Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)
2 ф ЛЕНИНЕЦ - =10 декабря 1983 г.= ЛЕНИНЕЦ • 8 ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЭСТАФЕТУ - НАДЕЖНОЙ СМЕНЕ Каков он, сегодняшний молодой рабочий, инженер? Что могут и должны сделать -коммунисты, руководители предприятия для того, чтобы вчерашний новичок стал завтра настоящим кадровым специалистом? Какую роль в профессиональном становлении мо лодого человека на производстве играет комсомольская организа ция? Над этими и .другими вопросами размышляет директор Ли-. Пецкого станкостроительного завода коммунист ВЛАДИМИР ИСАЕВИЧ НИСЕНМАН. Вряд ли найдется хотя бы один руководитель, который на вопрос, какой коллектив он возглавляет, ответит: плохой. Не о «чести мундира» в данном случае веду речь. О том, что без уверенности в тех, о кем делаешь одно дело, просто невозможно работать. По этому могу сказать однозначно: у нас на заводе трудятся отлич ные рабочие и инженеры. Мне могут возразить: с высо ты директорского кресла нельзя, мол, разглядеть каждого подчи ненного. Можно! Надо только всю работу построить так. чтобы помощником - администрации в этом был., сам коллектив. Имен но эту цель ставили мы перед собой, когда начали на предпрз- ятни осуществлять широкое внедрение бригадного подряда. Давайте оставим в стороне чисто экономические преимуще ства такого метода труда и рассмотрим его моральные «плю сы». Бригадный подряд дает возможность каждому человеку проявиться как личности. В боль шом коллективе, где каждый за себя, легче жить тем, кто ру ководствуется принципом «моя хата с краю». В бригаде — вое на виду. А кому захочется в глазах товарищей выглядеть пло хим? Д а и будут ли такого дер жать в кол.чектнве? Вот и полу чается, что переход на бригадный подряд помог нам увидеть лю- Говорю об этом так подробно потому, что именно для молодо го рабочего особенно важно с самого первого дня почувство вать себя членом настоящей ра бочей семьи, в которой тебя и отругают, если заслужил, но и поддержат обязательно в слож ный момент • становления. В последнее время частенько приходится слышать такие сло ва: молодежь нынче не та, рабо тать не хотят, все им подавай на блюдечке, а отдачи от них — пуль. Ерунда. Молодежь у пас вамечательиая. Говорю не о том «мусоре», что еще мешает нам жить, а о настоящей молодежи— думающей, творческой, работя щей. Вот у нас при .заводе есть вечерняя школа В пгй сейчас из наших рабочих только 15 человек учатся, остальные — «со сторо ны». Разве это не свидетельству ет о высоком образовательном уровне совремеиио!* заводча нина? Л завтра, когда на нашем предприятии будут все шире внедряться станки с числовым программным управлением, элек тронная техиика, роботы, речь уже пойдет об обязательном для рабочего спепналышм ' средне техническом образовании. Д а п среди сегодняшних рабо чих очень много тех, кого с пол:- вым правом мохшо на.звать высо кообразованными специалистами своего дела. • Именно к таким рабочим отно шу бригадира КМК из первого механического цеха, председате ля заводского совета бригадиров Александра Хрипункова, брига дира КМК электро-монтажников цеха 14 Алекса!1дра Игнатье ва, оператора станков с ЧПУ из цеха № 2 Василия Иагайцевч, который одним из первых освоил роботизированный комплекс, строгальщика первого механиче ского цеха Вячеслава Жиганова, имеющего четыре смежных специ альности высокого разряда. И этот список можно было бы про должать и продолжать. Уверен, что помогает им в работе и чет кая перспектива дальнейшего развития предприятия, и то, что они видят настоящую заинтере сованность предприятия, адми нистрации :в каждом . из них. И это касается не только мо лодых рабочих, но и инженеров. Их творческий потенциал — в центре внимащш. На заводе до веряют молодым инженерам очень ответственные участки ра боты. Большинство из них е честью оправдывают это дове рие. Отлично зарекомендовал се бя в •качестве начальника бюро , отдела главного .конструктора Валерий Иванников, не ошиблись, мы и в Николае Казьмине, кото рый уже не первый год возглав ляет бюро отдела главного техно лога, хорошо отзываются веду щие специалисты завода и о ра боте Сергея Ка,эьмш)а,' началь ника техбюро ОТК. Или такой пример: один из иер- вых комсо.мольско-молодежпых коллективов иа заводе возглав лял Анатолий Магомедов. Отли г- ио работал парень и его КМК- Сейчас Анатолий ■— нижеиер-кои- структор зехмичсского бюро ЧПУ. Одним словом, для профессио нального роста молодых рабо чих и инженеров на предприяти есть все условия. Но главное — в этом росте кровно заинтерехо- вапы и администрация, п партий ная, и комсомольская Организа ции. И молодежь эту заинтересо ванность видит во всем. На заводе, например, всячески поощряется рост числа комсо мольско-молодежных коллекти вов. Если в 1980 году их было четыре, то сейчас уже пятнадцать Комитет комсомола завода ор- гаии.човал между КМК по-насто ящему боевое соревнование. Партийная организация и адми- шютрация всячески поддержива ют эту важную работу, видят в ней еще один фактор закрепл’- ння -на заводе молодых кадров. Ио 'Я не собираюсь умалчивать и о больших П1юблемах, которые еще есть у нас. Не работой еди ной жив человек. Для высоко- ■производительного труда ему необходимо, например, и жилье. А у пас сейчас 200—250 молодых проиаводствеиинков пока жильем ие обеспечены. Но опять-таки ре бята знают: .эта проблема вол нует не только их. В следующей пятилетке завод построит два общежития для малосемейных, ежегодно мы планируем строить и по 70—80 квартир. Д а, это не простая задача. Решать ее при дется параллельно с широкой ре конструкцией предприятия. Но иначе просто нельзя. Завод дол жен развиваться комплексно, а центром внимания при этом раз витии должен быть человек. И в первую очередь молодой чело век, от которого зависит .завт рашний день предприятия. Кста ти, в перспективу развития за вода входит и строительство сиортавно-оздоровительного ком т- Ко всему, о чем шла речь, МОГУ добавить еще: не опекой молодых мы занимаемся. Наобо рот, учим их жить и трудиться самостоятельно. Учим их ответст венности за свое дело, за каж дый свой поступок. Именно ча это нацеливает нас, коммунистов, партия. Ио учение это должно строиться иа предельном внима- • нив к молодой смене. Это еще раз подчеркнуто и в проекте но вой редакции Программы КПСС: «Партия подчеркивает необходи мость значительного уснлеиия впимапия к социальным пробле мам молодежи и, прежде всего, более полного Удовлетворения ее запросов в сфере труда и быта, образования и культуры, профессионального и служебного роста, разумного использования свободного времени». •“ Д оярок у нас нет , — резко , как шашкой на лету , рубанул собеседник, словно предчувствуя и потому сра- ву отсекая возможности с моей стороны уточнения. И оттого, что сказано это ми моходом и в то же время весьма категорично, я по мял: вопрос этот в совхозе «Воронецкий» давно ре шенный: доярок здесь н ет— есть операторы машинного доения, А в вынужденной реэкоези интонаций чувст вовалась досада на наш по рой еще устарелый подходи сути проблемы. И то скры тая , то н ескрываемая до сада человека была приятна, ибо уж е сама по себе станз- внлась примером пеуспоно- снности и продолжением по- И говоря о каких-либо успехах, о том, что добить ся уже удалось, секретарь парттгйной организации Ев гений Федорович Новиков нет-нет да и вспоминал де вушку в норковой шапке, МОЛОДО -НЕ ЗЕЛЕНО как реально достижимый об ра зец современной сельчан ки. А ш апка из норки была у него не примером достат ка, а атрибутом, повседнев ной работы женщины с ф ер мы. То есть при.метой, з а ко торой сто'ит успешная пере стройка животноводства не только в плане материально- техническом, но в плане со циально • психологическом, когда культура работы и двухсмеш :а в животноводст ве, комната отдыха и д у н на ф ерме станут не следст вием, а причиной высоких надоев. - А потом он говорил о дев чатах, о тех, кого он (обяза тельно!) оденет в норковые шапки и для кого хозяйство построит (правда, к концу восемьдесят шестого) за- лцх перевалили трехтысяч- крытый бассейн. А расска- ный рубеас надоев, Галина зать о всех было не просто, Некрасова на первое декаб- : ря . ОТ каж дой . коровы полу чила 338,5 килограммов мо лока, Любовь Чернышова —- 3330 , Мария Родионова —' 3149 , Татьяна Некрасова — ^ Они и работают.%а од ной ферме. В совхозе ее на зывают молодежной, — про должила секретарь ко.мите- та ВЛКСМ Галина Черыы- От нее :ке узнал, что из 6 00 человек, 'работающих в совхозе, 150 не старше три дцати лет. Но молодежная ф ерм а отделения «Родина», где работают девчата, гото вила новый сюрприз. Ольга Фролова оказалась не только лидером соревно вания МОЛО.ДЫХ операто))ов совхоза и области, но и са мой юной. Сейчас ей шест надцать. По за внешней «не серьезностью» возраста , за лукавым озорством глаз стоит талант зрелого масте ра. .’^'Гожет, мы не привыкли к та'кому мастер не в со рок, не в пятьдесят, пусть даж е в, тридцать и двадцать пять, а в шестнадцать. Но получить з а одиннадцать м е сяцев (учтем, первых м еся цев работы) 3 4 4 5 : килограм мов молока.' от' коровы дано не . каждому? А стать по ито гам о ктябр я победителем областного ... соревнования' животноводов престижнт) и для. более опытных. А у нее. как говорит, все хорошо; «Ко ровы хорошие и доятся хо рошо». Не сказала даже , что нужен на ферме' автомати- чеевдй . 'кормораздатчик, МО.НШО н окна не пленкой закрывать, а застеклить. По нимают, конечно, на ферме, что не всегда от совхоза это зависит, но уж о ч ен ь 'хоч ет ся работать еще лучше. Успех Ольги Фроловой и взшете с ней всех молодых животноводов,- может, и здпвителен, но не для «Во ронецкого», н е ' для молодеж ной- фермы , И Ольга Фро лова здесь не одна. Светла на Караулова , например, сей час •рабо-Тает на подмене. И по возрасту от Ольги ушла недалеко, и по старанию. Вярочем, трудолюбие и от- вететвенность за работу .за ложены в девчатах иадежно,- А вера в себя и гордость за - труд .подкрепляются каж додневно. , В. СТРОКОВ. Елецкий район. НА СНИМКАХ: Ольга Фролова; Галина Чернышо ва, секретарь комитета ВЛКСМ совхоза «Воронец кий» — частый гость на Фото автора. НАМ ПИСЬМО ДИСКОТЕКА ИЛИ БА1>7 Сумерки. Из по,яъезда девя- тпэтажпого дома слышится.., «Девочка сегодня в баре, де вочке 15 лет...». Машинально пошла быстрее, но свет из раскрытой двери подъезда упал прямо иа меня. Два ра з- вязных парня лет по 16 выклю чили магнитофон и, пошаты ваясь, неверными шагами по шли за мной. Обогнав меня, они встали на дороге и один, чуть наклонившись, , сказал: «Разрешите • познакомить ся!.;». На меня сильно пахну ло перегаром. Ничего не от ветив, я пошла дальше, Н а встречу показались три дг- вущкй., Они были пестро, вы зывающе одеты, губы, горели от какой-то сверхмодной и( ■ды. .Вскоре послышался ' смех, к нему присоедини, •голоса; ребят, потом врючили магнитофон. Я шла и думала; зачем им это нужно; вино, по хабные песни, девушки? А за чем девушкам нужны эти ■пьяные. парии? ' . Когда я все это рассказала подруге, она ответила, «Нуж но, чтоб больше дискотек бы ло, вечеров всяких. А насчет .этих девушек;. ^ , ты ; уже^' на- половину не-права. С ребятами веселее. Вдт бы в л'ес поехать, чтоб речка рядом, в палатках жить, музыку е собой. И, ко- нечтю, чтоб парии честные бы ли. Весело было бы!». А одни мой знакомый Женя ~ Если бы коктейль, соки,' мороженое было, но музыка оста.тась та же, что и в баре, — здорово было бы. Вечер шободпый в баре отдохнешь. А в самом деле, где липец кая молодежь может провести свободное время? В кафе «Три медвежонка».-* В «Сказке»? В кино? Юноши и девушки любят потанцевать, поэтому с удовольствием идут, в дцекотз- ку, бар, даже ресюран. Порой дак «отдохнут», чт'о еле ноги в’олокут. * Интересно, если были бы дискотеки с коктейлем, соком, мороженым, кофе, а не со ста каном пива или вина, куда тю бы молодежь; на такую •дискотеку или в бар? Как-то прочитала в вашей, газете, выступление члена ЦК ' ВЛКСМ Н. Жигулина. Пра вильно -он говорит, пора от учать молодежь ' Поднимать настроение о помощью рюмки, Я тоже думаю, что для этого есть немало други,х, более достойных способов. Е. БУГАКОВА, школьница. г. Липецк. ТРЕЗВОСТЬ — НОРМА ЖИЗНИ Как свидетельствуют териалы расследования ловных дел, некоторые жительные результаты в антиалкоголыгой борьбе ие дают еще оснований для са моуспокоения. Отдельные лю ди из числа пристрастивших ся к алкоголю проявляют не довольство к ирнпнмаемым ме рам, игнорируют их, а кое- кто идет даже на открытый конфликт с законом. Недавно областной суд рассмотрел уголовное дело о ра;збойном напаленип, сопря женном с убийством. Когда е.тьчапе В. Грачев и В. Саввич проходили по улице, Р. Щер бакова и Ю. Можайцев, при смотрев у них в сумке бутыл ку, с вином и навязавшись в компаньоны, -зазвали их в дом. Во время пьяного за столья в ход пошло не только вино, но и такой суррогат как... жидкость стеклоочисти теля. Верховодивший за столом В. Феоктистов вскоре предложил Можайцеву и дру гим своим собутыльникам ог рабить гостей, пожа.товавшнх к ним с вином. В пьяном угаре они стали зверски избивать Саввина и Грачева, истязать их до тех пор, пока Угол падения—40традусов не нас'1'упила смерть. Завладев таким путем деньгами, кото рых набралось всего полтора рубля, распродав одежду уби1Ы.х в несколько пачек сигарет, в спешном порядке выручка была пущена на нро- Активной соучастницей убийства, как показало рас следование, в этой ' компании оказалась Раиса Щербакова из измалковскцё деревни Ач касове, мать ссмилетнего ре бенка. Расследуя преступле ние, следователь одновре менно попытался выяснить, когда началось падение этой экешдппы и ее приятелей, где кроются причи)1ы и условия, в силу которых стало во,змож- ным совершение преступле ния? Кто виновен в том, что впервые на скамью подсуди мых они угодили почти в ' 20- летием во.зрасте? Жизнь у Щербаковой скла дывалась вначале, как и у многих ее сверстниц. Закон чив местную школу, уехала учиться в Ленинград, получи ла 'там хорошую специаль ность. Преподаватели и сей час отзываются о ней, как о прилежной и добросовестной ученице. Одиако столкнув шись в стороне от дома с пер выми трудностями на прои-з- водстве, она спасовала, вско ре потеряла интерес к работе, начала допускать нарушения трудовой дисциплины. 'Люби мая специалызость преврати лась в тягость. Из строителей ; подалась в кочегары топить печи в клубе, а потом ззадума- ла вернуться на родину. Од носельчане . стали примечать, что она все чаще начала при кладываться к рюмке со спирт ным. Постепенно позабыла а малолетней дочери, доме, ра боте. Таким образом, моло дая женщина уже в 25 л ет нравственно деградировала, впервые оказалась на скамье подсудимых за ограбление, со вершенное на почве пьянства- Советский закон гуманен. С учетом первой судимости и заверений подсудимой, что те перь станет заниматься воспи танием ребенка, суд 'счел воз можным для нее отбывать на- ка.заиие по месту жительства. Тут Щербаковой надлежало бы еще раз всерьез поразмыс лить и взяться, наконец, за ум. Но, к сожалению, этого ие случилось. За год в об щей слоятности отработала всего около двух месяцев. В колхозе равнодушно на блюдали, как человек бездель- ни'^ал. Здесь, оказывается, от вечают только ,3'а воспитание '«своих» работников, которые состоят в штате. А неработа ющий — чей? Кто с ним дол жен заниматься? Следственные материалы наводят иа мысль, что не на высоте оказались и работни ки местных правоохранитель ных органов. По долгу служ бы они обязаны были со всей строгостью црисмазривагь за Щербаковой и своевременно применить, когда убежденче не шло у ж е на пользу, стро гую силу закона. Тем более, основания к тому имелись. Из «тихой» пьяницы Щербакова со временем стала хрониче ским алкоголиком, которого безотлагательно нужно было направлять на прииудигель- ное лечение. Милиция, кроме того, дол жна была поставить перед су дом вопрос о замене наказа ния и направлении Щерба ковой в места лишения свобо ды за злостное нарушение ус тановленного порядка при отбывании иа:шачеииого су дом иака.зания. А 1Цербакова, уверовав в безнаказанность и попирая нормы сониалнетичеекого об- щеисития, совсем распояса лась и. оставив работу, бро сив . своего ребенка, уехала в Елец, где вскоре совершила Может, не стоило бы таи подробно говорить о Щерба ковой, не будь у нее двойни ков, хотя и малочисленных. Учитывая особую тяжесть совершенного преступления и личность подсудимых, суд су рово показал их. Организатор ■злодейского убийства приго- , ворен к высшей мере наказа ния, Щербакова — к 11 го дам лишения свободы, другие — к более длительному сро- По материалам уголовного дела поставлен вопрос о прч- влёчеиии ряда должностных лид к строгой ответственно сти за серьезные недостатки в профилактической работе. И все же ставить точку на этой истории рано. Утверждая трезвый образ жизни, нам ■’.о-. обща предстоит еще много сделать, чтобы очистить наше общество от язвы пьянства. В. ГНУСАРЕВ, замести'гель начальника следственного управления облпрокуратуры. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ ВРЕМЯ - ИГРАТЬ Зачем ребенку игра? Способ познания мира или просто одна из радостей детства? Мгого игрушек — эго хорошо или плохо? Нужно ли учить детей играть? С этими и мно гими другими «детскими» проблемами нередко приходит ся сталкиваться молодым родителям. Поможет им разо браться в этом кандидат психологических наук. доцент МГУ А. С. СПИВАКОВС^АЯ, автор книг, посвященных проблемам воспитания. — Алла Семеновна, так для чего же нужна ребенку игра? — В возрасте от трех до шести лет игра приобретает характер ведущей деятельно сти. И это очень важный этап в развитии личности. ‘Игра не только ра.звипает фантазию ребенка, способность к «абст рактному мышлению». Са мое важное заключается в том, что навыки мышления без игры формируются недоста точно полно. Ребенок, ■ не умеющий играть, развивает ся неправильно, у него не редко обеднен внутренний мир. ' — От трех до шести... Как раз в это время родители ж а луются, что в доме ступить Негде — все заполнено игруш ками. Любящие родственники дарят новые и новые, а ребе нок почему-то теряет к ним интерес. Много игрушек — хо рошо это или плохо? Много игрушек — эго всегда плохо, очень плохо Всякая игра имеет возрастную логику развития. Полгода в Жизни маленького человека —целая эпоха, а если трех летний ребенок завален иг рушками, которые ему. были ■интересны полгода н а з ад . и которые ему только предстоит освоить, то ои просто не зна ет, что делать с этим арсена лом. Психологами подсчита но, что одномоментно в поле . зрения должно быть семь — пять игрушек. А . еще лучше, если интерес сосредоточен на одной. * Куда деваться от избытка игрушек? Прятать, говорить, том вернулись. Ну и, конечно, быть разумным в- покупках. — Л какой характер носит игра в во.зрасте от трех до шести лет? — В этом возрасте игра до.чжпа быть сюжетно-роле вой. Суть ее в том, что ребе нок воспроизводит сигуацин жизни, в которых выступает в роли взрослого. Быть, как взрослый, — это скрытое пра вило детской игры.' Сначала ребенок и.зо6ражает конкрет ного взрослого — маму, па пу, бабушку, потом его героем становится обобщенный взрос лый — доктор, милиционер, продавец, водитель. На треть ем, более сложном, этапе обобщенное и конкретное сла- вается в одном лице. — А если ребенок не хочег играть?- Ведь есть дети, кото рые способны играть часами, даже в одиночестве, сами вы думывая всевозможные ситу ации. В то время как другие скучают, ко всему безразлич- — Если ребенок скучает — .значит, ои болен или его не правильно воспитывают. На ши дети частенько слышат; «Ох. как я устала иа работе! А.х,'опять стирка, ах, опять го товка!». Ц т этих родительских охов и вздохов жизнь пред ставляется ребенку цудшй обязанностью. Л ведь взрос лые, жалтюшпеся на свою ус талость,- замотанность, не расскатывают детям о том хо рошем и радостном, что слу чается на той же работе. 8 семье должен присутствовать дух '. оптимизма. : Ребенку нуж ны радостные, уверенные в себе родители — это н будет- правильным . воспитанием. А если Дети- постоянно видят на шу суетность, озабоченность, раздражение, что удивлять ся, когда они скучают и те ряют интерес к игре — сво^й жизни... — Алла Семеновна, а до 1- жен взрослый помогать ребеи- —- Обязательно. Конечно, игра мо'лсет формироваться и стихийно, но тогда есть опас ность, что она не приобретет уровня развивающей. Доста точно уделять ребенку в день 15—20 минут времени. Сядьте вместе с ним и расскажите,, вэ что вы собираетесь играть Например, в магазин — там есть продавец, продающий игрушки, кассир, выбивающий чеки, покупатель. А 1га жз- лезпой дороге машинист- ведет пое.зд, пассажир входит в ва гон с чемоданом, проводинк проверяет билеты и т. д. Иг ра станет интересной, если на резать из бумаги чеки или би летики, если в кукольную по сулу наливать кукольный суп. Чем меньше будет покупных игрушек н больше выдумач- ных, сделанных из любого подручного материала, тем лучше. — Но после таких игр впо ру делать ремонт в квартире... — Тут приходится выби рать; идеальная чистота ил'л •— ваш ребенок. К сожала- пню, многие . дети буквально опутаны по рукам и ногам запретами взрослых. Ребенку ничего «нельзя». Нйльзя кач нуть куда-то клеем или оста вить кусочек пластилина, притащить с улицы проволоку, железку, дощечку. По как жа он научится играть и вообще что-то делать? Выслушивая бесконечные выговоры за «пострадавшее» имущество, малыш и сам начинает счи тать себя плохим, у него вы рабатывается заниженная са мооценка, что нередко ведет к немозам . Детям нужна свобода, им необходимо" разрешать че скажу — все, но многое, по ставив под запрет разве что вещи опасные' — спички, элек троприборы. Это — во-первых. А, во-вторых, детей надо хва лить, и как можно чаше. — Но ведь дети разные, и если один заслуживает по хвалу десять ра:т на дню, то другой, бывает, ни разу. — - Дети, безусловно, раз ные, но в похвале они нужда ются совершенно одинаково. Попробуйте отметить па лиа- точке знаком^ плюс, сколько раз в день в ы ' ребенка похва лили. и знаком минус-^скоЛ'Ь- ко раз отругали. Плюсов, по вторяю, для самого непослуш ного ребенка, будь он хоть «вождем краснокожих», дол жно быть в два рй.за больше. верили об игре в возрасте от трех, до шести лет. Но часто шестилетиий, а то и пятилет- иий ребенок уже так занят — тут и музыка, и английский, и фигурное катание, — что ему просто некогда играть. Но кто станет отрицать, что ранние занятия идут ребенку только на пользу... — Как сказать... Игры, столь необходимой в этом воз расте. занятия не заменяют. — Но они приучают с раи- них лет к труду, к ответст венности... — Игра тоже учит и труду, и ответственности. Я имею в виду не только дидактиче ские игры, когда ребенок, на пример, делает игрушки для новогодней елки или учится под видом игры считать, забн- вать гвозди, ухаживать ча цветами. Чистая игра, лишен ная конкретного результата, дает плоды не менее важны* — эмошюиальнме. нравст венные, формирует у челове ка идеалы. Чем лучше ребенок научил ся играть., тем лучше он бу дет трудиться. Помните рас сказ о’ мальчике, оставлеч- ном в детской игре иа посту, и простоявшем так до ночи, потому что чувство ответст венности, верность солдат ской присяге ие позволил* ему уйти с поста?.. Беседу вела Т. ШОХИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz