Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)

В . Сужомлинекий: «ВОСЙИШВЙТЬ шлликс тпсяя в январе 1970 года члены педагогического клуба «Ра­ дуга» ЛГПИ написали В. А. Сухомлинскому письмо, в котором выдающемуся педагогу был задан вопрос: какие главные пожелания он высказал бы молодым учителям? Несмотря на то, что в то время Сухомлинский быд тяжело болен, ответ написал. Его получили 4 мая 1970 года, а в сентябре Василия Александровича не стало. Все эти годы письмо Учителя учителей храиилосч в архивах Сталя Анатольевича Шмакова, доцента ЛГПИ. (Публикуется оно впервые). «Дорогие друзья! .за свой груд, за свое место Я получил ваше письмо, в коллективе. Помните, что Вы просите высказать по- ребенок приходит в школ^ желания будущи.м молодым с искренним-красивым чеаО- педагогам. веческим желанием — же- ■Выполняю вашу просьбу. ланием хорошо учиться. . Что самое главное, самое и ддя взрослого напрас- важйое в педагогическом лый, безрезу.чыатный тр1'д труде? • ыановигся 1юс1ылым. о)5П- ' Самое главное, дородпе ляютцим, бессмысленным, друзья, — это виде;гь в сво- Мы нее имеем дело* с деть- ем 5Чснике живою челове- «и ь;сли ребенок не ждет на. “Умственный труд ребси-- успехов в своем труде, ого­ на, его успехи и неудачи в цек иеажды знании гаснет, в ■ Учении — .это .его.даховяая: детекем -сердДе ■ образуется 5КИЗНБ, е г о ^ в н у т р е н й н й . ' - м и р ; , - д ь д й н к а , в а м не' . игнорирование которого,, мо- , .растопить ? '' Никакими стара- жет привести к печатьпым ншпш до тех нор, пока резу.чыа!ам Ребенок не огонек опять не загорится только у.}пает, познает, ус- (а .уажечь его вторично — ваивает, но и перезкивает ой. как трудно), ребенок те. свбй умственный труд. Мое ряет веру в свои силы, его сердце окимает больт ..кода душа,-,офазно говоря, ,за- я вижу гакольйитй, который схегтгваётся ■на все-пуговицы, не может понять то, что он становится пасторозкеп- ему бб-ьясняется на уроке, и. -иым, ’.ощотнниввдимся, дерз- получает двойку Учитель, аим и.гн равиоДхшным ко поставивший . - ему , двойку, , всему.. представляется • :ему самым. , От того,, как ученик.: отио- -------------- - сится-.к .самому себе, - ЗАВТРА-ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ------------------------- :----- :-------- И в БУДНИ - ПРАЗДНИК! (Окончание. иск. и не только у Двуре- ченской. Татьяна Александ­ ровна Мединская — она пре­ подает в нулевом, классе ■— без каждодневных открытий не мыслит себе педагогической работы. Ее шестилетки впиты­ вают каждое слово, с ними не­ возможно быть одинаковой — хочется постоянно владеть их воображением, мыслями. ■ по­ ступками, а для этого мало, просто .знаний, нужно вдохно­ вение, фантазия и даже та­ лант ■ перевоплощения,' если хотите, С ними, как на сцене. Сейчас ты такой, а через пять минут требуется ста.ть дру- ;лена Николаевна Федоро­ ва очень любит показывать рисунки своих учеников. Вот плывут в гости к князю Гви-. дону сказочные корабли, а здесь ■— два богатыря готовы вступить, в .решительную ёхватку. Учительница старает­ ся уводить'своих питомцев ют копирования предметов, стре­ мится научить их фантазиро­ вать в рисунке, выражать свое восприятие изображаемого сюжета. И ей это во многом удается: смелые, неординарные работы’ ребят самых раз­ ных ..возрастов'— подтвержде- Ученнк — во многом копия учителя. Важно лишь, чтобы оригинал был,.достоин подра­ жания. За молодых учите.чей 44-й школы в этом отноше­ ний беспокоиться не прихо­ дится. «Лилин почерк», напри­ мер, как 'Говорят коллеги. Ли, ЛИИ . Николаевич .Двуречен- окой, налицо у каждого -из ее учеников. «Лилиш| — это зна­ чит альбомы — обязательно, в аккуратную стопку сложат, «здравствуйте» ■— непременно первыми окажут, парты у каж­ дого всегда чистые, дисципли­ на в классе — завидная, внеш­ ний' вид — только' опрятный. А сама Лилия Николаевна се­ бя упрекает — у меня почерк не ахти какой,- смотрю — у них в тетрадках такие же «ка- ракульки» — ничего -не поде­ лаешь: с доски мрей рукой написанное спйсываю'г,., ,, • Один ' день' 'в шко.че „он звбнок переменками и ТИХ'у-ро-^ нами,' многоголос, ребячьими разговорами и ’ авторитетен словом учителя, он ‘ярок ри­ сунками и увлекателен геогра­ фическими Путешествиями, ве­ сел уроком музыки и сосредо­ точен математической фор. мулой, он до краев: напол­ нен новым. И среди этого по­ тока 'исподволь ведется фор­ мирование' их человеческого кредо, их убеждений, принци­ пов, авторитетов, .выраба­ тывается . их жизненный по­ черк; для того, чтобы был он «красивым» и правильным, и • идут с ними рядом те, кого . мы называем таким обычным и таким высоким словом — Учитель. Т, ГОРЯЧЕВА. он видит и .оценивает са­ мого, себя-’в мире труда, в огро.мной. мере ;швиснт его несправедливым в мире ловском., : В одной школе .три года назад произошел такой слу­ чай. 'Ученик никак- не- мог моральный облик, попять, как питается и ды- Вступая па поприще педа- шит растение, как из почки гогйческого творчества, пом- развнвается листок,, из цвет- д^те, .чтр вам надо прежде ; ка — плод и т. д. Учитель всего, научить ребенка умст- часто вызывал ученика и по- вешю ' трудиться, научить вторял: неужели ты не. мо- думать, наблюдать, пони­ жешь понять'/ этих вещей, мать — и лишь "потом мож- что же ты вообще мо,жешь до ставить ребенку" опенку понять? Па одном уроке учи- за его труд. Дать ребенку тель сказал: через несколь- радость труда, радость ус- но дней начнут распускать- яеха в учении, гордости, .до- ся почки на каштанах, мы стоинства — это первая за- пойдем всем классом к на- поведь воспитания, шей каштановой аллее, и ес- Помните, что,' переступая ли уж там Алеша не расска- дорог класса, вы становитесь жет то,- что понятгю кашдо- ^-олько преподавателями му, тогда дело безнадеж- своего' предмета, но. прежде ное. всего, воспитателями. Вы Учитель очень любил свое должны уметь воспитывать детище — аллею маленьких желание учиться. На фотоконкурс «Край наш липецкий» Фото А. Щурова. «ВСПОМИНАЮ УЧИТЕЛЯ...» каштанов, выращенных семян... Когда класс пришел на урок к каштановой аллее, учитель был поражен; все почки на деревьях были сло­ маны. Дети стояли опечален, ные. В глазах у Алеши за­ горелся огонек злорадства... За этим поступком —- взрыв, бурная вспышка ду­ ховных сил ребенка, егоглу, 1^омните, что не все дети одинаково думают, одинако­ во воспринимают, одинако­ во запоминают. одного уже получается тб, чему вы хотите его научись, у друго­ го еще не получается, но это не значит, что он не .хочет учиться. Дайте ему возмож­ ность подумать, не задувай­ те, не гасите слабый огонёк В Липецком пединституте есть традиция — перво­ курсники пишут сочинение на тему: «Мой любимый и нелюбимый учитель». Чаще всего, когда речь идет о лю- 611МОМ наставнике, студенты пишут о конкретных людях. бокая сердечная боль,- Але- дижды знаний оценкой. Но чаще всего бывает так, 'приносит хотя бы незначи- что ребенок, получающий .уельные положительные ре. двойку за двойкой, примиря- зультаты. ется со своей участью, свы- 'Успех в учении — это .кается с мыслью,^что он ни единственный источник внутренних духовных . не способен. Мое _ _ сердце охватывает гнев и ребенка, рождающих жела. возмущение, когда я вижу учиться. А желание, такого равнодушного, безро- учиться — .э*('о; образно го- потного ребенка, готового зоря, трепетное сердце и хоть целый час терпеливо щивая кровь того оргапиз- слушать учителя, абсолют- ма, который мы, учителя, по безразличного к словам называем педагогическим ма- товари1цей: ты отстающий, стерством. Все наши замыс- ты' останешься ^на второй ды, все поиски и построения год... Что может быть без- превращаются в прах. в нравственней, чем подавить безжизненную мумию, если в человеке его чувство соб- нет трепетного сердца и гки- ственного достоинства. вой крови — желания Больше огня бойтесь это- учиться, го, дорогие друзья. Вы — Желаю вам в совершенст- Простой, добрый и умный человек —^ Дина Григорьев­ на Черных, мой преподава­ тель литературы. Она' ииког-'' да не знает. усталости, она умеет говорить ' с детьми серьезно о' веселом и весело о серьезном'. Мои одиоклас-. сники и,- конечно, я сама очень люблю Дину Григорь­ евну за необыкновенно доб­ росовестное отношение к. урокам, которые она вела. Вернее, даже не добросове­ стное (ведь многие учителя готовятся к занятиям сверх аккуратно, а уроки порой ' интересными не получают­ ся). Наша учительница го­ товится ' к ним творчески. Я уже не говорю о том, . что благодаря Дине Григорьевне с большим удовольствием и, может, даже с . умением пу­ тешествую по морю литера­ туры, она научила 'удивлять­ ся росинке на листочке бе­ резы, молодому. месяцу. Че- стное слово, без этих удив­ лений жизнь была бы про- завтрашнйе учителя. Вы нс только б5щете открывать пе­ ред ребенком мир, но и бу, ве овладеть этой сердцеви­ ной педагогического мас­ терства. Желаю счастья на Дете утверждать его, ребен- поприще педагогического да, в окружающем мире, как труда. Желаю счастья творца, созидателя, гордого личной жизни».- И. ИВЛЕВА. Я училась в восьмом классе, когда на практику в нашу школу пришла Ираида Юрьевна Тихонова.- Позна* комились. мы с ней на репе­ тиции агитбригады. Мне и моим друзьям ' понача­ лу она показалась стран­ ной.' ■ Ее стремление ор. ганиэовать что-то инте­ ресное для' ребят в пер­ вый же день, вызвало недо. умение. «Чего это она прямо без оглядки в работу?—ду­ мали мы. — Точно ради хо-. рошей характеристики ста-, рается». Но через несколь­ ко дней я поймала себя на мысли о том’, что По дороге в школу мечтаю встретить Ираиду Юрьевну и очень завидую тем ребятам, у ко­ го она ведет уроки матема­ тики. И как здорово, что есть репетиции нашей агитбрига­ ды, которую раньше я не любила. Никогда не забуду тот день, когда практика нашей любимицы подошла к кон­ цу. Школа была , хмурой, грустной и даже плаксивой -г- никто не хотел отпускать Ираиду Юрьевну. И, пред­ ставляете, все ребята собра­ лись на линейку, чтобы про­ водить человека, прорабо­ тавшего в школе всего пол­ тора месяца! Выступил ди­ ректор, выступили ученики, наступила очередь говорить Ираиде Юрьевне, и вдруг она . предложила: «Ребята, давайте споем!» И запела; «Милая моя, солнышко лес­ ное, где, .в каком краю встретимся с тобою?» Сейчас она работает ' ор­ ганизатором внеклассной работы в 53-й школе, Я час­ то езжу к ней й завидую ее мальчишкам и девчонкам. Т. ГОЛЕВА. До Елены Георгиевны Бу­ лычевой химию я не люби­ ла, и не могла, даже пред­ положить, • что когда-нибудь изменю . к ней отношение. Елена Георгиевна помогла мне преодолеть .незнания по этому предмету, застави-- ла полюбить его. И я впер­ вые поцяла, как здорово одержать победу над собой. Вспоминаю эту учительницу терпеливой, доброядалатель- ной, внушающей, что я че­ ловек умный, только немно­ го нетерпеливый. А еще поразила она вот чедг; химик.по образованию и призванию, Елена Георгиев­ на очень гуманитарный человек. Благодаря ей я уз­ нала, что такое рон-опера, разучила много песен, услы­ шанных в исполнении моей любимой учительницы, кста­ ти, под гитару. И совсем удивительно то, ,что именно она организовала в школе театральный факультатив. И когда я иду на спектакли в областной драматический или смотрю, их по .телевиде: ПИЮ," вспоминаю Елену Ге­ оргиевну; Мир театра пода., рила мне тоже она.- Л. КОЛЕСНИКОВА. Если я стану хорошим улителем, то произойдет это благодаря Татьяне Сергеев­ не Лобановой,- преподавате­ лю химии и биологии В а - ' сильевской средней школы Воловского района. .Мне, будущему", учителю, стоит поучиться у Татьяны Сергеевны обращению с уче­ никами. Она никогда не по­ вышает голос, всегда' внима­ тельно выслушивает каждо. го, непременно выполняет все свои обещания. И уж если дело касается какой, нибудь , общей работы, на­ пример,. уборки свеклы, Татьяна Сергеевна всегда впереди. Попробуй, отстань на грядке, станет стыдно, в первую очередь, перед учителем. Но больше всего меня поражала е е . способ­ ность прятать плохое на­ строение. А;в небольшом се_, ле, согласитесь, это сделатв, сложно. Ведь все люди здесь, как большая семья, где бы­ стро ■узнают о невзгодах каждого. И мы, учеишш, учились искусству^ вовремя 11е заметить то, о чем ей не хотелось рассказывать нам,- и в то же время учились во­ время придти на помощь, ес­ ли она требовалась. , : Л. КОЗЛОВА. - В ОБЛАСТНОМ ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ИМЕНИ Л. Н, ТОЛСТОГО ОТКРЫЛСЯ 65-Й СЕЗОН --------- ------ „Выхожу на сцену у р а л ь е к и ж гастролей Нынешнее гастрольное ле­ то Липецкий драматический театр имени Л. И. Толстого провел на Урале в городах Нижний Тагил и Сверд. ловск. Тепло принимали уральцы спектакли нашего театра. Думается, что живые отклики зрителей ц отзывы критиков об искусстве ли­ пецких мастеров сцены представляют интерес для наших читателей. «Я шла на спектакли гос­ тей из Липецка, как на праздник. Пра^дничнук), ат­ мосферу создавала и легкая, .свободная игра актеров,: и хорошее - музыкальное' оформление, выразительные' ■декорации, отличные костю-' мы. Во ' всем , чувствуется" культура театра. Каждая и.! .трех виденных ■мной 'поста.' новок -.подарила встречи с ' интересными актерски.лш р аб о тами .Запомнился за­ служенный артист -РСФСР_ Г. .Вессчетнов. в ролк Хри­ стофора в «Сказках: старого -Арбата». Очень достоверно, правдиво играет'служанку в комедии «Двёрй- хлопают» артистка -В. Репина. А как точно и тонко. создает .обра'з своей героини • заелуАенная артистка, РСФСР С • Погреб­ няк' в : спентанде' *«ПриЩел- мужчина' к гкенщнне». Вы-. тЬвые сценьЦ' жизненные" ситуации показаны здесь с мягким, юмором, н в.то же' -■времН'/щдзьшают серьезные, размьшйения о„ судьбах че- л'оцечеекйх, - рождают сочув­ ствие к Аёроям пьесы»;. ■ , «Тагильский рабочий», 22 нюня 1985 года. , .«Закончены гастроли;' а расставаться зрителю, с те-;, атром не хочется. Не обяза­ тельно : знать основы теат­ ральной культуры, чтобы ПО­ НЯТЬ, почему главный пока­ затель работы 'творческого коллектива .— хороший спектакль; Трудно выделить лучшую работу липецких актеров. «Пять пудов люб­ ви» по водевилям А . .П. Че­ хова, «Пришел мужчина к женщине» С. Злотникова,. «Страсти по Варваре» .Т). -Павловой —*• все спек­ такли, показанные сверд­ ловчанам. удались. А требо­ вательность, предъявляе­ мая- липецкому коллективу, особая: театр носит звание лауреата премии Ленин­ ского комсомола, его- ди­ ректор и главныйрежиссер В. М. Пахомов — звание заслуженного деятеля ис­ кусств РСФСР». «На смену» (орган Свердловского обкома ВЛКСМ); 30 июня 1985 «...Чем дальше идет спек­ такль «Вечно ненвые» В. Ро­ зова, тем более вырастают в наших глазах хорошие, че­ стные люди — такие, каки­ ми дерл<и1ся наше государ­ ство, наша земля, которыми украшается жизнь. А чрез­ вычайно важной фигурой спектакля становится про­ стой русский врач, настоя­ щий интеллигент Федор Иванович Бороздин. Очень 'значительно, искренне сыг­ рал его М. Соболев: Его Бо­ роздин щедр душой, хотя внешне немножко суров (не привык афишировать свои чувства!). Как видно, автори. тет, в том числе и в семье, он заслужил' одним — де­ лом, трудом, поступками, и потому так значи.лю каждое слово этого рано поседевше­ го, ■немногословного челове- Ирина в исполнении Н. Сергеевой, ^Анна Михай­ ловна Ковалева, с которой сдружились Бороздины в эвакуации (3. Горячева). Владимир (А. Холмогоров).,. Они составляют в ёпектакле нё просто слйтиый ансамбль, но то идегпюе братство, ко­ торое способно противостоять любым попыткам жить нё так, как требуют долг и со; , весть. С этими и рядом дру­ гих эпизодических,- персона- -жёй связань! ,л’;^чшие; сцены , спектакля,.каших' гостей, в ' которых возникает то, . ..что, -МЫ' называем йтмос(]^ёрой, . ■единым^ дыханием. Их -всег-, :д а . безошибочно ..оценивает; зритель. “ . ' Аплодисменты, которыми награждают... * свердловчане, : артистов . .после ''окончиния . действия, — аплодисменты' искренние. Так бывает, ког- ■да зал за'дет аа" живое»,-. ' «Уральский рабочий», 10 июля 1985 года. . «О .'СпеК'ТОкле. ; Липецкого 'Драматического ;,театра «Дя.„ дя' ■’Ваня». говорить :легко. и в то же время трудно’. Лег­ ко потому , . , что "' он'Четко выстроен, пронизан единой ' мыслью, ''опаян ею,'’она до­ носится до' зрителя всей си­ стемой образов, средств^ *ху- доясеётвевной у выразйхел.ь- ностн Трудно потому, что сама эта мысль не,стандарт­ на й не унладыв.ается полно­ стью : в . 'рамки', привычного ■прочтения. Чехова.. Казалось ' бы, что нового;:'. можнб. ..от­ крыть' в Тглассичесной пьесё?, ...Обычио:':при анализе.че- - ховских -героев, не ’^освобож-, . дая ' их-ст ответственности за несложиВшуйСЯ,: .пустую и бесцветную». жизнь,, -шрежде всёго^ подчеркивают их за­ висимость от судеб мира, в котором они живут и жерт­ вами которого становятся, .То.лькр, изменив мир, можно изменить человека.' Липец­ кий . театр не осларивает .этой аксиомы. Но свое отно­ шение к персонажам «Дяди Вани» — людям интелли­ гентным, мыслящим, он оп­ ределяет с позиций высокой требовательности к лично­ сти, ответственности ее пе­ ред собой и людьми. Ведь мир не Изменится еаМ :робой, его меняют люди. Надо быть мужественным и сильным, надо терпеть и неустанно трудиться, готовя почву для будущих перемен, — именно эта чеховская тема выходит здесь на первый. план, ста­ новится ведущей». «Тагильский рабочий», 29 июня 1985 года. ’■ Каждый вечер в течение полумесяца уралвагонзавод- цы приходили в большой зал Дворца ■культуры имени И. В. Окунева па встречу с искусством актеров Липец­ кого драматического театра имени Л. Н. Толстого. На встречу с откровением, — как сказал один из зрите- Актуальность и зрелость драматического репертуара, яркая, убедительная игра актеров, в первые же дни гастролей привлекли внима. ние .зрителей. Живой театр. Имеет ли право на лшзнь это опреде­ ление? Что касается липчан, то, полшлуй, не найти более точного слова, характеризу­ ющего сегодняшний день театра. «Машиностроитель», 21 июня 1985 года. Когда Раиса Карева поступала Я одно И.З•столичных театраль,. ных училищ, то при прослушива- 11ИИ крупный специалист по сце­ нической речи выдал безапелля­ ционно: «Вы никогда нс будете акт­ рисой. У вас невозможная речь!» Когда актриса Карева играла главную роль в спектакле Липец­ кого театра «На бойком месте», то — по иронии судьбы — ста­ вить классическую русскую речь цз столицы Ьыл приглашен тот специалист, который сказал: «Единственная актриса, у кото­ рой совершенно правильная рус­ ская речь, — это Карева». и , Спектакль Липецкого .'.театра '«На бойком месте» стал дипло­ мантом Всероссийского фестива­ ля спектаклей по! пьесам А, Ы. Островского в Щелыково; Дипло­ мом была отмечена и актерская работа Р-аисы Никитичны Каре- Счастливо началась . творческая судьба актрисы в нашем театре, потому что иа следующий же день после зачисления в труппу Липец­ кого драматического Раиса Ники­ тична уже репетировала спектакль «На бойком месте». ■ ' — Я вообще ве:зучая, — улыб­ нется Раиса Никитична. — Пото­ му что всегда много играла. Большинство актеров, работав­ ших когда-то в городских театрах, неохотно' вспоминают об .этом времени, стесняются говорить о таком ■«непрестижном», на " их взгляд, моменте биографии. А Раиса Никитична вспоминала с удовольствием, даже с гордостью. Она благодарна городским теат­ рам за тог актерский тренаж, ко­ торый можно получить только там за 6—8 ролей в сезон, то есть за небывалую по напряженности работу, за привычку трудиться до изнеможения, Сыграны и Мария Стюарт, и чеховская Соня, и практически все женские роли в .«Последних» М. Горького, и... Нет смысла пе­ речислять, ибо список получится чересчур длинным. Но любую роль актриса играла с удовольствием. Для нее не было и нет больших и маленьких ролей, для нее важ- »иа работа - - серьезная, требую- щая всю тебя целиком. У Раисы Никитичны Каревой понятия «дом» и «театр», пожалуй, со­ единены в одно целое, как и по­ нятия «жизнь» и «игра». Во время очередных сельских гастролей, как всегда, своего двухлетнего сына Женю брала с собой. Подушку тоже брала с собой. Так как перед началом спектакля сына приходилось ук­ ладывать спать в рнквизиторский ящик. Потом, когда сын стал уже подростком, он работал со све­ том, монтировал декорации. Перебирая актерские работы Раисы Никитичны Каревой, не перестаешь удивляться их разно­ образию. Когда видишь на сцейе И играю эту актрису, то каждый раз даже став.тяю себе свою героиню, все немного теряешься; да она ли про нее знаю. Остается только это? Настолько естественна, легка, рассказать как можно лучше О она в любой роли, настолько не ней со сцены и как можно боль- похоже то, что она делает сей- ше». час, на все остальное, сделанное И она рассказывает, находя со- до этого. Актриса постоянно ищет звучия духовному миру героини в новые краски, неожиданные ходы, своей собственной душе. Вообра-, пробует всевозможные варианты, жепие не перестает работать над И это не самоцель, заключающая- ролью. Раиса Никитична настоя: ся в том, чтобы «сразить зрите- вдий мастер по придумыванию всевозмоасных деталей, раскрыва: ющих внутреннюю суть образа, делающих его оригинальным, жй: вым, узнаваемым. В итоге ее Са: рытова из- «Блан{и» появлдется на сцене с нелепой, жалкой, торч чащей кверху косицей, в очках, с неизменным зонтиком, который служит ёй для того. Чтобы' ' под: Дёрживать-равновесие: она Т9 н дело спотыкается, того и гляди— ■ упадек Может быть, и есть неч: то коварное и хитрое в этой женщине, может быть. Но воспрн: нимаёшь её в первую очередь не ' как хищницу, а как рассеянного, никчемного; неудачливого и жал: кого человека. - И, • наверноё, не ■ случайно, когда следишь за вза: имоотношениями Сарытовой с ■ Баркаловым, не думаешь о том, что молодой управляющий — её жертва, а возникают в памяти тютчевские строки; ' , «Сияй, сияй, прощальный сьет4 Любви последней, зари "; ■. вечерней...». _ Иногда ключ к решению образа ■ Раиса Никитична находит в од: ной-единственной фразе, в не- значительном, на первый взгляд, штрихе. ■ — Когда я прочитала роль Июркн в пьесе «Вечно живые», 10 сразу же возникла частушка, которую сейчас и поет-вьи ля», обя;зательно добиться неуз- героиня. Я не зиа: наваемости. Это способ актерского играть, но чувствовала, существования, это творческий частушка необходима, почерк. Хотя Раиса Инкитична возникло опасе: считает, что ничего особенного ® ®ДРУГ режиссер не примет .она, не делает.;«Просто выхожу туда»? На репе: иа .сцепу и играю». Может, й в бросилась,_так впрямь все просто? Но если зри- в свой эпизод с этой ча- тель видит на сцене органику и Оказалось, что «туда», глубину, если целиком погружен ^ потом, в этой же роли, чувст: в судьбу той женщины, которую хватает какошто завер: играет актриса Карева, — это шенности, и непроизвольно вы: улсе признак той высшей простоты, Р®вдвсь своя, не нашшанпая ав: которая сродни таланту. "ьесы фраза. Фразу оста: Июль 1985 года. Гастроли в ® ' тт Свердловске. Игаркой еще иа репетициях, Горничная гостиницы отобрала работники театра смеялись до у Раисы Никитичны утюг: не по- '■имеется и зритель. Однако ложено. Настроение скверное, ^ концу сцены становится страш4 хоть плачь. И тут телефонный Обнажает актриса звонок; главный режиссер Липец- ДУДОВНую пустоту, подлость, хам:. кого театра В. М. Пахомов позд- ненасытность Нюркн-хле: равляет с присвоением звания за- борезки, наживающейся на чу: служенной артистки РСФСР, За- ^ У^е не до смеха, плакала уже не стесняясь. Когда Рае Каревой было шесть Четыре дня в номере гостини- что-т# крепко обиде: цы, где жила Раиса Никитична родителей - и три Карева, дверь не закрывалась. «Рооидела под столом: ника- Иомер был буквально завален силами вытащить ее оттуда цветами. невозможно. Согласитесь, «Превыпгепие власти» и «На У’*‘® характер. В дальнейшем бойком месте», «Спешите делать “ детское упрямство, конеч- добро» и «Тринадцатый предсе- ^ стрс^мление во всем идти до датель», «Татуированная роза» и конца, довиваться справедливости, «Блажь», «Страсти по Варваре» Даже во вред собственному и «Последние» — это далеко не благополучию и спокойствию, полный перечень спектаклей, в ко- артистка торых за 7 лет работы в Липец- РСФСР Раиса Никитична Карева ком театре играла Раиса Никитич- взволнованно, одухотворенно рас, на Карева. сказывает о своей новой работе— Легко ли работать с ней режне- ° завуча в спектакле «Фа: серам? Не знаю. Но знаю навер- культатив, или Декабристы 10 ияка, что интересно. Потому что удержавшись, что- Раиса Никитична умеет удивлять, бы была понятнее ее мысль, про^ может подбросить неожиданную, штывает кусочек из спектакля, ломающую весь строй роли, а то минуту забываешь, что перед и пьесы, идею. Разумеется, не ™бои тот же самый человек, с всегда режиссеру захочется рас- которым ты беседуешь несколько ставаться с взлелеянной им трак- часов; кажется, совершенно иное товкой, но актриса зачастую убе- *зицо, голос, движения, ждает в своей правоте. И несло- Д порядке. Перед тобой же вами, а своей игрой. Молодой ре- Дптрнса — прекрасная, необычай: жиссер Елена Курицына призна: “о эмоциональная, своеобразная лась: счастлива тем, что ей дове- '—заслуженная артистка респуб: лось работать с такой замена- Раиса Клрева. тельной актрисой. ' Т. МОЧАЛИНА, Раиса Никитична, полностью виешт. корр. доверяя автору пьесы и режиссе- заслуженная ар: РУ, все-таки стремится внести тастка РСФСР Р. Карева в роли что-то от собственного понимания, Серафины в спектакле «ТатуирО'* представления. «Иногда, читаю взнная роза», пьесу — и уже отчетливо пред- Фото В. Базылева,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz