Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1985 г. (г. Липецк)

ф <ЛЕНИНЕЦ>« г 16 марта 1985 г> « = «ЛЕНИНЕЦ» • 3 Иван Стрепьников ФАНТАСТИЧЕСКАЯ НОВЕЛЛА Сергей Мурман Светлана Меишен Август 47 - го С утра кручусь за столиком у печки и все гляжу, во все глаза, как пламя вьет над пышками колечки... Дрожит у мамы на щеке Идеальный мужнина Вячеслав Фролов НЕВЫДУМАННЫЕ МОНОЛОГИ Александр Лдпостенков В ещ ее еердце эвакуацию, и следы ихвате- гиб. Сергей Иванович; «Да рялись. А Сережа, Сергей где ж она?Ь. «Эвакуирова- Иванович, в концлагерях всю лась в Саратов...». Сергей войну проскитался. Под ко- Иванович — телеграмму в глубь Германии. Гонят од- такая». нажды их, бедолаг, куда- Придержи-ка язык, это по шпалам,, потому что ....................яппельская паспутипа. на тебе не «мужик хро.мой», человек с большой Он повторил Приехал. Поздно, темно. Нашел барак на окраине. Подошел к нуншой двери, вздохнул —ис богом— тук- гп V буквы. дорогах ВЗДОХНУЛ—исООГОМ'— тук- войну подвиг Гастелло ступающих фрицев. По шпа- ^ слышит ее ррд- д.и 1 и и остался жив. Фо- у.люркшься голос: «Кто там?». А у нарьсамолета был открыт, и полкилометра, а Сер- ----- -------------------------- ...Г ... . ______ __ ^ ___г.__ - ГАЙ ТТраиптити гтя клгты.яяу чила. Там его без сознания Надо дальше идти, да нету народ из колонны 'наших сил. Выходит — смерть. Не­ пленных подобрал и на ру- мец старший охраннику ... ках в лагерь принес. Нашп скомандовал; «Цургок». А ты?»... врачи — тоже из плен- солдат тот чех оказался, за- ных ~ ампутировали ему вел Сергея впосадки, выстре- ногу- в ТЫЛУ тем часом ^ил в воздух и пошел дого- его жене сообщили; «По- 1 ’иб смертьюхрабрых». И вот скаяш, что нет" чу­ дес на свете — спрашивает она через дверь; «Сережа, нять колонну. Короче, Сергей остался. После войны разобрались что к чему. По- Летчикн, которые с ним лучи.д он орден. А жену е ... ---- - дочкой найти никак не мо­ жет. Писал во все концы-— никаких известий. Про к озу назадание вылетели, подтвердили: видели, как горел самолет, как он в тан- гш нбмещше врезался, а она — твердит одно и то же; л^^^Сталш^Т^ыей^то его полчанином. Обнялись, про- главное: «Козу не продавай- летчики ■по-хоро- с.чезнлись. Шу'тка сказать те!». Но потом дошел возвратился с того света. Товарищ ему и повинился: мол, сватаДея к твоей Любе, когда сообщили, что ты по- каз—ываМланепиосдьнмаа, жкеон тщо ирынае пеое старший №ат с фронта при­ сылал. Видели, наверное, треугольники с оттиском: «Смерть врагу!»? Меня уди­ вило: человек этот на краю гибели пишет, как будто про 1 ^му свататься. «Сережа жив». Уехала она с дочкой меня л-:итейский смысл — коза-то всю войну кормили­ цей семьи была.., Нет ничего, одна лишь намять, Но память эта горяча. Как будто губы вад губами. Как будто плечи У плеча. Не отошло, не отшумело Простое имя надо мной. Знакомы были, что за дело. Но имя это — для одной... Не ждет, не ведает, не знает, И, видно, велено не мной, К другому голову склоняет, И он зовет ее ррдной. Андрей Новиков Морская прогулка с утра свежий ветер и рябь Зеленая с белою пеной. На галсе чуть шкоты ослабь,- И парус захлопает белый. Под ветер корму повело, И румпеля резчг движенье. Как паруса строго крыло! Как зыбко его отраженье! Волнисты, искристы усы, От киля бегущие мерно. Вода затекает в пазы Обшивки от сильного крена. Вода попадает за борт, И плещет о банки Нднище. За гребнем скрывается порт, И ветер пронзительный свищет. От волн переборки хрустят, Удары все звонче в резче... И щедро на солнце блестят Латунные дельные вещи. Выдающейся особью жен­ ского рода во.зомнила себя Аленушка. Оттого и не везло ей в личной жизни: не могла жениха подходящего подо­ брать. Один ростомне вышел, другой неперспективный, тре­ тий слишком многого хотел, .„тридцать третий не сошелся характером с любимым пуде- .лем. А время-то летит. Два­ дцать пять стукнуло. Уж за- мул{ невтерпеж. Й, собралась было Аленушка отдать руку и сердце тридцать четвертому, который, кстати, первым встречнымоказался, как вдруг однажды... В разгар рабочего дня ■за­ трещал телефон. — Аленка, лети на крыльях! —- раздался в трубке .ликую­ щий голос Василисы,' вроде бы подруги. -— Достала. Специ­ ально для тебя. Д<ду. Через пятнадцать минут Аленушка трепетно- извлекала из пакета фирменнуюкороб­ ку, размером как из-под тор­ та, и рассыпала благодарно- Ваенлнеа не менее трепетно пересчитывала гонорар за по­ дарок и приговаривала; — Жуткий дефицит. В горо­ де 1 шу кого больше нет. Ине будет. Ручаюсь. Вечером Аленушка, закрыв­ шись у себя в комнате, при­ нялась'переводить со слова­ рем текст инструкции под скромным .заголовком «ДЛЯ ВАС, ЖЕНЩИНЫ»: «Если Вы пожелаете соб­ ственными руками создать идеального, в Вашем пред­ ставлении, мужчину, то вос­ пользуйтесь нашим электро- биохимическим конструктором «Кудесюща-333». Для этого; 1. Соедините посредствомка- беля ручной пульт управления сЬб'ьектом. . 2. Доведите оболочку Объ­ екта до нужных размеров, придайте ей формы и очерта- кия, отвечающие Вашему вку* 3. Настройте Объект соот­ ветственно с Вашими требо­ ваниями по параметрам: эмо­ циональным, интеллектуаль­ ным, волевым. 4. Задайте Объекту необхо­ димыеВамрабочиехарактери­ стики по шкале: «знания, уме­ ния, навыки, профессия». 5. Облачите Объект. Комп­ лект одегкды прилагается. 6 . Нажмите зеленую кноп­ ку «пуск». Отсоедините ка- ПРИМЕЧАМИЕ; Если пове­ дение Объекта при эксплуата­ ции Вас не устроит, то воз­ можна перенастройка. Хотя последняя и нежелательна вследствие повышения изно- Наша фирма гарантирует безотказную эксплуатацию Объекта сроком на 100 лет. Желаем Вам успеха! Р. 8 . За последствия фирма иеотвечает». На следующий день в прсд- рассветны.х сумерках, когда преДкн еще спали- праведным сном, Аленушка на цыпочках выпорхнула из своей комнаты вместе с молодым высоким стройным голубоглазым брю­ нетом вэлегантном велюро­ вомкостюме и вывела его из квартиры. Чтобы вечеромвве­ сти обратно и, застенчиво улыбаясь, ошарашить папу с •— Знакомьтесь, это Ива­ нушка, идеальный мужчина. Жуткий дефицит. Мы с ним решили пожениться. •Матушку Иванушка очаро­ вал тотчас, преподнеся букет белых роз и поцеловав ручку. Расположение батюшкигзавое- вал чуть погодя, порассуждав снимоперипетиях хоккейного чемпионата н уступив партию вшахматы. А об Аленушке и говорить нечего. С той минуты, как от- пес.чи. 01 га заявление в ЗАГС, она не без удовольствия во­ шла в роль очарованной змеи, танцующей под дудочку фа­ кира. Ведь какие только бла­ городные поступки не совер­ шал Иванушка для нее! Будучи мастером по дзюдо, он на мелсдународном турни­ ре припечатал соперника к ковру и послал Аленушке воз­ душный поцелуй, запечатлен­ ный на телеэкране крупным планом. Будучи подающим надеищыпоэтом, он опублико­ вал вжурнале стихи, посвя­ тив их даме своего сердца. БуАучи■ галантным кавале- ром,'„он чутко улавливал зву­ чание тончайших струи ееду­ ши и дан:е помог однажды в час пик, втиснув ее в пере- полненный автобус. Наконец, бракосочетанпе свершилось! А через месяц матушка вызвала Аленушку для беседытет-атет: — Голубушка, кого ты в дом привела? Мало того, что этот Иванушка-дурачок па корню загубил свою научную карьеру, отказавшись взять в соавторы самого Петра Пет­ ровича й раструбив об этом на. еграницах стенной печати. Мало'того, что этого дебо­ ширан хулигана чере.ч день в отделение' вызывают для объ- лененяя по поводу бесконеч­ ных побоищ, которые 0!1 уст­ раивает вобщественных ме- ста.х, Ои к тому же и измен­ щик! Я устала круглосуточно отвечать на звонки его обезу­ мевших поклонниц. Баста! Он — или я. Выбирай! Аленушке с печальнымвздо­ хомпришлось признать; да, не мог он с прохиндеями вобли- чьи коллег ужиться, не мог слова нехорошего нетрезвым гражданам простить, не мог свою внешность кинозвезды от женщин скрыть. Видно, ме­ сто рыцарю— только в ро­ мантических романах. Але- } 1 утка обещает маме, что уже завтра Иванушку будет иеуэ- И действительно, когда к завтраку вышел солидный лы­ соватый сероглазый" безусый крепыш, вджинсах нковбойке, у него было строго спрошено, кто бн, и почему без пригла­ шения врывается в чужую квартиру. Аленушке едва уда­ лось убедить предков, что это их Иванушка. А преобразился он .лишь потому, что решил начать новую жизнь. А к ужину обновленный Иванушка уже пленил стари­ ков, 'Любимой теще он пода­ рил собственноручно имвы­ резанный из дерева ее порт­ рет в ' манере известного скульптора ,Коненкова. А ува­ жаемому -тестю преподцес элистронные часыс 'встроен­ ным в них, миниатюрным те­ левизором, также изготовлен­ ные собственными руками. Аленушка вновь безоглядно бросилась в могучую реку Иванушкипой любви, ведь как известно, пи водин проточный водоем нельзя войти д'важды, И она была вознаграждена. Сначала Иванушка смасте­ рил универсальный кухонный комбайн, умеющий выполнять тысячу иодну домо.хозяйствеп- пую операцию, начиная от чи­ стки лука и кончая сервиров­ кой стола. Затем в рекордные сроки он собрал•автомашину орнпшалыюй конструкции, .способную переплывать вод­ ные и перелетать наземные преграды, к тому/Же расходу­ ющую всего лишь литр горю­ чего на сто километров пути. И, наконец, собственными си­ лами возвел на садовом уча­ стке уютный коттеджвк о двух этажах, десяти комнатах с бассейном, цветным телеви­ зором, голубым унитазом н сиамской кошкой Сессилией, возлежащей на иранском ков­ ре. Так, в пасторальной; идил­ лии промелькнуло полгода, по истечении которых батюшка пригласил Аленушку для,бе­ седытет-а-тет; — Голубушка, в чьем доме ты пригрелась? Не будем' уточнять, изкаких деталейпре­ мудрый Иванушка изготовил бесподобный комбайн -— это мелочи жизни.,Но известно ли тебе, что с тех пор, как сей искусник ' гокяе 1 ', плавает <и летает в чудесной самоходной карете, ни один из его клиен­ тов по станции технического обслуживания автомобилей с места тронуться не может на своей.разукомплектованной ко­ лымаге? А после того, как твой умелец воздвиг вамцар­ ские хоромы, было замороже­ но строительство соседнего жилого дома, по случаютаин­ ственного исчезновения неко­ торых стройматериалов. Я устал дрожать, при каждом звонке. Баста. Он — или мы с мамой. Выбирай! Аленушке с печальнымвздо­ хомпришлось признать: «Да, муженек вновь не удался, по­ скольку, помимо радостей, при­ нес, увы, п огорчения. Черес­ чур деловым ока.тался. Но она обещает папе, что уже завтра Иванушку .будет не уз- К завтраку Аленушка вы­ шла одна. Грустная и устав­ шая. Дождавшись, пока роди­ тели ушли наслужбу,' онавзя­ ла телефонную трубку. — Алло, Васн.чиса. Все кон­ чено, он сгорел. Я' пыталась довести-его до совершенства... Нет. Спасибо; Больше не на­ до. Существует лишь один спо­ соб сделать мужчину идеаль­ ным: его нужно поставить в идеальные условия и дать ему идеальнуюжену... .. И Аленушка побежала, в родной проектный институт. А дома, в ее комнате, осталась брошенная смятая пустая фирменная коробка- размером, как из-под торта. Больше она была никому не нужна. ЗАМЕТКИ О СТИЛЕ ЛИПЕЦКИХ ПОЭТОВ Липецкие поэты тяготеют в основном к реалистическо­ му стилю, который больше присущ прямой изобрази­ тельности, чем условной образности, Опора в клас­ сике — это прежде всего духовно сформировавшийся и'а нашей земле великий ре­ алист Бунин, культивиро­ вавший поэтику овеществ­ ленного слова. В середине двадцатого столетия твор­ ческий принцип верности ося;зас.мой^ жизпе'шюй кон­ кретике провозгласил с.чав- пыИ по.эт-фроптовик Павел Шубин: Родина! В подробностях простых Для меня открылась ты однажды... Характерные черты твор­ чества Владислава ГЗоршга проявляются в его предпо­ следней книге «Родня». Приметы родного ь'рая зор­ ко подмечены автором, на­ пример, в стихотворении «Летом», которое проник­ нуто окгущеипем гсрасоты и торжественного покоя, стремлением слиться с этой красотой. Глубинное едине­ ние с природой воплощено в закоичешюстц всего рбраз- ного и композиционного строя: И тишина предгрозовая, Лишь ложка звякнет в котелке. Течет река, река живая. Молчанье на большой Колшозидиошго обрамляю- 1 цие стихотворение слова .«тихо» и «тишина», ставшие «Родина ! В подробностяж простыж ...» своего рода сигналами, «фирменными знаками» оп­ ределенного направления лирики 60—70-х годов, поз­ воляют говорить о том, что поэту не чужды завоевания этого направления. В книге' «Мостов пересту­ ки» В. Зорин стремится вый­ ти из противоречивого, кри-. зисиого состояния, ищет пу­ ти к синтезу разных типов мироощущения; «А рядом речка, с тихим всплеском, позвав меня, стоит и ждет... Спешу! Доделать надо много и надо многое отдать». Что ж, поэт, как и сама поэзия, — явление движущееся. Удастся ли поэту достичь вожделенного синтеза, вый­ ти иа какой-то новый путь, покаясут новые стихи. Иван Завраяшн в книгах «Участие» и «День открыто­ го сердца» вполне последо­ вателен в своих -творческих ориентирах. Воскликнув не­ когда: «Люблю поэтов ста­ рой школы», он поэтиче- сг:им делом своим дока­ зал, что стихи его достойны той высокой т])аднции рус­ ской классической лирики, к которой он сознательно «примкнул»: Облетающий лес. Даль озимого по,ля. И великая воля Вплоть до кромки небес... Что душе холодеть Вместе с этой далью? Три-четыре детали, — Века мало — глядеть! Поэт видит в детали ис­ пытанный способ матери­ альной реализации образ­ ного начала. Не всякой, ко­ нечно, детали, но художест­ венно отобранной, несущей заряд переживания, образу- 'ющей вокруг себя эмоцио­ нальное поле. Важный для И. Завражп- на принцип поэтики, прни- шш изобразительности на­ глядно проявлен в книгести­ хов для детей «Секретик». Поэт немало размышляет в стихах над природой ис­ кусства. ■Его волнует проб­ лема искрсигюсти и нстнн- пости поэтических пережи­ ваний: «Слово — страсть, а пе символ, пе код. В том природа и тягость искусства, что собой оно воссоздает не итог, а течение чувства... Если эта щемящая связь — эта искра, догащеа, удача— меж судьбой и строкой пре­ секлась. ■— ничего твое слово не значит». Понятно, что первейшая .забота не создание стихов о стихах, не логическое, а непосредст­ венное, образное осуществ­ ление самого .этого «тече­ ния чувства», этой «щемя­ щей свя;щ».,,- Лирнчесний герой сти.хов Ивана Харина — человек вдумчивый, сдержанный и основательный, чунсдый ис­ кательства, и суеты. Харак­ терна и поэтика Ивана Ха­ рина: пристрастие к неспеш­ ному двиясекию стиха, при­ стальное внимание к осязае­ мой фактуре вещей, к само­ му процессу делания и сози- .Дания. Близко и дорого поэту все связанное с деревней, сель­ ской природой, землей. Са­ мо солнце ассоциируется у него с предметом крестьян­ ского труда: «И встает над скошенным болотом солнце, 6.УДТ0 крупная копна». В «крестьянской . породе» на­ ходит поэт поддержку, опо­ ру, запас фп.зических и ду­ ховных сил; «И я молю, мо­ лю: не подведи! Ие подведи, 1 срестьянская порода!». Труднее автор справляет­ ся с материалом, когда он берется за «отвлеченные» темы. В этих случаях ои подчас сбивается на пеоп- равдашюе с.мешение сти.тей, грешит против вкуса: «Всю ночь напролет, чуть дыша, стесненная лмрким волне­ нием воркует, как голубь, душа над смолкнувшимсти­ хотворением. И только иа грани утра нашедшее сбро­ сив затмение, шарахнуло из-под пера щемящее вооб­ ражение». В целом же вторая книга И. Харина — «Причаст­ ность» — показала качест­ венно новый уровень, кото­ рым,овладел поэт в худояш- ственном отражении дей­ ствительности. Если раньше мшзнь виделась ему пре;кде всего в материальных, ве­ щественных проявлениях, то теперь, наряду с этим, ему в большей.степени стала до­ ступной духовность, содер­ жательная глубина, которая опреде.тяется масштабами творческой личности, мерой Быстрг.даштости темн обра- .эов, степенью прнчаст- нос'Ш к историческому и з’шческо.му образу парода. Стиль поэтических про­ изведений Светланы Мек- шеи позволяет узнать чер­ ты некоего человеческого типа II одновременно — ин­ дивидуального портрета. Напри.мер, вот эти; «...с пе­ чально сведеппык ртом», то есть сжатым, закрытым для зряшных, случайных речей, - - это черта характерная и постоянная. За этот эпитет цепляется строчка из дру­ гого стихотворения; «...как могла, полотно одно суровое ткала». Речь-то идет о по­ лотне, но слово «суровое» дает отсвет и на саму лири­ ческую героиню. И еще од­ но 'примечательное призна­ ние; «Люблю сосредоточен­ ные лица...». Важно увидеть в I книгах С. Мегсшен портрет '' иа фойе судьбы, потому что были вбиографииавтора ре­ шающие судьбоносные впе­ чатления: детство — после­ военное, юность — период серьезных общественных‘ие- ре.меп па рубеже 50—60-х годов, о которых говорится в стихотворении «Мое поко­ ление»: То поколенье спрашивать умело и отвечать, не пряча в землю взгляд, и громко песни дедовские стараясь петь на с.вой, иа новый лад. Требовательность к себе и людям, внутренний нравст­ венный императив стали ие только темой, проблемати­ кой, но и приметой стиля, то есть совершенно органи­ ческой чертой, обнаружи­ ваемой в самом «нейтраль­ ном» контексте: «Умейте радоваться мигу», «Лишних слов не говори», «Пе бойся в жизни шатких лестншр, «Давайте же станем собой» Стремление убедить со­ беседника соотносится со своеобразной затрудненно­ стью стиха. Поэтесса не чуждается трудиозвучащего, иногда . •ряскоБаиного, ус- весна чешуйчатым хвостом». Иные строки (например, «из выцветших событий проза­ ичных», «там, где схлестну­ лись, правотой влекомы», с«ипо вр снлыу хшис вл ао явс» ь), впос нмшылсулй б . енсе прочтешь ' сходу. У читате­ лей названная черта стиха вызовет неодинаковое от­ ношение, возможно, кого-то и }')а.эдосадует. В обгцей же системе поэтики С. Мекшеп от.меченная особенность за­ нимает законное место. Ав­ тор вообще пе склонен уба­ юкивать читателя, но пред­ почитает гладить его про­ тив шерсти, тревожить, за­ деть за нсивое. Не в характе­ ре «колючей», независимой, сильной героини «сладко­ звучным соловьем чири­ кать». Правда, в иных слу­ чаях, даже в стихах о люб­ ви, не обходится без холод­ новатой пазидателыюстп; «^...б 5 'де.м любить ие беспа­ мятно, не предадим осмея­ ниюэтой любви, нас во.звы- еншпей равно — в себе и в других». Пеопредмечениая образность, конечно, не про­ тивопоказана поэзии, но требует чуткости, осторож­ ности, потону что, эксплуа­ тируя ее, моншо впасть в отвлечищую рассудочность. Стихи , Людмилы Парщк- новой отличаются от творче­ ства поэтесс более старших — военного и послевоенного поколений. Обаяние ее гкерт- венного женственного ли- риз.ма напомнило нам о той трогательной «слабости», ко­ торая облагораживает, про­ светляет сильную , половину человечества, 'напоминая о необходимости защиты, неж­ ности. любви. Стремясь- воплотить теку- .честь жизни, ее ' лодвшк- ность, изменчивость, поэтес­ са осваивает свободно лью­ щийся .мелодичный стих. В сочетании со стройными классическими метрами лег­ ко и плавно звучит ее не отяжеленное вещественно­ стью слово, передающее от­ тенки чувств, о которых поэтесса'очень верно- сказа­ ла: «И у любви дремучий привкус грусти... Но это уж из области предчувствий, и толкованию не подлежит...» Успешно работает «поэтика предчувствий» вот в этих строках, где переданы н во­ сторг от полноты ощущения жизни, и какая-то особая хрушеость этот ощущения, словно дыхание перехваты­ вает от одновременно на­ хлынувших радости и боли; И зайдется душа на какой-то предельной . ИИ в слезах н ни э слов* еще не умея излиться, а мгновение жизни все длится, н длится, н длится на почти нежилой, безвоздушной почти высоте... Такова чисто поэтнчестгая и по-своему вполне убеди­ тельная аргументация Л. Парщпковой в полызу из­ бранной сюпоэтики. Что ж. пожелаем автору успехов па избранном пути. Только ведь п поэзии оттенков, не- опредмеченного образа.при­ суща своя точность. Она не всегда есть в стихах Люд­ милы Парщиковой. Мне уже пригсодилось пи­ сать о том, ч'го в силу опре­ деленных социальных при­ чин развитие литературы нашего края в последние го­ ды значительно оживилось. И, как всегда бывает в пе­ риоды такого онейвления, вперед вышла более легкая, мобильная поэзия. От на­ званных авторов мы вправе ожидать новых иновых твор­ ческих взлетов. А как об­ стоит дело с притоком све- зких поэтических сил? Мы с надеждой смотрим на спо­ собного Андрея Новикова, а ташке таких авторов, как В. Богданов, А. Деменцов, В. Желябовский, И. Живых, Е. Орлова. Сделать шаг «в незнаемое»,' сойти с оевреи- ных путей имещепредстоит. Поиска, смелости, творче­ ской дер,зости полселаем им. В. СЛАВЕЦКИИ, кандидат филологических Ночь остановит вещий сон. , И утро отобьет поклон. И прокричит петух азартно. День будет вновь торжествовать, вабыв, что надо провожать тебя, любимый, .(^езвоэвратно. Не скрутится маршрут жгутом, и не оставит на потом ни слова из того, что было. И даже не отложат рейс. Как будто бы поставят крест на' имени, что я любила. «Люблю» — сказать бы... Но когда все — в прошлом, как в песке вода, уже нет места для протеста. И только взмечется рука, как позабытая строка, вдруг вырванная из контекста. И дрожь руки, н дрожь крыла Насквозь —• через тоску — дотла, Чтоб имени не воскресить, не помнить, не произносить, когда оглохла и ослепла. При чем здесь- — заменить другим. Все —■облако. Все — чад. Все — дым. Все — там. А тут — такая жалость... Не все ль равно: светло, темно... Здесь нет меня давным-давно, поскольку там я вся осталась. КНИГИ ЛИПЕЦКИХ АВТОРОВ Б елая лебедь п а м я т и По.чучнв в подарок книгу ли­ пецкого поэта-фроитовика Сергея Панюшкина «Лебедь белая», не­ давно вышедшуюв Воронеже, из­ вестный советский, поэт,, лауреат Государствешгой премии Влади­ мирЖуков так отозвался о ней: «Книга получилась крепкая, проч­ ная. Без проходных строчек и строф. Заметы памяти н сердца в ней оборачиваются уже никогда не. стареющей поэзией...» Это, надо пршзнать, высокая оценка творчества нашего земляка, автора десяти книг. . .1 Да, заметы его памяти тре­ вожны и светлы. Пишет ли он о земляках-лнпчанах или астрахан­ ских краях, где прошло детство, о Волге-матушке или о рязанской вольнице, везде поэт зорок и па­ мятлив, мудр и'сердечен. , Жи,зиь входит в его стихи, как косяки рыбы в невод удачливого рыбака. И все оттого, что у исто­ ков его творчества — Родина и ее труженики, каждый на своем ме­ сте делающий своюстрану, край, плесовуюдеревеньку крепче, бога­ че. Таков и скро.лтный сверстник поэта Ншголай Киреев, который; Не воевал. Берлин ие брал. Никто и не корил. Киреев рыбу добывал — Фронтовиков кормил. Нет ветра — весла. Шел без сна. До дела был горазд. Всегда на море... Шла война... И он -лишился глаз... Цикл стихотворений «...А нам ие видится покой...» полностьюпо» священ Великой Отечественной, памяти товарищей-краснофлотцев, с которыми Сергей Панюшкин добровольцем прошел нелегкий фронтовой путь. Взволнованно .'шучит в ТШ.Х тема бережного от­ ношения ко всему живому на земле. . Автор книги по-чедовечески, как истинный хозяин русский, пе- ре;кизает о том, что зарастают н мелеют родниковые реки, что в Подстепьи давно не гнутся колод- цы-зкуравли, поившие студеной водой не одно поколение! Глубоко его раздумье, справедлива его боль: «Уходят реки малые с по­ лей, лишь веснами блестят остатки ила... Л на Руси больших богаты­ рей речушка малая вспоила...» На мой взгляд, Сергею Пор» фирьевичу весьма удались не­ большие стихотворения, испол* ценные глубокого смысла. Они чисты и воздушныпо отточенному слогу, прозрачны по сути, трога» тельны — может быть еще и от­ того, что написаны вонном-красно- флотцем, сумевшим сохранить свою душу для восприятия пре­ красного. - . Книга не залеживается на при­ лавках об.’шниготорга. У нее есть ■ свой читатель, отзывчивый. чут­ кий, с неизгладимой памятью о Великой Отечественной, с доны­ не беспокейпой совестью. В. КУПАВЫХ, ст. инспектор . облкниготорга.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz