Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)

г • «ЛЕНИНЕЦ» < НА ТРИБУНУ ПЛЕНУМА ОБКОМА ВЛКСМ е 11 апреля 1985 "■ ,| и "1 I '.......... " 12 апреля — День космонавтики * : « Л Е НИН Е Ц » # 8 М О ЛО Д ЕЖ НО Е С О Р ЕВН О В А Н Н Е : о п ы т и проблемы В практической работе по по­ вышению трудовой и творче­ ской активности юношей и де­ вушек. мобилизации комсомоль-. цев и молодежи* иа выполнение и перевыполнение заданий XI пятилетки обком, комитеты комсомола особое внимание уделяют повышению действен­ ности молодежного социали- стическо1Ч) соревнования. В настоящее время в движении «XI. пятилетке — ударный труд, знания, инициативу и творчество молодых!» участву­ ет 125700 молодых производ­ ственников. . Внимание сорев­ нующихся , направлено, на по­ вышение эффективности произ­ водства, внедрение,достижений научно-технического. прогрес­ са, повышение .качества и сни­ жение' себестоимости выпус­ каемой . продукции. • Результат широко развернувшегося тру­ дового соперничества; 26334 Молодых передовиков произ­ водства носят почетное звание «Уда.рник: - коммунистического т]руда», более 34 тысяч досроч­ но" выполнили задание 1984 года, 125 комсомольско-моло- деншых коллективов, почти 3 тысячи юношей и девушек уже перешагнули рубеж XI пятилет- Участвуя в -ударной вахте комсомольцев и молодежи, по- . священной 40-летию. Победы советского народа в Велико!! Отечественной войне, 88 КМК ваяли обязательство завершить пятилетнее задание к , 9 Мая 1985 года. Готовя трудовые по­ дарки XXVII съезду КПСС, 104 июлрдежных коллектива пе­ ресмотрели взятые обязательст- ' в.а и решили, завершить XI пя тилетку. ко дню открытия XI Всемирного 'фестиваля молоде жи и студентов, а 130 моло дешных производственных фор минований — к 31 августа, 50 летнему ' юбилею стахаповско го движения, зачинателем : рого был наш земляк. В последнее время широкое распространение в областной комсомольской организации находит соревнование на ос­ нове лицевых счетов экономии и березкливостн. в которо.м се­ годня принимает участие 831 КМК, 27270 юношей и деву­ шек. Только в 1984 году в ком­ сомольский фонд экономии и бережливости ими внесено бо­ лее 5950 тысяч рублей. Призыв партии отработать два дня на сэкономленном сырье, топливе, материалах сегодня подхвачен всеми.. молодежными бригада­ ми, всеми юношами и девушка- 1Пколой хозяйствования, формирования навыков управ­ ления производством, воспи­ тания достойной смены рабоче­ го класса по праву являются Комсомольске - молодежные коллективы. За годы XI пяти­ летки их число увеличилось с 1833 до 2216, охват молодезки этой фор.лтой трудового едине­ ния составил 16,2 процента. Практически каждый КМК стро­ ит свою работу по прогресспв- ны.м формам организации тру­ да. 514 из них носят .звание «Комсомольс1со - молодежный 1юллектнв коммунистического треща». 129 бригад и звеньев в ходе молодезкного соперниче­ ства . завоевали право назы­ ваться «КМК обра;.щовой орга­ низации труда», 235 молодеж­ ных коллективов шефствуют над классами, и группа.ми ПТУ. в состав 26 включены Герои Советского Сежзза. . В течение последних четырех .чет переходящими Красными знаменами ЦК ВЛКСМ «Герои пятилеток —- лучшему номер- мо.чьско-молодез1Шв.му - коллек­ тиву» были пагразкдены 15 по.тьзуются конкурсы профес- молодезкиых бригад области. снонального мастерства,, прр- Дальпейшее развитие полу- води.мые по 15 основным специ- чают молодезкное соревнование алыюстям. Енсегодно в них прш за право сдавать продукцию с ш-шает участие казкдыи шестой первого: предъявления. молодой производственник. --—Сегодня^ 42 КМК гюсят зва- Заботясь о развитии соревно- иие «КМК отличного качества», вания, обком комсомола, диф- 52 — работают с паспортом ференцировал его участников ваче- на группы в зависимости- -■ комсомольской ства, 3440 юношей и девушек 5'рудятся: с личным, клеймом качества и по талонам комсо­ мольской гарантии. 'Активизации участия моло­ дежи области в ускорении науч­ но-технического прогресса.,.спо-. еобствуют ежегодно проводи­ мые обкомом ВЛКСМ совме­ стно с областным советом-; стажа работы,' .добивается, что­ бы формы молодезкного сорев­ нования отвечали требованиям врем-ени. Конкретизируются условия соревнования и учи­ тываемые показатели, ориен­ тирующие-соревнующихся на достиясение высоких конечных результатов, . предпринимаются м'ефы.,. по совершенствованию ВОИР смотры НТТМ, Только в практики подведения итогов ..;И 1984 году 1950 молодых рацн- поощрения победитедёй,. расп1Й! онализаторов подали свыше 3 -------' тысяч рационали&торсйих пред- лозкений и авторских заявок на изобретение, 2685 из них-внед- рены в производство с эконо­ мическим . эффектом 1. милли­ он 646 тысяч рублей. Увеличению вклада молодежи в сбор вторичных металлов способствует организованное обкомом ВЛКСМ мезкрайонное социалистическое соревнова­ ние. В прошедшем году его уча­ стниками было собрано 6772 тонны лома, область в четвер­ тый раз -за годы пятилетки во­ шла в число победителей Всесо­ юзного соревнования. ■ ' Шефство комсомола над ка­ питальным строительством яв­ ляется одним из важнейших -наг правлений деятельности обла!^ стной комсомольской органи­ зации. Ударными комсомоль-' сними щвляются сегодня строй­ ки объектов ПЛМК им. Ю. В. Андропова, объединения «Ли-' пецкий тракторный завод», га- ■зокомпрессорных ' станций. «Краснинская» и «Чаплыгин- ская», Елецкого завода трак­ торных гидроагрегатов и Гря- зинского культиваторного, се- мяочистительногб комплекса в совхозе «Пламя» ЛевгТолстов- ского ■ района, -строите,чьство объектов жилья и соцкультбы­ та на селе. Повышению эффек­ тивности комсомольского шеф-, ства во многом способствует действенное социалистическое соревнование. Так, значительно сократить сроки, строительно-монтажных работ на газокомпрессорных станциях «Елецкая», «Крас- .нинсная» - и «Чаплыгинская» позволило организованное об­ комом ВЛКСМ совместно с Котбуеским - окружкомом СеНМ трудовое соперничество на призы М. Водопьянова, и К, Мергеиталц. ........... - .■ Хорошей школой трудового вания, контроль -ва^годом воспитания молодежи зареко- неидовало себя соревнование во время весепие-пояевых и убо­ рочных работ, заготовки кор­ мов. Стало традиционным со­ ревнование молодых операто- 1ШЮГО доения иа при- передового опыта. Вместе е тем; большие воз* мозйности соревнования - ещё не полностью ' реализуются' нз- :3а -имеющихся недостатков • в его организации. Часты случаи, когда вне поля зрения, комите­ тов комсомола остаются юно­ ш и и девушки, молодежные коллективы, -довольствующиеся средгшми результатами, а то и попросту отстающие, когда в зачет' при, подведении, итогов идет лишь норма выработки. На большинстве, иредирия- тий, во..многих ■ярранизацияХ; колхозах и совхозах области сих пор не внедрена ни комсо- мольснймн,;, ■' на-'профсоюзными орг.аиизациймщ ?диффёренцирог ванная система .,соревнования, учитывающая' ' профессиональ­ ную подготовленность, ' -дина­ мику роста ,, эффективности труда молодого' рабочего. Комсомольские организации ряда строительных трестов ■уст­ ранились' от 'предметной' работы по улучшению - .условий .труда, быта -й бтдЫха молодежи. : Во многом по этой причине ' 2/3 . увольняющихся. по собственно­ му желанию, каждый третий на­ рушитель трудовой:дисциплины это молодежь в возрасте до 30 глет. Лишь '.'даждая десятая строительная бригада в области является ко.мсомольско-моло- дсгкной Точььо 675 КМК ис­ пользуют в своей деятельности подряд и единый наряд, неко­ торые КМК из-за плохой орга­ низации вновь начинают рабо­ тать по старинке. - ’ Для поощрения . победителей соревнования и -конкурсов профмастерства редко практи­ куется повышение разряда или классности, вручение именной техники. Не всегда удовлетво­ рительны гласность соревпо- полнения взятых обязательств. '^’^страиепие этих недостатков наряду с Повсеместной, органи­ зацией учебы молодых' рабочих и колхозников, бригадиров КМК, проведение областных слетов победителей соревнова- аы Героев Социалистического ния, организация-эффективной Труда, победитель которого за работы школ передового опыта. 1984 год С. Сигарева, доярка — ----- Липецкой сельскохозяйствен­ ной опытной станции, преодо­ лела 4-тысячиый рубеж надоев от каждой фурагкной тсоровы. - Все большей популярностью взгляд, позволит заметно повысить действен­ ность молодёленого трудового соперничества, полнее вопло­ тить в жизнь ленинские прин­ ципы его проведения. Они были периыми Хорошо помню, с каким тре­ петом вчитывались мы в стра­ ницы киигн Ю. Гагарина «До­ рога в космос», вышедшей вскоре после его полета, в строки, повествующие о жизни первого в мире космонавта, о загадочном Главном конструк­ торе... Немало теплых слов бы- .40 посвя 1 цено и моему собесед­ нику, первому руководителю Центра подготовки космонав­ тов Е; л . Карпову: . «В 5.30 Евгений Анатолье­ вич вошел в спальню и легонь­ ко потряс меня за плечо: —■ Юра, пора вставать, •— услышал я», ...Мы гуляли с Е. А. Карпо­ вым по небольшому' . парку. Яркий, солнечный,по-настоя­ щему весенний день.-Мне поче­ му-то кажется, ч.тб 'точно та­ ким же .б,ыл день , ',.14 марта 1960 года, .когда',Е. А.' ^арпов в неболЫцом 'служебном кор: пусе - московского. Централь­ ного аэродрома имени М. В. Фрунзе • поздравил . молодых , /йет'чиков'с' нй'алок их .; нё; обычной- . учебь! -с уче&1 нй космонавтов.-Этот день и стал днем , рождения .первого отря­ да советских космонавтов.,, .■ . Нет,. тогда_ весна была а-Й«дионных врачвА и я в их числе, съехались для ' отбора кандидатов. На ;П€рвом этапе отобрали большое количество летчиков! (Кстати, из моих «протеже» космоиавто.м стал лишь Алексей Леонов). Осе­ нью того же года чуть более сотни летчиков бы.1п вызваны в Москву па углубленное ме­ дицинское обследование. Пос- .пе полуторамесячной провер­ ки в отряд отобрали 20 чело­ век. Вскоре мне предложили; «Подготовьте свои соображе­ ния по учебно-тренировочной базе- для подготовки сяушате- лей-кандидатов на касмиче- ский полет». Работал я вдохновением.- Придумал на-' звание: ЦПК г - Центр подго­ товки космонавтов. Разрабо­ тал и -обосновал штатное рас­ писание Центра, а в -начале 1960 года вышел приказ о м.о- I назиачеш-ю. Чере^ -несколь- раппей, — говорит Евгений Анатольейич. —- Снег, уже дав­ но сошел. И день стоял хму­ рый, пасмурный. Но' на душе было солнечно. — Когда вы первый раз встретились с Королевым? —■В начале 1959 года на совещании в Академии наук, па котором обсуждались не­ простые вопросы: может ли человек без ущерба для свое­ го здоровья ле'гать в космосе, какими достоинствами и спо- собпостя.мп должен об.тадать кандидат на полет, из кого и каким образом - .готовить -пер­ вых «звоздопламтетей». .Сергеи Павлович, умело на­ правляя, разговор ..в ' нужно.е рурло, умно" и убеднте.тьио ар­ гументируя ■предложешм, до-' бился принятия ярягщипналь- ных ре'щений.' Именно тогда были выработаны основные критерии отбора кандидатов в число будущих коминдиров ко- ' 1ф_::,.месяцев мы .п^рееxали раблей-спутников. . Предиочте-^ будущий .Звездный';городок, . иие отдавалось детчикам-ист-" — Евгений Анатольевич, с ребителям, молодым, безуко-- той поры прошла четверть ве- ризненно - здоровым, смелым, ка. По нризнаишо..,Юрия Гага- выйослнвьш... . ' .... рипа и других космонавтов, в Как вы стали началыш- те годы вы были самым ^близ- -------------НАУКА — ЭКОНОМИКЕ --------------- ЗНАКОМЫ Й «НЕЗНАКОМ ЕЦ » Пленум обкома ВЛКСМ 19 апреля рассмотрит работу комсомольских организаций области по дальней­ шему совершенствованию социалистического соревнова­ ния среди молодежи в свете требований постановления ЦК КПСС «О совершенствовании организации, практики подведения итогов социалистического соревнования и поощрения его победителей». Бюро обкома ВЛКСМ реко­ мендует обсудить состояние деД но изучаемому вопросу на заседаниях комитетов комсомола первичных комсо­ мольских организаций, высказать свое мнение об инте­ ресных формах молодежного соперничества, путях ио- вьшюиия его действенности на страницах газеты «Ленит В.месте с научным сотрудни­ ком кафедры «Автомобили й тракторы» -Липецкого политех­ нического института . -Алек­ сандром Полянекйй - мы ,са-. д'имся,. в кабину /Старенького ; ЗИЛа-157, одного из первых советских .< послевоенных вез- дёходов!- Несколько .раз «чих- - нув», заводится / двнгате’ль,- Александр -чуть подает ,маши-. ну -назад, ' разворачивается, . и ; вот мы уже на улицах горо-, да. Наш ЗИЛ -мчит/ как й ты- сяч.п других грузовиков и «легковушек», . но , .с цервой: ж.е :минуты' _прёздки' замечаю, - .что в кабине'. чего-То явно не . хватает, да и действия водщ теля какие-то странные !он' не переключает скорости, хотя старенький ЗИЛ уверенно, ми: ,■ нует всё подъемы Й спуски, и по звуку мотора ясно, что око/,. ростй всё-таки , переклйчают- *ся.. Внимательнее . осматрива-; юсь... Вот так р'аз1 В кабине нет и самого рычага переклю­ чения скоростей! . . ; ...Несколько летщазаД в со­ ответствии с планом Минвуза СССР под руководством эа- ' ведующего кафедрой «Авто- ■мобили и тракторы» С. П. Ба­ женова в яолитехническом ин- . ститутё начались научно-ис­ следовательские работы с целью создания инерционной автоматической передачи для вездеходов, предназначенных - работать в сельской местности, Начинать приходилось с ну: ля. Студенты и научные со- 'Трудники кафедры по крупи­ цам собирали , материал об имеющихся уже в СССР -ис- ёледов-аниях в этой области, вели переписку с ииститутами Минавтопрома и ведущими ав-- 'томобильными заводами стра-: иы. Сами проводили теорети- ческйе исследования и обоб­ щали полученный материал, в курсовых работах и диплом-: йых проектах. А недавний вы­ пускник ЛипПИ Виктор Попов .создание автоматической ГИ; стемы передач выбрал темой своей кандидатской диссер- Первопроходцам всегда не­ легко. За сложнейшими мате­ матическими, расчетами , и .чисто теоретическими конет-. : рукторекпма разработками последовали ...долгие, мееццы экспериментальных исследова-'- Первые стендовые испыта­ ния прииейяи и радость успе-' ха, и горечь разочарования. Автонатическая агстема пере­ дач ' функционировала отлич­ но, а вот работ по доводке -самого - двигателя, повышению его .КПД и уменьшению :рас­ хода беизинИ было , еще непо­ чатый край, Вновь, и вновь проводились испытания, - обрабатывались их результаты, . поиск опти­ мального ' решения занял *дол- гие месяцы. И вот заключение самого 'диссертанта: «В ре­ зультате -стендовых испытаний автоматическая , система пере­ дач показала свою надежность, во всех режимах работы, дви­ гатели 'стал .более экономич­ ным, можно .приступать к дб- рожиьш' испытаниям». Когда В. Попов рассказывал об этом завершающем этапе работы над экспериментальным автомобилем,",:, то поминутно называл, десятки имен студен­ тов ЛипПИ. Несколько лет вместе' с Ним они стремились к одной цели —- к практиче­ скому применению своих тео- " ретических и цояетр-укторских разработок. И, пожалуй, еще не было счастливее дня в жиз­ ни студентов-политехников Л. Чуирсовой, Э. Цыбулеико, В. Волынкина, А. Гусенко, Н. Горлова и многих других, Иогда их родной ЗИЛ-157 по бездорожью, песку, кочкам и болотам - закончил дорожные испытания с оценкой «отлич­ но». Победу праздновал весь институт. - Экспериментальным . автомо­ билем со столь теобычной си­ стемой передач уже заинте­ ресовались во многих НИИ страны, :-)та разработка гото­ вите» к внедрению на Ижев­ ском автозаводе. ' Покидая лабораторию ка­ федры «Автомобили. й тракто­ ры», я поинтересовался, поче­ му именно ЗИЛ-157 был вы­ бран для научного ■экспери­ мента. Оказалось, что старень­ кая модель ве.здехода скоро вновь будет поставлена на. кой- - вейер — она хорошо зареко­ мендовала себя в сельской, ме­ стности. А теперь автомобиль будет значительно усовершен­ ствован и модернизирован. ■Лепту во второе рождение аитомобиля; внесут и лнвч'аие... В. КАМСКИЙ,, наш виешт. корр. Смотр талантов в профтехучилищах области, закончился смотр коллективов .художественной самодеятель­ ности, посвященный- 4в-летию. Победы советского' народа. в Великой Отечественггой войне и■ХП Всемирному фестивалю молодежи" и студентов в г. Мо- В ембтре приняли участие 28 хоровых, 31 танцевальный' коллектив,' 11 духовых оркест­ ров, . 6 оркестров;., народных инструментов, 13 агитбригад, более ; 150. индивидуальных исполнителей, вокайистов, чте-: цов, танцоров. В программы были включе­ ны произведении: о,, , Ленине, Родине,: партии ,: , :Ее'роическом подвиге советского; народа в Великой Отечестведаюн войне, рабочем классе,, о .мире -и др уж ­ бе народов планеты- ■ Смотр способствовал даль­ нейшему улучшению идейно- политического, трудового, нравственного, воеино-паТрио-' тического воспитания учащихся. 3. НОВИКОВА, методист по художественной самодеятельности областного управления профтехобразования. если бы вновь пришлось рас­ ставлять кандидатов на полет по порядку, кого бы рекомен­ довали первым? — Гагарина. Почему? Во.зь- мем первую пятерку кандида­ тов; Гагарш!, Титов, Николаев, Попович, Быковский. Что их объединяло? Прежде, всего, безукоризненное здоровье и хорошая. профессиональная подготовка. Во многом они, конечно же, были разными. По Юрия выделяла прежде всего доброта. Мы были уверены: Гагарин товарища в . .беде ие оставит. Нет, ои был совсем не прост. Был он, что называ­ ется, с крестьянёкон дитрецойу но хитрецой дружелюбной, рас­ полагающей. Мы прекрасно, по­ нимали, какая слава обрушит­ ся на первого после полета. Знали, что делает она иногда с человеком. Первый должен был выдержать .ее натиск, пра­ вильно себя поставить, пока- .зать пример, следующим за ним. Гагарин лучше -других, на наш взгляд, подходил для это­ го. ■' ' Беседу вел Ю. МАРКОВ. Совсем недавно член Ли* нецкого фотоклуба «Мгнове­ ние» Валентина Кулик нобы- городе Гагарине. Пред­ лагаем вниманию читателей снимки: «Мемориальный музей Гагарина», «Памятник Гагарину», сделанные Валентиной иа родине перво­ космонавта. л л - п Правовые знания- будущему рабочему При отделе юстиции Липецкого, облисполкома постоянно ■ действует координационно-методический совет по правовой пропаганде. На последнем его заседании был, в частности, рассмотрен вопрос «О состоянии правового обучения и воспи. тания в системе профтехобразования ббластй в свете требо­ ваний июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Плену­ мов ЦК КПСС». О выводах, сделанных по этому вопросу координацион­ но-методическим советом, хотелось рассказать понодроб- . Анализ показывает,- что в -большинстве училищ . сложи­ лась.' определённая ■ система правового воспитания: повсе­ местно ведется пренодавание .курен «Основы правоведе­ ния». Во многих училищах созданы клубы по интересам, лектории праворых и -медицин­ ских- знаний. Примером .тому служат Липецкое ГПТУ-20 .и Чаплыгняское ПТУ-29. Здесь на зднядия, как правило, ври- глашаются работники право­ охранительных органов. Они разъясняют. положения дейст- . вующего ■ законодательства. А /в ГПТУ-3 г. Липецка доброй традицией стали встречи с ра­ ботниками инспекции по '■де- щам несовершеииолетних. . ; - Почти, в каждом '}гчилище действует совет но профилак­ тике правонарушений. Он кон­ тролирует и направляе'т воспи- Всякая работа тогда эффер тивна, когда'она дает свои по- ложительиые' результаты. -Но ' вот, казалось бы, не бездейст­ вуют коллективы СПТУ-2, 5, 7, ГПТУ-4, 21. Здесь существу­ ет, в осно-вном, та же система правового воспитания, о ко- торо-й говорилось выше. А ре­ зультаты? ■В этих учебных' за­ ведениях вот уже на протяже­ нии нескольких лет число пра­ вонарушений не уменьшается. Значит, не все формы ра­ боты, не все'проводимые .ме­ роприятия дбетигают ■своей Делая анализ постановки правового воспитания в про­ фессиональных учебных заве­ дениях, . координационно-ме­ тодический совет отметил .тот факт, что в работе коллекти­ вов. чаще преобладает . лекци­ онная форма, с правовой 1 ;льную работу учебных матикой. Й . гораздо реже нс- I ’заседа.ииях обсужда­ ются учащиеся, допустившие правонарушения.. Йовсеместно в училищах про'водятся роди­ тельские собрания с участием юристов, врачей. Правовую пропаганду ведут и работники.’ библиотек. Так, в училнищ' № 10 достоянио ор- .ганизуются, выставки книг «Молодежь и советское зако­ нодательство»', «Законода­ тельство 6. труде», «Будущему рабочему о 'Праве». Здесь спе­ циально .оборудована книжная полк’а с чиодборкой литерату­ ры «Закон нашей жизни». Большая роль'в воспитании молодых рабочих отводится комсоМ&льскнм организациям ■училищ. Но, к сожалению,ко- ■митеты комсомола использу­ ют далеко йе все свои резер-■ вы. "Не часто вопрбсы право­ вого воспитания рассматрива­ ются иа заседаниях комитетов ВЛКСМ; на собраниях. А при­ мерь: '■Д.ЛЯ распространения опыта имеются. В том же .'-ГПТУ-10 были-троведекы рб- щёучнлищные ' комсомольские собрания с .повестками; «Пра- вонарушетшям — заслон», «Вы­ сокая .трудовая ''дисниплнна — обязанность каждого 'чело- пользуются. широкодо.стушше, а главное —. интересные для- ребят такие формы, как ■вече­ ра вопросов и ответов, встречи за «круглым-столом» с сотруд­ никами правоохранительных органов, юридические; олимпи­ ады, циклы лекций, смотры- конкурсы на лучшего знатока права. Отчасти это происхо­ дит из-за того, что преподава-' ние курса «Основы, правоведе­ ния» "ведется лицами,:не име­ ющими соответствующего об­ разования. Поэтому иа- заседа- . НИИ ' было рекомендовано ’ .уп­ равлению' . профтехобразова-. ПИЯ, начиная со.: следующего года, организовать .обучение преподавателей. Правовое обучение не мо- .жет рассматриваться как нечто узко специфическое. Иэуча'я:с подростками ' наши законы, право, мы тем самым растим граждан нашего : общества; А поэтому в пропаганде право­ вых знаний ■приемлем' толь­ ко- комплексный подход, тесный контакт и взаимодейст­ вие всех официальных и об­ щественных органиедцпй, отве­ чающих за воспитание подро- М. СОРОКИНА. СОЛДАТСКИЕ СУДЬБЫ ■ Площадь Героев заполнена людьми. Они пришли на ми­ тинг, посвященный : закладке памятника в честь липчан, от­ давших ишзпь в боях за сво­ боду и нсзависи.мость нашей Родним. Много франтовйков-™ они стоят в плотных .шеренгах рядом со своими дет**ш и вну- Степан Ильич мдадывается в их лица и, кажетси, узнает в этих постаревших людях сво­ их друзей,- Молодые, здоровые ребята из роты, связи... Разве можно забыть их? - На митинге 'двадцатилетней давности от имени вете1>аиов Великой' Отечественной войны предоставили слово ему, быв- И1ему фронтовику, работнику труФюго завода С. И. Пане- вину. Ои, волнуясь, , говорил о великом подвиге советского народа, о нашей вечной обя­ занности помнить иавших. ' И память хиова возвращала его в 1941 год, когда пришла на нашу • землю беда.; ...В конце мая бивший ' вы­ пускник 'МичурписЕого ФЭУ, электрик Степан' Паневин' был направлен- с такими, -же; -как- и ои, молодыми повобракцами в .авиацйонио-летпое училище. Пока доехали, пока размести- « Е с т ь н ад еж н ая с в я з ь !» лись, пока проходили медио- мпссшо и ждали ре.зультатов, - - незаметно пролетел месяц. Прекрасное было время ~- иачало лета. И казалось пар­ ням, что впереди долгая ра­ достная жизнь,............ Война распорядилась по- своему. В первый же день Степан Папевип увидел, как гибнут опытных солдат, люди. Училище располага. педа.иеко от границы, И началась — до самого по- ях, бойцы сражались с фаши- еледиего дня войны — этана- стами .«без лишнего шума», легкая слугкба. Лето, осспв г зима 1941 года были, пожа­ луй, самым трудным временем для Папевина. Нередко его чение всего дня оттуда прохо- понаслышке. основном . используя холодное оружие, Нередко проникали в врага, брали «языка». Ба- „ _______ - ___ он успешно справился с . деление после очередного поставленной задачей. Многие рехвати. боя обновлялось на две трети,, бойцы были представлены к лой-. руь В этих условиях была, очень наградам, важна помощь и поддержка — А перед самым Новым годом выпала передышка, —- Как' умеют дружить • па вспоминает Паиевии. — Собра- Степаи Ильич знает не 'лись мы в уцелевшей избе в Как-то раз, в одной деревушке. Народу ранен не раз, контужен... До сих пор помнит Степан И.тьнч друга Николая Артюш- кина. Осколок взорвавшегося рядом снаряда почти напрочь сре.зал ему руку. Николай це- .................... сверху раны це- товарищи помогли тс- фроате, ' самом начале войны, попали в билось в комнату миого,_ прн- _ окружение. И бойцы отделения . шли и местные жители. В'спом- рыхзадело «слегка». Спраши- связи поклялись; что бы ни нилп погибших товарищей, ну, как там?Но и без случилось, пе' бросать друг Подняли тост^ за Родину, '■я тяжело, друга. Первым -попал в беду побежу. ~ " ответа было видно В училище пЕншел нриказ- срочно перебаанроваться, . До полевого госппталй было километров двенадцать. -— Я сонровождал туда Ни­ колая, — рассказывает Пане- впн. - - Удивительной выдерж­ ки был человек!.. Сам лег на операционный стоя, са.м до­ брался после ампутации до . ........ . кровати и только тут потерял тогда "никто сознание. Л по дороге, помпнт- июня Степан Паневнп впервые варищи, ■*до предела 1 увидел фавшетские танки. — До сих пор не пойму Нам удалось пробиться в пункт иази-ачепия, — " ших призывников, певших стать курсанта,\ш, рас- юйек. Я с.держали клитву — доб­ рались до своих всё’ вместе,.. Четыре Новых года встретил рассказывает Степан Ильич из фронте. За- Наг. уцелев- помиплась встреча 1942-го. В конце декабря отделение роты свя,зи было прикреплено к пст- разным родам рсбите,11Ы10му батальону. ,Цсй- в СВЯЗИСТЫ. ствова.т он в особы.х 'уелбви- ' сомневался, а после сраже- гя, вес говорил: если в армии ния ПОД: Москвой почувствова- меня теперь дш оставят, под- ли, что главное, пожалуй, уже лечусь — уйду в партизаны... случилось. -Теперь погоним врз; . Где ты, что с тобой сталб, га до самого Берлина... 'Инколан Лртюшкпи, советский солдат — из тех, кто па пле- Так оно и вышло. Только чах своих вынес всю тял<есть какой же это был еще долгий, войны п пр1шес миру долго- !1е1)моверно трудный путь - - жданный Мир? Помнят о тебе, до Великой ГЬбеды. Сколько никогда не забудут... товарищей потерял Паневнп, Сталинград, Курская дуга, сам был на волосок от гибели, знаменитое сражение под Про- хоровкой — и через эти слав­ ные вехи победного пути про­ шел командир отделения свя­ зистов С. И. Паневнп. В марте 1942 года он стал комсомоль­ цем, через восемь месяцев — кандидатом в члены партии. Награжден орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и другими медалями. Радостная весть о Победе за­ стала его в Литве. Через год после окончания войны демо­ билизовался. - Более тридцати лет "назад Степан Ильич пришел на труб­ ный завод. Работал диспет­ чером железнодрролепого це­ ха, старшим мастером в отде­ ле сбыта. Вьшшл па пенсию, ио снова вернулся . .на пред­ приятие. Сейчас С, И. .Паие-' вин трудится па складе ЖДИ. Должность у него хлопотная, но справляется с ней бывший командир отделения успешно, на совесть. По-ииому ои не может; пе простят ему друзья павшие. И кажется, устанавли­ вает Степан Ильич до сих пор надежную связь; теперь ме'лг- ду тем временем и нынешним, и никак нельзя допустить-раз- В. БОГДАНОВ, наш виешт. корр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz