Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

2 ф « Л Е Н И Н Е Ц # - = 28 февраля 1984 г. = = « Л Е Н И Н Е Ц » БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ- в нашей области хорошо Известно имя молодого брига­ дира Михаила Логачева из измалковского колхоза «Рос­ сия». В 1982 году он возгла­ вил одну из первых в районе безнарядных бригад и добился Отличного результата. Еще бо­ лее плодотворным стал для бригады прошедший год. С каждого гектара о м получила по 27 центнеров зерна. 170 центнеров сахарной свеклы, 32 центнера сена — в полтора раза больше, чем в среднем по району. На одного механи­ затора произведено продукции почти на пятьдесят тысяч руб­ лей, себестоимость ее одна из самых низких в области. последствиях перехода на «без- нарядку», о том, с какими проблемами сталкивается бри­ гада сегодня и как они реша­ ются, рассказывает журналист Алексей Колядов. . С ходу, не переключая ско- м сти , Михаил взмахнул, на Бугор — так, не мудрствуя лукаво, жители Сергиевки про­ звали речной откос у сельской околицы — излюбленное место игр ребятни. На самом гребне двигатель «Днепра» раза , два чихнул, тоненько звякнули пальцы клапанов, но хорошо накатанная, не тронутая осен­ ними дождями дорога пошла под уклон, и мотоцикл, встре­ пенувшись, рванул быстрее. Радуясь пагоде — надо же, ноябрь, а такая теплынь, руки без перчаток не мерзнут—Ми­ хаил скоро уже был на окраи­ не Сергиевки. И, как нередко бывало, при взгляде на нее у ' Логачева тоскливо заныло ■ внутри; какое село ча.хнет! • Помнится, еще в детстве ои не раз. бывал .; здесь с отцом: ведь их родное село Русская Казинка рядом, на другом бе­ регу. Тогда, В'шестидесятые годы, миграция сельского насе­ ления в город еще не так силь­ но давала о себе знать. Не в пример окрестным деревушкам, Сергиевка - славилась много­ людьем. Д а и то сказать: ус- ЛОВ1ИЯ для жизни здесь превос­ ходные. В сотне шагов — -лишь Спустись с косогора рыбная речка Быстрая Сосна, тут же— заливные луга с щедрым разно. I. ПРОВЕРЬ СЕБЯ В ДЕЛЕ травьем, березовые и дубовые колки е грибами и ягодами. Водонапорная башня подает к каждому крестьянскому дому чистейшую воду из артезиан­ ской скважины. Казалось бы, ^киви и радуй­ ся.. Но — нет; обезлюдело село, всего в девятнадцати :Д0.м.тх остались хозяева. Ни клуба, ни магазина. За каждым пустя­ ком — спичками, нитками, не говоря уж о хлебе, — нужно ехать в Черкаву. Летом- еще хорошо; через дом —- мотоцикл ■ или мотороллер, несколько ми­ нут — и .ты на центральной усадьбе. Но зимой, когда пурга позаметет стежки-дорожки, три километра до трассы—трудно­ преодолимое препятствие. Тог­ да единственный выход — ..гу­ сеничный трактор. На нем и в магазин и в больницу, и да ­ же... в-школу.. Но разве каждый день наез­ дишься? Это сколько же надо горючего, техники., времени? И потому с. первого клайса- ^де­ тишки мыкаются, но • интерна-, там и частным квартирам. Пришла к примеру вора сы­ новьям Николая Сидякина Се­ режке и Генке идти в рколу-^ отдал их- в большое соседнее село Ровенка: там у него зна­ комые, присмотрят за мальца­ ми. Сын Н. Ф. Мухина. Саша, ученик восьмого класса, живет на квартире в Чернаве. Вроде бы устроены ребятишки, а ро­ дителям не спокойно: как-то они там без них? В таких вот раз­ думьях помучаются год—дру­ гой, а потом, глядишь, заколо­ тят окна совсем' еше нового До­ ма Да переедут к школе по­ ближе. Вот недавно и Евгений Мухин купил дом в Чернаве. И дом-то невидный, похуже, чем в Сергневке, да детишви— Танюшка а Саша —- рады, что не придется больше киселя хлеба-ть в распутицу, добира,^ •ясь до школы... А в общем-то жиз^гь с каж- тды.м годом все лучше и лучше. Взять хотя бы заработок, В этом 'сезоне по его . бригаде он до 300 рублей дошел. Ког­ да такое было? А все «безна­ рядна». Превысили по всем культурам договорную уро- жайность—гюжалуйста. вот те­ бе оплата за продукц|Що. На рубль аванса пришлось при окончательном расчете допол­ нительно по рублю сорок ' ко­ пеек. Многие 'на руки по тысяче с лишним получили. Отрадно и то, что подряд сплотил людей, наполнил жизнь коллектива, новым содержанием. Раньше Михаил всегда досадовал, что всяк сам по себе; этот все силы .отдает на работе, а^ Этот неделями баклуши бьет. И что. характерно, почти не бы­ вало такого, чтобы последнего кто-нибудь осудил открыто,- гласно'. Сейчас — ивде,- 'Два. сезона отработав- на один наряд, люди как бы по- другому, . более взыскательно что ли,~лзглянули друг «а . друга. В такой обстановке то­ варищеская критика . стала естественным явлением кол- лектиавой . жизни. Неудиви­ тельно. 'ЧТО : недавнее собра- »ке брига.лы по подведению итогов года ' протекало бур­ но. Особые споры завязались вокруг коэффициента - тру­ дового участия. Только иа- звал-и фамилию Владимира Сидякина — красный уголок загудел от возмущения. — Вспомните, часто ли мы видели его на работе? — встал парторг Иван Лазаревич Сн- дякин, — Правильно; через день, а то и через два з а ­ являлся, ■как красное сол- нышко,- Сколько из-за этого перестановок делали,- сколько беспокойств хлебнули — себе дороже. Так за что же ему допо-лнителБная оплата? Пред­ лагаю лишить Владимира ее полностью. — Впредь наука будет, — поддержал парторга, другой ветеран, Николай Федорович Мухин. А не поймет, пусть совсем уходит из бригады!- Проголосовали за это реше­ ние единогласно. Такой принципиальный под­ ход к определению реального вклада работающих повысил требовательность внутри бригады. И одновременно пре­ вратил- ее в неформальный коллектив, в котором каждому -— дело до каждого. Это особенно -заметно в сфере непроизводственных отноше­ ний. РаньШе пришел человек с работы — и замкнулся в своей скорлупе: хозяйство, ' телевизор. теперь, замечает Михаил, потянулись люди друг к другу. Случись се­ мейное торжество у И. Л. Сидякина — 'б удь уверен: не обойдется оно без товарищей по бригаде. Задумал отре. монтировать надворные . по­ стройки Н. Ф. Мухин — тут -как тут товарищи: не надо ли помочь? Наверное, вряд ли возмож-, во переоценить последствия столь тесного сближения лю­ дей. 'Здесь важен к а к нравст­ венный, так и социальный ас­ пект. Общаясь между собой, живя общими гражданскими интересами, люди . не только духовно совершенствуются,' ко_ и прийипают сердцем к своей : малой родине. Оставить ее—- значит, порвать , дружеские узы. А разве : это просто? . Можно ли поручиться. что найдешь на чужой стороне такой круг общения, таких верных друзей? Поневоле по­ жалеешь, -что «безнарядка» при­ шла в село с заяозданием . этак лет на двадцать, Но не зря говорится: лучше поздно, чем _ никогда. Коллективный подряд может и должен . сыграть огромную роль в воз- .рождении сел, некогда поспе­ шно И' неиродуманно зачис­ ленных в неперспективные. А чем больше останется, таких : обжитых - островков в сель-'., ской глуши, тем легче , хо-. зяйсгвовать на зе^мле,. умно­ жать е е . силу. А. КОЛЯДОВ. Колхоз «Россия»- Измалковского района. (Окончание следует). Л ИПЕЦКИИ Дом мод недостатка в заказчи ­ ках никогда не испы­ тывает. Но, пожалуй, именно в преддверии весны количе­ ство их, по вполне понятным: причинам, .резко увеличи­ вается; в самое прекрасное время года и нам с вам^I хочется быть особенно к ра ­ сивыми, нарядными. И кол­ лектив Дома мод вполне может помочь в этом. Много отличных мастереш работает здесь. Вы хотите сшить демисезонное паль­ то?. Молодая закройщиш Ирина Суханова П])едлоншт вам- найболее модный ф а ­ сон, посоветует, . какая ткань больше будет к лиц.\. Ирина работает в Доме мод уже более пяти лет. Начин: - -ла швеей.'ПОТОМ закончила специальные курсы и теперь уже считается грамотным и -старательным закройщико-м. А в цехе верхшей женско11 одежды, где работает кб г- сомолка Ирина Суханов I, уважают ее и как хорошег 1 мастераГ и к ак отличного товарища. Особые ■ . волнения и заботы накануне весенн - •летнего сезона,- конечно, \ женской половины. Поэтом . - . то и н агрузка у работниц цеха легкого . женского платья немалая . Впрочелц комсомольско - молодежная бригада ' Е. Ф. Ивановой [МК — ОДИННАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКЕ ЖДЕМ ВАС, МОДНИЦЫ! всегда перевыполняет пла- 1ювые задания . В январе, на ­ пример, на 120 процентов «сшили» они свой план, а заказов по ремонту рыпол-: 1Ч1ЛИ В два ра за больше, чем было- запланировано. В этом цехе — самая больш ая комсомольская ор ­ ганизация. Поэтому сорев­ нованию молодых швей ком­ сорг цеха Галина Ивлева уд еля ет особое внимание, к ст а ти , сама Галя считает и для себя первой, обязанно­ стью —. работать с отлич-. ным качеством. . ...Итак , платье готово. Но ему явно не хватает какой- то нарядной детали: вышив­ ки или аппликации... .Значит, вам нужно ' обратиться в цех отделки .' Если . з аказ понадет к девушкам из ком- сомольско - молод е ж II о г о коллектива мастера Мари- ны Головлевой, можете счи­ т ать , что вам очень повезло. Олю Рябовол, Риту Юрову, Свету Копылову и других отделочниц можно - «без натяжки» назвать художни- ■нами. Наверняка помогает этому коллективу в работе и настоящая дружба. КМК отделочниц всегда был инициатором отличных на ­ чинаний. '^Вот и недавно де­ вушки ' на комсомольском собрании решили: премию з а победу в социалистиче­ ском соревновании перечис­ лись в фонд проведения ХП Всемириого фестиваля молодежи и студентов в Мо- Победителями в соревно­ вании молодые отде.чочннцы становятся не в первый ра з. Д а и вообще КМК Дома мод и многие молодые работницы стараются выполнять свое, дело качественно,- добросо­ вестно. Поэтому даже са.мым взыскательным заказчикам и «завзятым» приверженцам капризной моды можно дать совет: обратитесь з а помощью в липецкий Дом М. АСТАХОВА. На снимках: комсомольско- молс?дежпый коллектив цеха отделки; комсорг цеха лег­ кого женского платья Гали­ н а Ивлева. . Фото В. Строкова. - ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА: ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ МНЕНИЕ - КОМИТЕТ ВЛКСМ: СТИЛЬ РАБОТЫ З АЯВЛЕНИЕ. Прошу исклю'чить меня из ' ' комсомола, т. к. я не могу платить членские взносы По семейным обстоятельст­ вам... мая 1983 года». И з протокрла заседания ко­ митета комсомо;1а от... м а я . 1983 года; «Персональное де­ ло Сергея Ш. Выступила сек­ ретарь комитета- . комсомола механосборочного цеха, кото­ рая отметила, что на заседа- иия комитета комсомола Сер­ гей Ш. вызывался неоднократ­ но, но ни разу не явился, На- -поминання об уплате задол­ женности- по членским взно­ сам не принимал во внимание, комсомольские собрания не посещал. ...Постановили: ис­ ключить из. рядов ВЛКСМ, Сергея Ш. за невыполнение требований Устава ВЛКСМ. ^Ходатайствовать перед гор­ комом комсомола об утверж . Денни этого ргшения». Из протокола заседания бю­ ро Елецкого горкома комсо­ мола от ... нюня 1983 года. «...Постановили: исключить Сергея Ш. из рядов ВЛКСМ», «Заявление.’ Прошг принять меня в ряды ВЛКСМ, т. к. я хочу быть в числе передо­ вых молодых строителей ком- мунизма. ...октября 1983 года». Из протокола заседания комитета комсомола от ... ок­ тября 1983 года: «Рассмотре­ ли вопрос о приеме в комсо­ мол Сергея Ш. Выступила секретарь комитета комсомо­ ла сборочного цеха, которая зачитала выписку из решения комсомольской организации о приеме Сергея Ш, в комсо­ мол. „.Постановили: принять Сергея Ш. в' ряды ВЛКСМ». ■Из: протокола заседания бю­ ро Елецкого горкома комсо­ мола от ... о-ктября 1983 ГО-- да: «Рассмотрели вопрос о приеме в ряды ВЛКСМ Сер- ,гея Ш. ...Постановили: отме­ нить решение, первичной орга- ’ нйзации о приеме Сергея Ш. в комсомол». V И еще "одна короткая ' ' ин­ формация для справки; в про­ шлом г>оду решением бюро Елецкого горкома комсомола было исключено из рядов ВЛКСМ' 120 человек. Подав­ ляющее большинство — за неуплату членских взносов и невыполнение требований Ус­ тава. И только один раз, бю­ ро пришлось повторно рас- ■сматривать вопрос об одном из исключенных, подавшем заявление «прошу принять...-». Неудивительно, что обсужде­ ние проходило бурно. К еди- ио-му мнению, собственно -го­ воря,,.члены бюро так и не' пришли, вопрос пришлось ре­ шать голосованием. ''' Сам Сергей о постановлении бюро скажет позже так: «Это было справедливое ' решение». Добавлю: для него это по- становление и предшествую­ щий ему разговор в горкоме стал куда более серьезным уроком, чем исключение из комсомола. Чтобы это утвер-. ждение не показалось абсурд­ ным. разберемся во всем по ПО'рЯДКу. .,.В комсомол Сергей всту­ пил во время учебы в учили­ ще. Как он сам отметил, ни тогда, ни позже, во время слу- жбы в армии, ни в первые годы работы на заводе в чис­ ле активистов комсомольской •организации не был: Что ж, что поставит вопрос об не- .делам . и заботам коллектива, далеко ■ не каждый человек ключенни меня из комсо'мола,' из которого выбыл «по собст- обладает организаторским та- ответил; исключайте. Я , уже венному желанию», лалтом. Д аже понятие .тако е и так, по существу; сам себя ^ Наверное, он сумел бы «за­ есть; ведущий и ведомый. Так исключил, — Сергей немного прятать» это чувство поглуб- вот. Сергей по характеру помолчал и добавил; —Веном-, же,'п-остараться забыть о 'нем . ” ' ' ' ' (ЛИ, что я комсомолец, толь- . Но если на заводе все было ' тогда, когда взносы пл а- ' по-преашему, то дома к его именно ведомый. От общест­ венной работы «отлынивать» деиие института. Оба ра за е.му пришлось отвечать: нет, не комсомолец. И оба раза говорить об этом было ,стыд- ...В октябре он Подойдет к с€Ч#гарю комЩ^ольской ор- ращизацин ' (работал- теперь в Ш е не будет, но и инициативы -от него ждать не приходится. Д а ­ вали комсомольское поруче­ ние (речь пока идет об учили­ ще и армии) — старательно выполнял, не давали — тоже ничего.. Вскоре после возвращения из’ ар.мии Сергей женился, по­ том стал отцом. Забот н обя- заниостей домашних у него прибавилось. Общественная работа и вовсе отошла на .задний план. Да о какой ра­ боте, собственно говоря, молг- но вести речь, если за два года для всех встреч и бесед с секретарем комсомольской организации Цеха был только единственный повод: уплата членских взносов. — На собрания или какие, то другие мероприятия хо­ дить мне бы.то некогда. По­ том получилось так. что я за два месяца не заплатил взно­ сы. Вызвали на комитет ■— от­ махнулся, времени нет. А ког­ да секретарь предупредила, Говорил О'Н; обо всем этом без обиды, да и тогда -его та-, кое отношение к себе 'не оби­ жало. Хотите исключить — ПО'- жалуйста, На комитет прийти, опять отказался. Задело, правда, что на этом никто особенно и не настамал .’ Где- то подспудно гнездилась мысль: может, попытаются еще раз поговорить, заплатил бы я эти ВЗИОСЫ.1. Но когда узнал, что -реше­ ние об исключении его из ком­ сомола утверждено горком'ом ВЛКСМ, ' впервые ощутил внутреннее чувств-о стыда за происшедшее. Нет, никто не стал относиться к нему по- другому, на заводе он по- прежйёму считался , вполне добросовестным работником:. И все-таки появилось беспо­ койное чувство какой-то соб­ ственной отверженности, не­ нужности, непричаотносги к исключению отнеслись далеко не та-к спокойно. С женой, ко­ торая устроила чуть ли не до­ машнее комсомольское собра­ ние, дело дошло до серьезной размолвки. А тут еще бабуш­ ка взялась за внука не на шутку. Ей, коммунисту с большим, стажем, человеку че­ стному и принципидльнс-му, было аТбеолютно не понятно, как это можно: «Собственной рукой вычеркнуть себя из списка комсомольцев, напле­ вать на товарищей!». Сергей даже не предполагал, что та ­ кая реакция близких и люби­ мых людей отзовется и в нем настоящей обидой и сты­ дом, которые уж е , не дадут успокоиться совести. И еще дважды придется ему ощутить' это неприятное чув­ ство собственной обособлен­ ности: в военкомате во время переучета и в приемной ко- миссии, когда будет подавать заявление иа заочное отде. другом Щехе . бригаду рас­ формировали) ' и спросит:-' «Можно подать заявление? -Хочу снова вступить в комсо- Как будут развиваться со-! бытия дальше, читателю уже известно. .у Пожалуй, самое время на­ писать сейчас о то.М) что по­ следнюю точку в этой исто­ рии 'ставить рано, и выразить оптимистичную шадежду, что Сергей, который сейчас добро­ совестно выполняет поруче­ ния комитета, в будущем ста- н ёг настбящтгг’-, комсомоль- 1{ем, . завоюет айторитет и уважение товарищей... Но с к а з » , д у м ^ с я , необходимо. Все мы в школе изучали ньютоновский закон инерции: «Всякое тело' сохраняет состо­ яние покоя или равномерно­ го движения, пока приложен­ ные силы не заставляют его. изменить это состояние». Най­ ти подтверждение ■ действия этого физического закона в наших социальных, общест­ венных отношениях — задача не - сложная. Конкретным при­ мером этого 'м ожет служить . и данный случай. Ни для кого- не секрет, что в любой комсомольской ор-- ганизации есть свой актив, а следователыю, И' свой -пассив, Рабогосдособность, боеви­ тость организации в целом определяют не только первые, но именно им отводится . роль тех самых «прилагаемых сил», способных вывести из состояния покоя товарищей; которым ■более свойственно жить по закону инерции. Это отнюдь не означает, что без­ деятельность отдельных ком- сомольцев можно оправдать исключительно тем, что неко- ,му-де, их «подталкивать». И совершенно справедливыми можно считать меры комсо­ мольского воздействия (вплоть до исключения) на так назы­ ваемый пассивный балласт органюации,. на тех, кто уп­ лату членских взносов счита­ ет единственной своей комсо­ мольской обязанностью. Не собираюсь и в данном конкретном случае брать на себя роль адвоката , Сергея. Д а -И сам он себя, повторяю, ни в коей мере не оправдыва­ ет. И все-таки после беседы с ним и в комитете ВЛКСМ за­ вода могу с уверенностью сказать: повода для этого материала могло и не быть, если бы постепенно накапли­ ваемая инертность комсо­ мольца вызвала бы своевре-. меиную .и нужную реакцию его товарищей, более деист- , венную, чем увещевание по ПОБОЛЬШЕ ПРАКТИКИ Каждый год десятки тысяч •'НОВЫХ учителей переступают в последний раз- порог пед- . института. Впереди — школа. Как сложится их профессио­ нальная деятельность, с к а ­ кими трудностями придется столкнуться? Это во многом зависит оттого, чему их смог­ ли -научить. Школа, как ничто другое, проверяет педагога на проч­ ность. Вчерашние мальчишки и девчонки оказываются один на один с собой, И еше с детьми. С теми, кто не про­ щает фальши и отчужденно­ сти, с теми, кто судит о нас по нашим иоступкам. ...Жизнь начинает идти, своим чередо1и, и вот некото­ рым уже не по себе от непо­ седливых н неорганизованных девчонок н мальчишек. И кто- то начинает оглядываться на­ зад в поисках спасения. А там — ровно столько, сколько ты сам знал и умел. ■ Вер­ немся в институт." Лекции, се­ минары, собрания, научные конференции и совсем недлии- -Ные периоды практической работы в школе. Вот если бы срок практжи был , про­ должительнее, потом " работа­ лось куда бы легче. Но бывает такое: человек, окончивший икститут е крас­ ным дипломом, приезжает в село, получает классное, ру- ководство, и через месяц сбе­ гает оттуда. Нет, с быто.м все было в порядке '— передовой ко л хо з, . снабжение не хуже городского. Причиной, отъезда оказалось совсем другое. Д е ­ ти с самого начала стали длЯ него, непосильно тяжелым гру­ зом. И он спасовал — не смог организовать классный час,- не сумел провести суб­ ботник, не нашелся в общешш НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ «ДЛЯ СЕБЯ» -поводу неуплаты членских взносов. Кстати, -последняя мера воздействия — исключе­ ние из комсомола — в данном случае выглядит скорее мерой ■равнодушного устранения от .воздействия. Подтверждает это хотя "бы тот факт, ..что одинаково легко и просто ре­ шал комитет комсомола и прос исключения и через сколько. месяцев вопрос при­ ема Сергея в ряды ВЛКСМ. Разумеется, высказывалось во вр ем я ' второго заседания и . мнение «а не рано ли снова придемать в комсомол», но, как видно, проще было все- таки успокоиться словами ти­ па «оеоэнал, пересмотрел по­ зицию...». Он действительно, как мне кажется, и осознал, и .пере­ смотрел. Именно поэтому не называю в материале ни кон­ кретного адреса, ни фамилии. Но, думается, что вся эта ис­ тория должна заставить заду­ маться не только Сергея, но И тех, кто был рядом, тех, кто наверняка себя узнает даже в ' такой , «безымян|Юй» публика- И хотелось бы, чтоб .д л я любого другого комитета ком­ сомола был совершенно не­ приемлемым такой ' вариант — спокойно и равнодушно го­ лосовать «за», чтобы через не­ сколько месяцев с та'- ким же спокойным равноду­ шием , голосовать «против» собственного решения, ут­ верждая этим свою принципи­ альную беспринципность. М. ЛЕВЫКИНЛ. Посещая уроки внеклас-- сного чтения и литературные факу.льтативы. у лучших ли ­ пецких учителей., можно убедиться: школьникам в радость эти дополнения к основной программе. Здесь не ставят «двоек», и «тро­ е к» . и дети освобождены от необходимости . проявлять чувства «на отметку». Здесь духовно - эмоциональный подъем обеспечивается уче ­ том читательских симпатий, запросов ребят. Значение литературных бесед и факультативов труд­ но переоценить. Не дубли , руя , но продолжая основной урок, опираясь на его р е . зультаты , они призваны р а з . вивать культуру свободно­ го чтения учащихся, подни­ мать авторитет самостоя­ тельного отношения к . про­ изведениям . Для словесника ■это педагогическая про­ блема особой трудоемкости. Что ученики читают «для себя»?. Почему одно пред­ почитают другому? Как возвысить юного читателя до «золотого списка», чтобы каж дая из рекомендуемых книг стала подлинным со. бытием в его жизни? Б ес ­ конечного уважения заслу ­ живает тот учитель литера- , туры , который сполна оза­ ботил себя подобными во­ просами. Такому руководи­ телю внеклассным чтением есть дело и до характера воспитанника, и до отдель­ ных, порою весьма деликат­ ных обстоятельств его чело­ веческого становления. , Сошлюсь иа случай, имен­ но в силу его деликатности — безымянный. Мальчик сдал сочинение «Как я про­ в ел выходной день», • где. подробно описал рыбалку с отцом. С искренней невин­ ностью мальчик поведал, что ловили рыбу бреднем. Оцен­ ка сочинения стоила учи­ тельнице немалых ра.здумий. Довольно благополучное с точки зрения язы ка , оно ' с «трудными». Он невзлюбил детей, они ответили е.му тем же. ' Впоследствии иичего страшного не случилось. Этот' выпускник пединститута р а ­ ботает теперь в учреждении, весьма дал'еком от педагогиче­ ского. А дети' со смешанным чувством недоверия и надеж­ ды встретили нового препода­ вателя. Институт закладывает ос­ нову всей учительской ра ­ боты, прививает основные ее - навыки, но не дает достаточ­ ной возможности соразмерить свои силы с реальными усло­ виями. Мне кажется очень правиль­ ной идея о том, что в 'педаго ­ гических институтах следует переходить на пятилегний срок обучения. Предлагаю этот прибавившийся год использо­ вать для практической работы А. ЛОМОНОСОВ, роль бесед по впск.’иссиому чтению в воспитании школь­ ников. Еще в большей мере этой целй служ ат ф акуль­ тативы . Уже хотя бы потому, что у них солидный часовой Что бросается в глаза: у литературных ф акульта- вызывало тревогу з а ' автора, ибо сообщало о его участии, пусть безотчетном, в небла­ говидном, поступке. А пото. му нужно было решиться оценить нечто . большее, чем сочинение - описание. Вместо отметки мальчик обнаружил в тетради обращенное к не ­ му с.чово учительницы:'.«По­ думай, что же ты оставил человеку с удочкой? Н ель зя заниматься браконьерст­ вом».- Дома любознательный сын спросил, что такое, бра ­ коньерство. К счастью, отец •сумел подавить вспышку гнева на «неразумное дитя» , пришел к учительнице за советом. Та пригласила р а з ­ делить созревшее у нее намерение; «Будем читать «Охотничьи рассказы» -При­ швина, — и пояснила: — Читать, т. е. дорастать до пришвинского чувства при- Гроды». И, вероятно, не слу­ чайно приметой итоговой беседы по внеклассио.му чте­ нию' Пришвина стало заин- тересбваш-гое внимание к понятиям, форшрующ им достойное поведение чело­ века ; ДОЛГ; бескорыстие, лю­ бовь к живому, бережное отношение к природе И т. д. Возможно, кто-то усомнит­ ся, не рано ли обременять одиннадцатилетних такой серьезной внутренней рабо­ той? Не рано , если ее не­ обходимость постучалась в Н а том уроке совершалось чудо нравственного прозре­ ния детей, имеющих некий житейский опыт общения с природой, но едва ли его осмысливших, — чудо, «на­ стоянное» ■ на Пришвине. Оказывается , «беречь при . роду — это не мешать ей жить по-природьи», — уди ­ вились дети простому и мудрому решению «челове­ чьего» вопроса. Благодаря таким драго­ ценным крупицам педаго­ гической практики мы н а . чииаем лучше понимать тивов в липецких есть замечательная особен­ ность —' длительный интерес к писателю, на которого «Набрели», и устойчивая добровольность. участия старшеклассников в его работе. Год жили Шекспиром ученики Зои Леонидовны Зубко, пренодавателя лите­ ратуры 43 -й липецкой шко лы . От года к году не ос лабевает интерес к. Айтма тову у воспитанников Н а ­ тальи Викторовны Еремовой из 55-й. Первые поставили шекспировскую компози­ цию на сцене, вторые орга­ низовали- серию диспутов по книгам Айтматова. Потому что и в первом, и во втором случае было что сказать зрителям и слушателям и как донести до сердца ауди ­ тории освоенного, обжитого художника. Не преувеличу; это — педагогические ш е- девры, это — пример того, что может достичь учитель литературы, если он про­ фессионально, со смыслом, терпеливо и страстно помо- гает детям духовно расти. Но с сожалением прихо­ дится говорить о том, что далеко не всем нашим учащимся столь повезло. Факультативов по ли терату­ ре просто мало, ими охваче­ на лишь небольшая часть учащихся. И вот следствие: отрыв ребят, систематически занимающихся в ли тератур­ ных факультативах , от об­ деленных этим занятием столь велик, что не покидает чувство вины перед послед­ ними. Им надо помочь стать интеллигентнее и тоньше, пластичнее и зорче, возвы ­ шеннее и сострадательнее. Поэтому очень хочется, чтобы в реформируемой школе литературные ф а ­ культативы были ф акуль та . тинами для всех. Т . РАСПОПОВА , ст. преподаватель кафедры литературы ВСТРЕЧИ С ПРЕКРАСНЫМ доврйя т щ и я Доброй традицией в вечер­ ней музыкальной школе № 1 г. Липецка стали выступле. имя преподавателей школы перед учащимися и их роди­ телями с концертами, лекция­ ми. беседами о музыке и му­ зыкантах. Недавно учащиеся школы — молодые рабочие и служащие, студенты вузов и техникумов, старшеклассники общеобразо­ вательных школ и учащиеся младших классов были при­ глашены на две очередные музыкальные встречи под названием «Русская песня в творчестве композиторов» и «О чем рассказывает музыка», где они услышали в исполие. НИИ педагогов школы С. Л. Луговой, И. А. Румянцевой, Г. В. Коюшевой произведения великих компо.зиторов-клас- сиков П. И. Чайковского, Р . Шумана, С. С, Прокофьева, русские народные песни • -в переложении для баяна и аккордеона н интересные ув­ лекательные рассказы о них. Такие встречи .педагогов школы с учащимися' во вне­ урочное время способствуют более полному и глубокому освоению молодыми людьми основ музыкальных знаний, расширению их музыкального кругозора, воспитанию любви к прекрасным творения.м че­ ловечества. 1 Р . ХРУСТАЛЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz