Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)
2 ф « Л Е Н И Н Е Ц # - = 28 февраля 1984 г. = = « Л Е Н И Н Е Ц » БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ- в нашей области хорошо Известно имя молодого брига дира Михаила Логачева из измалковского колхоза «Рос сия». В 1982 году он возгла вил одну из первых в районе безнарядных бригад и добился Отличного результата. Еще бо лее плодотворным стал для бригады прошедший год. С каждого гектара о м получила по 27 центнеров зерна. 170 центнеров сахарной свеклы, 32 центнера сена — в полтора раза больше, чем в среднем по району. На одного механи затора произведено продукции почти на пятьдесят тысяч руб лей, себестоимость ее одна из самых низких в области. последствиях перехода на «без- нарядку», о том, с какими проблемами сталкивается бри гада сегодня и как они реша ются, рассказывает журналист Алексей Колядов. . С ходу, не переключая ско- м сти , Михаил взмахнул, на Бугор — так, не мудрствуя лукаво, жители Сергиевки про звали речной откос у сельской околицы — излюбленное место игр ребятни. На самом гребне двигатель «Днепра» раза , два чихнул, тоненько звякнули пальцы клапанов, но хорошо накатанная, не тронутая осен ними дождями дорога пошла под уклон, и мотоцикл, встре пенувшись, рванул быстрее. Радуясь пагоде — надо же, ноябрь, а такая теплынь, руки без перчаток не мерзнут—Ми хаил скоро уже был на окраи не Сергиевки. И, как нередко бывало, при взгляде на нее у ' Логачева тоскливо заныло ■ внутри; какое село ча.хнет! • Помнится, еще в детстве ои не раз. бывал .; здесь с отцом: ведь их родное село Русская Казинка рядом, на другом бе регу. Тогда, В'шестидесятые годы, миграция сельского насе ления в город еще не так силь но давала о себе знать. Не в пример окрестным деревушкам, Сергиевка - славилась много людьем. Д а и то сказать: ус- ЛОВ1ИЯ для жизни здесь превос ходные. В сотне шагов — -лишь Спустись с косогора рыбная речка Быстрая Сосна, тут же— заливные луга с щедрым разно. I. ПРОВЕРЬ СЕБЯ В ДЕЛЕ травьем, березовые и дубовые колки е грибами и ягодами. Водонапорная башня подает к каждому крестьянскому дому чистейшую воду из артезиан ской скважины. Казалось бы, ^киви и радуй ся.. Но — нет; обезлюдело село, всего в девятнадцати :Д0.м.тх остались хозяева. Ни клуба, ни магазина. За каждым пустя ком — спичками, нитками, не говоря уж о хлебе, — нужно ехать в Черкаву. Летом- еще хорошо; через дом —- мотоцикл ■ или мотороллер, несколько ми нут — и .ты на центральной усадьбе. Но зимой, когда пурга позаметет стежки-дорожки, три километра до трассы—трудно преодолимое препятствие. Тог да единственный выход — ..гу сеничный трактор. На нем и в магазин и в больницу, и да же... в-школу.. Но разве каждый день наез дишься? Это сколько же надо горючего, техники., времени? И потому с. первого клайса- ^де тишки мыкаются, но • интерна-, там и частным квартирам. Пришла к примеру вора сы новьям Николая Сидякина Се режке и Генке идти в рколу-^ отдал их- в большое соседнее село Ровенка: там у него зна комые, присмотрят за мальца ми. Сын Н. Ф. Мухина. Саша, ученик восьмого класса, живет на квартире в Чернаве. Вроде бы устроены ребятишки, а ро дителям не спокойно: как-то они там без них? В таких вот раз думьях помучаются год—дру гой, а потом, глядишь, заколо тят окна совсем' еше нового До ма Да переедут к школе по ближе. Вот недавно и Евгений Мухин купил дом в Чернаве. И дом-то невидный, похуже, чем в Сергневке, да детишви— Танюшка а Саша —- рады, что не придется больше киселя хлеба-ть в распутицу, добира,^ •ясь до школы... А в общем-то жиз^гь с каж- тды.м годом все лучше и лучше. Взять хотя бы заработок, В этом 'сезоне по его . бригаде он до 300 рублей дошел. Ког да такое было? А все «безна рядна». Превысили по всем культурам договорную уро- жайность—гюжалуйста. вот те бе оплата за продукц|Що. На рубль аванса пришлось при окончательном расчете допол нительно по рублю сорок ' ко пеек. Многие 'на руки по тысяче с лишним получили. Отрадно и то, что подряд сплотил людей, наполнил жизнь коллектива, новым содержанием. Раньше Михаил всегда досадовал, что всяк сам по себе; этот все силы .отдает на работе, а^ Этот неделями баклуши бьет. И что. характерно, почти не бы вало такого, чтобы последнего кто-нибудь осудил открыто,- гласно'. Сейчас — ивде,- 'Два. сезона отработав- на один наряд, люди как бы по- другому, . более взыскательно что ли,~лзглянули друг «а . друга. В такой обстановке то варищеская критика . стала естественным явлением кол- лектиавой . жизни. Неудиви тельно. 'ЧТО : недавнее собра- »ке брига.лы по подведению итогов года ' протекало бур но. Особые споры завязались вокруг коэффициента - тру дового участия. Только иа- звал-и фамилию Владимира Сидякина — красный уголок загудел от возмущения. — Вспомните, часто ли мы видели его на работе? — встал парторг Иван Лазаревич Сн- дякин, — Правильно; через день, а то и через два з а являлся, ■как красное сол- нышко,- Сколько из-за этого перестановок делали,- сколько беспокойств хлебнули — себе дороже. Так за что же ему допо-лнителБная оплата? Пред лагаю лишить Владимира ее полностью. — Впредь наука будет, — поддержал парторга, другой ветеран, Николай Федорович Мухин. А не поймет, пусть совсем уходит из бригады!- Проголосовали за это реше ние единогласно. Такой принципиальный под ход к определению реального вклада работающих повысил требовательность внутри бригады. И одновременно пре вратил- ее в неформальный коллектив, в котором каждому -— дело до каждого. Это особенно -заметно в сфере непроизводственных отноше ний. РаньШе пришел человек с работы — и замкнулся в своей скорлупе: хозяйство, ' телевизор. теперь, замечает Михаил, потянулись люди друг к другу. Случись се мейное торжество у И. Л. Сидякина — 'б удь уверен: не обойдется оно без товарищей по бригаде. Задумал отре. монтировать надворные . по стройки Н. Ф. Мухин — тут -как тут товарищи: не надо ли помочь? Наверное, вряд ли возмож-, во переоценить последствия столь тесного сближения лю дей. 'Здесь важен к а к нравст венный, так и социальный ас пект. Общаясь между собой, живя общими гражданскими интересами, люди . не только духовно совершенствуются,' ко_ и прийипают сердцем к своей : малой родине. Оставить ее—- значит, порвать , дружеские узы. А разве : это просто? . Можно ли поручиться. что найдешь на чужой стороне такой круг общения, таких верных друзей? Поневоле по жалеешь, -что «безнарядка» при шла в село с заяозданием . этак лет на двадцать, Но не зря говорится: лучше поздно, чем _ никогда. Коллективный подряд может и должен . сыграть огромную роль в воз- .рождении сел, некогда поспе шно И' неиродуманно зачис ленных в неперспективные. А чем больше останется, таких : обжитых - островков в сель-'., ской глуши, тем легче , хо-. зяйсгвовать на зе^мле,. умно жать е е . силу. А. КОЛЯДОВ. Колхоз «Россия»- Измалковского района. (Окончание следует). Л ИПЕЦКИИ Дом мод недостатка в заказчи ках никогда не испы тывает. Но, пожалуй, именно в преддверии весны количе ство их, по вполне понятным: причинам, .резко увеличи вается; в самое прекрасное время года и нам с вам^I хочется быть особенно к ра сивыми, нарядными. И кол лектив Дома мод вполне может помочь в этом. Много отличных мастереш работает здесь. Вы хотите сшить демисезонное паль то?. Молодая закройщиш Ирина Суханова П])едлоншт вам- найболее модный ф а сон, посоветует, . какая ткань больше будет к лиц.\. Ирина работает в Доме мод уже более пяти лет. Начин: - -ла швеей.'ПОТОМ закончила специальные курсы и теперь уже считается грамотным и -старательным закройщико-м. А в цехе верхшей женско11 одежды, где работает кб г- сомолка Ирина Суханов I, уважают ее и как хорошег 1 мастераГ и к ак отличного товарища. Особые ■ . волнения и заботы накануне весенн - •летнего сезона,- конечно, \ женской половины. Поэтом . - . то и н агрузка у работниц цеха легкого . женского платья немалая . Впрочелц комсомольско - молодежная бригада ' Е. Ф. Ивановой [МК — ОДИННАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКЕ ЖДЕМ ВАС, МОДНИЦЫ! всегда перевыполняет пла- 1ювые задания . В январе, на пример, на 120 процентов «сшили» они свой план, а заказов по ремонту рыпол-: 1Ч1ЛИ В два ра за больше, чем было- запланировано. В этом цехе — самая больш ая комсомольская ор ганизация. Поэтому сорев нованию молодых швей ком сорг цеха Галина Ивлева уд еля ет особое внимание, к ст а ти , сама Галя считает и для себя первой, обязанно стью —. работать с отлич-. ным качеством. . ...Итак , платье готово. Но ему явно не хватает какой- то нарядной детали: вышив ки или аппликации... .Значит, вам нужно ' обратиться в цех отделки .' Если . з аказ понадет к девушкам из ком- сомольско - молод е ж II о г о коллектива мастера Мари- ны Головлевой, можете счи т ать , что вам очень повезло. Олю Рябовол, Риту Юрову, Свету Копылову и других отделочниц можно - «без натяжки» назвать художни- ■нами. Наверняка помогает этому коллективу в работе и настоящая дружба. КМК отделочниц всегда был инициатором отличных на чинаний. '^Вот и недавно де вушки ' на комсомольском собрании решили: премию з а победу в социалистиче ском соревновании перечис лись в фонд проведения ХП Всемириого фестиваля молодежи и студентов в Мо- Победителями в соревно вании молодые отде.чочннцы становятся не в первый ра з. Д а и вообще КМК Дома мод и многие молодые работницы стараются выполнять свое, дело качественно,- добросо вестно. Поэтому даже са.мым взыскательным заказчикам и «завзятым» приверженцам капризной моды можно дать совет: обратитесь з а помощью в липецкий Дом М. АСТАХОВА. На снимках: комсомольско- молс?дежпый коллектив цеха отделки; комсорг цеха лег кого женского платья Гали н а Ивлева. . Фото В. Строкова. - ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА: ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ МНЕНИЕ - КОМИТЕТ ВЛКСМ: СТИЛЬ РАБОТЫ З АЯВЛЕНИЕ. Прошу исклю'чить меня из ' ' комсомола, т. к. я не могу платить членские взносы По семейным обстоятельст вам... мая 1983 года». И з протокрла заседания ко митета комсомо;1а от... м а я . 1983 года; «Персональное де ло Сергея Ш. Выступила сек ретарь комитета- . комсомола механосборочного цеха, кото рая отметила, что на заседа- иия комитета комсомола Сер гей Ш. вызывался неоднократ но, но ни разу не явился, На- -поминання об уплате задол женности- по членским взно сам не принимал во внимание, комсомольские собрания не посещал. ...Постановили: ис ключить из. рядов ВЛКСМ, Сергея Ш. за невыполнение требований Устава ВЛКСМ. ^Ходатайствовать перед гор комом комсомола об утверж . Денни этого ргшения». Из протокола заседания бю ро Елецкого горкома комсо мола от ... нюня 1983 года. «...Постановили: исключить Сергея Ш. из рядов ВЛКСМ», «Заявление.’ Прошг принять меня в ряды ВЛКСМ, т. к. я хочу быть в числе передо вых молодых строителей ком- мунизма. ...октября 1983 года». Из протокола заседания комитета комсомола от ... ок тября 1983 года: «Рассмотре ли вопрос о приеме в комсо мол Сергея Ш. Выступила секретарь комитета комсомо ла сборочного цеха, которая зачитала выписку из решения комсомольской организации о приеме Сергея Ш, в комсо мол. „.Постановили: принять Сергея Ш. в' ряды ВЛКСМ». ■Из: протокола заседания бю ро Елецкого горкома комсо мола от ... о-ктября 1983 ГО-- да: «Рассмотрели вопрос о приеме в ряды ВЛКСМ Сер- ,гея Ш. ...Постановили: отме нить решение, первичной орга- ’ нйзации о приеме Сергея Ш. в комсомол». V И еще "одна короткая ' ' ин формация для справки; в про шлом г>оду решением бюро Елецкого горкома комсомола было исключено из рядов ВЛКСМ' 120 человек. Подав ляющее большинство — за неуплату членских взносов и невыполнение требований Ус тава. И только один раз, бю ро пришлось повторно рас- ■сматривать вопрос об одном из исключенных, подавшем заявление «прошу принять...-». Неудивительно, что обсужде ние проходило бурно. К еди- ио-му мнению, собственно -го воря,,.члены бюро так и не' пришли, вопрос пришлось ре шать голосованием. ''' Сам Сергей о постановлении бюро скажет позже так: «Это было справедливое ' решение». Добавлю: для него это по- становление и предшествую щий ему разговор в горкоме стал куда более серьезным уроком, чем исключение из комсомола. Чтобы это утвер-. ждение не показалось абсурд ным. разберемся во всем по ПО'рЯДКу. .,.В комсомол Сергей всту пил во время учебы в учили ще. Как он сам отметил, ни тогда, ни позже, во время слу- жбы в армии, ни в первые годы работы на заводе в чис ле активистов комсомольской •организации не был: Что ж, что поставит вопрос об не- .делам . и заботам коллектива, далеко ■ не каждый человек ключенни меня из комсо'мола,' из которого выбыл «по собст- обладает организаторским та- ответил; исключайте. Я , уже венному желанию», лалтом. Д аже понятие .тако е и так, по существу; сам себя ^ Наверное, он сумел бы «за есть; ведущий и ведомый. Так исключил, — Сергей немного прятать» это чувство поглуб- вот. Сергей по характеру помолчал и добавил; —Веном-, же,'п-остараться забыть о 'нем . ” ' ' ' ' (ЛИ, что я комсомолец, толь- . Но если на заводе все было ' тогда, когда взносы пл а- ' по-преашему, то дома к его именно ведомый. От общест венной работы «отлынивать» деиие института. Оба ра за е.му пришлось отвечать: нет, не комсомолец. И оба раза говорить об этом было ,стыд- ...В октябре он Подойдет к с€Ч#гарю комЩ^ольской ор- ращизацин ' (работал- теперь в Ш е не будет, но и инициативы -от него ждать не приходится. Д а вали комсомольское поруче ние (речь пока идет об учили ще и армии) — старательно выполнял, не давали — тоже ничего.. Вскоре после возвращения из’ ар.мии Сергей женился, по том стал отцом. Забот н обя- заниостей домашних у него прибавилось. Общественная работа и вовсе отошла на .задний план. Да о какой ра боте, собственно говоря, молг- но вести речь, если за два года для всех встреч и бесед с секретарем комсомольской организации Цеха был только единственный повод: уплата членских взносов. — На собрания или какие, то другие мероприятия хо дить мне бы.то некогда. По том получилось так. что я за два месяца не заплатил взно сы. Вызвали на комитет ■— от махнулся, времени нет. А ког да секретарь предупредила, Говорил О'Н; обо всем этом без обиды, да и тогда -его та-, кое отношение к себе 'не оби жало. Хотите исключить — ПО'- жалуйста, На комитет прийти, опять отказался. Задело, правда, что на этом никто особенно и не настамал .’ Где- то подспудно гнездилась мысль: может, попытаются еще раз поговорить, заплатил бы я эти ВЗИОСЫ.1. Но когда узнал, что -реше ние об исключении его из ком сомола утверждено горком'ом ВЛКСМ, ' впервые ощутил внутреннее чувств-о стыда за происшедшее. Нет, никто не стал относиться к нему по- другому, на заводе он по- прежйёму считался , вполне добросовестным работником:. И все-таки появилось беспо койное чувство какой-то соб ственной отверженности, не нужности, непричаотносги к исключению отнеслись далеко не та-к спокойно. С женой, ко торая устроила чуть ли не до машнее комсомольское собра ние, дело дошло до серьезной размолвки. А тут еще бабуш ка взялась за внука не на шутку. Ей, коммунисту с большим, стажем, человеку че стному и принципидльнс-му, было аТбеолютно не понятно, как это можно: «Собственной рукой вычеркнуть себя из списка комсомольцев, напле вать на товарищей!». Сергей даже не предполагал, что та кая реакция близких и люби мых людей отзовется и в нем настоящей обидой и сты дом, которые уж е , не дадут успокоиться совести. И еще дважды придется ему ощутить' это неприятное чув ство собственной обособлен ности: в военкомате во время переучета и в приемной ко- миссии, когда будет подавать заявление иа заочное отде. другом Щехе . бригаду рас формировали) ' и спросит:-' «Можно подать заявление? -Хочу снова вступить в комсо- Как будут развиваться со-! бытия дальше, читателю уже известно. .у Пожалуй, самое время на писать сейчас о то.М) что по следнюю точку в этой исто рии 'ставить рано, и выразить оптимистичную шадежду, что Сергей, который сейчас добро совестно выполняет поруче ния комитета, в будущем ста- н ёг настбящтгг’-, комсомоль- 1{ем, . завоюет айторитет и уважение товарищей... Но с к а з » , д у м ^ с я , необходимо. Все мы в школе изучали ньютоновский закон инерции: «Всякое тело' сохраняет состо яние покоя или равномерно го движения, пока приложен ные силы не заставляют его. изменить это состояние». Най ти подтверждение ■ действия этого физического закона в наших социальных, общест венных отношениях — задача не - сложная. Конкретным при мером этого 'м ожет служить . и данный случай. Ни для кого- не секрет, что в любой комсомольской ор-- ганизации есть свой актив, а следователыю, И' свой -пассив, Рабогосдособность, боеви тость организации в целом определяют не только первые, но именно им отводится . роль тех самых «прилагаемых сил», способных вывести из состояния покоя товарищей; которым ■более свойственно жить по закону инерции. Это отнюдь не означает, что без деятельность отдельных ком- сомольцев можно оправдать исключительно тем, что неко- ,му-де, их «подталкивать». И совершенно справедливыми можно считать меры комсо мольского воздействия (вплоть до исключения) на так назы ваемый пассивный балласт органюации,. на тех, кто уп лату членских взносов счита ет единственной своей комсо мольской обязанностью. Не собираюсь и в данном конкретном случае брать на себя роль адвоката , Сергея. Д а -И сам он себя, повторяю, ни в коей мере не оправдыва ет. И все-таки после беседы с ним и в комитете ВЛКСМ за вода могу с уверенностью сказать: повода для этого материала могло и не быть, если бы постепенно накапли ваемая инертность комсо мольца вызвала бы своевре-. меиную .и нужную реакцию его товарищей, более деист- , венную, чем увещевание по ПОБОЛЬШЕ ПРАКТИКИ Каждый год десятки тысяч •'НОВЫХ учителей переступают в последний раз- порог пед- . института. Впереди — школа. Как сложится их профессио нальная деятельность, с к а кими трудностями придется столкнуться? Это во многом зависит оттого, чему их смог ли -научить. Школа, как ничто другое, проверяет педагога на проч ность. Вчерашние мальчишки и девчонки оказываются один на один с собой, И еше с детьми. С теми, кто не про щает фальши и отчужденно сти, с теми, кто судит о нас по нашим иоступкам. ...Жизнь начинает идти, своим чередо1и, и вот некото рым уже не по себе от непо седливых н неорганизованных девчонок н мальчишек. И кто- то начинает оглядываться на зад в поисках спасения. А там — ровно столько, сколько ты сам знал и умел. ■ Вер немся в институт." Лекции, се минары, собрания, научные конференции и совсем недлии- -Ные периоды практической работы в школе. Вот если бы срок практжи был , про должительнее, потом " работа лось куда бы легче. Но бывает такое: человек, окончивший икститут е крас ным дипломом, приезжает в село, получает классное, ру- ководство, и через месяц сбе гает оттуда. Нет, с быто.м все было в порядке '— передовой ко л хо з, . снабжение не хуже городского. Причиной, отъезда оказалось совсем другое. Д е ти с самого начала стали длЯ него, непосильно тяжелым гру зом. И он спасовал — не смог организовать классный час,- не сумел провести суб ботник, не нашелся в общешш НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ «ДЛЯ СЕБЯ» -поводу неуплаты членских взносов. Кстати, -последняя мера воздействия — исключе ние из комсомола — в данном случае выглядит скорее мерой ■равнодушного устранения от .воздействия. Подтверждает это хотя "бы тот факт, ..что одинаково легко и просто ре шал комитет комсомола и прос исключения и через сколько. месяцев вопрос при ема Сергея в ряды ВЛКСМ. Разумеется, высказывалось во вр ем я ' второго заседания и . мнение «а не рано ли снова придемать в комсомол», но, как видно, проще было все- таки успокоиться словами ти па «оеоэнал, пересмотрел по зицию...». Он действительно, как мне кажется, и осознал, и .пере смотрел. Именно поэтому не называю в материале ни кон кретного адреса, ни фамилии. Но, думается, что вся эта ис тория должна заставить заду маться не только Сергея, но И тех, кто был рядом, тех, кто наверняка себя узнает даже в ' такой , «безымян|Юй» публика- И хотелось бы, чтоб .д л я любого другого комитета ком сомола был совершенно не приемлемым такой ' вариант — спокойно и равнодушно го лосовать «за», чтобы через не сколько месяцев с та'- ким же спокойным равноду шием , голосовать «против» собственного решения, ут верждая этим свою принципи альную беспринципность. М. ЛЕВЫКИНЛ. Посещая уроки внеклас-- сного чтения и литературные факу.льтативы. у лучших ли пецких учителей., можно убедиться: школьникам в радость эти дополнения к основной программе. Здесь не ставят «двоек», и «тро е к» . и дети освобождены от необходимости . проявлять чувства «на отметку». Здесь духовно - эмоциональный подъем обеспечивается уче том читательских симпатий, запросов ребят. Значение литературных бесед и факультативов труд но переоценить. Не дубли , руя , но продолжая основной урок, опираясь на его р е . зультаты , они призваны р а з . вивать культуру свободно го чтения учащихся, подни мать авторитет самостоя тельного отношения к . про изведениям . Для словесника ■это педагогическая про блема особой трудоемкости. Что ученики читают «для себя»?. Почему одно пред почитают другому? Как возвысить юного читателя до «золотого списка», чтобы каж дая из рекомендуемых книг стала подлинным со. бытием в его жизни? Б ес конечного уважения заслу живает тот учитель литера- , туры , который сполна оза ботил себя подобными во просами. Такому руководи телю внеклассным чтением есть дело и до характера воспитанника, и до отдель ных, порою весьма деликат ных обстоятельств его чело веческого становления. , Сошлюсь иа случай, имен но в силу его деликатности — безымянный. Мальчик сдал сочинение «Как я про в ел выходной день», • где. подробно описал рыбалку с отцом. С искренней невин ностью мальчик поведал, что ловили рыбу бреднем. Оцен ка сочинения стоила учи тельнице немалых ра.здумий. Довольно благополучное с точки зрения язы ка , оно ' с «трудными». Он невзлюбил детей, они ответили е.му тем же. ' Впоследствии иичего страшного не случилось. Этот' выпускник пединститута р а ботает теперь в учреждении, весьма дал'еком от педагогиче ского. А дети' со смешанным чувством недоверия и надеж ды встретили нового препода вателя. Институт закладывает ос нову всей учительской ра боты, прививает основные ее - навыки, но не дает достаточ ной возможности соразмерить свои силы с реальными усло виями. Мне кажется очень правиль ной идея о том, что в 'педаго гических институтах следует переходить на пятилегний срок обучения. Предлагаю этот прибавившийся год использо вать для практической работы А. ЛОМОНОСОВ, роль бесед по впск.’иссиому чтению в воспитании школь ников. Еще в большей мере этой целй служ ат ф акуль тативы . Уже хотя бы потому, что у них солидный часовой Что бросается в глаза: у литературных ф акульта- вызывало тревогу з а ' автора, ибо сообщало о его участии, пусть безотчетном, в небла говидном, поступке. А пото. му нужно было решиться оценить нечто . большее, чем сочинение - описание. Вместо отметки мальчик обнаружил в тетради обращенное к не му с.чово учительницы:'.«По думай, что же ты оставил человеку с удочкой? Н ель зя заниматься браконьерст вом».- Дома любознательный сын спросил, что такое, бра коньерство. К счастью, отец •сумел подавить вспышку гнева на «неразумное дитя» , пришел к учительнице за советом. Та пригласила р а з делить созревшее у нее намерение; «Будем читать «Охотничьи рассказы» -При швина, — и пояснила: — Читать, т. е. дорастать до пришвинского чувства при- Гроды». И, вероятно, не слу чайно приметой итоговой беседы по внеклассио.му чте нию' Пришвина стало заин- тересбваш-гое внимание к понятиям, форшрующ им достойное поведение чело века ; ДОЛГ; бескорыстие, лю бовь к живому, бережное отношение к природе И т. д. Возможно, кто-то усомнит ся, не рано ли обременять одиннадцатилетних такой серьезной внутренней рабо той? Не рано , если ее не обходимость постучалась в Н а том уроке совершалось чудо нравственного прозре ния детей, имеющих некий житейский опыт общения с природой, но едва ли его осмысливших, — чудо, «на стоянное» ■ на Пришвине. Оказывается , «беречь при . роду — это не мешать ей жить по-природьи», — уди вились дети простому и мудрому решению «челове чьего» вопроса. Благодаря таким драго ценным крупицам педаго гической практики мы н а . чииаем лучше понимать тивов в липецких есть замечательная особен ность —' длительный интерес к писателю, на которого «Набрели», и устойчивая добровольность. участия старшеклассников в его работе. Год жили Шекспиром ученики Зои Леонидовны Зубко, пренодавателя лите ратуры 43 -й липецкой шко лы . От года к году не ос лабевает интерес к. Айтма тову у воспитанников Н а тальи Викторовны Еремовой из 55-й. Первые поставили шекспировскую компози цию на сцене, вторые орга низовали- серию диспутов по книгам Айтматова. Потому что и в первом, и во втором случае было что сказать зрителям и слушателям и как донести до сердца ауди тории освоенного, обжитого художника. Не преувеличу; это — педагогические ш е- девры, это — пример того, что может достичь учитель литературы, если он про фессионально, со смыслом, терпеливо и страстно помо- гает детям духовно расти. Но с сожалением прихо дится говорить о том, что далеко не всем нашим учащимся столь повезло. Факультативов по ли терату ре просто мало, ими охваче на лишь небольшая часть учащихся. И вот следствие: отрыв ребят, систематически занимающихся в ли тератур ных факультативах , от об деленных этим занятием столь велик, что не покидает чувство вины перед послед ними. Им надо помочь стать интеллигентнее и тоньше, пластичнее и зорче, возвы шеннее и сострадательнее. Поэтому очень хочется, чтобы в реформируемой школе литературные ф а культативы были ф акуль та . тинами для всех. Т . РАСПОПОВА , ст. преподаватель кафедры литературы ВСТРЕЧИ С ПРЕКРАСНЫМ доврйя т щ и я Доброй традицией в вечер ней музыкальной школе № 1 г. Липецка стали выступле. имя преподавателей школы перед учащимися и их роди телями с концертами, лекция ми. беседами о музыке и му зыкантах. Недавно учащиеся школы — молодые рабочие и служащие, студенты вузов и техникумов, старшеклассники общеобразо вательных школ и учащиеся младших классов были при глашены на две очередные музыкальные встречи под названием «Русская песня в творчестве композиторов» и «О чем рассказывает музыка», где они услышали в исполие. НИИ педагогов школы С. Л. Луговой, И. А. Румянцевой, Г. В. Коюшевой произведения великих компо.зиторов-клас- сиков П. И. Чайковского, Р . Шумана, С. С, Прокофьева, русские народные песни • -в переложении для баяна и аккордеона н интересные ув лекательные рассказы о них. Такие встречи .педагогов школы с учащимися' во вне урочное время способствуют более полному и глубокому освоению молодыми людьми основ музыкальных знаний, расширению их музыкального кругозора, воспитанию любви к прекрасным творения.м че ловечества. 1 Р . ХРУСТАЛЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz