Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

2 • €ЛЕНИНЕЦ> = 7 января 1984 г. * Исполнилдсь 30 лет со дня образования Липецкой области Н А Ш Е Й ИСТОРИИ СТРОКИ ... устранить неисправность вы­ звались комсомольцы И, Голев, В. Тишин, М. 1;^узнецов и дру­ гие, Три с м ^ А подряд при снежком ' буране и двадцати­ градусном морозе не выпуска­ ли они из рук отбойные мо­ лотки, пока стройка вновь не пл;1учила ток. В ходе борьбы за досрочное выполнение семилетки иа пред­ приятиях и стройках родились такие начинания, как соревно­ вание «За комсомольский час», . инициатором которого были молодые строители бригады, • возглавляемой А. Демидовым. Члены этой,, бригады .реш или выполнять дневную норму на час раньше. Их примеру пос­ ледовали 352 комсомольско- молодежные бригады . строи­ телей и монтажников НЛМК. «Комсомольский час» позволил сэкономить ^ л е е 18 тысяч : человеко-дней. Это помогло досрочно завершить строитель­ ство первой очереди цеха хо- лрдиото. проката. В период - подготовки .. к 50-легшо ВЛКС.М зародилось движение молодежных коллек­ тивов за -право называться ударными отрядами пятилетки. Юноши--И девушки ' области внесли болыйой вклад в даль­ нейшее развитие сельского хо­ зяйства. Среди молодежи села . развернулось движение , за овладение техническими ’ спе­ циальностями, достижениями деле добилась Долгоруковская районная ■комсомольская орга­ низация. Во всех хозяйствах района были созданы комсо­ мольско-молодежные бригады во механизации животноводче- - ских ферм. В районе было создано 25 комсомольско-молодежных .ме­ ханизированных звеньев, кото­ рые активно включились в ' со­ ревнование за высокую к у л ь - . туру земледелия. Д л я успеха - дела были нужны . зн анм . По инианативе райкома ВЛКСМ в колхозах и совхозах были созданы филиалы СПТУ, шко­ лы механизаторов, районные школы звеньевых, школы агро- • технических и зоо-тёхническизс- знаний. Такая система учебы дала возмоншость всем моло­ дым механизаторам и живот­ новодам -повысить свое мастер­ ство, улучшить качество ра ­ боты. Опыт долроруковцев првв.лек к себе внимание моло­ дежи не ТО.ЧБКО Липецкой области, но и двугих областей и республик. ЦК В./ТКСМ вме­ сте с обкомом партии и обко­ мом ВЛКСМ провели 4 — 7 июля 1970 . года бсееъюзный семинар секретарей 'райкомов комсомола по проблемам уча­ стия молодежи- в иаучно-тех> ническом прогрессе в сель­ ском хозяйстве, В 1974 году за большой вклад комсомоль-. цев и молодежи в увеличенне производства сельсклхозяйст- вениой продукции, активное участие -в комплексной меха­ низации жнво'хнов-одства, пло­ дотворную работу по воспита- 1ШЮ молодежи Долгоруковская районная комсомольская орга- шпадня была пагражтена ор­ деном Трудовою Красного Знамени, 7Й-е годы яркой страницей вписаны в тр\',товую биографию молодежи нашей обласгн. 1Ин- оо дня рождения В. И. Лепи­ на; за право быть сфотогра­ фированным у Памятного Краоного знаменн в г. Улья­ новске. Рука об руку со стар­ шими, товарищами, равняясь па них,:. по-удариому труди­ лись па всех участках комму* нистическо'го строительства ты­ сячи юношей и девушек обла­ сти. Более 500 молодых тру­ жеников выполнили задание X пятилетки за 3,5 года. При активном участии молодежи воэведень! коксовые батареи ,№Л% 7. 8 Липецкой Магнитки. Па важнейшем объекте Все­ союзной -ударной комсомоль- ет^ой стройки . — . доменной йечи ,№ 6 НЛМК, вступившей в'- езттой действующих, на 2 месяца - раньше, срока, . само­ отверженно ' трудились более '6 тысяч юношей и девушек, 69 комсомольско-молодежных кол­ лективов. . 7■ ■ ' : В 1978 году Липецкая обла­ стная организация была на­ граждена юбилейной Почетной грамотой ЦК ВЛКС.М «За заслуги 'перед комсомолом и в связи с 60-летнем Всесоюзно­ го Ленинского-, Коммунистиче­ ского .Союза Молодежи». . па­ мятным Красным знаменем. Почетной грам отой ' обкома КПСС «За илодотвориую ра­ боту по коммунистическому воспитанию молодежи, актив­ ное участие, в осуществлении решений XXV съезда КПСС и в -связи с 60-.четнем ВЛКСМ». В 1980 году досрочно был получен: первый -прокат йа пер­ вой очереди цеха холодной про­ катки углеродистой стал» НЛхМК. «XI пятилетке—-удар­ ный труд, знайия, инициативу и творчество молодых1»-^этот девиз ста.л нормой жизни для ''120' тысяч молодых липчан. 3 тысячи юношей н девушек завершили задания I полугодия 1982 года ко дню открытия XIX съезда ВЛКСМ. Сегодня 25 тысяч юношей и девушек сдают продукцию , с первого ' предъявления, около 3 тысяч работают с личным К.ЛСЙМОМ и по талонам «Ком­ сомольской гарантии качеет- ,Комсомольцы И молодежь области активно включились в выполнение решений майско­ го- (1982^ г.) Пленума ЦК КПСС, осуществление Продо­ вольственной программы СССР. Важное место в деятельности комсомольских организаций з а ­ нимает работа с комсомоль- формированню, повышешш эф­ фективности деятельности по­ стоянно уделяется большое, внимание. Эта работа комите- .тов комсомола была положи­ тельна оценена -н а бюро ПК ВЛКСМ в октябре 1981 года, где был рассмотреи вопрос «О работе комитетов комсомо­ ла г. Липецка по повышению родн Йтмсомольско-молодеж- ных . коллективов- в .развитий творческой а«тивности * моло­ дежи». А 16 июля 1983 года в Липецке была проведена беесоюзцая конф-ереидвя «Роль КМК в развитии твор­ ческой, активности молодежи». •, В настоящее время в обла-, сти трудится 2292 комсомоV^ь- ско-молодежиых коллектива. 79008 комсомольцев обьедн- няла в своих рядах комсомоль­ ская организация области в 1954 году. Более чем вдвое увеличилась она сейчас. Но­ выми славными делами будут продолжать нынешние комсо­ мольцы историю Липецкой области.. ПИСЬМО с КОММЕНТАРИЕМ « в одном из номеров «Ле'_ нинца» попалась м-н© на глаз# статья о загадочных 'ртвере-ти.. ях в стеклах подъездов. Здесь же была помещена и :фотогра. фия. Возможно, это вовсе не действие шаровой молнии,, как, считаете вы, а следы вы­ стрелов из самодельной духо­ вой винтовки. У МЕНЯ , самого была такая винтовка, ' кото­ р а я ' стреляет шариками, от подшипника- Из нее я проби-' ' вал не Только обычные стекла, но даже толстое донышко бу­ тылки- 'из-под шампанского. • Причем. отверстия получа- :Лись точно такими, как ■; ‘'на- снимке '---- оквознымн, -.. без трещин. Что ж е .г .касается малого диаметра отверстий,' то в этом случае стреляли ма- .' ленькимн шариками, из руле­ вой колонки веЛоеипеда». - Н, ЗАЙЦЕВА Вот такое необычное пись­ мо пришло в ■. редакцию из Данкова, Сначала., мы обра- ' довались: автор письма вы­ двигает гипотезу, которая ЗИМНИЕ ЗАМЕТКИ О ЛЕТНИХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ --------- СТРЕЛЯЮЩИЕ «ИГРУШКИ » может пролить свет на *тай.ну, пробитых стекол (материал о загадочных отвеЬстиях , был опубликован в Хг 70 «Лепин, ца» за прошлый год). Но вот что насторожило: речь-то идет об орХ®Ий-' Пус^ы'.< самоч -дельном,1'приМитивном,-. однако способном даже! бутылочное ■донышко пробить навылет. Вое эти стреляющие поделки, которые в ходу Iу подростков, далеко не так безобидны. И ; тогда мы решили показать письмо человеку комлетейтно- му, Вадим Иванович Про­ нин, начальни;!; отдела уго-, ловного ро зыаЬ по дела.ч несовершеякояетних Липец­ кого УВД, охотно согласился его .прокомментировать: • — Н. Зайцев не указал ни своего возраста, ни рода занятий, но я почти уверен, что он школьник или .чращнйся ПТУ. ] | ш Оружие имеет для всех ре­ бят притягательную силу, а у 13-^16-летних к нему вообще повышенный штерес. Как мне кажется, связано это с осо;- бенноетями психологии под­ ростков. В этом возрасте на . чянает формироваться лич­ ность, характер, появляется желание самоутвердиться. , А с оружием у юношей связаны представления р мужестве, ге­ ройстве. ,. Сами по себе такие пред­ ставления не вредны. Опас­ ность заключается -в том, что у пекогорых ребят страсть к оружию выливается в техни­ ческое «творчество». И тогда появляются иа свет «в^интов- ки» вроде той, о которой рас-- сказал Н. Зайцев, всевозмож­ ные самопалы, поджипше пнеталеты и т. д.. Скольким пацанам такие «игрушки» искалечили судь- .бу! И ие только самим «кон. 'с 1 руктарам». .Огнестрельное оружие — это повышенкая опасность для окружающих. Поэтому закон предусматри­ вает строгое наказание не только за сто изготовление, цо даж е за хранение. Причем, 'совершенно не важно, эсте­ тично ли оформлено оружие,. , удачно лн с- конструкторской точки -зрения. Главное, что оно способно выстрелить. Житель деревни Поповка Елецкого района семпадцатп- легиий .йнатолий Рыженок не;)акошю изготовил н хранил у себя, дома вог такую же самоделку. Против него воз. буждено уголовное дело. В селе Новоселки Ваю в- ского района подроечкк, «развлекаясь», стреляли в сто­ рону ДК из самодельного оружия. Только по чистой случайности пи в кого ие по­ пали. Думали ли эти ребята, что совершают преступление, что . подвергают опасности жизнь односельчан? А эта история - произошла в Тербунском районе. Несо- вершентолетний Василий- Пешков, , скотник колхова ■«Россия», и учащиеся Больше- Пшянской средней шкоды Андрей Попов и Александр Пешков, угнав' колхозных ло- ' шадей, о-тяравллзтсъ в сосед­ нее .село на танцы. . Попов прихватил с собой обрез, ко- торьп! изготовил незадолго пере:: этим. Возле клуба у приятелей вышла -ссора с местными парнями. ..Попов выстрелил вверх из обреза, после чего «ковбои» ускакали. Вогт ,11 все «приключение». А обошлось оно -подросткам д о ­ рого; нм предъявлено обвине­ ние сразу по 'д вум статьям Уголовного кодекса. В том чис-че и за иезако.гшое изго­ товление и хранение оружия. Вспомним, наконец, траги­ ческий сл>шай, ког.да из са- мо,д€лыюго иис'^чета был убит однок.чассщгеом липец­ кий школьник. - ' горько и больно за ребят, в судьбе которых стреляющие самоде11ки ; оставляют . неиэ- ' г.чадимые шрамы. Мы, взрос­ лые, ие всегда можем предот­ вратить беду. Сами ребята должны понять,! что с. оружием ■ шутки плохи, что это не забава. Не делайте сами огнестрельных «игрушек», ос­ тановите товарнпА, если у него появилась такая идея! А «если ..стрелковое оружие действительно ваша страсть, - записывайтесь . -в спортивные секции. В Липецке и области, десятки" прекрасных стрелко­ вых тиров. Там вас н ^ ч а т метко стрелять, причем не нужно будет ломать головы, изобретая уже давно суще­ ствующее. в » «ЛЕНИНЕЦ» • Ю н ь ж м любителям музыки в канун Нового года со ­ стоялось очередное занятие «Клуба юных любителей му- зыкн»г действующего в. фи. лиале вечерней музыкальной школы № 1 при восьм-илегней школе Ха 16 г. Липецка. : Перед . учащимися ■школы, детьми рабочих и служащих НЛМК, прожнваюшими в но­ вом 16-м микрорайоне 1чз- рода, выступили ■педагоги Музыкальной школы с бесе­ дой.концертом на тему «О чем рассказывает, музыка». Прозвучали выдающиеся прои'зведеиия П. И. >^1айков- ского, Р. Шумана, С.. С! Прокофьева II других ко.мпо- зкторов в исполнения препода­ вателей И. А. Румянцевой и Н. Н. Селезневой. О. ХРУСТАЛЕВА. ИДУТ КАНИКУЛЫ ПО ЛОРОШ ВЕЛПКОИ виты Минувшим летом елецкие школьники отправились иа велосипедах по местам боев иа Орловско-Курской дуге. Об этом походе рассказывает его участница, восьмиклассни­ ца СШ № б г. Ельца Елена БЫКОВА. Идея похода родилась в на­ шей школе в канун серокале- тия одной из ' крупнейших' битв Великой , Отечественной войны —- битвы -на Орловско- Курской дуге. Почему имец- - но'велоенпёд был выбран' для , путешествия?' Мне' кажется, это самый удобный транспорт: можно обстоятельно, не то<- рояясь, осмотреть все инте­ ресное, что- встретится в пути. Члены школьного клуба «Й01ИСК» (они составили костяк группы) вместе с военруком школы ' В. Пишулияым разра­ ботали маршрут .похода. Долго . .тренировались, совер­ шали пробные поездки за го­ род. Ведь путь предстоял не­ близкий! . ■^7 июня участники похода (в группу было .отобрано пят­ надцать человек)-собрались * у •Вечного огня на площади Ре­ волюции. Отсюда после ко­ роткого напутствия- ирепода-. вателей и родителей мы и отправились в дороп'. Приключения начались -на первом же .километре: у одно­ го из нас сломался велоси­ пед. Поломки случались не­ редко, по мы научились быст­ ро производить ремонт и много времени не теряли. Тех­ нические детали путешествия перестали нас волновать, ото­ двинулись на второй п.чан, ког­ да мы ступили па землю, овеян­ ную легендами. Сколько лет прошло, а земля все еще помнит о тех боях: на обочи­ нах курских, орловских до­ рог мы часто находили , ос­ колки мин, снарядов, авиаци­ онных бомб, ящики из-поД боеприпасов, полуистлевшие останки амуниции. В Курске знакомились с прЬшлым и настоящим горо­ да, побыв а /и в музее Курской битвы. В селе Свобода жо 1 Х- тили мемориал Центрально-го ■ командного пункта Рокоссов­ ского, блиндаж командуюЩе- За каждым -новым километ­ ром новые встречи и .зна­ комства. В районе стадии - Пбиыри проходило крупнейшее танковое сражение. В день нашего -приезда состоялась встреча солдат и офицеров, воевавших в этих местах. В По'Ныри съехалось . более пя- 'тисот ветеранов. Какие удивительные судьбы у этих людей! Скажем. Иван Михайлович. Лядов, с кото­ рым мы познакомились, слу­ жил шофером, в Красной Ар­ мии еще в годы гражданской войны. Во время Великой Отечественной был личным шофером Маршал'а Совет­ ского Союза Казакова, бывал в самых горячих точках фрои- Нико,зай Захарович Куты-- рев — кавалер многих боевых наград. Во время штурма рейхстага вражеская пуля попала в орден Красной Звез- Д1^1, привинченный к его тим- настерке. Орден спас ' жизнь ■солдату. . -гвлагополучно добрались* до Орла. Здесь наша .группа про­ была: два дня. Мы осмотрели достопримечательности города. Сотни километров остались за спиной. Проделать . такой путь,, пусть даже на веяооипе- дах, что. ИИ говорите, ■утоми­ тельно. Мы решили, что для первого раза достаточно.' , и, отправив велосипеды домой, в Елец,"'сами продолжили нуте- - шествие на поезде. Велопоход, посвященный 40- детию. Курской битвы и 60- летию пионерской организации г. ■Ельца;- удался: Никогда не . забыть нам .дорог, по которы.м * мы проехали,- счастливых ве­ черов перед ночлегом, вкуса. . походного супа. Богатый материал, который мы собрали во времд, своего путешествия, пополнил , экспо­ зицию школьного Музея бое­ вой славы. В дни зимних каникул мы планирз'ем съездить в Ленин­ град — город революционной и. трудовой славы. А летом ■— в новый велопоход. Мы собираемся п а х а т ь на. встре­ чу ветеранов 220-й Оршанской стрелковой дивизии,.которая в июне 1941' года формирова­ лась в 'Е л ьц е , дошла с боями до Берлина. Встретятся вете­ раны в Минске. Е1о мы не сомневаемся, что доедем. Ведь, опыт велопоходов теперь у нас Циркачи, ковбои, петруш­ ки, цыгане,, предводительст­ вуемые одноглазый пиратом, *( 4 января «взяли на абордаж» ^ Липецкий городской дом пи. \ онеров. Но, как ни странно, | здесь обрадовались наше- ^ стиию сказочных и прочих - героев: чем больше необыч. ных костюмов, тем веселее будет на празднике! А празд­ ник этот назывался «Русская нового,-щяя ярмарка», и при. шли на него Л1шецкне школьники. Смеха, шуток, веселой кутерьмы, как”и водится на ярмарке, было вволю. Выли и бублики, и чай из распис­ ного самовара. И, конечно же. ие обошлось без Деда Мороза. Им на время согла. силен стать десятиклассник школы № 21 Валера Кретов. Фото Е. Самохвалова, СИТУАЦИЯ «Уважаемая редакинч! Решила/ написать , вам: то, что произошло со Мной к мо­ ими подругами,: кагжггся нам., очень несправедливым. - Три го;1,а 'н аз ад в нашей школе начала работать баокет- болыия секция, Я в пес запи­ салась «за компанию»: подруга моя увлекалась баскетболом; Первые занятия, .признаться, мне не понравил'ись. Но вот пфйед М'еся11!%я стала ловить .с еб я на мысли, ’что с нетерпе­ нием жду следующей трени­ ровки. Постепенно баскетбол ' прочно вошел в мою жизнь. Появилось желание овладеть этим видом спорта. . «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ?» Со временем-рамки школьной секции, стали для меня- тес­ ны. Нет, дело не в том, что я достигла каких-то выдающих­ ся успехов. Просто наш тренер (секцией руководит физрук школы А. А.нииферова) дала нам все, что могла дать. Мы благодарны этой женшиме, именно она привила на.м лю­ бовь к спорту. Но нужен был человек, который смог бы вести нас дальше, научил ма­ стерски владеть мячом. В поисках такого человека я и моя подруга отправились во дворец спорта «Звездный», ко­ торый,, расположен. в районе нашей школы. Нам повезло: тренер по баскетболу (не бу­ д у называть его фамилию) взял вас в свою секцию. Как мы радовались! Сбылась наша мечта. Сколько раз смотрели мы в огромные окна Дворца спорта. За которыми занима­ лись баскетболистки, и завидо- Первая тренировка .прошл'а очень интересно. Встретили нас, как мне показалось, до­ вольно дружелюбно. . А . на второй, как раз и произошло то, что заставило меня взять­ ся за перо. В команде мы были самые младшие. Кро.ме меня и моей по-други, здесь занималась еще одна наша сверстница, а ос­ тальным было по двадцать лет и больше. Тренировка шла своим чере­ дом., Мы втроем отрабатыва­ ли бросок по кольцу. Вдруг тренер подозвал ,нас к себе. Возле него собрались все бас­ кетболистки, Они стали кри- ■ чать на нас и требовать, чтобы мы больше не приходили на тренировки, потому что мы еще «маленькие» и мешаем им за- нн.мдться... Мы слышали обид­ ные, резкие слова от тех, кого еще минуту назад -боготворили. С молчаливого согласия тре­ нера мы были изгнаны из за ­ ла. В раздевалке кто-то над нами смеялся... Мы вышли ■на улицу, боясь поднять головы, в совершен­ ной, растерянности. Почему, ну почему с на.ми так поступили?! Ни я, ни мои подруги ничего не сказали родителям о слу­ чившемся. Они, наверное, ду­ мают, что мы по-прежнему хоДим -на тренировки в «Звездный». А. мы или сидим у моего подъезда, или идем на тренЬровку в школу, где все уже давно наскучило. По-прежнему с завистью глядим- мы в освещенные окна «Звездного», - за которыми мелькают силуэты баскетболи­ сток «нашей» команды и «на­ шего» тренера. Что. нам теперь делать, мы- не знаем... От себя и своих подруг Л. ФИЛИМОНОВА. СШ № 52». ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР С ПОЛКИ АРХИВАРИУСА - Мы выбираем, нас выбирают Разговор о дружбе, начатый в прошлом выпуске «Бриган­ тины», вызвал интерес у на­ ших читателей. «Почему класс разбит на группы? Можно ли выбирать друга?» —■спрашива­ ла в своем письме десятикласс­ ница О. 3. Вот что думают об . этом ее сверстники, учащиеся . пятьдесят первой школы г. Ли- Выбирать себе друга непо-.. рядочно. Выбирать, это значит — искать какую-то выгоду. Не -понимаю, как м6жк> дружить с ' человеком, который тебе неприятен, противен,' Дружить только из-за того, что, он мо-, жет что-то устроить, достать дефицит! Это не дружба, йто что-то- другое. Друзей модчю выбирать, еелн-не прес.чедуе1пь при этом корысшые пели. По лучше, если друг сам «найдется», не­ чаянно что-ли, Встретились и раз.— подружились. - , Я учусь уже в седьмом клас­ се. Родители постоянно мне указывают: с этим дружи, с этим — запрещаем. Неужели они .лучше .меня знают, с кем мне дружить? О. 3. не права, считая, что выбирать друзей с выгодой ребята учатся в школе. Такие «уроки» преподаются в семье. Вот к чьей-то маме приходит знакомая, приносит, к примеру,- колбасу сервилат; Взамен по­ лучает коробки конфет, каких нет в магазине. Когда тетя уходит, мама говорит благо­ дарно вслед: ^..«Это настоящий человек!» Ребенок все эго впитывает, и в будущем станет уже осознанно тянуться к «настоящим» людям. Не то.)1ько .взрос.иые стара­ ются завести дружбу с выго­ дой, яизнаю и среди ребят та ­ ких. Но какая же это-дружба?! Друг бескорыстен, ом пойдет за тебя в огонь н в воду, ни­ когда. не оставит тебя в беде; Друзья имеют 'общие интере­ сы; дополняют друг друга. Только такая дружба может быть пастоящей. Если бы- все выбирали дру­ зей ради выгоды, жить на всмле было бы страшно. Д а, СХ 3 . права. Д аж е в самом дружном классе не мо­ жет быть идеальных отно­ шений. Взять, к примеру,- наш класс. Его ■считают в шкоде самым дружным. Все ребята у нас активные. Явного разделения на группы в классе пет. Но вот кончаются заня­ тия, и мы перестаем- быть «друнуилм» классом. Чувст­ вуется, что-многие безразлич­ ны к своим товарищам. Другом монмо *назвать че­ ловека, который не боится ска­ зать тебе правду, какой бы неприятной она ни была, ■ Откуда берутся карьеркети, -«умеющие жить» —. «из т и и х » или «активных» одижлассни -- ко1^ Думаю, из. тех* к из дру- ГйхЬ'-Только б'ЛЧГщяе; «тихие» ■ де-Ьают карьеру медленно, не­ заметно и... верно. А , «актив­ н ы е » '^ стремйгелыю. Кстати, они и 'п а д аю т^ ч а и ш с высот, на которые, поднимаются. ва. ОТ РЕДАКЦИИ: Действительно, друг нужен каждому че­ ловеку. Дружить — это так непросто! И мысли, суждения о дружбе, как вы видите, порой довольно прбтиворечивы. Наличие в классе групп группок,. на -мой взгляд, так уж, плохо, В каждой труп пе собираются люди с . одина­ ковыми: характерами, вкусумн, наклонностями — те, ком* -интересно друг с другом. * * * • Друг нужен не для - . тог», чтобы доставать .джинсы или модные диски. Друг — это человек, который поможет те­ бе в трудную минут^: словом, -делом. Быть может, это пропи­ сные истины, но их полезно время от времени повторять. В обсуждении участвовали: A. Ролдугина, Л. Лебедева, B. Чуркин, Г. Шульгина, Л. Шилина, Е. Бурлий. Д. Бо­ былева, В. Шалавин. Л. Рыж­ кова. А. Хрипков, Л. Стрель­ никова, Ю. Дорина, И. Фатсе- Ш К О Л Ы в « К А Р А 2 Г Л К А Ж » Мы надеемся, что в следую­ щем выпуске «Бригантины» эта рубрика изменится и будет нюшваться «На полку архива­ риуса». «Бригантина» рассчи­ тывает на ваши письма, доро­ гие читатели, в которых вы расскажете о том, какими были школы в ваших селах, городах в- далеком прошлом. Нашу новую рубрику откры­ вает сотрудник об.пастмого управления архива В. Д. ЛА­ НИКИН. 'Документы, иа осно­ вании которых он подготовил свой рассказ, датированы 1804 годом. Речь идет об Усманском Школы в уезде размещались где попало: в земских и общег ственных зданиях, в частных и го'родских домах и даже . в церковных . «караулках». Веа- .де царила, теснота,, ветхость и холод. Жуткую картину пред­ ставляла* собой, например, шко­ ла в селе, Мордово. Она зани­ мала второй эт аж полуразва­ ленного. церковного дома, . а внизу, жил бондарь, который здесь же мастерил кадушки,- Стук от насадки обручей наполнял все- здание, посто­ янно дребезжали-стекла и учи­ телю -приходилось кричать, чтобы его слышали ученики. ■Чуевская школа тоже распо­ лагалась в церковном доме. Можно представить, сколько лет было дому, если стены по; крылись мхом и совершенно не держали тепла, пол про­ валивался, крыша походила «а решето. Но эти школы , были пе са­ мыми худшими, те, которые располагались в церковных «караулках», создавали вне- , чатление более - удручающее.' В селах Телелюй, Хворостян- ка, Никольское школы не ре­ монтировались, по нескольку, десятков лет. Местные цер­ ковные ведомства отказывались приводить § порядок эгя зда­ ния, так как в них обоснова­ лись земские школы, а земства, не считая себя хозяевами «ка­ раулок». ответственность, за их состояние пытались свалить на церковь. 1Эт столь долгих и постоянных препирательств страдали ученики. Скупость церковников и чиновников при-, водила к тому, что многие шко­ лы закрывались, как это, на­ пример, случилось, в селе Отс- кочном. Во . время'учебных з а ­ нятий ,.-рухнула прогнившая крыша. По счастливой случай­ ности все остались живы. Мы, привыкшие видеть в классах у.добную мебель, с тру­ дом можем представить в них длинные многоместные столы с приставными скамейками без спинок. Топились здания, как прав.и- ло. годландскимн печами. От их неправильного расположе­ ния, а чаще всего еще и от . недостатка дров в помещениях было сыро и холодно. Провет­ ривались они через дверыШи трубу, а то н ие проветрива­ лись вовсе. Нашим читателям покажется невероятным, если я скажу, что полы мылись пе более трех раз в год. Ь’богосгь школ ИИ .для кого не была секретом. Усмапекпй уездный инспектор народных училищ (фамилия его оста­ лась неизвестной) писал в июле 1903 года: «Ужасающее положение земских школ не- пвеменно требует изменения». Решило ли земство шкскяьные проблемы? Нет, это стало воз­ можным только после 1917

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz