Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

3 • «ЛЕНИНЕЦ>< _ПО СЛЕДАМ ИНИЦИАТИВЫ . Д апковская комсомольская организация одной нз первых в области делом откяикиу. л ась на постановление обко- ма ВЛКСМ о создании ком­ сомольско-молодежных ферм. Здесь такая ферма была о р ­ ганизована быстро и, что еще более важно, она сразу же заявила о себе с самой луч­ шей стороны. Уже через год в Еропкинское отделение сов­ хоза «Кудрявщинскнй» з ача ­ стили з а опытом делегации животноводов из других рай ­ онов, по этому же адресу бы ­ ло отправлено немало призов н Почетных грамот, здесь проводились я семинары. О Еропкинском отделении стали говорить, как о школе пере­ дового опыта. И. тем не меиее, после зна­ комства с комсомольско-мо­ лодежным коллективом фер­ мы, с теми условиями, в ко­ торые он поставлен, приходит­ ся говорить _ о том, что гор­ ком комсомола не сделал здесь и десятой доли того, что сделать был просто ббя- водам отделения красный уголок. Мы сюда не заходим, — сказала Галина Алексеевна.— Морозильник! Не заходят сюда ие только животноводы, но и комсо­ мольские работники, поэтому, естественно, комната абсолют­ но пуста. .Ни наглядной аги­ тации, ни «Экрана социали­ стического соревнования», ни обязательств... Не случайно доярки слабо ориентируются в своих собст- [ых показателях, в совхса- хизии , не знают д аж е о что в области уже не- 1Ько лет ведется соревно­ вание среди молодых опера­ торов машинного доения на приз Героев Социа-чнстическо- го Труда. — Первый раз слышим об этом! — в один голос заяви ­ ли даж е управляющий и брн- По^ меньшей мере, странно было слышать это на передо: вой молодежной ферме. А причина лежит на поверхно­ сти: отсутствие контроля со зан, ограничившись лишь при­ своением коллективу фермы звания комсомольско-моло­ дежного. Не будем приуменьшать: производственные показатели Еропкинского отделения, как н всего совхоза, всегда были достаточно высоки. Например, в прошлом году многие мас­ тера машинного доения ком­ сомольско-молодежного кол­ лектива добились хороших результатов; перешагнули трехтысячный рубеж Вера Воронина, Любовь Чучукииа, Е кр ерин а- Илюшкина. Сов­ сем немного отстали от лиде­ ров их подруги. И не случай­ но на нынешний год дев ­ чата записали в своих социа­ листических обязательствах получить от каждой ф ураж ­ ной коровы три тысячи кило­ граммов молока. — Э то реальная задача, — подчеркнул управляющий от­ делением Василий. Тимофее­ вич Щедрин,—Кормовая база у нас хорошая, стадо высоко­ продуктивное. Действительно, с кормами здесь уж е три года не знают иреЙ5лем, не подводит живот­ новодов и совхозное стадо. Сейчас здесь получают от каждой коровы 4,5 килограм­ ма молока, а в марте, после растела коров, надои должны удвоиться. Вот мы, пожалуй, и обоз­ начили все достижения комсо- сомольско - молодежного кол­ лектива. все, чем он по спра­ ведливости может гордиться. Но стоит ли закрывать гла ­ за па то, что производственная база сложилась в Еропкин­ ском отделении задолго до т о . го, как ему было присвоено звание КМК, и невелики в этом заслуги как совхозной, так и городской комсомоль­ ских «^ганизаций? Комсомольские работники, судя по всему, успокоились, решив; раз ферма тянет — и ладно. Поэтому следов комсо­ мольской работы здесь ие об­ наружить. Уже несколько лет работпн-' ки фермы ставят перед адми­ нистрацией вопрос о строи­ тельстве красного уголка. Ру- ковбднте.пи обещают, но де­ ло с. места не сдвигается. Ни горком ВЛКСМ, ИИ совхозная комсомольская организация ничего не сделали для того, чтобы многочисленные обе- щаиня были выполнены. Бригадир КМК Г. А. Шме­ лева показала нам комнатку- подсобку, подернутую инеем, которая ------------- ------------ стороны горкома ВЛКСМ За тем, как «первички» привлека­ ют молодежь к участию в ин­ тересных. а главное, эффек­ тивных начинаниях. Уже было сказано, что фер­ ма добивается неплохих про­ изводственных показателей. Они могли быть и гораздо выше. Но именно неплохие цифры убаюкали многих, по­ этому несколько лет ферма топчется на месте, в пределах привычных для , себя резуль­ татов. ■Многие неиспользо­ ванные резервы в повышении производительности труда вполне по силам привести в действие «Комсомольскому прожектору». Но таковой в совхозе существует лишь на бумаге, а у городского штаба «КП» до Еропкинского отде­ ления руки ие доходят, О какой работе «прожекто­ ристов» можно говорить, ес­ ли кормокухня, выдав свою последнюю продукцию еще в 1978 году, вышла из строя из-за поломки котла, и с тех давних пор никто не забил тревогу, не задался вопросом: сколь существенно это сказы­ вается на питании животных? Словом, проблем в Ероп­ кинском отделении гораздо, больше, чем успехов. Требуют ремонта и реконструкции фермы. Они не приспособле­ ны для механизированной раздачи кормов, велика по­ этому доля иепроизводитель- иого ручного труда, многие здания держатся, как гово­ рится. на честном слове. Василий Ти.чофеевич Щед­ рин с тревогой рассказывал: — Каждое утро бегу в те ­ лятник с елДипственной мыс­ лью: не рухнул ли он? Предвижу вопрос: а поче­ му, собственно, для тружени­ ков -КМК фермы Еропкинско­ го отделения должны со зда ­ ваться тепличные условия? Нет, не о тепличных условиях речь — о нормальных, совре­ менных. Мало, очень мало быстро подхватить хорошую инициа­ тиву и рапортовать о ее пре­ творении в жизнь, надо под­ креплять ее конкретной, це­ ленаправленной работой. Горкому ВЛКСМ пора пе­ ресмотреть свое отиошевие к собственным начинаниям и, применив весь свой авторитет и боевитость, пройти, наконец, вторую и самую главную по­ ловину пути навстречу моло­ дым животноводам. М. КОНОПЛЕВ, наш спец. корр. Совхоа «Кудрявшиисвнй» Давковского района. т п т в ш т щ л ит чЕ си и н ] щ н : л я Б СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ: Продолжаем разгово]р о «трудных» «ЧПя в комсомоль­ ской группе в декабрьемм выпуске общественно • политического к л уба «Я и мы» поднимались проблемы «трудных» подростков, в частности, организация их свободного временя; гово­ рилось о том, что местом в с т р й подростков нередко становятся подвалы жилых домов. В редакцию поступили письма, в которых читатели включаются в начатый разговор. -Особый интерес, на наш взгляд , представляет письмо липча81а 1 Ирины Васильевой. И е. лоаедь — так можно назвать его. Это письмо мы попросили прокомментировать Лю ­ бовь Ивановну М ещ ^ якову , инспектора лб делам весовершеннолетяих С о в е т с к о г о РОВД . Надеемся, читатели выскажут свою точку зрения об отнх иублнкациях, «Подвалы не виноваты» «Здравствуйте! Прочитала выпуск «Я и мы» з а 24 декабря. Подобные пуб­ ликации меня просто бесят. Ежедневно пишем о «труд­ ных», об их воспитании и о всяких там мерах и т. д.. а «трудные» — они были всег­ да и всегда будут. И вообще, О них у нас неправилыше представлевие. Все мы смотрели фильм «Пацаны», много было о нем публикаций в газетах, но рЬзве эти прекрасные ребята — трудные? Это нормальные люди, С чувством долга, уме­ нием трудиться, они умеют об­ думывать СВОИ поступки, осуждать себя и даж е ис­ правлять свои ошибки. Нет, это не трудные! А кто ж е они, «трудные»? Те, которые собираются в подвалах, пьют, курят, воруют? Д а? Д а сей­ час в 16 лет многие выпивают, курят, не серьезно, а просто так , ради спортиПйого интере­ са. Значит, все они «труд­ ные», да? , ' . Нет, они не «трудные», они такие же, как и все. Нор- малыше. Немного напишу о себе. Мне 19 л ет , , сейчас я рабо^ таю, но если вспомнить, чем я занималась в 14—18 лет... Училась в школе хорошо, ув ­ лекалась баскетболом, была комсоргом. Целый день — учеба, уроки, собрания, сборы и к вечеру все это надоедает. 18 февраля 1984 г. = * 1 ИСЪМО необычное — так мог написать толь­ ко келовек, который ли даж е она составляет всего девятнадцать лет. Мне. как лицу заинтересованному, за- Ннмающемусг подростками, очень хотелось бы познако- м 11Т ься поближе с автором письма, подробнее узнать о ее взглядах на жизнь. Наверняка, были какие-то повороты, ко­ торые оказЗГТись решающими ■ в выборе жизненной позиции. Такие судьбы, как у Ирины, д л я нас, занимающихся под­ ростками, я бы назвала «жи­ вой литературой» по работе с несовершеннолетними. И если девушка сегодня путем оши­ бок, проб отыскала свою = кЛЕНИНЕЦ» сандр Ролдугин совершил кра­ жу , но из-за возраста не при­ влекался к уголовной ответ­ ственности, а был поставлен на учет в инспекцию. В это же время с ним подружились ученики средней школы № 52 Андрей -М. и Игорь Б. Ребята ■учились хорошо, нареканий никаких не имели. Но иео«и , два нормальных подростка, повлияли на приятеля —Алек­ сандр стал для них авторите- том, потому что он в свои тринадцать—четырнадцать лет уж е познал «иеиэвесхиое» и щедро им делился с друзья- Местом их встреч стал под­ вал родной для Ролдугина школы ЛГ« ’53, Здесь ребята я перешли от «теории» к прак- . тике, уж е втроем совершили монился. Но по-прежнему про . водя вечера, в тех же подва­ лах, Александр вновь стал ис­ кать для себя приключения. На смену ушедшим друзьям пришли .другие. Вместе они и совершили грабеж . : ...Лариса и Л е и а . - - тоже были, приятельницами по под­ валу.' Кстати, бытует мнение (и в большой степени, конеч­ но, обоснованное), что туда чаще идут дети из неблагопо. лучных семей. Лена, как ра з наоборот, бежала в подвал о т благополучия. По-видимо­ му, только в поисках той не­ известности, о которой гово­ рит в письме Ирина. Лека росла в семье, благополучной не внешне, а по-настоящему дружной. П омим о ' материаль­ ного достатка, она каждоднев- ма: «...есть ребята из нашей хомпашш, которые опустились до самого дна, которые о ка- вались слабее ’ других... Кто сможет их вернуть назад, если они слабые люди?.. «Подваль­ ная жизнь» показала все ее темные углы, но н показала, что мы можем дружить, хра ­ нить тайны...». По мнению Ирины, стало быть, тот, кто сильный, тот сможет все-таки вовремя остановиться, а с ла ­ бый—пусть опускается, пусть, в конечном счете, отправляет­ ся на скамью подсудимых.' Это я есть суть «подвальной» дружбы! Хочется спросить Ири­ ну, а что она, се друзья, ко ­ торые Сумели вырваться из порочного круга, сделали, что­ бы у,держать тех, опустив­ шихся «до самого дна», чем ЦЕНА « подвальной ЭКЗОТИКН» Бросаешь все на свете, идешь иа улицу, в подвал. У нас был такой прекрас­ ный подвал! В комнате слеса­ рей стоял стол, кропать, на стене —- ра збитое 'зеркало и много всякой другой никому не иконной мебели. Д о самой полночи, а то и дольше сидели мы там: играли в карты, учи­ лись курить (че.човек -все дол­ жен ■ уметь!), рассказывали интересные истории, анекдо­ ты. На улице зима, ветер, а у нас тепло, горит свеча. И очень д аж е уютно. Потом ста­ ли нробовать спиртное. Всем весело, весело от неязвеетно- сти, от нового, потому что ста . рое уже все надоело. , Когда соседи нас стали раз- гоешть из подвала, мы соби­ рались всем назло. Если дверь в подвал была закрыта — за­ лезали через «кошачьи дыр­ ки». Так даж е еше интересней. Часто ходили в Каменный ,трг кататься на санках, которые воровали в детском саду. , ...После девяти вечера — самое пр№рас!Юе время: тем ­ но. людей мало, никто не ме­ шается, делай, что хочешь. Я и сейчас очень люблю, гу­ лять ночью, могу всю ночь хо­ дить по городу или протор­ чать на вокзале, люблю слу­ чайные встречи, случайных знакомых. Мне намного инте- ресиее стоять в кругу ребят нз подворотен, чем слушать лекции в кинолектории, хотя и там я иногда бываю. Жизнь требует разнообра. зия, н если ты не был в под­ вале, то ты что-то Потерял. Меня никто никогда не счи­ т ал «трудной», хотя я в 16 лет и курила, и выпивала, да и чего только не было, обо всем не напишешь. Д аж е до ­ ма ;часто не ночевала. Но я живу, работаю, учусь, и в этом подвал мне ничем не по.мешал. Д а , есть ребята из нашей компании, которые опустились до самого дна, которые о каз а ­ лись слабее других и не смог­ ли себя в чем-то сдержать. Но если они не смогли — так кто ж е сможет вернуть и х ' назад? Если они слабые люди, кто сможет их сделать сильными? Это все ужасно сложно! Но многим нз нас именно «под­ вальная жизнь» показала, как может опуститься человек, по ­ казала все «темные» углы, но о«а и показала, что мы можем дружить, хранить тайны, окра­ сила нашу жизнь чем-то з ага . дочным... Короче, об этом я могу писать еще до у т р а . . Но уж е пора остановиться. Ска­ ж у лишь об одном. Сейчас я не курю, пью редко, да и то только что-нибудь легкое. Может, только слишком гру­ бая , но тут причина другая. О ночном подвале вспоминаю, как о чем-то прекрасном. Не йиноваты подвалы, что есть «трудные»! Д о свидания; Ирина». верную дорогу* можно только порадоваться за нее, как мы всегда если снима­ ем с у 'ж та подростка. И вся­ кий раз в такие минуты вспо­ минаются 'все «похождения» и его, подростка, и твои собст- венные. Не сомневаюсь, что и Ирина в свое время кому-то доставила немало хлопот. Мне хочется поспорить с автором письма. Но сначала ска’^ку, в чем я согласна с ним. -Ирина права, утверждая , чтО (Ме все «временные обита­ тели» подвалов, . оказываются на .е’камье подсу.:^рмых. Со­ гласна: нередко - в подвалы идут за неизвестным, от «не­ чего делать» ребята, которых Ирина называет нормальными. Но, судя .по письму, она твер­ до придерживается позиции, с которой лично я согласить­ ся не могу. - Д е | |т н к а , зйА гш ая под­ валы, видит в них всего лишь место встреч подростков, где, скрытые от взглядов взрослых, они самостоятельно познают, по их мнению, таинства жи з ­ ни. А уж потом, познав это, , неизвестное, каждый выбирает свой путь. ' Иными словами, автор отстаивает, если так можно сказать, процесс само- вьыкивания подростка. Ц Ири­ не, и всем, кто придерживает­ ся такой позиции, попытаюсь показать цену «самовыжива- ..;В тринадцать, лет Алек- ряд мелких краж . А т ак как особого ущерба подростки ве нанесли, то, исходя из пози- .ции 'Ирины, взрослые должны были просто со стороны на­ блюдать, рассчитывая на то, что ребята «авось, подрастут и сами одумаются». Немало пришлось п о т р у , литься, чтобы разъединить эту троицу. Первым отошел . от компании Андрей, с Игорем дело обстояло сложнее, но и ему, в конечном счете, удалось открыть глаза на «неизвест­ ное». Сейчас он учится (кста­ ти, без «троек») в одном из технических училищ города, в свободное время занимается в мотоклубе областного ' коми­ тета ДОСААФ, словом, растет хороший парень. • А что же Ролдугин? «Род­ ство» с 53-й школой не поме­ шало ему - совершить здесь кражу , после которой он ока ­ зался на скамье подсудимых и понес наказание •— три года лишения свободы (исполнение приговора ^ отсрочеино. чтобы человек сделал выводы и ис­ правился). В училище Алек­ сандр не успевал — отчисли­ ли; поступил в другое, но и там зарекомендовал себя не с лучшей стороны. Уходил из до­ ма, ночевал в подвалах. Дело Ролдугина было передано иа комиссию по делам иесовер- шеинолетних, родителей оштрафовали. Н а •какое-то время подросток чуть-чуть уго- но получала и уроки доброты, чуткости, взаимопонимания. Всесторонне развитая, с х а ­ рактером, о котором принято говорить «огонь», Лена однажды тоже оказалась в подвале —■ просто так, от не­ чего дела'ть. Он 'то и подру­ жил е<> окончательно с Лари- сой. И последовали, как обыч­ но бывает в таких случаях, уходы из дома, ночевки там , «где много всякой другой, ни­ кому не нужной мебели...». Там они учились ■всему, о чем пишет Ирина. Д ля Ларисы «паука» за* кончилась двумя годами -ти- шепия свободы за избиение своих Же сверстниц. Суд тож е ■назначил отсрочку по .испол­ нению приговора, однако «подвальная» жизнь воспитала в Ларисе такую «самостоя­ тельность, что и скамья под­ судимых ее не образумила. А Лену... Лену общими уси. ЛИЯМИ удалось вырвать из «подвала». Она поступила в столичный вуз, успешно сдала первую сессию. Й все-таки, от ­ кровенно говоря, до конца спокойной быть за нее не могу. Сейчас многое зависит от то ­ го, с кем она подружится в институте, сумеет лн сама, ли­ шенная постоянной родитель­ ской опеки, усвоить уроки подвальной «экзотики». Рассказала эти певыду.ман- ные истории и вновь перечи­ тала строки Ирининого пись. помогли им?.. Д а , сделать сильным че.човека невозможно, если в нем самом нет этой си­ лы.. но подать руку слабому, вовремя поддержать его — это долг друга, это принцип на­ шей жизни. Ио именно его-то и нет. в подвалах, потому что там свои законы, свое пони­ мание человеческих качеств. Например, увидев .краденное, человек в обычных условиях поспешит сообщить о с л у - . чившемся в 'милицию, а там. в подвале, постараются все на­ дежно укрыть. В обычной жизни это зовется воровст­ вом, в той, подвальной, — «зчлением-, дружи ть , ' хр анить Свое письмо Ирина заканчи­ вает правильными словами; «Не виноваты подвалы, что есть трудные». А ведь их ни­ кто и не винит, если иметь в виду просто помещения. Речь идет о подвалах (как и о подъездах домов, дворах, под­ воротнях), как местах, где подростки собираются, чтобы «никто не мешался, чтобы де­ лать, что хочешь». И так как цена «выживаемости» в т а ­ ких местах очень высока, долг каж дого из нас сделать все, чтобы там , в подвадах, под­ ростки не теряли того, «что - уж е никогда не найдешь». Л . МЕЩЕРЯКОВА, инспектор по делам несовершеннолетних Советского РОВД. НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, ЗАКОН Из института мы с Ниной вышли вместе. Ей было все равно, куда идти. И мы св'ер- лули в первую попавшуюся улицу. Я попросила Нину рассказать о детстве, ©роди­ телях, о том, почему она при­ ехала учиться в Липецк. Го­ ворила она скупо, отрывочны­ ми фразами. Детство было обыкновенным, как у всех. Родители? Они любят ее и мечтают о том дне. когда их дочь полошит диплом. Это буг дет большой праздник в с е ­ мье. Ио если они узнают, что произошло, их это убьет... Нина говорит, что характе­ ром пошла в отца — все в себе держать. Поэтому, о б ъ - . ясияет, на. комсомольском со­ брании внешне была спокойна, как сказали в группе — ни слезинки не выронила. И вот теперь она шла по улицам го­ рода. в котором училась ее любимая учительница (поэто­ му Нина сюда и приехала^ шла я плакала. Город сталей чужим. Первый раз в жизни она осталась без друзей. Без своей группы, где была ком­ соргом; Вез института, без общежития. Словом, она мно- гое потеряла. И — плакала, плакала. Но я до сих пор не могу точно сказать, было ли это оплакивание потерянного или слезы раскаяния. В тот раз, когда мы ходили по улицам, старались .не про­ износить это слово вслух. .Пы­ тались обойти его, заменить другим. Но от свершившегося никуда ие уйдешь. Студентка четвертого курса, будущей педагог, комсорг группы... украла деньги. Рассказывая об этом, ее сокурсники подчерки­ вали; украла не у кого-ни­ будь, — у Тамары, соседки по комнате, у которой умерла мама. И те 105 рублей, при- везенньм с собой в общежи­ тие, — все, что у нее остава- Слушать Тамару тяжело. Перенесшая большое горе, она испытала затем и горькое разочарование, чуть ли не по­ теряла -веру в людей. Ведь первой о пропаже она поведа­ ла именно Инне. Та сделала удивленное лицо, расчувство­ валась и посоветовала немед­ ленно обратиться в милицию. Узнав о случившемся, де­ кан факультета вызвал к се­ бе прежде всего Нину. Как комсорга группы, как старо­ сту этаж а , как соседку по. комнате. Тем более, что в это время кто-то вспомнил про исчезнувшую французскую тушь, V кого-то пропали серь­ ги... Декан поставил вопрос так; если не будут возвраще­ ны деньги, Тамариных сосе­ дей выселят из общежития. Велюром в комнате долго молчали. Наконец, Нина пр:и- вналась. Почему? Она объяс­ няет это одним: ж аль стало На комсомольском собрании, где вся группа проголосова­ ла з а исиючение Нины из рядов ВЛКСМ и из институ­ та, равнодушных ие было. Все говорили ' взволнованно, с искренним возмущением. С а ­ мой спокойной оказалась Ни­ на, На лице — ни .тени сму­ щения. Твердила одно; мне очень нужны были деньги.По* этому взяла. И хотела их по­ том не:1аиетно вернуть. Многие, совершив против©, законный, бсзнравствеипый по­ ступок, пытаются оправдать себя. Но не каждый, оправ­ дываясь, станет обвинять дру­ гих. А вот Нина обвиняла. Она обижена иа группу, в ко­ торой все, кроме одной сту­ дентки, отвернулись от. нее. Как ни странно, обижена ии а Тамару, которая, оказывается, должна была молчать —- ведь вернула же Нина ей деньги! В этих объяснмгиях и обвине­ ниях — суть характера Нины. ...С первого курса она про­ явила организаторские спо-. собиоети, была заметной, ве­ селой студенткой; А как пес­ ни пела! Но вместе с этими качествами у нее была дру ­ гая черта: ставить себя выше других. И , пожалуй, это было главным. Или другое. Летом поехала не куда-нибудь — в пионерский лагерь. Воспнты - ' вать ребят, отдыхать вместе с ними. А ока;!алась . невоспи- ташгой сама — при пятиклас­ сниках выражалась нецензур­ ными словами. ■ И еще одни парадокс. Нина с успехом училась в педагогическом ву­ зе, абсолютно не чувствуя ин­ тереса к педагогике. Она от­ кровенно призналась; «Нет у меня призвания работать с детьми». Тогда почему выбра­ ла педагогический? «Л мне (5ыло все равно. Родители хо­ тели, чтобы я получила дип­ лом о высшем образовании». Привыкшая думать одно, делать другое, она, понимая, что красть — это ужасно, з а ­ лезла в чрсую сумку. Пото- му что быЛа возможность без труда получить сразу почти три стипен,тии. Кстати, нема- лЬважная деталь.- ‘■Тамарина сумка лежала па виду и была открыта. Взяв деньги, Нина ее ш р ы л а . Та1ш люди меря­ ют-даугих по м бе : у них п сумки всегда закрыты, и ду­ ши тоже. На бюро факультета Нина просила об одном; оставить ее в комсо.моле. Как бывшего комсорга, ее спросили: «Какое взыскание ты определила бы сама себе?». «Самое строгое»,— ответила она. Видимо, самым строгим сочла не исключение из комсомола, а исключение из института. Тонущий хватается за со­ ломинку. Это чувствовалось, когда Нива, рассказывая о группе, сетовала на то, что студенты забыли о ее прош­ лых заслугах, о том, сколько хлопот было у нее в бытность комсоргом. Считала, что уже за это ее можно оставить -в комсомоле. Может, действи­ тельно дорога ей принадлеж­ ность к союзу молодежи? Нет, Нина сама призналась: днплом-то' она может получить потом, переведясь на заочное отделение, а в комсомол по­ пробуй, ' восстановись: поин­ тересуются, за что исключили — и тогда все пропало. ...После всего случившегося Нина в качестве «наказания» собралась было поехать й с а ­ мую дальнюю сельскую школу. Но. позвольте, за что «нака­ зывать» таким, с позволения сказать, педагогом, сельских ребятишек? Этот вопрос я и з адала Нине. «Тогда я пойду секретарем -машинисткой, — огвепгла она. — Еще в школе получила эту специальность», (Она очень боится. Что' обо всем узнают родители. П оэто ­ му домой ехать не собирается: «Буду исправляться здесь»). К ак мы и условились, Нина позвонила в редакцию. Пы­ таясь объяснить, кто ' это, она сбивчиво заговорила; «Это та девушка, которая... "училась в иисгитуте...» Она так и ие смогла произнести то страш ­ ное слово. Нина сообщила, что устроилась работать. И попросила, если будет статья , изменить ее имя. Наетояшее имя у нее дру­ гое. И мы будем надеяться, что больше ей никогда не по­ надобится «псевдоним». Ей чуть больше двадцати . Она успеет, если захочет, получить диплом. Но главное — дока­ зать не право работать в шко­ ле. Дока зать то,' что стала порядочным человеком, К этой истории в институте отнеслись вот как. После пер­ вого факультетского бюро, на которое Нина не явилась, ре­ бята решили известить ее з а ­ пиской. И тут встал вопрос: как писать? «Товарищ т а ­ кая-то?.,» Н о разве можно ее па.звать товарищем? — возму­ тился кто-то. Бюро, на которое Нина все-таки потом пришла, было солидарно с мнением группы: исключить из рядов ВЛКСМ я ходатайствовать об' исключении из института. Группа, в которой она учи­ лась, на факультете считается неплохой. Есть и отличники, и общсстветгаки. Суд» по тому. как вели себя в этой ситуа­ ции неравнодушные люди. Н о тут и возникает вопрос, который пришлось з адать ре­ бятам: а куда же они смот­ рели раньше? Сейчас, когда все это свершилось, стали ис­ кать и нашли в Нине плохое; и двуличие, и желание подав­ лять остальных. Почему же тогда доверили возглавлять комсомольскую группу тако­ му человеку? Истоки этого проследить яе трудно. Достаточно посмот­ реть, как проходят в группе отчетно-выборные, собрания. Всей некогда, все куда-то торопятся. Собрания прово­ дили в перерывах между лек циями. Звучало традииион ное: «Все остаются на преж­ них местах? Кто против? Кто воздержа.дся? Единогласно». Таким образом. Нина в чет­ вертый раз осталась явно не на своем месте. Справедливости ради надо сказать, что это «ЧП» послу­ жило для группы хорошим уроком. Только очень насторожили слова одного из членов бюро, когда говорили о запоздалом прозрении, о равнодушии. Тот сту д е н т , предложил; «Нам нужна разработка конкретнсь го ряда мер по борьбе с без­ различием». Вот так-то! Сло­ во в слово записала в блок­ нот это выражение. Не за тем. чтобы читатель усмехнулся. Из этого тоже надо извлечь урок. О. ТЕПЛОВА. ■ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА: ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ МНЕНИЕ ВОСПИТЫВАТЬ С О О БЩА в обсуждении проекта р е ­ ф ормы ш колы мне . очень хочется подробнее остано ­ в и ться н а двадц ать ■-восьмом пункте , где говорится о том, что «повыш ение эфф ективно ­ сти воспитания в большой степени зави си т от согласо ­ ванности -усилий и единства требований к учащ им ся семьи , школы , обществен­ ности и трудовы х коллекти - К созкалению* з а воспита­ ние детей пока спрашивают только с 'учителей . Казкдого подростка, совершивш его проступок, «склоняю т» на всевоз.моззшых п едагогиче­ ских совещ аниях и с ем и п а -■ рах . Ш кола , в которой учи т ­ с я провинившийся, под­ в ер га етс я проверкам . А вот на производстве, где т р у д я т ­ с я родители н ерадивых уче ­ ников, все тихо и спокойно. И д ело не в том- что .туд а , не доходят слухи о случив ­ ш ем ся . Наоборот , об этом умыш ленно молчат; мол, заче.м человеку порядочно­ му, трудолюбивому, много сил и врем ени отдающ ему работе , напоминать о непри ­ ятном? С ем ейн ая зкизиь — вопрос деликатный , и нечего в нее л ез ть посторонним. Н о к а к часто отличный производственник бывает плохим отцом. ■ Р а з в е мало случ аев, когда человек , доб­ росовестно работающий , не у д ел я ет вним ания своим д е ­ т ям? А уж если говорить о в зрослых , ч ей м оральный об- лик вы зы вает сомнение, то его детьми интересоваться надо непременно. Мозкет, они плохо у ч а т ся оттого, что п а ­ па приходит домой пьяным , мозкет, они и з дому по в е ­ черам бег>'т и з - з а нёзкелапня слуш ать скандалы . Я не склонен пред.чагать, чтобы з а плохое воспитание детей н ака зы в али лишением премии или понижением в долйшости. П ри ж елании мозгшо най ти м оральны е ме­ рзл воздействия . Но, р а ту я з а отв етствен ­ ность родителей в воспита­ нии, я хочу с к а з а т ь о том , что именно ш ко л а долэкна ста ть педагогическим вос ­ питательным" центром . Н е ­ обходимо изм енить ф ормы работы с родителями ,- ш ире знакоми ть их с достизкениями педагогической науки . А д л я этого н едостаточно сове­ щ аний , н а которых , к а к п р а ­ вило, больш е вним ания у д е ­ ляю т недостаткам — п ер е ­ чи сляю тся двойки , опоздания , пропуски , что не всегда п о ­ м огает дел у . Я думаю , что встречи родителей -и учи те ­ лей должны бы ть н е только по поводу «ЧП » . А почему бы в ш коле н е ус тр аи в ат ь Дни откры тых д верей - д л я мам и пап , в которы е они .смогли бы посетить уроки , посм отреть в ш кольном ки ­ нотеатре ф ильм и вместе с д етьми обсудить его? В такой д ен ь можно и совм е ­ стный трудовой д есант п ро ­ вести, и спортивные сорев- Я . к ак человек , много лет работавш ий с детьми , заметил : если к родителям обратиться с какой -то про сь ­ бой, они охотно соглаш аю тся ее выполнйть. И б ольш ая ошибка учителей з аклю чает ­ с я в том, что ошг избегаю т этой помощи. Классным р у ­ ководителям необходимо п ла ­ нировать такие дела , в кото­ ры х обязательное участие долзкны приним ать взроелы е. Это помож ет учи т е лям луч ­ ш е у з н а т ь и самих роди те ­ л ей , а роди телям предоста ­ ви т ся возможность лучш е у з н а т ь своих д етей ,— их привязанности , • йнтересы , способности. И. ПЛОТНИКОВ, ш е в е к т о р облоно. ФОТОКОНКУРС «ЛЕНИНЦА» 1 ^ ' - : -)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz