Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)

4 О «ЛЕНИНЕЦ^ К 150-летмю со йня рождения писателя-земляка Александра Ивановича Левитова Один ИЗ младших богатырей «Одним из лучших лириков в прозе», в числе «младших бога­ тырей русской литературы», «богатейших лексикаторов наших», чьи произведения «хорошо учат нас», называл М. Горький А. И. Левитова, уроженца села Доброе Липецкой области. Юбилею замечательного земляка посвящен историко-литературный очерк Василия Васильевича Шахова, доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой литературы Рязанского орде­ на Знак Почета государственного педагогического института. В архивных фондах хранится лю­ бопытная переделка известных н е . Красовских строк: «Придет ли времечко?! Приди, приди, желанное!.. - Когда мужик не Блюхера И не милорда глупого — ? с о 1 етннкова Федора, Успенских двух, Левитова, Слепцова, Златовратского, Засоднмского, Салона, Каронина, Нефёдова, А главное — Некрасова, Всего б ез исключения, С базара понесет...». Александр Иванович Левитов на­ зван здесь вместе с Н. А . Некрасо­ вым, яркими представителями некра. совской школы, демократического те­ чения отечественной словесности. «В первых рядах русской литера­ туры» отводил место Левитову Иван Бунин. Мастерству поэтической пла­ стики учились у Левитова прозаики X IX— XX столетий, создавая значн. тельные произведения критического и социалистического реализма. В чем Я{е особенности творческой индивидуальности Левитова? Каково значение его наследия? Проследим основные вехи жизни, творчества Левитова, судьбу леви- товского наследия в X IX— ХХ“, сто.те- тнях. Свой первый очерк, напечатанный в ясурнале братьев Достоевских «Вр е­ мя» в 1861 году «Ярмарочные сц е . ны», Левитов снабдил эпиграфом из Гоголя. В русле гоголевского направ­ ления развивалось все творчество пи- сателя-демократа. Журнал «Совре­ менник» опубликовал левитовские ' «Выселки», «Бабушку Маслиху», «Верное средство от разорения». Его очерки, расска,зы, повести увидели свет в ведущих журналах; «Отечест­ венных записках», «Вестнике Евро­ пы», «Д еле» , «Искре», «Будильни­ к е» , «Народном богатстве, '« З р и т е ­ ле» , «Русской речи». Революционно- демократический «Современник»- два . ;кды откликнулся на произведения .Левитова, «действительно замеча­ тельные, в самом деле обличающие истинного художника». Безымян­ ный критик говорил об обаянии ново­ го автора, «сына степей, которые описывает, проникнутый их жизнью, а потому в его очерках так много за . душевности и лириз.ма»; «не скрывая мрачных сторон... жизни, Левитов выставляет и те явления, которые, мелькая светлыми лучами в темном царстве, составляют зачатки хоро­ шего будущего». Художественные полотна демокра­ тов (Левитову среди них принадле­ жит заметное место) запечатлели обострение кризиса крепостниче. ской системы, массовое антикрепо- стническое - движение. Первый период творчества Леви­ това завершился созданием трехтом- иых «Степных очерков» (1 8 6 5 — 1 8 6 7 ) , имевших большой обществен­ ный резонанс. Н. Златовратский сви­ детельствовал о популярности «Степ­ ных очерков» среди студентов, уча­ щейся молодежи, подчеркивал мас­ терство Левитова в изображении «и барского хамства и хамского барст­ ва», тех, кто такое хамство «своими очами видели, своими телесами ося ­ зали» . Новаторской заслугой Леви­ това. явилось развитие гкапра лириче­ ского очерка. Ритмически организо­ ванная проза, е е музыкальность, не­ обычайная чуткость к метафориче­ ским возможностям слова ,й образа., пафос народного заступничества — все это привлекало читателя из де­ мократической среды. Страницы «Степных очерков» донесли до него «могучий стра,цающйй, шепот» полей, неизбывное горе всех этих Коровь­ их Слезок, Малых Лошадьев, Раз- вяхляевых, Перегнонщевых, «реву­ щие противоречия» несправедливого обгцества. Большинство левитовских очерков трагедийно, Гиби^^: люди, гибнут надежды, гибнет любовь. Пси- хол-огически мотивированный образ «б 5 ’йной> девушки, жертвы общест­ венной. несправедливости, создан в «Блаженпепькой». Помутилось созна­ ние кроткой и доброй Забаихн, не перенесшей смерти младшей сестрен - кн-зо.лотошвейки. обесчещенной ба­ рином («Дворянка»), Новый этап творчества Левитова связан с очерковыми циклами о «го­ ре городов» (вторая половина шестн- десятькс годов). «Славной книжкой» назвал М. Горький художественно- документальный сборник «Москов- ские норы и трущобы», написанный Левитовым совместно с М. А . Воро­ новым, личным секретарем Н. Г. Чернышевского. . Широко и эстети­ чески многопланово представлена в атом «городстюм» цикле тема со ­ циального «дна». Новые задачи оп­ редели.™ :принципиально новые спо­ собы изображения окружающей дей­ ствительности. Шарж, "ирония, сар- каз.м, острота, ш^^тка, насмешка - - все это на вооружении Левитова-са- тирика, ’ усиливающего публицисти--- чесную заостренность своих' произве­ дений, психологическую . 'мотивиро­ ванность поведения героев. Автор «Московских нор II трущоб», «Жиз­ ни московских закол'лков», как и его собратья п6 перу "(Слепцов, Успен. ские, Помяловский, Решетников, Якуцшнн, Воронов) выступает в за­ щиту «людей покоробленных», «со­ гнутых всесильною нуждою», «жертв, которых неумолимо пожира­ ет... гибельный порядок вещей». «Социалистические выходки» не раз фиксировала у Левитова о з ­ лобленная цензура. ' . По «высо- ча 11 шему.» 'повелению Книги Левитова изьадались из публичных библиотек. Ярая ненависть к произведениям Л е ­ витова со стороны церберов цариз­ ма лишний раз подчеркивает идей­ ную значимость его наследия. Основным материалом для созда­ ния . словесной ткани своих произве­ дений Левитов брал общеупотреби­ тельные слова, так называемую «нейтральную лексику»; писатель об­ ладал однако даром создавать такой художественный контекст, который позволял каждо.му слову вы'ст 5 чшть в наиболее емком своем значении, ему были ведомы все потаенные пу­ ти создания поэтического образа, тай­ ны «лшвописи слова». Левитов-пейзаншст не боялся ошщ сывать «низкую природу» русских степей, находя в ней много поистине изящного. Ему чуждо стремление к созданию красивостей, эффектных пейзажей. Вдумчивый, впечатли­ тельный художник с.дова находил подлинную красоту и обаяние в не­ затейливых просторах провинциаль­ ного захолусх 1 ,я. Тонкий знаток природы, Левитов у.мел впечатляюще раскрыть поэтическую прелесть разных времен года. Критик и литературовед А. И.змай- лов в свое время (на рубеже X IX— XX в.в.) заявил, что Левитов пи­ сал. «как бы пророчествуя об аква­ рельных тонах Ч ехова» ,! Чехов раз обмолвился замёчашгем, что «женская красота всегда будила в нем чувство какой-то беспричинной, неосознан­ ной грусти». «Так именно Левитов воспринимал природу», —> отмечал Измайлов, считая, что «какое-то женственное начало, то самое, ко­ торое отличало Глеба Успенского, Чехова , Гаршина, Надсона, звенело в. левитовской душе». Левитов придавал большое значе­ ние «нацеленному» заглавию произ­ ведения. Название одной из его книг — «Горе сел-, дорог и городов», на­ ряду с «В.таетью земли» Г. Успен­ ского, «Властью тьмы» Л. Толстого, стало емкой метафорической форму­ лой жизни России минувшего столе­ тия. Жанровые, сюжетно-тематические особенности произведения порой по­ ясняются им выразительным подза­ головком: «Стрелки и стрельба. Нравы московских нищих», «Б ес­ приютный. Шоссейные типы, карти­ ны н езжены с натуры», «Ни сеют; ни жнут. Из жизни московского проле­ тариата»: «Лиричёцкйе воспомина­ ния Ивана Сизова» снабжены подза­ головком «Характеристика трепок, получаемых нашими молодыми ребя­ тами при их вступлении в жизнь». «Соседи» имеют подзаголовок; «По­ свящается одному несчастному дет­ ству». Горькая ирония слышится в названиях таких произведений, как «Сладкое житье»,- «Беспечальный, народ», «Нравы московских девст­ венных улиц», «Верное средство от разорения», «Хорошие воспомина­ ния». Чтобы ощутимее представить «го­ ре сел, дорог и городов», Левитов соответствующим образом подбира­ ет назваш-ш населенных пунктов, впечатляюща левитовская «поэтиче. ская аномастика»: город Черная Грязь, село Разгоняевка, деревни Развнхляево, Разгаиха, Перёгнои- хцево. Малое Лошадье, Большие Гробищи. Выразительны имена дей­ ствующих лиц;' мечтающий стричь просителей, «как овец», помощник станового пристава Нетроньвозжев («Типы и сцены ...»), плутоватые куп­ цы Ветчинниковы («Верное средст- во ...» ) , беза.чаберный мещанин Рас- собакин и «весьма заметный капита­ лист» Луп Елизарыч Дурашливый («Женитьба портного Ивана Марко­ ва и ее последствия»), или Захлюсти- -ха и з того ж е произведения, отдавшая «развратнику красавицу-дочь», («свою дочь, свою кровь продала»), Пронзведення Левитова — страст­ ный протест против несправедливо­ го общественного уклада ншзнй. По- бориик демократических преобразо­ ваний («глубоко верю в будащ ее Р о с ­ сии!»), Левитов считал нелепым и гибельным такой , порядок вещей, когда могучие Иваны, . энергичные Петры Крутые («Степные выселки»), сильные, .любвиобильные люди обре­ чены на страдания н бездействие, Левитов не был обойден внимани­ ем читателя. По 'свидетельству И. Златовратского. Левитов, зашт- мавший «уже. видное место среди молодых русских писателей», был попу.чярен среди Студенческой ^моло­ дежи , читавшей его очерки и расска. зы с «интересом и любовью». Левитов поддерживал контакты СО многими известными литератора­ ми и деятелями культуры (Г. и Н. 'Ус­ пенские, Решетников, Помяловский, Воронов, Марко Вовчок, Слепцов, Дмитриев, Нефедов, Суриков. Злато­ вратский, Засодймский, Соловьев- Несмелов, Каронин-Петропав.чов- ский, Максимов), Николай. Успенский вспоминал, что .Левитов прнобре.ч «такую громкую известность, что каждый новый издатель журнала счи­ тал долгом пригласить автора «Степ­ ных очерков» к себе в сотрудники»,- «Предтечей Максима Горького» на­ зывал Левитова Ю. Айхенвальд, В. Никольский на рубеж е XIX XX в.в. убедился ,, что горьковские произведения . ' заставляют «читаю­ щую публику вспомнить''о другом по­ эте голи бездомовной — Левитове, о писателе, впервые поставившем в русской литературе с' беспомощной яростью тип погибшего человека». Глубокую, всестороннюю оценку творчества Левитова дал Горький, настаивавший на необходимости ар­ хивных разысканий о жизни демо­ кратов, широкого издания их произ­ ведений. В. И. Ленин пожелал иметь книги Левитова в библиотеке Совета На­ родных Комиссаров. Жизнь и творчество Левитова изу- ча.ли липецкие краеведы (А. Курков, А . Маптынов, А. Струков). Особое место в н.зучении биографии и худо­ жественной индивидуальности Леви­ това принадлежит А . Силаеву, ав­ тору многих работ, в том числе моно­ графии «Лиры звон кандальный. Очерки жизни н творчества А,- И. Левитова» (Липецк, 1963 ) . Помню, как вместе с Алексеем Яковлевичем мы навещали в Добром Екатерину Васильевну Левитову, бе ­ седовали с ней, другими родственни­ ками писателя. Окрестные села (Ка- ликико, Махово, Гудово, Крутое, Волчье Густый, Каменное, Нанино (Крнвец) хранят еще песни, частуш­ ки, сказания, загадки,- поверы?, по- слуншвшие в свое время основой для поэтических обобщений Левитова. Лирическое, «музыкальное» слово Левитова вышло из народа и возвра­ тилось в народ, как слово Ко.тьцова, Никитина, Есенина. Вспоминаю дни памяти Левитова, прошедшие в Липецкой области в январе 1977 года. Инициативу' обще­ ственности поддержали Институт русской литепатуры (Пушкинский дом) .АН СССР и Липецкий област­ ной комитет КПСС. Прошли «леви­ товские чтения», были организованы выставки на предприятиях, в колхо­ зах, школах, библиотеках. - Народ не забывает своих сыновей. Живет и память о народных заст.уп- никах-разиочинцах минувшего сто­ летия, о Левитове с его" гневным сло­ вом обличения, искренней печалью о «горе сел. дорог я городов». Кол­ хозники, мета.ллурги, учащиеся е волнением слушали левитовское слово в исполнении профессиональных и самодеятельных '' артистов. Левйтов‘ оказался дорог нашему современнику народностью и гуманизмом своих произведений, одухотворенных «яе--; чалью не о своем горе», с пснхоло- гичесш 1 м анализом «загадок русской датаи», художественной пластшзЙ картин пореформенной деревни, об­ разами «согнутых всесильной нуж?.. дою», но уж е «выпрямлягощнх'си,» крестьян и пролетариев. В. ШАХОВ, доктор филологических наук, . нрофессор. 5а редактора И. ЛРВЫКИНА Г В к 1 Ш о * 1 ШЕатрах г* — 21 А8ГУСТА «ВШШИЦА». Вий {дета до 16 неа ве донусдаютЕя}—10.00, 12.00, 14.00, 16.0Д (УАДийешдай), 18.30, 20.30. Ма­ лый зад. Кармея — 18.00. 20.00. Детский зад. В трвдевятоЧ царстве — 11.00, 13.00, 15,00, 17,00. «ОКТЯБРЬ». Вий (дет-и до 10 лОт на донускатотся! — 0.00, 12.30, 14.15, 16.00, 17.40, 19.20, 21.00 (удлявен- ныя). Город мастеров — 10,45. «З.АРЯ». Черньтй цоршув — 10.00, ■12.00, 16,30. 18.20, Таицор «диско* (2 серии) — 14.00, 20.10. Малый вод. Законный брак — Ю.во; 18.10. Л«г- бед» ЗЯМОЙ (дета дв 16 лет це .до­ пускаются) — 20.20 <уд.даяеияый1, Чурядадо— 19.30. «СПУТНИК». Законный бра* — 9.00, 12.40, 14.40, 16.40, 13.40, 20.40 (уддинеавый). Королевство щгавых зерка .1 — 11.00. 21 августа. Закон­ ный брак — 9.00. 12.40,. 14.49, 10.40, 18.40, 20.40 {удлиненный) Мвро.жо «МЕТАЛЛУРГ». Тайна Золотой го­ ры - 9.00, 11.00, 13.00. 15.00, 17.10, 18.50 (удлинеяивй), 21,00. ДКнТ ЯЛМК. Тайяа Золотой торы - 16.00, 18.00, 2вЛЙ. ,21 августа. Надежда я онер» — 18.90, 30.00. Нащ адрес: ГСП 398055, г. Липецк, улица Московская. 85» редактора — 5-01.76; ответственного секретаря — 5-01-45; отдела коагсомольскоб жизни — 5-01-42; отде^ коммуг»»- стического воспитания и руководителя литобьединения — ^ 5-01-78; отдела учашейся молодежи — 5-01-57; отдела ои- ТЕЛСФОНы - 5-01-05: отдела спорта и фотокорреспондента—5-01-87. Типография издательства «Ленинское зоам»». Липецк, ул. Московская. Тираж 43040 Печать высокая. И.йдекс 52600 Объем ! о. я. АЭ 51746 Зак7“Л'Г4470.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz