Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)
2 • «ЛЕНИНЕЦ* » чЛЕНИНЕЦ» I —Н-------- Лариса Тактаева Утж а ет д е в ч о н к а в город не заметйт, как теплой мордой А в глазах, как дождем ОБЗОР ПОЭТИЧЕСКОЙ ПОЧТЫ « ВСЕ ВИДЕТЬ, ВСЕПОНЯТЬ...» В литературный клуб «Раду га» часто приходят письма, объ единенные одним прекрасным озарением, имя которому: поэ зия. Кто же эти .1ЮДИ, которые, рассказывают о своей судьбе и о судьбах тех, кто отдал жизнь в годы военные на полях сраже ний, о своих земляках и о сво ем родном крае, о красоте земли и о выстраданном нраве быть на этой земле счасглнвы.м, о не нависти к врагам родного Оте чества и о готовности встать, ес ли будет нужно, на его защиту, о прекрасной поре любви, воз вышающей, радостной, обогаща ющей все и всех, и о любви, еще не нашедшей ответа, немного грустной, но готовой расцвести, вспыхнуть одухотворяющи.м цве том, чтоб- запомниться на всю Авторы этих стихов — люди разные: и наделенные житейским опытом, и только-только вступа ющие в жи;шь, жители городов и сел нашей области, а такж е и те, кто считает себя нашим .юм- ляком. Так, Алексей Васильевич Суров из Усмани прислал «Бал ладу о политруке» — дань памя ти, как он пишет сам, «моех'о ус- маиского учителя Онофрия И ва новича Борисюка, погибшего в боях за Родину». Стихи «Пав ших ждут вечно» прислала из Ачинска .Алла Владимировна Кондрусева. Стихи с поэтичным названием «Какая музыка зи мы.. »4 мы прочитали в письме Э. Поповой из Липецка, и как. бы продолжением этого настрое ния явилось • письмо юного лип- чашша Геннадия Виноградова со стихами «Далекое -приближепие лета», «Светлые березы», «Зим ний вечер». Высоким патриотче - ским смыс.юм, неучасаюшнм ог нем сопричасгностн радостям и болям родной земли- и своих со отечественников пронизаны стро ки поэтических размышлений многих наших авторов: Ю А. Круглова из Липецка, С. Бояр ской и С. Ноздреватых из се.ча Частая Дубрава, Тони Лопати ной из села Березнеговатка, .тип- чапки М. А. Насальской, Леиы Григорьевой из Ельца и других. Читая эти письма,- вслушиваясь в тона.1ьноеть того ити иного ав тора, понимаешь, что у каждого - - свой уровень поэтической под готовки, свое яредставлевие о стихах и щ о л н и , свои кумиры в литературе, свои «учителя» в по этическом тво(рчестве. Каждый пишущий одержим жаждой прорваться сквозь словесные дебри, найти, в конце концов, то, о че'м было когда-то сказано у Твардовского: «Вот стихи — а все понятно, все на русском язы ке». Конечно, это нелегкое, ие сиюминутное дело — завоевание «простоты», «понятности» в сти хах, когда ни единого слова ие убавить, не прибавить, когда смысл и звук слиты воедино. Правда, многим нашим коррес пондентам пока не уда.юсь д о стичь такого уровня в своем творчестве — они еще на Само.м первом подступе к пониманию поэтического труда. Именно по этому в письмах нередко быва ют такие просьбы: «...Хочется узнать. ' удались ли мне стихи, которые я сегодня посылаю. Б у ду рада, если мне ответят, есть ли в моих стихах какие-то до стижения, а если есть неточно сти — .то укажите на них...». -Другая юная читательница «Ле нинца» так говорит о себе: «Очень люблю стихи. Нравятся Пушкин и Асадов. Пробую пи сать сама. Пишу, когда в душе скапливается что-то такое, что можно выразить лишь в стихах. После долгих раздумий решила выслать вам свои стихи, очень хочу узнать отзыв...». И сегодня, стараясь разобрать ся и .ответить всем авторам сти хов, прежде всего хочется уп- рекиуть их в главном — в от сутствии литературного, поэти ческого вкуса, который помога ет читателю (именно читате.тю, а не писателю стихов!) отличить настоящее чтение от чтива, на стоящие глубокие стихи от поэ тических поделок, почувствовать самую суть истинных поэтиче ских строк, которые ие позволят затеряться в шелухе случайности, поверхностности, необязаге.тьно- сти, рнфмоилетства... Если бы на ши авторы побольше, повнима тельнее, повдумчивее читали, ее- лн бы они искали и находили поэтов хороших и разных, если бы оттачивали не только каран даши Д.1Я писем, ио и слух, II я.зык, то, уверена, они бы ие смогли никогда поставить В один ряд Пушкина и Асадова. Конечно, можно предпо.шхшть II другое: че.товек читает запо ем, записан в трех библиотеках, с книгой спит и обедает, а вот, увы. писать от этого все равно ие научился хорошо, все равно, как говорят, поэзия в его стихах и ие ночевала. Разумеется, чело веку, малоодаренному от нриро- ды, никакими советами ие по можешь — он останется на том уровне, с которого начал. И все- гаки совет тем, к го пишет и бу дет писать: надо разнообразить свои интересы, ие оставаться сто ронним наблюдателем, не д а вать себе топтаться на одно,м ме- -«те, быть л'енивым, .инертным. Приходится об этом так прямо линейно говорить, потому что убеждаешься: литературные вку сы наших начинающих поверхно стны, «ни ненаб.чюдательны, а порой и безразличны к той про стой и сложной повседневпостн, каждодневной жизни с ее плюса ми и минусами. Иногда диву д а ешься, читая «придумки»: про мадоин и арлегшнов, идущие от деревеиекой девчонки, и.ти рабо чего парня, рядом с которыми живут, смеются в плачут сотни удивительных, ждущих описания человеческих характеров, су- Б начале, нашего века молодой поэт, ставший позже зкамени- тгдм, Максимилиан Волошин на* писал стихи, в котг^ых есть эиа* -А к ней телок белолобый льнет. Он по-своему, по-телячьи, любит избу в конце села, для него |ничего не значат больших 1Городов дела. Л девчонка сбросила тапки, деревенский сияла платок... Прячет морду в передник , бабкин, как в стерную траву, телок. Он травы] этой ел досыта, омытых, безысходная тонет грусть. Он уткнулся в бабкины руки и запахло вдруг молоком. А девчонка дошла до излуки, постояла. Назад, бегом. Туфли в руки, сбивая росы, огородами, напрямик, замелькали русые косы... Грусть на радость сменилась ПЛАВДА, папка хаиик, с густой проседью в дяики шугают, а он ныряет, ...У могшлы гроб поставили спит? Плавда? —• цыганских кудрях, подвинулся, трос за серьгу заводит. Оиос- на табуретки, музыка смолк- 'тормоши.ча Димку освобождая место. ля войны было... Мой трак тор - , . ла, и в тишине ,раздался.: гв*- трехлет .яя Верушка. — Он — Я не курю, — ответил то. Выпивши я гнал с ним п:з лос Карпова: ^ХЕо-олго до-олво спит, а плОс- Димка. ' МТС и моста-то в сумерках —■ Товарищи! С глубокой 'Т о е т ся - - живда будет, плав* —• Знаю... Это я так , .к ело- не разглядел. Выскочил из. во- скорбью мы нррво-жаем;- в -п о да? - _ он обнял Димку за ды хмель ^ сразу вышцбло. следний путь большого чело- — М |лчи ты, ради бога! — плечи. — Сядь, посиди... Вот Все, думаю, готовься, Серега, века. Незаметно ж и л 'Ф е д о | . шепотои отвечал Димка, при- они, брат, дела-то какие... завтра ' под белы ручки, уве- Егорович, и наград у негорео- дшмая к себе содомно.-выго- Жи.Т, человек и нету. И му* дут. А ом, Егорович-то,' сгреб бых нет, Н ' дел громких за ревшую! на солнце голову се-: жик-то был мировой, труже- меня за шкирку; да ка-ак ним числится. Всю жизнь стренки Верушка йыкручива- пик безотказный. , съездит. Чего, кричит, ню- он землю пахал, хлеб растил, лась, .купила • глазенки на - - Как же это случплось-то? иншься, сопляк? Давай трос, ■ но такие-то люди и велики в - ----------------- ^----------——— Н. Сомов непонятную ■суету в доме, на — сд'росил Санька Яковлев, темных старушек, на бледные мододой Т|ракторнст; еще не огонькг . тоненьких свечек, , сносивший пэтэушной 'гимна- воткну ых в блюдо с зерном, стерки с оловянными пугови- — Дшка , а мамка посему Мне как сказали — пласетй —^ хныкала- Верушка. не поверил: чтоб дядя. Федя— Светлана Лукашова менитое четверостишие: «Все видеть, все понять, все знать, все пережить, . Все формы, веб цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступня,ми. Все воспринять и снова • воплотить»., Хочется здесь привести" и сло ва В. Брюсова о молодом авто ре, которые очень подойдут к на- .вдему сегодняшнему разговору, может быть, помогут нашим мо лодым поглядеть на себя со сто роны. Брюсов писал: «Он не сла гает стихов, как иные поэты, лишь затем, чтоб расска.чать, что в такую-то минуту было ему грустно или весе.'ю, что тогда-то он йидел перед собою закат или восход солнца, море или снеж ную равнину. Автор никогда ие забывает о читателе и пишет лишь тогда, когда ему есть что сказать или показать нового, т а кого, ЧТО еще ие было сказано юш опробовано в русской поэ- Ну, а насколько ново, своеоб- ра:зно говорят сегодня наши ав- В поэтической почте «Радуги» немало стихов о войне, что зако номерно и отрадно в год 40-ле- тня Великой Победы. Но при чтении стихов о войне, наиисаи^ |ш х молодыми авторами, порой создается впечат.шние, что они никогда не брали в руки пре красных книг Александра Твар довского, Михаила Исаковского, Бориса Слуцкого, Давида Самой лова, Семена Гуд:«1н<о, Ольги Берггольц и многих Других, тех, за каждой строкой, за каждым словом которых — бо.ть, горечь, раздумья, высочайшего тона правда, справедливость, вера в сказанное. Надо постоянно учиться у на ших Мастеров умению не отде лять свое личное о г общего, свою биографию от биографии своей страны, своего-народа , при всем при том не выпячиваясь, не вы прыгивая из рубашки, не м.усоля, где надо и где не надо, высокой прочности и проверенной яаден!- ностя слова: ■ «Россия, Родина, Отечество, русский, русские»,.. И опять-таки хочется вспом нить размышлеаия очень совест ливого и очень правдивого . по всей своей сути , поэта А, Твар довского . на эту тему, его обра щение к молодым: «Кое-кто у нас, бия себя в грудь, всенарод но клянется, что он русский; что оя и есть подлинная Россия, а его поэзия — исконно русская, Суть поэзии русской не подоб ные клятвенные заверения. Она, эта суть, в русской сдержанно сти и силе мысли, чувств, в , до стоверности и правдивости, в со держании всего, что создано во- эзией ' что написано тем или иным русским поэтом, хотя он нигде и не давал клятвенного заверения быть только русским». Своему' отраженью заглядевшись Нет свете таких, - Скарш ей, а. то и 1 )яько попробуй! Иди вой с куклами играй или велосш еде . катайся. дивимся порой в простоте, до сердечных пустот отрешенно. кто бы понятым быть не хотел, — пусть ^ единственном ком-то, ]. но только б верней отраженным. Как в I кривых зеркалах ! отражаем друг друга и жизнь, Кажды1й видит в другом 1 то, что близко ему и понятно. Расска:ки мне меня — леветь и вдруг. Ведь не салажонок, . какой-нибудь. . —: Д а что ж , что не сала жонок? Грех, он, ,говорят, сто годов растет, Сто годов тебя Дим, а вывел Верушку ^^а ждет... Проволока вро^е в улицу, сунул ей велосипед и подборщик попала, он остано- к р н у л 'я в дом. Мать, вся, в вился ее вытащить, а подбор- черноь, покрытая черным тю- щик не выключил. Р лев1« 1!д?1атком, не ^ замечая ся неловко, оно его « а® ц ем » - с у е ^ ^ с и д е л а неподвижно, то за брезентуху п з а ц е т . . ^ ' т о ч н д а 'З е з памяти. За эти Только и . успел крякнуть. Иа- р,о,-а совсем не затянуло! А своейпростоте, потому что она постарела лицо роду на лугу много было, сбе- сам одежду долой и в одном сиротеет бе;1 них :1емля-м,а- ) иа бтедпо-лгелтых жались, а он уже еле дышит, иснодне.м... А ты!.. Ты его ми- тушка ипустеет! — 1 ут голос 11 И Б 1 РАССКАЗ все ир<|зренье твое, Ах, бег какой! В металлом шитой сбруе высокий конь, . ! играючи, ликуя, себя как | редкий дар преподносил, легко и стройно вскидывал колени в любующейся, горделивой в изиеможенье от избытка И светел рн. Он помнит древней кровью степей славянских гулкое приволье, немые лик)ч идолов в степях, на равных, с человеком >гибель в сечах, не оттого 1ль . почти 1 . по-человечьи он вглядывается порой это значит себя расскажи,- синяки и родимые пятна. побле1 'ю, иа .бледно-желт х - . - щеках не высьдали с л е з ^ “ п о ^ ^ - Василий Алипатов сплюнул его" костистому лицу. давил ■чувстоо и продолжал: • ется, .с0 1) 1Гствовали. сосед ^ ввинтил в землю каблуком Дд д я ничего пло- Пятнадцати лет он сел иа ’ П яч от него окурок. — Летось рожь я с сказал, — скорого- трактор, и нет в совхозе та- п .отпго р'тпва ним косил в паре. Вечером зачастил Васька. кого поля, которое он ие па за всп жизнь П.10Х010 слова комбайна — земля д „ „ отвеппучея и тоже -хал", пет такой машины, с ка- иесль1хала. ^ д^^ама волною ходит, до .3 ^ кой бы не совладал. Трудно, говорить, 30 накрутишься. 1оворю ,че- мужиками но еле- иевоз.молсио найти ему замену, б ы лм жик. ^ со это т 11: Федор Егорович. ' " ' " е а м Т т о к ^ ^ Дорогой Федор Егорович, тра- — оряч П01ЮИИИК иц^ фа взялся? З а весь сов- гопяч1Ге и иадата 'и а гический .случай оборвал твою боту р л , ежели б п о о с т е р е г - , равно не свороча- гт„опнпияиа-' жизнь, ты погиб, как солдат, исподнем. . А ты! . Ты его ми- ту ка и и т ет! „ „ ----------- зийца не стоишь! — и ярост-. его пресекло, свело волнением — Не берег себя покойник, ц щ мужские слезы Скатились .губы, директор гмыкнул, по- домнть В . весь сов- хоз-то все - ешь, и всех денег не забе решь. Во-от, отвечает, так-то ВЫ. Хлеба и .мяса вам дай, я Р ук 1, такие знакомые руки ворочать - - дядя . Я говорю: отца, Лежали на груди, горя* дВя, глянь, мйл, давно уж все ,чий В 'ск тоненькой свечкн;-До- А ты, гри-к. иа них-то не бегая ДО пальцев, и Димке гляди, ты на меня равняйся, 'в с е к |залось , что сейчас отец, __ васи?шй стянул ч е р е з . го- ожегп нсь, вздрогнет, цо тем- , клетчатую рубаху, вы- ные о|т металла и масла руки тер ею пот с лица, .шевельнул лежали железко . иокойио_, ветерком ■лопатками, бла- еловн^ придавливали своей жеяно щуря я без того аа- тяжеегью тело. Дим.ка сколь- плывшие глйза. Это был мо- зы сами текли н текли, круп- нйе, горячие и падали на круглые листья просвирника: — • ■ * еще острее он почувствовал Светлая память, о невозвратимость утраты, ^ нронзительно ощутил, что отца нет и не будет никогда, хотя еще йе успел пи осоз нать, ни примириться “ *■ Что-то еще говорил Иван Нефедов, Санька Егоров, но «сил- Днмка плохо слышал: от этой нервного надряжения он был мыслью, такой она ка.залась как во сие. . ему нелепой и противоест.ест- Минут через десять все, .бы- 'венной. Только сейчас ои по- ло. кончено, люди разошлись, иял, как много зваадл в его, только тетки никак не могли, жизни отец. • оторвать мать от осыпающего ся- холма земли... • ' Возле, дома .резко затормо- в доме воцарились тишина СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ф Игорь Шевчук АЗБУК^^ НА ОПушКЕ Хвастливый и|лчель иа пень — Шмелее нет меня! Все дело в том, что ; с буквой «с» Неладно у шмёля. Я отвечаю ие | спеша: ■— Смель — ^то ерунда... Все дело в том, что | с буквой «ш» Ну проста миф беда! ПОСЛЕ ^ЫБАЛКИ Рыбаки шагаю г с лова; НОВОЕ ИМЯ Сегодня ЧИТ1Г ческим именем, рнй Семенихйк ботает ' худож литре яркие мир — свежнГ — Щука — та в жару берет! — А плотва — наоборот! — .Лещ — на мякиш! — Линь — на корки... Сразу видно: знатоки. Ну, а что пусты ведерки —■ Так ведь это пустяки! ИНТЕРЕСНОЕ КИНО —Ну, как кино-то? Расскажи — а Хорошее кино-то? Д - — Ага! Смеялся от души: ' Четыре анекдота Мне Борька Зубов рассказал. И пятый начал было... Тут билетер покииуть зал слово. Нас с Борькой попросила! > по янит , себя, помнит и ' эти додой, начавший уж.^.тучнеть зцл директорский «газик», за пустота. Мать , ходила, как жести те, сильные руки, на ^ужик, напомтшвший ■ розо- ним — бортовая машина е иногда принималась за к о т о р р так было удобно ей- откормленного боровка,— , клубными , музыкантами- дела, ко вдруг вскрикивала, деть, когда Димка -был с Ве-. Не-ет, думаю, - - Федор Егоро- школьниками, кото,рых сроч- опускалась , бессильно на ди- рушУ‘. И за что бы ИИ б р а- . 3^4, на хрен^ .мне эта м у з ь п с а .н о еобра.ли по-селу . Оркест- ваи и подолгу сидела каменио лись Фни -г- чинили крышу или -Р3.3. выкладыватБся-то...- Я * ранты проворно побойгали неподвижная, ничего не видя ста вш и ограду в о к ру г , сада, дистанции, -верно? с машины, участливо поздо- ^ „д слыша, и Димка боялся вязал)! дверь и.:1и плели кор- — куда верней... -Ты-то, ровались с Димкой. -Иван (*е- дд цее. Он прибирая в доме, зниу,1—• все нолу'цкчось доб- сшшы ие переломишь,— меновнч, школьный военрук и кормил Верушку, парил и ио- ротна.' целесообразно . и кра- насмешливо покосился в его._^^ио совместительству капель- сил йешаику кабану, доил ко- стороиу Нефедов. ке'йстер, раздал ребятам но- «Л-!, отец, о'гец, — поду.мал Васька не обиделся, то.пж'о ты. Мирный лейст дня вдруг Д и м и а . Н у почему ты не рща больше глаза сощурил. ■ взя«;ч('ме11я с собой? Моясет, и __ кроме шуток, мужи- Иилось бы несчастья». В Хоть и не говорят о по- прореза.чи скофбиЫе вскрики вот-ВОт протарахтит вечер.6м труб,, дечальные звуки гобоя у д^ща трактор и войдет все- ..... . .......................... и'ва.лтор.ны. Верушка бросила- „„ — большой, пропы- гла.'Ж у него запрыгали, з а- койникаг плохо, а -Егорычеам велосипед, прижалась к. Дим- ленный, пропахший Нолем и мельтешили,. слились в -одно ПЯТШ1 огоньки свечей, стало душно, не продыхиуть как, он вкшел. 8» улиду- |гени под б« помолчал. гон! Что ты 'знаешь о нем? ректор совхоза Карпов, моло- Что, я спрашиваю? — Серега дой, но с глубокой Залысиной „ березой, на ста- Бочков поднялся, покачивц- мужик, обмахиваясь соломеи- ром 1скате «Беларуси» курили ясь; и худой, с белыми в не- ной шляпой, спросил, все ли ___ ______ _______ м уж |ки рядом леасали 'о 1по*' добром оскале - губами, навис готово. Мужики подня-пиеь, д прощприцуй, чтоб завтра лироЬаиные до блеска-лоцаты; над Васькой. Ты знаешь, ппитпптзли — '(Садись, Дим, покурим ,— как он 1ю.товольем';трак'Тор из И ва1| Нефедов, совхозный ме- Дона тяи \л? Нет? Кругом лс- недо.и-н, Николай Петрович, ---- !------------------------------------------------- Валерий Семенихин солнцем и резким духом лярки, скинет робу . и попро- — Сима, дай-ка - полотенце. А ты, Дя.мк, посмотри шяан- вроде подкраиывает "один, 1ш и -а сй, ” --------- р о а окурки. не возиться.. А чего ж... Туда сборы — Ох, Федя, — упрекнет, как обычно, мать, — не т я нул бы ты его-то к своим гайкам. Пускай учится малый. Вон- ребята похуже его 'з а н и мались, а в институты про- . Д а я что ж, .— скажет отец: — Разке , против? Пусть уяйтся, ноне э т б 'н е вопрос: обуем-одеием и прокормим. А гайки тоже ' полезно покру тить, мужик все должен уметь. Иначе что он за мУ" Ж дал Димка, но вдруг спохватывался, . вспоминал, что-о'тца больше нет и не бу дет, и след, пробитый колеса- .ми трактора •у до.ма, уже з а растает ползучим ■просвирни ком, и тупая боль набухала в груди, ' приливала к глазам гл я д е л 'н а Машинный двор, где звякало - "железо, вспыхивала сварка, слышались голоса, и казалось, что отец там, ма ленькой прокуренной комнат ке, 'В какой проводились наря ды, или просто во дворе с му- жйками. . Но шли дни, боль помалень ку утихала, и мать,, похоже, смирялась с этим негаданным ударом судьбы, хотя ничто уж е не могло заполнить той пустоты в -д ом е и в душе .ее, что образовалась со"' смертью мужа. Как-то, • перетряхивая его вещи, она нашла в карма не снецовки ключи от тракто ра, подержала, всплакнула и протянула Димке; — Отнеси, может, нужны оии .там... Наутро Димка пораньше по шел 'в мастерскую, чтобы з а стать Ивана Нефедова. Он еще издали увидел отцовский трактор-колесиик с зубастой волокушей. Видно, отец гото вился скирдовать сено, да вот не успел. Но у трактора кто- то возился, похоже, Василий Алипатов. — Тебе, что лц, отдали? — поздороваишись, спросил' —- Хо! Нриветнк! — оска- .-щлся Васька, вскинув иа Димку глаза-щелочки. — В гробу, я видал такую рух лядь. У меня — новяк. Толь- . ко шлангов вот нету для на вески. А ту г целенькие. Дай, думаю, сниму, все равно бес хозный, по внитнку растаска ют. Вон их сколько в калаш ном ряду. —- А ну, отойди! * - Оставь, говорю, трактор в покое! — Хо! Ты чего это, Димк? - - Не смей трогать! - - уже в слезах вскрича.1 Димка и тасканул Ваську сзади за во рот. Тот не удержался, заце пил ногой за шланг н грох нулся . сшшой оземь. Но тут же вскочил, сцапал Димку за — Ах, сопляк! Ты драться? Ты по какому, праву тут рас поряжаешься? Ты кто такой, мать твою!.. Угроблю, салага! Димка выскользнул из ру башки, отскочил, Алипатов кинулся было за ним, но он поднял увесистый железный йрут и, обеспамятев от , оби ды, произнес, яростным • шепо- — Не подходи! , И Васька остановился"..."! По нял; ведь шмякнет. И, отсту пая , закричал: — Ну," порядочки! Это если каждый хулиган будет честно му человеку • железкой «гро зить!.. Ты мне ответишь, с а лажонок! Пришпокают за хулиганство и покушение года три! Мужики, будьте свидвте- Все, кто был в нарядной, ВЫСКОЧИЛИ: иа шум и отобрали у Димки прут. — Ты что, сдурел, парень... — Он, он трактор кулачит, — кривя губы, сказал Димка. - - А твое-то какое дело? Твой он, что ли? Ои же бес хозный! — Это отцов трактор... — Нет, мужики! Д а он не нормальный!.. Что, отец-то на том свете иа п ек пахать со брался, что ли? Хо! — Погоди, ба.табон! — ос- таиоты! Ваську Нефедов. — Смеяться тут не над чем, И вообще, тебе кто ргзреши.1 ра зорять Машшгу? — Кто разорял, кто? Я то- ко шланг!.. Эх гы, бревно.., — Не федов укоряюще покачал го-' новой. Соображать надо! ■ Димка подошел к трактору,; привычно открыл ключом ка-; бииу, осмотрел; все было на месте. Проверил уровень топ лива, масла. Подъехавший ди ректор и мужики- молча н а блюдали з а ним. Димка сел в ■кабину, включил зажигание и нажал на стартер. Старенький трактор чихнул, содрогнув шись, н загудел чисто и ров но. Теперь уже и мужики уди вились, и директор нахмурил ся, а когда Димка, припод няв волокушу, тронулся с ме ста, Карпов ' замахал руками,- бросился наперерез; — Стой! Стон! Куда ты? ... Оставь, .Петрович! — поймал его :за рукав Иван Не федов. — Оставь^. Он парень ловкий, ничего с ним не бу дет... - - И осевшим голосом добавил; ■— А ты говорил, з а мену Егоровичу не найти... — Д а ои же мальчишка.■ Случится что — с тебя голо ву 'сним ут ... И куда ои сей- — Никуда. Возле •дома по ставит... Ж аль ему стало, все ж память об отце... А на- ■ счет годов^ смотря как счи тать. Л!ы с Федором-то тоже в пятнадцать лет за баранки сели. А он чем хуасе. Душа, . Петрович, ие годами ыеряет- (телей «Радуги» ждет встреча с новым-лоэт?!-. Радостная, как нам кажется, встреча. Вале- родился в 196! году, живет в Липецке, ра- ником-оформителем. В его поэтической, па- ^ и светлые краски, взгляд молодого поэта < а и жизнеутверждающий. В стихах В. Семе- иихина нет многомерных ассоциаций, ,его образы естествен- ■■—‘' ‘■(.'■"'"У'-' й ны, как сама п)рирода, в неразрывном единении с которой и крики леоедеи. ,Мие жизнь сказала: «Пой меня!», и я о.анажды променял все с кЬки расплескавшихся морей. А в ж)1зни есть берез тоска, и охра!светлая песка, ощущает себя автор. Не п ёрестава |ь удивляться в суете'городской, повседнев ности «траве и ( сини васильков», сберечь душ у , дли пости жения ирекраеиЬго'' , призывает нас ;:Мояодой поэт. ; Если в жизни ист чудес, вы войдите, как ребенок, в голубой от дымки лес, где в росе дрожит опенок. Если в жизни смысла нет, то не мы ль тому вииою? Счастья потеряв секрет, Мы любуемся собою... Искупайтесь в сини рек, расцелуйте в щечки небо! Помнишь, гордый человек, в детстве ты несчастным не был. Руку к сердцу приложив, ты прислушайся, как бьется тот огонь, которым жив человек под этим солнцем. Если Е жизни нет тепла, значит, ты горел вполсилы, значит, пепел и зола там, где был огонь красивый. Если в жизни сказки нет, мне ее придумать просто,.. Пусть сгорают для Джульетт щеки у прекрасной розы. Все сказки на лицо одно — , в них !зло всегда побеждено. Хотел(]1сь, чтобы так... Хотело1сь, чтобы счастлив был, чтоб голубой мечтою жил дальто)шк и дурак. Мы жйзнь поем, рвем тайны пут, и нас другие сказки ждут — космических морей... И, побеждая в жизни зло, мы испрмним: в сказках нам везло, и — белых лебедей... У ОКНА Пыль на подоконнике... З а окном стоят идолопоклоиникн — тополя подряд. Тянут к солнцу сучья, в почках страсть тая... Дворник пилкой звучной режет тополя. Сердца перестуки сотрясают ствол. Обрубают руки, как за воровство. Тополя украли небо в проводах! Видели трамваи тополиный взмах... Миллионом капель ствол в ответ одет. Прячет нежно скальпель дворник на обед. '^•Хыханье жеи^ины-природы _ по-детски чисто в миг любой... И тополиных почек роды волнуют, как чужая боль. Ах, эти простенькие страсти! Волненье туч и сосен бал... Их эта простота и красит, И каждый лист — почти ) судьба! Д ав ай т е , радоваться кожей, глазами, если есть — душой. на голубой прозрачный дождик, который лужу не нашел. Мы перестали удивляться траве и сини васильков. Мы перестали разуваться и бегать в поле босиком... А иногда глаза находят в лесу, средь корабельных пенек, дорожку свежей хвои... И слышит небо детский плач. До восхода за рекой разливается покой, и не слышно птах. До восхода за рекой кто-то машет мне рукой. И так нежен взмах... До восхода за рекой дым завился иад избой и исчез. До восхода за рекой разговаривал со мной синий лес. До восхода за рекой над осокой, над травой дед-туман. Д о восхода за рекой даль осыпана мукой, или то обман? До восхода за рекой гонит стадо молодой заспанный пастух. До восхода за рекой месяц бледно-голубой вспыхнул и потух. падала роса. До восхода з а рекой я щеки коснусь рукой. Кажется, слеза... Вера Иванова Рисунки к рассказам Рэя Брэдбери. Редактор И. БЕЗБОРОДОВ ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz