРНЯЕВ, 5-й кл. «Б», СШ № 49.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz