Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)
3 • «ЛЕНИНЕЦ>< _ПО СЛЕДАМ ИНИЦИАТИВЫ . Д апковская комсомольская организация одной нз первых в области делом откяикиу. л ась на постановление обко- ма ВЛКСМ о создании ком сомольско-молодежных ферм. Здесь такая ферма была о р ганизована быстро и, что еще более важно, она сразу же заявила о себе с самой луч шей стороны. Уже через год в Еропкинское отделение сов хоза «Кудрявщинскнй» з ача стили з а опытом делегации животноводов из других рай онов, по этому же адресу бы ло отправлено немало призов н Почетных грамот, здесь проводились я семинары. О Еропкинском отделении стали говорить, как о школе пере дового опыта. И. тем не меиее, после зна комства с комсомольско-мо лодежным коллективом фер мы, с теми условиями, в ко торые он поставлен, приходит ся говорить _ о том, что гор ком комсомола не сделал здесь и десятой доли того, что сделать был просто ббя- водам отделения красный уголок. Мы сюда не заходим, — сказала Галина Алексеевна.— Морозильник! Не заходят сюда ие только животноводы, но и комсо мольские работники, поэтому, естественно, комната абсолют но пуста. .Ни наглядной аги тации, ни «Экрана социали стического соревнования», ни обязательств... Не случайно доярки слабо ориентируются в своих собст- [ых показателях, в совхса- хизии , не знают д аж е о что в области уже не- 1Ько лет ведется соревно вание среди молодых опера торов машинного доения на приз Героев Социа-чнстическо- го Труда. — Первый раз слышим об этом! — в один голос заяви ли даж е управляющий и брн- По^ меньшей мере, странно было слышать это на передо: вой молодежной ферме. А причина лежит на поверхно сти: отсутствие контроля со зан, ограничившись лишь при своением коллективу фермы звания комсомольско-моло дежного. Не будем приуменьшать: производственные показатели Еропкинского отделения, как н всего совхоза, всегда были достаточно высоки. Например, в прошлом году многие мас тера машинного доения ком сомольско-молодежного кол лектива добились хороших результатов; перешагнули трехтысячный рубеж Вера Воронина, Любовь Чучукииа, Е кр ерин а- Илюшкина. Сов сем немного отстали от лиде ров их подруги. И не случай но на нынешний год дев чата записали в своих социа листических обязательствах получить от каждой ф ураж ной коровы три тысячи кило граммов молока. — Э то реальная задача, — подчеркнул управляющий от делением Василий. Тимофее вич Щедрин,—Кормовая база у нас хорошая, стадо высоко продуктивное. Действительно, с кормами здесь уж е три года не знают иреЙ5лем, не подводит живот новодов и совхозное стадо. Сейчас здесь получают от каждой коровы 4,5 килограм ма молока, а в марте, после растела коров, надои должны удвоиться. Вот мы, пожалуй, и обоз начили все достижения комсо- сомольско - молодежного кол лектива. все, чем он по спра ведливости может гордиться. Но стоит ли закрывать гла за па то, что производственная база сложилась в Еропкин ском отделении задолго до т о . го, как ему было присвоено звание КМК, и невелики в этом заслуги как совхозной, так и городской комсомоль ских «^ганизаций? Комсомольские работники, судя по всему, успокоились, решив; раз ферма тянет — и ладно. Поэтому следов комсо мольской работы здесь ие об наружить. Уже несколько лет работпн-' ки фермы ставят перед адми нистрацией вопрос о строи тельстве красного уголка. Ру- ковбднте.пи обещают, но де ло с. места не сдвигается. Ни горком ВЛКСМ, ИИ совхозная комсомольская организация ничего не сделали для того, чтобы многочисленные обе- щаиня были выполнены. Бригадир КМК Г. А. Шме лева показала нам комнатку- подсобку, подернутую инеем, которая ------------- ------------ стороны горкома ВЛКСМ За тем, как «первички» привлека ют молодежь к участию в ин тересных. а главное, эффек тивных начинаниях. Уже было сказано, что фер ма добивается неплохих про изводственных показателей. Они могли быть и гораздо выше. Но именно неплохие цифры убаюкали многих, по этому несколько лет ферма топчется на месте, в пределах привычных для , себя резуль татов. ■Многие неиспользо ванные резервы в повышении производительности труда вполне по силам привести в действие «Комсомольскому прожектору». Но таковой в совхозе существует лишь на бумаге, а у городского штаба «КП» до Еропкинского отде ления руки ие доходят, О какой работе «прожекто ристов» можно говорить, ес ли кормокухня, выдав свою последнюю продукцию еще в 1978 году, вышла из строя из-за поломки котла, и с тех давних пор никто не забил тревогу, не задался вопросом: сколь существенно это сказы вается на питании животных? Словом, проблем в Ероп кинском отделении гораздо, больше, чем успехов. Требуют ремонта и реконструкции фермы. Они не приспособле ны для механизированной раздачи кормов, велика по этому доля иепроизводитель- иого ручного труда, многие здания держатся, как гово рится. на честном слове. Василий Ти.чофеевич Щед рин с тревогой рассказывал: — Каждое утро бегу в те лятник с елДипственной мыс лью: не рухнул ли он? Предвижу вопрос: а поче му, собственно, для тружени ков -КМК фермы Еропкинско го отделения должны со зда ваться тепличные условия? Нет, не о тепличных условиях речь — о нормальных, совре менных. Мало, очень мало быстро подхватить хорошую инициа тиву и рапортовать о ее пре творении в жизнь, надо под креплять ее конкретной, це ленаправленной работой. Горкому ВЛКСМ пора пе ресмотреть свое отиошевие к собственным начинаниям и, применив весь свой авторитет и боевитость, пройти, наконец, вторую и самую главную по ловину пути навстречу моло дым животноводам. М. КОНОПЛЕВ, наш спец. корр. Совхоа «Кудрявшиисвнй» Давковского района. т п т в ш т щ л ит чЕ си и н ] щ н : л я Б СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ: Продолжаем разгово]р о «трудных» «ЧПя в комсомоль ской группе в декабрьемм выпуске общественно • политического к л уба «Я и мы» поднимались проблемы «трудных» подростков, в частности, организация их свободного временя; гово рилось о том, что местом в с т р й подростков нередко становятся подвалы жилых домов. В редакцию поступили письма, в которых читатели включаются в начатый разговор. -Особый интерес, на наш взгляд , представляет письмо липча81а 1 Ирины Васильевой. И е. лоаедь — так можно назвать его. Это письмо мы попросили прокомментировать Лю бовь Ивановну М ещ ^ якову , инспектора лб делам весовершеннолетяих С о в е т с к о г о РОВД . Надеемся, читатели выскажут свою точку зрения об отнх иублнкациях, «Подвалы не виноваты» «Здравствуйте! Прочитала выпуск «Я и мы» з а 24 декабря. Подобные пуб ликации меня просто бесят. Ежедневно пишем о «труд ных», об их воспитании и о всяких там мерах и т. д.. а «трудные» — они были всег да и всегда будут. И вообще, О них у нас неправилыше представлевие. Все мы смотрели фильм «Пацаны», много было о нем публикаций в газетах, но рЬзве эти прекрасные ребята — трудные? Это нормальные люди, С чувством долга, уме нием трудиться, они умеют об думывать СВОИ поступки, осуждать себя и даж е ис правлять свои ошибки. Нет, это не трудные! А кто ж е они, «трудные»? Те, которые собираются в подвалах, пьют, курят, воруют? Д а? Д а сей час в 16 лет многие выпивают, курят, не серьезно, а просто так , ради спортиПйого интере са. Значит, все они «труд ные», да? , ' . Нет, они не «трудные», они такие же, как и все. Нор- малыше. Немного напишу о себе. Мне 19 л ет , , сейчас я рабо^ таю, но если вспомнить, чем я занималась в 14—18 лет... Училась в школе хорошо, ув лекалась баскетболом, была комсоргом. Целый день — учеба, уроки, собрания, сборы и к вечеру все это надоедает. 18 февраля 1984 г. = * 1 ИСЪМО необычное — так мог написать толь ко келовек, который ли даж е она составляет всего девятнадцать лет. Мне. как лицу заинтересованному, за- Ннмающемусг подростками, очень хотелось бы познако- м 11Т ься поближе с автором письма, подробнее узнать о ее взглядах на жизнь. Наверняка, были какие-то повороты, ко торые оказЗГТись решающими ■ в выборе жизненной позиции. Такие судьбы, как у Ирины, д л я нас, занимающихся под ростками, я бы назвала «жи вой литературой» по работе с несовершеннолетними. И если девушка сегодня путем оши бок, проб отыскала свою = кЛЕНИНЕЦ» сандр Ролдугин совершил кра жу , но из-за возраста не при влекался к уголовной ответ ственности, а был поставлен на учет в инспекцию. В это же время с ним подружились ученики средней школы № 52 Андрей -М. и Игорь Б. Ребята ■учились хорошо, нареканий никаких не имели. Но иео«и , два нормальных подростка, повлияли на приятеля —Алек сандр стал для них авторите- том, потому что он в свои тринадцать—четырнадцать лет уж е познал «иеиэвесхиое» и щедро им делился с друзья- Местом их встреч стал под вал родной для Ролдугина школы ЛГ« ’53, Здесь ребята я перешли от «теории» к прак- . тике, уж е втроем совершили монился. Но по-прежнему про . водя вечера, в тех же подва лах, Александр вновь стал ис кать для себя приключения. На смену ушедшим друзьям пришли .другие. Вместе они и совершили грабеж . : ...Лариса и Л е и а . - - тоже были, приятельницами по под валу.' Кстати, бытует мнение (и в большой степени, конеч но, обоснованное), что туда чаще идут дети из неблагопо. лучных семей. Лена, как ра з наоборот, бежала в подвал о т благополучия. По-видимо му, только в поисках той не известности, о которой гово рит в письме Ирина. Лека росла в семье, благополучной не внешне, а по-настоящему дружной. П омим о ' материаль ного достатка, она каждоднев- ма: «...есть ребята из нашей хомпашш, которые опустились до самого дна, которые о ка- вались слабее ’ других... Кто сможет их вернуть назад, если они слабые люди?.. «Подваль ная жизнь» показала все ее темные углы, но н показала, что мы можем дружить, хра нить тайны...». По мнению Ирины, стало быть, тот, кто сильный, тот сможет все-таки вовремя остановиться, а с ла бый—пусть опускается, пусть, в конечном счете, отправляет ся на скамью подсудимых.' Это я есть суть «подвальной» дружбы! Хочется спросить Ири ну, а что она, се друзья, ко торые Сумели вырваться из порочного круга, сделали, что бы у,держать тех, опустив шихся «до самого дна», чем ЦЕНА « подвальной ЭКЗОТИКН» Бросаешь все на свете, идешь иа улицу, в подвал. У нас был такой прекрас ный подвал! В комнате слеса рей стоял стол, кропать, на стене —- ра збитое 'зеркало и много всякой другой никому не иконной мебели. Д о самой полночи, а то и дольше сидели мы там: играли в карты, учи лись курить (че.човек -все дол жен ■ уметь!), рассказывали интересные истории, анекдо ты. На улице зима, ветер, а у нас тепло, горит свеча. И очень д аж е уютно. Потом ста ли нробовать спиртное. Всем весело, весело от неязвеетно- сти, от нового, потому что ста . рое уже все надоело. , Когда соседи нас стали раз- гоешть из подвала, мы соби рались всем назло. Если дверь в подвал была закрыта — за лезали через «кошачьи дыр ки». Так даж е еше интересней. Часто ходили в Каменный ,трг кататься на санках, которые воровали в детском саду. , ...После девяти вечера — самое пр№рас!Юе время: тем но. людей мало, никто не ме шается, делай, что хочешь. Я и сейчас очень люблю, гу лять ночью, могу всю ночь хо дить по городу или протор чать на вокзале, люблю слу чайные встречи, случайных знакомых. Мне намного инте- ресиее стоять в кругу ребят нз подворотен, чем слушать лекции в кинолектории, хотя и там я иногда бываю. Жизнь требует разнообра. зия, н если ты не был в под вале, то ты что-то Потерял. Меня никто никогда не счи т ал «трудной», хотя я в 16 лет и курила, и выпивала, да и чего только не было, обо всем не напишешь. Д аж е до ма ;часто не ночевала. Но я живу, работаю, учусь, и в этом подвал мне ничем не по.мешал. Д а , есть ребята из нашей компании, которые опустились до самого дна, которые о каз а лись слабее других и не смог ли себя в чем-то сдержать. Но если они не смогли — так кто ж е сможет вернуть и х ' назад? Если они слабые люди, кто сможет их сделать сильными? Это все ужасно сложно! Но многим нз нас именно «под вальная жизнь» показала, как может опуститься человек, по казала все «темные» углы, но о«а и показала, что мы можем дружить, хранить тайны, окра сила нашу жизнь чем-то з ага . дочным... Короче, об этом я могу писать еще до у т р а . . Но уж е пора остановиться. Ска ж у лишь об одном. Сейчас я не курю, пью редко, да и то только что-нибудь легкое. Может, только слишком гру бая , но тут причина другая. О ночном подвале вспоминаю, как о чем-то прекрасном. Не йиноваты подвалы, что есть «трудные»! Д о свидания; Ирина». верную дорогу* можно только порадоваться за нее, как мы всегда если снима ем с у 'ж та подростка. И вся кий раз в такие минуты вспо минаются 'все «похождения» и его, подростка, и твои собст- венные. Не сомневаюсь, что и Ирина в свое время кому-то доставила немало хлопот. Мне хочется поспорить с автором письма. Но сначала ска’^ку, в чем я согласна с ним. -Ирина права, утверждая , чтО (Ме все «временные обита тели» подвалов, . оказываются на .е’камье подсу.:^рмых. Со гласна: нередко - в подвалы идут за неизвестным, от «не чего делать» ребята, которых Ирина называет нормальными. Но, судя .по письму, она твер до придерживается позиции, с которой лично я согласить ся не могу. - Д е | |т н к а , зйА гш ая под валы, видит в них всего лишь место встреч подростков, где, скрытые от взглядов взрослых, они самостоятельно познают, по их мнению, таинства жи з ни. А уж потом, познав это, , неизвестное, каждый выбирает свой путь. ' Иными словами, автор отстаивает, если так можно сказать, процесс само- вьыкивания подростка. Ц Ири не, и всем, кто придерживает ся такой позиции, попытаюсь показать цену «самовыжива- ..;В тринадцать, лет Алек- ряд мелких краж . А т ак как особого ущерба подростки ве нанесли, то, исходя из пози- .ции 'Ирины, взрослые должны были просто со стороны на блюдать, рассчитывая на то, что ребята «авось, подрастут и сами одумаются». Немало пришлось п о т р у , литься, чтобы разъединить эту троицу. Первым отошел . от компании Андрей, с Игорем дело обстояло сложнее, но и ему, в конечном счете, удалось открыть глаза на «неизвест ное». Сейчас он учится (кста ти, без «троек») в одном из технических училищ города, в свободное время занимается в мотоклубе областного ' коми тета ДОСААФ, словом, растет хороший парень. • А что же Ролдугин? «Род ство» с 53-й школой не поме шало ему - совершить здесь кражу , после которой он ока зался на скамье подсудимых и понес наказание •— три года лишения свободы (исполнение приговора ^ отсрочеино. чтобы человек сделал выводы и ис правился). В училище Алек сандр не успевал — отчисли ли; поступил в другое, но и там зарекомендовал себя не с лучшей стороны. Уходил из до ма, ночевал в подвалах. Дело Ролдугина было передано иа комиссию по делам иесовер- шеинолетних, родителей оштрафовали. Н а •какое-то время подросток чуть-чуть уго- но получала и уроки доброты, чуткости, взаимопонимания. Всесторонне развитая, с х а рактером, о котором принято говорить «огонь», Лена однажды тоже оказалась в подвале —■ просто так, от не чего дела'ть. Он 'то и подру жил е<> окончательно с Лари- сой. И последовали, как обыч но бывает в таких случаях, уходы из дома, ночевки там , «где много всякой другой, ни кому не нужной мебели...». Там они учились ■всему, о чем пишет Ирина. Д ля Ларисы «паука» за* кончилась двумя годами -ти- шепия свободы за избиение своих Же сверстниц. Суд тож е ■назначил отсрочку по .испол нению приговора, однако «подвальная» жизнь воспитала в Ларисе такую «самостоя тельность, что и скамья под судимых ее не образумила. А Лену... Лену общими уси. ЛИЯМИ удалось вырвать из «подвала». Она поступила в столичный вуз, успешно сдала первую сессию. Й все-таки, от кровенно говоря, до конца спокойной быть за нее не могу. Сейчас многое зависит от то го, с кем она подружится в институте, сумеет лн сама, ли шенная постоянной родитель ской опеки, усвоить уроки подвальной «экзотики». Рассказала эти певыду.ман- ные истории и вновь перечи тала строки Ирининого пись. помогли им?.. Д а , сделать сильным че.човека невозможно, если в нем самом нет этой си лы.. но подать руку слабому, вовремя поддержать его — это долг друга, это принцип на шей жизни. Ио именно его-то и нет. в подвалах, потому что там свои законы, свое пони мание человеческих качеств. Например, увидев .краденное, человек в обычных условиях поспешит сообщить о с л у - . чившемся в 'милицию, а там. в подвале, постараются все на дежно укрыть. В обычной жизни это зовется воровст вом, в той, подвальной, — «зчлением-, дружи ть , ' хр анить Свое письмо Ирина заканчи вает правильными словами; «Не виноваты подвалы, что есть трудные». А ведь их ни кто и не винит, если иметь в виду просто помещения. Речь идет о подвалах (как и о подъездах домов, дворах, под воротнях), как местах, где подростки собираются, чтобы «никто не мешался, чтобы де лать, что хочешь». И так как цена «выживаемости» в т а ких местах очень высока, долг каж дого из нас сделать все, чтобы там , в подвадах, под ростки не теряли того, «что - уж е никогда не найдешь». Л . МЕЩЕРЯКОВА, инспектор по делам несовершеннолетних Советского РОВД. НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, ЗАКОН Из института мы с Ниной вышли вместе. Ей было все равно, куда идти. И мы св'ер- лули в первую попавшуюся улицу. Я попросила Нину рассказать о детстве, ©роди телях, о том, почему она при ехала учиться в Липецк. Го ворила она скупо, отрывочны ми фразами. Детство было обыкновенным, как у всех. Родители? Они любят ее и мечтают о том дне. когда их дочь полошит диплом. Это буг дет большой праздник в с е мье. Ио если они узнают, что произошло, их это убьет... Нина говорит, что характе ром пошла в отца — все в себе держать. Поэтому, о б ъ - . ясияет, на. комсомольском со брании внешне была спокойна, как сказали в группе — ни слезинки не выронила. И вот теперь она шла по улицам го рода. в котором училась ее любимая учительница (поэто му Нина сюда и приехала^ шла я плакала. Город сталей чужим. Первый раз в жизни она осталась без друзей. Без своей группы, где была ком соргом; Вез института, без общежития. Словом, она мно- гое потеряла. И — плакала, плакала. Но я до сих пор не могу точно сказать, было ли это оплакивание потерянного или слезы раскаяния. В тот раз, когда мы ходили по улицам, старались .не про износить это слово вслух. .Пы тались обойти его, заменить другим. Но от свершившегося никуда ие уйдешь. Студентка четвертого курса, будущей педагог, комсорг группы... украла деньги. Рассказывая об этом, ее сокурсники подчерки вали; украла не у кого-ни будь, — у Тамары, соседки по комнате, у которой умерла мама. И те 105 рублей, при- везенньм с собой в общежи тие, — все, что у нее остава- Слушать Тамару тяжело. Перенесшая большое горе, она испытала затем и горькое разочарование, чуть ли не по теряла -веру в людей. Ведь первой о пропаже она поведа ла именно Инне. Та сделала удивленное лицо, расчувство валась и посоветовала немед ленно обратиться в милицию. Узнав о случившемся, де кан факультета вызвал к се бе прежде всего Нину. Как комсорга группы, как старо сту этаж а , как соседку по. комнате. Тем более, что в это время кто-то вспомнил про исчезнувшую французскую тушь, V кого-то пропали серь ги... Декан поставил вопрос так; если не будут возвраще ны деньги, Тамариных сосе дей выселят из общежития. Велюром в комнате долго молчали. Наконец, Нина пр:и- вналась. Почему? Она объяс няет это одним: ж аль стало На комсомольском собрании, где вся группа проголосова ла з а исиючение Нины из рядов ВЛКСМ и из институ та, равнодушных ие было. Все говорили ' взволнованно, с искренним возмущением. С а мой спокойной оказалась Ни на, На лице — ни .тени сму щения. Твердила одно; мне очень нужны были деньги.По* этому взяла. И хотела их по том не:1аиетно вернуть. Многие, совершив против©, законный, бсзнравствеипый по ступок, пытаются оправдать себя. Но не каждый, оправ дываясь, станет обвинять дру гих. А вот Нина обвиняла. Она обижена иа группу, в ко торой все, кроме одной сту дентки, отвернулись от. нее. Как ни странно, обижена ии а Тамару, которая, оказывается, должна была молчать —- ведь вернула же Нина ей деньги! В этих объяснмгиях и обвине ниях — суть характера Нины. ...С первого курса она про явила организаторские спо-. собиоети, была заметной, ве селой студенткой; А как пес ни пела! Но вместе с этими качествами у нее была дру гая черта: ставить себя выше других. И , пожалуй, это было главным. Или другое. Летом поехала не куда-нибудь — в пионерский лагерь. Воспнты - ' вать ребят, отдыхать вместе с ними. А ока;!алась . невоспи- ташгой сама — при пятиклас сниках выражалась нецензур ными словами. ■ И еще одни парадокс. Нина с успехом училась в педагогическом ву зе, абсолютно не чувствуя ин тереса к педагогике. Она от кровенно призналась; «Нет у меня призвания работать с детьми». Тогда почему выбра ла педагогический? «Л мне (5ыло все равно. Родители хо тели, чтобы я получила дип лом о высшем образовании». Привыкшая думать одно, делать другое, она, понимая, что красть — это ужасно, з а лезла в чрсую сумку. Пото- му что быЛа возможность без труда получить сразу почти три стипен,тии. Кстати, нема- лЬважная деталь.- ‘■Тамарина сумка лежала па виду и была открыта. Взяв деньги, Нина ее ш р ы л а . Та1ш люди меря ют-даугих по м бе : у них п сумки всегда закрыты, и ду ши тоже. На бюро факультета Нина просила об одном; оставить ее в комсо.моле. Как бывшего комсорга, ее спросили: «Какое взыскание ты определила бы сама себе?». «Самое строгое»,— ответила она. Видимо, самым строгим сочла не исключение из комсомола, а исключение из института. Тонущий хватается за со ломинку. Это чувствовалось, когда Нива, рассказывая о группе, сетовала на то, что студенты забыли о ее прош лых заслугах, о том, сколько хлопот было у нее в бытность комсоргом. Считала, что уже за это ее можно оставить -в комсомоле. Может, действи тельно дорога ей принадлеж ность к союзу молодежи? Нет, Нина сама призналась: днплом-то' она может получить потом, переведясь на заочное отделение, а в комсомол по пробуй, ' восстановись: поин тересуются, за что исключили — и тогда все пропало. ...После всего случившегося Нина в качестве «наказания» собралась было поехать й с а мую дальнюю сельскую школу. Но. позвольте, за что «нака зывать» таким, с позволения сказать, педагогом, сельских ребятишек? Этот вопрос я и з адала Нине. «Тогда я пойду секретарем -машинисткой, — огвепгла она. — Еще в школе получила эту специальность», (Она очень боится. Что' обо всем узнают родители. П оэто му домой ехать не собирается: «Буду исправляться здесь»). К ак мы и условились, Нина позвонила в редакцию. Пы таясь объяснить, кто ' это, она сбивчиво заговорила; «Это та девушка, которая... "училась в иисгитуте...» Она так и ие смогла произнести то страш ное слово. Нина сообщила, что устроилась работать. И попросила, если будет статья , изменить ее имя. Наетояшее имя у нее дру гое. И мы будем надеяться, что больше ей никогда не по надобится «псевдоним». Ей чуть больше двадцати . Она успеет, если захочет, получить диплом. Но главное — дока зать не право работать в шко ле. Дока зать то,' что стала порядочным человеком, К этой истории в институте отнеслись вот как. После пер вого факультетского бюро, на которое Нина не явилась, ре бята решили известить ее з а пиской. И тут встал вопрос: как писать? «Товарищ т а кая-то?.,» Н о разве можно ее па.звать товарищем? — возму тился кто-то. Бюро, на которое Нина все-таки потом пришла, было солидарно с мнением группы: исключить из рядов ВЛКСМ я ходатайствовать об' исключении из института. Группа, в которой она учи лась, на факультете считается неплохой. Есть и отличники, и общсстветгаки. Суд» по тому. как вели себя в этой ситуа ции неравнодушные люди. Н о тут и возникает вопрос, который пришлось з адать ре бятам: а куда же они смот рели раньше? Сейчас, когда все это свершилось, стали ис кать и нашли в Нине плохое; и двуличие, и желание подав лять остальных. Почему же тогда доверили возглавлять комсомольскую группу тако му человеку? Истоки этого проследить яе трудно. Достаточно посмот реть, как проходят в группе отчетно-выборные, собрания. Всей некогда, все куда-то торопятся. Собрания прово дили в перерывах между лек циями. Звучало традииион ное: «Все остаются на преж них местах? Кто против? Кто воздержа.дся? Единогласно». Таким образом. Нина в чет вертый раз осталась явно не на своем месте. Справедливости ради надо сказать, что это «ЧП» послу жило для группы хорошим уроком. Только очень насторожили слова одного из членов бюро, когда говорили о запоздалом прозрении, о равнодушии. Тот сту д е н т , предложил; «Нам нужна разработка конкретнсь го ряда мер по борьбе с без различием». Вот так-то! Сло во в слово записала в блок нот это выражение. Не за тем. чтобы читатель усмехнулся. Из этого тоже надо извлечь урок. О. ТЕПЛОВА. ■ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА: ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ МНЕНИЕ ВОСПИТЫВАТЬ С О О БЩА в обсуждении проекта р е ф ормы ш колы мне . очень хочется подробнее остано в и ться н а двадц ать ■-восьмом пункте , где говорится о том, что «повыш ение эфф ективно сти воспитания в большой степени зави си т от согласо ванности -усилий и единства требований к учащ им ся семьи , школы , обществен ности и трудовы х коллекти - К созкалению* з а воспита ние детей пока спрашивают только с 'учителей . Казкдого подростка, совершивш его проступок, «склоняю т» на всевоз.моззшых п едагогиче ских совещ аниях и с ем и п а -■ рах . Ш кола , в которой учи т с я провинившийся, под в ер га етс я проверкам . А вот на производстве, где т р у д я т с я родители н ерадивых уче ников, все тихо и спокойно. И д ело не в том- что .туд а , не доходят слухи о случив ш ем ся . Наоборот , об этом умыш ленно молчат; мол, заче.м человеку порядочно му, трудолюбивому, много сил и врем ени отдающ ему работе , напоминать о непри ятном? С ем ейн ая зкизиь — вопрос деликатный , и нечего в нее л ез ть посторонним. Н о к а к часто отличный производственник бывает плохим отцом. ■ Р а з в е мало случ аев, когда человек , доб росовестно работающий , не у д ел я ет вним ания своим д е т ям? А уж если говорить о в зрослых , ч ей м оральный об- лик вы зы вает сомнение, то его детьми интересоваться надо непременно. Мозкет, они плохо у ч а т ся оттого, что п а па приходит домой пьяным , мозкет, они и з дому по в е черам бег>'т и з - з а нёзкелапня слуш ать скандалы . Я не склонен пред.чагать, чтобы з а плохое воспитание детей н ака зы в али лишением премии или понижением в долйшости. П ри ж елании мозгшо най ти м оральны е ме рзл воздействия . Но, р а ту я з а отв етствен ность родителей в воспита нии, я хочу с к а з а т ь о том , что именно ш ко л а долэкна ста ть педагогическим вос питательным" центром . Н е обходимо изм енить ф ормы работы с родителями ,- ш ире знакоми ть их с достизкениями педагогической науки . А д л я этого н едостаточно сове щ аний , н а которых , к а к п р а вило, больш е вним ания у д е ляю т недостаткам — п ер е чи сляю тся двойки , опоздания , пропуски , что не всегда п о м огает дел у . Я думаю , что встречи родителей -и учи те лей должны бы ть н е только по поводу «ЧП » . А почему бы в ш коле н е ус тр аи в ат ь Дни откры тых д верей - д л я мам и пап , в которы е они .смогли бы посетить уроки , посм отреть в ш кольном ки нотеатре ф ильм и вместе с д етьми обсудить его? В такой д ен ь можно и совм е стный трудовой д есант п ро вести, и спортивные сорев- Я . к ак человек , много лет работавш ий с детьми , заметил : если к родителям обратиться с какой -то про сь бой, они охотно соглаш аю тся ее выполнйть. И б ольш ая ошибка учителей з аклю чает с я в том, что ошг избегаю т этой помощи. Классным р у ководителям необходимо п ла нировать такие дела , в кото ры х обязательное участие долзкны приним ать взроелы е. Это помож ет учи т е лям луч ш е у з н а т ь и самих роди те л ей , а роди телям предоста ви т ся возможность лучш е у з н а т ь своих д етей ,— их привязанности , • йнтересы , способности. И. ПЛОТНИКОВ, ш е в е к т о р облоно. ФОТОКОНКУРС «ЛЕНИНЦА» 1 ^ ' - : -)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz