Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)
г • «ЛЕНИНЕЦ» < НА ТРИБУНУ ПЛЕНУМА ОБКОМА ВЛКСМ е 11 апреля 1985 "■ ,| и "1 I '.......... " 12 апреля — День космонавтики * : « Л Е НИН Е Ц » # 8 М О ЛО Д ЕЖ НО Е С О Р ЕВН О В А Н Н Е : о п ы т и проблемы В практической работе по по вышению трудовой и творче ской активности юношей и де вушек. мобилизации комсомоль-. цев и молодежи* иа выполнение и перевыполнение заданий XI пятилетки обком, комитеты комсомола особое внимание уделяют повышению действен ности молодежного социали- стическо1Ч) соревнования. В настоящее время в движении «XI. пятилетке — ударный труд, знания, инициативу и творчество молодых!» участву ет 125700 молодых производ ственников. . Внимание сорев нующихся , направлено, на по вышение эффективности произ водства, внедрение,достижений научно-технического. прогрес са, повышение .качества и сни жение' себестоимости выпус каемой . продукции. • Результат широко развернувшегося тру дового соперничества; 26334 Молодых передовиков произ водства носят почетное звание «Уда.рник: - коммунистического т]руда», более 34 тысяч досроч но" выполнили задание 1984 года, 125 комсомольско-моло- деншых коллективов, почти 3 тысячи юношей и девушек уже перешагнули рубеж XI пятилет- Участвуя в -ударной вахте комсомольцев и молодежи, по- . священной 40-летию. Победы советского народа в Велико!! Отечественной войне, 88 КМК ваяли обязательство завершить пятилетнее задание к , 9 Мая 1985 года. Готовя трудовые по дарки XXVII съезду КПСС, 104 июлрдежных коллектива пе ресмотрели взятые обязательст- ' в.а и решили, завершить XI пя тилетку. ко дню открытия XI Всемирного 'фестиваля молоде жи и студентов, а 130 моло дешных производственных фор минований — к 31 августа, 50 летнему ' юбилею стахаповско го движения, зачинателем : рого был наш земляк. В последнее время широкое распространение в областной комсомольской организации находит соревнование на ос нове лицевых счетов экономии и березкливостн. в которо.м се годня принимает участие 831 КМК, 27270 юношей и деву шек. Только в 1984 году в ком сомольский фонд экономии и бережливости ими внесено бо лее 5950 тысяч рублей. Призыв партии отработать два дня на сэкономленном сырье, топливе, материалах сегодня подхвачен всеми.. молодежными бригада ми, всеми юношами и девушка- 1Пколой хозяйствования, формирования навыков управ ления производством, воспи тания достойной смены рабоче го класса по праву являются Комсомольске - молодежные коллективы. За годы XI пяти летки их число увеличилось с 1833 до 2216, охват молодезки этой фор.лтой трудового едине ния составил 16,2 процента. Практически каждый КМК стро ит свою работу по прогресспв- ны.м формам организации тру да. 514 из них носят .звание «Комсомольс1со - молодежный 1юллектнв коммунистического треща». 129 бригад и звеньев в ходе молодезкного соперниче ства . завоевали право назы ваться «КМК обра;.щовой орга низации труда», 235 молодеж ных коллективов шефствуют над классами, и группа.ми ПТУ. в состав 26 включены Герои Советского Сежзза. . В течение последних четырех .чет переходящими Красными знаменами ЦК ВЛКСМ «Герои пятилеток —- лучшему номер- мо.чьско-молодез1Шв.му - коллек тиву» были пагразкдены 15 по.тьзуются конкурсы профес- молодезкиых бригад области. снонального мастерства,, прр- Дальпейшее развитие полу- води.мые по 15 основным специ- чают молодезкное соревнование алыюстям. Енсегодно в них прш за право сдавать продукцию с ш-шает участие казкдыи шестой первого: предъявления. молодой производственник. --—Сегодня^ 42 КМК гюсят зва- Заботясь о развитии соревно- иие «КМК отличного качества», вания, обком комсомола, диф- 52 — работают с паспортом ференцировал его участников ваче- на группы в зависимости- -■ комсомольской ства, 3440 юношей и девушек 5'рудятся: с личным, клеймом качества и по талонам комсо мольской гарантии. 'Активизации участия моло дежи области в ускорении науч но-технического прогресса.,.спо-. еобствуют ежегодно проводи мые обкомом ВЛКСМ совме стно с областным советом-; стажа работы,' .добивается, что бы формы молодезкного сорев нования отвечали требованиям врем-ени. Конкретизируются условия соревнования и учи тываемые показатели, ориен тирующие-соревнующихся на достиясение высоких конечных результатов, . предпринимаются м'ефы.,. по совершенствованию ВОИР смотры НТТМ, Только в практики подведения итогов ..;И 1984 году 1950 молодых рацн- поощрения победитедёй,. расп1Й! онализаторов подали свыше 3 -------' тысяч рационали&торсйих пред- лозкений и авторских заявок на изобретение, 2685 из них-внед- рены в производство с эконо мическим . эффектом 1. милли он 646 тысяч рублей. Увеличению вклада молодежи в сбор вторичных металлов способствует организованное обкомом ВЛКСМ мезкрайонное социалистическое соревнова ние. В прошедшем году его уча стниками было собрано 6772 тонны лома, область в четвер тый раз -за годы пятилетки во шла в число победителей Всесо юзного соревнования. ■ ' Шефство комсомола над ка питальным строительством яв ляется одним из важнейших -наг правлений деятельности обла!^ стной комсомольской органи зации. Ударными комсомоль-' сними щвляются сегодня строй ки объектов ПЛМК им. Ю. В. Андропова, объединения «Ли-' пецкий тракторный завод», га- ■зокомпрессорных ' станций. «Краснинская» и «Чаплыгин- ская», Елецкого завода трак торных гидроагрегатов и Гря- зинского культиваторного, се- мяочистительногб комплекса в совхозе «Пламя» ЛевгТолстов- ского ■ района, -строите,чьство объектов жилья и соцкультбы та на селе. Повышению эффек тивности комсомольского шеф-, ства во многом способствует действенное социалистическое соревнование. Так, значительно сократить сроки, строительно-монтажных работ на газокомпрессорных станциях «Елецкая», «Крас- .нинсная» - и «Чаплыгинская» позволило организованное об комом ВЛКСМ совместно с Котбуеским - окружкомом СеНМ трудовое соперничество на призы М. Водопьянова, и К, Мергеиталц. ........... - .■ Хорошей школой трудового вания, контроль -ва^годом воспитания молодежи зареко- неидовало себя соревнование во время весепие-пояевых и убо рочных работ, заготовки кор мов. Стало традиционным со ревнование молодых операто- 1ШЮГО доения иа при- передового опыта. Вместе е тем; большие воз* мозйности соревнования - ещё не полностью ' реализуются' нз- :3а -имеющихся недостатков • в его организации. Часты случаи, когда вне поля зрения, комите тов комсомола остаются юно ш и и девушки, молодежные коллективы, -довольствующиеся средгшми результатами, а то и попросту отстающие, когда в зачет' при, подведении, итогов идет лишь норма выработки. На большинстве, иредирия- тий, во..многих ■ярранизацияХ; колхозах и совхозах области сих пор не внедрена ни комсо- мольснймн,;, ■' на-'профсоюзными орг.аиизациймщ ?диффёренцирог ванная система .,соревнования, учитывающая' ' профессиональ ную подготовленность, ' -дина мику роста ,, эффективности труда молодого' рабочего. Комсомольские организации ряда строительных трестов ■уст ранились' от 'предметной' работы по улучшению - .условий .труда, быта -й бтдЫха молодежи. : Во многом по этой причине ' 2/3 . увольняющихся. по собственно му желанию, каждый третий на рушитель трудовой:дисциплины это молодежь в возрасте до 30 глет. Лишь '.'даждая десятая строительная бригада в области является ко.мсомольско-моло- дсгкной Точььо 675 КМК ис пользуют в своей деятельности подряд и единый наряд, неко торые КМК из-за плохой орга низации вновь начинают рабо тать по старинке. - ’ Для поощрения . победителей соревнования и -конкурсов профмастерства редко практи куется повышение разряда или классности, вручение именной техники. Не всегда удовлетво рительны гласность соревпо- полнения взятых обязательств. '^’^страиепие этих недостатков наряду с Повсеместной, органи зацией учебы молодых' рабочих и колхозников, бригадиров КМК, проведение областных слетов победителей соревнова- аы Героев Социалистического ния, организация-эффективной Труда, победитель которого за работы школ передового опыта. 1984 год С. Сигарева, доярка — ----- Липецкой сельскохозяйствен ной опытной станции, преодо лела 4-тысячиый рубеж надоев от каждой фурагкной тсоровы. - Все большей популярностью взгляд, позволит заметно повысить действен ность молодёленого трудового соперничества, полнее вопло тить в жизнь ленинские прин ципы его проведения. Они были периыми Хорошо помню, с каким тре петом вчитывались мы в стра ницы киигн Ю. Гагарина «До рога в космос», вышедшей вскоре после его полета, в строки, повествующие о жизни первого в мире космонавта, о загадочном Главном конструк торе... Немало теплых слов бы- .40 посвя 1 цено и моему собесед нику, первому руководителю Центра подготовки космонав тов Е; л . Карпову: . «В 5.30 Евгений Анатолье вич вошел в спальню и легонь ко потряс меня за плечо: —■ Юра, пора вставать, •— услышал я», ...Мы гуляли с Е. А. Карпо вым по небольшому' . парку. Яркий, солнечный,по-настоя щему весенний день.-Мне поче му-то кажется, ч.тб 'точно та ким же .б,ыл день , ',.14 марта 1960 года, .когда',Е. А.' ^арпов в неболЫцом 'служебном кор: пусе - московского. Централь ного аэродрома имени М. В. Фрунзе • поздравил . молодых , /йет'чиков'с' нй'алок их .; нё; обычной- . учебь! -с уче&1 нй космонавтов.-Этот день и стал днем , рождения .первого отря да советских космонавтов.,, .■ . Нет,. тогда_ весна была а-Й«дионных врачвА и я в их числе, съехались для ' отбора кандидатов. На ;П€рвом этапе отобрали большое количество летчиков! (Кстати, из моих «протеже» космоиавто.м стал лишь Алексей Леонов). Осе нью того же года чуть более сотни летчиков бы.1п вызваны в Москву па углубленное ме дицинское обследование. Пос- .пе полуторамесячной провер ки в отряд отобрали 20 чело век. Вскоре мне предложили; «Подготовьте свои соображе ния по учебно-тренировочной базе- для подготовки сяушате- лей-кандидатов на касмиче- ский полет». Работал я вдохновением.- Придумал на-' звание: ЦПК г - Центр подго товки космонавтов. Разрабо тал и -обосновал штатное рас писание Центра, а в -начале 1960 года вышел приказ о м.о- I назиачеш-ю. Чере^ -несколь- раппей, — говорит Евгений Анатольейич. —- Снег, уже дав но сошел. И день стоял хму рый, пасмурный. Но' на душе было солнечно. — Когда вы первый раз встретились с Королевым? —■В начале 1959 года на совещании в Академии наук, па котором обсуждались не простые вопросы: может ли человек без ущерба для свое го здоровья ле'гать в космосе, какими достоинствами и спо- собпостя.мп должен об.тадать кандидат на полет, из кого и каким образом - .готовить -пер вых «звоздопламтетей». .Сергеи Павлович, умело на правляя, разговор ..в ' нужно.е рурло, умно" и убеднте.тьио ар гументируя ■предложешм, до-' бился принятия ярягщипналь- ных ре'щений.' Именно тогда были выработаны основные критерии отбора кандидатов в число будущих коминдиров ко- ' 1ф_::,.месяцев мы .п^рееxали раблей-спутников. . Предиочте-^ будущий .Звездный';городок, . иие отдавалось детчикам-ист-" — Евгений Анатольевич, с ребителям, молодым, безуко-- той поры прошла четверть ве- ризненно - здоровым, смелым, ка. По нризнаишо..,Юрия Гага- выйослнвьш... . ' .... рипа и других космонавтов, в Как вы стали началыш- те годы вы были самым ^близ- -------------НАУКА — ЭКОНОМИКЕ --------------- ЗНАКОМЫ Й «НЕЗНАКОМ ЕЦ » Пленум обкома ВЛКСМ 19 апреля рассмотрит работу комсомольских организаций области по дальней шему совершенствованию социалистического соревнова ния среди молодежи в свете требований постановления ЦК КПСС «О совершенствовании организации, практики подведения итогов социалистического соревнования и поощрения его победителей». Бюро обкома ВЛКСМ реко мендует обсудить состояние деД но изучаемому вопросу на заседаниях комитетов комсомола первичных комсо мольских организаций, высказать свое мнение об инте ресных формах молодежного соперничества, путях ио- вьшюиия его действенности на страницах газеты «Ленит В.месте с научным сотрудни ком кафедры «Автомобили й тракторы» -Липецкого политех нического института . -Алек сандром Полянекйй - мы ,са-. д'имся,. в кабину /Старенького ; ЗИЛа-157, одного из первых советских .< послевоенных вез- дёходов!- Несколько .раз «чих- - нув», заводится / двнгате’ль,- Александр -чуть подает ,маши-. ну -назад, ' разворачивается, . и ; вот мы уже на улицах горо-, да. Наш ЗИЛ -мчит/ как й ты- сяч.п других грузовиков и «легковушек», . но , .с цервой: ж.е :минуты' _прёздки' замечаю, - .что в кабине'. чего-То явно не . хватает, да и действия водщ теля какие-то странные !он' не переключает скорости, хотя старенький ЗИЛ уверенно, ми: ,■ нует всё подъемы Й спуски, и по звуку мотора ясно, что око/,. ростй всё-таки , переклйчают- *ся.. Внимательнее . осматрива-; юсь... Вот так р'аз1 В кабине нет и самого рычага переклю чения скоростей! . . ; ...Несколько летщазаД в со ответствии с планом Минвуза СССР под руководством эа- ' ведующего кафедрой «Авто- ■мобили и тракторы» С. П. Ба женова в яолитехническом ин- . ститутё начались научно-ис следовательские работы с целью создания инерционной автоматической передачи для вездеходов, предназначенных - работать в сельской местности, Начинать приходилось с ну: ля. Студенты и научные со- 'Трудники кафедры по крупи цам собирали , материал об имеющихся уже в СССР -ис- ёледов-аниях в этой области, вели переписку с ииститутами Минавтопрома и ведущими ав-- 'томобильными заводами стра-: иы. Сами проводили теорети- ческйе исследования и обоб щали полученный материал, в курсовых работах и диплом-: йых проектах. А недавний вы пускник ЛипПИ Виктор Попов .создание автоматической ГИ; стемы передач выбрал темой своей кандидатской диссер- Первопроходцам всегда не легко. За сложнейшими мате матическими, расчетами , и .чисто теоретическими конет-. : рукторекпма разработками последовали ...долгие, мееццы экспериментальных исследова-'- Первые стендовые испыта ния прииейяи и радость успе-' ха, и горечь разочарования. Автонатическая агстема пере дач ' функционировала отлич но, а вот работ по доводке -самого - двигателя, повышению его .КПД и уменьшению :рас хода беизинИ было , еще непо чатый край, Вновь, и вновь проводились испытания, - обрабатывались их результаты, . поиск опти мального ' решения занял *дол- гие месяцы. И вот заключение самого 'диссертанта: «В ре зультате -стендовых испытаний автоматическая , система пере дач показала свою надежность, во всех режимах работы, дви гатели 'стал .более экономич ным, можно .приступать к дб- рожиьш' испытаниям». Когда В. Попов рассказывал об этом завершающем этапе работы над экспериментальным автомобилем,",:, то поминутно называл, десятки имен студен тов ЛипПИ. Несколько лет вместе' с Ним они стремились к одной цели —- к практиче скому применению своих тео- " ретических и цояетр-укторских разработок. И, пожалуй, еще не было счастливее дня в жиз ни студентов-политехников Л. Чуирсовой, Э. Цыбулеико, В. Волынкина, А. Гусенко, Н. Горлова и многих других, Иогда их родной ЗИЛ-157 по бездорожью, песку, кочкам и болотам - закончил дорожные испытания с оценкой «отлич но». Победу праздновал весь институт. - Экспериментальным . автомо билем со столь теобычной си стемой передач уже заинте ресовались во многих НИИ страны, :-)та разработка гото вите» к внедрению на Ижев ском автозаводе. ' Покидая лабораторию ка федры «Автомобили. й тракто ры», я поинтересовался, поче му именно ЗИЛ-157 был вы бран для научного ■экспери мента. Оказалось, что старень кая модель ве.здехода скоро вновь будет поставлена на. кой- - вейер — она хорошо зареко мендовала себя в сельской, ме стности. А теперь автомобиль будет значительно усовершен ствован и модернизирован. ■Лепту во второе рождение аитомобиля; внесут и лнвч'аие... В. КАМСКИЙ,, наш виешт. корр. Смотр талантов в профтехучилищах области, закончился смотр коллективов .художественной самодеятель ности, посвященный- 4в-летию. Победы советского' народа. в Великой Отечественггой войне и■ХП Всемирному фестивалю молодежи" и студентов в г. Мо- В ембтре приняли участие 28 хоровых, 31 танцевальный' коллектив,' 11 духовых оркест ров, . 6 оркестров;., народных инструментов, 13 агитбригад, более ; 150. индивидуальных исполнителей, вокайистов, чте-: цов, танцоров. В программы были включе ны произведении: о,, , Ленине, Родине,: партии ,: , :Ее'роическом подвиге советского; народа в Великой Отечестведаюн войне, рабочем классе,, о .мире -и др уж бе народов планеты- ■ Смотр способствовал даль нейшему улучшению идейно- политического, трудового, нравственного, воеино-паТрио-' тического воспитания учащихся. 3. НОВИКОВА, методист по художественной самодеятельности областного управления профтехобразования. если бы вновь пришлось рас ставлять кандидатов на полет по порядку, кого бы рекомен довали первым? — Гагарина. Почему? Во.зь- мем первую пятерку кандида тов; Гагарш!, Титов, Николаев, Попович, Быковский. Что их объединяло? Прежде, всего, безукоризненное здоровье и хорошая. профессиональная подготовка. Во многом они, конечно же, были разными. По Юрия выделяла прежде всего доброта. Мы были уверены: Гагарин товарища в . .беде ие оставит. Нет, ои был совсем не прост. Был он, что называ ется, с крестьянёкон дитрецойу но хитрецой дружелюбной, рас полагающей. Мы прекрасно, по нимали, какая слава обрушит ся на первого после полета. Знали, что делает она иногда с человеком. Первый должен был выдержать .ее натиск, пра вильно себя поставить, пока- .зать пример, следующим за ним. Гагарин лучше -других, на наш взгляд, подходил для это го. ■' ' Беседу вел Ю. МАРКОВ. Совсем недавно член Ли* нецкого фотоклуба «Мгнове ние» Валентина Кулик нобы- городе Гагарине. Пред лагаем вниманию читателей снимки: «Мемориальный музей Гагарина», «Памятник Гагарину», сделанные Валентиной иа родине перво космонавта. л л - п Правовые знания- будущему рабочему При отделе юстиции Липецкого, облисполкома постоянно ■ действует координационно-методический совет по правовой пропаганде. На последнем его заседании был, в частности, рассмотрен вопрос «О состоянии правового обучения и воспи. тания в системе профтехобразования ббластй в свете требо ваний июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Плену мов ЦК КПСС». О выводах, сделанных по этому вопросу координацион но-методическим советом, хотелось рассказать понодроб- . Анализ показывает,- что в -большинстве училищ . сложи лась.' определённая ■ система правового воспитания: повсе местно ведется пренодавание .курен «Основы правоведе ния». Во многих училищах созданы клубы по интересам, лектории праворых и -медицин ских- знаний. Примером .тому служат Липецкое ГПТУ-20 .и Чаплыгняское ПТУ-29. Здесь на зднядия, как правило, ври- глашаются работники право охранительных органов. Они разъясняют. положения дейст- . вующего ■ законодательства. А /в ГПТУ-3 г. Липецка доброй традицией стали встречи с ра ботниками инспекции по '■де- щам несовершеииолетних. . ; - Почти, в каждом '}гчилище действует совет но профилак тике правонарушений. Он кон тролирует и направляе'т воспи- Всякая работа тогда эффер тивна, когда'она дает свои по- ложительиые' результаты. -Но ' вот, казалось бы, не бездейст вуют коллективы СПТУ-2, 5, 7, ГПТУ-4, 21. Здесь существу ет, в осно-вном, та же система правового воспитания, о ко- торо-й говорилось выше. А ре зультаты? ■В этих учебных' за ведениях вот уже на протяже нии нескольких лет число пра вонарушений не уменьшается. Значит, не все формы ра боты, не все'проводимые .ме роприятия дбетигают ■своей Делая анализ постановки правового воспитания в про фессиональных учебных заве дениях, . координационно-ме тодический совет отметил .тот факт, что в работе коллекти вов. чаще преобладает . лекци онная форма, с правовой 1 ;льную работу учебных матикой. Й . гораздо реже нс- I ’заседа.ииях обсужда ются учащиеся, допустившие правонарушения.. Йовсеместно в училищах про'водятся роди тельские собрания с участием юристов, врачей. Правовую пропаганду ведут и работники.’ библиотек. Так, в училнищ' № 10 достоянио ор- .ганизуются, выставки книг «Молодежь и советское зако нодательство»', «Законода тельство 6. труде», «Будущему рабочему о 'Праве». Здесь спе циально .оборудована книжная полк’а с чиодборкой литерату ры «Закон нашей жизни». Большая роль'в воспитании молодых рабочих отводится комсоМ&льскнм организациям ■училищ. Но, к сожалению,ко- ■митеты комсомола использу ют далеко йе все свои резер-■ вы. "Не часто вопрбсы право вого воспитания рассматрива ются иа заседаниях комитетов ВЛКСМ; на собраниях. А при мерь: '■Д.ЛЯ распространения опыта имеются. В том же .'-ГПТУ-10 были-троведекы рб- щёучнлищные ' комсомольские собрания с .повестками; «Пра- вонарушетшям — заслон», «Вы сокая .трудовая ''дисниплнна — обязанность каждого 'чело- пользуются. широкодо.стушше, а главное —. интересные для- ребят такие формы, как ■вече ра вопросов и ответов, встречи за «круглым-столом» с сотруд никами правоохранительных органов, юридические; олимпи ады, циклы лекций, смотры- конкурсы на лучшего знатока права. Отчасти это происхо дит из-за того, что преподава-' ние курса «Основы, правоведе ния» "ведется лицами,:не име ющими соответствующего об разования. Поэтому иа- заседа- . НИИ ' было рекомендовано ’ .уп равлению' . профтехобразова-. ПИЯ, начиная со.: следующего года, организовать .обучение преподавателей. Правовое обучение не мо- .жет рассматриваться как нечто узко специфическое. Иэуча'я:с подростками ' наши законы, право, мы тем самым растим граждан нашего : общества; А поэтому в пропаганде право вых знаний ■приемлем' толь ко- комплексный подход, тесный контакт и взаимодейст вие всех официальных и об щественных органиедцпй, отве чающих за воспитание подро- М. СОРОКИНА. СОЛДАТСКИЕ СУДЬБЫ ■ Площадь Героев заполнена людьми. Они пришли на ми тинг, посвященный : закладке памятника в честь липчан, от давших ишзпь в боях за сво боду и нсзависи.мость нашей Родним. Много франтовйков-™ они стоят в плотных .шеренгах рядом со своими дет**ш и вну- Степан Ильич мдадывается в их лица и, кажетси, узнает в этих постаревших людях сво их друзей,- Молодые, здоровые ребята из роты, связи... Разве можно забыть их? - На митинге 'двадцатилетней давности от имени вете1>аиов Великой' Отечественной войны предоставили слово ему, быв- И1ему фронтовику, работнику труФюго завода С. И. Пане- вину. Ои, волнуясь, , говорил о великом подвиге советского народа, о нашей вечной обя занности помнить иавших. ' И память хиова возвращала его в 1941 год, когда пришла на нашу • землю беда.; ...В конце мая бивший ' вы пускник 'МичурписЕого ФЭУ, электрик Степан' Паневин' был направлен- с такими, -же; -как- и ои, молодыми повобракцами в .авиацйонио-летпое училище. Пока доехали, пока размести- « Е с т ь н ад еж н ая с в я з ь !» лись, пока проходили медио- мпссшо и ждали ре.зультатов, - - незаметно пролетел месяц. Прекрасное было время ~- иачало лета. И казалось пар ням, что впереди долгая ра достная жизнь,............ Война распорядилась по- своему. В первый же день Степан Папевип увидел, как гибнут опытных солдат, люди. Училище располага. педа.иеко от границы, И началась — до самого по- ях, бойцы сражались с фаши- еледиего дня войны — этана- стами .«без лишнего шума», легкая слугкба. Лето, осспв г зима 1941 года были, пожа луй, самым трудным временем для Папевина. Нередко его чение всего дня оттуда прохо- понаслышке. основном . используя холодное оружие, Нередко проникали в врага, брали «языка». Ба- „ _______ - ___ он успешно справился с . деление после очередного поставленной задачей. Многие рехвати. боя обновлялось на две трети,, бойцы были представлены к лой-. руь В этих условиях была, очень наградам, важна помощь и поддержка — А перед самым Новым годом выпала передышка, —- Как' умеют дружить • па вспоминает Паиевии. — Собра- Степаи Ильич знает не 'лись мы в уцелевшей избе в Как-то раз, в одной деревушке. Народу ранен не раз, контужен... До сих пор помнит Степан И.тьнч друга Николая Артюш- кина. Осколок взорвавшегося рядом снаряда почти напрочь сре.зал ему руку. Николай це- .................... сверху раны це- товарищи помогли тс- фроате, ' самом начале войны, попали в билось в комнату миого,_ прн- _ окружение. И бойцы отделения . шли и местные жители. В'спом- рыхзадело «слегка». Спраши- связи поклялись; что бы ни нилп погибших товарищей, ну, как там?Но и без случилось, пе' бросать друг Подняли тост^ за Родину, '■я тяжело, друга. Первым -попал в беду побежу. ~ " ответа было видно В училище пЕншел нриказ- срочно перебаанроваться, . До полевого госппталй было километров двенадцать. -— Я сонровождал туда Ни колая, — рассказывает Пане- впн. - - Удивительной выдерж ки был человек!.. Сам лег на операционный стоя, са.м до брался после ампутации до . ........ . кровати и только тут потерял тогда "никто сознание. Л по дороге, помпнт- июня Степан Паневнп впервые варищи, ■*до предела 1 увидел фавшетские танки. — До сих пор не пойму Нам удалось пробиться в пункт иази-ачепия, — " ших призывников, певших стать курсанта,\ш, рас- юйек. Я с.держали клитву — доб рались до своих всё’ вместе,.. Четыре Новых года встретил рассказывает Степан Ильич из фронте. За- Наг. уцелев- помиплась встреча 1942-го. В конце декабря отделение роты свя,зи было прикреплено к пст- разным родам рсбите,11Ы10му батальону. ,Цсй- в СВЯЗИСТЫ. ствова.т он в особы.х 'уелбви- ' сомневался, а после сраже- гя, вес говорил: если в армии ния ПОД: Москвой почувствова- меня теперь дш оставят, под- ли, что главное, пожалуй, уже лечусь — уйду в партизаны... случилось. -Теперь погоним врз; . Где ты, что с тобой сталб, га до самого Берлина... 'Инколан Лртюшкпи, советский солдат — из тех, кто па пле- Так оно и вышло. Только чах своих вынес всю тял<есть какой же это был еще долгий, войны п пр1шес миру долго- !1е1)моверно трудный путь - - жданный Мир? Помнят о тебе, до Великой ГЬбеды. Сколько никогда не забудут... товарищей потерял Паневнп, Сталинград, Курская дуга, сам был на волосок от гибели, знаменитое сражение под Про- хоровкой — и через эти слав ные вехи победного пути про шел командир отделения свя зистов С. И. Паневнп. В марте 1942 года он стал комсомоль цем, через восемь месяцев — кандидатом в члены партии. Награжден орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и другими медалями. Радостная весть о Победе за стала его в Литве. Через год после окончания войны демо билизовался. - Более тридцати лет "назад Степан Ильич пришел на труб ный завод. Работал диспет чером железнодрролепого це ха, старшим мастером в отде ле сбыта. Вьшшл па пенсию, ио снова вернулся . .на пред приятие. Сейчас С, И. .Паие-' вин трудится па складе ЖДИ. Должность у него хлопотная, но справляется с ней бывший командир отделения успешно, на совесть. По-ииому ои не может; пе простят ему друзья павшие. И кажется, устанавли вает Степан Ильич до сих пор надежную связь; теперь ме'лг- ду тем временем и нынешним, и никак нельзя допустить-раз- В. БОГДАНОВ, наш виешт. корр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz