Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)

^ # «ЛЕНИНЕЦ»» 16 июля 1^85 г, ' ««ЛЕНИНЕЦ» ф З - КОМСОМОЛЬСКИЙ ВОЖАК . ЧТОБЫ с тобой СЧИТАЛИСЬ ...А. писать обо мне шг- пего не надо. Не люблю я : Так и расстались е Валей Курдюмовой. Но написать о вей все-таки решила. Почему? Этот же вопрос з ад ал а , мне Валя, когда' мы с ней встре- ^гились в комитете комсомода 'Липецкого домостроителыш-: Ы комбината;. — Почему именно обо мне? . Что ответить? «Потому что ты хороший комсорг»? Слиш­ ком упрощенно... Так сразу на этот вопрос, вообще ответить - невозможно,. Вдля — разная. , . ...В кабинете, секретаря ко­ митета комсомола д е к еиде- лн -двое. Бывший комсорг..сда­ в а л д е л а . , Собственно гово-, ря,( Дел никаких . не было. Но Валя добросовестно просмат­ ривала . бумаги, .протоколы , и прочую отчетность. Неожидан­ но на «сцене» появилось тре­ тье лицо. Ответственный за «Комсомольский прожектор». Д аж е не поздоровавшись С Валей,- сходу заявил: — «Прожектора» ие будет, Я не успел, Александр (с этого дня уже бывший секретарь комитета ВЛКСМ) смущенно развел г -Ну, вот видишь, пора­ ботай с такими. Не .дожидаясь других; объ­ яснений, Валя выбежала вслед за парнем. —- Хочу познакомиться. Я новый секретарь. — И, не дав опомниться: — А теперь вы­ кладывай, что тебе мешает, почему нет «прожектора»? Р а ­ бота? Так все работают. Бо.дь- ше ничего? Ну тогд'а чтобы через пять дней выпуск был. Я проверю... Резко? Ей еще не раз потом укажут на это. Люди, не зна­ комые с ответственностью, ча­ сто путают нормальную, дело­ вую требовательность с рез­ костью, нажимом.. Валя са.ча признается, что начинать пришлось с самой жесткой требовательности. По- • тему что еще в тот памятный первый рабочий, день удивила мягкость, а точнее, мягкоте. лость, граничащая с инерт­ ностью, бывшего секретаря. А удивляться, мягко гово-, ря, Ва.те пришлось мпого.чу. Работа была запушена, одппх В.ЗНОСОВ не уплачено 500 руб- Через три месяца ее вызва­ ли на бюро горкома ВЛКСМ, воспитывали, так сказать. Обидно было «отдуваться» за чужие грехи, но Валя отчаи­ ваться не собиралась: «Дока­ жу, что они . зря так». И дока- Имеиио в горкоме нам поедложнли написать о Вале Курдюмовой. Правда, преду­ предили, что резковата, мо­ жет и нажаловаться на «вы­ шестоящих». Мо. Валя жаловаться не со­ биралась. П равда,. «накладки» случаются: хочется в первпч- ку на собрание поласть, а нужно в горком комсомола, пли готовить очередную справ­ ку. Это не поза. Просто соб­ рание пройдет интереснее и живее, если Валя придет, осо­ бенно там, где комсорг новый и помо1ЦЬ требуется. Валя улыбается,- вспомина-, ет, как начинала сама. Поста- повленне собрания даже не знала как принимать. Докла­ дов писать не умела. Свой самый первый «собирала» с папторгом. Валентин Николаевич Полу­ нин ее многому тогда научил. Прежде всего организованно­ сти. Вместе с ним Валя со- сгав.дяла план на педелю, а потом .отчитывалась о проде­ ланном, точнее, делилась, со­ ветовалась. «Настойчива», — скажет мне о ней Валентин Нпколае- вич. И еще: «Ие боится идти на обострение». Сам Валентин Инколаевич , впервые обрати?! на" Валю вни- . мание на ;собр.ашш,’,когда?она, в ,то'- время . и. ■о. начальника цеха завода ЖБИ-7, букваль­ но, «взяла .за грудки» замести­ теля директора завода, тре-' буя, наконец, разобраться сю спецодеждой, вернее, с- ее от­ сутствием..- ’ЕгЦе бы не обра- ....-тить внимание;'-девчонка ведь, а не испуга.вдсь «пойти на обострение»., А; может, точнее — в зя т ь ' ответствешюсть на - -— С Валей теперь считают- ■. ся, - - скажет секретарь .п ар г - , 11е только с ней, добав.1ю я , ' а со всей комсомо.'шекой ор- . гаинзацией в ее лице. Даже приказ о награждении преми­ ей тогда лин1ь вступает в сие лу, когда есть подпись комсо­ мольского секретаря. Сейчас легко говорить:. «Счи'саются». А начиналось нэк? Валя о неуплате взно­ сов, а ей в ответ: —- А что нам дал комсо- Даже секретари первичен приходили ие за помощью, не за советом, а... за квартирой. Не- просили, а требовали. Чувствуете, как переклика­ ется? «Что нам дал комсо­ мол?» Квартиры он им не Кстати, о квартирах. Валя добилась; чтобы строящийся дом для -малосемейных был объявлен комсомольской удар­ ной стройкой д е к . Все суб­ ботники, все праздники проф­ мастерства обычно проводят­ ся там. Но не только. Каж ­ дый комсомолец, что поселит­ ся в этом доме, должен бу­ дет пройти через комитет ком­ сомола. Сейчас, год спустя, таких вопросов ие задают. Но вот равнодушие' инертность, а иногда, и откровенная непри­ язнь встречаются. — Запиши, — диктует Ва­ ля, — у нас полнейшее непо вимание с худруком. Дело в тому что ни агит­ бригады, ни ансамбля в ДСК нет, их никак не могут со дать, хотя есть помещение, и струмеиты, а самое главное- ребята, умеющие петь и и рать. Валя сама их нашла собрала, да она и заш-ша лась бы с ними, если б ла. По вот с .чудр\ком ш!как не может найти контакт. И тут,, словно по воле слу­ чая, в кабинет, где мы разго- варпва.я!, вошел парень. Он хотел устроиться на работу и.чешш худруком. Не правда ли,. , непривычная картина; че­ ловек, не успев побывать да­ же в отделе кадров, первым ^делом направился к комсо­ мольскому секретарю. Но для Взлп в этом ничего странного не ‘было. Она давно уже са­ ма (!) искала человека на эту ДОЛ}КНОСТЬ II поэтому. всех предупреждала: если кто при­ дет устрапваться, пусть сна­ чала направляют к ней. — Мне же с ним работать! С Валей — нелегко. В хо- роше.м смысле слова — или работай, или уходи. Пу, а самой-то ей сейчас —; Нравится, —- 5?лыбается Валя, -Е ты д а ж е , н е пред­ ставляешь, какая это интерес­ ная работа!; Кто-то заглянул в кабинет, позвал, Валя выскочила «на' минутку».' Вернулась немного погодя, расстроенная: — Опять неприятности. — Вот тебе и «нравится»! Она помолчала немного н вдруг улыбнулась: — 1-Шчего. Ну, на чем мы остаиовилпсь?.. С. СМЕТАНИНА, студентка факультета журналистики МГУ. Все начинается е семьи: пер­ вые шаги ребенка и его ста­ новление как личности... Все начинается с семьи: доброта и жестокость, душевная щед­ рость и глухота... Все начина­ ется с семьи. И когда в ней— неурядицы, скандалы, то стра­ дают прежде всего дети. И непоправимая беда входит в дом, если кто-то из родителей склонен к алкоголизму... О воспитании детей в семье, о том, какое зло входит в дом вместе со стопкой водки, идет разговор в сегодняшнем вы­ пуске клуба «Я и Мы». И о том, какой это светлый празд­ ник — свадьба! Мы рассказы­ ваем о новой ее форме — без­ алкогольной. , ОБРЯД ПО-НОВОМУ- С Л А Д К О ! И ЗАЗВУЧАЛ торя^ест-. венный по.мнез. ра.чда- . . лйсь-позывные свадьбы. Мать, жениха подносит .молодо­ женам на -вышито.м нарядном полотенце пышный каравай, мать невееты, щедро •' оЕьшает их зерном. И расступился на­ род, сопровождая молодых с ' ...почетом да- внцманкем, с добрым - 'Нриветом —. велича­ нием. А гвггей да приглашен­ ных собралось — не счесть. Еще бы! Первая родниковая свадьба в Липецке! Да к а ­ кая! Все внимание — моло­ дым. И фольклорная группа с ее «Величальной», и скоморо- .хи-балагуры со сказочными героями, и своеобразные .п о ­ здравления детей, и дискоте­ ка, и вокально • инструмен­ тальный ансамбль. И ’ кон­ курсы, и викторины. И все— в ' народном стиле, по рус­ скому обычаю, с шутками- прибаутками, далее* когда* ведущая предлагает гостям угощение: «Наша невеста не спала, ие дремала, ие по бору шишки собирала, а мыла, пряла, все дары вышивала, в коробочку клала. Дары при­ мите, невесту любите»; И раздавалось звонкое, может, пока немного непри­ вычное; «Сладко!», Ие замор­ ские вина и другие панпткн покрепче были на столах — всевозмоишые. соки -и лимона­ ды разных цветов и вкусов. И опять — конкурсы, му- -зыка, выступления ансамбля бального танца. Ио представим, пакопец-та- ки, виновников торлсества; Наталья и Олег Качурины. ■Она —- лаборант, он сле­ сарь станкостроительного з а ­ вода. Признаемся, трудно было улучить момент, чтоб хотя бы несколько минут' поговорить с молодоженами; настолько они были увлечены всеми неожи­ данными поворотами их свадьбы. Оба были счастли- вые, радостные и в один голое выражали признательность Советскому райкому партии, райкому комсомола, работни­ кам Дворца культуры проф­ союзов "за этот торжествен­ ный неповторимый день. ОЛЕГ; Когда мы- приш.чи подавать заявление во Дворец бракосочетания, нам предло­ жили сыграть вот такую СВадь. тить, нас тут же поддержали родц'гелп, все наши друзья. А старший' брат Наташи дсазал! «Наконец-то!». * •НАТАША: Мне очень нра­ вится моя свадьба! А гости, посмотрите, какие довольные! Один из гостей, свидетель жениха Игорь Щукин, тут же добавил; «Очень хотел бы, чтоб и у меня была такая свадьба». Понравилась свадьба и ро­ дителям. Мама Наташи, Ма­ рия Тихоновна Золотарева, рабочая хлебозавода .№ 4, имеющая семерых детей и на своем веку побывавшая не на одном десятке свадеб, на та ­ кой — впервые. И она с жи­ тейской мудростью рассулсда- ет о том, как хорошо, спокой­ но родителям на подобных *торжествах, и главное — не переживаешь за гостей:, все трезвые, все увлечены, все развлекаются. На торжественную часть свадьбы были приглашены многие. Среди них — рабгот- ники Дворцов и Домов куль­ туры Липецка. И. не случайно. Первая безалкогольная свадь­ ба — новый обряд в городе. И готовясь к нему, работники ДК профсоюзов постара.чись: на славу. Сценарий свадьбы удался. Об этом говорил и Игорь Углов, *руководитель дискотеки и распорядитель свадебного- 'торжества Ли- иецкого -салона , торжеств: «Скоро мы тоже будем про- водить* ' подобную свадьбу, и хотелось бы ъое лучшее, что* есть в-этом сценарии, взять для себя. Коиеч!ю, каждое торжество должно быть ни-, дивидуальиым, •' и мы* будем учитБшать это»., ...Не 'бокалы ' е шампанским — чашу с 'родниковой * водой подиес.пя молодоженам; Да со словами; «Пригубите родни­ ковой -воды — отныне чашу жизни вы будете пить вме* ...Й судя по в сем у , ' отныне новому *обычаю — жить! О.ОСКОЛЬСКАЯ. Фото В. Строкова> - -НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, ЗАКОН • Б Е Д А В Ц В Е Т Н И К Е Татьяна спрашивала у себя и у ме­ ня. Тот же вопрос — Анатолию Нико­ лаевичу Лыкову, начальнику цеха з а ­ вода монтажных заготовЬк: «Что де­ лать? Как скажете, так и поступлю». На этом мы и расстались. А утром сле­ дующего дня — тот же вопрос по те­ лефону. — 13чера вернулся трезвый, опять обещал. Мо§{ет, еще раз поверить^ по­ временить с документами? - ...Искала нужный дом и прислушн- валаеь; не раздадутся ли кршш, плач и не выскочит ли на дорогу какой пья­ ный громила, — это и будет Владимир. Тишина. Вольготно выстроились доб­ ротные кирпичные дома. В садах, в цветнпках. Около одного из них меня встретила молодая стройная женщина, В детской коляске — мальчуган. Вла- димир-младший, Вовка. — А старший сегодня всю ночь ку­ ролесил под окнами, — еще не позна­ комившись, начала Татьяна о главном. — На работе опять не был. Под утро лег во дворе па скамейке, жалко ста­ ло, впустила. Проснулся — просит пас- . порт. Кровь сдавать собрался, чтоб , справкой прогулы прикрыть. Не дала. Обещал пойти на работу, не знаю, до- Ие дошел, И ни дома, шг на заводе никто -не знал в тот день, где он есть.. Татьчиа разыскивала .мужа. Двадца- тцчетырехлетпего главу семейства, в котором — трое детей. .Младшему, Вов­ ке, чуть больше года. Создавая семью, люди основываются па чувства.ч. Татьяна и Владимир сое­ динили свои судьбы просто потому, что ие видели иного выхода. У нее. двое .детей от первого брака, ему «некуда было деться». До свадьбы она знала:' избранник^ пьет, но разве просто выйти замуж с детьми? Не до выбора». Верю Татьяне. И все- таки, пожалуй, их соединила *ае только безысходность. Вот ведь и. сына назвали в честь отца. Да и сама Тать­ яна . не забыла сказать о том, что . и , сейчас муж иногда говорит ей о люб­ ви. Правда, не часто и она уже не ве­ рит. Как не верит во все его обещания. А .дети повери.'ш. Он д.чя них — па­ па; Сначала ластились и ждали ответ­ ной ласки. Теперь же по походке опре­ деляют, в каком состоянии папа воз­ вращается и докладывают; «Опять пья­ ный». Значит, надо идти к бабушке, стучаться в соседнюю дверь. .* Со своей небольшой пенсии дедушка, Татьянин отец, подарил внукам вело­ сипед. Подарок перешел к зятю. И ког­ да его оштрафовали па тридцать руб­ лей за распитие спиртных напитков я обп1ествеино\1 месте, а Татьяна отказа­ лась выдать эту сумму из семейного бюджета, папа «загнал» чужой пода­ рок. Не стало у детей велосипеда. Если верить утверждению Анатолия Николаевича Лыкова, начальника цеха, он не единожды пытался по-человече­ ски, по-мужски. разговаривать с Вла­ димиром, а в ответ слышал: «Вам м о - . ей жизни не понять...». ...Мать Владимира гнала самогон. Позже открыла «точку», за что и была осуждена. Сын в это время находился в армии. Первые стопки с зельем от­ пробовал, конечно, подростком. А ког­ да поженились с Татьяной, скрыл от нес, что уже дважды пытался лечиться от алкоголизма. Что ж, решил человек взяться за ум, избавился от недуга —- зачем ворошить' старое? Забыть и не возвращаться к нему. Не забывается. И, конечно, слышит от жены в свой адрес попреки по по­ воду матери, «воспитавшей алкоголи- Очеиь просто говорить о бестактно.^, сти жены. Очень просто и попять ее, искаи1пу10 в муже опору для себя и стремившуюся найти отца 'своим . де­ тям, а ныне доведенную до отчаяния. Где уж тут сохранять тактичность, ес­ ли пышые'^ дебоши, скандалы мужа ста­ ли беоконечнымн! . Если на работе он прогуливает, если начал пропивать ве­ щи, тот же велосипед. Что ему не хватает? —- и этот воп­ рос, как й все предыдущие, задает Та­ тьяна мне. А н впрямь — что? Обут- одет, сыт, квартира. Всем обеспечила жена. То есть, получил все, что пред­ полагалось по «свадебному векселю». Не получил, пожалуй, самой малости - - душевной близости. По праву род- , кого человека жена не пыталась загля­ нуть к нему в душу, в чем признается сама себе. А он, со своей стороны, от­ вечал тем же. Она надеялась, что е Я не знаю, что изменилось бы, попы­ тайся Татьяна разоткровенничать му­ жа. Возможно, оп стал бы вниматель­ нее к детям, к ней. Возможно. И Тать­ яна готова восиолшггь этот-пробел во ■взаимоотношениях с мужем. Потому что только она одна сейчас отвечайт за свою семью, пытается ее сохранить, ис- гюльзуя все средства н меры. А. меры уже крайние. Остро стоит во­ прос о лишении Владимира свободы. Как-то, будучи в гостях у своей ма­ тери, он в подпитии, совершил хулиган-, скне действия и был осужден. Учиты­ вая, что в семье Владимира — трое малолетних детей, еуд *вынес решение об отсрочке приговора сроком на один год. Он должен был трудиться по ме­ сту своей работы — на заводе, мон­ тажных заготовок ^ и, как говорится, оправдывать доверие. Как оп его «оп­ равдывает», все уже знают. По-преж­ нему пьянки, .по-прежнему прогулы. .Впрочем, прогулов,., нет. Как выясни­ лось, Д.-1Я таких, как Владимир, суще­ ствует лазейка — другого слова в по­ добной ситуации не подберешь. Станция -йерелнвання’ крови. Здесь по предъявлению паспорта можно сдать кровь, получить деньги, два выходных, да еще и накормят! И напрасно Татья­ на пыталась «выяснить отношения» с сотрудниками станции, там ее не поня­ ли, объяснили и без того понятную по­ требность в донорах. Более того, в очередной раз ие потребовали даже и паспорт у Владимира — здесь его зна­ ли. И выходит, что .зря Татьяна выдер- .жала бой за паспорт. Но речь сейчас не о сотрудниках станции, не о врачебяой этике. О Вла­ димире и ему подо^йых. Для, катйдрго. из нас существует предел допустн.мого. И каждый сам определяет его для се­ бя. Выпитая рюмка, бутылка, хулиган­ ство, пропитый детский велосипед, про­ гулы... Л предел допустимого все рас­ ширяется. Собствошю, его уже не су­ ществует. И тогда человек ничем не гнушается. Для него забыты такие по­ нятия, как честь, долг. Вот тогда ему уже ничего не стоит осквернить самое святое. МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ.,. В СПОМ.ИИТЕ, сколько раз вам, приходилось участвовать в спорах* по поводу воспитания детей. Высказываются различные точки зрения:; ответствен- иботь , школы, комсомола, ро­ дителей, ■ . общественности. Ииы'е ■требуют . при.менения крутых мер к подросткам, ко­ торые плохо ' ведут себя, ху.’ш- ганя'т. Словом, не б удет / от- * крытием -то, что 'проблема ■ воспитания подростков, осо­ бенно 11--15 лет — проблема ^острая, волнующая ' каждого Недавно в автобусе мне д о - , велось услышать " рассужде­ ния одного; пожилого гражда­ нина. Товорлл он 'примерно . . следующее: * : = —■Родители ' 'доллшы отве­ чать за воспитание детей? Нет уж! Это; ■ра'ньше ’ таК- былоГ •огец даст р'емня — и точка. Раньше- ролнгелей боялись. А ныцче тебе любой сопляк .кричат: «Не имеешь права!»,. Так что нынче больше всего школа, должна отвечать. А родителям теперь детей неког­ да воспитывать. Муж работа, ет, жена работает. Вот школа и пусть занимается. ' Странное суждение. Но оно бытует среди части родителей. Мол, естр ясли, детсады, шко­ лы, училища, пионерская и * комсомрльская организации, С них и. спрос. Конечно, никто не собира­ ется снимать ответствен­ ностьсо всех этих организа­ ций и учреждений, Но ведь все: привычки, характер, взгляды на жизнь, усвоение и осмысливание таких понятий, как долг, честь, обязанность, воспитание . элементарных яор.м поведения — все это на.чинается в семье. ЧТО тишь, то ПОЖНЕШЬ Известный советский педа- 15-лет1!нй сын Алексей, ГОГ А. С... Макаренко: говорил! • учащийся .. 8 -.гб !класса >■шко- «Воспитание детей — самая лы .V» 61, вместе, с. важная область*.нашей,.жизии, щ'имся того -ж е .класса Са- Нащи .дети *—- это . будущие шей Иванниковым 14 февраля граж дане , нашей страны.;*Они .беспричинно, , жестоко избили будут ...творить .. историю... Н а- несовершеннолетнего, учащего- ши дет;я ЭТО; будущие отцы - с'я тёхнического,!;- училища .и мат€!р11, они тоже будут открыто, иасичыю ' по.хитили воспитывать своих детей. На- .ши дети'ДОЛЖНЫ вырасти пре-; красны.ми. гражданами, хоро - ,, шими отцами и матерями.; Но и это не все' наши дети — ,это н а ф а с т а р о с т ь , плохое. личные . вещи. .^.Эатем,,' со-: вершили- еше ряд:; краж госу. да 5 ртв.ениого и ..'дИчного иму*. .щества. С *.! . -* . ' . * . * , . * В школе Жуков характери­ зуется огряцатсльпр. Своей воспитание -это наше буду- , жестокостью запугивал горе, это наши слезы, это бят, которые боялись ему про­ к а т а вина перед -людьмщ перед ^всей страной», И поэтому. * , неправомочно -звучит;^;утверждение; о *. том, что родителям нынче-, н.екогда. «Некогда» безответственным, и равнодутным, «некогда» тем, кто хочет уйти от ответствен- Дети в ,подростковом возра-. сто особенно ' нуждаются в строгом контроле. Когда ро*. дители не :интересуются, . о кем, встречаются, дружат, как проводят: свое время их дети, это нередко...п(знводит к па- губным последствиям. Характерный пример, тому произошел в хорошо матери­ ально обеспеченной семье ра­ бочего НЛМК II. А. Жукова, который совершенно не зани­ мался воспитанием своего единственного сына, не уде­ лял ему внимания, злоупот­ реблял ■ спиртными иапнтка- ми, жесток по хфактеру . По­ пытки матери смягчить, жес­ токость отца не да.чи доллс- ных результатов, и в итоге.* их тивофенить. Ни в одном кру; ке-.учас-и-гя не принимал,* у з о к , ■его кругозор, совсем не читал 'художественную литературу / ..срывал мероприятия. . Адмивистр.ация школы,..клас-* еиый руководитель .,,^;истема- тически 'прини.мали. меры к Алеше, неоднократно обсуж­ дали ■на классных собраниях и заееданих родительского комитета. Родители поДвер- *гались, штрафу за бескойт- рольность : в .отношении сына. -Одиако они не сделали долж- .иых выводов,, сын стал на путь правонарушений, а з а ­ тем и преступления. В отличие от Жукова его друг Саша Иванников воспи-. тыва .тея 'в далеко не обеспе* ченной семье, одной* матерью, так как . отец .. по причине пьянства . разведен с мате­ рью, но., и отчим оказался не, лучше родного отца. За пьян­ ство и хулиганство в семье он отбывает . наказание в местах лишения .свободы. Мать Са­ ши — II. А. Крикунова, заин­ тересована. собой и другим - малолетним, сыном. Лишь пре- ■ , старелая бабушка пыталась как-то вдиять на внука, , но * она слишком стара, >и Са­ ша по * существу. . . оказался предоставлен само.му себе, по- , этому, быстро..попал под дур­ ное влияние.* ; . Важная основа, в семье — . единство требований,, , предъ- : 5шляемых родителями, . Чрез» ■ фыдайно ■вредным : оказыв.ает* . ся то;!; факт, в подходе к де« 1ЯМ, который, к сожалению, , еще вс'пренается в семье. Тре- бованпе^ которое.' предъярля» ется одним, и .тотчас же евн- маотся другим, перестает быть требованием. В ' сознашпг де­ тей укореняется пренебрежи- тельйое ; ■отношение, ко всяким - требованиям вообще.' . Они приучаются , к вредной мысли, ■будто правила поведения ус­ танавливаются только «для острастки», а выполнять их вовсе ие обязательно. Сегодня идет иапрялсенная борьба за судьбу каждого подростка. Общественность, милиция прилагают все уси­ лия, чтобы направить еди­ ножды оступившихся, на путь истинный. Нельзя оставаться .б,е.чучастиым и равнодушным Приведенные случаи _пока­ зывают, что ■родителя долж­ ны свято выполнять свои обя­ занности', л воспитании детей. И от того, как они выполняют свой родительский долг, за­ висит и результат. «Что посе­ ешь, то и пожнешь..;» В. БЕЛЬЧЕВА, ...И ВОСПИТАТЕЛЯ- На .этой ступеньке сейчас иаходптся Владимир. Безвольный, опустившийся.. Молодой мужчина, за которого все . ре­ шают другие, а его голоса хватает только на обещания. «Что делать? Ка!^ скажете, так и по­ ступлю», — слышу вопрос Татьяны, Один из вариантов «что делать» -—ли- ■ шение свободы и принудительное лече­ ние от алкоголизма. В этом сейчас вп-- ди-г женщина самый реальный выход образумить мужа. «А там посмотрю, может, человеком станет, — рассуа4да- ет она. — Так хочется,' чтобы у детей был отец». И опя'гь понимаю Татьяну, ее стрем­ ление сохранить семью. Но не подогре­ ваю веру в благополучный исход. И вот почему. Несмотря па то, что я на стороне Татьяны, готова отстаивать ее дейс'гвия, мы, кажется, не сходимся с пей в главном. И.Э долгой беседы поня­ ла:, женщина стремится сохранить ви­ димость семьи, но не саму семью. А это. понятия разные. Если Татьяна йой- мет эту разницу, она попытаегся еще раз помочь мужу подняться. Как помо­ гают самому родному, близкому чело­ веку. Не по обязанности. По велению сердца. Но для этого Владимир дол­ жен повернуться лицом к детям, кж е - * ие - - вот тогда можно надеяться на благополучный исход. Пока же этого нет. Пока только Татьяна ищет нуж­ ную ноту в общении с мужем. Умело, неумело, но ищет. Владимир в этом по­ иске ие участвует, он только обижается па жену; «Знаю» ты посадить меня хо- На сегодня Татьяна приняла решение, дать еще. раз «испытательный срок» му­ жу. Что будет завтра, пока никто из них ие знает. Это зависит прежде все­ го от самого Владимира. И от тех', кто трудится с ним рядом. Поможет ли ра­ бочий коллек’гив подняться человеку па ноги? Очень хочется вер!1ть: поможет. ...Вольготно высз'ронлись добротные кирпичные дома. В садах, в цветниках. И дом Татьяны и Владимира —- весь в зелени. Но за цветниками — беда. Не чужая, ие Татьяшша' и ее детей. Наша. Л4. СОРОКИНА, к аш , корр. ШЙШНВЙТЬ ИЕ ТОЛЬКО С П ЕЯЙ ТО ТО В Когда говорят о необхо- дпыосш борьбы с пьянством, .передо мной всегда встают п еч аш лы е глаза мальчишек, которые волей случая оста ­ лись без родительской опе­ ки, без материнских ласна- ювшх рук , без умных от­ цовских уроков ■ становле­ ние л у я я ш ш . я сказала: вояей случая . А .Случай ли это? К сожалению , нет. «Случайность» , э т а ... сейчас не просто* ..вселяет тревогу, заставляет нас оасесточахь- ся против нее. И. прежде всего, ко имя детей. Ронгде- ны они . ;й{еншфнами, . чье назначение иа :земло — да- вать-.жизнь ' - новому поколе- шпо людей II духовно .оли­ цетворять собой великое добро жизни. А какое добро олицетворяли . .собой .матери ребя 'шшек, которые считают родным домом . детские до­ ма и интернаты , эти учреж ­ дения, которые сегодня от­ личаются от тех послевоен­ ных «звенигородов», где каждый ребенок, даже если не .знал,' где его родители, говорил, что оии погибли в страшные годы войны. Д е ­ ти росли с этим, становясь ■достойными их ■памяти, пусть да:ке иногда приду­ манной. А что сейчас? Где папы и мамы большинства сегод­ няшних воеппташгаков дет­ ских домов?. Один мой уче­ ник. своеобразный, пачитаи- ный юноша, обладающий очень ироничным и дерзко- ватым складом ума. ска ­ зал , что его маму «где то но­ сит по городам и веся.м», что . , отец ... его только н азывается таковым. Что , ра збираясь в понятии о ге ­ нетике, он уже сегодня оп­ ределил себе будущее , н.е- ' удачника, и б о ' тяга к спирт- *ному у него от родителей. [ С ним .трудно спорить, но ' необходимо, И сегодняшний разговор . з а т е яв мною не .ради тех, , кто- лишен права • воспиты­ в ать своих детей, а ради их . взрослеющих потомков. Они не только ДО.ЧШПЫ обмануть порочную наслсдствешюсть, .он и попросту должны убить . е е в себе. Но хорошо, если .т е , кто песет ее заряд,* не . появляю тся па пути своих . д е т е й , .а . если- они , лишенные - родительских прав органами правосудия , все-таки дают о себе знать? Тогда дети идут к родителям, тем, кто, .пож елав их- рождения. не ■пожелал сделать их счастли­ выми. И 16— 17-летиий гоно- -ша , воспитанный в детском доме, старается внушить им начать жить по-новому. Но это часто заканчивается печа.чыю для детей. Обесси­ лев от борьбы с пьянством, ■они. в лучшем случае ухо. дят, в худшем — повторяют судьбу своих родителей. Подобных случаев дансе в моей, сравнительно не­ большой практике, работы с такими детьми, было пема- Что зависит от нас, п еда­ гогов? Прежде всего, с по­ мощью врачей надо дать по­ п ять ученикам, насколько страшно влияние спиртного, и особенно па будущее по­ коление. Молодым людям надо -внуш ить мысль о том, что намного .лет вперед до рождения детей необходимо заботиться об их здоровье. С нового учебного года в профте-хучилищах страны *вводится новый курс ,«Осно- ‘ вы семейных отношений»*, где в0Нро(4у вл и ян и я . спирт- *ных напитков на потомство ' отведено значительное, ме- ‘ сто ." Мы, педагоги уч и л ищ ,; одобряем появление этого *предмета *и *постараемся е д е - . лать его одним из главных в учебной программе. Но одним просвещением, проблему * решить нево з ­ можно. Нужно, чтобы судь-, ба еще нерожденных детей, интересовала , беспокоила сегощш всех без исключе- , иня. И надо припидмать са ­ мые строгие меры к таким, как рабочий станкострои­ тельного завода Муратов. Его сын сначала боялся пья- лю го папу, плакал , прятался от него, потом возненавидел отца, старался меньше бы­ вать дома, 'а уяге потом, уви­ дев, что пьянство родителя никого не беспокоит, стал уподобляться Муратову- старшему. Где гарантия то­ го, что его сын пе будет приносить горе своим буду­ щим детям , и что родятся они вдоровыми? Каждый случай пьянства наших учеников, мы, работ­ ники училищ, расцениваем как чрезвычайное происше­ ствие. В поисках его при­ чин мы, прежде всего, ана- .лизируем воспитательный процесс в коллективе уча- "щихся, строго мастерам и педагогам, до*, пустившим ' промахи . Но по­ чему * з а пьянство несовер­ шеннолетних чащ е всего спрашивают только с их педагогов? Почему на пред- ПР1Ш1ИЯХ, в учреждениях , где. работают мамы и папы наших учеников, с них • ие спрашивают за воспитание собственных детей? Ведь е с ­ ли иа тйм я;е • станкострои­ тельном заводе, у знав о том, что их Муратов безоб­ разно ведет себя в семье, вовремя забили бы тревогу, то Муратов-младший вряд ли в зялся бы з а стопку. Но это рассказ о родителе, ко ­ торого не лишили роди­ тельских прав. А какими тогда доллшы быть строго­ сти к тем, кто лишен этих прав? Чаще всего, иа них попросту перестаю т , обра­ щ ать вни.мапие. Но ведь на ­ до предполагать, что их де­ ти. чьим воспитанием им запретили заниматься по пакону, когда-то могут прпй- Может, и не написала бы я обо всем этом. Но в па ­ мяти у меня разговор с од­ ним учеником, который при . шел к нам из детского до- — Не могу я не поехать к матери. Хоть и пьяница По интонации, с какой он ■произнес это, чувствова­ лось, парень пе асдал радо- стц от предстоящей ветре- — Хоть кто-нибудь по­ влиял бы на нее ... — про- доляшл парень. Не могла я посоветовать ему -не возвращаться к ма­ тери. А подумала о том ,ч то мы, люди, должны помочь им обоим. Г. ШОГОРОВА, зам . директора по учебио-воспитатель. вой работе СПТУ-6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz