Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)
к Щ ЛЕНИНЕЦ а.;...■■.... ' .......................................... - ДОБРЫЙ СЛЕД НА СОТНИ ЛЕТ вставляют после себя люди, растящие щёй, 15 сентября — их профессиональный Нразднии. ' Н ад Г0ЛОВОЙ шумят деревья, водите.чь небольшого коллек- !ловяо ведут неторопливый тива мастер Иван Петрович 1азговор, начатый много лет Белоусов. Только и сами ре- : азад. Воздух свеж и прозра- бита улсе не новички. Недав- . 6н. Чтобы выехать «па при- но в лесхозе проводился кон- оду», не нужно бегать в по- курс профессионального мас- [сках машины; отойдя от до- т е ^ тв а . Среди трактористов (а на несколько метров и — Сергей Ерии стал победителем |От они, грибы-ягоды. и, соответственно, представи- 8Когд'а-то чуткая тишина и телем из Доброго на област- спугала, наверное, Ивана По- ном конкурсе, Г*вес" с^^ыст в^"э?ом -Трактор В лесу. Согтаси- а б ё т а% Т с Г ж е " к о Г р ” г- ~ Т ^ р Г ь Г ч п ^ е .Т а ^ о -^ ^ ^ ^ : Ь й ч ж ^ ^ н м к ’ не намнешь-? ханизатора в нашем представ- ^ 1о1ю ? ^ а гооод манила сули справедливо связана с Г Поначалу шумные улицы, У «.лестых» • механизаторов торопливые людские потоки урожай свой, особый.. Н а .краю ш тротуарах показались за- поля они поднимают защнт- штпыми. Но шло время, и ные полосы. И стройные бе_ • ;ердце все чаще щемила тос- резки, высокие тополя, ветви- [а. По дому. По родным. По стыв дубы дают отпор вет- 1€су. Тогда-то и решили для рам, не позволяют им раньше :ебя окончательно; чужой жнз- времени сдернуть со спящей |ью живут они в городе. Своя земли снежный покров. -г - настоящая — там, где кор- . . Ш остались. Прочные: руби— Нелегко растить хлеб. А 16 перерубишь. У Ивана П о . лес разве легче? Рядом с вы- гова родители долго в лесни- сокими нятнадцатилетними |естве "работали.' Семен Три- поса,ткамн в колхозе «Боль- )онович Ерин — отец Сергея шевик», на землях которого !* больше двадцати лет был- трудился в тот день мехот- есорубом. А недавно, уходя Р,яд, неокрепшие трехлетки, а пенсию, передал эстафету Словно кустарником отгоро- тариему сыну Владимиру, жено поле от дороги. Снуют ?«_ вдоль них, тракторы. Полкило- -ТаК что выбор места рабо . „етра в одну сторону, столь- ^ у рдного и другого, можно ко 5ке в другую. Так и «набе- Ш |ЬТЬ , был «запланиро- гает» за день норма — 5,5 задолго до того, как гектара на человека. По- Ьамй ()ебята к нему подошли, следние сентябрьские работы Н с случайно поэтому так уве- хю уходу за посадками. Об- з^нно сейчас говорит -о ра- щ^я площадь лесополос, кото- ротниках мехотряда главный обрабатывают мехаииза- «нженер Добровского л е ^ о - торы, — 262 гектара. За сезон Александр Николаевич Бн- они с дисками и боронами за- тракторами проходят ее боДьще, чем по десять раз: уничтожают сорняки, рыхлят почву. Самый напряженный сезон, ряд районного лесного хозяй- как и у всех тружеников сель- ства, трое — комсомольцы, екого хозяйства, — для мехот- Охотно делится опытом с ряда начинается весной, когда парнями Леонид Ллександро- крохотные саженцы из пи- нкч Зубарев. У него стаж ра- томника, «дички» из леса «пе- боты трактористом самый со- реезжают» к полосам и овра- лидный. Где-то просто под- гам, прудам и малым рекам, -скаж ет , в чем-то и поможет, вниз спол.зти. Но вот, каза- Не скупится на советы руке- лось бы, самое сложное поза ди, расти, зеленая полоска, на бирайся силы. Ан нет, появля ются препятствия другого'ро да. Засуха — касгоящая бе да. Да если бы только в кап ризах природы было дело! Люди тоже свою* «лепту» вно сят. Обрабатывают поля гер- . бицидами, деревьям достает- ется. На свежие посадки не редко забредает колхозное стадо. Словом, пока в силу войдут деревья, глаз да глаз за ними нужен. 82 процента — такова пла новая цифра выживаемости лесньнс насаждений по, обла сти. Мехотряд Добровского лесхоза в своих обязательст вах решил ■увеличить ее на один процент.. Шумят полоски леса у кро,мки поля, над не большой речушкой ■— живой показатель работы коллекти- Сергею Ерину и Ивану По пову добровский лес знаком не по карте. В Кривце их до ма — рядышком. Вместе бега ли через лее, напрямкн в Бо рисовскую школу. По одним грибным местам ходили. Не ' было случая, чтоб кто-то за- —- Работать начинал—страш- нее было, чем в лесу, одному ночью ока.заться, — признает ся Сергей. — Постоянно в го . лове вертелось: трактор в до роге сломается, что делать буду? Ведь от дома до по садок порой., километров: за шестьдесят, ■ ' — А мне повезло, ■— гово рит Иван: я и в армии «без отрыва от, производства» .про служил — в .чесу, на Урале. Мастер Иван Петрович Бе лоусов, слушая ребят, улыба ется своим мыслям. Его жизнь тоже крепко-накрепко связа на с Добровским лесхозом. Отец был лесником, дед в лесничестве всю жизнь про работал. Плотничал. Салазки, сделанные его руками еще маленькому внуку, совсем ■не давно ИЗ' строя: вышли »— и , правнукам хватило иокатать- . Лишь об одном члене мех- отряда мы до сих пор умалчи вали. Если честно — умыш ленно. Юрий Журавлев рабо тает в коллективе первый се зон. Весной вернулся из ар мии. Признался честно: — Кончатся срочные рабо ты — уйду. Учиться поступ лю. Хочу быть шофером. Бли же к городу перебираться на- • Говорил Юрий четко, без запинок. Не раз, видно, взве шивал все «за» л «против». Только глаза почему-то чаще в сторону дтводил. Может, от того, после беседы этой оста лись сомнения; прочны лесные корни, так просто не отпустят. И. СОКОЛОВА, наш корр. Добровский район. ДНИ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЛИПЕЦКОЙ ЗЕМЛЕ БЫТЬ БЛИЖЕ К Ж И З Н И 11—13 сентября в рамках Дней советской литературы, посвященных 150-летию А. И. Левитова, в Липецке ирощея VIII областной семинар-сове щание молодых ■писателей, проведенный Липецкой пв.са- тельской организацией. Начи нающие литераторы участво вали в работе двух секций — прозы и поэзии, руководили которыми московские и ли пецкие писатели. На секции поэзии обсужда лись рукописи Анатолия Фи- сеико, Валерия Желябовско го, Андрея Новикова и дру- I их. Произведения некоторых авторов, в том числе Виктора Бурякова, Владимира Петро ва, Владимира Коршикова рецензировались на секции прозы. Большинство участников се минара уже имеют определен ный жизненный опыт, нарабо тали навыки литературного творчества.. Почти все они , по сещают теоретический и прак тический семинары при Ли пецкой писательской органн-, зацин, ведут которые . профес сор ЛГПИ с. Т. Вайман и член Союза писателей СССР, лауреат премии Липецкого об кома ВЛКСМ имени В. Скоро- ходова А. А. Владимиров. В последнее время заметен профессиональный рост молб- дых липецких авторов. Доста точно сказать, что некоторые участники прошлого семинара пришли к нынешнему с за метным литературным бага жом; вышло два поэтических сборника Ивана Харина, в ближайшее время в издатель стве «Молодая гвардия» вы ходит первая книга рассказов В. Бурякова, в Центрально черноземном издательстве го товится к печати книга Еле ны Нечаевой, и два поэтиче ских сборника Людмилы Пар- щиковой. Произведения молодых . ав торов регулярно печатаются и на страницах нашей газеты, в литературном клубе «Раду га». И важно отметить тот факт, что почти все начинаю щие писатели и иоэты, помимо занятий литературным творче ством, трудятся на предприя тиях, в колхозах и совхозах области. Все липецкие писатели по стоянно работают с молоды ми. Так, В. М, Чернов зани мается с прозаиками. Кстати, трое из его учеников стали тоже членами Союза писате лей СССР Секретарь правления Союза писателей РСФСР, критик В. В. Дементьев. после подве дения итогбв работы , семина ра отметил, что состоявшийся разговор по совершенствова нию литературного мастерства молодых липецких литера’гс - ров был взыскательным , и должен •принести Пользу начи нающим авторам. Всем участ никам семинара он пожела в их творчестве ‘ быть ближе к жизни, ■ Московские писатели побы вали на НЛМК, стали участ никами литературного вечера посвящешюго 150-летию А. И. Левитова, который состоялся в .зале областной научной биб лиотеки. Дни советской литературы, посвященные 150-летию А, И. Левитова закончились вчера на родине писателя, в селе Добром, где были _ открыты мемориальная комната-музей писателя и мемориальная дос- ........14 сентября 1985 г. = ' Все произошло так неожи данно, что я ничего не успел заметить. Тонкий, как игла, луч брызнул-., из небольшого - оптического прибора, и запля- ! сал на крохотном медном «пя- ТЙ^ке», соединявшеЦ^'Две дета- : ■— У-же '"готово, — улыбну лась комсорг участка • №' 13 .Елецкого завода медицинского оборудования Татьяна Картац- цева и воказала мне дужку очковой, оправы, намертво схва- • ченную" специальным спла вом. Операция, проделанная на сташе-полуавтомате, заня ла считанные секунды. Опра ва получилась легкой и .изящ ной. А в руках у девушки уже новое изделие.. ' Коллектив цеха очковых оп рав, где мы записали наш не большой репортаж, —* пожа луй, самый молодой на заво- Сейчас перед коллективом стоит множество -пр.облем. Многое надо сделать, напри мер, чтобы улучшить качество ■выпускаемых изделий, снизить трудозатраты, исключить' слу чая брака. Не ~ меньшую сложность представляет процесс освоения ' сложного импортного обору дования. Заводским наладчи кам не всегда еще хватает опыта, мастерства. И все же есть у коллектива главное^тремление работать лучше, с большей отдачей. Особенно заметно это сейчас, когда молодой коллектив встал на трудовую- вахту 6 честь XXVII съе.тда КПСС. В. НИПАДИСТОВ. НА СНИМКАХ: бригада уаастка № 11; главный сбороч ный конвейер участка № И ; Марина Терехова — групком- сорг участка № 13, Фото В. Строкова. МАСТЕРА КРАОСТЫИ ЗАОРОВЬЯ ПЕДСОВЕТ Липецкое управление лесного хозяйства провело традиционный областной смотр.кон- курс рабочих ведущих профессий. Он проходил в Ямайском лесничестве Ленинского лес хоза. В соревнованиях участвовали и молодые работники. Среди них — тракторист-ма- юинист Добровского лесхоза Сергей Ери1Ъ Фото В. СТРОКОВА. И Х ЧАСТНЫЙ ДОМ с колоннами .заворажи вает декоративной лепкой. В зелени и цве тах утопает дворик. Живи да радуйся. Но отцу — стоит подумать о сыне — стыдно ' идти с работы по улице. Мать не засыпает без табле ток снотворного. Не только тяжесты вины, пред чувствие беды несут они. МАТЬ: «При всем желании, уже не верю, что Виктор исправится. Я надоедала всем в школе, те перь обиваю пороги милиции. Мне тяжело, стыдно. Может, связался с кем — все в голову лезет. Кто его угощает, покупает дорогие сигареты? Где ночу ет? Откуда на нем чужие вещи? Ж иву в постоянной тревоге, не могу больше. Почему нельзя устроить его в колонию или в ка кую-нибудь спецшколу, чтобы я спокойна была, знала, что ничего с ним уже не случится?» ' ...Секретарь райком а комсомола, стад вспоминать, где мог слышать эту фамилию. Я был уверен, что о Викторе Сидоренко (представителе несоюзиой мо лодежи) он «не в курсе». Но, сдвинув брови, он ры лся в стопке, бумаг. Наконец, извлек одну; — Среди «трудных» •подростков не значится. Ше фа, следовательно, за ним не закрепляли . . За т ем из ящика стола извлек общую тетрадь, по листал. - — Вот. В сентябре пьяным задерж ан на таи . цах. Ш естнадцать лет, окончил в этом году восемь классов, ученик токаря. На учет в милиции' Виктора поставили 5чке пос ле школы , когда он в августе две недели не жил дома. Объявился в день своего рождения. На расспросы домашних дыхнул рукой: «Все равно не поймете. Лучше дайте денег, я с ребятами в баре посигку». Мать увезли на «скорой». Когда я собрался с ним познакомиться, он опять куда-то запропастился. И скали-родители , «вылав ливал» комсомольский оперативный отряд, с фото графией в руках подключился и я . Парнишка, как чувствовал: исчезал то с танцплощадки, то из р е .- сторана, то из бара. Возвращаясь ра з после неудачных поисков, один и з членов оперотряда, бывший м оряк , размышлял : «Якорную цепь на судах держит нгвакогалс. Не уследишь -за звеном;, отпустишь лишнего — и будет рыв'бк: жвакогалс откроется , вся цепь пойдет ко дну. Т а к вот и с этим парнишкой». Подводные кам ни воспитания — звенья одной цепи. И все глав- Нашелся Виктор сам. Сидел передо мной с не проницаемым лицом, з атягав ался дымодг и эффект но сбивал грязныд! ногтем пепел с сигареты . В его - пачке «Экспресса» находилось несколько «Столич- — Отцовские пошли? — спросил' я, — Что делать? — не стал лгать, а как-то по- взрослому пожал он узкими плечами. Ну, подумаешь, утащил у отца несколько сига рет?! Мелочь тем и отвратительгш, что она мелочь. С нее начиналось. Одноклассники заставали его в гардеробе, где он шарил по чужим карманам. Д альш е—больше. Плакал малыш: «Сидоренко от нял 20 копеек». Вмешался учитель. «На, подавись!» — Виктор швырнул мальчонке мотету под ноги. Мелочь, не отдавая, занимал у девчонок. Если от казывали , демонстрировал приемчики до девчоно чьих с ле з . С мальчишками ра справлялся чужими руками. Молча сидит, как в броне, недоступен. Судя по рассказам , у него до крайности развит эгоизм. Почти совершенно притуплена способность пони мать душевные движения других, даж е близких лю дей. Мать не раз пыталась разжалобить его: как она с КИМ мучилась! Ее пологкили после родов На два месяца :р'!^Ь'Льницу, а ‘ещ отвезли в дом малют- . ни. Врачи удивлялись, как это ей удалось свежим . шел с восьдга лет, когда видел и знал уиге больше своих сверстников. До четвертого класса его отли чала завидная память; на лету все схватывал. Но в пятом объем информации, который необходимо ус ваивать школьнику, возрастает почти в десять- раз; Родители уже не знали, как решать его задачки, сам он но три месяца леж ал в больнице. Пятерки и четверки сменились тройками и двойками. Мать нанимает ему репетиторов и тем самым лишает возможности поработать самостоятельно. Репетитор ство было не только поблажкой, но и унижением, подрывом в нем веры в самого себя. После пятерок плохие, отметки ошеломляли его. Он не знал про сто, как поступить, потому что не готов был по - ' трудиться :самостоятельно, напрячь свои усилия. Любому подростку присуще самоутверждение, а в воздухом., избавить сына ют рахита. Но рос он бо лезненным, липла любая хворь. Сколько слез про лито над его кроваткой.,. В шесть лет надолго стал ревматиком. Весь внутренний мир его — книга з а семью н е . чатями. Чем. живет, о чем мечтает, что волнует, тревожит его, — никто этого не знает . Я говорил со всеми, кто учил Виктора, Не могли назвать его увлечений, наклонностей. Ни от кого, даже родите лей, не прозвучало доброго слова. УЧИТЕЛЬНИЦА : «Иногда казалось, что он доб. рый, а чаще — скрытный, во всем ищет дАя себя выгоду. На словах один, на деле другой. Ему по стоянно хотелось выделиться. З а порогом школы в ел свой, никому не известный образ жизни». Учителя, родители говорил» ему правильные сло ва, Однако на улице были свои примеры , автори теты. Они оказались сильнее. — С кем ты сейчас дружишь? — я знал, он ча сто меняет места своих скитаний, а с ними и «дру- Зачем вам? Чтобы потом их в милицию тя- — Хочу понять тебя... — Потом в колонию отправить? Это недоверие, хоть мимолетно, но кольнуло. В то же время подумалось: «Как же он живет? Ему давно никто не доверяет». Больные дети раньше взрослеют. Виктор не по годам был ранний. Возможно, сыграла свою роль санаторная среда, гд е .он находился семь р а з с р е бятами старших возрастов. К тому зне в школу по- таких случаях б олеэнешое самолюбие разы грывает ся -до предела. Свой стыд Виктор прикрывал пона чалу напускной беззаботностью, безразличием . Дети-ревматпки склонны к подвижности. Он был неусидчив, любопытен. Но окружающие видели в его энергии только своенравие,, в деятельности — . тЬлько Стремление выделиться . При этом корректи ровали: его, кто как мог. Выставлялись напоказ, на ружу ,его слабости. Пусть, дескать, опомнится. Иногда невиновному ему перепадало авансом. Че рез день отец приходил на школьный двор — т ам , .чи сьш? Когда-МЫ .с Виктором-беседовали , мать ждала его на соседней лавочке, боялась, опять ■улизнет. Его душу годами «закаляли» '''недоверием, подозрительностью.. Он привыкал жить «из-под кнута». В о з л е 'ег о парты стояли учителя, чтобы он делал то, что делают другие, П е видя уважения, Витька стал защищаться, на поминать о себе. На уроках труда разбрасывал де тали. ломал инструмент. Если кто-то начинал ха мить ~ он продолжал. Дружки говорили: «Сидор, сорви урок!» Если не хотел, его называли трусом, и тогда он зазкигал «дымучку». Мог обратиться к молодой учительнице на «ты», нецензурно при пей выругаться , довести до слез. Как любого маль чишку, его тянула улица. На ней он решал свои зкизненные вопросы. Безделье в учебе, пустое вре- мяпрепровозкдение привили ему порочные наклон ности: в тринадцать лет — первый глоток вина, ды ма. Шло все своигл чередом; сначала нет угрызений совести, потом равнодушие, и, наконец, развивается наглость. РА БОТНИК МИЛИЦИИ : «К сожалению, среди стоящих у нас на учете Виктор не одинок. Основной мотив поступков и поведения таких ребят ж е ла . кие развлечься, получить удовольствие. Не думаю, чтобы он шел у кого-то на поводу, но в группе подростков склонен к правонарушениям». -Сейчас Виктор здоров. Два года назад прошел последний курс лечения в Евпатории. По приезде особенно изменился. Не мог уже скрыть тяги к деньгам. Готов был по пять-шесть часов сидеть, вытачивая крестик, чтобы потом «толкнуть» его з а три рубля, перстень — за пять. Деньги — это кок тейли в барах, хмельные танцевальлгые ритмы. Р а но усвоил, что для удовлетворения собственных зке- ланий не надо много таланта. Ясно, что процесс ^воспитания шел уж е по лож ному. пути. Разговор в милиции, куда Виктор при ходит но вызову, — только и'&-за стола. Разговор с. родителями — только ответы на их вопросы. Нудная нотация сменяется криком. Каждый остает ся при своем; внушающий —■ при словах, Виктор — при-своих привычках. Бессилие воспитателей не в том, что Сидоренко неисправим. Все они стремились только искоренить пороки, в лучшем случае предотвратить их возник новение. Но ведь надо было видеть в нем и ра зви вать все хорошее. Воспитание 'б е з дружбы с под ростком, без духовной - общности Сухомлинский сравнивал с блужданием в п о т ем к ах . '. Так ли узк пет светлого уголка в его душе? Не ужели не з а что было «зацепиться»? Он наделен музыкальными способностями, одно время увле кался спортом, была любовь к чтению. Но эти способности остались не развитыми , забытыми. Ни кто не придавал им серьезного' значения , как в об- щем-то,, и . судьбе, характеру Виктора в целом. Ни кто и никогда не говорил с ним серьезно о буду^ щем, о мечте, о профессии. Сейчас ему подобные вопросы неиитересны, в ответ он позкимает лишь лениво плечами. Когда, . наконец, многие поняли, что Виктор идет по накдонной дорожке, нельзя ко го-то упрекнуть в .недостатке внимания к его пер- Но слова взрослых не доходят до его души. Она у него просто не готова к хорошему, не может чув ствовать, понимать. Этому просто не учили. . Не попалея в ядазни Виктору человек, который бы помог ему познавать по только окрузкающий мир, но- и самого себя. Эту историю я рассказал так, какоз^ она мне представлялась два года, назад. Прошло время , а этот парнишка пе выходит у меня из головы. Вско ре я узнал, что семья Сидоренко продала дом и уехала из города. По мнению матери, это был един ственный «способ» оторвать Виктора от дружков. Помню, как перед отъездом отец сказал : «Нам бы его только до армии дотянуть, а там он перерас'^ тет!» В кого только? В. ЗАХАРОВ. — ВАМ ОТВЕЧАЮТ — Инстктут- для школьников Многие старшеклассни ки и их родители просят рассказать о физико-ма тематической школе «Юный инженер» при Ли пецком политехническом институте. Ответить на их вопро сы мы попросили Т. А, ГЕРАСИМЕНКО, дирек тора этой школы, доцен та ЛипПИ. •— Физико-математическая шко. ■;при ЛипПИ организована в декабре 1984 года и сразу ста ла популярной среди старше классников Липецка. В основе ее занятий — программа для ' поступающих в ВУЗы, только более расширенная и углублен ная. Ведут их опытные' препо даватели, кандидаты наук, до- На базе лабораторий, спе циальных кафедр организованы научно-технические кружки, отвечающие самым разносто ронним интересам школьников. Здесь и радиоэлектроника, и программирование на совре менных ЭВМ, и физика твер дого тела, и химия, и многое другое. Старшеклассники, зани маясь в этих кружках насто ящей научной -работой, . проя вили большой интерес и тру долюбие, Поэтому в новом учебном году мы собираемся шире привлекать школьников к подобной работе. Обще1И1е с учеными даст им прекрасную возможность ознакомиться с некоторыми направлениями науки, быть может, поможет определить.свое место в ней. .Сто восемьдесят человек про. должат занятия на втором курсе ФМШ, С 20 сентября начинается очередной прием на первый курс. Что нового предстоит в работе школы в новом учебном году? Во-пер вых, увеличится количество лабораторных работ, к которым, как я уже ска зала ,. старше классники проявили особый интерес. Во-вторых,.один раз в месяц лекции будут читать профессора института, ведущие . специалисты в различных от раслях науки. В-третьих, из числа студентов-отличииков выделены консультанты, кото рые будут помогать ребятам 12 октября в актовом зале института состоится организа ционное собрание слушателей первого и второго курсов, а с 15-го начнутся занятия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz