Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)
2 • €ЛЕНИНЕЦ> = 7 января 1984 г. * Исполнилдсь 30 лет со дня образования Липецкой области Н А Ш Е Й ИСТОРИИ СТРОКИ ... устранить неисправность вы звались комсомольцы И, Голев, В. Тишин, М. 1;^узнецов и дру гие, Три с м ^ А подряд при снежком ' буране и двадцати градусном морозе не выпуска ли они из рук отбойные мо лотки, пока стройка вновь не пл;1учила ток. В ходе борьбы за досрочное выполнение семилетки иа пред приятиях и стройках родились такие начинания, как соревно вание «За комсомольский час», . инициатором которого были молодые строители бригады, • возглавляемой А. Демидовым. Члены этой,, бригады .реш или выполнять дневную норму на час раньше. Их примеру пос ледовали 352 комсомольско- молодежные бригады . строи телей и монтажников НЛМК. «Комсомольский час» позволил сэкономить ^ л е е 18 тысяч : человеко-дней. Это помогло досрочно завершить строитель ство первой очереди цеха хо- лрдиото. проката. В период - подготовки .. к 50-легшо ВЛКС.М зародилось движение молодежных коллек тивов за -право называться ударными отрядами пятилетки. Юноши--И девушки ' области внесли болыйой вклад в даль нейшее развитие сельского хо зяйства. Среди молодежи села . развернулось движение , за овладение техническими ’ спе циальностями, достижениями деле добилась Долгоруковская районная ■комсомольская орга низация. Во всех хозяйствах района были созданы комсо мольско-молодежные бригады во механизации животноводче- - ских ферм. В районе было создано 25 комсомольско-молодежных .ме ханизированных звеньев, кото рые активно включились в ' со ревнование за высокую к у л ь - . туру земледелия. Д л я успеха - дела были нужны . зн анм . По инианативе райкома ВЛКСМ в колхозах и совхозах были созданы филиалы СПТУ, шко лы механизаторов, районные школы звеньевых, школы агро- • технических и зоо-тёхническизс- знаний. Такая система учебы дала возмоншость всем моло дым механизаторам и живот новодам -повысить свое мастер ство, улучшить качество ра боты. Опыт долроруковцев првв.лек к себе внимание моло дежи не ТО.ЧБКО Липецкой области, но и двугих областей и республик. ЦК В./ТКСМ вме сте с обкомом партии и обко мом ВЛКСМ провели 4 — 7 июля 1970 . года бсееъюзный семинар секретарей 'райкомов комсомола по проблемам уча стия молодежи- в иаучно-тех> ническом прогрессе в сель ском хозяйстве, В 1974 году за большой вклад комсомоль-. цев и молодежи в увеличенне производства сельсклхозяйст- вениой продукции, активное участие -в комплексной меха низации жнво'хнов-одства, пло дотворную работу по воспита- 1ШЮ молодежи Долгоруковская районная комсомольская орга- шпадня была пагражтена ор деном Трудовою Красного Знамени, 7Й-е годы яркой страницей вписаны в тр\',товую биографию молодежи нашей обласгн. 1Ин- оо дня рождения В. И. Лепи на; за право быть сфотогра фированным у Памятного Краоного знаменн в г. Улья новске. Рука об руку со стар шими, товарищами, равняясь па них,:. по-удариому труди лись па всех участках комму* нистическо'го строительства ты сячи юношей и девушек обла сти. Более 500 молодых тру жеников выполнили задание X пятилетки за 3,5 года. При активном участии молодежи воэведень! коксовые батареи ,№Л% 7. 8 Липецкой Магнитки. Па важнейшем объекте Все союзной -ударной комсомоль- ет^ой стройки . — . доменной йечи ,№ 6 НЛМК, вступившей в'- езттой действующих, на 2 месяца - раньше, срока, . само отверженно ' трудились более '6 тысяч юношей и девушек, 69 комсомольско-молодежных кол лективов. . 7■ ■ ' : В 1978 году Липецкая обла стная организация была на граждена юбилейной Почетной грамотой ЦК ВЛКС.М «За заслуги 'перед комсомолом и в связи с 60-летнем Всесоюзно го Ленинского-, Коммунистиче ского .Союза Молодежи». . па мятным Красным знаменем. Почетной грам отой ' обкома КПСС «За илодотвориую ра боту по коммунистическому воспитанию молодежи, актив ное участие, в осуществлении решений XXV съезда КПСС и в -связи с 60-.четнем ВЛКСМ». В 1980 году досрочно был получен: первый -прокат йа пер вой очереди цеха холодной про катки углеродистой стал» НЛхМК. «XI пятилетке—-удар ный труд, знайия, инициативу и творчество молодых1»-^этот девиз ста.л нормой жизни для ''120' тысяч молодых липчан. 3 тысячи юношей н девушек завершили задания I полугодия 1982 года ко дню открытия XIX съезда ВЛКСМ. Сегодня 25 тысяч юношей и девушек сдают продукцию , с первого ' предъявления, около 3 тысяч работают с личным К.ЛСЙМОМ и по талонам «Ком сомольской гарантии качеет- ,Комсомольцы И молодежь области активно включились в выполнение решений майско го- (1982^ г.) Пленума ЦК КПСС, осуществление Продо вольственной программы СССР. Важное место в деятельности комсомольских организаций з а нимает работа с комсомоль- формированню, повышешш эф фективности деятельности по стоянно уделяется большое, внимание. Эта работа комите- .тов комсомола была положи тельна оценена -н а бюро ПК ВЛКСМ в октябре 1981 года, где был рассмотреи вопрос «О работе комитетов комсомо ла г. Липецка по повышению родн Йтмсомольско-молодеж- ных . коллективов- в .развитий творческой а«тивности * моло дежи». А 16 июля 1983 года в Липецке была проведена беесоюзцая конф-ереидвя «Роль КМК в развитии твор ческой, активности молодежи». •, В настоящее время в обла-, сти трудится 2292 комсомоV^ь- ско-молодежиых коллектива. 79008 комсомольцев обьедн- няла в своих рядах комсомоль ская организация области в 1954 году. Более чем вдвое увеличилась она сейчас. Но выми славными делами будут продолжать нынешние комсо мольцы историю Липецкой области.. ПИСЬМО с КОММЕНТАРИЕМ « в одном из номеров «Ле'_ нинца» попалась м-н© на глаз# статья о загадочных 'ртвере-ти.. ях в стеклах подъездов. Здесь же была помещена и :фотогра. фия. Возможно, это вовсе не действие шаровой молнии,, как, считаете вы, а следы вы стрелов из самодельной духо вой винтовки. У МЕНЯ , самого была такая винтовка, ' кото р а я ' стреляет шариками, от подшипника- Из нее я проби-' ' вал не Только обычные стекла, но даже толстое донышко бу тылки- 'из-под шампанского. • Причем. отверстия получа- :Лись точно такими, как ■; ‘'на- снимке '---- оквознымн, -.. без трещин. Что ж е .г .касается малого диаметра отверстий,' то в этом случае стреляли ма- .' ленькимн шариками, из руле вой колонки веЛоеипеда». - Н, ЗАЙЦЕВА Вот такое необычное пись мо пришло в ■. редакцию из Данкова, Сначала., мы обра- ' довались: автор письма вы двигает гипотезу, которая ЗИМНИЕ ЗАМЕТКИ О ЛЕТНИХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ --------- СТРЕЛЯЮЩИЕ «ИГРУШКИ » может пролить свет на *тай.ну, пробитых стекол (материал о загадочных отвеЬстиях , был опубликован в Хг 70 «Лепин, ца» за прошлый год). Но вот что насторожило: речь-то идет об орХ®Ий-' Пус^ы'.< самоч -дельном,1'приМитивном,-. однако способном даже! бутылочное ■донышко пробить навылет. Вое эти стреляющие поделки, которые в ходу Iу подростков, далеко не так безобидны. И ; тогда мы решили показать письмо человеку комлетейтно- му, Вадим Иванович Про нин, начальни;!; отдела уго-, ловного ро зыаЬ по дела.ч несовершеякояетних Липец кого УВД, охотно согласился его .прокомментировать: • — Н. Зайцев не указал ни своего возраста, ни рода занятий, но я почти уверен, что он школьник или .чращнйся ПТУ. ] | ш Оружие имеет для всех ре бят притягательную силу, а у 13-^16-летних к нему вообще повышенный штерес. Как мне кажется, связано это с осо;- бенноетями психологии под ростков. В этом возрасте на . чянает формироваться лич ность, характер, появляется желание самоутвердиться. , А с оружием у юношей связаны представления р мужестве, ге ройстве. ,. Сами по себе такие пред ставления не вредны. Опас ность заключается -в том, что у пекогорых ребят страсть к оружию выливается в техни ческое «творчество». И тогда появляются иа свет «в^интов- ки» вроде той, о которой рас-- сказал Н. Зайцев, всевозмож ные самопалы, поджипше пнеталеты и т. д.. Скольким пацанам такие «игрушки» искалечили судь- .бу! И ие только самим «кон. 'с 1 руктарам». .Огнестрельное оружие — это повышенкая опасность для окружающих. Поэтому закон предусматри вает строгое наказание не только за сто изготовление, цо даж е за хранение. Причем, 'совершенно не важно, эсте тично ли оформлено оружие,. , удачно лн с- конструкторской точки -зрения. Главное, что оно способно выстрелить. Житель деревни Поповка Елецкого района семпадцатп- легиий .йнатолий Рыженок не;)акошю изготовил н хранил у себя, дома вог такую же самоделку. Против него воз. буждено уголовное дело. В селе Новоселки Ваю в- ского района подроечкк, «развлекаясь», стреляли в сто рону ДК из самодельного оружия. Только по чистой случайности пи в кого ие по пали. Думали ли эти ребята, что совершают преступление, что . подвергают опасности жизнь односельчан? А эта история - произошла в Тербунском районе. Несо- вершентолетний Василий- Пешков, , скотник колхова ■«Россия», и учащиеся Больше- Пшянской средней шкоды Андрей Попов и Александр Пешков, угнав' колхозных ло- ' шадей, о-тяравллзтсъ в сосед нее .село на танцы. . Попов прихватил с собой обрез, ко- торьп! изготовил незадолго пере:: этим. Возле клуба у приятелей вышла -ссора с местными парнями. ..Попов выстрелил вверх из обреза, после чего «ковбои» ускакали. Вогт ,11 все «приключение». А обошлось оно -подросткам д о рого; нм предъявлено обвине ние сразу по 'д вум статьям Уголовного кодекса. В том чис-че и за иезако.гшое изго товление и хранение оружия. Вспомним, наконец, траги ческий сл>шай, ког.да из са- мо,д€лыюго иис'^чета был убит однок.чассщгеом липец кий школьник. - ' горько и больно за ребят, в судьбе которых стреляющие самоде11ки ; оставляют . неиэ- ' г.чадимые шрамы. Мы, взрос лые, ие всегда можем предот вратить беду. Сами ребята должны понять,! что с. оружием ■ шутки плохи, что это не забава. Не делайте сами огнестрельных «игрушек», ос тановите товарнпА, если у него появилась такая идея! А «если ..стрелковое оружие действительно ваша страсть, - записывайтесь . -в спортивные секции. В Липецке и области, десятки" прекрасных стрелко вых тиров. Там вас н ^ ч а т метко стрелять, причем не нужно будет ломать головы, изобретая уже давно суще ствующее. в » «ЛЕНИНЕЦ» • Ю н ь ж м любителям музыки в канун Нового года со стоялось очередное занятие «Клуба юных любителей му- зыкн»г действующего в. фи. лиале вечерней музыкальной школы № 1 при восьм-илегней школе Ха 16 г. Липецка. : Перед . учащимися ■школы, детьми рабочих и служащих НЛМК, прожнваюшими в но вом 16-м микрорайоне 1чз- рода, выступили ■педагоги Музыкальной школы с бесе дой.концертом на тему «О чем рассказывает, музыка». Прозвучали выдающиеся прои'зведеиия П. И. >^1айков- ского, Р. Шумана, С.. С! Прокофьева II других ко.мпо- зкторов в исполнения препода вателей И. А. Румянцевой и Н. Н. Селезневой. О. ХРУСТАЛЕВА. ИДУТ КАНИКУЛЫ ПО ЛОРОШ ВЕЛПКОИ виты Минувшим летом елецкие школьники отправились иа велосипедах по местам боев иа Орловско-Курской дуге. Об этом походе рассказывает его участница, восьмиклассни ца СШ № б г. Ельца Елена БЫКОВА. Идея похода родилась в на шей школе в канун серокале- тия одной из ' крупнейших' битв Великой , Отечественной войны —- битвы -на Орловско- Курской дуге. Почему имец- - но'велоенпёд был выбран' для , путешествия?' Мне' кажется, это самый удобный транспорт: можно обстоятельно, не то<- рояясь, осмотреть все инте ресное, что- встретится в пути. Члены школьного клуба «Й01ИСК» (они составили костяк группы) вместе с военруком школы ' В. Пишулияым разра ботали маршрут .похода. Долго . .тренировались, совер шали пробные поездки за го род. Ведь путь предстоял не близкий! . ■^7 июня участники похода (в группу было .отобрано пят надцать человек)-собрались * у •Вечного огня на площади Ре волюции. Отсюда после ко роткого напутствия- ирепода-. вателей и родителей мы и отправились в дороп'. Приключения начались -на первом же .километре: у одно го из нас сломался велоси пед. Поломки случались не редко, по мы научились быст ро производить ремонт и много времени не теряли. Тех нические детали путешествия перестали нас волновать, ото двинулись на второй п.чан, ког да мы ступили па землю, овеян ную легендами. Сколько лет прошло, а земля все еще помнит о тех боях: на обочи нах курских, орловских до рог мы часто находили , ос колки мин, снарядов, авиаци онных бомб, ящики из-поД боеприпасов, полуистлевшие останки амуниции. В Курске знакомились с прЬшлым и настоящим горо да, побыв а /и в музее Курской битвы. В селе Свобода жо 1 Х- тили мемориал Центрально-го ■ командного пункта Рокоссов ского, блиндаж командуюЩе- За каждым -новым километ ром новые встречи и .зна комства. В районе стадии - Пбиыри проходило крупнейшее танковое сражение. В день нашего -приезда состоялась встреча солдат и офицеров, воевавших в этих местах. В По'Ныри съехалось . более пя- 'тисот ветеранов. Какие удивительные судьбы у этих людей! Скажем. Иван Михайлович. Лядов, с кото рым мы познакомились, слу жил шофером, в Красной Ар мии еще в годы гражданской войны. Во время Великой Отечественной был личным шофером Маршал'а Совет ского Союза Казакова, бывал в самых горячих точках фрои- Нико,зай Захарович Куты-- рев — кавалер многих боевых наград. Во время штурма рейхстага вражеская пуля попала в орден Красной Звез- Д1^1, привинченный к его тим- настерке. Орден спас ' жизнь ■солдату. . -гвлагополучно добрались* до Орла. Здесь наша .группа про была: два дня. Мы осмотрели достопримечательности города. Сотни километров остались за спиной. Проделать . такой путь,, пусть даже на веяооипе- дах, что. ИИ говорите, ■утоми тельно. Мы решили, что для первого раза достаточно.' , и, отправив велосипеды домой, в Елец,"'сами продолжили нуте- - шествие на поезде. Велопоход, посвященный 40- детию. Курской битвы и 60- летию пионерской организации г. ■Ельца;- удался: Никогда не . забыть нам .дорог, по которы.м * мы проехали,- счастливых ве черов перед ночлегом, вкуса. . походного супа. Богатый материал, который мы собрали во времд, своего путешествия, пополнил , экспо зицию школьного Музея бое вой славы. В дни зимних каникул мы планирз'ем съездить в Ленин град — город революционной и. трудовой славы. А летом ■— в новый велопоход. Мы собираемся п а х а т ь на. встре чу ветеранов 220-й Оршанской стрелковой дивизии,.которая в июне 1941' года формирова лась в 'Е л ьц е , дошла с боями до Берлина. Встретятся вете раны в Минске. Е1о мы не сомневаемся, что доедем. Ведь, опыт велопоходов теперь у нас Циркачи, ковбои, петруш ки, цыгане,, предводительст вуемые одноглазый пиратом, *( 4 января «взяли на абордаж» ^ Липецкий городской дом пи. \ онеров. Но, как ни странно, | здесь обрадовались наше- ^ стиию сказочных и прочих - героев: чем больше необыч. ных костюмов, тем веселее будет на празднике! А празд ник этот назывался «Русская нового,-щяя ярмарка», и при. шли на него Л1шецкне школьники. Смеха, шуток, веселой кутерьмы, как”и водится на ярмарке, было вволю. Выли и бублики, и чай из распис ного самовара. И, конечно же. ие обошлось без Деда Мороза. Им на время согла. силен стать десятиклассник школы № 21 Валера Кретов. Фото Е. Самохвалова, СИТУАЦИЯ «Уважаемая редакинч! Решила/ написать , вам: то, что произошло со Мной к мо ими подругами,: кагжггся нам., очень несправедливым. - Три го;1,а 'н аз ад в нашей школе начала работать баокет- болыия секция, Я в пес запи салась «за компанию»: подруга моя увлекалась баскетболом; Первые занятия, .признаться, мне не понравил'ись. Но вот пфйед М'еся11!%я стала ловить .с еб я на мысли, ’что с нетерпе нием жду следующей трени ровки. Постепенно баскетбол ' прочно вошел в мою жизнь. Появилось желание овладеть этим видом спорта. . «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ?» Со временем-рамки школьной секции, стали для меня- тес ны. Нет, дело не в том, что я достигла каких-то выдающих ся успехов. Просто наш тренер (секцией руководит физрук школы А. А.нииферова) дала нам все, что могла дать. Мы благодарны этой женшиме, именно она привила на.м лю бовь к спорту. Но нужен был человек, который смог бы вести нас дальше, научил ма стерски владеть мячом. В поисках такого человека я и моя подруга отправились во дворец спорта «Звездный», ко торый,, расположен. в районе нашей школы. Нам повезло: тренер по баскетболу (не бу д у называть его фамилию) взял вас в свою секцию. Как мы радовались! Сбылась наша мечта. Сколько раз смотрели мы в огромные окна Дворца спорта. За которыми занима лись баскетболистки, и завидо- Первая тренировка .прошл'а очень интересно. Встретили нас, как мне показалось, до вольно дружелюбно. . А . на второй, как раз и произошло то, что заставило меня взять ся за перо. В команде мы были самые младшие. Кро.ме меня и моей по-други, здесь занималась еще одна наша сверстница, а ос тальным было по двадцать лет и больше. Тренировка шла своим чере дом., Мы втроем отрабатыва ли бросок по кольцу. Вдруг тренер подозвал ,нас к себе. Возле него собрались все бас кетболистки, Они стали кри- ■ чать на нас и требовать, чтобы мы больше не приходили на тренировки, потому что мы еще «маленькие» и мешаем им за- нн.мдться... Мы слышали обид ные, резкие слова от тех, кого еще минуту назад -боготворили. С молчаливого согласия тре нера мы были изгнаны из за ла. В раздевалке кто-то над нами смеялся... Мы вышли ■на улицу, боясь поднять головы, в совершен ной, растерянности. Почему, ну почему с на.ми так поступили?! Ни я, ни мои подруги ничего не сказали родителям о слу чившемся. Они, наверное, ду мают, что мы по-прежнему хоДим -на тренировки в «Звездный». А. мы или сидим у моего подъезда, или идем на тренЬровку в школу, где все уже давно наскучило. По-прежнему с завистью глядим- мы в освещенные окна «Звездного», - за которыми мелькают силуэты баскетболи сток «нашей» команды и «на шего» тренера. Что. нам теперь делать, мы- не знаем... От себя и своих подруг Л. ФИЛИМОНОВА. СШ № 52». ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР С ПОЛКИ АРХИВАРИУСА - Мы выбираем, нас выбирают Разговор о дружбе, начатый в прошлом выпуске «Бриган тины», вызвал интерес у на ших читателей. «Почему класс разбит на группы? Можно ли выбирать друга?» —■спрашива ла в своем письме десятикласс ница О. 3. Вот что думают об . этом ее сверстники, учащиеся . пятьдесят первой школы г. Ли- Выбирать себе друга непо-.. рядочно. Выбирать, это значит — искать какую-то выгоду. Не -понимаю, как м6жк> дружить с ' человеком, который тебе неприятен, противен,' Дружить только из-за того, что, он мо-, жет что-то устроить, достать дефицит! Это не дружба, йто что-то- другое. Друзей модчю выбирать, еелн-не прес.чедуе1пь при этом корысшые пели. По лучше, если друг сам «найдется», не чаянно что-ли, Встретились и раз.— подружились. - , Я учусь уже в седьмом клас се. Родители постоянно мне указывают: с этим дружи, с этим — запрещаем. Неужели они .лучше .меня знают, с кем мне дружить? О. 3. не права, считая, что выбирать друзей с выгодой ребята учатся в школе. Такие «уроки» преподаются в семье. Вот к чьей-то маме приходит знакомая, приносит, к примеру,- колбасу сервилат; Взамен по лучает коробки конфет, каких нет в магазине. Когда тетя уходит, мама говорит благо дарно вслед: ^..«Это настоящий человек!» Ребенок все эго впитывает, и в будущем станет уже осознанно тянуться к «настоящим» людям. Не то.)1ько .взрос.иые стара ются завести дружбу с выго дой, яизнаю и среди ребят та ких. Но какая же это-дружба?! Друг бескорыстен, ом пойдет за тебя в огонь н в воду, ни когда. не оставит тебя в беде; Друзья имеют 'общие интере сы; дополняют друг друга. Только такая дружба может быть пастоящей. Если бы- все выбирали дру зей ради выгоды, жить на всмле было бы страшно. Д а, СХ 3 . права. Д аж е в самом дружном классе не мо жет быть идеальных отно шений. Взять, к примеру,- наш класс. Его ■считают в шкоде самым дружным. Все ребята у нас активные. Явного разделения на группы в классе пет. Но вот кончаются заня тия, и мы перестаем- быть «друнуилм» классом. Чувст вуется, что-многие безразлич ны к своим товарищам. Другом монмо *назвать че ловека, который не боится ска зать тебе правду, какой бы неприятной она ни была, ■ Откуда берутся карьеркети, -«умеющие жить» —. «из т и и х » или «активных» одижлассни -- ко1^ Думаю, из. тех* к из дру- ГйхЬ'-Только б'ЛЧГщяе; «тихие» ■ де-Ьают карьеру медленно, не заметно и... верно. А , «актив н ы е » '^ стремйгелыю. Кстати, они и 'п а д аю т^ ч а и ш с высот, на которые, поднимаются. ва. ОТ РЕДАКЦИИ: Действительно, друг нужен каждому че ловеку. Дружить — это так непросто! И мысли, суждения о дружбе, как вы видите, порой довольно прбтиворечивы. Наличие в классе групп группок,. на -мой взгляд, так уж, плохо, В каждой труп пе собираются люди с . одина ковыми: характерами, вкусумн, наклонностями — те, ком* -интересно друг с другом. * * * • Друг нужен не для - . тог», чтобы доставать .джинсы или модные диски. Друг — это человек, который поможет те бе в трудную минут^: словом, -делом. Быть может, это пропи сные истины, но их полезно время от времени повторять. В обсуждении участвовали: A. Ролдугина, Л. Лебедева, B. Чуркин, Г. Шульгина, Л. Шилина, Е. Бурлий. Д. Бо былева, В. Шалавин. Л. Рыж кова. А. Хрипков, Л. Стрель никова, Ю. Дорина, И. Фатсе- Ш К О Л Ы в « К А Р А 2 Г Л К А Ж » Мы надеемся, что в следую щем выпуске «Бригантины» эта рубрика изменится и будет нюшваться «На полку архива риуса». «Бригантина» рассчи тывает на ваши письма, доро гие читатели, в которых вы расскажете о том, какими были школы в ваших селах, городах в- далеком прошлом. Нашу новую рубрику откры вает сотрудник об.пастмого управления архива В. Д. ЛА НИКИН. 'Документы, иа осно вании которых он подготовил свой рассказ, датированы 1804 годом. Речь идет об Усманском Школы в уезде размещались где попало: в земских и общег ственных зданиях, в частных и го'родских домах и даже . в церковных . «караулках». Веа- .де царила, теснота,, ветхость и холод. Жуткую картину пред ставляла* собой, например, шко ла в селе, Мордово. Она зани мала второй эт аж полуразва ленного. церковного дома, . а внизу, жил бондарь, который здесь же мастерил кадушки,- Стук от насадки обручей наполнял все- здание, посто янно дребезжали-стекла и учи телю -приходилось кричать, чтобы его слышали ученики. ■Чуевская школа тоже распо лагалась в церковном доме. Можно представить, сколько лет было дому, если стены по; крылись мхом и совершенно не держали тепла, пол про валивался, крыша походила «а решето. Но эти школы , были пе са мыми худшими, те, которые располагались в церковных «караулках», создавали вне- , чатление более - удручающее.' В селах Телелюй, Хворостян- ка, Никольское школы не ре монтировались, по нескольку, десятков лет. Местные цер ковные ведомства отказывались приводить § порядок эгя зда ния, так как в них обоснова лись земские школы, а земства, не считая себя хозяевами «ка раулок». ответственность, за их состояние пытались свалить на церковь. 1Эт столь долгих и постоянных препирательств страдали ученики. Скупость церковников и чиновников при-, водила к тому, что многие шко лы закрывались, как это, на пример, случилось, в селе Отс- кочном. Во . время'учебных з а нятий ,.-рухнула прогнившая крыша. По счастливой случай ности все остались живы. Мы, привыкшие видеть в классах у.добную мебель, с тру дом можем представить в них длинные многоместные столы с приставными скамейками без спинок. Топились здания, как прав.и- ло. годландскимн печами. От их неправильного расположе ния, а чаще всего еще и от . недостатка дров в помещениях было сыро и холодно. Провет ривались они через дверыШи трубу, а то н ие проветрива лись вовсе. Нашим читателям покажется невероятным, если я скажу, что полы мылись пе более трех раз в год. Ь’богосгь школ ИИ .для кого не была секретом. Усмапекпй уездный инспектор народных училищ (фамилия его оста лась неизвестной) писал в июле 1903 года: «Ужасающее положение земских школ не- пвеменно требует изменения». Решило ли земство шкскяьные проблемы? Нет, это стало воз можным только после 1917
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz