Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)
^ # «ЛЕНИНЕЦ»» 16 июля 1^85 г, ' ««ЛЕНИНЕЦ» ф З - КОМСОМОЛЬСКИЙ ВОЖАК . ЧТОБЫ с тобой СЧИТАЛИСЬ ...А. писать обо мне шг- пего не надо. Не люблю я : Так и расстались е Валей Курдюмовой. Но написать о вей все-таки решила. Почему? Этот же вопрос з ад ал а , мне Валя, когда' мы с ней встре- ^гились в комитете комсомода 'Липецкого домостроителыш-: Ы комбината;. — Почему именно обо мне? . Что ответить? «Потому что ты хороший комсорг»? Слиш ком упрощенно... Так сразу на этот вопрос, вообще ответить - невозможно,. Вдля — разная. , . ...В кабинете, секретаря ко митета комсомола д е к еиде- лн -двое. Бывший комсорг..сда в а л д е л а . , Собственно гово-, ря,( Дел никаких . не было. Но Валя добросовестно просмат ривала . бумаги, .протоколы , и прочую отчетность. Неожидан но на «сцене» появилось тре тье лицо. Ответственный за «Комсомольский прожектор». Д аж е не поздоровавшись С Валей,- сходу заявил: — «Прожектора» ие будет, Я не успел, Александр (с этого дня уже бывший секретарь комитета ВЛКСМ) смущенно развел г -Ну, вот видишь, пора ботай с такими. Не .дожидаясь других; объ яснений, Валя выбежала вслед за парнем. —- Хочу познакомиться. Я новый секретарь. — И, не дав опомниться: — А теперь вы кладывай, что тебе мешает, почему нет «прожектора»? Р а бота? Так все работают. Бо.дь- ше ничего? Ну тогд'а чтобы через пять дней выпуск был. Я проверю... Резко? Ей еще не раз потом укажут на это. Люди, не зна комые с ответственностью, ча сто путают нормальную, дело вую требовательность с рез костью, нажимом.. Валя са.ча признается, что начинать пришлось с самой жесткой требовательности. По- • тему что еще в тот памятный первый рабочий, день удивила мягкость, а точнее, мягкоте. лость, граничащая с инерт ностью, бывшего секретаря. А удивляться, мягко гово-, ря, Ва.те пришлось мпого.чу. Работа была запушена, одппх В.ЗНОСОВ не уплачено 500 руб- Через три месяца ее вызва ли на бюро горкома ВЛКСМ, воспитывали, так сказать. Обидно было «отдуваться» за чужие грехи, но Валя отчаи ваться не собиралась: «Дока жу, что они . зря так». И дока- Имеиио в горкоме нам поедложнли написать о Вале Курдюмовой. Правда, преду предили, что резковата, мо жет и нажаловаться на «вы шестоящих». Мо. Валя жаловаться не со биралась. П равда,. «накладки» случаются: хочется в первпч- ку на собрание поласть, а нужно в горком комсомола, пли готовить очередную справ ку. Это не поза. Просто соб рание пройдет интереснее и живее, если Валя придет, осо бенно там, где комсорг новый и помо1ЦЬ требуется. Валя улыбается,- вспомина-, ет, как начинала сама. Поста- повленне собрания даже не знала как принимать. Докла дов писать не умела. Свой самый первый «собирала» с папторгом. Валентин Николаевич Полу нин ее многому тогда научил. Прежде всего организованно сти. Вместе с ним Валя со- сгав.дяла план на педелю, а потом .отчитывалась о проде ланном, точнее, делилась, со ветовалась. «Настойчива», — скажет мне о ней Валентин Нпколае- вич. И еще: «Ие боится идти на обострение». Сам Валентин Инколаевич , впервые обрати?! на" Валю вни- . мание на ;собр.ашш,’,когда?она, в ,то'- время . и. ■о. начальника цеха завода ЖБИ-7, букваль но, «взяла .за грудки» замести теля директора завода, тре-' буя, наконец, разобраться сю спецодеждой, вернее, с- ее от сутствием..- ’ЕгЦе бы не обра- ....-тить внимание;'-девчонка ведь, а не испуга.вдсь «пойти на обострение»., А; может, точнее — в зя т ь ' ответствешюсть на - -— С Валей теперь считают- ■. ся, - - скажет секретарь .п ар г - , 11е только с ней, добав.1ю я , ' а со всей комсомо.'шекой ор- . гаинзацией в ее лице. Даже приказ о награждении преми ей тогда лин1ь вступает в сие лу, когда есть подпись комсо мольского секретаря. Сейчас легко говорить:. «Счи'саются». А начиналось нэк? Валя о неуплате взно сов, а ей в ответ: —- А что нам дал комсо- Даже секретари первичен приходили ие за помощью, не за советом, а... за квартирой. Не- просили, а требовали. Чувствуете, как переклика ется? «Что нам дал комсо мол?» Квартиры он им не Кстати, о квартирах. Валя добилась; чтобы строящийся дом для -малосемейных был объявлен комсомольской удар ной стройкой д е к . Все суб ботники, все праздники проф мастерства обычно проводят ся там. Но не только. Каж дый комсомолец, что поселит ся в этом доме, должен бу дет пройти через комитет ком сомола. Сейчас, год спустя, таких вопросов ие задают. Но вот равнодушие' инертность, а иногда, и откровенная непри язнь встречаются. — Запиши, — диктует Ва ля, — у нас полнейшее непо вимание с худруком. Дело в тому что ни агит бригады, ни ансамбля в ДСК нет, их никак не могут со дать, хотя есть помещение, и струмеиты, а самое главное- ребята, умеющие петь и и рать. Валя сама их нашла собрала, да она и заш-ша лась бы с ними, если б ла. По вот с .чудр\ком ш!как не может найти контакт. И тут,, словно по воле слу чая, в кабинет, где мы разго- варпва.я!, вошел парень. Он хотел устроиться на работу и.чешш худруком. Не правда ли,. , непривычная картина; че ловек, не успев побывать да же в отделе кадров, первым ^делом направился к комсо мольскому секретарю. Но для Взлп в этом ничего странного не ‘было. Она давно уже са ма (!) искала человека на эту ДОЛ}КНОСТЬ II поэтому. всех предупреждала: если кто при дет устрапваться, пусть сна чала направляют к ней. — Мне же с ним работать! С Валей — нелегко. В хо- роше.м смысле слова — или работай, или уходи. Пу, а самой-то ей сейчас —; Нравится, —- 5?лыбается Валя, -Е ты д а ж е , н е пред ставляешь, какая это интерес ная работа!; Кто-то заглянул в кабинет, позвал, Валя выскочила «на' минутку».' Вернулась немного погодя, расстроенная: — Опять неприятности. — Вот тебе и «нравится»! Она помолчала немного н вдруг улыбнулась: — 1-Шчего. Ну, на чем мы остаиовилпсь?.. С. СМЕТАНИНА, студентка факультета журналистики МГУ. Все начинается е семьи: пер вые шаги ребенка и его ста новление как личности... Все начинается с семьи: доброта и жестокость, душевная щед рость и глухота... Все начина ется с семьи. И когда в ней— неурядицы, скандалы, то стра дают прежде всего дети. И непоправимая беда входит в дом, если кто-то из родителей склонен к алкоголизму... О воспитании детей в семье, о том, какое зло входит в дом вместе со стопкой водки, идет разговор в сегодняшнем вы пуске клуба «Я и Мы». И о том, какой это светлый празд ник — свадьба! Мы рассказы ваем о новой ее форме — без алкогольной. , ОБРЯД ПО-НОВОМУ- С Л А Д К О ! И ЗАЗВУЧАЛ торя^ест-. венный по.мнез. ра.чда- . . лйсь-позывные свадьбы. Мать, жениха подносит .молодо женам на -вышито.м нарядном полотенце пышный каравай, мать невееты, щедро •' оЕьшает их зерном. И расступился на род, сопровождая молодых с ' ...почетом да- внцманкем, с добрым - 'Нриветом —. велича нием. А гвггей да приглашен ных собралось — не счесть. Еще бы! Первая родниковая свадьба в Липецке! Да к а кая! Все внимание — моло дым. И фольклорная группа с ее «Величальной», и скоморо- .хи-балагуры со сказочными героями, и своеобразные .п о здравления детей, и дискоте ка, и вокально • инструмен тальный ансамбль. И ’ кон курсы, и викторины. И все— в ' народном стиле, по рус скому обычаю, с шутками- прибаутками, далее* когда* ведущая предлагает гостям угощение: «Наша невеста не спала, ие дремала, ие по бору шишки собирала, а мыла, пряла, все дары вышивала, в коробочку клала. Дары при мите, невесту любите»; И раздавалось звонкое, может, пока немного непри вычное; «Сладко!», Ие замор ские вина и другие панпткн покрепче были на столах — всевозмоишые. соки -и лимона ды разных цветов и вкусов. И опять — конкурсы, му- -зыка, выступления ансамбля бального танца. Ио представим, пакопец-та- ки, виновников торлсества; Наталья и Олег Качурины. ■Она —- лаборант, он сле сарь станкостроительного з а вода. Признаемся, трудно было улучить момент, чтоб хотя бы несколько минут' поговорить с молодоженами; настолько они были увлечены всеми неожи данными поворотами их свадьбы. Оба были счастли- вые, радостные и в один голое выражали признательность Советскому райкому партии, райкому комсомола, работни кам Дворца культуры проф союзов "за этот торжествен ный неповторимый день. ОЛЕГ; Когда мы- приш.чи подавать заявление во Дворец бракосочетания, нам предло жили сыграть вот такую СВадь. тить, нас тут же поддержали родц'гелп, все наши друзья. А старший' брат Наташи дсазал! «Наконец-то!». * •НАТАША: Мне очень нра вится моя свадьба! А гости, посмотрите, какие довольные! Один из гостей, свидетель жениха Игорь Щукин, тут же добавил; «Очень хотел бы, чтоб и у меня была такая свадьба». Понравилась свадьба и ро дителям. Мама Наташи, Ма рия Тихоновна Золотарева, рабочая хлебозавода .№ 4, имеющая семерых детей и на своем веку побывавшая не на одном десятке свадеб, на та кой — впервые. И она с жи тейской мудростью рассулсда- ет о том, как хорошо, спокой но родителям на подобных *торжествах, и главное — не переживаешь за гостей:, все трезвые, все увлечены, все развлекаются. На торжественную часть свадьбы были приглашены многие. Среди них — рабгот- ники Дворцов и Домов куль туры Липецка. И. не случайно. Первая безалкогольная свадь ба — новый обряд в городе. И готовясь к нему, работники ДК профсоюзов постара.чись: на славу. Сценарий свадьбы удался. Об этом говорил и Игорь Углов, *руководитель дискотеки и распорядитель свадебного- 'торжества Ли- иецкого -салона , торжеств: «Скоро мы тоже будем про- водить* ' подобную свадьбу, и хотелось бы ъое лучшее, что* есть в-этом сценарии, взять для себя. Коиеч!ю, каждое торжество должно быть ни-, дивидуальиым, •' и мы* будем учитБшать это»., ...Не 'бокалы ' е шампанским — чашу с 'родниковой * водой подиес.пя молодоженам; Да со словами; «Пригубите родни ковой -воды — отныне чашу жизни вы будете пить вме* ...Й судя по в сем у , ' отныне новому *обычаю — жить! О.ОСКОЛЬСКАЯ. Фото В. Строкова> - -НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, ЗАКОН • Б Е Д А В Ц В Е Т Н И К Е Татьяна спрашивала у себя и у ме ня. Тот же вопрос — Анатолию Нико лаевичу Лыкову, начальнику цеха з а вода монтажных заготовЬк: «Что де лать? Как скажете, так и поступлю». На этом мы и расстались. А утром сле дующего дня — тот же вопрос по те лефону. — 13чера вернулся трезвый, опять обещал. Мо§{ет, еще раз поверить^ по временить с документами? - ...Искала нужный дом и прислушн- валаеь; не раздадутся ли кршш, плач и не выскочит ли на дорогу какой пья ный громила, — это и будет Владимир. Тишина. Вольготно выстроились доб ротные кирпичные дома. В садах, в цветнпках. Около одного из них меня встретила молодая стройная женщина, В детской коляске — мальчуган. Вла- димир-младший, Вовка. — А старший сегодня всю ночь ку ролесил под окнами, — еще не позна комившись, начала Татьяна о главном. — На работе опять не был. Под утро лег во дворе па скамейке, жалко ста ло, впустила. Проснулся — просит пас- . порт. Кровь сдавать собрался, чтоб , справкой прогулы прикрыть. Не дала. Обещал пойти на работу, не знаю, до- Ие дошел, И ни дома, шг на заводе никто -не знал в тот день, где он есть.. Татьчиа разыскивала .мужа. Двадца- тцчетырехлетпего главу семейства, в котором — трое детей. .Младшему, Вов ке, чуть больше года. Создавая семью, люди основываются па чувства.ч. Татьяна и Владимир сое динили свои судьбы просто потому, что ие видели иного выхода. У нее. двое .детей от первого брака, ему «некуда было деться». До свадьбы она знала:' избранник^ пьет, но разве просто выйти замуж с детьми? Не до выбора». Верю Татьяне. И все- таки, пожалуй, их соединила *ае только безысходность. Вот ведь и. сына назвали в честь отца. Да и сама Тать яна . не забыла сказать о том, что . и , сейчас муж иногда говорит ей о люб ви. Правда, не часто и она уже не ве рит. Как не верит во все его обещания. А .дети повери.'ш. Он д.чя них — па па; Сначала ластились и ждали ответ ной ласки. Теперь же по походке опре деляют, в каком состоянии папа воз вращается и докладывают; «Опять пья ный». Значит, надо идти к бабушке, стучаться в соседнюю дверь. .* Со своей небольшой пенсии дедушка, Татьянин отец, подарил внукам вело сипед. Подарок перешел к зятю. И ког да его оштрафовали па тридцать руб лей за распитие спиртных напитков я обп1ествеино\1 месте, а Татьяна отказа лась выдать эту сумму из семейного бюджета, папа «загнал» чужой пода рок. Не стало у детей велосипеда. Если верить утверждению Анатолия Николаевича Лыкова, начальника цеха, он не единожды пытался по-человече ски, по-мужски. разговаривать с Вла димиром, а в ответ слышал: «Вам м о - . ей жизни не понять...». ...Мать Владимира гнала самогон. Позже открыла «точку», за что и была осуждена. Сын в это время находился в армии. Первые стопки с зельем от пробовал, конечно, подростком. А ког да поженились с Татьяной, скрыл от нес, что уже дважды пытался лечиться от алкоголизма. Что ж, решил человек взяться за ум, избавился от недуга —- зачем ворошить' старое? Забыть и не возвращаться к нему. Не забывается. И, конечно, слышит от жены в свой адрес попреки по по воду матери, «воспитавшей алкоголи- Очеиь просто говорить о бестактно.^, сти жены. Очень просто и попять ее, искаи1пу10 в муже опору для себя и стремившуюся найти отца 'своим . де тям, а ныне доведенную до отчаяния. Где уж тут сохранять тактичность, ес ли пышые'^ дебоши, скандалы мужа ста ли беоконечнымн! . Если на работе он прогуливает, если начал пропивать ве щи, тот же велосипед. Что ему не хватает? —- и этот воп рос, как й все предыдущие, задает Та тьяна мне. А н впрямь — что? Обут- одет, сыт, квартира. Всем обеспечила жена. То есть, получил все, что пред полагалось по «свадебному векселю». Не получил, пожалуй, самой малости - - душевной близости. По праву род- , кого человека жена не пыталась загля нуть к нему в душу, в чем признается сама себе. А он, со своей стороны, от вечал тем же. Она надеялась, что е Я не знаю, что изменилось бы, попы тайся Татьяна разоткровенничать му жа. Возможно, оп стал бы вниматель нее к детям, к ней. Возможно. И Тать яна готова восиолшггь этот-пробел во ■взаимоотношениях с мужем. Потому что только она одна сейчас отвечайт за свою семью, пытается ее сохранить, ис- гюльзуя все средства н меры. А. меры уже крайние. Остро стоит во прос о лишении Владимира свободы. Как-то, будучи в гостях у своей ма тери, он в подпитии, совершил хулиган-, скне действия и был осужден. Учиты вая, что в семье Владимира — трое малолетних детей, еуд *вынес решение об отсрочке приговора сроком на один год. Он должен был трудиться по ме сту своей работы — на заводе, мон тажных заготовок ^ и, как говорится, оправдывать доверие. Как оп его «оп равдывает», все уже знают. По-преж нему пьянки, .по-прежнему прогулы. .Впрочем, прогулов,., нет. Как выясни лось, Д.-1Я таких, как Владимир, суще ствует лазейка — другого слова в по добной ситуации не подберешь. Станция -йерелнвання’ крови. Здесь по предъявлению паспорта можно сдать кровь, получить деньги, два выходных, да еще и накормят! И напрасно Татья на пыталась «выяснить отношения» с сотрудниками станции, там ее не поня ли, объяснили и без того понятную по требность в донорах. Более того, в очередной раз ие потребовали даже и паспорт у Владимира — здесь его зна ли. И выходит, что .зря Татьяна выдер- .жала бой за паспорт. Но речь сейчас не о сотрудниках станции, не о врачебяой этике. О Вла димире и ему подо^йых. Для, катйдрго. из нас существует предел допустн.мого. И каждый сам определяет его для се бя. Выпитая рюмка, бутылка, хулиган ство, пропитый детский велосипед, про гулы... Л предел допустимого все рас ширяется. Собствошю, его уже не су ществует. И тогда человек ничем не гнушается. Для него забыты такие по нятия, как честь, долг. Вот тогда ему уже ничего не стоит осквернить самое святое. МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ.,. В СПОМ.ИИТЕ, сколько раз вам, приходилось участвовать в спорах* по поводу воспитания детей. Высказываются различные точки зрения:; ответствен- иботь , школы, комсомола, ро дителей, ■ . общественности. Ииы'е ■требуют . при.менения крутых мер к подросткам, ко торые плохо ' ведут себя, ху.’ш- ганя'т. Словом, не б удет / от- * крытием -то, что 'проблема ■ воспитания подростков, осо бенно 11--15 лет — проблема ^острая, волнующая ' каждого Недавно в автобусе мне д о - , велось услышать " рассужде ния одного; пожилого гражда нина. Товорлл он 'примерно . . следующее: * : = —■Родители ' 'доллшы отве чать за воспитание детей? Нет уж! Это; ■ра'ньше ’ таК- былоГ •огец даст р'емня — и точка. Раньше- ролнгелей боялись. А ныцче тебе любой сопляк .кричат: «Не имеешь права!»,. Так что нынче больше всего школа, должна отвечать. А родителям теперь детей неког да воспитывать. Муж работа, ет, жена работает. Вот школа и пусть занимается. ' Странное суждение. Но оно бытует среди части родителей. Мол, естр ясли, детсады, шко лы, училища, пионерская и * комсомрльская организации, С них и. спрос. Конечно, никто не собира ется снимать ответствен ностьсо всех этих организа ций и учреждений, Но ведь все: привычки, характер, взгляды на жизнь, усвоение и осмысливание таких понятий, как долг, честь, обязанность, воспитание . элементарных яор.м поведения — все это на.чинается в семье. ЧТО тишь, то ПОЖНЕШЬ Известный советский педа- 15-лет1!нй сын Алексей, ГОГ А. С... Макаренко: говорил! • учащийся .. 8 -.гб !класса >■шко- «Воспитание детей — самая лы .V» 61, вместе, с. важная область*.нашей,.жизии, щ'имся того -ж е .класса Са- Нащи .дети *—- это . будущие шей Иванниковым 14 февраля граж дане , нашей страны.;*Они .беспричинно, , жестоко избили будут ...творить .. историю... Н а- несовершеннолетнего, учащего- ши дет;я ЭТО; будущие отцы - с'я тёхнического,!;- училища .и мат€!р11, они тоже будут открыто, иасичыю ' по.хитили воспитывать своих детей. На- .ши дети'ДОЛЖНЫ вырасти пре-; красны.ми. гражданами, хоро - ,, шими отцами и матерями.; Но и это не все' наши дети — ,это н а ф а с т а р о с т ь , плохое. личные . вещи. .^.Эатем,,' со-: вершили- еше ряд:; краж госу. да 5 ртв.ениого и ..'дИчного иму*. .щества. С *.! . -* . ' . * . * , . * В школе Жуков характери зуется огряцатсльпр. Своей воспитание -это наше буду- , жестокостью запугивал горе, это наши слезы, это бят, которые боялись ему про к а т а вина перед -людьмщ перед ^всей страной», И поэтому. * , неправомочно -звучит;^;утверждение; о *. том, что родителям нынче-, н.екогда. «Некогда» безответственным, и равнодутным, «некогда» тем, кто хочет уйти от ответствен- Дети в ,подростковом возра-. сто особенно ' нуждаются в строгом контроле. Когда ро*. дители не :интересуются, . о кем, встречаются, дружат, как проводят: свое время их дети, это нередко...п(знводит к па- губным последствиям. Характерный пример, тому произошел в хорошо матери ально обеспеченной семье ра бочего НЛМК II. А. Жукова, который совершенно не зани мался воспитанием своего единственного сына, не уде лял ему внимания, злоупот реблял ■ спиртными иапнтка- ми, жесток по хфактеру . По пытки матери смягчить, жес токость отца не да.чи доллс- ных результатов, и в итоге.* их тивофенить. Ни в одном кру; ке-.учас-и-гя не принимал,* у з о к , ■его кругозор, совсем не читал 'художественную литературу / ..срывал мероприятия. . Адмивистр.ация школы,..клас-* еиый руководитель .,,^;истема- тически 'прини.мали. меры к Алеше, неоднократно обсуж дали ■на классных собраниях и заееданих родительского комитета. Родители поДвер- *гались, штрафу за бескойт- рольность : в .отношении сына. -Одиако они не сделали долж- .иых выводов,, сын стал на путь правонарушений, а з а тем и преступления. В отличие от Жукова его друг Саша Иванников воспи-. тыва .тея 'в далеко не обеспе* ченной семье, одной* матерью, так как . отец .. по причине пьянства . разведен с мате рью, но., и отчим оказался не, лучше родного отца. За пьян ство и хулиганство в семье он отбывает . наказание в местах лишения .свободы. Мать Са ши — II. А. Крикунова, заин тересована. собой и другим - малолетним, сыном. Лишь пре- ■ , старелая бабушка пыталась как-то вдиять на внука, , но * она слишком стара, >и Са ша по * существу. . . оказался предоставлен само.му себе, по- , этому, быстро..попал под дур ное влияние.* ; . Важная основа, в семье — . единство требований,, , предъ- : 5шляемых родителями, . Чрез» ■ фыдайно ■вредным : оказыв.ает* . ся то;!; факт, в подходе к де« 1ЯМ, который, к сожалению, , еще вс'пренается в семье. Тре- бованпе^ которое.' предъярля» ется одним, и .тотчас же евн- маотся другим, перестает быть требованием. В ' сознашпг де тей укореняется пренебрежи- тельйое ; ■отношение, ко всяким - требованиям вообще.' . Они приучаются , к вредной мысли, ■будто правила поведения ус танавливаются только «для острастки», а выполнять их вовсе ие обязательно. Сегодня идет иапрялсенная борьба за судьбу каждого подростка. Общественность, милиция прилагают все уси лия, чтобы направить еди ножды оступившихся, на путь истинный. Нельзя оставаться .б,е.чучастиым и равнодушным Приведенные случаи _пока зывают, что ■родителя долж ны свято выполнять свои обя занности', л воспитании детей. И от того, как они выполняют свой родительский долг, за висит и результат. «Что посе ешь, то и пожнешь..;» В. БЕЛЬЧЕВА, ...И ВОСПИТАТЕЛЯ- На .этой ступеньке сейчас иаходптся Владимир. Безвольный, опустившийся.. Молодой мужчина, за которого все . ре шают другие, а его голоса хватает только на обещания. «Что делать? Ка!^ скажете, так и по ступлю», — слышу вопрос Татьяны, Один из вариантов «что делать» -—ли- ■ шение свободы и принудительное лече ние от алкоголизма. В этом сейчас вп-- ди-г женщина самый реальный выход образумить мужа. «А там посмотрю, может, человеком станет, — рассуа4да- ет она. — Так хочется,' чтобы у детей был отец». И опя'гь понимаю Татьяну, ее стрем ление сохранить семью. Но не подогре ваю веру в благополучный исход. И вот почему. Несмотря па то, что я на стороне Татьяны, готова отстаивать ее дейс'гвия, мы, кажется, не сходимся с пей в главном. И.Э долгой беседы поня ла:, женщина стремится сохранить ви димость семьи, но не саму семью. А это. понятия разные. Если Татьяна йой- мет эту разницу, она попытаегся еще раз помочь мужу подняться. Как помо гают самому родному, близкому чело веку. Не по обязанности. По велению сердца. Но для этого Владимир дол жен повернуться лицом к детям, кж е - * ие - - вот тогда можно надеяться на благополучный исход. Пока же этого нет. Пока только Татьяна ищет нуж ную ноту в общении с мужем. Умело, неумело, но ищет. Владимир в этом по иске ие участвует, он только обижается па жену; «Знаю» ты посадить меня хо- На сегодня Татьяна приняла решение, дать еще. раз «испытательный срок» му жу. Что будет завтра, пока никто из них ие знает. Это зависит прежде все го от самого Владимира. И от тех', кто трудится с ним рядом. Поможет ли ра бочий коллек’гив подняться человеку па ноги? Очень хочется вер!1ть: поможет. ...Вольготно высз'ронлись добротные кирпичные дома. В садах, в цветниках. И дом Татьяны и Владимира —- весь в зелени. Но за цветниками — беда. Не чужая, ие Татьяшша' и ее детей. Наша. Л4. СОРОКИНА, к аш , корр. ШЙШНВЙТЬ ИЕ ТОЛЬКО С П ЕЯЙ ТО ТО В Когда говорят о необхо- дпыосш борьбы с пьянством, .передо мной всегда встают п еч аш лы е глаза мальчишек, которые волей случая оста лись без родительской опе ки, без материнских ласна- ювшх рук , без умных от цовских уроков ■ становле ние л у я я ш ш . я сказала: вояей случая . А .Случай ли это? К сожалению , нет. «Случайность» , э т а ... сейчас не просто* ..вселяет тревогу, заставляет нас оасесточахь- ся против нее. И. прежде всего, ко имя детей. Ронгде- ны они . ;й{еншфнами, . чье назначение иа :земло — да- вать-.жизнь ' - новому поколе- шпо людей II духовно .оли цетворять собой великое добро жизни. А какое добро олицетворяли . .собой .матери ребя 'шшек, которые считают родным домом . детские до ма и интернаты , эти учреж дения, которые сегодня от личаются от тех послевоен ных «звенигородов», где каждый ребенок, даже если не .знал,' где его родители, говорил, что оии погибли в страшные годы войны. Д е ти росли с этим, становясь ■достойными их ■памяти, пусть да:ке иногда приду манной. А что сейчас? Где папы и мамы большинства сегод няшних воеппташгаков дет ских домов?. Один мой уче ник. своеобразный, пачитаи- ный юноша, обладающий очень ироничным и дерзко- ватым складом ума. ска зал , что его маму «где то но сит по городам и веся.м», что . , отец ... его только н азывается таковым. Что , ра збираясь в понятии о ге нетике, он уже сегодня оп ределил себе будущее , н.е- ' удачника, и б о ' тяга к спирт- *ному у него от родителей. [ С ним .трудно спорить, но ' необходимо, И сегодняшний разговор . з а т е яв мною не .ради тех, , кто- лишен права • воспиты в ать своих детей, а ради их . взрослеющих потомков. Они не только ДО.ЧШПЫ обмануть порочную наслсдствешюсть, .он и попросту должны убить . е е в себе. Но хорошо, если .т е , кто песет ее заряд,* не . появляю тся па пути своих . д е т е й , .а . если- они , лишенные - родительских прав органами правосудия , все-таки дают о себе знать? Тогда дети идут к родителям, тем, кто, .пож елав их- рождения. не ■пожелал сделать их счастли выми. И 16— 17-летиий гоно- -ша , воспитанный в детском доме, старается внушить им начать жить по-новому. Но это часто заканчивается печа.чыю для детей. Обесси лев от борьбы с пьянством, ■они. в лучшем случае ухо. дят, в худшем — повторяют судьбу своих родителей. Подобных случаев дансе в моей, сравнительно не большой практике, работы с такими детьми, было пема- Что зависит от нас, п еда гогов? Прежде всего, с по мощью врачей надо дать по п ять ученикам, насколько страшно влияние спиртного, и особенно па будущее по коление. Молодым людям надо -внуш ить мысль о том, что намного .лет вперед до рождения детей необходимо заботиться об их здоровье. С нового учебного года в профте-хучилищах страны *вводится новый курс ,«Осно- ‘ вы семейных отношений»*, где в0Нро(4у вл и ян и я . спирт- *ных напитков на потомство ' отведено значительное, ме- ‘ сто ." Мы, педагоги уч и л ищ ,; одобряем появление этого *предмета *и *постараемся е д е - . лать его одним из главных в учебной программе. Но одним просвещением, проблему * решить нево з можно. Нужно, чтобы судь-, ба еще нерожденных детей, интересовала , беспокоила сегощш всех без исключе- , иня. И надо припидмать са мые строгие меры к таким, как рабочий станкострои тельного завода Муратов. Его сын сначала боялся пья- лю го папу, плакал , прятался от него, потом возненавидел отца, старался меньше бы вать дома, 'а уяге потом, уви дев, что пьянство родителя никого не беспокоит, стал уподобляться Муратову- старшему. Где гарантия то го, что его сын пе будет приносить горе своим буду щим детям , и что родятся они вдоровыми? Каждый случай пьянства наших учеников, мы, работ ники училищ, расцениваем как чрезвычайное происше ствие. В поисках его при чин мы, прежде всего, ана- .лизируем воспитательный процесс в коллективе уча- "щихся, строго мастерам и педагогам, до*, пустившим ' промахи . Но по чему * з а пьянство несовер шеннолетних чащ е всего спрашивают только с их педагогов? Почему на пред- ПР1Ш1ИЯХ, в учреждениях , где. работают мамы и папы наших учеников, с них • ие спрашивают за воспитание собственных детей? Ведь е с ли иа тйм я;е • станкострои тельном заводе, у знав о том, что их Муратов безоб разно ведет себя в семье, вовремя забили бы тревогу, то Муратов-младший вряд ли в зялся бы з а стопку. Но это рассказ о родителе, ко торого не лишили роди тельских прав. А какими тогда доллшы быть строго сти к тем, кто лишен этих прав? Чаще всего, иа них попросту перестаю т , обра щ ать вни.мапие. Но ведь на до предполагать, что их де ти. чьим воспитанием им запретили заниматься по пакону, когда-то могут прпй- Может, и не написала бы я обо всем этом. Но в па мяти у меня разговор с од ним учеником, который при . шел к нам из детского до- — Не могу я не поехать к матери. Хоть и пьяница По интонации, с какой он ■произнес это, чувствова лось, парень пе асдал радо- стц от предстоящей ветре- — Хоть кто-нибудь по влиял бы на нее ... — про- доляшл парень. Не могла я посоветовать ему -не возвращаться к ма тери. А подумала о том ,ч то мы, люди, должны помочь им обоим. Г. ШОГОРОВА, зам . директора по учебио-воспитатель. вой работе СПТУ-6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz