Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)

2 •«Л ЕН И Н ЕЦ » * 18 июля 1985 г . » ^ Г С К О Р К Н Я ! ^ % А Э ^ О - Ф 1 ) Я ^ Н И * 1 1 1 с К < » Г О I |1 Р < 0 1 Г Р Е С € А - Т Р Е Б О В А Н И Е Ж И З Н И НАНОВЫЙ УРОВЕНЬ Молодые нопаторы агропромыш­ ленного комплекса н комсомольцы промышленных предприятий долж ­ ны принять активнее участие в уборке урожая нынешнего года. Еще есть время оборудовать техни. ку приспособлениями для уборки полеглых хлебов и трав, для обеспе­ чения бесперебойной работы хлебо- приемных пунктов н элеваторов без скидок на погоду. Предстоит значи­ тельно активизировать и работу по повышению уровня -комплексной ме­ ханизации животноводческих ферм. На совещании в ЦК КПСС серьез­ ные претензии были предъявлены отрас-тевой н вузовской науке. Прео­ долеть оторванность решаемых имя проблем от нужд конкретного про­ изводства можно созданием комп­ лексных молодежных творческих коллектияоа, заключением догово­ ров на содружеств©; развитием шеф­ ских связей, включением в курсо­ вые и дипломные проекты студентов тех пли иных практических задач. Райкомам, горкомам, комитетам комсомола предстоат серьезно вё- ресмотреть - руководство сэвегами молодых специалистов, значительно усилить ях роль в .развитии таорче- ской активности, повышеинн про­ фессионального уровня молодежи, каждодневно нацеливать их д ея . тельность иа решение конкретных вопросов• современного лроизвод- Сегодняшняя конференция, вы­ работанные ею рекомендации, без­ условно, будут способствовать по­ вышению вклада молодежи в науч­ но-Техшмеский , прогресс. Н. ГУГНИН, заведующий отделом рабочей И сельской молодежи обкома ВЛКСМ. Коллектив «Центролига» 1ял уверенное направление на досрочное выполнение пла­ нов и обязательств XI пяти­ летки. Литейщики готовятся встретить XXVII съезд КПСС достойным трудовым подар­ ком, постоянно добиваются высоких показателей. Основа успеха ускорение научно- технического прогресса. Се­ годня о том, как решаются предприятии вопросы тех­ нического перевооружения, что предстоит сделать цснт- ролитовцам в XII пятилетке, рассказывает главный инже­ нер завода Е. В. БОЛДЫРЕВ. — Для начала иеско.чько цифр. За первое полугодие коллектив «Центролнта» име­ на своем сверхплановом счету товарной продукции на .эОО тысяч рублей. Это боль­ ше, чем намечалось в обяза­ тельствах. На заводе работа­ ют более тысячи литейщиков в возрасте до 30 лет. С.ловом, одна треть центролитощев — молодежь. Они несут трудо­ вую вахту у вагранок, устано­ вок непрерывной разливки чугуна, на формовочных кон­ вейерах. От их работы зави­ сит хшогое. А настрой у мо­ лодых четкий — трудиться е полной отдачей. * — Наверное, в подтвержде­ ние сказанного можно приве­ сти немало примеров? — Безусловно. Комсомоль­ ско-молодежная бригада за­ ливщиков цеха мелкого ли­ тья, возглавляемая Н. Кладо­ вым, работает с овережени- ем производственного графи­ ка более чем на десять дней. Она — инициатор соревнова­ ния «ХХУП еъе.зду КПСС .— 27 ударных трудовых декад». Почин нашел широкую под­ держку в цехе: шесть комп­ лексных бригад, все коллекти­ вы участков развернули со­ ревнование за досрочное вы- по.янение XI пятилетки. Коллектив - бережливых — так по праву называют ли­ тейщиков. работающих иа ус­ тановке непрерывной разлив­ ки чугуна в црхе среднего ли­ тья. 01ГИ — активисты техни- РЕШИТЬ ЗАДАЧИ- МОЛОДЫМ чоского творчества, только за яоследнее время подали три' деловых рационализа­ торских предложения, правленных на' экономию теряалов, . электроэнергий Экономический эффект со ставил более двух тысяч руб лей. С ^ ч а с - основное вняма ние коллектив участка сосре. дотоянл. на механизации, улуч- шеиии условий труда. Добрых слов заслуншвают молодые новаторы С Абрамович, С. Проскурин и другие. — Евгений Васильевич, как решаются на «Центролите» вопросы научно-технического прогресса? Что конкретно сде­ лано за годы XI пятилетки и какую роль сыграла в этом молодежь? — В течение четырех лет реконструированы обрубные отделения литейнш цехов, ис­ пользованы более рациональ­ ные техшзлогические пото­ ки, механизированы погру. зочно-разпрузочные работы. Внедрены в производство очистные барабаны для отли­ вок мелкого веса, очистные камеры для отливок среднего и крупного веса, заточные комплексы черновой механи­ ческой обработки крупного и среднего литья. В этом году предстоит завершить рекон­ струкцию обрубного отделё- ния цеха мелкого литья с монтажом транспортных сис­ тем и заточных комплексов. То есть практически на всех участках производства по. стоянно что-то совершенству- Подтверждением тому, что в решениях этих вопросов принимают участие молодые центрояиговды, служит такой факт: на заводе - над разра­ боткой и внедрением всего но­ вого, передового работают шесть общественных творче­ ских бригад. В пх составе мо­ лодые конструкторы, техно­ логи, рабочие. Одной из луч­ ших у нас считается бригада отдела главного конструкто­ ра, возглавляет которую А . 'ф . Белых. Она не раз от­ мечалась Почетными грамота­ ми областного совета ВОИР. —> Одна из основных задач технического перевооружения —- механизация труда. Как она решается, что планирует­ ся сделать? — Выполнение плана тех* иачеекого перевооружения ПОЧВОЙ! перевести с ручно. го труда на механизированный 237 человек, довести уровень механизации в этом году до 72,7 процента, получить со­ лидный годовой экономиче­ ский эффект. При этом зна-, чительно улучшатся условия труда, повысится культура прон;чводства. Сейчас на заво­ де учтены все участки произ­ водства, где используется ручной труд. Завершена раз­ работка целевой комплекс, ной программы по сокраще­ нию его доли в двенадцатой и последующих пятилетках. 96 процентов отливок сей­ час изготавливаются в усло­ виях комплексной механиза. дин. Как отмечалось на июнь­ ском совещании в ПК КПСС но вопросам ускорегая науч- яо.-технического прогресса, задача у вас одна — добить­ ся полной комплексной меха­ низации. Этот вопрос продол­ жает успешно решаться на предприятии. — В ХМ пятилетке коллек­ тиву завода предстоит ре­ шить ряд вопросов по расши­ рению мощностей, подготовке исходных материалов. Какой вклад могут здесь внести мо- лодые? — Иа «Центролите» моло­ дым есть где приложить свои силы. На заводе имеется ряд «узких» мест, ставших замет­ ным тормозом на отдельных участках производства. К ним относятся стёржиевые отде­ ления литейных цехов, отде. ленне по разделке стйльного лома в цехе' шихты и формо­ вочных материалов, формо­ вочное отделение цеха сред­ него литья, участок съёма ля- тья с охладительных конвей­ еров цеха мелкого .чнтья. Ежегодно «Центролих» по­ лучает 180—185 тысяч тони песка, н это же количество после использованйя в виде отработанной смеси вывозит­ ся с завода на свалку. С пуско-м в эксплуатацию цеха мелкого литья, № 2 это коли­ чество возрастет до 210 ты­ сяч тшш. Необходимо срочно, решать вопрос, по стронтельст. йу и вводу в эксплуатацию мощностей гидрогенерацни от­ работанных смесей, что поз- ВО.ЯИТ возвращать в произ­ водство от 60 до 70 процен­ тов песка, облегчит работу железнодорожного и автомо­ бильного транспорта. В XII пятилетке, в связи с ввбдом в эксплуатацию цеха мелкого литья № 2, коллекти­ в у , предстоит освоить ряд новых технологических про­ цессов. Все эти и другие проблемы отмечены в заводском тема­ тическом плане технического творчества. — Евгений Васильевич, что бы вы пожелали молодым ра­ бочим, инженерно - техниче­ ским работникам, принимаю­ щим участие в научно-техни­ ческом творчестве? — Не стесняться предлагать свои ор..игиЦальные техниче­ ские решения. И, конечно,'дей­ ствовать — внедрять как можно больше новинок в це­ хе; и а участке, на каждом конкретном рабочем месте. Т. Ч^Ир'ЙкоВА* наш внешт. корр. Учит работать творчески Главный механик объе ­ динения «Липецкмясопром» А . Кондратьев руководит творческой бригадой р аци ­ онализаторов- компрессор , иого цеха. Часто он ' вы ­ ступает перед коллективом с беседами о научно-техни­ ческом прогрессе. Помогает начинающим ' рационализа ­ торам оформлять предло­ жения , учит их работать творчески. С прошлого года А. Кон ­ дратьев — секретарь п ар т ­ группы техчасти. Несмотря на то, что общественная р а ­ бота отнимает массу врем е ­ ни,' о н продолжает активно участвовать в техническом творчестве. Одно из послед­ них рацпредложений Кон . дратьева «Изменение кон­ струкции воздухоотделителя АВ-4» внедрено с эконо.ми- ческим эффектом 4227 рублей. Улучшаются условия труда Лучшими молодыми - р а ­ ционализаторами на Елец ­ кой табачной фабрике в прошло.м году стали Н и ко ­ лай Трушин, Вера Сычева и Лилия Холина. Внедрение одного из предложений Трушина по­ зволило обеспечить устой , чивую • работу сигаретных машин, улучшить условия В результате использо­ вания в производстве совме­ стного предложения Сыче­ вой и Холиной стала полно­ стью использоваться ем­ кость тары , сократился ее расход на агрегатах. Эко- но-мический эффект составил 60 0 рублей. В ПОСТОЯНКОМ ПОИСКЕ Липецкий завод пусковых .двигателей. В начале один­ надцатой пятилетки это пред­ приятие стало одним из ини­ циаторов в области движения «Рунной труд — иа плечи ма- Постоянно внедряется на заводе новая техника. На сме­ ну старому оборудованию приходят усовершенствован­ ные автоматические линии. Многие из тех операций, ко­ торые раньше требовали не­ малых затрат труда физиче- ёкого, теперь с помощью ма­ шин выполняются просто. По­ стороннему человеку не бро­ сятся в глаза перемены, про­ изошедшие на Л ЗПД за по­ следние несколько лет. А вот заводским «старожпла.м» есть чему удивляться. Осуществ­ ляют намеченное вместе о предприятие,м десятки проект­ ных и научно-исследователь­ ских институтов страны. На самом заводе внедряют но- вую технику инженеры, ра­ бочие. Прорабатывают ев применительно к данным ус­ ловиям. И тут дело редко об­ ходится без собственных до­ полнений. Многие из них з а ­ водским бюро по рационали­ зации, изобретательству в технической информации ре­ гистрируются как рационали­ заторские предложения. • В смотре научно-техйиче. ского творчества нынешнего года на ЛЗПД приняли учас­ тие 108 молодых рабочих, ин­ женерно-технических работ­ ников. Ими подано Зб рац­ предложений, 23 из которых приняты к внедрению. 13 но­ винок уже использованы в производстве. Это дало эконо­ мический эффект 9,7 тыс. руб­ лей. Сегодня мы решили з а . глянуть на рабочие места наи­ более активных молодых р а . циокализаторов завода. ОТДЕЛ ГЛАВНОГО ЭНЕРГЕТИКА Один из важнейших вопро­ сов, которым занимается стар­ ший инженер' Александр Ел- фимов, — экономия электро­ ресурсов. Добиться ее можно, внедряя новую технику, энер­ госберегающую технологию, нсйользуя вторичные энерго­ ресурсы. В июне в ремонтно-механи­ ческом цехе был внедрен мно­ гопостовой сварочный транс­ форматор. Соавтором этого рацпредложения был и Алек­ сандр Елфймов. Теперь от од» ЦОЙ установки могут работать одновременно семь сварщиков. Тогда как раньше каждому требовалась своя отде.тьная. Экономический эффект нов­ шества — более 4 тыс. руб­ лей. Всего па счету Александ­ ра семь предложений, кото­ рые позаолвлн цредариятию сэкономить 7,4 тыс. рублей, 114 тыс. квт-час э.тектроэпер-. ГИИ, 227 г-кал. тепла. ОТДЕЛ ГЛАВНОГО ТЕХНОЛОГА Кандидат в члены КПСС, ведущий технолог цеха № 1 Сергей Саблин занимается внедрением новой технологии на закрепленном за ним уча­ стке производства. — Постоянно бывая в цехе, часто видишь, что где-то по­ рой идет отклонение, брак, — рассказывает Сергей. •— Задумываешься; откуда? Анализируешь причины. Вы- • являешь недостатки. Реша­ ешь, как лучше их исправить. Так кратко охарактеризовал Саблин задачу технолога. В процессе работы _ рождаются рацпредложения. ‘ Два - из них Сергей , внедрил с экономиче­ ским эффектом 7,7 тыс. руб­ лей, значительно енязнв тем самым трудоемкость, умень­ шив количество браковаиных деталей. ЦЕХ РЕМОНТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Бригадир электроремонтяи- ков Николай Чудинов на за воде уже 13 .чет. Коллектив которым он руководит, занй мается ремонтом и обслужи ваннем электрооборудования Количество аварийных ре ЙОНТОВ, считает. Николай, сей час резко сократилось. Ска зывается замена старого обо. • рудовааия новым, активная работа рационализато.ров и изобретателей. Случись раньше совсем не значительная поломка на во- луавтоматической линии, где собирают ПД -10, пока ее най­ дешь •— замучаешься. Теперь же каждая ее секция снабже­ на своеобразным звоночком. Не звенит один из них — ищй'" и€Исиравность там, где он расположен. Удобно рабо­ чим, н время ремонта сокра­ щается значительно. В нынешнем году Николай подал два рацпредложения. Он активно содействует внедрению новинок Других авторов. Монтирует электри­ ческие схемы к ним, отлажи. вает станки с этпмя схемами, ОТДЕЛ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА Четыре года трудится здесь Владимир Оброткип. Он — ведущий инженер-конструк­ . , , . , Словом, помимо основной. раднонатизагорской работы у Владимира Оброткпна хва- Как считают в заводском Ч БРИ 31 И, новатор он по­ ка начинающий, но уже до- тор. Занимается разработкой това,ров народного потребле­ ния. Сегодня из заводских це­ хов на прилавки магазинов роступают поршневые пальцы- к мотоциклам, ручные старте­ ры, слесарный инструмент. А на столе у Владимира чертежи будущих изделий. «Маховичок головки вентиль­ ной» — так мудрено называ­ ется одна из них. Это — руч­ ка крана, которую мы неод­ нократно поворачиваем, ког- •да хотим включить воду иа кухне или а ванне. «Петля рояльная» — другая работа Оброткина. Новинками вообще эти товары народного потребления, конечно, не яв­ ляются. Новыми они стали для завода, потому что рань­ ше подобной продукции здесь не выпускали. Задание пред­ приятию, можно сказать, про­ диктовал покуиательский спрос, в хозяйственных мага зинах и маховичок, и пет, пока в дефиците. Пока чертеж «живет» сам по себе, вопросов практиче­ ски не возникает. Начинается серийный выпуск изделий, и ■вот тут-то приходится поду­ мать рационализаторам. Ред- ко производственники на сто ироцентов соглашаются ра­ ботать согласно разрабо- тайной документации. Чер­ теж того же маховичка ока­ зался сложным для инстру- ментальщик<?в, изготавливаю» •щих пресс-форму. П рЛ л о с ь упрощать -его. Б у л а т а Окуджаву я застал дома, когда в его квартире толпились ■люди. Горели яркие светиль* / иикн, пол был устлан разно­ цветными проводами. Почти все жилое пространство бы- ло «оккупировано» громозд­ кой аппаратурой. Болгарское телевидение снимало фильм. А герой фильма — хозяин дб- ма — в клетчатой ковбойке, С неизменной гитарой в руках, утонув в любимом мягком кресле, нел песню ■«Примета». Песня была новой, не сов- . .сем еще уетоявшейся. Первый дубль не удовлетворил авто­ ра. -Сняли н записали иовтор- но. Потом еще. С каждым ра- 'аом едва заметно менялась Интонация, По-иному звучали гитарные аккорды. Шлифова­ лась форма произведення. Так па глазах происходил процесс творчества. Таинст­ венный И необъяснимый. Сой. ственио, видна была внешняя сторона. А если попытаться ирнподнять завесу? , ^ Трудно отвечать на по- •добные вопросы, — ска:шл Булат Окуджав’а, когда теле­ визионщики . принялись, уби­ рать аппаратуру. Не по­ тому, что я боюсь раскрыть «екреты. А потому, что никог- да не задумывался над сутью творческого процесса: как со­ чиняют, .как пишут. Н е знаю, как это делается. Делается— и все тут. Я пишу стихи. Не­ которые' т них становятся Песнями. Бывает, что сразу. К примеру, песня о: Леньке Ко. ролеве родилась за десять ми­ нут —- стихи II мелодия. «Мо­ литва Франсуа Вийона» была написана в 1963 году, а пес­ ней стала через три года. Им­ пульсом к со.зданию песни обычно бывает стихотворная строка. Возникает она в соз­ нании и не дает покоя. «Пока земля еще вертится, пока еще ярок свет...». И ' дальше идет наполнение стиха собствен, ным нщтейским опытом в той образной _ системе, которая диктуется 'сердцем. Начдаает. ся от строки, а не от темы, со'знанйя, что я должен ' напи­ сать о чем-либо. Случайная строка... Если несешь в себе определенный душевный з а ­ ряд, то стихотворение напол­ нится. Если же этого пет, то пустоты не избежать, ...Семнадцатилетшш' Булат Окуджава в 1942 году- добро­ вольцем ушел иа фронт. Слу. жил мино.метчнком, радис- том, был ранен,- леж ал в гос­ питалях. - Потом им были на­ писаны -замечательные пес­ ни, нрони^аиные восно.мииа- нием- -0- - войне, о друзьях- фронтовиках: «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала.. », «Вы слышите, грохочут сапоги...», «-Мы за ценой не постоим...» Многие страницы прозы тоже посвящены военной теме. В рассказах «Утро красит иеж- - А У НА<: СЕГОДНЯ ГООТЫ-г-------- Г -ГГ" ; «ТРИМИНУТЫПЕСНИ» ным цветом...» и <Урокн му­ зыки» удивительно точно пе­ редано рщувдение юноши-ро- маитика,' вчерашнего школь­ ника, который оказался на пе­ редовой. — Романтизм очень скоро улетучился. Оказалось, что война — эго тяжелая, крова, вая работа .-И вошла она в меня глубоко, поскольку . при­ шлась на мблодое, самое вос­ приимчивое 'время. Судьба ме­ ня: закалила, многому научи­ ла и все же не лишила спо- собИости выражать себя те­ ми средствами, которыми н а . градила природа. — Булат Шалвович, вы пи­ шете песни, часто для . кино, по просьбе режиссеров. А как при этом сочетаются заказ и вдохновение? — В большинстве случаев к -фильмам идут песни, напи­ санные для себя. Но иногда пишу и по заказу режиссе­ ров, моих близких"' дру;1ей Так,' для фильма «Белорус ский. вокзал» режиссер Анд рей Смирнов попросил мек сделать песню от нмепн со. дата, прошедшего тяжеле! шие бои, окопы, служившего в ЮМ самом баюльонс. Я л го иримернвался, пока не лучился единственный . вари аит н, видимо, удачный. Ро­ манс для фильма «.Звезда пленительного. счастья» я написал по заданию его по­ становщика Владимира Мо­ тыля. Рефрен «Не обещайте деве юной любое» вечной на земле» послужил той ниточ­ кой, вытянув которую, и уда­ лось создать весь остальной — Не считаете ли вы, что писатель, поэт должен быть и актером? Ведь, чтобы опи­ сать внутренний мир своих ге­ роев, надо перевоплощаться в -— Дар перевоплощения, действительно, необходим: Я давно занимаюсь историче­ ской прозой, написал четыре романа. Лучший-материал для изображения — 'сам автор. Рисуя персонажей — и поло­ жительных. и отрицательных, черпаешь краски из собст­ венного опыта, характера, судьбы. Именно перевопло. щение помогает достоверно- ' сти художественной карти.- — Погружение в далекую эпоху плюс воображение, оче­ видно, должны сопутствовать работе во всех жанрах? —- Да, это так. Недавно я написал несколько песен к фильму «Капйхан Фракасс». Франция, XVII век. Перенесе- ТРЕВОЖНОЕ ПИСЬМО - ние себя в историю, в другую эпоху и рождает ту неповто­ римую конкретность, досто. верность, '^с 'ПОМОЩЬЮ чего выверяется художественна я ценность произведения. И еще: несколько моих песен использспваны в новом фильме «Законный брак» — -о людях, „живших в трудное военное время. Соз'даны они для себя, а не специально для картины. Тут произошел мо.мент совпа­ дения. — С кинематографом вы дружны давно и удачливо. А нет ли у вас сокровенного же­ лания, связанного с- десятой — По природе своей я не драматург. Не умею писать сценарии. Если иногда и де­ лаю это, то в.честе с режиссе­ рами, специалистами. Тут помогает мой литературный опыт, а не зйаиие законов- драматургии. У меня есть меч­ та натесать пьесу для .театра. Но то, что я не драматург, мне очень-мешает. — А в плане актерских ра­ бот? Ведь вам приходилось не однажды сниматься, а в фильме «Законный брак» вы сыграли небольшую роль пас­ сажира в поезде. —- Нет, я не назвал бы это «рьезной актерской работой, Йросто в образе своего пер­ сонажа я спел одну из песен •— «В городском саду». Ак­ тер ^все-таки из меня не полу­ чился. Коне'чно, кто в юности не мечтает стать артистом? Но одно дело — перевоплощать­ ся, работая над литературным произведением, а другое дело ' — играть на сцене или веред кинокамерой. В принципе, роль сыграть возможно, но з а ­ чем это делать, когда у нас Столько прекрасных актеров? — Как вы относитесь к соб­ ственной популярности? — Автору приятно и лестно, если его работы замечают, У каждого поэта, писателя име­ ется свой круг почитателей. Приятно, что есть люди, ко­ торым интересны мой песни, книги... . — Каково ваше жизненное кредо? — В общественном смысле: не'строить свое благополучие за счет других. И писать так, чтобы современному 'читателю были интересны твои герои, исторические события, кото­ рые ты описываешь, чувства, которые за.хватываю,т 'автора прозы, стихов, песен. ^ Песня звучит три минуты, но она тронет сердца людей, если ты ‘вложил в нее свою душу, свою Б. ВЕЛИЦЫН. Фото автора. «ЛЕНИНЕЦ» • 3 ■ИАБИТУРИЕНТ^85 I ЛЮДИН ВЫБОР ,Пюда Модеез^ова мечтает о будущем, которое, по словам подруг,«очень неинтересно». Посудите сами: бесконечная бе­ готня по фермам, прививки, отелы з а полночь, ежедневный профилактический осмотр. И взрослая ответственность иа неокренших ещ е . плечах. А шока в сотый раз: «С тво­ ими отметками разумнее за­ кончить 10 классов и посту- . пить в институтЬ Но она: «Сначала надо поработать ве- , терииаром». Говорит «надо», не рассуж­ дая «почему». Ее вообще очень трудно разговорить. Люда Модестова — абитури­ ентка Конь-Колодезского сов­ хоза - техникума — жи­ вет категориями не слова, а дела. Только в домашнем ~ хозяйстве надо накормить утят, подоить корову, з агото- ' вить сена на- зиму, 'прополоть- огород. Да еще и на свекле, иа току поработать. Уже " не однажды Люду премировали за хороший труд в хозяйстве. Последний подарок — шкатул­ ка, в которую можно склады­ вать заработанные дедаги ■— на джинсы, на кроссовки, да мало ли на что. Однако... ■-“ А кто будет помогать маме и младшей сестренке? Люда — правая рука своей матери. Когда мы встретились, со-' бирался дождь, но Модестова- средняя отправлялась иа луг пасти коров. Я подумал, что трудновато будет 15-летней девчонке управиться с боль­ шущим стадом: а вдруг коро­ вы разбегутся? На опасения . горожанина Люда ответила: «Это от меня-то? Бесполез- ее возражении был р е - ' и очень немалый. Оказы­ вается, человек она спортив. иый. И аэробике предпочита­ ет биатлон — сугубо мужской вид .спорта, где надо бежать на лыжах с тяжеленной вин­ товкой з а спиной, падать в снег, «отстреливаться» 'в ми­ шень, снова бежать. И так — , до «седьмого пота». А однаж- . ды Люда испытала себя в стрельбе из спортивного пис­ толета, Рука у нее по-мужскй твердая, но с непривычки пи­ столет «бросало», и пули уле- ^ в «молоко». Тренирова- Через год пришел ус­ пех: 4-е место на ’ областных соревнованиях. , ^ Иа мир ойа смотрит голу, бьши глазами с необыкновен­ ным оттенком"*мечтательности. ...Через четыре года она обя. зательно придет на ферму. Ю. БЕРЕЖНОЙ , наш внешт. корр. стадочно активный. А 1 уполномоченный по рациона­ лизации -н изобретательству в своем отделе он лучше дру­ гих справляется со своими -обязашшстямя. Большое ко­ личество предложений прохо. дпт чере.з ОГК. Владимир ве­ дет ■ контроль за движением яоступивших рацпредложе­ ний внутри -отдела и прини­ мает участие в их конструк­ торско-экспериментальных про­ работках. Два предложения Обротки- на недавно были внедрены е ноложительным техническим эффектом. Такие разные участки про­ изводства, На своем рабочем ■месте каждый молодой раци­ онализатор приносит нема­ лую пользу. Их твррЯёский труд, как. подчеркивалось на состоявшемся на днях собра­ нии партийно-хозяйственного актива области, в условиях быстрого обновления совре- - менного производства осо- банно ценен. И. ДОБРОВОЛЬСКАЯ. «МНЕ СТЫДНО ИМЕТЬ ТАКОГО ОТЦА» Это письмо .девочки-подростка. Ре­ бенка, доведенного до отчаяния пове­ дением своего отца. Она даже не назы­ вает его по имени. Почему, понять не трудно, прочитав это письмо, эту исповедь. Сразу скажем, работники инспекции по делам несовершеннолетних Совет­ ского РОВД, отыскав адресата, стара­ ются сейчас во всем помочь Наташе. Л ее отца органы милиции направляют на принудительное лечение. Но, к великому сожалению, Наташа— пока еще далеко не единственный ребе­ нок, кто имеет подобных горе-родите- «Здравствуйте! Я даже не знаю, с чего начать. Хочу сказать одно: помо. гите! Хочу спросить, почему в наше мирное время должны страдать мы. Расскажу о своем отце, чтобы вам было все понятно. Мой отец пьет. Мне 14 лет, я учусь в седьмом классе, и сколько себя помню, большую часть своей жизни видела отца пьяным. Сна­ чала он работал электромонтером по связи, за пьянку его уволили. С тех пор он поменял много мест работы, и отовсюду его увольняли за пьянки и прогулы. По просьбам мамы его от­ правляли в ЛТП, но был он там всего десять месяцев. Писал оттуда, что пить больше не будет. Бабушка, мама отца, всегда ругалась иа мою маму за то, что она отправила его о ЛТП, все говорила, что от пего, ей нужны только деньги. А он присьпал оттуда алименты по 18—20 рублей. Мы с мамой жили только на ее зарплату. Помощи ждать было неоткуда. Мама моя сама с пяти лет осталась без родителей. Мо. жет быть, из-за этого она все время прощала отца в надежде па то, что он одумается. ■ Когда после ЛТП отец снова начал пить, мама с ни.м разошлась. Потом он опять-стал просить прощения и у мамы, и у меня. Ей стало жаль его. Так, на протяжении семи лет, пока мы жили в однокомнатной квартире, они то сходи­ лись, то расходились Скандалы, драки не прекращались. Когда я заступалась за маму, отец и меня тоже бил. Ме. шал мне заниматься, когда приходил пьяным, включал Телевизор на всю громкость, тушил свет, и я ложилась спать с невыученными уроками. Он не обращал внимания на мои уговоры. Не знаю, может быть, я не права, но мне не хочется называть его отцом. Он лишил меня спокойного детства и предо 1жаст отравлять жизнь и сейчас. Он может на меня поднять руку и обозвать всякими словами. Мне стыдн'о иметь такого отца. Я стесняюсь из-за него приводить подруг к себе домой. А когда он по улице идет пьяный, я стараюсь спрятаться куда-нибудь, что. бы он меня не видел. Мне стыдно и пе­ ред одноклассниками за то, что у меня такой отец. Когда ма.ме предложили 2;Х комнат­ ную квартиру она разговаривала с отцом, как дальше жить. Он снова обещал, что будет все нормально. Ма­ ма думала, что у меня появится от­ дельная комната, и что я смогу спо­ койно учить уроки и привести подруж­ ку, и что может и он будет подальше от своих друзей, меньше станет сканда­ лов. Но и на новом месте он продол­ жает пить. Вот уже второй месяц опять не работает. Опять скандалы, .драки. Пьет . крепкий чай, огуречный лосьон, так что мы не покупаем ни одеколонов, ни лосьонов. Когда он дерется, на него страшно смогветь. У него такое страш­ ное делается лицо, что меня начинает всю трясти, ц я не могу долго успоко­ иться. Мне уже не хочется находиться дома, я стараюсь побыстрее уйти к подругам и там сижу до вечера. С Ш1.М страшно оставаться. Он часто стал мне, угрожать. Мне жаль маму, она из-за него те­ ряет зрение. Она носит очки, а без ни.х она совсем ничего не видит. Ей предла­ гали в марте делать операцию, по она отказывается пока, потому что после операции нужен покой, а его нет. Сейчас отец хочет разменивать квар­ тиру, а то, говорит, ему некуда новую жену приводить. Не разрешает захо­ дить в его комнату. Мама, конечно, пе­ реживает, зачем она получила эту квартиру, она хотела как 'лучш е : со­ здать условия всем, но это от нас не зависит. Я ей сколько раз говорила, что мне надоели скандалы н драки, я убе­ гу из дома. И давно убежала бы, ио как я оставлю м.эму одну? Может быть, я написала что-нибудь ■не так, да я вообще не написала бы совсем, если бы не одна женщина, ко­ торая посоветовала обратиться к вам. Мама о моем письме пё знает, она хо­ чет, чтобы у меня был отец. Ио такого отца не хочу я. НАТАША».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz