Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)

к Щ ЛЕНИНЕЦ а.;...■■.... ' .......................................... - ДОБРЫЙ СЛЕД НА СОТНИ ЛЕТ вставляют после себя люди, растящие щёй, 15 сентября — их профессиональный Нразднии. ' Н ад Г0ЛОВОЙ шумят деревья, водите.чь небольшого коллек- !ловяо ведут неторопливый тива мастер Иван Петрович 1азговор, начатый много лет Белоусов. Только и сами ре- : азад. Воздух свеж и прозра- бита улсе не новички. Недав- . 6н. Чтобы выехать «па при- но в лесхозе проводился кон- оду», не нужно бегать в по- курс профессионального мас- [сках машины; отойдя от до- т е ^ тв а . Среди трактористов (а на несколько метров и — Сергей Ерии стал победителем |От они, грибы-ягоды. и, соответственно, представи- 8Когд'а-то чуткая тишина и телем из Доброго на област- спугала, наверное, Ивана По- ном конкурсе, Г*вес" с^^ыст в^"э?ом -Трактор В лесу. Согтаси- а б ё т а% Т с Г ж е " к о Г р ” г- ~ Т ^ р Г ь Г ч п ^ е .Т а ^ о -^ ^ ^ ^ : Ь й ч ж ^ ^ н м к ’ не намнешь-? ханизатора в нашем представ- ^ 1о1ю ? ^ а гооод манила сули справедливо связана с Г Поначалу шумные улицы, У «.лестых» • механизаторов торопливые людские потоки урожай свой, особый.. Н а .краю ш тротуарах показались за- поля они поднимают защнт- штпыми. Но шло время, и ные полосы. И стройные бе_ • ;ердце все чаще щемила тос- резки, высокие тополя, ветви- [а. По дому. По родным. По стыв дубы дают отпор вет- 1€су. Тогда-то и решили для рам, не позволяют им раньше :ебя окончательно; чужой жнз- времени сдернуть со спящей |ью живут они в городе. Своя земли снежный покров. -г - настоящая — там, где кор- . . Ш остались. Прочные: руби— Нелегко растить хлеб. А 16 перерубишь. У Ивана П о . лес разве легче? Рядом с вы- гова родители долго в лесни- сокими нятнадцатилетними |естве "работали.' Семен Три- поса,ткамн в колхозе «Боль- )онович Ерин — отец Сергея шевик», на землях которого !* больше двадцати лет был- трудился в тот день мехот- есорубом. А недавно, уходя Р,яд, неокрепшие трехлетки, а пенсию, передал эстафету Словно кустарником отгоро- тариему сыну Владимиру, жено поле от дороги. Снуют ?«_ вдоль них, тракторы. Полкило- -ТаК что выбор места рабо . „етра в одну сторону, столь- ^ у рдного и другого, можно ко 5ке в другую. Так и «набе- Ш |ЬТЬ , был «запланиро- гает» за день норма — 5,5 задолго до того, как гектара на человека. По- Ьамй ()ебята к нему подошли, следние сентябрьские работы Н с случайно поэтому так уве- хю уходу за посадками. Об- з^нно сейчас говорит -о ра- щ^я площадь лесополос, кото- ротниках мехотряда главный обрабатывают мехаииза- «нженер Добровского л е ^ о - торы, — 262 гектара. За сезон Александр Николаевич Бн- они с дисками и боронами за- тракторами проходят ее боДьще, чем по десять раз: уничтожают сорняки, рыхлят почву. Самый напряженный сезон, ряд районного лесного хозяй- как и у всех тружеников сель- ства, трое — комсомольцы, екого хозяйства, — для мехот- Охотно делится опытом с ряда начинается весной, когда парнями Леонид Ллександро- крохотные саженцы из пи- нкч Зубарев. У него стаж ра- томника, «дички» из леса «пе- боты трактористом самый со- реезжают» к полосам и овра- лидный. Где-то просто под- гам, прудам и малым рекам, -скаж ет , в чем-то и поможет, вниз спол.зти. Но вот, каза- Не скупится на советы руке- лось бы, самое сложное поза­ ди, расти, зеленая полоска, на­ бирайся силы. Ан нет, появля­ ются препятствия другого'ро­ да. Засуха — касгоящая бе­ да. Да если бы только в кап­ ризах природы было дело! Люди тоже свою* «лепту» вно­ сят. Обрабатывают поля гер- . бицидами, деревьям достает- ется. На свежие посадки не­ редко забредает колхозное стадо. Словом, пока в силу войдут деревья, глаз да глаз за ними нужен. 82 процента — такова пла­ новая цифра выживаемости лесньнс насаждений по, обла­ сти. Мехотряд Добровского лесхоза в своих обязательст­ вах решил ■увеличить ее на один процент.. Шумят полоски леса у кро,мки поля, над не­ большой речушкой ■— живой показатель работы коллекти- Сергею Ерину и Ивану По­ пову добровский лес знаком не по карте. В Кривце их до­ ма — рядышком. Вместе бега­ ли через лее, напрямкн в Бо­ рисовскую школу. По одним грибным местам ходили. Не ' было случая, чтоб кто-то за- —- Работать начинал—страш- нее было, чем в лесу, одному ночью ока.заться, — признает­ ся Сергей. — Постоянно в го . лове вертелось: трактор в до­ роге сломается, что делать буду? Ведь от дома до по­ садок порой., километров: за шестьдесят, ■ ' — А мне повезло, ■— гово­ рит Иван: я и в армии «без отрыва от, производства» .про­ служил — в .чесу, на Урале. Мастер Иван Петрович Бе­ лоусов, слушая ребят, улыба­ ется своим мыслям. Его жизнь тоже крепко-накрепко связа­ на с Добровским лесхозом. Отец был лесником, дед в лесничестве всю жизнь про­ работал. Плотничал. Салазки, сделанные его руками еще маленькому внуку, совсем ■не­ давно ИЗ' строя: вышли »— и , правнукам хватило иокатать- . Лишь об одном члене мех- отряда мы до сих пор умалчи­ вали. Если честно — умыш­ ленно. Юрий Журавлев рабо­ тает в коллективе первый се­ зон. Весной вернулся из ар­ мии. Признался честно: — Кончатся срочные рабо­ ты — уйду. Учиться поступ­ лю. Хочу быть шофером. Бли­ же к городу перебираться на- • Говорил Юрий четко, без запинок. Не раз, видно, взве­ шивал все «за» л «против». Только глаза почему-то чаще в сторону дтводил. Может, от­ того, после беседы этой оста­ лись сомнения; прочны лесные корни, так просто не отпустят. И. СОКОЛОВА, наш корр. Добровский район. ДНИ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЛИПЕЦКОЙ ЗЕМЛЕ БЫТЬ БЛИЖЕ К Ж И З Н И 11—13 сентября в рамках Дней советской литературы, посвященных 150-летию А. И. Левитова, в Липецке ирощея VIII областной семинар-сове­ щание молодых ■писателей, проведенный Липецкой пв.са- тельской организацией. Начи­ нающие литераторы участво­ вали в работе двух секций — прозы и поэзии, руководили которыми московские и ли­ пецкие писатели. На секции поэзии обсужда­ лись рукописи Анатолия Фи- сеико, Валерия Желябовско­ го, Андрея Новикова и дру- I их. Произведения некоторых авторов, в том числе Виктора Бурякова, Владимира Петро­ ва, Владимира Коршикова рецензировались на секции прозы. Большинство участников се­ минара уже имеют определен­ ный жизненный опыт, нарабо­ тали навыки литературного творчества.. Почти все они , по­ сещают теоретический и прак­ тический семинары при Ли­ пецкой писательской органн-, зацин, ведут которые . профес­ сор ЛГПИ с. Т. Вайман и член Союза писателей СССР, лауреат премии Липецкого об­ кома ВЛКСМ имени В. Скоро- ходова А. А. Владимиров. В последнее время заметен профессиональный рост молб- дых липецких авторов. Доста­ точно сказать, что некоторые участники прошлого семинара пришли к нынешнему с за­ метным литературным бага­ жом; вышло два поэтических сборника Ивана Харина, в ближайшее время в издатель­ стве «Молодая гвардия» вы­ ходит первая книга рассказов В. Бурякова, в Центрально­ черноземном издательстве го­ товится к печати книга Еле­ ны Нечаевой, и два поэтиче­ ских сборника Людмилы Пар- щиковой. Произведения молодых . ав­ торов регулярно печатаются и на страницах нашей газеты, в литературном клубе «Раду­ га». И важно отметить тот факт, что почти все начинаю­ щие писатели и иоэты, помимо занятий литературным творче­ ством, трудятся на предприя­ тиях, в колхозах и совхозах области. Все липецкие писатели по­ стоянно работают с молоды­ ми. Так, В. М, Чернов зани­ мается с прозаиками. Кстати, трое из его учеников стали тоже членами Союза писате­ лей СССР Секретарь правления Союза писателей РСФСР, критик В. В. Дементьев. после подве­ дения итогбв работы , семина­ ра отметил, что состоявшийся разговор по совершенствова­ нию литературного мастерства молодых липецких литера’гс - ров был взыскательным , и должен •принести Пользу начи­ нающим авторам. Всем участ никам семинара он пожела в их творчестве ‘ быть ближе к жизни, ■ Московские писатели побы­ вали на НЛМК, стали участ никами литературного вечера посвящешюго 150-летию А. И. Левитова, который состоялся в .зале областной научной биб­ лиотеки. Дни советской литературы, посвященные 150-летию А, И. Левитова закончились вчера на родине писателя, в селе Добром, где были _ открыты мемориальная комната-музей писателя и мемориальная дос- ........14 сентября 1985 г. = ' Все произошло так неожи­ данно, что я ничего не успел заметить. Тонкий, как игла, луч брызнул-., из небольшого - оптического прибора, и запля- ! сал на крохотном медном «пя- ТЙ^ке», соединявшеЦ^'Две дета- : ■— У-же '"готово, — улыбну­ лась комсорг участка • №' 13 .Елецкого завода медицинского оборудования Татьяна Картац- цева и воказала мне дужку очковой, оправы, намертво схва- • ченную" специальным спла­ вом. Операция, проделанная на сташе-полуавтомате, заня­ ла считанные секунды. Опра­ ва получилась легкой и .изящ­ ной. А в руках у девушки уже новое изделие.. ' Коллектив цеха очковых оп­ рав, где мы записали наш не­ большой репортаж, —* пожа­ луй, самый молодой на заво- Сейчас перед коллективом стоит множество -пр.облем. Многое надо сделать, напри­ мер, чтобы улучшить качество ■выпускаемых изделий, снизить трудозатраты, исключить' слу­ чая брака. Не ~ меньшую сложность представляет процесс освоения ' сложного импортного обору­ дования. Заводским наладчи­ кам не всегда еще хватает опыта, мастерства. И все же есть у коллектива главное^тремление работать лучше, с большей отдачей. Особенно заметно это сейчас, когда молодой коллектив встал на трудовую- вахту 6 честь XXVII съе.тда КПСС. В. НИПАДИСТОВ. НА СНИМКАХ: бригада уаастка № 11; главный сбороч­ ный конвейер участка № И ; Марина Терехова — групком- сорг участка № 13, Фото В. Строкова. МАСТЕРА КРАОСТЫИ ЗАОРОВЬЯ ПЕДСОВЕТ Липецкое управление лесного хозяйства провело традиционный областной смотр.кон- курс рабочих ведущих профессий. Он проходил в Ямайском лесничестве Ленинского лес­ хоза. В соревнованиях участвовали и молодые работники. Среди них — тракторист-ма- юинист Добровского лесхоза Сергей Ери1Ъ Фото В. СТРОКОВА. И Х ЧАСТНЫЙ ДОМ с колоннами .заворажи­ вает декоративной лепкой. В зелени и цве­ тах утопает дворик. Живи да радуйся. Но отцу — стоит подумать о сыне — стыдно ' идти с работы по улице. Мать не засыпает без табле­ ток снотворного. Не только тяжесты вины, пред­ чувствие беды несут они. МАТЬ: «При всем желании, уже не верю, что Виктор исправится. Я надоедала всем в школе, те­ перь обиваю пороги милиции. Мне тяжело, стыдно. Может, связался с кем — все в голову лезет. Кто его угощает, покупает дорогие сигареты? Где ночу­ ет? Откуда на нем чужие вещи? Ж иву в постоянной тревоге, не могу больше. Почему нельзя устроить его в колонию или в ка ­ кую-нибудь спецшколу, чтобы я спокойна была, знала, что ничего с ним уже не случится?» ' ...Секретарь райком а комсомола, стад вспоминать, где мог слышать эту фамилию. Я был уверен, что о Викторе Сидоренко (представителе несоюзиой мо­ лодежи) он «не в курсе». Но, сдвинув брови, он ры лся в стопке, бумаг. Наконец, извлек одну; — Среди «трудных» •подростков не значится. Ше­ фа, следовательно, за ним не закрепляли . . За т ем из ящика стола извлек общую тетрадь, по­ листал. - — Вот. В сентябре пьяным задерж ан на таи . цах. Ш естнадцать лет, окончил в этом году восемь классов, ученик токаря. На учет в милиции' Виктора поставили 5чке пос­ ле школы , когда он в августе две недели не жил дома. Объявился в день своего рождения. На расспросы домашних дыхнул рукой: «Все равно не поймете. Лучше дайте денег, я с ребятами в баре посигку». Мать увезли на «скорой». Когда я собрался с ним познакомиться, он опять куда-то запропастился. И скали-родители , «вылав­ ливал» комсомольский оперативный отряд, с фото­ графией в руках подключился и я . Парнишка, как чувствовал: исчезал то с танцплощадки, то из р е .- сторана, то из бара. Возвращаясь ра з после неудачных поисков, один и з членов оперотряда, бывший м оряк , размышлял : «Якорную цепь на судах держит нгвакогалс. Не уследишь -за звеном;, отпустишь лишнего — и будет рыв'бк: жвакогалс откроется , вся цепь пойдет ко дну. Т а к вот и с этим парнишкой». Подводные кам ­ ни воспитания — звенья одной цепи. И все глав- Нашелся Виктор сам. Сидел передо мной с не­ проницаемым лицом, з атягав ался дымодг и эффект­ но сбивал грязныд! ногтем пепел с сигареты . В его - пачке «Экспресса» находилось несколько «Столич- — Отцовские пошли? — спросил' я, — Что делать? — не стал лгать, а как-то по- взрослому пожал он узкими плечами. Ну, подумаешь, утащил у отца несколько сига­ рет?! Мелочь тем и отвратительгш, что она мелочь. С нее начиналось. Одноклассники заставали его в гардеробе, где он шарил по чужим карманам. Д альш е—больше. Плакал малыш: «Сидоренко от­ нял 20 копеек». Вмешался учитель. «На, подавись!» — Виктор швырнул мальчонке мотету под ноги. Мелочь, не отдавая, занимал у девчонок. Если от­ казывали , демонстрировал приемчики до девчоно­ чьих с ле з . С мальчишками ра справлялся чужими руками. Молча сидит, как в броне, недоступен. Судя по рассказам , у него до крайности развит эгоизм. Почти совершенно притуплена способность пони­ мать душевные движения других, даж е близких лю­ дей. Мать не раз пыталась разжалобить его: как она с КИМ мучилась! Ее пологкили после родов На два месяца :р'!^Ь'Льницу, а ‘ещ отвезли в дом малют- . ни. Врачи удивлялись, как это ей удалось свежим . шел с восьдга лет, когда видел и знал уиге больше своих сверстников. До четвертого класса его отли­ чала завидная память; на лету все схватывал. Но в пятом объем информации, который необходимо ус­ ваивать школьнику, возрастает почти в десять- раз; Родители уже не знали, как решать его задачки, сам он но три месяца леж ал в больнице. Пятерки и четверки сменились тройками и двойками. Мать нанимает ему репетиторов и тем самым лишает возможности поработать самостоятельно. Репетитор­ ство было не только поблажкой, но и унижением, подрывом в нем веры в самого себя. После пятерок плохие, отметки ошеломляли его. Он не знал про­ сто, как поступить, потому что не готов был по - ' трудиться :самостоятельно, напрячь свои усилия. Любому подростку присуще самоутверждение, а в воздухом., избавить сына ют рахита. Но рос он бо­ лезненным, липла любая хворь. Сколько слез про­ лито над его кроваткой.,. В шесть лет надолго стал ревматиком. Весь внутренний мир его — книга з а семью н е . чатями. Чем. живет, о чем мечтает, что волнует, тревожит его, — никто этого не знает . Я говорил со всеми, кто учил Виктора, Не могли назвать его увлечений, наклонностей. Ни от кого, даже родите­ лей, не прозвучало доброго слова. УЧИТЕЛЬНИЦА : «Иногда казалось, что он доб. рый, а чаще — скрытный, во всем ищет дАя себя выгоду. На словах один, на деле другой. Ему по­ стоянно хотелось выделиться. З а порогом школы в ел свой, никому не известный образ жизни». Учителя, родители говорил» ему правильные сло­ ва, Однако на улице были свои примеры , автори­ теты. Они оказались сильнее. — С кем ты сейчас дружишь? — я знал, он ча ­ сто меняет места своих скитаний, а с ними и «дру- Зачем вам? Чтобы потом их в милицию тя- — Хочу понять тебя... — Потом в колонию отправить? Это недоверие, хоть мимолетно, но кольнуло. В то же время подумалось: «Как же он живет? Ему давно никто не доверяет». Больные дети раньше взрослеют. Виктор не по годам был ранний. Возможно, сыграла свою роль санаторная среда, гд е .он находился семь р а з с р е ­ бятами старших возрастов. К тому зне в школу по- таких случаях б олеэнешое самолюбие разы грывает­ ся -до предела. Свой стыд Виктор прикрывал пона­ чалу напускной беззаботностью, безразличием . Дети-ревматпки склонны к подвижности. Он был неусидчив, любопытен. Но окружающие видели в его энергии только своенравие,, в деятельности — . тЬлько Стремление выделиться . При этом корректи­ ровали: его, кто как мог. Выставлялись напоказ, на­ ружу ,его слабости. Пусть, дескать, опомнится. Иногда невиновному ему перепадало авансом. Че­ рез день отец приходил на школьный двор — т ам , .чи сьш? Когда-МЫ .с Виктором-беседовали , мать ждала его на соседней лавочке, боялась, опять ■улизнет. Его душу годами «закаляли» '''недоверием, подозрительностью.. Он привыкал жить «из-под кнута». В о з л е 'ег о парты стояли учителя, чтобы он делал то, что делают другие, П е видя уважения, Витька стал защищаться, на­ поминать о себе. На уроках труда разбрасывал де­ тали. ломал инструмент. Если кто-то начинал ха­ мить ~ он продолжал. Дружки говорили: «Сидор, сорви урок!» Если не хотел, его называли трусом, и тогда он зазкигал «дымучку». Мог обратиться к молодой учительнице на «ты», нецензурно при пей выругаться , довести до слез. Как любого маль­ чишку, его тянула улица. На ней он решал свои зкизненные вопросы. Безделье в учебе, пустое вре- мяпрепровозкдение привили ему порочные наклон­ ности: в тринадцать лет — первый глоток вина, ды­ ма. Шло все своигл чередом; сначала нет угрызений совести, потом равнодушие, и, наконец, развивается наглость. РА БОТНИК МИЛИЦИИ : «К сожалению, среди стоящих у нас на учете Виктор не одинок. Основной мотив поступков и поведения таких ребят ж е ла . кие развлечься, получить удовольствие. Не думаю, чтобы он шел у кого-то на поводу, но в группе подростков склонен к правонарушениям». -Сейчас Виктор здоров. Два года назад прошел последний курс лечения в Евпатории. По приезде особенно изменился. Не мог уже скрыть тяги к деньгам. Готов был по пять-шесть часов сидеть, вытачивая крестик, чтобы потом «толкнуть» его з а три рубля, перстень — за пять. Деньги — это кок­ тейли в барах, хмельные танцевальлгые ритмы. Р а ­ но усвоил, что для удовлетворения собственных зке- ланий не надо много таланта. Ясно, что процесс ^воспитания шел уж е по лож­ ному. пути. Разговор в милиции, куда Виктор при­ ходит но вызову, — только и'&-за стола. Разговор с. родителями — только ответы на их вопросы. Нудная нотация сменяется криком. Каждый остает­ ся при своем; внушающий —■ при словах, Виктор — при-своих привычках. Бессилие воспитателей не в том, что Сидоренко неисправим. Все они стремились только искоренить пороки, в лучшем случае предотвратить их возник­ новение. Но ведь надо было видеть в нем и ра зви ­ вать все хорошее. Воспитание 'б е з дружбы с под­ ростком, без духовной - общности Сухомлинский сравнивал с блужданием в п о т ем к ах . '. Так ли узк пет светлого уголка в его душе? Не­ ужели не з а что было «зацепиться»? Он наделен музыкальными способностями, одно время увле­ кался спортом, была любовь к чтению. Но эти способности остались не развитыми , забытыми. Ни­ кто не придавал им серьезного' значения , как в об- щем-то,, и . судьбе, характеру Виктора в целом. Ни­ кто и никогда не говорил с ним серьезно о буду^ щем, о мечте, о профессии. Сейчас ему подобные вопросы неиитересны, в ответ он позкимает лишь лениво плечами. Когда, . наконец, многие поняли, что Виктор идет по накдонной дорожке, нельзя ко­ го-то упрекнуть в .недостатке внимания к его пер- Но слова взрослых не доходят до его души. Она у него просто не готова к хорошему, не может чув­ ствовать, понимать. Этому просто не учили. . Не попалея в ядазни Виктору человек, который бы помог ему познавать по только окрузкающий мир, но- и самого себя. Эту историю я рассказал так, какоз^ она мне представлялась два года, назад. Прошло время , а этот парнишка пе выходит у меня из головы. Вско­ ре я узнал, что семья Сидоренко продала дом и уехала из города. По мнению матери, это был един­ ственный «способ» оторвать Виктора от дружков. Помню, как перед отъездом отец сказал : «Нам бы его только до армии дотянуть, а там он перерас'^ тет!» В кого только? В. ЗАХАРОВ. — ВАМ ОТВЕЧАЮТ — Инстктут- для школьников Многие старшеклассни­ ки и их родители просят рассказать о физико-ма­ тематической школе «Юный инженер» при Ли­ пецком политехническом институте. Ответить на их вопро­ сы мы попросили Т. А, ГЕРАСИМЕНКО, дирек­ тора этой школы, доцен­ та ЛипПИ. •— Физико-математическая шко. ■;при ЛипПИ организована в декабре 1984 года и сразу ста­ ла популярной среди старше­ классников Липецка. В основе ее занятий — программа для ' поступающих в ВУЗы, только более расширенная и углублен­ ная. Ведут их опытные' препо­ даватели, кандидаты наук, до- На базе лабораторий, спе­ циальных кафедр организованы научно-технические кружки, отвечающие самым разносто­ ронним интересам школьников. Здесь и радиоэлектроника, и программирование на совре­ менных ЭВМ, и физика твер­ дого тела, и химия, и многое другое. Старшеклассники, зани­ маясь в этих кружках насто­ ящей научной -работой, . проя­ вили большой интерес и тру­ долюбие, Поэтому в новом учебном году мы собираемся шире привлекать школьников к подобной работе. Обще1И1е с учеными даст им прекрасную возможность ознакомиться с некоторыми направлениями науки, быть может, поможет определить.свое место в ней. .Сто восемьдесят человек про. должат занятия на втором курсе ФМШ, С 20 сентября начинается очередной прием на первый курс. Что нового предстоит в работе школы в новом учебном году? Во-пер­ вых, увеличится количество лабораторных работ, к которым, как я уже ска зала ,. старше­ классники проявили особый интерес. Во-вторых,.один раз в месяц лекции будут читать профессора института, ведущие . специалисты в различных от­ раслях науки. В-третьих, из числа студентов-отличииков выделены консультанты, кото­ рые будут помогать ребятам 12 октября в актовом зале института состоится организа­ ционное собрание слушателей первого и второго курсов, а с 15-го начнутся занятия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz