Ленинец. 1986 г. (г. Липецк)
13 марта 1986 п > ЛЕНИНЕЦ ф 3 Т О Ч Ш из почты «БРИГАНТИНЫ» - Г Е сли следовать выра жению «Человек — это путь», Георгием Анд реевичем Бессчетновым про<^ дено немало. Его внук Ак 4 рюша подытожил не давно свой и дедов отрезок: «Дедуль, мне семь лет, а тебе — семь с ноликом...». Для Андрея пока, может быть, только этим «ноликом» и определяется возраст деда. ...Однажды, перед тем, как поместить в. журнале портрет гениальной Анны Маньяни, фотограф попытался зарету шировать ее морщины. Актри са запротестовала: «Это следы моей жизни, моего таланта». Об этом хрестоматийном эпизоде главный режиссер те атра В. М. Пахомов вспомнил по случаю. Мы говорили с ним о заслуженном артисте РСФСР Георгин Андреевиче Бессчетнове. — Я очень люблю людей со следами таланта на лице, — сказал он. — До определенно го возраста талант и другие высокие качества скрываются ш^утри человека. На лице Георгия Андрееви ча уже проступили черты та ланта и прожитой жизни. Я смотрю на него н вижу: этот актер находится в той,стадии творческой биографии, когда, как это ни заученно звучит, он может сказать о себе; *Л\ои года — мое богатство». ЕОРГИЙ Андрее вич, несмотря на почтенный возраст, вы, на мой взгляд, всегда ос- таетесь человеком современ ным. Как это удается? — В вашей профессии самое важное —- не заучивать роль. А значит, каждый раз жить жизнью нового героя. От это го рождается правдивость че ловеческая. Если актер неиск ренен, неправдив, то и верить ему трудись .М надо, чтобы в тебя верили.' Тогда и ты Начи наешь больше верить в себя. Вот это и - розкдает настоя щее. Я думаю,- это относится ко веем, не. тсшлш к стари- Конечно, работать по таким меркам актеру не всегда лег ко. Ведь за многие годы слу жения театру нарабатываются ^ивычные приемы, то, что кно назвать техникой. Ка- !Гется, чего проще — идти по '■дроторенному пути. Но необ- . ходимо найти в себе силы — отказаться от привычного. Когда шли репетиции спек такля «Пять нудов любви» и я начал работать над ролью Лу ки, ловил себя ■ на мысли: а ведь что-то похожее ты уже делал. -Чувствовал это и гово рил себе: откажись от прой денного немедленно, «изобре ти» свой образ.'. Хотите—верь- . те, хотите—рёт, .это был . слу чай, когда мне мешал опыт. Конечно, й опыт, и то, что изрядно ПОЖ'ИЛ, — хорошо. Но иногда мне кажется; са- мое лучшее.:—-■ как; вроде бы ТЫ' ничего не- знаешь, г 'Тогда . острее восприятие жизни, тог да больше исследований в причинах характеров людей,.; которых играешь.. ■От этого, ■ уверяю, точное попадание; .'в .^■иь сегодняшний. ■ ’ — Это, наверное, в любой .1'вврческой профессий — уме ние отказаться от стереотипа, шаблона. В журналистике, скажем, — от привычного штампа... — Я бы сказал, это удел не просто талантливых твор-. цов, но и добросовестных. Д о пустим, играю, я сегодияшний - спектакль-и_ про себя думаю: надо постараться работать так, чтобы сберечь силы и на завтра. Но это может войти в привычку. И потом, когда, ты захочешь настроиться на работу пощаетоящему, ужа на?. И вновь, как в первый раз получится. Не получится «по . правде». Много зависит и от того, насколько человек под вержен лени. Возьмите любую ситуацию. Поел, оставил та релку: авось, потом вымою. И, глядишь, уже целая раковина грязной посуды. — Всегда ли вам удавалось следовать этим принципам? — Я ведь тоже бы.ч- моло дым. И до наступления зрело го возраста посторонние вещи тоже выбивали меня из нуж ного русла. Очень жалею о том, что. в трудные периоды жизни не, всегда умел сосредо тачиваться на работе. А это для актера — качество самое необходимое. Ведь в .' нашей профессии — «инструмент»— я сам, мои руки, глаза.' Если хотите — мои нервы, мое сердце. Вот все это и помога ет ; сыграть то, что тебе пору- А еще мое особое слово о доверии, которое помогает че- •ловеку следовать своим прин ципам. .Когда его нет,- появля ется ст.ена непонимания (в на- . шем случае между'актером^ и режиссером). Сами понимаете, подобное происходит в любой профессии. Поэтому человек, от-которого зависит работа й настроение других, должен воспитывать в се(к умение разглядеть возможности лю дей, от тебя зависящих. Вот сейчас мы говорим с вами 'О моём семидесятилетия, то есть 6 том, что многое у . актера Бессчетнова уже поза ди. Но, честное слово, я - с полной уверенностью говорю и о том, что .многое у меня еше н впереди. В нашем теат ре доброе отношение ж акте рам старшего поколения дает нм возможность работать в полную силу. Как за себя я радовался, когда по итогам 64-го сезона заслуженным ар тистам РСФСР Юлии Иванов не Ганиной к Михаилу Нпки- феревичу Соболеву вручили призы за лучшее исполнение женских и мужских ролей. — Георгий Андреевич, но ведь не всегда бывает полное понимание актера и режиссе ра. Как тут быть? — Несколько лет назад иг рали мы спектакль «Мария Стюарт». Он был скорее по хож на плохую оперу) хотя и шел в драматическом театре. Отличался какой-то напы щенностью, неправдой, что ли. -Признаюсь, трудно было отстоять свое мнение,, отноше ние к своей роли. Трудно бы ло согласиться с режиссером, бесполезно -— спорить, — И вам пришлось пойти на компромисс? . Вое разрешилось само со бой позже, когда остался на едине со зрителями. Их' реак-' ция заста.вила меня , играть так, как хотелось. То есть, они потребовали Правды. И я на-' чал говорить правду. ■ — Георгий Андреевич, за ва шу творческую жизнь . вами сыграно много разноплановых ролей: и положительных, и отрицательных, и трагедийных, и комедийных. Но, наблюдая за актером Бессчетновым из зрительного зала, всякий раз видишь перед Собой, мудрого, доброго человека. Такого.- же мненйя о вас и ваши коллеги. А как вы сами дзпиаетё, какой вы человек? — Давно- уже у Меня .уда лили желчный, пузыры Оттого, наверное, жёлчь ■не застаива ется у меня в организме. (Сме ется), А вообще, в своей.жиз- ни я не -стараюсь драматизи ровать события. - Правда, - это тоже появилось не сразу. Но ёже.чн говорить о доброте, то скажу так: эго качество либо есть, либо его нет. Ежели доб рота есть в человеке, значит, она есть. Сочинить ее невоз можно. А знаете, от чего злость рождается? ; т От иереоцепки личных возможностей. У одно го трехкомнатная квартира, у другого — пяти. У одного зарплата меньше, у другого— больше. И вот тот, «обделен ный», начинает с вопроса; я стою того же, почему мне это го не дают? И дальше вольно 'ИЛИ невольно начинает накру чивать спираль переоценки са мого себя. —• Над чем вы больше все го задумываетесь в ваших творческих размышлениях? ■■— Давно уже пришел к мысли, что спектакль происхо дит, получается. когда зри тель тоже становится его участником. Как это здорово, когда зритель и актер — в контакте! Когда дыхание от сюда и оттуда. Когда рожда ется та искрд, которая зажи гает тебя ещё больше н дает возможность испытать истин ную радость. Дает тебе ощуще ние легкости, необходимости людям. И тогда ты сам удив ляешься: откуда силы появля ются? Вот такую радость испытал недавно на спектакле «Сказки Старого Арбата». И пусть бы ло немного зрителей. Но они прекрасно понимали разговор о доброте, который вели герои спектакля. Вот это самое до рогое для актера, самый боль шой гонорар, предназначенный ему за труд. — Что для вас остается главным в жизни? •— Может, это прозвучит сентиментально, но уже то, что знаешь:; ты нужен внуку, находишь с ним общий язык, чувствуешь, что ему интересно с тобой, —• разве это не са мое главное? А еще знаю; я нужен дома, необходим театру. Одним словом, жизнь про должается. И я благодарю судьбу за вечную занятость. Т РУДНО подсчитать, ка-. КИМ по счету будет его выход на сцену завтра. Завтра на вечере, посвящен ном 70-летию с дня рождения и 50-летию сценической дея тельности, заслуженный ар- : тист. Р6ФСР Георгий Андрее вич Бессчетнов, юбиляр, бу дет играть 'Якова Коломийцева В спектакле «Последние». Вновь на сиене проявится яркий талант актера. Яркий, не громкий) не вызывающий. И вновь многие зрители будут благодарить его за искусство, которому отдает Георгий Анд реевич душу и сердце. Завтра ему будет нелегко. Как, впрочем, и всегда. . Знаю, неимоверно тяжело было лишь на одном спектак ле, Днем в последний путь проводил мать. Вечером играл Тришу Незяамова в спектакле «Без вины виноватые». И —■ рассказывают — как играл! На подобное способен лишь истинный, глубоко одаренный художник и человек. ...Каждую субботу теперь дед водит Андрюшу в Школу на подготовку. Видела однаж ды, как неторопливо шагали они рядом. Андрюшка забегал вперед и что-то рассказывал деду. Я вспомнила про циф ры семь и семерку с ноликом. По японскому преданию, ес ли две семерки рядом, — это к счастью. . е . ТЕПЛОВА., вщм СОРЕВНОВЙТЬСЯ Юные следопыты елецкой сред ней школы № 5 на протяжении уже многих лет изучают боевой путь 220-й стрелковой дивизии, под держивают связь с ее ветеранами,- семьями бывших воинов, соверша ют велосипедные походы по мес там боев дивизий. В канун и в дни работы XXVII съезда Комму нистической партии Советского Союза ребята с возросшей актив ностью вели поисковую работу» стали инициаторами социалистиче ского соревнования в учебе, по спортивно-массовой работе и во енно-патриотическому воспитанию среди учебных заведений, также занимающихся историей 220-й ди визии. Соперниками ельчан стали уча щиеся средней школы Фй 2 города Ржева, средней школы Мч 2 горо да Ельца, станции юных туристов» технических училищ № 25 и № 34 города Минска, техническо го училища № 122 города Орши» СПТУ № 30 города Дубровки и средней; школы села Новый Двор Гродненской области. Итоги соревнований будут подве дены советом ветеранов 220-й Ор шанской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии в Москве, в день 41-й годовщины Победы й 45-летия со дня форми рования дивизии в городе Ельце 9 мая 1941 года, В. ПИЩУЛИИ, военрук средней школы № 5 г. Ельца. «Зачем включили свет?» . Уважаемая редакция! Хотел, бы увидеть на страницах вашей газеты ответы на мои воп росы. Суть ,дела такова: недавно , у нас, в школе проводили вечер встречи с выпускниками. Все бы ло хорошо организовано, шло сво им черёдом — концерт, воспоми нания, ио во время дискотеки кто-то включил свет. И... все пе рестали танцевать. Я был веду щим. И вы представить себе не можете, насколько неуютно почув ствовал себя на сцене. : Ясно, при свете танцевать ник то не будет. Как быть? Мы ведь хорошо оформили вечер:, сделали светомузыку, бегущие огни, про- жекторы и вдруг — обычное элек трическое освещение. Может, нам еще утром, когда светит солныш- ко.предложат танцевать? Но. тог да зачем так широко пропаганди ровать молодежные вечера? Ведь на. самом-то деле получается, что . их стараются не допустить. После таких вечеров; как наш, я уверен,- . больше к нам в школу никто не придет. Выходит, пусть лучше ре бята пьют и хулиганят по углам? . .Летом мы работали , в колхозе» : на заработанные деньги купили аппаратуру — леперь она никому.. не нужна, а ведь предназначалась «для развития творчества». - Полу чается, никому, наше творчество , не нужно., , Может, это. чья-то прихоть? А как.нам быть? ОТ РЕДАКЦИИ; фамилию и номер ШКО.ПЫ автор этого письма . просит-'-.не называть, и м-Ы: пошли, ему навстречу. Однако само пись мо нас заинтересовало. Проблема дискотечных вечеров уже доста точно подробно обсуждалась, но,- как сБИдетельствует наша почта,- вопрос этот по-прежнему волнует - очень многих. Поэтому пригла шаем вас, читатели, высказать свое мнение о той ситуации, кото рую изложил автор письма. Согла ситесь ли вы с ним? А может, по- спорите? Расскажете о том, как проходят дискотеки у вас в шко лах, какими они должны быть? Ждем писем..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz