Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)
В . Сужомлинекий: «ВОСЙИШВЙТЬ шлликс тпсяя в январе 1970 года члены педагогического клуба «Ра дуга» ЛГПИ написали В. А. Сухомлинскому письмо, в котором выдающемуся педагогу был задан вопрос: какие главные пожелания он высказал бы молодым учителям? Несмотря на то, что в то время Сухомлинский быд тяжело болен, ответ написал. Его получили 4 мая 1970 года, а в сентябре Василия Александровича не стало. Все эти годы письмо Учителя учителей храиилосч в архивах Сталя Анатольевича Шмакова, доцента ЛГПИ. (Публикуется оно впервые). «Дорогие друзья! .за свой груд, за свое место Я получил ваше письмо, в коллективе. Помните, что Вы просите высказать по- ребенок приходит в школ^ желания будущи.м молодым с искренним-красивым чеаО- педагогам. веческим желанием — же- ■Выполняю вашу просьбу. ланием хорошо учиться. . Что самое главное, самое и ддя взрослого напрас- важйое в педагогическом лый, безрезу.чыатный тр1'д труде? • ыановигся 1юс1ылым. о)5П- ' Самое главное, дородпе ляютцим, бессмысленным, друзья, — это виде;гь в сво- Мы нее имеем дело* с деть- ем 5Чснике живою челове- «и ь;сли ребенок не ждет на. “Умственный труд ребси-- успехов в своем труде, ого на, его успехи и неудачи в цек иеажды знании гаснет, в ■ Учении — .это .его.даховяая: детекем -сердДе ■ образуется 5КИЗНБ, е г о ^ в н у т р е н й н й . ' - м и р ; , - д ь д й н к а , в а м не' . игнорирование которого,, мо- , .растопить ? '' Никакими стара- жет привести к печатьпым ншпш до тех нор, пока резу.чыа!ам Ребенок не огонек опять не загорится только у.}пает, познает, ус- (а .уажечь его вторично — ваивает, но и перезкивает ой. как трудно), ребенок те. свбй умственный труд. Мое ряет веру в свои силы, его сердце окимает больт ..кода душа,-,офазно говоря, ,за- я вижу гакольйитй, который схегтгваётся ■на все-пуговицы, не может понять то, что он становится пасторозкеп- ему бб-ьясняется на уроке, и. -иым, ’.ощотнниввдимся, дерз- получает двойку Учитель, аим и.гн равиоДхшным ко поставивший . - ему , двойку, , всему.. представляется • :ему самым. , От того,, как ученик.: отио- -------------- - сится-.к .самому себе, - ЗАВТРА-ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ------------------------- :----- :-------- И в БУДНИ - ПРАЗДНИК! (Окончание. иск. и не только у Двуре- ченской. Татьяна Александ ровна Мединская — она пре подает в нулевом, классе ■— без каждодневных открытий не мыслит себе педагогической работы. Ее шестилетки впиты вают каждое слово, с ними не возможно быть одинаковой — хочется постоянно владеть их воображением, мыслями. ■ по ступками, а для этого мало, просто .знаний, нужно вдохно вение, фантазия и даже та лант ■ перевоплощения,' если хотите, С ними, как на сцене. Сейчас ты такой, а через пять минут требуется ста.ть дру- ;лена Николаевна Федоро ва очень любит показывать рисунки своих учеников. Вот плывут в гости к князю Гви-. дону сказочные корабли, а здесь ■— два богатыря готовы вступить, в .решительную ёхватку. Учительница старает ся уводить'своих питомцев ют копирования предметов, стре мится научить их фантазиро вать в рисунке, выражать свое восприятие изображаемого сюжета. И ей это во многом удается: смелые, неординарные работы’ ребят самых раз ных ..возрастов'— подтвержде- Ученнк — во многом копия учителя. Важно лишь, чтобы оригинал был,.достоин подра жания. За молодых учите.чей 44-й школы в этом отноше ний беспокоиться не прихо дится. «Лилин почерк», напри мер, как 'Говорят коллеги. Ли, ЛИИ . Николаевич .Двуречен- окой, налицо у каждого -из ее учеников. «Лилиш| — это зна чит альбомы — обязательно, в аккуратную стопку сложат, «здравствуйте» ■— непременно первыми окажут, парты у каж дого всегда чистые, дисципли на в классе — завидная, внеш ний' вид — только' опрятный. А сама Лилия Николаевна се бя упрекает — у меня почерк не ахти какой,- смотрю — у них в тетрадках такие же «ка- ракульки» — ничего -не поде лаешь: с доски мрей рукой написанное спйсываю'г,., ,, • Один ' день' 'в шко.че „он звбнок переменками и ТИХ'у-ро-^ нами,' многоголос, ребячьими разговорами и ’ авторитетен словом учителя, он ‘ярок ри сунками и увлекателен геогра фическими Путешествиями, ве сел уроком музыки и сосредо точен математической фор. мулой, он до краев: напол нен новым. И среди этого по тока 'исподволь ведется фор мирование' их человеческого кредо, их убеждений, принци пов, авторитетов, .выраба тывается . их жизненный по черк; для того, чтобы был он «красивым» и правильным, и • идут с ними рядом те, кого . мы называем таким обычным и таким высоким словом — Учитель. Т, ГОРЯЧЕВА. он видит и .оценивает са мого, себя-’в мире труда, в огро.мной. мере ;швиснт его несправедливым в мире ловском., : В одной школе .три года назад произошел такой слу чай. 'Ученик никак- не- мог моральный облик, попять, как питается и ды- Вступая па поприще педа- шит растение, как из почки гогйческого творчества, пом- развнвается листок,, из цвет- д^те, .чтр вам надо прежде ; ка — плод и т. д. Учитель всего, научить ребенка умст- часто вызывал ученика и по- вешю ' трудиться, научить вторял: неужели ты не. мо- думать, наблюдать, пони жешь понять'/ этих вещей, мать — и лишь "потом мож- что же ты вообще мо,жешь до ставить ребенку" опенку понять? Па одном уроке учи- за его труд. Дать ребенку тель сказал: через несколь- радость труда, радость ус- но дней начнут распускать- яеха в учении, гордости, .до- ся почки на каштанах, мы стоинства — это первая за- пойдем всем классом к на- поведь воспитания, шей каштановой аллее, и ес- Помните, что,' переступая ли уж там Алеша не расска- дорог класса, вы становитесь жет то,- что понятгю кашдо- ^-олько преподавателями му, тогда дело безнадеж- своего' предмета, но. прежде ное. всего, воспитателями. Вы Учитель очень любил свое должны уметь воспитывать детище — аллею маленьких желание учиться. На фотоконкурс «Край наш липецкий» Фото А. Щурова. «ВСПОМИНАЮ УЧИТЕЛЯ...» каштанов, выращенных семян... Когда класс пришел на урок к каштановой аллее, учитель был поражен; все почки на деревьях были сло маны. Дети стояли опечален, ные. В глазах у Алеши за горелся огонек злорадства... За этим поступком —- взрыв, бурная вспышка ду ховных сил ребенка, егоглу, 1^омните, что не все дети одинаково думают, одинако во воспринимают, одинако во запоминают. одного уже получается тб, чему вы хотите его научись, у друго го еще не получается, но это не значит, что он не .хочет учиться. Дайте ему возмож ность подумать, не задувай те, не гасите слабый огонёк В Липецком пединституте есть традиция — перво курсники пишут сочинение на тему: «Мой любимый и нелюбимый учитель». Чаще всего, когда речь идет о лю- 611МОМ наставнике, студенты пишут о конкретных людях. бокая сердечная боль,- Але- дижды знаний оценкой. Но чаще всего бывает так, 'приносит хотя бы незначи- что ребенок, получающий .уельные положительные ре. двойку за двойкой, примиря- зультаты. ется со своей участью, свы- 'Успех в учении — это .кается с мыслью,^что он ни единственный источник внутренних духовных . не способен. Мое _ _ сердце охватывает гнев и ребенка, рождающих жела. возмущение, когда я вижу учиться. А желание, такого равнодушного, безро- учиться — .э*('о; образно го- потного ребенка, готового зоря, трепетное сердце и хоть целый час терпеливо щивая кровь того оргапиз- слушать учителя, абсолют- ма, который мы, учителя, по безразличного к словам называем педагогическим ма- товари1цей: ты отстающий, стерством. Все наши замыс- ты' останешься ^на второй ды, все поиски и построения год... Что может быть без- превращаются в прах. в нравственней, чем подавить безжизненную мумию, если в человеке его чувство соб- нет трепетного сердца и гки- ственного достоинства. вой крови — желания Больше огня бойтесь это- учиться, го, дорогие друзья. Вы — Желаю вам в совершенст- Простой, добрый и умный человек —^ Дина Григорьев на Черных, мой преподава тель литературы. Она' ииког-'' да не знает. усталости, она умеет говорить ' с детьми серьезно о' веселом и весело о серьезном'. Мои одиоклас-. сники и,- конечно, я сама очень люблю Дину Григорь евну за необыкновенно доб росовестное отношение к. урокам, которые она вела. Вернее, даже не добросове стное (ведь многие учителя готовятся к занятиям сверх аккуратно, а уроки порой ' интересными не получают ся). Наша учительница го товится ' к ним творчески. Я уже не говорю о том, . что благодаря Дине Григорьевне с большим удовольствием и, может, даже с . умением пу тешествую по морю литера туры, она научила 'удивлять ся росинке на листочке бе резы, молодому. месяцу. Че- стное слово, без этих удив лений жизнь была бы про- завтрашнйе учителя. Вы нс только б5щете открывать пе ред ребенком мир, но и бу, ве овладеть этой сердцеви ной педагогического мас терства. Желаю счастья на Дете утверждать его, ребен- поприще педагогического да, в окружающем мире, как труда. Желаю счастья творца, созидателя, гордого личной жизни».- И. ИВЛЕВА. Я училась в восьмом классе, когда на практику в нашу школу пришла Ираида Юрьевна Тихонова.- Позна* комились. мы с ней на репе тиции агитбригады. Мне и моим друзьям ' понача лу она показалась стран ной.' ■ Ее стремление ор. ганиэовать что-то инте ресное для' ребят в пер вый же день, вызвало недо. умение. «Чего это она прямо без оглядки в работу?—ду мали мы. — Точно ради хо-. рошей характеристики ста-, рается». Но через несколь ко дней я поймала себя на мысли о том’, что По дороге в школу мечтаю встретить Ираиду Юрьевну и очень завидую тем ребятам, у ко го она ведет уроки матема тики. И как здорово, что есть репетиции нашей агитбрига ды, которую раньше я не любила. Никогда не забуду тот день, когда практика нашей любимицы подошла к кон цу. Школа была , хмурой, грустной и даже плаксивой -г- никто не хотел отпускать Ираиду Юрьевну. И, пред ставляете, все ребята собра лись на линейку, чтобы про водить человека, прорабо тавшего в школе всего пол тора месяца! Выступил ди ректор, выступили ученики, наступила очередь говорить Ираиде Юрьевне, и вдруг она . предложила: «Ребята, давайте споем!» И запела; «Милая моя, солнышко лес ное, где, .в каком краю встретимся с тобою?» Сейчас она работает ' ор ганизатором внеклассной работы в 53-й школе, Я час то езжу к ней й завидую ее мальчишкам и девчонкам. Т. ГОЛЕВА. До Елены Георгиевны Бу лычевой химию я не люби ла, и не могла, даже пред положить, • что когда-нибудь изменю . к ней отношение. Елена Георгиевна помогла мне преодолеть .незнания по этому предмету, застави-- ла полюбить его. И я впер вые поцяла, как здорово одержать победу над собой. Вспоминаю эту учительницу терпеливой, доброядалатель- ной, внушающей, что я че ловек умный, только немно го нетерпеливый. А еще поразила она вот чедг; химик.по образованию и призванию, Елена Георгиев на очень гуманитарный человек. Благодаря ей я уз нала, что такое рон-опера, разучила много песен, услы шанных в исполнении моей любимой учительницы, кста ти, под гитару. И совсем удивительно то, ,что именно она организовала в школе театральный факультатив. И когда я иду на спектакли в областной драматический или смотрю, их по .телевиде: ПИЮ," вспоминаю Елену Ге оргиевну; Мир театра пода., рила мне тоже она.- Л. КОЛЕСНИКОВА. Если я стану хорошим улителем, то произойдет это благодаря Татьяне Сергеев не Лобановой,- преподавате лю химии и биологии В а - ' сильевской средней школы Воловского района. .Мне, будущему", учителю, стоит поучиться у Татьяны Сергеевны обращению с уче никами. Она никогда не по вышает голос, всегда' внима тельно выслушивает каждо. го, непременно выполняет все свои обещания. И уж если дело касается какой, нибудь , общей работы, на пример,. уборки свеклы, Татьяна Сергеевна всегда впереди. Попробуй, отстань на грядке, станет стыдно, в первую очередь, перед учителем. Но больше всего меня поражала е е . способ ность прятать плохое на строение. А;в небольшом се_, ле, согласитесь, это сделатв, сложно. Ведь все люди здесь, как большая семья, где бы стро ■узнают о невзгодах каждого. И мы, учеишш, учились искусству^ вовремя 11е заметить то, о чем ей не хотелось рассказывать нам,- и в то же время учились во время придти на помощь, ес ли она требовалась. , : Л. КОЗЛОВА. - В ОБЛАСТНОМ ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ИМЕНИ Л. Н, ТОЛСТОГО ОТКРЫЛСЯ 65-Й СЕЗОН --------- ------ „Выхожу на сцену у р а л ь е к и ж гастролей Нынешнее гастрольное ле то Липецкий драматический театр имени Л. И. Толстого провел на Урале в городах Нижний Тагил и Сверд. ловск. Тепло принимали уральцы спектакли нашего театра. Думается, что живые отклики зрителей ц отзывы критиков об искусстве ли пецких мастеров сцены представляют интерес для наших читателей. «Я шла на спектакли гос тей из Липецка, как на праздник. Пра^дничнук), ат мосферу создавала и легкая, .свободная игра актеров,: и хорошее - музыкальное' оформление, выразительные' ■декорации, отличные костю-' мы. Во ' всем , чувствуется" культура театра. Каждая и.! .трех виденных ■мной 'поста.' новок -.подарила встречи с ' интересными актерски.лш р аб о тами .Запомнился за служенный артист -РСФСР_ Г. .Вессчетнов. в ролк Хри стофора в «Сказках: старого -Арбата». Очень достоверно, правдиво играет'служанку в комедии «Двёрй- хлопают» артистка -В. Репина. А как точно и тонко. создает .обра'з своей героини • заелуАенная артистка, РСФСР С • Погреб няк' в : спентанде' *«ПриЩел- мужчина' к гкенщнне». Вы-. тЬвые сценьЦ' жизненные" ситуации показаны здесь с мягким, юмором, н в.то же' -■времН'/щдзьшают серьезные, размьшйения о„ судьбах че- л'оцечеекйх, - рождают сочув ствие к Аёроям пьесы»;. ■ , «Тагильский рабочий», 22 нюня 1985 года. , .«Закончены гастроли;' а расставаться зрителю, с те-;, атром не хочется. Не обяза тельно : знать основы теат ральной культуры, чтобы ПО НЯТЬ, почему главный пока затель работы 'творческого коллектива .— хороший спектакль; Трудно выделить лучшую работу липецких актеров. «Пять пудов люб ви» по водевилям А . .П. Че хова, «Пришел мужчина к женщине» С. Злотникова,. «Страсти по Варваре» .Т). -Павловой —*• все спек такли, показанные сверд ловчанам. удались. А требо вательность, предъявляе мая- липецкому коллективу, особая: театр носит звание лауреата премии Ленин ского комсомола, его- ди ректор и главныйрежиссер В. М. Пахомов — звание заслуженного деятеля ис кусств РСФСР». «На смену» (орган Свердловского обкома ВЛКСМ); 30 июня 1985 «...Чем дальше идет спек такль «Вечно ненвые» В. Ро зова, тем более вырастают в наших глазах хорошие, че стные люди — такие, каки ми дерл<и1ся наше государ ство, наша земля, которыми украшается жизнь. А чрез вычайно важной фигурой спектакля становится про стой русский врач, настоя щий интеллигент Федор Иванович Бороздин. Очень 'значительно, искренне сыг рал его М. Соболев: Его Бо роздин щедр душой, хотя внешне немножко суров (не привык афишировать свои чувства!). Как видно, автори. тет, в том числе и в семье, он заслужил' одним — де лом, трудом, поступками, и потому так значи.лю каждое слово этого рано поседевше го, ■немногословного челове- Ирина в исполнении Н. Сергеевой, ^Анна Михай ловна Ковалева, с которой сдружились Бороздины в эвакуации (3. Горячева). Владимир (А. Холмогоров).,. Они составляют в ёпектакле нё просто слйтиый ансамбль, но то идегпюе братство, ко торое способно противостоять любым попыткам жить нё так, как требуют долг и со; , весть. С этими и рядом дру гих эпизодических,- персона- -жёй связань! ,л’;^чшие; сцены , спектакля,.каших' гостей, в ' которых возникает то, . ..что, -МЫ' называем йтмос(]^ёрой, . ■единым^ дыханием. Их -всег-, :д а . безошибочно ..оценивает; зритель. “ . ' Аплодисменты, которыми награждают... * свердловчане, : артистов . .после ''окончиния . действия, — аплодисменты' искренние. Так бывает, ког- ■да зал за'дет аа" живое»,-. ' «Уральский рабочий», 10 июля 1985 года. . «О .'СпеК'ТОкле. ; Липецкого 'Драматического ;,театра «Дя.„ дя' ■’Ваня». говорить :легко. и в то же время трудно’. Лег ко потому , . , что "' он'Четко выстроен, пронизан единой ' мыслью, ''опаян ею,'’она до носится до' зрителя всей си стемой образов, средств^ *ху- доясеётвевной у выразйхел.ь- ностн Трудно потому, что сама эта мысль не,стандарт на й не унладыв.ается полно стью : в . 'рамки', привычного ■прочтения. Чехова.. Казалось ' бы, что нового;:'. можнб. ..от крыть' в Тглассичесной пьесё?, ...Обычио:':при анализе.че- - ховских -героев, не ’^освобож-, . дая ' их-ст ответственности за несложиВшуйСЯ,: .пустую и бесцветную». жизнь,, -шрежде всёго^ подчеркивают их за висимость от судеб мира, в котором они живут и жерт вами которого становятся, .То.лькр, изменив мир, можно изменить человека.' Липец кий . театр не осларивает .этой аксиомы. Но свое отно шение к персонажам «Дяди Вани» — людям интелли гентным, мыслящим, он оп ределяет с позиций высокой требовательности к лично сти, ответственности ее пе ред собой и людьми. Ведь мир не Изменится еаМ :робой, его меняют люди. Надо быть мужественным и сильным, надо терпеть и неустанно трудиться, готовя почву для будущих перемен, — именно эта чеховская тема выходит здесь на первый. план, ста новится ведущей». «Тагильский рабочий», 29 июня 1985 года. ’■ Каждый вечер в течение полумесяца уралвагонзавод- цы приходили в большой зал Дворца ■культуры имени И. В. Окунева па встречу с искусством актеров Липец кого драматического театра имени Л. Н. Толстого. На встречу с откровением, — как сказал один из зрите- Актуальность и зрелость драматического репертуара, яркая, убедительная игра актеров, в первые же дни гастролей привлекли внима. ние .зрителей. Живой театр. Имеет ли право на лшзнь это опреде ление? Что касается липчан, то, полшлуй, не найти более точного слова, характеризу ющего сегодняшний день театра. «Машиностроитель», 21 июня 1985 года. Когда Раиса Карева поступала Я одно И.З•столичных театраль,. ных училищ, то при прослушива- 11ИИ крупный специалист по сце нической речи выдал безапелля ционно: «Вы никогда нс будете акт рисой. У вас невозможная речь!» Когда актриса Карева играла главную роль в спектакле Липец кого театра «На бойком месте», то — по иронии судьбы — ста вить классическую русскую речь цз столицы Ьыл приглашен тот специалист, который сказал: «Единственная актриса, у кото рой совершенно правильная рус ская речь, — это Карева». и , Спектакль Липецкого .'.театра '«На бойком месте» стал дипло мантом Всероссийского фестива ля спектаклей по! пьесам А, Ы. Островского в Щелыково; Дипло мом была отмечена и актерская работа Р-аисы Никитичны Каре- Счастливо началась . творческая судьба актрисы в нашем театре, потому что иа следующий же день после зачисления в труппу Липец кого драматического Раиса Ники тична уже репетировала спектакль «На бойком месте». ■ ' — Я вообще ве:зучая, — улыб нется Раиса Никитична. — Пото му что всегда много играла. Большинство актеров, работав ших когда-то в городских театрах, неохотно' вспоминают об .этом времени, стесняются говорить о таком ■«непрестижном», на " их взгляд, моменте биографии. А Раиса Никитична вспоминала с удовольствием, даже с гордостью. Она благодарна городским теат рам за тог актерский тренаж, ко торый можно получить только там за 6—8 ролей в сезон, то есть за небывалую по напряженности работу, за привычку трудиться до изнеможения, Сыграны и Мария Стюарт, и чеховская Соня, и практически все женские роли в .«Последних» М. Горького, и... Нет смысла пе речислять, ибо список получится чересчур длинным. Но любую роль актриса играла с удовольствием. Для нее не было и нет больших и маленьких ролей, для нее важ- »иа работа - - серьезная, требую- щая всю тебя целиком. У Раисы Никитичны Каревой понятия «дом» и «театр», пожалуй, со единены в одно целое, как и по нятия «жизнь» и «игра». Во время очередных сельских гастролей, как всегда, своего двухлетнего сына Женю брала с собой. Подушку тоже брала с собой. Так как перед началом спектакля сына приходилось ук ладывать спать в рнквизиторский ящик. Потом, когда сын стал уже подростком, он работал со све том, монтировал декорации. Перебирая актерские работы Раисы Никитичны Каревой, не перестаешь удивляться их разно образию. Когда видишь на сцейе И играю эту актрису, то каждый раз даже став.тяю себе свою героиню, все немного теряешься; да она ли про нее знаю. Остается только это? Настолько естественна, легка, рассказать как можно лучше О она в любой роли, настолько не ней со сцены и как можно боль- похоже то, что она делает сей- ше». час, на все остальное, сделанное И она рассказывает, находя со- до этого. Актриса постоянно ищет звучия духовному миру героини в новые краски, неожиданные ходы, своей собственной душе. Вообра-, пробует всевозможные варианты, жепие не перестает работать над И это не самоцель, заключающая- ролью. Раиса Никитична настоя: ся в том, чтобы «сразить зрите- вдий мастер по придумыванию всевозмоасных деталей, раскрыва: ющих внутреннюю суть образа, делающих его оригинальным, жй: вым, узнаваемым. В итоге ее Са: рытова из- «Блан{и» появлдется на сцене с нелепой, жалкой, торч чащей кверху косицей, в очках, с неизменным зонтиком, который служит ёй для того. Чтобы' ' под: Дёрживать-равновесие: она Т9 н дело спотыкается, того и гляди— ■ упадек Может быть, и есть неч: то коварное и хитрое в этой женщине, может быть. Но воспрн: нимаёшь её в первую очередь не ' как хищницу, а как рассеянного, никчемного; неудачливого и жал: кого человека. - И, • наверноё, не ■ случайно, когда следишь за вза: имоотношениями Сарытовой с ■ Баркаловым, не думаешь о том, что молодой управляющий — её жертва, а возникают в памяти тютчевские строки; ' , «Сияй, сияй, прощальный сьет4 Любви последней, зари "; ■. вечерней...». _ Иногда ключ к решению образа ■ Раиса Никитична находит в од: ной-единственной фразе, в не- значительном, на первый взгляд, штрихе. ■ — Когда я прочитала роль Июркн в пьесе «Вечно живые», 10 сразу же возникла частушка, которую сейчас и поет-вьи ля», обя;зательно добиться неуз- героиня. Я не зиа: наваемости. Это способ актерского играть, но чувствовала, существования, это творческий частушка необходима, почерк. Хотя Раиса Инкитична возникло опасе: считает, что ничего особенного ® ®ДРУГ режиссер не примет .она, не делает.;«Просто выхожу туда»? На репе: иа .сцепу и играю». Может, й в бросилась,_так впрямь все просто? Но если зри- в свой эпизод с этой ча- тель видит на сцене органику и Оказалось, что «туда», глубину, если целиком погружен ^ потом, в этой же роли, чувст: в судьбу той женщины, которую хватает какошто завер: играет актриса Карева, — это шенности, и непроизвольно вы: улсе признак той высшей простоты, Р®вдвсь своя, не нашшанпая ав: которая сродни таланту. "ьесы фраза. Фразу оста: Июль 1985 года. Гастроли в ® ' тт Свердловске. Игаркой еще иа репетициях, Горничная гостиницы отобрала работники театра смеялись до у Раисы Никитичны утюг: не по- '■имеется и зритель. Однако ложено. Настроение скверное, ^ концу сцены становится страш4 хоть плачь. И тут телефонный Обнажает актриса звонок; главный режиссер Липец- ДУДОВНую пустоту, подлость, хам:. кого театра В. М. Пахомов позд- ненасытность Нюркн-хле: равляет с присвоением звания за- борезки, наживающейся на чу: служенной артистки РСФСР, За- ^ У^е не до смеха, плакала уже не стесняясь. Когда Рае Каревой было шесть Четыре дня в номере гостини- что-т# крепко обиде: цы, где жила Раиса Никитична родителей - и три Карева, дверь не закрывалась. «Рооидела под столом: ника- Иомер был буквально завален силами вытащить ее оттуда цветами. невозможно. Согласитесь, «Превыпгепие власти» и «На У’*‘® характер. В дальнейшем бойком месте», «Спешите делать “ детское упрямство, конеч- добро» и «Тринадцатый предсе- ^ стрс^мление во всем идти до датель», «Татуированная роза» и конца, довиваться справедливости, «Блажь», «Страсти по Варваре» Даже во вред собственному и «Последние» — это далеко не благополучию и спокойствию, полный перечень спектаклей, в ко- артистка торых за 7 лет работы в Липец- РСФСР Раиса Никитична Карева ком театре играла Раиса Никитич- взволнованно, одухотворенно рас, на Карева. сказывает о своей новой работе— Легко ли работать с ней режне- ° завуча в спектакле «Фа: серам? Не знаю. Но знаю навер- культатив, или Декабристы 10 ияка, что интересно. Потому что удержавшись, что- Раиса Никитична умеет удивлять, бы была понятнее ее мысль, про^ может подбросить неожиданную, штывает кусочек из спектакля, ломающую весь строй роли, а то минуту забываешь, что перед и пьесы, идею. Разумеется, не ™бои тот же самый человек, с всегда режиссеру захочется рас- которым ты беседуешь несколько ставаться с взлелеянной им трак- часов; кажется, совершенно иное товкой, но актриса зачастую убе- *зицо, голос, движения, ждает в своей правоте. И несло- Д порядке. Перед тобой же вами, а своей игрой. Молодой ре- Дптрнса — прекрасная, необычай: жиссер Елена Курицына призна: “о эмоциональная, своеобразная лась: счастлива тем, что ей дове- '—заслуженная артистка респуб: лось работать с такой замена- Раиса Клрева. тельной актрисой. ' Т. МОЧАЛИНА, Раиса Никитична, полностью виешт. корр. доверяя автору пьесы и режиссе- заслуженная ар: РУ, все-таки стремится внести тастка РСФСР Р. Карева в роли что-то от собственного понимания, Серафины в спектакле «ТатуирО'* представления. «Иногда, читаю взнная роза», пьесу — и уже отчетливо пред- Фото В. Базылева,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz