Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)

2 • «ЛЕНИНЕЦ* » чЛЕНИНЕЦ» I —Н-------- Лариса Тактаева Утж а ет д е в ч о н к а в город не заметйт, как теплой мордой А в глазах, как дождем ОБЗОР ПОЭТИЧЕСКОЙ ПОЧТЫ « ВСЕ ВИДЕТЬ, ВСЕПОНЯТЬ...» В литературный клуб «Раду­ га» часто приходят письма, объ­ единенные одним прекрасным озарением, имя которому: поэ­ зия. Кто же эти .1ЮДИ, которые, рассказывают о своей судьбе и о судьбах тех, кто отдал жизнь в годы военные на полях сраже­ ний, о своих земляках и о сво­ ем родном крае, о красоте земли и о выстраданном нраве быть на этой земле счасглнвы.м, о не­ нависти к врагам родного Оте­ чества и о готовности встать, ес­ ли будет нужно, на его защиту, о прекрасной поре любви, воз­ вышающей, радостной, обогаща­ ющей все и всех, и о любви, еще не нашедшей ответа, немного грустной, но готовой расцвести, вспыхнуть одухотворяющи.м цве­ том, чтоб- запомниться на всю Авторы этих стихов — люди разные: и наделенные житейским опытом, и только-только вступа­ ющие в жи;шь, жители городов и сел нашей области, а такж е и те, кто считает себя нашим .юм- ляком. Так, Алексей Васильевич Суров из Усмани прислал «Бал­ ладу о политруке» — дань памя­ ти, как он пишет сам, «моех'о ус- маиского учителя Онофрия И ва­ новича Борисюка, погибшего в боях за Родину». Стихи «Пав­ ших ждут вечно» прислала из Ачинска .Алла Владимировна Кондрусева. Стихи с поэтичным названием «Какая музыка зи­ мы.. »4 мы прочитали в письме Э. Поповой из Липецка, и как. бы продолжением этого настрое­ ния явилось • письмо юного лип- чашша Геннадия Виноградова со стихами «Далекое -приближепие лета», «Светлые березы», «Зим­ ний вечер». Высоким патриотче - ским смыс.юм, неучасаюшнм ог­ нем сопричасгностн радостям и болям родной земли- и своих со­ отечественников пронизаны стро­ ки поэтических размышлений многих наших авторов: Ю А. Круглова из Липецка, С. Бояр­ ской и С. Ноздреватых из се.ча Частая Дубрава, Тони Лопати­ ной из села Березнеговатка, .тип- чапки М. А. Насальской, Леиы Григорьевой из Ельца и других. Читая эти письма,- вслушиваясь в тона.1ьноеть того ити иного ав ­ тора, понимаешь, что у каждого - - свой уровень поэтической под­ готовки, свое яредставлевие о стихах и щ о л н и , свои кумиры в литературе, свои «учителя» в по­ этическом тво(рчестве. Каждый пишущий одержим жаждой прорваться сквозь словесные дебри, найти, в конце концов, то, о че'м было когда-то сказано у Твардовского: «Вот стихи — а все понятно, все на русском язы ­ ке». Конечно, это нелегкое, ие сиюминутное дело — завоевание «простоты», «понятности» в сти­ хах, когда ни единого слова ие убавить, не прибавить, когда смысл и звук слиты воедино. Правда, многим нашим коррес­ пондентам пока не уда.юсь д о ­ стичь такого уровня в своем творчестве — они еще на Само.м первом подступе к пониманию поэтического труда. Именно по­ этому в письмах нередко быва­ ют такие просьбы: «...Хочется узнать. ' удались ли мне стихи, которые я сегодня посылаю. Б у ­ ду рада, если мне ответят, есть ли в моих стихах какие-то до­ стижения, а если есть неточно­ сти — .то укажите на них...». -Другая юная читательница «Ле­ нинца» так говорит о себе: «Очень люблю стихи. Нравятся Пушкин и Асадов. Пробую пи­ сать сама. Пишу, когда в душе скапливается что-то такое, что можно выразить лишь в стихах. После долгих раздумий решила выслать вам свои стихи, очень хочу узнать отзыв...». И сегодня, стараясь разобрать­ ся и .ответить всем авторам сти­ хов, прежде всего хочется уп- рекиуть их в главном — в от­ сутствии литературного, поэти­ ческого вкуса, который помога­ ет читателю (именно читате.тю, а не писателю стихов!) отличить настоящее чтение от чтива, на­ стоящие глубокие стихи от поэ­ тических поделок, почувствовать самую суть истинных поэтиче­ ских строк, которые ие позволят затеряться в шелухе случайности, поверхностности, необязаге.тьно- сти, рнфмоилетства... Если бы на­ ши авторы побольше, повнима­ тельнее, повдумчивее читали, ее- лн бы они искали и находили поэтов хороших и разных, если бы оттачивали не только каран­ даши Д.1Я писем, ио и слух, II я.зык, то, уверена, они бы ие смогли никогда поставить В один ряд Пушкина и Асадова. Конечно, можно предпо.шхшть II другое: че.товек читает запо­ ем, записан в трех библиотеках, с книгой спит и обедает, а вот, увы. писать от этого все равно ие научился хорошо, все равно, как говорят, поэзия в его стихах и ие ночевала. Разумеется, чело­ веку, малоодаренному от нриро- ды, никакими советами ие по­ можешь — он останется на том уровне, с которого начал. И все- гаки совет тем, к го пишет и бу­ дет писать: надо разнообразить свои интересы, ие оставаться сто­ ронним наблюдателем, не д а ­ вать себе топтаться на одно,м ме- -«те, быть л'енивым, .инертным. Приходится об этом так прямо­ линейно говорить, потому что убеждаешься: литературные вку­ сы наших начинающих поверхно­ стны, «ни ненаб.чюдательны, а порой и безразличны к той про­ стой и сложной повседневпостн, каждодневной жизни с ее плюса­ ми и минусами. Иногда диву д а ­ ешься, читая «придумки»: про мадоин и арлегшнов, идущие от деревеиекой девчонки, и.ти рабо­ чего парня, рядом с которыми живут, смеются в плачут сотни удивительных, ждущих описания человеческих характеров, су- Б начале, нашего века молодой поэт, ставший позже зкамени- тгдм, Максимилиан Волошин на* писал стихи, в котг^ых есть эиа* -А к ней телок белолобый льнет. Он по-своему, по-телячьи, любит избу в конце села, для него |ничего не значат больших 1Городов дела. Л девчонка сбросила тапки, деревенский сияла платок... Прячет морду в передник , бабкин, как в стерную траву, телок. Он травы] этой ел досыта, омытых, безысходная тонет грусть. Он уткнулся в бабкины руки и запахло вдруг молоком. А девчонка дошла до излуки, постояла. Назад, бегом. Туфли в руки, сбивая росы, огородами, напрямик, замелькали русые косы... Грусть на радость сменилась ПЛАВДА, папка хаиик, с густой проседью в дяики шугают, а он ныряет, ...У могшлы гроб поставили спит? Плавда? —• цыганских кудрях, подвинулся, трос за серьгу заводит. Оиос- на табуретки, музыка смолк- 'тормоши.ча Димку освобождая место. ля войны было... Мой трак тор - , . ла, и в тишине ,раздался.: гв*- трехлет .яя Верушка. — Он — Я не курю, — ответил то. Выпивши я гнал с ним п:з лос Карпова: ^ХЕо-олго до-олво спит, а плОс- Димка. ' МТС и моста-то в сумерках —■ Товарищи! С глубокой 'Т о е т ся - - живда будет, плав* —• Знаю... Это я так , .к ело- не разглядел. Выскочил из. во- скорбью мы нррво-жаем;- в -п о ­ да? - _ он обнял Димку за ды хмель ^ сразу вышцбло. следний путь большого чело- — М |лчи ты, ради бога! — плечи. — Сядь, посиди... Вот Все, думаю, готовься, Серега, века. Незаметно ж и л 'Ф е д о | . шепотои отвечал Димка, при- они, брат, дела-то какие... завтра ' под белы ручки, уве- Егорович, и наград у негорео- дшмая к себе содомно.-выго- Жи.Т, человек и нету. И му* дут. А ом, Егорович-то,' сгреб бых нет, Н ' дел громких за ревшую! на солнце голову се-: жик-то был мировой, труже- меня за шкирку; да ка-ак ним числится. Всю жизнь стренки Верушка йыкручива- пик безотказный. , съездит. Чего, кричит, ню- он землю пахал, хлеб растил, лась, .купила • глазенки на - - Как же это случплось-то? иншься, сопляк? Давай трос, ■ но такие-то люди и велики в - ----------------- ^----------——— Н. Сомов непонятную ■суету в доме, на — сд'росил Санька Яковлев, темных старушек, на бледные мододой Т|ракторнст; еще не огонькг . тоненьких свечек, , сносивший пэтэушной 'гимна- воткну ых в блюдо с зерном, стерки с оловянными пугови- — Дшка , а мамка посему Мне как сказали — пласетй —^ хныкала- Верушка. не поверил: чтоб дядя. Федя— Светлана Лукашова менитое четверостишие: «Все видеть, все понять, все знать, все пережить, . Все формы, веб цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступня,ми. Все воспринять и снова • воплотить»., Хочется здесь привести" и сло­ ва В. Брюсова о молодом авто­ ре, которые очень подойдут к на- .вдему сегодняшнему разговору, может быть, помогут нашим мо­ лодым поглядеть на себя со сто­ роны. Брюсов писал: «Он не сла­ гает стихов, как иные поэты, лишь затем, чтоб расска.чать, что в такую-то минуту было ему грустно или весе.'ю, что тогда-то он йидел перед собою закат или восход солнца, море или снеж­ ную равнину. Автор никогда ие забывает о читателе и пишет лишь тогда, когда ему есть что сказать или показать нового, т а ­ кого, ЧТО еще ие было сказано юш опробовано в русской поэ- Ну, а насколько ново, своеоб- ра:зно говорят сегодня наши ав- В поэтической почте «Радуги» немало стихов о войне, что зако­ номерно и отрадно в год 40-ле- тня Великой Победы. Но при чтении стихов о войне, наиисаи^ |ш х молодыми авторами, порой создается впечат.шние, что они никогда не брали в руки пре­ красных книг Александра Твар­ довского, Михаила Исаковского, Бориса Слуцкого, Давида Самой­ лова, Семена Гуд:«1н<о, Ольги Берггольц и многих Других, тех, за каждой строкой, за каждым словом которых — бо.ть, горечь, раздумья, высочайшего тона правда, справедливость, вера в сказанное. Надо постоянно учиться у на­ ших Мастеров умению не отде­ лять свое личное о г общего, свою биографию от биографии своей страны, своего-народа , при всем при том не выпячиваясь, не вы­ прыгивая из рубашки, не м.усоля, где надо и где не надо, высокой прочности и проверенной яаден!- ностя слова: ■ «Россия, Родина, Отечество, русский, русские»,.. И опять-таки хочется вспом­ нить размышлеаия очень совест­ ливого и очень правдивого . по всей своей сути , поэта А, Твар­ довского . на эту тему, его обра­ щение к молодым: «Кое-кто у нас, бия себя в грудь, всенарод­ но клянется, что он русский; что оя и есть подлинная Россия, а его поэзия — исконно русская, Суть поэзии русской не подоб­ ные клятвенные заверения. Она, эта суть, в русской сдержанно­ сти и силе мысли, чувств, в , до­ стоверности и правдивости, в со­ держании всего, что создано во- эзией ' что написано тем или иным русским поэтом, хотя он нигде и не давал клятвенного заверения быть только русским». Своему' отраженью заглядевшись Нет свете таких, - Скарш ей, а. то и 1 )яько попробуй! Иди вой с куклами играй или велосш еде . катайся. дивимся порой в простоте, до сердечных пустот отрешенно. кто бы понятым быть не хотел, — пусть ^ единственном ком-то, ]. но только б верней отраженным. Как в I кривых зеркалах ! отражаем друг друга и жизнь, Кажды1й видит в другом 1 то, что близко ему и понятно. Расска:ки мне меня — леветь и вдруг. Ведь не салажонок, . какой-нибудь. . —: Д а что ж , что не сала ­ жонок? Грех, он, ,говорят, сто годов растет, Сто годов тебя Дим, а вывел Верушку ^^а ждет... Проволока вро^е в улицу, сунул ей велосипед и подборщик попала, он остано- к р н у л 'я в дом. Мать, вся, в вился ее вытащить, а подбор- черноь, покрытая черным тю- щик не выключил. Р лев1« 1!д?1атком, не ^ замечая ся неловко, оно его « а® ц ем » - с у е ^ ^ с и д е л а неподвижно, то за брезентуху п з а ц е т . . ^ ' т о ч н д а 'З е з памяти. За эти Только и . успел крякнуть. Иа- р,о,-а совсем не затянуло! А своейпростоте, потому что она постарела лицо роду на лугу много было, сбе- сам одежду долой и в одном сиротеет бе;1 них :1емля-м,а- ) иа бтедпо-лгелтых жались, а он уже еле дышит, иснодне.м... А ты!.. Ты его ми- тушка ипустеет! — 1 ут голос 11 И Б 1 РАССКАЗ все ир<|зренье твое, Ах, бег какой! В металлом шитой сбруе высокий конь, . ! играючи, ликуя, себя как | редкий дар преподносил, легко и стройно вскидывал колени в любующейся, горделивой в изиеможенье от избытка И светел рн. Он помнит древней кровью степей славянских гулкое приволье, немые лик)ч идолов в степях, на равных, с человеком >гибель в сечах, не оттого 1ль . почти 1 . по-человечьи он вглядывается порой это значит себя расскажи,- синяки и родимые пятна. побле1 'ю, иа .бледно-желт х - . - щеках не высьдали с л е з ^ “ п о ^ ^ - Василий Алипатов сплюнул его" костистому лицу. давил ■чувстоо и продолжал: • ется, .с0 1) 1Гствовали. сосед ^ ввинтил в землю каблуком Дд д я ничего пло- Пятнадцати лет он сел иа ’ П яч от него окурок. — Летось рожь я с сказал, — скорого- трактор, и нет в совхозе та- п .отпго р'тпва ним косил в паре. Вечером зачастил Васька. кого поля, которое он ие па­ за всп жизнь П.10Х010 слова комбайна — земля д „ „ отвеппучея и тоже -хал", пет такой машины, с ка- иесль1хала. ^ д^^ама волною ходит, до .3 ^ кой бы не совладал. Трудно, говорить, 30 накрутишься. 1оворю ,че- мужиками но еле- иевоз.молсио найти ему замену, б ы лм жик. ^ со это т 11: Федор Егорович. ' " ' " е а м Т т о к ^ ^ Дорогой Федор Егорович, тра- — оряч П01ЮИИИК иц^ фа взялся? З а весь сов- гопяч1Ге и иадата 'и а гический .случай оборвал твою боту р л , ежели б п о о с т е р е г - , равно не свороча- гт„опнпияиа-' жизнь, ты погиб, как солдат, исподнем. . А ты! . Ты его ми- ту ка и и т ет! „ „ ----------- зийца не стоишь! — и ярост-. его пресекло, свело волнением — Не берег себя покойник, ц щ мужские слезы Скатились .губы, директор гмыкнул, по- домнть В . весь сов- хоз-то все - ешь, и всех денег не забе­ решь. Во-от, отвечает, так-то ВЫ. Хлеба и .мяса вам дай, я Р ук 1, такие знакомые руки ворочать - - дядя . Я говорю: отца, Лежали на груди, горя* дВя, глянь, мйл, давно уж все ,чий В 'ск тоненькой свечкн;-До- А ты, гри-к. иа них-то не бегая ДО пальцев, и Димке гляди, ты на меня равняйся, 'в с е к |залось , что сейчас отец, __ васи?шй стянул ч е р е з . го- ожегп нсь, вздрогнет, цо тем- , клетчатую рубаху, вы- ные о|т металла и масла руки тер ею пот с лица, .шевельнул лежали железко . иокойио_, ветерком ■лопатками, бла- еловн^ придавливали своей жеяно щуря я без того аа- тяжеегью тело. Дим.ка сколь- плывшие глйза. Это был мо- зы сами текли н текли, круп- нйе, горячие и падали на круглые листья просвирника: — • ■ * еще острее он почувствовал Светлая память, о невозвратимость утраты, ^ нронзительно ощутил, что отца нет и не будет никогда, хотя еще йе успел пи осоз­ нать, ни примириться “ *■ Что-то еще говорил Иван Нефедов, Санька Егоров, но «сил- Днмка плохо слышал: от этой нервного надряжения он был мыслью, такой она ка.залась как во сие. . ему нелепой и противоест.ест- Минут через десять все, .бы- 'венной. Только сейчас ои по- ло. кончено, люди разошлись, иял, как много зваадл в его, только тетки никак не могли, жизни отец. • оторвать мать от осыпающего­ ся- холма земли... • ' Возле, дома .резко затормо- в доме воцарились тишина СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ф Игорь Шевчук АЗБУК^^ НА ОПушКЕ Хвастливый и|лчель иа пень — Шмелее нет меня! Все дело в том, что ; с буквой «с» Неладно у шмёля. Я отвечаю ие | спеша: ■— Смель — ^то ерунда... Все дело в том, что | с буквой «ш» Ну проста миф беда! ПОСЛЕ ^ЫБАЛКИ Рыбаки шагаю г с лова; НОВОЕ ИМЯ Сегодня ЧИТ1Г ческим именем, рнй Семенихйк ботает ' худож литре яркие мир — свежнГ — Щука — та в жару берет! — А плотва — наоборот! — .Лещ — на мякиш! — Линь — на корки... Сразу видно: знатоки. Ну, а что пусты ведерки —■ Так ведь это пустяки! ИНТЕРЕСНОЕ КИНО —Ну, как кино-то? Расскажи — а Хорошее кино-то? Д - — Ага! Смеялся от души: ' Четыре анекдота Мне Борька Зубов рассказал. И пятый начал было... Тут билетер покииуть зал слово. Нас с Борькой попросила! > по янит , себя, помнит и ' эти додой, начавший уж.^.тучнеть зцл директорский «газик», за пустота. Мать , ходила, как жести те, сильные руки, на ^ужик, напомтшвший ■ розо- ним — бортовая машина е иногда принималась за к о т о р р так было удобно ей- откормленного боровка,— , клубными , музыкантами- дела, ко вдруг вскрикивала, деть, когда Димка -был с Ве-. Не-ет, думаю, - - Федор Егоро- школьниками, кото,рых сроч- опускалась , бессильно на ди- рушУ‘. И за что бы ИИ б р а- . 3^4, на хрен^ .мне эта м у з ь п с а .н о еобра.ли по-селу . Оркест- ваи и подолгу сидела каменио лись Фни -г- чинили крышу или -Р3.3. выкладыватБся-то...- Я * ранты проворно побойгали неподвижная, ничего не видя ста вш и ограду в о к ру г , сада, дистанции, -верно? с машины, участливо поздо- ^ „д слыша, и Димка боялся вязал)! дверь и.:1и плели кор- — куда верней... -Ты-то, ровались с Димкой. -Иван (*е- дд цее. Он прибирая в доме, зниу,1—• все нолу'цкчось доб- сшшы ие переломишь,— меновнч, школьный военрук и кормил Верушку, парил и ио- ротна.' целесообразно . и кра- насмешливо покосился в его._^^ио совместительству капель- сил йешаику кабану, доил ко- стороиу Нефедов. ке'йстер, раздал ребятам но- «Л-!, отец, о'гец, — поду.мал Васька не обиделся, то.пж'о ты. Мирный лейст дня вдруг Д и м и а . Н у почему ты не рща больше глаза сощурил. ■ взя«;ч('ме11я с собой? Моясет, и __ кроме шуток, мужи- Иилось бы несчастья». В Хоть и не говорят о по- прореза.чи скофбиЫе вскрики вот-ВОт протарахтит вечер.6м труб,, дечальные звуки гобоя у д^ща трактор и войдет все- ..... . .......................... и'ва.лтор.ны. Верушка бросила- „„ — большой, пропы- гла.'Ж у него запрыгали, з а- койникаг плохо, а -Егорычеам велосипед, прижалась к. Дим- ленный, пропахший Нолем и мельтешили,. слились в -одно ПЯТШ1 огоньки свечей, стало душно, не продыхиуть как, он вкшел. 8» улиду- |гени под б« помолчал. гон! Что ты 'знаешь о нем? ректор совхоза Карпов, моло- Что, я спрашиваю? — Серега дой, но с глубокой Залысиной „ березой, на ста- Бочков поднялся, покачивц- мужик, обмахиваясь соломеи- ром 1скате «Беларуси» курили ясь; и худой, с белыми в не- ной шляпой, спросил, все ли ___ ______ _______ м уж |ки рядом леасали 'о 1по*' добром оскале - губами, навис готово. Мужики подня-пиеь, д прощприцуй, чтоб завтра лироЬаиные до блеска-лоцаты; над Васькой. Ты знаешь, ппитпптзли — '(Садись, Дим, покурим ,— как он 1ю.товольем';трак'Тор из И ва1| Нефедов, совхозный ме- Дона тяи \л? Нет? Кругом лс- недо.и-н, Николай Петрович, ---- !------------------------------------------------- Валерий Семенихин солнцем и резким духом лярки, скинет робу . и попро- — Сима, дай-ка - полотенце. А ты, Дя.мк, посмотри шяан- вроде подкраиывает "один, 1ш и -а сй, ” --------- р о а окурки. не возиться.. А чего ж... Туда сборы — Ох, Федя, — упрекнет, как обычно, мать, — не т я ­ нул бы ты его-то к своим гайкам. Пускай учится малый. Вон- ребята похуже его 'з а н и ­ мались, а в институты про- . Д а я что ж, .— скажет отец: — Разке , против? Пусть уяйтся, ноне э т б 'н е вопрос: обуем-одеием и прокормим. А гайки тоже ' полезно покру­ тить, мужик все должен уметь. Иначе что он за мУ" Ж дал Димка, но вдруг спохватывался, . вспоминал, что-о'тца больше нет и не бу­ дет, и след, пробитый колеса- .ми трактора •у до.ма, уже з а ­ растает ползучим ■просвирни­ ком, и тупая боль набухала в груди, ' приливала к глазам гл я д е л 'н а Машинный двор, где звякало - "железо, вспыхивала сварка, слышались голоса, и казалось, что отец там, ма­ ленькой прокуренной комнат­ ке, 'В какой проводились наря­ ды, или просто во дворе с му- жйками. . Но шли дни, боль помалень­ ку утихала, и мать,, похоже, смирялась с этим негаданным ударом судьбы, хотя ничто уж е не могло заполнить той пустоты в -д ом е и в душе .ее, что образовалась со"' смертью мужа. Как-то, • перетряхивая его вещи, она нашла в карма­ не снецовки ключи от тракто­ ра, подержала, всплакнула и протянула Димке; — Отнеси, может, нужны оии .там... Наутро Димка пораньше по­ шел 'в мастерскую, чтобы з а ­ стать Ивана Нефедова. Он еще издали увидел отцовский трактор-колесиик с зубастой волокушей. Видно, отец гото­ вился скирдовать сено, да вот не успел. Но у трактора кто- то возился, похоже, Василий Алипатов. — Тебе, что лц, отдали? — поздороваишись, спросил' —- Хо! Нриветнк! — оска- .-щлся Васька, вскинув иа Димку глаза-щелочки. — В гробу, я видал такую рух­ лядь. У меня — новяк. Толь- . ко шлангов вот нету для на­ вески. А ту г целенькие. Дай, думаю, сниму, все равно бес­ хозный, по внитнку растаска­ ют. Вон их сколько в калаш­ ном ряду. —- А ну, отойди! * - Оставь, говорю, трактор в покое! — Хо! Ты чего это, Димк? - - Не смей трогать! - - уже в слезах вскрича.1 Димка и тасканул Ваську сзади за во­ рот. Тот не удержался, заце­ пил ногой за шланг н грох­ нулся . сшшой оземь. Но тут же вскочил, сцапал Димку за — Ах, сопляк! Ты драться? Ты по какому, праву тут рас­ поряжаешься? Ты кто такой, мать твою!.. Угроблю, салага! Димка выскользнул из ру ­ башки, отскочил, Алипатов кинулся было за ним, но он поднял увесистый железный йрут и, обеспамятев от , оби­ ды, произнес, яростным • шепо- — Не подходи! , И Васька остановился"..."! По­ нял; ведь шмякнет. И, отсту­ пая , закричал: — Ну," порядочки! Это если каждый хулиган будет честно­ му человеку • железкой «гро­ зить!.. Ты мне ответишь, с а ­ лажонок! Пришпокают за хулиганство и покушение года три! Мужики, будьте свидвте- Все, кто был в нарядной, ВЫСКОЧИЛИ: иа шум и отобрали у Димки прут. — Ты что, сдурел, парень... — Он, он трактор кулачит, — кривя губы, сказал Димка. - - А твое-то какое дело? Твой он, что ли? Ои же бес­ хозный! — Это отцов трактор... — Нет, мужики! Д а он не­ нормальный!.. Что, отец-то на том свете иа п ек пахать со­ брался, что ли? Хо! — Погоди, ба.табон! — ос- таиоты! Ваську Нефедов. — Смеяться тут не над чем, И вообще, тебе кто ргзреши.1 ра ­ зорять Машшгу? — Кто разорял, кто? Я то- ко шланг!.. Эх гы, бревно.., — Не­ федов укоряюще покачал го-' новой. Соображать надо! ■ Димка подошел к трактору,; привычно открыл ключом ка-; бииу, осмотрел; все было на месте. Проверил уровень топ­ лива, масла. Подъехавший ди ­ ректор и мужики- молча н а ­ блюдали з а ним. Димка сел в ■кабину, включил зажигание и нажал на стартер. Старенький трактор чихнул, содрогнув­ шись, н загудел чисто и ров­ но. Теперь уже и мужики уди­ вились, и директор нахмурил­ ся, а когда Димка, припод­ няв волокушу, тронулся с ме­ ста, Карпов ' замахал руками,- бросился наперерез; — Стой! Стон! Куда ты? ... Оставь, .Петрович! — поймал его :за рукав Иван Не­ федов. — Оставь^. Он парень ловкий, ничего с ним не бу­ дет... - - И осевшим голосом добавил; ■— А ты говорил, з а ­ мену Егоровичу не найти... — Д а ои же мальчишка.■ Случится что — с тебя голо­ ву 'сним ут ... И куда ои сей- — Никуда. Возле •дома по­ ставит... Ж аль ему стало, все ж память об отце... А на- ■ счет годов^ смотря как счи­ тать. Л!ы с Федором-то тоже в пятнадцать лет за баранки сели. А он чем хуасе. Душа, . Петрович, ие годами ыеряет- (телей «Радуги» ждет встреча с новым-лоэт?!-. Радостная, как нам кажется, встреча. Вале- родился в 196! году, живет в Липецке, ра- ником-оформителем. В его поэтической, па- ^ и светлые краски, взгляд молодого поэта < а и жизнеутверждающий. В стихах В. Семе- иихина нет многомерных ассоциаций, ,его образы естествен- ■■—‘' ‘■(.'■"'"У'-' й ны, как сама п)рирода, в неразрывном единении с которой и крики леоедеи. ,Мие жизнь сказала: «Пой меня!», и я о.анажды променял все с кЬки расплескавшихся морей. А в ж)1зни есть берез тоска, и охра!светлая песка, ощущает себя автор. Не п ёрестава |ь удивляться в суете'городской, повседнев­ ности «траве и ( сини васильков», сберечь душ у , дли пости­ жения ирекраеиЬго'' , призывает нас ;:Мояодой поэт. ; Если в жизни ист чудес, вы войдите, как ребенок, в голубой от дымки лес, где в росе дрожит опенок. Если в жизни смысла нет, то не мы ль тому вииою? Счастья потеряв секрет, Мы любуемся собою... Искупайтесь в сини рек, расцелуйте в щечки небо! Помнишь, гордый человек, в детстве ты несчастным не был. Руку к сердцу приложив, ты прислушайся, как бьется тот огонь, которым жив человек под этим солнцем. Если Е жизни нет тепла, значит, ты горел вполсилы, значит, пепел и зола там, где был огонь красивый. Если в жизни сказки нет, мне ее придумать просто,.. Пусть сгорают для Джульетт щеки у прекрасной розы. Все сказки на лицо одно — , в них !зло всегда побеждено. Хотел(]1сь, чтобы так... Хотело1сь, чтобы счастлив был, чтоб голубой мечтою жил дальто)шк и дурак. Мы жйзнь поем, рвем тайны пут, и нас другие сказки ждут — космических морей... И, побеждая в жизни зло, мы испрмним: в сказках нам везло, и — белых лебедей... У ОКНА Пыль на подоконнике... З а окном стоят идолопоклоиникн — тополя подряд. Тянут к солнцу сучья, в почках страсть тая... Дворник пилкой звучной режет тополя. Сердца перестуки сотрясают ствол. Обрубают руки, как за воровство. Тополя украли небо в проводах! Видели трамваи тополиный взмах... Миллионом капель ствол в ответ одет. Прячет нежно скальпель дворник на обед. '^•Хыханье жеи^ины-природы _ по-детски чисто в миг любой... И тополиных почек роды волнуют, как чужая боль. Ах, эти простенькие страсти! Волненье туч и сосен бал... Их эта простота и красит, И каждый лист — почти ) судьба! Д ав ай т е , радоваться кожей, глазами, если есть — душой. на голубой прозрачный дождик, который лужу не нашел. Мы перестали удивляться траве и сини васильков. Мы перестали разуваться и бегать в поле босиком... А иногда глаза находят в лесу, средь корабельных пенек, дорожку свежей хвои... И слышит небо детский плач. До восхода за рекой разливается покой, и не слышно птах. До восхода за рекой кто-то машет мне рукой. И так нежен взмах... До восхода за рекой дым завился иад избой и исчез. До восхода за рекой разговаривал со мной синий лес. До восхода за рекой над осокой, над травой дед-туман. Д о восхода за рекой даль осыпана мукой, или то обман? До восхода за рекой гонит стадо молодой заспанный пастух. До восхода за рекой месяц бледно-голубой вспыхнул и потух. падала роса. До восхода з а рекой я щеки коснусь рукой. Кажется, слеза... Вера Иванова Рисунки к рассказам Рэя Брэдбери. Редактор И. БЕЗБОРОДОВ ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz