Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)
4 • « Л Е и Й ( ^ Е и « : А У НАС СЕГОДНЯ ГОСТЫ ИНТЕРВЬЮ по ВАШЕЙ ПРОСЬБЕ «ВЫШЗЙТЬ то, чтозлтщтся в йше ...» Э П «ВОЗДПНЫЕ ПИРАТЫ» В афишах его имя не зна чилось...И вдруг посреди кон церта конферансье объявил: «Народный артист СССР Вла димир Этуш!» — и зал напол нился овациями. На нескольких концертах и с , творческими вечерами пе ред липчанами выступил не давно этот замечательный ак тер. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию коллаж из фрагментов творческого ве чера и интервью народного артиста СССР В. Этуша, под готовленного нашим внештат ным корреспондентом. На творческих вечерах В. Этуша мне довелось цобы. вать еще в студенческие годы. Он—желанный гость в универ ситетском ДК на Ленинских горах. И вот новая встреча, -но теперь я имел возможность быть не только зрителем, но и собесег^ииком актера. . к- это непростая роль - - Владимир Абрамович профессор, воспи татель будущих актеров. — Я считаю, — начал он беседу, — что выступление ак^ тера перед зрителями своего рода публицистика. Ведь на творческих вечерах я говорю не только о своей .биографии, но и о . своем отношении к различным сторонам нашей жизни. Людей интересует ныне не только актер как мастер сво его деда, Но я актер, как че ловек, как- личность. У зрите лей пробуждается интерес к моим мыслям. 1'1х . начинает интересовать „мой духовный мир'. И ес.тн они обнаружива ют во мне интересного для се бя че.човека, умного- собесед ника и единомыш.теннпка, тог да признают меня и как ак- Граждапская , позиция ак тера прояз.Тяется с одной стороны в выборе ролей, а с другой стороны, он может и должен сыграть так,^ чтобы всем стало ясно, каково его личное отношение к герою,' его мыслям н поступкам, то есть- надо стремиться пере давать не то.тько мысли дра матурга, но н своп. Вот это го ожидает От актера в на стоящее время зритель. — Но актеру все ж§ не под властно изменять авторский текст — такова специфика этого искусства. Иначе на сцене царили бы произвол и хаос. — Конечно, актер ограни чен .а выражении своих собст венных мыслей во вре.мя ис полнения определенной роли. Но проставить «акценты»: эмоциями, жестом, речью ему, тем не менее, подвластно. — Но этого не всегда, бы- вает достаточно? — Верно, потому многие ак теры’ и -тюбят выступать с творческими вечера-ми. Этот жанр, как я его определяю, устной публицистики, очень популярен и у зрителей, ведь здесь можно услышать отве ты , и на свои собственные во просы, глубже проникнуть в духовный” мир любимого ак тера, лучш'е' понять цго твор ческое кредо и т. д. Кстати, вы заметили, — пе ревел разговор В. Этуш. в другое русло, — как я вы страиваю свой вечер? Спача. ла фрагменты из «Кавказ ской пленницы», а затем толь ко начинаю беседу. Я не случайно . начинаю с фраг. ментов из «Кавказской плен ницы», ибо па собственном опыте убедился — если ак тер Этуш известен не всем, то . уж Саахоаа знают и узнают многие. Ну, а после такой «ви зитной карточки» проще вести беседу. Вообще должен заме тить: моя творческая биогра фия делится на два периода: до «Кавказской пленницы» и после нее. В первб.м периоде: учеба, война, освоение про фессии, во втором — все ос тальное... Должен признаться, ’ акте ром я стал случайно. Хоте лось быть реисиесеро.м. Но поскольку в молодости я был очень самонадеянным, то не удосужился перед экза-мепами на режиссерский факультет ГИТИСа дан{е узнать, подроб ные условия приема. А там оказалось, что надо написать ш-1Сь.меш1Ую работу — рен^ис- серский план постановки спектакля. Когда я узнал об этом прямо перед эгсзамена- ми, понял — все, провал. Но совершенно случайно мне на глаза попалась, в вйтрнне книжного магазина брошюра, режиссерский план одного из спектаклей по пьесе А. Н. Ост ровского. Я ее купил, акку ратно переписал, изменив только одно, - - фамилию ав тора... ' Почему один корифей наше- - го театра Ю. Завадский по ставил другому . корифею ре жиссуры Топоркову «2» (эхо его брошюру я переписал), до сих пор понять не могу: Но поставил-то Топоркову,, а по лучил «два» я. после чего при шлось расстаться с мечтой о режиссуре. И тогда я стал ак тером. И вот уже многие го ды работаю в .Московском те атре Н.М.- Ва.хтаягова,.. а те перь еще н преподаю в теат ральном училище им. Б. Щу- В год 40 летия Победы _не могу не .сказать о войне. Вой на д.тя меня началась с ры тья ' окопов и других оборо нительных сооружений под Москвой. А когда я верну.тся в Москву с трудового фронта н увидел, как в зале на спек такле нашего ; театра сидят всего, лишь 13 человек, понял: мое место На фронте. Три года до са^р(о хсопца, до. Победы я воевал,.. — Как складывалась ваша судьба в послевоенный пери од? — Прежде всего, закончил учебу. А зачем работа в те атре, кино, на телёвидении. Первые роли в кино были в фильмах’ «Адмирал Ушаков» и «Овод», потом долгая пауза. Спасибо телевидению, .оно послужило - мне «спасатель ным кругом». Кстати, благо, даря телевидению меня заме- ■ ТИЛ кинорежиес.ер К- Войнов, который и пред.то'жил сняться в «восточной» роли. Так, в. конце концов, я пришел К Саахову...- (Из интервью): — Моя меч та говорить на своих творче-, ских -вечерах только серьезно, сразу, от нача.ча до конца. Ведь что такое творчеекяй вечер? Фактически, это спек такль одного актера,-. А по скольку это спектакль, то я просто обязан выстроить - его по определенным драматур гическим принципам: снача ла завязка, затем действие, и т. д. — Вы говорите, не получа ется сразу глубокого и серь, езного разговора с публикой. Но если взять, предположим,, подготовленную аудиторию, может, и получилось бы? — Нет, пожалуй. Здесь сра батывает зрительский стере отип, запечатлевший ме-^ на как актера комедийного' плана. И до сих пор, пока я не - «отработаю» на этот сте реотип, контакта не произой дет. Лишь постепенно я ■пере- воясу разговор со зрителем от шуток на серьезный лад... - (Из выступления на творче ском вечере):’ — Саахов при нес мне широкую известность и популярность, плоды . кото рой я пожинаю до сих пор. Но теперь я уже давно не играю «восточных» ролей, хо тя предложений всегда очень много. Окончательно я ут вердился в этом решении пос ле письма одного из зрителей, которое заканчивалось таки ми словами: «Вы играете, как настоящий жулик и под.лец». (Вопрос из зала); — А ка кую роль вам хотелось бы сыграть? — Клоуна или д-ип.томата,.. Не удивляйтесь н не считайте это , за очередную шутку н.чи оригинальничание. Просто у меня в жизни был такой слу- чай; я играл очень веселую ро.ть в пьесе Шекспира «Два веронца». Утром у меня про изошла трагедия: умер.та мать, а вечером — спектакль. Часа в Три мне звонят, спрашива ют, снимать спектакль или же я сыграю,- замены у меня ле было. И я согласился отрабо тать... Представляете?! Надо вытеснить свои чувства и за полнять образовавшийся ва- куу*м весельем. И еще однаж ды подобный случай повто рился в моей жпзнн... : Вот почему я хочу сыграть человека, у которого все в жизни сло-жно, но надо весе лить, надо быть радостным и невозмутимым. В большей сте пени этому соответствуют про фессии клоуна и дипломата, (Вопрос из зала); — Вы сказали; что мечтали стать ре жиссером, и теперь, когда вы достигли больших творческих вершин в искусстве, не хоте, ли бы вы попробов.ать себя в режпссуре, как этб делают другие актеры ныне?, — Нет. И де.чаю это впо.ч- не сознательно, так как г.ту- боко убежден, что режиссура и актерское мастерство вещи очень разные и нельзя нх смешивать. Они требуют раз. ного подхода, уровня мышле ния, иного воплощения. Ред ким людям удается сочетать их в едином лице. Я себя к ним не отношу. Кроме тог-о, считаю, свое положенне в ис- - кусстве нельзя «узурпиро вать». Мне кажется, что зри тели ■устали от актерской ре- ’ жиссуры, широко распроетра* нявшёйся в последнее время. Одним словом, режиссура это отдельная профессия. — И последний вопрос. Ка ким вы представляете себе ак терское счастье? . — Счастье на сцене — этб когда вы можете- высказать те мысля, что зарождаются в душе. С гостем беседовал Ю. БОЖКО. — Это просто какой-то ужас, — раздраженно прихлопнув ла донью комара, — сказала жен щина, стоявшая на остановке. Хоть бы кто-нибудь мне объяснил — откуда их столько в городе? Этот «комариный» вопрос вол нует сегодня многих. липчан. Его мы и решили адпссовать энтомологу ГОРСЭС Р. П. Мака ровой. — И впрямь, Раиса Петров на,' что случилось с комарами, от куда их в последнее- время столь ко? — Во многом Виноваты дожди. Оби.чьные осадки совпали со вре менем активного выведения ко маров, а наступившее потепление не только усилило этот процесс, йо и значительно его ускорило. Плюс поднявшиеся грунтовые во ды, плюс Матырскбе водохрани лище — все это способствовало их обильному размнонгеиию. — Раиса Петровна, хотелось бы знать, кто нас кусает? Ведь, как известно, комариное «племя» весь ма многочисленно? ’ Да, оно насчитывает не- ско.чько тысяч видов. Ну, а нас е вами (кстати, — смеется она, — меня вчера они тоже основатель. По покусали) атакуют два рода-: Аедес и Кулике. Но Аедес «раз бойничает» только на ; природе, места его обитания в лесу, ’ на лугах, пастбищах, там, где есть чистая вода. А вот с Кулик- сом - .подвальным мы «тесные»- соседи. Этот коварный комар жи вет в подва.тах, там, где сыро, тепло, может, кстати, плодиться ■круглый год, а не весной, как обычные комары. Это и есть наш главный мучитель. . — Существует мнение, что ко-. мар, в общем-то, безобидное су» щество и особого вреда не при носит. Так ли это? — Ну, как сказать. Конечно, из комариного племени опасность представляет малярийный, о нем разговор особый, но и обычный комар тоже доставляет неприят ности, Например, он чрезвычайно раздражает людей,' . страдающих бессонницей, нервных, может вы звать аллергическую реакцию. — Так можно ли с нрм бо роться? — Если откровенно, то очень трудно. Как вы знаете, оберегая природу, мы все меньше прим:е- ияем химические средства защи ты, используем биологические пре параты, проводим гидротехничве-, кие работы (расчищаем р.усла рек, ручьев), но этого ма.то. У нас не-т комариных ловушек, дру гих эффективных средств защи ты. , — Это все примеры, ну, что ли, массовой борьбы. А как индиви дуально спастись от «воздушных пиратов»? — Это препараты ДЕТ, репн- кол, ребемнт, кремы «Лесная - защита», одеколоны, настоянные на цветах, гвоздика. Наши болгарские друзья с ус пехом применяют ароматические портативные дымовые шашки, особенно хороши они для пала ток. В квартире — несколько ка пель камфоры на раскаленную сковородку тоже могут отпуг нуть «пиратов». Ну, а главное средство — терпение, — что дёг лать — ведь комар тоже частица природы. Интервью записал В. ПЕТРОВ. ФОТОКОНКУРС «ЛЕНИНЦА» Точка съемки. Фото в. Кулика. Редактор И БЕЗБОРОДОВ. Г В к и и о ’ 1 ШЕапирах 4 АВГУСТА «КОСМОС». Ч ер в а » с тр е л а — 10.09, 12.00, 14.00 (удлянеш пайС 16.30. Лв.ЗО, . 20.30- ( у д д я а е в а а в ) . . ; «ВИННИЦ-А». Сет в руку, «ла Чемодан — 10.00. 12.00. 14.00, 15.00 (удлш 1 екнай), 18.30. 20.30. Малый з ад . Радуница — 19.00. 21.00. «ОКТЯБРЬ». Сов а руку, «ли Че- модав — 9,00, 12.30. 14,15, 16.00, 17.40; 19.20, 21.00 (удлиненный). Приключения бе.льчонка — 10.45. «ЗАРЯ». 4 августа. Милый друг (дети до 16 дет не допускаются) — 9.30, 11.30, 13.30 (уллш 1 ешплй), 16,30, ■18.30 20,30 (удляненный). Ма,лый за,л. Челоаек-яеБвдшжа ‘ — 1460, 16.00,. 18,00, 20.00 (удливеаный). Рыцаря Чёрного озера — 10,30. «СПУТНИК». Че.ловек-веввДямка — 9,00, 12.50, 14.40, 16.30, 18.20 .(Уд- лияенрын), 20.40 (УдлицёиЯый). Ну, погодв! — 11.00, «МЕТАЛЛУРГ». Отверженные _ (2 серия) — 9.00.. 12.00, 17.10, 20 10. Девочка т города — 13.00. ^СКнТ НЛМК. 4 августа. Пацаны — 13.00. Короля джуш-лей (2 серии) — 13.00,17.00, 28.60-, - Наш адрес: ГСП 3981)55, г. Липецк, улица Мрсковская, 83. редактора — 5-01.76; ответственного секретаря — 5-01-.4^; отдела комсомольский жизни — 6-01-42; отдела коммуня- I стическогп воспитания и руноаодителя литобьединения — 5-01-78; отдела учащейся молодежи --- 5-01-37; отдела пи- ТЕЛЕФОНы сем —5-01-05; отдела спорта и фотокоррёспондеята—5-01-87. Тняографйя издательства «Ленинское знамя». Липецк, ул. Московская. ; Тираж 43040 АЭ 5 2 7 5 5 ~ ~ Печать высокая. Индекс' 52600 ^^ъем I п. я. ЗакГК»'4279.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz