Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)
2 • ЛЕНИНЕЦ =3 октября 1985 г. ^«ЛЕНИНЕЦ» ^ Нужны энтузиасты — Ха! — резко выдохнул парень, и длинное стальное лезвие глубоко, вошло, в дере- «Мншень», жалобно скрип нув, повисла на железных пет- Как вы уже догадались, «со ревнования» эти проходили не в тире «Меткий стрелок», а в обыкновенной комнате обык. «овенного общежития. А ми шенью служила обычная дверь, о т беспрестанных упражнений выглядевшая так, словно ее «побила» оспа. Когда о хулиганском поступ ке стало, известно, и у ребят спросили, почему они делали ВТО, один из парней ответил; «А чем еще заниматься в «об- «Общага». Сквозь это жар гонное словечко . отчетливо проглядывает полупрезритель ное отношение к трму месту, где отдыхает от работы или учебы, где проводит большую часть своего свободного време. ни молодой человек. К сожа лению, еще часто в ответ на. вопрос, где он живет, летит »то короткое словечко. ■Случай, описанный нами, произошел достаточно давно, поступок разбирали на соб рании, виновных наказали... А Ьроблем.а осталась. Интересно, а как поетупили бы вы, узнав о таком случае? Рейд бригады обком а ВЛКСМ и редакции газеты «Ленинец» по общ ежитиям Липецка - Д о м р о д н о й и л и « о йщ а г а> > ? - к 90^ЛЕТИЮСО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА . Обрушили бы на провинивших ся адмянистративнукх кару?- Иля, как ЭТО-сделали в. одном из училищ Липецка,. попросту сняли бы с петель дверь,, а вместе с ней и проблему? , В с и т у , Ка 5 рассчитали очень точно: никто так лучше не защитит- .имущество .о т озорников, как сами... о.эорня- Спросите, например, у ста рожила . общежития, учащегося группы газоэлектросварщнков Александра Алехина, мог бы ^ и он вот так лихо метнуть нож в дверь, — обидится. И действительно, какой ре_ зон ему и его друзьям по ком нате Василию Осламову и Владимиру Кучинину портить то, что создали сами? . Ведь все это. — аккуратно., наклеенные обон, тщательно выкрашенные полы и двери,, все это дело рук. самих маль чишек. В общежитии традиция . — делать ремонт своими руками. И шефам хорошее- нодснорье {рабочих_то не хватает), а главное,, ребята учатся ува жать и ценить труд. Посмот рели бы вы, с каким тщанием ремонтировали они свои комл наты! А тот же Саша Алехин ' на время ремонта, можно, сказать, переквалифицировал ся в прорабы, сам ездил на ба зу за краской, ■шпаклевкой и другими материалами. Вот- вам и первые :,«азы» хозяйст вования. .Обо все.м этом членам рей- *довой бригады поведали са ми ребята. . . , . , , И все же говорить , о том, что общежитие стало -для них родным домом, мы бы не ста ли; Судите сами. Обще;китие расположено в одном здании с ■училищем, не хватает помеще ний для учебных классов, про изводственных мастерских. Поэтому выделить место для отдыха,, заняд!ий : творчеством администрация не может. . В красном уголке: пусто, он серо и невыразительно оформ лен, поэтому сюда и не очень Есть в училище спортза.т, но и он во время проверки был закрыт.., / Ну а что же сами ребята? Многие из них зани.маются спортом, но больше тех, кто просто «убивает»-время. Вспоминают здесь, как не сколько лет назад сюда на практику ,- направили молодо го уч-итеяя. Он быстро завое вал симпатии мальчишек и, девчонок. Организовал диско теку, .прощздил увлекатель ные вечера с викторинами, розыгрышами. Увы, все это. в ' прошлом:. Актовый Зал теперь , , открывают не часто, лишь по торжественным случаям. Чем дольше мы разговари вали с жильцами, тем больше убеждались; щужны, очень .нужны общежитию энтузиас ты ,' те, кто - поможет им соз-.. дать здесь- атмосферу друж бы, тепла и уюта. «Ди.-.омат» вместо стола А вот жильцы следующего общежития, где побывала рей довая бригада, на-скуку пожа- 'ловаться йе могут. Живут сту- ■денты Липецкого педагоги ческого . веселой, интересной жизнью. ■Дискотеки, встречи е интересными людьми, вечера интернациональной дружбы стали здесь традиционными. Но само'- общежитие, к со жалению,. уже давно стало тесным для его жильцов. Вот обычная картина. .. Маленькая комнатка напоми нает читальный зал. Тишина лишь изредка прерывается возгласа.ма типа: — Ольга! Забери своего «Александра Македонского»^ ОН: опять . ко мне в коиекект ..попал! . •: Алла ' Пискунова достает из кучи бумаг, разложенных -на кровати, листок и отдает его додруге. ,- ■ ‘ Вот так и живем, — го ворит она, обведя комнату ру ками. — Впятером под одной; крышей. . . Оглядываемся. «Крыша», ко нечно, не-ючень. -Мебель старая, - обшарпанная, краска на две рях и шкафах облупилась, по-, лы жалобно пищат. — Неуютно у вас здесь, де вушки, — ■зябко поежившись, говорим мы. — Это- еще чТО;’ — ветупа,ет_ в разговор член.; студенческого профкома ЛГИИ. Ольга Иса- -кова, -— БЫ бы к нам полгода назад- заглянули. — И что же? А то.. Пришли как-то к нам хозяйственники и. гово рят: «Будем списывать старую мебель». Мы обрадовались; наконец-то новые столы да ■стулья получим. Неделю радо- вались, другую, третью. Потом поняли: не радоваться надо, а искать выход. И нашли,- Как : раз сессия начиналась, так мы’ , вместо. стульев кровати стали использовать. Как., говорится, сядем рядком да поучим лад ком.:, Ну а, под стол диплома ты - приспособили. Вот так. . Да, много «полезных» нови нок внедрено в общежитии .для удобства студентов. Вот лишь одна из них.: Как только на чинается стройотрядовское ле то, всех их и..рося.т. полностью .освободить комнаты. --от вся кого личвото имущества. .Для чего, бы, вы думали? Проязве- На фотоконкурс «Край наш липецкий» Фото Н. Ткаченко. - МАЛЫМ РЕКАМ — БОЛЬШУЮ ЖИЗНЬ!- выть хозяйкой Ий ЗЕМЛЕ Как известно, в нашей области с 1 октября начался м есяч ник, посвященный охране м алых рек. Все больше самых р а з . ных по возрасту и характеру людей задаю т себе вопрос, что ну;кно сделать, чтобы вернуть всем этим Кузьминкам , Ельчи- каш былую красу и силу. Многие от слов уже давно перешли к делу. «Ленинец» н е ра з пи сал о «зеленых» десантах, о субботниках, проведенных комсомольцами н молодежью области на берегах некогда шумливых и звонких речушек. Список добрых дел человеческих растет , с каждым посаженным дерев цем*, расчищенным руслом , с каждым спасенным ручьем . Но это только начало . Потому что еще ждут , взываю т о по мощи десятки других «голубых артерий» природы . О судьбе одной из них — реке Кузьмннка — расска з нашего внештат ного корреспондента. тому времени от нее .хотя бы / —. Саш, — спрашиваю, в школе учитель расска зывал ручеек? тебе про Кузьминку? О^ станется! — увереньг ______ строители ПМК этого ж е уп- А про какие-нибудь дру- равления возводящие на Кузь- " ' ийнке бетонную плотину в за мен неэкономичной земляной . Ловлю на себе их удивленные в згляды : «Чудак , парень. ,а гие реки? . — Про Волгу... Воронезк, Сашка з 'г и б а е т пальцы , а мне в споминается расска з житель- „ Г. Ломакиной, увидевшей впервые Кузьминку полвека _ ------ назад . «каньон» , е с л и . руководство Ой что тотбывало мил- совхоза. «Липецкий» не отодви- Ои, здо тут бывало, в д границы нолей хотя бы на ж, лошади плыли! метров от берегов. пррчянмй «ак этого требует цоетанрвле- иесчаныи пЯпнрттпчпмя Мне тяи и человек,- — Во.он там , — М ария Григорь евна показы вает на песчаный плес. — Стояла заводь: лилии , водяные по. ней, кубышки, а рыба , ну косяком шла. И все плотина! Поглядите, как заида- лась наша речка! нне облисполко а. Мне так и хочется ска зать ; - «Товарищи руководители! Поливать капус . ту — для чего и строится пло . тина — будет Нечем, если учи тывать сиюминутные проценты Мария Григорьевна не силь- ^ плану! Д а и не только ради ■но разбирается в экологии, но капусты или другого фрукта- суть ухватила верно. А суть в овоща нужна нам эта р ечка» , том, что огромные «блины» Жительница села Больш ая песчаных иловых отложегШй Кузьминка ' В. А . Гусарова по закры ли родники, снизили при- подала мне, что на исхудалую ток. свежей воды. - Мутная р{узщ, как здесь ласково н азы - в зв есь от плотины ■ ; зло не нащт Кузьминку, едут отдыхать самое, большое. Что же тогда— дд Липецка! зло? Путеш ествуя вдоль реки, обратил внимание на границы сельхозугодий . В значительном своем протяжении поля обрам ляют, а кое-где вовсе захваты ., Д ва рыбака при мне налови ли порядочно головлей. Неред ко, правда, браконьерствуют на речушке — особенно весной средь-бела дня орудуют бредня.^ вают скудные растительностью ]«и, черпаками , сетями: некого, Алучотю -Г.аттт7тгтт:г Плтттотт 7ТЛ«1*ПТ, . ^ _____ ______ л»-—- берега речушки.^ Пошел мол, нам бояться — не пройдет и грязны е ручеики , ручьи уст- ,|,у^ посудина рыбинспектора, ремляю тся с полей в. хирею- П олучается - что «бесхозная» ш ее русло . Д ругая беда — от речка. Р а ссказы в али про бра- суховейной пыли , «сыплющей- - - ---------- ----- ся» в речку . — Лесополоса н ересекает Кузь^ видно: болеют люди з а свою минку недалеко от села. Под- Кузьминку! И Сашка, он хоть черк'иваю: идет поперек, а не и ум еет всего-то как пускать немало рек, —- считает началь- ле именно из - з а детства у реч ки. И з-за Кузьминки. А пока — разъе-зжаетея сельская мо- Павлов, — дойдут руки и до лОдежь кто куда. Конечно, в Кузьмиш;и , по останется ли к Большой Кузьминке очень важ но создать хорошие условия жизни, но в едь памятный от рождения здоровый сельский п ей з аж неотъем лем ая часть этих условий. Вижу, как боль но бывает пожилым людям , , , когда больно их речке. — Однажды , — расскаэыва- ' ет В. А. Гусарова, — упал" в нашу ре ку трактор . но вине тракториста-пьяницы . И шоплы - - ло; сн ачала м азут , затем снулая рыба. Много здоровенных р ы . бин тогда прибило к - берегу. Это, так ска зать , случай еди ничный, есть примеры, и д ругб . го порядка . Скотину . в хозяйстве гоняют непременно в д о л ь ' берега, н от в ет на сей случай готов: сплош- ная -де кругом у н а с , расп ахан , ность, ■где пасти-то, корреспон дент? Пожалуйста; на культур-, ном пастбище-, Нод которое ны не отдают .: маяопрод.уктивные земли, и вовсе «безречные» хо зяйства! Люди учатся беречь все более редкие островки «ди кой» природы . Именно учатся !- А тут -ждут инициативы сверху. З а мостом . через Кузьминку у трассы Липецк — Доброе буквально «глаз режет» яюлтая я зв а — песчаный карьер . Р а з . работали его л ет эдак... адцать н азад и бросили. Час тенько ж елты е воды после лив ня подкрашивают воду в Кузь минке. . К истокам реки я даже на половину не дошел : к а к ни м а , ла; Кузьминка. но виляет- тян етея ц елых 3 0 километров! По пути приметил в ивняке птичку-камышовку. У речки привычная ее. как говорят эко логи, среда о б и та н и я . ' А вот «нечто» иное: в реку в беспо . рядке , брошены трубы. Или; на левом берегу у самой воды , у- деревни Филатовка — стадо коров (летний лагерь) . Нилсе по течению люди бе рут и з Кузьминки воду, гово . рят , что привыкли : вкусная , сту деная в ней водица, а, может , тут иное — « лирика» , что лй? Вот и я , вернувшись в село, до брался исхоженной тропкой к реке , сел у камня , на котором, по-'видимому, «белье отбива ют», воды зачерпнул,- Вижу С аш к у : . , ■ — Что, Сань, будем в следу ющий ра з ры бу ловить? ю. бережной . Липецкий район . стй там '*ремонт? Ничего ло- добного! Чтобы ' осенью вновь в-ъехать в эту<: же комнату о 'вещами . Удобно, не правда —А теперь решйте Небольшую задачку. Как быстро пригото вить завтрак, если на 120 че . ловек, живущих на этаже, пр'и- ходится всего 81, газовых’ кон форок? , Еще о многих :задачках я ребусах рассказали -нам девча та. А едии.отвенио верный и правильный ответ был рядом, . за окном.: Там , где под сенью мощного башенного . крана поднимаются корй.уса. . нового, благоустроеиного..,: общежития. Но время идет- Один срок сменяет -.др'угой, а воз,, что на зывается, и .поныне там. До пуска еще ой как д а л е к о ! . '—„ Как поступила сюда, *— слышу обевда»ш,' что. вот-вот сдадут. Сейчас ; уже институт заканчиваю, а гсдова все; те же, ■ — аздБ:хает_'С1Удентка.^. Олц-га Исакова!. — Т ак 'и не пр>»дется мне, видно;, ,•'ПОЖИТЬ ■в ‘«овом общежитии:- - - ' ■- ■ ; В. ЛЕТУНОВСКИЙ, зав, сектором профтех. образования обкома ВЛКСМ. С. .МЕЩЕРЯКОВ, лектор обкома ВЛКСМ. В. НИПАДИСТОВ, наш корр. ПРИГЛАШАЕМ-------- К РАЗГОВОРУ В о в к а - « # у б м о и ы й король» — Таньк, с каким я мальчи- ■ком позиако.милаоь — закача-. ешься! В конце йпреля родид- Ни.мало не удивленная по- :дружка быстренько, достает го роскоп и читает: I - - Бык; хараю|ер противо речивый, . натура 1 эмоциональ ная; любит материальные бла-: га, но раот«чйте.;)ен. Неблаго-' приятен союз со Дьвом, Скор,- пион,ом, ВодолшМ;.-., А у тебя ведь, Света, ..Водолей! . . И расстроенная; Света пере стает встречаться с парень- ;,СмешгюС(Не правда л !!^кИ а . , за. такой ерунды расстраивает ся дружба. Или вот еще, Девочки собираются в пио нерский лагерь: . . — Наташ, ты возьми теин’ и тушь, а- я — карты. Одной ко лоды хватит? ■ Карты берут гадать. Иная девчонка. презрительно морщит нос, говоря,-что гада н ь е - ^ ерунда. Потом она про. ент погадать ей «для интере-. са». и следит - за /мельканием карт и чрезмерно озабоченным лицом- «гадалки» чуть, ли не с замиранием .сердца. А уж если неверящей в мо гущество карт. Выпадет, что «бубновый король» Вовка меч тает о, ней, то В ее глазах рез ко поднимается авторитет «га далки». Иногда услышишь: — Никаких денег не ножа, лею, чтоб судьбу узнать! Бывает, до того доходят, что девушка в часы откровения признается подружкам; — Как бы я хотела уметь ко.здовать... В школе попробуй найди бо говерующего — нет таких. Но все-такщ,: нет_нет да н в ^ом - нит |;'го-ннбудь бкбушкнны сказки. Давно, очень давно началась борьба с этими пережитка ми,но и в наши дни «у цыган ки со старой колодой хоть один, да найдется клиент...». Е. БУГАКОВА, ученица 9.го класса школы № 32. М ИРОВОСПРИ я Ти Е Сергея Ёеенина во многом оЦроделилй впечатления детства , кото- . ры е стали , источником неповторимой >образности, сквозной .темой его поэзии,- Ребенком — от русской природы , .от всего деревен ского—уклада —- поэт полу , чил , первы е уроки своего эс тетического «образования» . .Отсю.да ж е — ощущение нравственной .чи стоты , 'ид у щ ее от еще Не омраченной сомнениями души поэта, от . созданных им светлых об р а зов природы , где йреоблада , ют белизна , золотистые, се» ребристы е -тона и оттенки; И стоит береза В сонной , тишине, И горят снежинки В золотом огне:—- . ■— все то, что . улавливаю т юные читатели Есенина , ед ва прикоснувшись ■ к его поэзии в таких стихах, как « Б ер е з а» , «Черемуха»., «Ночь», «Пороша»,' «С доб рым утром». На последнем году жизни,, когда Есенин особенно .час. то огляды вался на пройден ное и во звращ ался к- н ач алу начал, он удовлетворенно г о , ворил: : ■ . Как хорошо, - Что я сберег те : Все ощ ущенья детскйх.лет. Сто'ль . дорогое для нас . в поэзии Есенина .- утвержде ние единства всего живого в мире (он готов «стать... кус том у воды» , «быть цветком с ■луговой меящ»). тоже идет от раннего творчества; •когда поэт ощ ущ ал себя не .отде лившимся оу «травного одея л а» , ~в котором ' «родился» . Природу он видел, чувство вал изнутри , . зная , п ер ё н я - в ая все . е е откры тые род ственные связи. Есенин :до. конца своих дней не нрерывает , со стр а ной детства, которая н е^ з- менно п-итаяа его («Во звра щ а я с ь из . деревни, поэт в се г да писал, много», —- вспоми-’ над М.: Мурашев, знавший Есенина с 1915 г .), хотя, от-- ношение, к «малой родине», оставаясь всю жизнь родст венным и нежным , . в се ж е ра звивалось , менялось . ^ Несмотря на первый шум ный успех в Петербурге , мо лодой ПОЭТ' остро ощ ущ ает; отдаленность от «родного Край любим,ый! Сердцу снятся Скирды солнца в -водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих . .. ■ стозвонных.- Родная сторона уж е не наблюдалась прямо, а «сни . лась» , то есть вспоминалась; на ' место непосредственных впечатлений пришел эмо циональный опыт. Тогда-то и начал складываться роман тический образ «родины кроткой», «деревянной Ру си», отодвинутой, расстоя нием и. временем, но согре тый неткной' памятью детст ва . Настойчиво звучит мо тив прощания с .истоками: Прощай, родная пуща . Прощай, златой родник. О болезненности «5'х,ода», который осмы сливался - поэ том, как у трата какой-то ча сти самого себя, свидетель ствует образ потерянной , с кровью оторванной тени. Он р а злучается с нею как раз «у межи» , то есть, н а грани юности и тревожно ожидае мого грядущего: Где-то в поле чистом, у межи . Оторвал я тень свою от тела ... 'Уже тогда перед нами д у шевно «проснувшийся» че ловек, который понимает не . обхбднмость, разлущи с де ревней, , словно со ставшей тесной колыбелью . Однако, уходя , он знает о неизбеж ности возвращ ения . «.Устал я шить в родном краю » , — читаем в стихотворении 1916 года, ко через две строфы : «И вновь вернусь я в отчг дом». Аналогичный компо зиционный круг — в ПОЗД- Сергей Есенин: „У меня родина есть!“ Сергей Александрович ЕСЕНИН нем стихотвореиин; «Не в ер . нусь я в отчий дои» —- «Во рочусь я в отчий дом». Б лок писал: «Детство и юность человека являю т нам тот божественный план , . по которому он создан ; показы вают, как был человек з ад у м ан» . Есенин ещ е в юности наметил свой «план» и многократно е г о ' «проигры вал» , проживал в своих произведениях. Расти , под ниматься , метаться в поис ках новых путей, п ерерас тать самого себя и вновь возвращ аться к истокам — таков «божественный план» , судьба м ятущ егося поэта, не однажды прошедшего по жизненным кругам в. поис ках истины. «Истина долж на быть истиной... В жизни должно быть искание и стремление» , — так р а змыш . лял Есенин в юности. «Ху.чиганство», «скан дальная» дерзость , лириче ская фронда «Москвы кабац кой» — это защ итная реак ция уязвленной , растерян ной, утратившей опору ду ши. В «Исповеди хулигана» мысленным взором поэта проплывает детство, отож . дествленное с самым доро гим. — родиной: Я люблю родину. Я очень люблю родину! Я нежно болен воспоминаньем детства. З а «отвагой» и ^гордо стью» — ранимая , по-детски незащ ищ енная душа. П озд н ее Есенин прямо сравнил поэта с ребенком (стихотво рение , посвященное ш ести- летией дочери П. Чагина): «Ты — ребенок, в этом спо , ра нет, да и я ведь ра зве не поэт?» Детскую непосредст венность в его поведении отмечали ‘ тарой современни ки. Когда Есенин читал сти хи, «он тогда ни на кого не глядел , глаза устрем лялись куда-то в сторону, свисала к груди голова,’^трясли сь воло . сы непокорными вьюнами, а губы ..уставлялись каприз-, ным детским топничком». : Хорошо известно, как 'вол- новала , Есенина судьба бес призорных детей, И когда в «Руси бесприю.тной», посвя щенной беспризорникам , он вспоминает о себе: «Я тоже рос, несчастный и худой», в этом «тоже» есть своя «ж и з .; ненная подкладка» , если вспомнить о своеобразном сиротстве при живых роди телях , ко то р о е .испытал Есе- .нин, воспитавшийся в детстве У деда. После отчаяния , неверия , « 'тяжелых бедствий», ‘ «буй ных и безумных сил» кабац кого цикла, после заграницы , где Есенин особенно остро почувствовал свою «рус скость» и «влюбился в ком . мунистичёское 'строительст во», ПОЭТ: перешивает силь нейшую необходимость ду ховного , обновления, очи щ ения. возвращ ения к исто кам. Он говорил В. Эрлиху: «Знаеш ь, почему я поэт... У меня родина есть! У м ен я—^ Ря зан ь . Я вышел оттуда и, какой, ни на есть, а приду туда же ... Ипщ родину!.. Нет поэта без родины ...» «Возвращ ение на роди ну», «Р у с ь советская» . «Низкий ’ дом с голубыми ставнями» , «Сукин сын», « Р у с ь уходящ ая» , «Письмо к женщине» — все 'э т о ра з ные грани, душевные состо яния возвращ ения и одно, временно непростого, не без драматизма обретения- но вой родины. Поэт сравнивает нынеш нюю «сельщину» с той де ревней, какой он знал ее в отрочестве: «Я вновь ' в ер нулся в край осиротелый, в котором не был восемь лет». Возникает взаимное в еу з . паврние, условное, конечно, но Есении не только осмыс ливает серьезны е перемены , н еузнаваемость «той . сель- щины, где рое мальчишкой», но вы ка зывает и гордое соз нание еебственной опытно сти, «в зрослости» , говорит . не только о- неизбежных по . т ер ях во зраста , но и об об ретениях зрелости: «Теперь года прошли. Я в возрасте ином. И чувствую , и мыслю по-иному»., ' Если раньше «Русь» была синонимом «ро димого дома» , то теперь «на званье краткое» при сваква . ется «шестой, части земли» . Стала ощутимее нить, сое диняющая вечно питающие истоки «малой родины» с большим миром . Эта нить — важнейший 'нерв его творче- . Распахи валась действи- дельность в "ее реальных .очертаниях , но не ослабева л а и тяга поэта к «живому» , теплому, изначальному . Есенин сознательно соеди . н я ет огромное с малым, все общее с интимным, «мир» и '«сем ью» : «Я знаю мир. Люб лю мою семью». В последние годы Есенин пишет особенно много стихо творений , адресованных близким:: «Письмо к мате ри» , «Письмо от матери» и «Ответ», «Письмо к сестре», «Письмо к деду», ■ четыре .стихотворения кряду посвя щает, «сестре Ш уре» . В них он пы тается объяснить свою ■ЖИЗНЬ, ищет поддержки, зо вет .на помощ ь С’,'детской; не посредственностью: «А если я помру? Ты слышишь, де душка?» . И все это ,— на фоне нежных и бесконечно; грустных восцомннаннй о детстве; «Запоеш ь ты , а мне любимо, и сц еляй меня дет- скйм сном». На последнем публичном выступлении Е се . Нина, когда он читал-. стихи; .«Сердцу приятно с тихою болью что-нибудь вспомнить и з ранних лет» , как записал один из слуш ателей , «души ли сле зы» . Отстаивая «личность, как живое» , поет ощутимо укреп ля ет авторитет личностного, частного, проводя 'п а р а л лель , скажем, между своим «Письмом к сестре» и пуш кинским • «Посланием’ к Дельвигу» , освящённым- ис торией и литературной тра дицией. Незадолго до этого он п иш е т , послание «Поэтам Грузии» , в котором опять ж е отстаивает родство, на ,этот ра з — творческое, ин тернациональное: «Поэты — все единой крови». -Закономерно, проявление мудрости, достоинства чело , века- и художника, который, во звращ аясь на родину, ища в доме матери «помощи и отрады» , одновременно об ретает внутреннюю опору, независимость в собствен ном творчестве: т,.только лиры 'милой не отдам. Я не отдам ее в чужие Ни матери, ни другу, ни жене. Отвечая современным критикам , которые на ра з ны е лады н аставляли поэта, а можлу тем не всегда по спевали за развитием его таланта, он писал: «Я о сво ем таланте много знаю ... Я . вам не кенар! Я поэт». С К авказа , где Есенину особенно хорошо работалось , он писал в декабре 1924 го да: «Я чувствую себя про . светленным ...» . Однако это состояние, просветленности,- сосредоточенности отмеча лось неско.пько раньше: «1 9 2 4 г. Л ето ... Есенин вер нулся из деревни . Спокой ны й , неторопливый , уравно . вешенный ... Читает «Во.з. вращ ение на родину». На К авказе это состояние про явилось сильнее. Отдалив шись .от того. что .так «томи- ло, мучило и ж гло» , подняв , шись над непосредственными впечатлениями , поэт с тр е , мится проникнуть в суть жизненных явлений. Мы упростили бы творче ский путь Есенина, если бы стали .утверждать, что в по следние годы сгладились все противоречия , что «белая р о з а» и «черн ая ж аба» эа к лю . чили брачный СОЮЗ' (в к а - . кой-то момент поэт даж е так написал: «Никогда с со бой я не полажу, себе, лю . бимому, чужой я человек»).- И все же он ищ ет «правды» в «органическом образе» (выражение самого Е сени . на)„ вбирающем жизнь" во , всей ее полноте. В «Возвращ ении на роди -- ну», «Руси советской» лири ческий герой н а зв ал - себя «ненужным»,. «иностран- ' нем» среди «согран!дан»- ' . Однако в с о зд анной . зимой 1924—^1925 г.г. «Анне Сне гиной»—пусть Есенин уш ел , таки воображением из про заического н астоящего в романтический восемнадца тый год — односельчане по нимают героя поэм . Они, устраивающие новую ж изнь , считают его единомышлен ником, а Их вожак п ри зы в а . . ет его н а помощь: «Придите.. Вы самый близкий. С любо вью Оглоблин П рок». В поэме состоялось под линное—духовное эстетиче ское возвращ ение на ро - . диву . Есейин, итож а свою ‘ жизнь, ук а зы в ае т на то вы с ш ее человеческое родство, о котором он м ечтал ещ е в отроческом письме («Я есть ты . Я в тебе, а ты во мне . .{ Все люди — одна д у ш а » ) ; ' «Скажи , . -Кто такое Ленин?» Я тихо ответил: «Он — вы». В последней поэме Есе нин в о звращ ается вместе со своими персонажами к дет ству: «Ах!.. Д а ... Это было в детстве ... Нам по шестнад цать • лет» . В о звращ ается поэт к знакомому нам по его . ранним . стихам ощущению чистоты , которое — в имени героини, в воспоминании о «белой накидке» ее юности, в благородстве, которое ге рои обнаруживаю т по о тно . шению друг к другу. . Дух , атм осферу итоговой поэмы тонко подметил Н. Вержбицкий, обращ ав шийся к Есенину: « ...хоро шо, что твой герой под ко нец поэмы не огры знулся , не по злорадствовал ... Ты правильно поступил, что...- дал настоящее человеческое и вместе с тем человечное ра зреш ение .всему». Благоуханный «злато цвет» есенинской поэзии своими корнями уходил глу боко в страну детства , став шую синонимом «малой ро дины», того уголка на Р я - , зашципе , из которого вырос ло «Чувство родины во всем широком с.мысле этого сло ва». Можно говорить о ди намике отношений Есенина к «той селыцине , где рос мальчишкой» . Именно а кти в . • ное, диалектическое , под час даже драматическое в заи модействие впечатлений детства ■ со все расширяю щимися горизонтами дей- .ствительности стали важным стимулом для постоянного внутреннего «п ерестроения» , двпнюння, ра звития поэзии Есенина. В. СЛАВЕЦКИИ , кандидат философ ских
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz