Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)

1,2 • «Д^НИНЕД^.?: : 28 марта 1985 г. =«Л'ЕНИНЕЦ> • 3 - ХОЧУ РАССКАЗАТЬ Смотришь иа своих нынешних учеников и ду­ маешь: «Кем-то вы станете после выпускного вече* ра, какими будете в жизни?». Непростой это во­ прос, ради ответа на него, пожалуй, и трудится педагог. Ведь не только знания получают в школе мальчишки и девчонки. Отсюда начинается и тро­ пинка в рабочую биографию. Я хочу рассказать об одном из выпускников на­ шей школы. «Моя дорога — в поле» Поздравляю, Алексей! пожал Р 5 ’ку Молостову — высокому, нрепк 01 му парию председатель Домачевского сельского Совета Николай Иванович Тушов, вручая ему удостоверение и значок депутата. Столь же горячо поздрави. .лп Алексея его товарищи по работе. ■Главный инженер совхоза «Домачевский» Анатолий -Васильевич Башлыков, вру­ чая не;щвно ему трактор, как бы вскользь бросил: — Готовься, Алексей, к посевной! Не забыл ещесвою специальность? Алексей пришел из армии, и хотя тамимел дело с воен­ ной техникой, конечно же, ничего не забыл... — Доволен своим выбо­ ром? — спросил я как-то И подумал: «Помнит ли он разговор, состоявшийся еще в восьмом классе?». Перед этазаменамия бесе­ довал с учениками о даль­ нейшем жизненном нуги. Тогда Алексей уверенно ска- —■Моя дорога — в поле. Алексей улыбнулся: — Доволен — не то сло­ во. Я•горнсусь своей спецн, «льностыо. Теперь комсомолец .Алек­ сей Молостов считается опытным механизатором. За ним закреплено «свое» поле. Он его и пахать будет, и удобрять, и засевать, и убирать урожай. А сейчас, зимой, работает автослеса- ре.ми механиком. •Словом, свою-технику к весне гото­ вит. А было время, когда ему не доверили новый трак­ тор, закрепили старенький ДТ-75. Тогда А. В. Башлы­ ков с напускной строгостью: сказДл; ■ , _ — Вот получай, разбирай, чини — тебе па нем весной в поле выезжать, сезон. от­ крывать. Главный инженер готов был услышать бурны* воз­ мущения, требования дать новую технику (не раз при­ ходилось сталкиваться с этим), но Алексей спокойно ответил: — И.мешю па нем и от-" крою сезон, можете не сом­ неваться. «Выйдет из парня толк, '— подумал .главный инже­ нер. —"раз не испугался — значит, навсегда к земле прирос». — А нечегомне было бо-яться, — говорит Алек- сей. — Мне это дело не внове: вырос-то я в семье механизатора, знаю, как с тракторами надо обращать- Алексей уже с седьмого класса пропадал на машин­ ном дворе. За это ему. как ни странно, попадало от учителей. Оставят его вшко­ ле после уроков, а он обяза­ тельно удерет к отцу на ра­ боту и допоздна помогает ему. То масло сменит в под­ доне, то вместесо взрослыми разбирает дизель. — Сноровистый парень! Сметсает, что к чему, — го- ворнли механизаторы. А он и рад еще болише стараться. Запоминал, под­ мечал многое. Потому-то и сумел поставить на’гусеницы свой трактор самостоятель­ но за полтора месяца. Иа нем и начал комсомолец свою трудовую жизнь. Настойчиво старался ' все выполнять на совесть. По­ стоянно советовался с от­ цом, опытным и передовым механизатором Владимиром Алексеевичем Молостовым. ■ Слушал отца внимательно, а утром — в поле. Ох,.и тяжелой поначалу . казалась работа! Толстым цслоо, емна - злоойжл ии лвао сьле пзлыальв нгалалзиа , уши. Улыбнется — то,лько зубы блестят. Поработает— поработает, улучит минутку, остановит трактор, спрыгнет в душистую траву н бегомк пр>'ду. Со всего маху нырнет в воду — дух захватывает, как хорошо! Солнце, про­ стор, лес, золотые поля, сипие дали, запах хлеба и полевых цветов, свеяснй ве­ терок, . запах машинного масла — что еще нужно? И радостно на-душе-у юно­ ши, что пет для него пре- краснее ро.диых мест. Возвращался домой уста­ лой походкой рабочего чело, века^поздно вечером, когда на полях воцарялась такая удивительная тишина, что, казалось, был слышен данге полет звезд, падающих в августовские сады... А дома за столомотец подводил ито­ ги семейного соцсоревнова­ ния. Кстати, соревноваться в семье есть кому и с'кем. Мать Валентина Гераси­ мовна — свинарка, отещ— комбайнер, а дочь Лена — у ■ него штурвальной, еще один . сыц Александр — тракто­ рист... А дотомпр-э,’ 1 рослому радова, 1 Шсь дети, что иа свои .заработанные деньги- сумели КУПИТЬ’ себе костюлх, пальто... Растет- у Алеьтея сы­ нишка. ПЩэед црп.шшом в армию женился Алексей, а о'гёл 5 ’жил - — сын улсе требует о,т отца пг))ушки. И непременно подай ему авш- ыобиль. И только «Ка.мАЗ». Отецшутит; — Что ж в семье нашей не хватает только шофера. Будешь шофером? — Буду... Рано поутру расходятся Молостовы иа рабо 1 у. Забот .у'-мехацизаторов-сейчас мно- ■ го: весна на дворе. Вот и «ставит на ноги» Алексей':' свой трактор. 'Кто-то прне-' сил на немплакат, на ко­ тором крупными буквами написано "«Здесь работает -депутат!..». ’ ’ К этим словам остается лишь добавить: — Отлично работает, как это может делать-лишь чело­ век,, влюбленный в своюпрот фессию. ........... Н. ПОПОВ, завуч Домачевской . средней школы Лев-Толстовского района. ПРОФЕССИЯ ■— ПОВАР - Комсомолка Таня Князева, окончив Липецкое техническое училище № 3, пришла рабо­ тать в кафе «Дорожное» села Доброе. Кафе пользуется популярностью у посетителей. В «том немалая заслуга и повара Князевой. НА СНИМКЕ: Т, Князева. Фото М.’ Манаенкова. ЧЕМ ЖИВЕШЬ, МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ? По окопчаннн 'филфака ЛГПИ Л.) 1 ла Кукишева и Та- , тьяна Медведева распредели- - лись в Ломовскую среднюю шкрлу Чаплыгинекого района. ждали, и .иоле дея- тешшости предоставляй боль­ шое. Они преподают русский язык и литературу во всех , к.иссах — с четвертого по десятый. Алла Николаевна еще и классный руководитель,- ' н воспитатель группы.продлен­ ного дня. Татьяна Владими­ ровна — организатор внеклас­ сной работы: Такая плотная, особенно ДЛЯ; первого, стажер- . ского года!уч'ительская «на- грузка» об'ьясияется не только нехваткой йа.селе дипломи­ рованных специалистов. Обна­ деживали Педагогические воз­ можности молодых учнтвяей, их тотчас подмечаемое стрем- -ление жить общей с. детьми жизнью— ина уроках, н во внеурочное время. - Каково ж«] начало трудовой биографии за, столь важ |В н ы ое п у и с к д н л и я ц и п х е д с в о у б ­ ственной судьбы, и для шко­ лы, кровно 1 заинтересоваяной Вч! 1 |бритоке дЬспективвлх учи­ тельских кадров? Помнится, рюсле педпракти­ ки в ЛебедЯни, по общему признанию, [подругам весьма ■удавшейся, обе дружно заяви- СТАЖЕРСКИМ ГОД ЛИ; «Скорей быВ-школу на-; Спрашиваю: — Оправдалось ли ваше не­ терпение? В одни голос отвечают: ■ - - Да! Медведева педагог, мож­ но сказать, потомственный: среди-родни — немало .учите.- лей. В Ломовом, например,'за-; служенным.: уважением пользу^' ется ее дед, учитель' истории,’ ныне.пенсионер. РешениеТать; яны,.-в затемее брата Анато; ЛИЯ стать, учителями родствен­ никироеприняли как должное. Алла «входила в профее- сию:? сложнее. Ей повезло на словесников. Самой убедитель-- ной профориентацией в ли­ пецкой школе№ 21 был для нее живой, и каждодневяый пример. Т. В. Попсеевой. :Тать- яна Васильевнадарила уче-. никам радость' нешаблонного мышления, ■творческую, атмо­ сферу науроках. .Этот пример вдохновлял. Но влияние любимой ,учятелвнццы оказалось не единственным. Алла видела профессию пре- нмущественно в романтиче­ ском ореоле.'.Ее пытались отг ■ резвнть, нажимая.на «минусы» учительских’будней:(бремятет. ■ радей,- дефицит свободного временип т. -и), Апа поколе­ балась-.и.,: в последний момейт подала, документы на филфак пединстит('та,:'.’ -Скептиков' - за - : «благоразу 1 иные .'советы» оду-'* маться не корцт.’.'В концекоВ;- цов, в ее,профессиональном самоопредйении гони сыграли тоже -■по’Ложйтельную роль.. Вузовское .;;Четырехлетие.Ал-:■ лы и'-Татьины -гпрошло очень , п.чоДотворно. ’Дяя них в рав- ” ной мере ор-ганичными были и научная любознательность, и■ общественЦая активность. Обе ; принадлежали к-категориисту­ дентов о широким кругом ин,- тересов. . Выступленйя на на­ учных’СтуденческЦХ’, коиферен-. днях, :у-частие:-В дкскуссиях 'и ’ художествённой; ^самодеятель--, ности, агитпоходы.— все'при- - бааляло учительских, умений. Не секрёт,- .что-,стажерский год вузовского выпускника особенно .напряженный. Опре­ деляя стратегию помощи пе­ дагогам - новобранцам, дирек­ тор школы Вячеслав Анатоль. евич Ивлев учел; кажется,- все существенные моменты ентуа- цйж Сельчанка ' Татьяна Мед­ ведева’ вернулась,; в семейный уют’родительского ' дома, •по которому тосковала в Липец­ ке. Горожанка‘Алла Кукише­ ва оторвалась от привычного комфорта,; и жгиейски ей тя­ желее. Зато в учительской-сре. де-человеку со стороныпроще утвердиться ; в ранге коллеги. Здешнему. питомцу, стать со-, ратмцком, а тем-более органи­ затором воспитательных дей­ ствий,„своих же„учителей неиз­ меримо труднее..’ ;. К чес’Ри' обеих, сторон, отно-. шения между.школой-’й моло­ дыми словесниками' начались с взаимной обязательности, .' — »Если школа в тебе остро нуждается, возрастает■чувство долга, — говорит Т.”Медведе­ ва:.— Кроме того,; нам дове­ рили.: ответственные участки работы, не досаждая мелочной опекой. ' У В. А.’ Ивлева, стажерская практика находится на счету злободневных директорских за- — Наше пополнение —?лю­ ди профессионально эрудйро- ваиные, по натуре — общест- Как и подобает наставнику, завуч школы Валентина Тро- ■фимоана Костина чаще дру­ гих бывает .на уроках стаже­ ров. Поскольку девушки един­ ственные в школе словесни- кн, и возможности учиться у сложившегося спёциалиста- лредметвика у них нет, Ва­ лентина ;Трофимовна всячески помогает, им расти на .опыте . И.Хсобственкбм. В потребность вошли совместные .обсужде­ ния „вопросов практической педагогики по горячимследам лично пережитых затрудне. - Еще ;важнее-поощрить’силгй ные стороныначинающих: что- быстали ониВ 11 утреннимиопо­ рами у'щтельского роста. По- с.чедуем и мыэтому,правилу, наблюдая уроки словесности в Ломовской средней школе. Вот вод руководствомАллы Николаевны четвероклассни­ ки пытаются описать карти­ ну П. Кончаловского «Сирень». До поры Аллу ; Николаевну устраивает совокупный голос 'класса: один из учеников, -за­ метил обилие красок сиренево­ го букета, другой — его пыш. ность и утреннюю свежесть. Алла Николаевна соглашает­ ся с ребячьими наблюдениями ■ПАРОЛЬ: «ПОБЕДА !» = ИЗ ПОЧТЫ КЛУБА «РОДНИК» ХЛЕБ ТРАКТОРИСТКИ За -день устав от.столичной суеты, Валентина Семеновна, наконец, отыскала, нужный вход в гостиницу «Россия». В холле ее уже ожидали. Здесь она встретилась со сво­ ими коллегами, женщинами- трактористками, победителями Всесоюзного социалистическо­ го соревнования иаприз Паши Анге.шиой. Беседы, встречи, знакомства... За короткийсрок пережила всюсвоюжизнь, * и. * ..Рядомстонет фронт. То солдатским треуголышком он ■распахивает дверь крестьян­ ской избы. То редким возвра­ щениемдомой самого фронто­ вика. И тогда в избу набива­ ювет чсняымж: ен«щНиенывстрсеочаслв- оилим гидзе моего?». ; ...Рядом стонет фронт. Во­ роньим крылом он накрывает крестьянскуюизбу. И па дно сундука Л05КПТСЯпохоронка. А сердце не пускает беду. И в его потаенномместечке бьется надежда: «Ошибка... вернет- Односельчанкн умеют радо= ватьгя одной радостьюигоре­ вать одчшм горем. На зорьке, урмевынвяшпирс иь' ндиомнасект ос йя - звао>Хорйа - б, одтуе^ Рьяно. Исстунлеш-ю. • . ' ■ Фронтовая деревня держит­ ся крепостью бабьих сердец. ' Силой женских рук. . , , ч ..Рядом стонет фронт. Л1о- жет случиться так, что не-се- годня—'завтра’сюда, в их се­ ло, припожалуют «гости».’ По-' лучен -приказ’ эвакуировать всюколхознуюТеХН 11 К 5 Постав­ шуюся•в.■на.чични; 'Сопровож­ дать, ее отряжают девчонок-, .подростков. . ' . ; „ : -Командировка продлится ; ;■несколько месяцев. Девчонки, : охраняя трак’горы, инвентарь, зашшуют в Краснин’ском ран- , ;Оне,; близ;'железной дороги. А г'когда'отгонят, йемцев, они до; , „ставят технику, назад в свой- „колхоз.‘И;тут выяснится; ни . нахать, пи сеять опять-таки, '.кроме'них,.-некому. Ну какая из неетракторист- - - Как какая? Ты вывозила технику? Вывозила. Охраня­ ла? Охраняла. И есть ты, ста­ ло быть, трактористка. Вот и весь сказ предссдате- .ля. Нет у него выбора. ...Нет выхода. Весна на, носу, фронт хлеба- ждет.. И придется .дев- -нонкам.. в том числе и Вале, , одновременнои технику есваи- вать, иработать. ...—Опять накрошила,— Ва- ■ лентина Семеновна быстро сметает со стола хлебные крошки и смотрит на пятилет- шою внучку. - - Запомнишь ты когда-нибудь, что это — х.чеб. Все. — Ва.ютима Се- .меновиа не.делает никакихдо­ полнительных разъяснений. Долго-до.чго она разминает в ладони, собранные крохи,, а хитрая Вера, чувствуя своюви­ ну, поторапливает: "«Бабчшка, ну. рдссканш.,.». -. Сбросив пудовые мешки, Валя распрямляет плечп и подбадривает себя и подруг: если добраться войдо того'.те- сочка, то до села останется - - рукой подать. Рукой-то подать — э' 1 'оещедобрыйдесяток ки­ лометров. Помогая друг дру­ гу, девчонки вновь взва.тпв'а- ют. мешки и вновь отмеряют иетры; Вот когда вспомнишьи «полуторки», и отборных ко­ ней, какп.мпславилосьпх пред­ военное хозяйство. А нынче в колхозе сорок второго года нет. кнкакого свободнога-трай- спорта, чтобызарЗчЗотправить его за. семенами. Вот девчои- кн-трактористки и тягаютмеш­ ки иа себе. На завтра —опять :тот- же маршрут: на ;•станцию Улусарка и обратно. ]^лёнтина .Семеновна буМ- ТО--вновь почувствовала ношу: сжала;и.развела'плечи. —- Сейчас не могу лаже представить, -как мы-справля- :ЛИС 1 Б.:•'Теперь'-' меня, на нервом йетре придамшгбыте мешки, а,тогда ничего. Мне„иногда думается, что в человекескры­ та пружина. когда надо — она сжимается, и человек ео- бдрает силы. Ослабла пружи­ на,.,..; .оборвалась: — и тьг вы­ шел на строя. В. те. годы, в наг, наверное, сраба 1 ывала та­ кая, пружина. . .Разбитый ХТЗ зачихал. За сегодняшнююс.мепу уже в че'гвертый раз, И в четвертый раз Валя принимается' пере­ тягивать.двигатель, проклиная все на свеге, в томЧ 11 с. 1 есоб­ ственную напарницу: ' взяла моду — .хорошие свечи после, собственной смены выкручива­ ет, а ей. Вале, оставляет ста­ рые... При чемнапарница-то?— обрывает себя девчонка, если нужда заставляет хит­ рить. По совести говоря, у те­ бя ведь действительно нет ни­ какого опыта, «запорешь» по-, следние свечи, итрактор вооб;, ще выйдег из строя... А все- таки. лбидно, не по-товарище-' скитак.делать. Она, Ва, 1 я, будь опытной: трактористкой, та-к■ бы.не поступала... Тяни не тяни, а тяиуть-то уже нечего, выдохся, тра-кторишка.' То ли от обиды прибави­ лось в ней злости, то ли у трактора «совесть» пробуди- , 1 ась, нопосле очередноюрыв­ ка затарахтел. Видно, и он держался- на какой-то особой пружине.■ , Валентина Семеновна без обидывепомипает своюляиар- нкцу: как говорится, не было бы счастья, да несчастье по­ могло. Отработав год натрак­ торе,- она только тогда ста­ нет трактористкой, потому как теперь и.зучила «все его внут­ ренности», а без этого специа- ,’ лист — неспециалист. ....Мать встретит ее на поро­ ге. У.тыбнувшпеь, вздохнет: кормилица.- и ; спрячет, нод. фартуком руки, . не решаясь; как в детстве, ногладнгь дочь по Iолове: вроде исейчас год­ ков маловато; да ведь и . впрямь..кормнлнца,.погладишь, как. маленькую,,,— обидитеяг* Небывалый - заработок — одиннадцать пудов хлеба ■.— принесла в., дом. пятнадцати-, летняя тракт 0 .ристка. ,\'\о5кет, оттого, что вих до­ ме-нвшрда. не было большого .достатжа, Валентине ,. вещ „Жнэицхотелось накормитьлю.-’ •дей досыта. Оттот'о отта пе^ знала покоя; сеяла, пахала, по-* 'том работала на. колхозной ферме, и знала только одтто: если'■’достаток в колхозе — он ,придет’И.веедом-.■ ; - , В тто.те, готовя землю под новый урожай; она услышит о .,тюбеде' и... 'остгабнет-.*'пружина. Вес Неужели конец войне? Ее ХГЗ, можно сказать, собрав последние силещщ;'’ дбм'чцгся до села, и тут Валентина; точ- тто утнасг — победа. Ни с полем, ни с трактором она не расстанется. Только на время уйдет на ферму, хотя' - туда она уходила, рассчиты­ вая дорабо,та-ть■до. пенсии. ...Валентина ..Семеновна „не-. смело открыла.„дверь';цр.едсез дате.лд'кого' кабтп’юта и поло,- жтыта та стол чаявлеипе. Мно­ гое она хотела рассказать председателю, но только й нроизнссла- «Не могу боль­ ше.,.». Не потшмая, что.случи-,- лось у Валентины Семеновны, председатель заглянул в ееэа- явлеине: и засмеялся; — О чемречь? Дадим вам трактор! Побольше бы таких . заявлений. > .- ' Валентина Ссмсповпа проси­ ла персвестн ее в мсхатшзато. ры. Исполнилось ей в то в]>е- мя сорок девять лет. - - Иду, бывало, с фермы и смотрю иа тракторы — сила- - то какая.... Интересно, смогла быя нынче управлять этой силой ? — говорит тракторист­ ка. — Не выдержала и напн-' сала заявление. IДали мне тя­ желый, гусеничпкй— хороша» дишь, как; на•)тагаие, — с о , всех сторон тебя идождемоб­ мывает, и ветромобдувает, —■ ВалентинаСеменовнанасекун­ ду, замолкает, апотом: —■Но ХТ’З — .это молодость... —•Бабушка, дай я. — Он тяжелый; уронишь. — Ну хоть чуть-чуть помо- Ватентипа Семеновна и внучка Вера ставят иа стол приз. «Наше поколение не- нс. кало себешг легкого хлеба, ни леткикдорог. Ведьсамоедоро­ гое, самое прекрасное в нашей жиши - - это самоотвержен­ ный' труд на благо любимой Родины. П. Ангелина». Не; знаю, о чем-думает Ва- „лентива: .Семеновна,Устинова; 'читая”'эти.строки;', высеченные на прУзе победйтеля Воесадбз- ного социалистического со­ ревнования зад1‘97:8'год,’.ноони ;—.о'кей, тракторксттсе„колхоза «Аврора».Задорского.. района. О пей и ееПодругах. Она рассьагтываст. об .Анто- :нийе.;^Ивановне .- Алексеевой, отчаянном бригадире, Сера- ,фнме;I■'Васильевне;-Мякиной, Татьяне.Филипповне.•-Галки­ ной, Пелагее 'Гихоловне Мити­ ной; Анне■Ивановне .'Алексее­ вой, Вере Ионовне и Варваре Ионовне,' Архиповых;. ' Клав­ дии Тарасовне Алексеевой — всех, кто трудился в женской .фронтовой., тракторной'.'брнга- де. . По-разному; .сложились поелевоеиные: судьбы тракто­ ристок;. . Многие живут здесь же,'в колхозе, а кто-то ноьи- гтул родные места. Чьи-то име­ на помнятся, чьи-то, к соткале- нию, забыты. , . - „ Спрошу Валентину Семенов- 'ну,“что.она. хотела, бы сейчас больше всего.. Женщина ле- гоггько дотрагивается до при­ за, ;сма.Х 1 шая невидимы'е. пы­ линки, 1 вгогао прожитые’ годы, иотвечает: «Встретиться бысо всеми подругами по фронто­ вой бригаде...». Она долгим взглядом смотрит на награду ивсесм-ахнвает, смахивает не- вйдимые пылинки. . «.СОРОКИНА, нашкорр. В Д1ГЕВИИКЕ наблюде­ ний за Джулией отмече­ но:- характерные осо­ бенности ^ злобный нрав. И все-таки Ольга ее любит. В том же дневнике она за­ писала: «Я заметила, что Джулия относится ко мне со вкяманяем. Очень хотелось бы: приучить се к себе. К сожаде- 'шда, пока•'это только „ меч- что при Липецком зоопарке, с твердым намерением на­ учиться быть 6 животными «на ты», стать для них другом, запросто входить вклетку ко . льву; к медведю... Она так и обьявила руководите.гюкруж­ ка Елене Александровне Му­ рашовой — хочу ко льву. Дело кончилось решитедь- . нымпредупреждением, о' .. не­ избежномотчислении из юн­ натского, кружка при первой же подобной попытке. Ольгу такая перспектива не обрадова.га, тем более, что в зоопарке у нее уже появи­ лась -постоянная привязан­ тнеорсать , т—ак - чДтжо улпиряп , шч 'шерсьная спмаин ­ риться. .Свой-;реферат о наблюдении Джулия и другие за животныхйт Оля посвятила, конечно же, Джулии. Часами простаивала девочка. у клетки пантеры с каранда­ шоми блокнотом в руках. Смотрела, как Джулия ест, как- прихорашивается, как- реа-, гирует на появление того или иного работника зоопарка; удивлялась ее «ветрености» и кокетливому характеру пан­ тера“чггствгиот'занррываег .- 'С обитателем соседней- клетки пумой Ма.гьчнком, в то время как-на леопарда Наглиса, с которым живет в одной к.гет- ке, редко обращает иниманне. •Страничка■эа.’етраничкой за­ полнялась в дневнике, ■ 0 льга не только писала, но и рисо- ва.'Га - '■вот Джулия ест, аи» этой картинке запечатлен-мо­ мент ее; отдыха; Ухитрилась девочка, рассмотреть лапысво­ ей любимицыи тоже их тга- рнсовала — вот когтн почт выпущены, а здесь спрятаны. - И.)учила О.гя повадки зверя например, до еды Джулия очень нетерпелива, настороже­ на, описывает по клетке«вось­ мерки». А ест не жадно,-' из­ рядную долю оставляет Наг- лису. После едыдолго облизы­ вается, любит понежиться, а если ходит, то траектория ее движения уже совсем иная. Реферат Ольги Селивано­ вой «Наблюдение за черной пантерой в неволе» очень, по­ нравился участникам Всесо­ юзного слота юннатов, . кото'- рый ежегодно проходит ' в Москве.' За'эту работу ' Оля награждена грамотой Москов­ ского зоопарка. По интерес ее к Джу.шн не иссяк, Оля до-прежнему, про­ водит у ееклетки. немаловре­ мени, И. этот „злобный, весьма недружелюбный зверь ггоете- пенно «признает» ее.- Есть в- ней ЧТО-ТО, что ,помогает- де­ вочке понять животное. На памяти юннатов недавний случай, когда Ольга оказа::ась прозорливее опытных работни­ ковзоопарка. Пуиька - п\ма кричала рез­ ко и подолгу, стараясь при­ влечь к<себе-внимание. — У нее ЧТО-ТО б'ояит, — твердила девочка,' но от нее все бтма'хива'лнсь:’В’' это время- года ' звери беспокойны, вот, мол, и вся.причина Пуиькнно- го взбудоражешгого поводе* Ольга не сдавалась: 'больна пума, пото-му и кричит. При осмотре зверя ветеринар об.’ нарушил у Пунъки фурунку- ...В одномлгз юннатских со. чииений читаю: «Я люблюжи­ вотных за их предашгость. за то, что они всегда готовй по­ делить и радость, и печаль с человеком-другом». Конечно, писавший этоимел в виду скорее домашних жи­ вотных, а вот у Ольги Сели­ вановой есть тайная надежда может, идигше звери,.спо­ собныстать вёрпыми друзьями’ •человеку,, ведь, были же тагше случаи. Очень уж любит она четвероногих, потому иверит в них. Давно для себя регнила:; профссспя — только охотовед,'" и обязательно на ДальнемВо­ стоке; уж там-то Елена 'Алек- ■ сандровианесможет запретить ей подружиться с уссурийским^ Т. ГОРЯЧЕВА. Эти снимки сделаны лю. бителем н мастером фото­ графии Г. Ф. КОСТЫЛЕ­ ВЫМ в разное время и в разных местах, порой уда­ ленных друг от друга на тысячи,километров. Но объединяет их одно — инте­ рес и привязанность к при- и тут же заставляет ощутить их бедность. Картина вроде старательно описана, .но «клю­ чик» к ней не найден. А если «разговорить» сирень? О чем каждому из нас она расска. жет? И теперь вклассе сколь­ ко учеников, столы^о мнений. Алла Ингюлаевна не будет ■приводить ребячьи мнения к единому знамепателго и «при­ чесывать» эти попытки само, выражения. Она добилась от каждого эмоционального от­ клика иа произведение, а это залог, развития н культуры чувств, и культуры.речн.’- Восьмой класс, где.препода­ ет Татьяна Владимировна, с . наслаждением читал Белин- .ского. Причина проста; увле­ кает тот, кто увлечен. Татьяна сВкл иахдимлеитро .ввлнюа блесноа в сткурдиетничкеа и основательно занималась изучением его творчества . в учебно-научной группе. При- . шла пора, передать своюувле- чешгоСть учащимся. Не такча­ сто в нгкольной практикекри­ тик стагговится «главным ге­ роем» урока литературы. ...Хочется верить, что впере- дг-г у Аллы Николаевны и "Та­ тьяны Владимировны долгая и счастливая жизнь в школе. . Т. РАСПОПОВА, ст. преподаватель кафедры литературы ЛГПИ. 40-летшо Великой Победы посвятил свои соревнования по зимнему многоборью ГТО областной совет профсоюзов. Стрельба и подтягивание на перекладине, спринтерская лыжная гонка — вот програм­ масоревиовашгй. Снльиейшпми в своих груп­ пах стали В. Бушмин («Спар­ так»), Т. Костина («Беревест- пик»), М. Мещеряков («Уро­ жай»), Н. Щемякина из Ус- манн. Всем им были вручены медали, ленты., чемпионов и ценные подарки.' ” гднуюпо многоборцы Спор ведут биатлонисты Завершился спор стреляю­ щих лыжников. В, районе пар­ ка Победы они разыграли ме­ дали очередного первенства области. Мужчинысостязались на двадцатпкилометровой ди- станщш, юноши на «десят- Средтг мужчинЮрий Саушш (Хлевное) уверенно провёл юпку и был точнее на огне­ вом'рубеже. Он и стал чем- ппоном*'области. В командном зачете больше всех очков у биатлонистов Со- | ветского района. Победы дзюдоисток в городе Кнрншн Лецпн- грядской области состоя.чся матч пятнадцати городов РСФСР ноборьбедзюдо среда девушек 1966—1969годоврож­ дения. Дзюдоистки липецкого «Спартака» выступили паэтих соревнованиях успешно. В сво­ их весовых казегорнях пер­ вые места завоевали Елена Пв.шншсва, Виктория Перова, Наталия Макарова, Елена Медведева, Людмила Брус. Волейбольный турнир 21—24 марта в Липецке, прошел волейбольный'турнир, посвяшеиный 50-летию обще­ ства «Спартак», в котором приняли участие сильнейшие коллективы области. Среди мужских команд первое место занял «Автомобилист» (Липецк), у женщин первен­ ствовали представительницы ДЮСШ' №2 (Липецк).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz